Проповедь в день святителя и чудотворца Николая. Проповедь в канун дня памяти святителя николая, архиепископа мир ликийских, чудотворца Проповедь на память святителя николая

Сегодня мы празднуем память человека, который был богат, но вошел в Царство небесное. Господь сказал – «трудно богатому войти в Царство небесное» (). Но Господь не говорил, что богатому в Царство небесное войти невозможно. Если бы Он так сказал, тогда многие богатые наследники, заведомо без всякой своей вины были бы лишены Царства. Был бы лишен его и царь Неманя, который имел «семь башен грошей и дукатов». Были бы исключены все, кто считался богатым в этом мире, но, несмотря на это мы читаем их имена в церковном календаре.

Нет, братья мои, благой Господь никого не лишает Своего Царства, ни перед кем из ищущих вечной жизни, какого бы звания он не был, вечной не затворяет врата. По неизреченному человеколюбию хочет, что все спаслись, и никто никому не может помешать спастись, если сам себе не помешает.

Богатому трудно войти в Царство не потому что он богат, а потому что редкий богатый может победить искушения, исходящие от богатства. Редкий богатый может удержаться от злоупотребления богатством, мало на свете богатых, которые на свое богатство не купили ад вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, кто не прилепился сердцем к богатству и не отпал от Создателя. Мало, но такие были. Трудно богатому войти в Царство небесное , но некоторые вошли. Вошел святитель Николай, вошел царь Неманя, вошли другие. Богатство не помешало, а даже помогло им войти в Царство и в календарь святых, ибо они употребили его во славу Божию и для спасения ближних. Обладая богатством, внутренне они были свободны от него. Все, что они имели, они считали Божиим имением, а себя рабами Божиими и казначеями чужого достояния, которым они распоряжались и раздавали согласно евангельским заповедям. Так они спасли свои души и помогли спастись другим. Это мужественные души, которые не дали богатству победить себя, но сами стали его победителями.

Помимо земного сокровища святитель Николай обладал еще тремя сокровищами, превосходящими по цене земные – сокровище веры, сокровище правды и сокровище милосердия. Раздавая, из любви к Христу, свое богатство бедным он сам обеднел. Но те три сокровища умножались в нем до конца его земной жизни, чем больше веры отдавал он людям, тем богаче становился, чем больше ревновал о правде Божией, тем полнее становилась его душа, чем больше милосердия изливал он на людей, тем мягче становилось его сердце. Вера, правда и милосердие, вот небесные сокровища, которые от отдачи умножаются. Вера, правда и милосердие, вот три сокровища святителя Николая, которые он оставил в наследство Церкви и которые остаются нерастраченными. Это тройное сокровище оставил святитель Божий в наследство и вам, поминающим и прославляющим его сегодня. Знайте, прославляющие святого Николая, что ему приятнее отдать вам, нежели принять от вас.

Вера святого Николая была чиста как хрусталь и крепка как алмаз. Он доказал это в Никее, когда подвергая опасности собственную жизнь, защитил от еретика.

Правда Божия в святом Николае была яркой как солнце. Он показал это, когда не дал палачу казнить трех невинно осужденных мужей. Святитель подбежал и успел собственной рукой вырвать меч из рук палача, снова ставя под угрозу свою жизнь.

А милосердие святого к нищим и убогим было подобно милосердию Христа. Он раздал как милостыню все свое имение, как правило, делая это в тайне, обрекая себя на голод и бедность.

Но этот великий раб Божий не страшился ни еретиков, ни палачей, ни голода. Он твердо знал, что Всевышний внимателен к Своим верным слугам, так и было, Всевышний защищал его до конца жизни и так прославил его после смерти среди ангелов и людей, как прославлял немногих.

Но кроме трех великих духовных сокровищ – веры, правды и милости, святой Николай имел неисчерпаемую ризницу духовных благ, в ней были сокровища кротости, воздержания, поста, молитвы и смирения. Эту ризницу переполненную духовными и нравственными сокровищами оставил дивный святитель Христов в наследство вам, православным христианам. Сегодня эта ризница широко распахнута и ее сокровища открыты для вас. Угодник Божий примет от вас и свечи и молитвы и славский хлеб не в дар, а в благодарность. Он сам сегодня предлагает вам свои дары. Если вы примите их, то и он примет вашу благодарность, но если вы его дары отвергнете, то и он ваши отвергнет. Смотрите, чтобы не презрели вы тех даров, которые предлагает вам этот богач Христов.

И еще запомните, и возрадуйтесь – святитель Николай не писал книг, не проливал мученически крови за Христа, и все-таки, он почитаем больше многих святых, мудрые писавших книги или мученически пострадавших за Христа. Тайна сия велика и чудесна. Это дело промысла Божия, этим благой Господь хотел показать, что Он вводит в Царство Свое не только мудрых богословов и мучеников, но и бесчисленный сонм добрых душ, хранивших истинную веру и исполнявших заповеди Божии. А таких среди верующих было и есть множество, среди тех, кто не говорил, а делал, не писал книг, но дышал Духом Божиим. Правда, мудрые богословы и мученики многочисленны, но все же они в меньшинстве по сравнению с великим множеством тех последних, прославленных не как богословы и мученики, а как молчаливые и верные рабы Христовы, как святой народ Божий.

Святитель Николай – народный святитель, совершенный образ тех, кто, слыша слово Божие, спешил исполнить его и научить своим примером других. В этом причина того, что угодник Николай почитаем более многих святых учителей и мучеников. Это основание для того, что посвятила ему кроме этого дня, который празднуем мы сегодня, каждый четверг каждой недели года, наряду со святыми апостолами, ему – Николаю Мирликийскому чудотворцу.

Богу нашему слава, святителю Николаю честь и похвала, а всем вам мир и здравие и радость и благословение на веки. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

С праздником!

Нам, православным христианам, естественно и привычно переживать Божьи праздники в храме. Торжественно, красиво, даже высокопарно. Мы наследуем Богослужение, которое сложилось очень давно. И в нем много различных традиций, в частности, и традиции храма Святой Софии в Константинополе – императорского собора древней Византийской империи. И вот эта пышность, торжество императорского Богослужения доносится до нас в наших православных Богослужениях даже в простых сельских церквях. И нам это привычно, понятно, и даже объяснимо умом. Пред кем предстоим мы? Устами пророка скажем: пред «Богом богов», пред «Господом господствующих», пред «Царем царствующих», пред «Владыкой владык». Поэтому достойно и праведно, чтобы церковное служение было не по духу, не по букве императорского Богослужения, а много выше, много торжественней. Не пред земным царем стоим – пред Небесным! Перед Которым в страхе предстоят (как сказано в церковных молитвах), закрывая лица свои, ангелы. Но, несмотря на это понятно, близко нам торжественное, церемониальное Богослужение.

Тем не менее, есть такие дни у нас, у православных, когда вся эта пышность и красота, никуда не деваясь, становится, как бы другой. И наше православное Богослужение и церковные молитвы становятся до умиления, до какой-то сладостной сердечной боли, очень простыми, близкими. И это связано не с особенностями православного Богослужения, а с особенностями того, что мы переживаем в эти дни. Один из таких дней – сегодня. Мы переживаем память святителя и чудотворца Николая, который для нас не просто величайший святой, а свой, родной, близкий. Вроде бы он недосягаемый в своей высоте, но для нас он такой близкий. Образ земной жизни святителя Христова, образ его любви к человеку – это и есть то, что делало его на земле таким родным.

Для нас, православных, естественно искать в Боге духовную красоту и свершения духовного, удовлетворение своих духовных нужд, но, как ни странно, мы читаем в Евангелии, что, когда Христос Спаситель придет Судом Своим второй раз в этот мир (по Его пришествии мы, кто доживем, преобразимся, а мертвые воскреснут), Он не спросит нас, какой духовной высоты мы достигли, какие молитвенные состояния мы прошли, какой силы благодати ты коснулся. Он скажет другое и спросит о другом. И эти слова Он нам уже заранее «анонсировал». Он скажет очень простую фразу: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф: 25:35-36). «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25: 37-39). «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:40). А нам, многим стоящим из нас по левую сторону от Него Он скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41-43). И тогда мы скажем: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25:44). «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:45). А дальше в Евангелии написано: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46). Вот не о духовных высотах спросит нас Господь, а о таком, казалось бы, очень материальном и земном. Но, мои дорогие, если вникнуть глубже в эти слова, а материально ли это земное? Помочь человеку в его нужде, есть это выражение любви Богоподобной, но только явленной не мечтательностью, а реальным делом. В этом и есть Богоуподобление.

Почему мы сегодня вспомнили об этом? А память того, кого мы сегодня совершаем, заставляет нас об этом вновь и вновь вспоминать. Вот он и на земле был таким, и сейчас таким пребывает. Не дошли до нас ни писания святителя Николая (скорее всего ничего он и не писал), ни писание его проповедей – лишь скупые обрывки памяти того, как он делом являл любовь тем, кто в этом нуждался. И как сегодня пелось в кондаке церковном, в конечном итоге «душу положил за други своя». Что поражает? Поражает не только то, что, когда мы обращаемся к святителю Христову, просим его и о спасении своей души, и об очень земных проблемах, и Господь за его молитву дает нам это. Но поражает даже не это. А то, сколько свидетельств приходится слышать! А многие из нас пережили на себе, когда никто его не призывал, никто не просил ни о чем, а он сам, являя свое милосердие, помогал нуждающимся.

Пример, известный в истории, и который в разные времена проявлял себя. В Киеве, хранится образ святителя Николая, который очень почитается. У него странное, смешное название: «Никола Мокрый». Странное такое название. Почему? Киев и раньше был большим городом, стоит на берегу Днепра, а моста между берегами не было, как люди попадали с одной стороны на другую? Чаще всего лодками. На этом некоторые подрабатывали. И вот такой факт. Молодая семья, даже имен их не сохранилось, простые киевляне, однажды решили съездить к родственникам, навестить их. Переплыли на лодке, заплатили и на другой стороне у кого-то гостили. Засиделись, да долго. Возвращаться решили домой. Семья молодая, с маленьким ребеночком. Они уже подошли к реке, а никого нет, кто бы их перевез, а лодки на привязи стоят. Недолго думая, они отвязали одну лодку, сели и поплыли. Хозяин гребет, жена сидит рядышком, и получилось так, что они положили ребеночка на корму лодки. Доплыли. Выходят из лодки, а ребенка нет. Страшная догадка – упал. Кинулись в воду. Но было темно, ночь. Ну, побултыхались, в ужасе, в кошмаре вылезли. Пришли домой, сколько уж можно бегать-то... Никакой радости, все перевернулась одним днем. И сна нет. С утра побежали на берег – нет ничего. Прошелся слух об этом происшествии. И вдруг к ним бегут: «Сходите в церковь, там около иконы святителя Николая ребенок какой-то плачет, он весь мокрый, как из воды вынутый». Когда они побежали, не веря в чудо, они увидели около иконы святителя Николая свое родное дитя. Они не просили его, они не молились, у них даже мысль о молитве вышибло, когда такое горе произошло. Вот это потрясающий факт. Это было давно.

А недавно был такой факт, который получил огласку в Русской Православной Церкви. Не так давно в Москве, мальчик выпал с высокого этажа. В доме были гости и просто не заметили, как он выпал. И когда отец увидел, что ребенок выполз на балкон, зашел и увидел, что его там нет… посмотрел вниз, а он там... Не помня себя, бегом спустился вниз, а тот сидит и играет. Он и говорит: «А я на балконе был папа, посмотрел вниз, а там так хорошо, и я прыгнул и полетел, а потом меня дедушка поймал и сказал: играй…» Когда они пришли домой, застолье продолжилось, но сына от себя папа не отпускал. Позже сын стал тянуть его в комнату к деду с бабкой. Показывает на икону Николая Угодника и говорит: «Вот этот дедушка меня поймал». Эти факты можно продолжать до бесконечности.

Мы молимся святым, они с любовью молятся о нас, и Господь совершает изумительные факты. А в святителе Николае мы видим, что его и не просят, да он сам идет навстречу нужде человеческой. Мы сегодня чувствуем в церковной службе дух простоты, это бывает только там, где есть любовь. Скажем словами акафиста: «Ничто же равно» его любви к нам. Она выше, она сильнее, она искренней. И, слава Богу, что такой светильник, мы с вами знаем, и который близко к нам.

С праздником всех!

В этом храме, который посвящен великому Угоднику Божию Святителю Николаю, совершается служба, сегодня престольный праздник этой святой обители, Господь сподобил нас великим утешением именно здесь совершить Литургию и помянуть всех верных Христу, и предстоять пред Богом, и возносить Ему молитвы, и получить благодать и утешение. Выше и больше радости и утешения нет для православного человека, чем со вниманием, благоговением и страхом Божиим предстоять за Божественной Литургией. Потому что Божественная Литургия есть Рождество, Жизнь, Страдания, Воскресение и Вознесение Самого Спасителя нашего Иисуса Христа, Которого мы каждый раз воспоминаем и участвуем, и просим, чтобы и нам идти этим же путем, ведущим в Царствие Небесное. Сегодня вы слышали за Божественной Литургией Евангелие, в котором повествуется о том, как Господь в праздник пришел в Иерусалим, пришел на общую купель, где омывали жертвенных животных. И где совершалось чудо: один раз только в день в силу того великого заступления и знамения Креста Господня, дерево которого пребывало над этой купелью, Господь давал человеку, который хотел исправиться, исцелиться, исповедовал грехи свои, и после покаяния бросался в воды Силоамской купели, и выходил оттуда исцеленным, каким бы он недугом не страдал. Пришел Господь и увидел человека, который тридцать восемь лет лежал у купели и не получил исцеления. Разные люди толкуют этот эпизод немножко различно. Есть такая версия, что этот человек не особо старался, ждал, чтобы его кто-то поднес к купели. Может быть, сил, или рвения, желания не хватало ему. И Господь увидел, что он немощен не только телом, но и душой, ему не хватало дерзновения. И увидел, что он так никогда и не найдет в себе этих сил, и пожалел его и сказал: «возьми одр свой и иди». И он поверил словам Христовым, взял свой одр и пошел здоровым после тридцати восьми лет немощи. И вот когда увидели его фарисеи, спросили: «Кто есть исцеливший тебя?» И он не мог сказать, потому что Христос исцелил его и пошел дальше, как ни в чем не бывало. Не ожидал почестей, похвалы, чтобы на Него обращали внимание. И когда потом Христос увидел его в храме, они встретились, Господь сказал ему: «иди и больше не греши, старайся быть благодарным тому чуду, которое над тобой произошло». И он пошел сразу и сказал фарисеям: «вот исцеливший меня Христос». И они Его осуждали и упрекали в том, что Он нарушил субботу, потому что в субботу не должно ничего делать.

Сегодня мы услышали еще про два момента исцеления, когда Петр исцелил по слову Божию, по благодати Божией, Энея и восставил умершую уже Тавифу. И эти эпизоды не бессмысленно прозвучали сегодня в церкви для нас. Потому что, может быть, мы являемся и здоровыми телом, или не очень здоровыми, но, по крайней мере, мы ходим, можем двигаться, можем видеть, можем слышать, но очень часто мы с вами, братья и сестры, будучи здоровыми телом и имея возможность делать многие добрые дела, мы пребываем, как тот расслабленный у купели, потому что не стремимся делать дела Божии, не стремимся восстать от одра. Нам не хватает дерзновения, нам не хватает решимости сказать: «Господи, вот столько лет я прожил, столько грехов я совершил, помоги мне сегодня начинать другую жизнь, начинать жить не только для себя, а может быть, хотя и для себя, мы и себе не делаем ничего хорошего, но жить для людей, жить для славы Твоей, начинать делать дела, через которые бы прославлялось имя Твое.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господи братья и сестры, всех вас сердечно поздравляем с этим великим праздником – днем памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца, с праздником всегда очень радостным, теплым. Какие бы ни были наши жизненные испытания, всегда этот праздник сглаживает все, потому что мы знаем и верим, и ощущаем, что он еще один молитвенник, еще один реальный ходатай в жизни тех, кто к нему обращается с верой, надеждой и любовью, а таких, наверняка, миллионы. Нет такого храма, нет такого дома, где бы не было иконы святителя Николая.

Все мы знаем о его дивном житии, о его подвигах. И хотелось всего несколько слов сказать на одну тему, которая преподносится нам святой нашей матерью Церковью в тропаре, посвященном святителю Николаю. В этом тропаре Церковь называет его «правилом веры». И каждому из нас надо задуматься о своей вере и просить святителя Николая об укреплении этой веры.

Апостол Павел говорит, что “вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11:1) . И наградой за эту веру, есть возможность увидеть когда­нибудь это невидимое тем, кто до конца пронесет ее, эту веру в своем сердце, и, мало того, будет молиться об укреплении этой веры и стараться об ее умножении. Как апостолы молились: “Господи, умножь в нас веру”, как отец одного болящего ребенка молился: “Верую, Господи! Помоги моему неверию” (Мк.9:24) . Потому что, с одной стороны, вера – это дар Божий, с другой стороны это и труд человека по укреплению в себе веры. Движение навстречу Богу – это двоякий процесс, потому что без почвы ничего не бывает, сначала малюсенький фундамент должны положить мы сами.

Один из знаменитых протоиереев сказал: “Все последователи Христовы назывались не иначе как учениками, и ты, если не хочешь учиться вере, то ты и не последователь Христов. Ты и не ученик Его. Я даже не знаю, как и кем ты называешься”. Апостол Павел, обращаясь к ученику своему Тимофею, говорит: “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя” (1 Тим. 4:16).

Однажды я приехал к великому старцу Украины, уже ныне покойному схиархимандриту Зосиме, которому тогда было 56 лет. Он мне сказал: “Ты знаешь, Мелхиседек, а я до сих пор учусь, и учусь всю жизнь. Еду в какой­нибудь монастырь, замечаю там что­нибудь хорошее, еду в какой­нибудь храм, спрашиваю: “Есть ли у вас какие­либо благочестивые обычаи”. О. Зосима служил в глухой деревне, в с. Никольское под Донецком, в Москве у него был помощник, который все вновь изданные книги покупал и отсылал ему, так что его келья всегда была завалена книгами. Он смотрел на них и говорил: “Мечтаю, когда пойду на пенсию, буду их читать, а сейчас только пролистываю”. До пенсии он, конечно, никакой не дожил, в 59 лет “сгорел в Церкви”, в том смысле, что вся его жизнь была посвящена Церкви, и он, не жалея себя, служил день и ночь, будучи очень больным человеком. И в 59 лет этой опоры Церкви, опоры Украины, не стало. Ему было 56 лет, а он говорил: “Всю жизнь учился”. У нас один человек прочитает какую­нибудь книжку и думает, что он уже все знает и может учить других. Все знает только невежда.

В наш храм пришла одна детская группа – первоклассники. Пришли вместе с учительницей. А учительница была проста сердцем, но очень богомудрая, потому что только “чистые сердцем Бога узрят”. Не просто книжная начитанность делает человека крепким в вере, а нравственная жизнь. Чудак, даже прочитав сотню книг, чудаком и останется, если ничего из этих книг не исполняет и не делает в жизни. Нам святые отцы дали девиз: “Исполняй то, что знаешь и откроется то, чего не знаешь”. А у нас в одно ухо влетело, а в другое вылетело, потому что мы ничего из того, чему учат нас святые отцы, не знаем и не делаем. Мало того, спроси сейчас кого­нибудь из стоящих в храме простую, элементарную вещь: знание нашей веры. И не надо далеко ходить: Символ веры – знаете ли вы наизусть. Я не буду просить, чтобы подняли руки, кто знает, чтобы не упасть с амвона. Большинство только читают, а надо его знать наизусть, чтобы он стал неким стержнем нашей жизни.

Есть катехизис митрополита Филарета (Дроздова), в нем изложен потрясающий синтез веры святых отцов. И самое главное: нужно вникать в нравственно­практические вещи, существующие в нашей Церкви. Что значит Церковь, богослужение и его символика, смысл икон, смысл облачений, порядок и исполнение богослужения, смысл Символа веры, смысл заповедей блаженств, заповедей Моисея, смысл и толкование молитвы “Отче наш” ­ все это растолковывается святыми отцами, и сейчас эта литература доступна. Но только всегдашняя “нехватка времени”, всегдашняя “занятость” не дает нам этого читать. На телевизор, на какой­то сериал времени у всех хватает, а это каждый день один час. А если бы этот час был бы посвящен Евангелию, был бы посвящен книгам, то мы сами были бы уже профессорами богословия.

Так вот, приходят первоклассники в храм вместе с учительницей, стоят, разглядывают стены и говорят: “А что это такое?”. А около Крестилки у нас изображена фреска «Тайная вечеря” знаменитого греческого художника и иконописца 14 века Панселина. Дети смотрят и говорят: “Татьяна Ивановна! А кто это?”. И она говорит: “Это Иисус Христос с учениками”. Они отвечают: “Татьяна Ивановна! Какие же это ученики, когда у них бороды?”. А она говорил: “Бог – бесконечен, и поэтому христиане учатся вечность, т.е. всю жизнь”. ­ “Поняли. А это – ученики?” ­ “Ученики”. – “А почему их тогда так мало?”. А учительница и говорит: “А вот среди вас послушных детей много?” ­ “Нет”. “Ну вот, и за Ним ходили только послушные, а послушных, по жизни, меньше, вот их и так мало. Зато все послушные”.

Вот эта сердечная искренность, такая глубина духовной мудрости, конечно, дается человеку, который вникает в смысл веры и пытается по ней жить. Мы должны еще знать, что способствует умножению веры. Расскажу вам из личного опыта.

В повседневной жизни, если нет каких­то особых испытаний, трудностей, сложностей, все течет своим чередом, и за это слава Богу. Но мы как­то не особо замечаем силы и действенности молитвы, потому что именно молитва, искреннее обращение к Богу и ответ на эту молитву, способен умножить и укрепить эту веру. Но я заметил: паломничество по святым местам укрепляет веру. Почему? Потому что сложно все сочетать и транспорт, и какие­то неудобства. Но, (и это бывает почти в каждую поездку) чувствуешь особую силу Божию: автобус к автобусу, поезд к поезду, опаздываешь на 20 минут, а водитель, хотя и должен был уехать, в это время меняет колесо. И он задерживается именно на те 20 минут, на которые мы опоздали. А в это время все паломники читали Акафист святителю Николаю. И так каждый из нас может вспомнить большое количество ситуаций, когда все вроде бы было сложно, но вдруг незаметным дивным образом сложилось одно к одному. И мы уже здесь видим, что это не простое совпадение, это не простые случайности, а это ответ на наше молитвенное обращение, на наше молитвенное воздыхание к Богу.

Святитель Николай не только был глубоко верующим человеком, дышал Небом, дышал Церковью, дышал Богом, но он еще и помнил слова апостола Иакова, который говорил, что “вера без дел мертва?” (Иак 2:20). И свою веру в Бога он выражал, доказывал, он жил этим, он жил интересами других людей. Он служил им, помня заповедь Христа Спасителя: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд” (Лк 6, 36).

Свт. Николай подражал Спасителю в этой добродетели – добродетели милосердия и жертвенной любви.

Вот так надо подражать ему в своей жизни. Не только в крепкой вере, но и в жертвенной, самоотверженной любви. И среди нас, прихожан этого святого храма, есть такие люди, которые живут этой крепкой верой, живут этой самоотверженной любовью ближним. В прошлом году в нашем храме состоялось награждение преподавателя Радонежской гимназии Елены Борисовны Рогожиной орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени, за труды по устройству и поддержанию молитвенно­трудового лагеря православной гимназии “Радонеж” при Свято­Введенской Оптиной Пустыни. И многие хотели бы спросить: “А почему именно ее наградили, а как же я? Не одна она так подвизается и трудится. Я тоже что­то там незаметно, а иногда и заметно, делаю для Церкви, и никто меня еще пока не заметил. Чтобы мне такого сделать, чтобы заметили?”.

Сейчас я вам расскажу, что надо сотворить, чтобы заметили. В 1946 году открылась Троице­Сергиева Лавра. Монахи до этого были разогнаны, а в 1946 году всех стали собирать в Лавру: убогих, больных, слепых, немощных стариков из тюрем, из лагерей, после войны. И в основном это были престарелые иеромонахи с беленькими крестиками, т.е. с крестами, которые даются священнику при рукоположении в начале его священнического пути. Потом уже даются некоторые награды: золотой крест, после серебряного крестика, потом священник награждается крестом с украшениями, потом митрой, игуменством, архимандритством и т.д. Обычно по времени все это очень растянуто: когда митру на голову надевают, священник уже очень стар. Но в Троице­Сергиевой Лавре, чтобы поднять ее авторитет, начали быстренько этих стареньких иеромонахов награждать: игуменством, крестом с украшениями, архимандритством, митрой. Прошло пять лет и в Лавре появилось и десять архимандритов, и двадцать игуменов. В общем, собрался некий церковный “генералитет”. И вот умирает старенький иеромонах. Приходят к игумену и говорят: “Батюшка, вот у нас такой­то умер” ­ “Как жаль, а что болел?” ­ “Да, болел очень” ­ “Ну а как его хоронить­то будем, митра то у него есть, в чем хоронить?”. А ему говорят: “Отец наместник, какая митра? У него так и остался серебряный крестик, а больше ему никаких наград и не дали” ­ “Как это так, не дали?” Т.е если перевести на наш современный язык, то умер лейтенантом. “А как же так, у него никаких наград нет?”, спрашивает игумен монастыря у благочинного. А тот отвечает: “Знаете, он такой неприметный был, такой неприметный был, что мы и забыли”. Потому что приметные сами о себе напоминают. Похоронили этого иеромонаха, наместник пожалел, что ничего не успел сделать для него, почтить вниманием, и по истечении 9 дней ему снится сон. Торжественный благолепный храм, открытые Царские врата, старенький, умерший иеромонах в благолепных священнических ризах, с крестом с украшениями, с митрой. Отец наместник смотрит на него и говорит: “Отец Сергий, а кто это вам все дал?”. А тот от стеснения надвинул митру на самые глаза, голову опустил и говорит: “Отец наместник, отец наместник, простите меня, это… это… это мне все здесь дали”. Где дали? В Царстве Небесном!

Поэтому не будем переживать, не будем волноваться: мы все делаем для Бога! А Бог в долгу ни перед кем не останется. “Живи попроще, ­ говорил старец Лев Оптинский, ­ Бог тебя не оставит”. Это очень ценно, что над нами есть милосердный, справедливый, любвеобильный, наидобрейший Господь. Каждому из вас желаю трудиться добрым подвигом веры, тихим и неприметным, чтобы и мы с вами получили небесную награду, сподобились войти в Царство Небесное, в эту ликующую, никогда не кончающуюся радость. И всех вас еще раз поздравляем с этим великим праздничным днем – днем памяти святителя Николая Мирликийского чудотворца. Аминь.

игумен Мелхиседек

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Семьсот лет почивало святое тело великого святителя и чудотворца Николая в том великом месте, где жил он, где протекала вся его великая и святая деятельность – в Мирах Ликийских.
Но вот чрез семь веков попустил Господь быть бедствию на страну греческую: с разных сторон устремились на нее кочевые народы, и народы мусульманские разгромили, уничтожили почти все города Малой Азии, вырезали все мужское население, увели в плен женщин и детей. Разрушили и осквернили и Миры Ликийские, где почивали мощи святителя Николая.
Господь не восхотел, чтобы мощи великого святителя оставались в поруганном месте, под властью неверных.
И вот явился во сне святитель Николай одному святому пресвитеру, жившему в городе Бари, в Южной Италии, на берегу Адриатического моря, и повелел ему от имени Божия перенести мощи свои в этот град из Мир Ликийских; повелел возвестить об этом всем гражданам города и всем священникам.
Возвестил пресвитер священникам, возвестил народу города Бари, и избрали они из своей среды наиболее достойных, наиболее чистых по жизни людей и послали их в Миры Ликийские, чтобы привезти оттуда мощи святителя Николая. Нагрузили они корабль свой пшеницей и плыли под видом купцов; прибыли в Антиохию, распродали пшеницу и поспешили в Миры Ликийские. И пришли в церковь, в которой почивало тело святителя Николая и нашли там четырех монахов, спросили их, где мощи, и, получив указание, взломали пол над гробом святителя, изнесли этот гроб и перенесли на один из своих кораблей. Два монаха последовали за мощами, около которых они постоянно дежурили, а двое остались в Мирах.
Почти месяц плыли они по Средиземному морю и прибыли в город Бари 9 мая в день воскресный, вечером.
И все население города, как один человек, встретило святые мощи с зажженными свечами, с пением священных песнопений; и положены были мощи святые в храме Иоанна Предтечи и почивали там три года, пока не была выстроена новая церковь во имя Святителя Николая.
Тогда пригласили граждане Бари папу Римского Урбана, чтобы прибыл и перенес мощи святые из церкви Иоанна Предтечи в этот храм.
Это было также 9 мая, в нынешний блаженный день.
Уже тогда, когда только прибыли в Бари мощи святителя, немедленно начались дивные чудеса от гроба его.
В течение трех дней получили исцеление 111 человек, одержимых самыми различными болезнями.
Тогда святитель Николай явился во сне одному иноку святой и чистой жизни и сказал: «Вот я пришел к вам, по Божию повелению пришел, и вот уже исцелил 111 больных. Не престану исцелять и впредь».
Вот это событие и празднует Святая Церковь с тех пор в сей святой день. Она празднует его с великой радостью, с великой славой, и эта слава, эта радость и ликование, ярко отражены в тропаре праздника, которые слышали вы ныне: «Приспе день светлого торжества: град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными; днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, и разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае».
Великим, весьма великим событием, какое торжествуют все христиане мира, изображается в этом тропаре перенесение мощей святителя Николая.
Весь мир и доныне свято чтит эти мощи, весь мир христианский. Он чтит их, потому что по повелению Божию перенесены были эти мощи из Мир Ликий-ских, потому что сам святитель, по слову его, пришел в град Бари в мощах своих, в теле своем.
Мир православный и мир римско-католический почитают святые мощи не только святителя Николая, но и весьма многих великих святителей, и мощи всех святых мучеников.
Это особенность истинной Церкви.
Этого почитания нет в тех христианских общинах, которые отошли от единства с православной и с римско-католической Церковью, этого почитания нет во всех церквах протестантских, в лютеранской церкви, нет у всех сектантов, это почитание составляет особенность православного и римско-католического исповедания.
Протестанты и сектанты нападают на нас за наше почитание святых мощей, считают делом не только недопустимым, но и греховным воздавать честь мертвым останкам святых. Что же скажем мы в защиту нашего православного и римско-католического почитания мощей святых? Скажем то, чего не понимают сектанты и не хотят понять и протестанты.
Я говорил вам только в прошлое воскресенье о бессмертии, о воскресении тела человеческого.
Я говорил вам, объяснял вам, что естество человеческое трехчастно. Это естество состоит из тела, души и духа. Я разъяснял вам, что такое душа и что такое дух, я разъяснял вам, в каких отношениях находятся душа и дух к телу, и если восприняли вы то, что говорил я вам, если поняли надлежащим образом, то поймете и сегодня, почему мы почитаем мощи святых.
Если существо человеческое трехчастно; если между телом, душой и духом существует теснейшая связь, обусловленная их взаимодействием, взаимодействием между телом, душой и духом; если едина и нераздельна жизнь духа, души и тела; если святой дух и душа праведная оживляют тело, то вследствие этой неразрывной связи между духом, душой и телом свято и само тело. Оно становится причастником святости духа.
Если даже стеклянный сосуд, содержавший долгое время благовонное вещество, надолго, надолго сохраняет благоухание этого вещества, даже по опорожнении от него, неужели не понятно, что тела святых мучеников, живших в тесном единении с духом – со своим духом, со святой душой; тело, которое, по словам святого апостола Павла, стало храмом Духа Святого, неужели не понятно, что это тело тоже свято, ибо свят храм Духа Святого.
Итак, всякое тело святого человека не только при жизни его, но и после смерти, даже всякие останки тел святых людей, даже кости их суть носители святости умерших святых: они тела святые, они освящены их святым духом.
А если так, то не должны ли мы относиться с великим почтением, с благоговением, даже с трепетом ко всем останкам святых?
Смеем ли мы забывать, как много чудес и исцелений истекает от гроба и мощей святых мучеников, преподобных, пророков, апостолов и святителей?
Смеем ли забывать, сколько чудес знаем мы от мощей святителя Николая?
Смеем ли забывать о весьма недавно происходившем: как прославились мощи великого нашего преподобного Серафима Саровского?
Смеем ли забывать о том множестве дивных чудес, которые сопровождали перенесение святых мощей преподобного Серафима?
Знаем мы, что гроб святителя Николая, содержавший его святые мощи, когда вскрыли его приехавшие за ними посланные из Бари, оказался полным благовонного мира.
Знаем, что мощи многих других святых, например, великомученика Димитрия Солунского, всегда источают миро, почему и называются они мироточивыми.
Можно ли это игнорировать, можно ли игнорировать те великие чудеса, которые совершаются от мощей святых?
Знаете ли вы о великом чуде, которое произошло во время IV Вселенского Собора, на котором обсуждалась ересь монофизитов? Поделился Собор на две части: одни признали учение Евтихия еретическим, другие склонились принять его, как правильное. Собор происходил в Халкидоне, в храме, где почивали мощи св. великомученицы Евфимии. И решили предоставить спор на решение Божие через св. великомученицу. Было написано два свитка: на одном учение православное, на другом учение монофизитов. Открыли гроб великомученицы, положили на грудь ее оба свитка и закрыли гроб печатями. Три дня усердно молились все Отцы Собора, чтобы чрез святую великомученицу открыл Бог, где же правда. На третий день сняли печати, подняли крышку и увидели дивное чудо: свиток, на котором было написано учение монофизитов, лежал на ногах великомученицы, а второй свиток держала она в руке и, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху Константинопольскому.
Если такие дивные чудеса творятся от мощей святых, то как же нам не чтить мощи, как в останках святых не чтить их самих, живших в этом теле до кончины своей?
Как не чтить, как не воздавать поклонение этим мощам, даже этим самым останкам, если святы они, если освящены Духом Божиим, обитавшим в этом умершем теле?
Как не воздавать почестей им, как не радоваться всем сердцем прославлению мощей?
Вы же знаете, что даже люди мирские, совершенно чуждые Церкви, оказывают великое почтение не только памяти и останкам людей, совершивших великие земные дела, дела человеческие, знаете, что сохраняют все то, что принадлежало им, устраивают музеи, в которых собирают все связанное с памятью великих мира – все вещи, принадлежавшие им, все документы, связанные с их деятельностью.
Нам ли не сохранять останки одежды Серафима Саровского, нам ли не хранить их с честью, как храним их здесь, в этом ковчеге, нам ли не хранить все вещи, принадлежавшие ему, нам ли не хранить останки от вещей других угодников Божиих? Нам ли не воздавать честь и хвалу их святым мощам? Нам ли не воздавать честь и хвалу святым?
Конечно, наше почитание весьма отлично от той чести, которую воздают в музеях почитаемым великим мирским людям.
Да, мы кадим пред мощами, преклоняем колена, лобзаем эти гробы; мы у мощей святых молимся тем, кто некогда жил в этих телах, и получаем, нередко получаем просимое.
Нам ли не почитать мощи святых, особенно таких святых, каким был великий Николай, чудотворец Мирликийский?
Будем же смиренны, не будем смущаться грубыми нападками со стороны неверующих, со стороны протестантов и сектантов, насмехающихся наш нашим почитанием святых мощей.
Будем заботиться о том, чтобы и наши тела в свое время стали мощами, святыми мощами. Надо вам знать, что в песнопениях погребальных бренные останки всех христиан именуются мощами, тем же словом, которым обозначаются тела усопших святых, потому что все христиане освящены Духом Святым, потому что в них обитает Дух Святой, потому что должны они быть храмами Духа Святого.
Помните же это и со страхом совершайте ваш жизненный путь: бойтесь осквернить ваш храм телесный, который должен быть храмом Духа Святого…
Живите так, чтобы по смерти вашей и ваши бренные останки назывались мощами, даже святыми мощами.
Аминь.
22 мая 1949 г.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...