Презентация ко дню рождения котеночкина. Сценарий внеклассного мероприятия "мульти - пульти - чудная страна"

20 июня 2012 года исполняется 85 лет со дня рождения художника-мультипликатора и режиссера-постановщика Вячеслава Михайловича Котеночкина. Именно он является автором культового мультсериала про Волка и Зайца «Ну, погоди!», вошедшего по версии IMDb в пятёрку лучших советских и российских фильмов со средней оценкой 9,0 (из 10). Также Котеночкину принадлежат такие работы, как «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Старая пластинка». Интересен тот факт, что Котеночкина в СССР считали миллионером, в связи с колоссальным успехом «Ну, погоди!» в прокате. Наяву из всего этого правдой были только сборы от мультфильма и популярность у зрителей всех возрастов. Потому что 90% дохода от проката шло государству, а оставшиеся 10% - Госкино. Если приглядеться к историческому контексту, свои лучшие работы Котеночкин создавал практически одновременно с кукольным циклом Романа Качанова про Крокодила Гену и Чебурашку и рисованным Винни-Пухом Федора Хитрука. Всеми названными работами, а также их авторами отечественная анимация до сих пор не перестает гордиться.



В годы войны Котеночкин проходил обучение в артиллеристской школе, а после войны, когда пришло время выбирать профессию, увлечение рисованием сыграло решающую роль и будущий режиссер поступил на курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Сам Котеночкин рассказывал по этому поводу вот такую легенду: «Когда после войны я выбирал профессию, то подумал: фамилия моя какая-то легкомысленная. Ну, какой из меня изобретатель или, скажем, политик? Задумайтесь: секретарь райкома Котеночкин. Это несерьезно. И поэтому, когда мне представилась возможность пойти в мультипликацию, я долго не раздумывал».
Известно, что какое-то время учителем Котеночкина был Борис Петрович Дёжкин - один из корифеев отечественной мультипликации. Будущий режиссер делал второстепенную работу по одушевлению сцен, дорабатывая схемы построения сцен Дёжкина и впитывая методику его работы. Этот во всех смыслах ученический опыт был своего рода репетицией стиля ритмической организации всех будущих персонажей Котеночкина, включая осмысление мелодического сопровождения и его связь с движениями героев.
В качестве художника-аниматора, Котеночкин трудился очень долго и продуктивно, «оживив» в итоге множество персонажей в более чем 80-ти картинах. Некоторые из них относят к числу классики: «Необыкновенный матч» (1955) и «Чудесница» (1957). Больше всего ему нравилось «одушевление» эпизодов с быстрым ритмом. До того, как стать режиссером собственных работ, Котеночкин нередко снимал сюжеты для советского телевизионного киножурнала «Фитиль», а еще создавал анимационные вставки для художественных фильмов «Путешествие в апрель» - комедия Вадима Дербенева (1962), «Всё для вас» Марии Барабановой и Владимира Сухобокова (1964).



Собственно режиссурой он занялся в 1963 году и начал с фильма «Мы такие мастера», а дальше работал в разных жанрах рисованного кино - от детской сказки до сатирического политического плаката. Его мультфильмы «Лягушка-путешественница» (1965) и «Он попался» (1981) заслужили невероятное признание у зрителей.
Трудно выделить «главную» мультипликационную работу его жизни, но вот жанр определяется без труда - «поймай меня, если получится». В этой связи ключевым в творческой биографии режиссера можно считать легендарное многосерийное кино «Ну, погоди!». Кстати, первый сюжет о Волке и Зайце зрители увидели в рамках альманаха «Весёлая карусель № 1», поставленный Геннадием Сокольским и послуживший прототипом начавшегося в этом же году сериала Котеночкина. Идея обыграть тему «не обижай маленького, а то сам попадешь в дурацкое положение» пришла в голову Котеночкина и для ее воплощения он пригласил писателей-сатириков Аркадия Хайта и Александра Курляндского, поделился с ними идеей и через некоторое время они написали сценарий фильма, а не сериала. Прототипами главных героев стала одновременно творческая фантазия и жизненное наблюдение режиссера: положительного милягу Зайца он сразу представил с голубыми глазками и розовыми щечками. А прототипа Волка увидел на улице - это был долговязый парень с длинными черными волосами и сигаретой в зубах. После премьеры фильма на телевидении авторам стали приходить письма с просьбой продолжить приключения Волка и Зайца. Было снято еще 4 серии и авторы уже подумывали над тем, как «вовремя уйти», но реакция зрителей (особенно детей) была настолько сильной и громкой, что им пришлось снова взяться за работу. В конечном итоге было снято 16 серий мультфильма, а после смерти Анатолия Папанова - официальный «голос» Волка, еще 2 серии, но уже с помощью компьютерных и магнитофонных записей голоса Папанова.



На вопрос о влиянии Диснеевского сериала о Микки Маусе на фильм «Ну, погоди!», режиссер ответил так в одном из своих интервью: «Когда я пришел в 1946 году на «Союзмультфильм», в фильмотеке студии было около сотни диснеевских мультфильмов, вывезенных в качестве трофеев из Германии. Я каждое утро смотрел эти фильмы, учился на них. А лет двадцать назад меня пригласил в гости в Лос-Анджелес величайший мастер мультипликации Фрэнк Томас и сказал, что «Ну, погоди!» показывали по американскому телевидению и фильм ему очень нравится». Музыкальное оформление этой картины можно считать уникальным, поскольку в нем содержится изрядное количество популярных записей западной и советской эстрады. Но в титрах не значится их авторство, поскольку в то время было не принято обозначать такие моменты в выходных данных. Вообще, современный зритель, рожденный в СССР, увидит в этом сериале знакомые образы бытоустройства 70-х и доперестроечных 80-х гг.: социальные типажи, советский быт и жизненный уклад, манера одеваться, символы попкультуры застоя, намек на социальные модели в образах ключевых персонажей, второстепенных и даже толпы. В самом главном мотиве «беготни» увидят впоследствии метафору «бега на фоне застоя» и, вообще, российской истории ХХ века.
Композиция, играющая во время титров заставки «Ну, погоди!», стала потом одной из знаменитейших мелодий советского телевидения. Называется она «Водные лыжи» и её автор - венгерский композитор Тамаш Деак. Новые выпуски мультсериала «Ну, погоди!» почти ежегодно выходили на ТВ-экраны в течение семнадцати лет: с 1969 по 1986. За эти годы к мультсериалу прочно присоединился эпитет «народный».
Популярность «Ну, погоди!» была настолько велика, что на одном из заводов СССР под маркой «Электроника» создали одноименную электронную игру - первую в истории советских портативных электронных игр, где главным персонажем был управляемый Волк. Среди детской аудитории того времени существовал миф, что при достижении 1000 очков игра показывает мультфильм «Ну, погоди!», а заяц выбегает на экран и дарит волку букет цветов. Технически это было принципиально невозможно, но дети 80-х верили в такое чудо.



В 1987 году Котеночкину было присвоено звание Народного артиста РСФСР, в 1988 году он был награжден Государственной премией СССР, а спустя год вышла книга его воспоминаний «Ну, Котеночкин, погоди!». Помимо того, режиссер обладает званием рыцаря Ордена Улыбки, присвоенного ему в Польше.
Умер Вячеслав Михайлович Котеночкин в ноябре 2000 года.

Наиболее любимый из всех советских мультфильмов про отважного зайца и глупого волка. Волк и заяц стали одними из самых популярных мультипликационных персонажей во всем мире, а сериал «Ну, погоди!» с триумфом прокатился по всему миру. История мультфильма «Ну, погоди!» началась в далёком 1969 году, съёмки продолжались до 1986 года было снято 18 выпусков. А в 2005 году состоялась премьера 19-го выпуска, под руководством Алексея Котёночкина, сына Вячеслава Котёночкина, начинавшего историю мультфильма. Позже в свет вышел и 20-й выпуск. В сентябре 2005 года в Москве прошел костюмированный парад в честь возрождения мультсериала «Ну, погоди!». К сожалению по словам А.Котёночкина на 20-ом выпуске закончилась история про волка и зайца, и если мультфильм еще выйдет то это будет уже другая история…

Судьба мультфильма, как и всего гениального, начиналась не просто.

От проекта, «ну, погоди», отказывались один за другим режиссеры, согласился только режиссер Сокольский, однако этому мультфильму увидеть свет не посчастливилось. После первых набросок и образцов Сокольскому было настоятельно рекомендовано поменять образы зайца и волка, на более добрые и душевные, однако Сокольский после критики отказался от переделок и дальнейшей работы.

Казалось бы, ничто не спасет мультфильм от надвигающейся смерти, но в работу включается гениальный режиссер Вячеслав Котеночкин.

Он предлагает участвовать в создании мультфильма сценаристам Курляндскому, Хайту и Канделю. И работа началась!!! Закипела! Волка Котеночкин срисовывает с себя, на озвучку приглашает Высоцкого, но… Высоцкий «вне закона» и волк начинает говорить голосом Анатолия Папанова, как считают некоторые, в качестве компенсации Высоцкому в первый мультфильм включают его песню «Вертикаль». На роль Зайца без всяких проб берут Клару Румянову, и в 1969 году выходит первый выпуск мультфильма.

Новые выпуски мультсериала «Ну, погоди!» почти ежегодно выходят на экраны советских телевизоров на протяжении семнадцати лет . За эти годы к мультсериалу прочно присоединяется эпитет «народный». В.Котеночкин неоднократно рассказывал, что сериал был продолжен именно по настойчивым просьбам зрителей, как детей, так и взрослых: когда после 1973 года он объявил о завершении четвертой и последней серии, «Союзмультфильм» был завален мешками писем с просьбами и вариантами продолжения.

Мультфильм продолжили, но не надолго. Феликс Кандель - уезжает в Израиль, мультфильм закрывают. Канделя убрают из титров, а еще позже - заменяют фамилией «Камов». Проходит время, Папанов приходит в Кремль получать госнаграду, в кремле интересуются судьбой мультфильма и Подгорный, дает добро на продолжение, так мультфильм получает второе, а точнее третье рождение и выходит до 1986, общим количеством серий, 16.

В 1993 году, уже после смерти Папанова, вышли 17-й и 18-й выпуски мультсериала. В озвучке Волка были использованы фрагменты предыдущих серий, рабочие записи, анекдоты, рассказанные в перерывах… В 2000 году умер Вячеслав Котеночкин, в 2004- Клара Румянова. Авторы «Ну, погоди!» ушли вслед за своей эпохой.

Однако история мультфильма закончилась в 2006 году, пережив своих создателей. В Минске на VIII международном фестивале детского и юношеского кино «Листопадик» состоялась премьера 19-й и 20-й серий мультика. Снял их сын знаменитого режиссера Алексей Котеночкин.

Несмотря на почтенный возраст, «Ну, погоди!» до сих пор остается одним из самых лучших мультфильмов в отечественной анимации. Приключения Волка и Зайца с самого начала так полюбились детворе и взрослым, что вместо одного запланированного фильма его авторы - сценаристы Феликс Камов, Александр Курляндский и Аркадий Хайт, режиссер Вячеслав Котеночкин и художник Святозар Русаков - за 26 лет совместной работы создали 18 серий!

Одна из составляющих успеха мультфильма - неподражаемые голоса артистов Анатолия Папанова и Клары Румяновой, озвучивших главных персонажей. Знаменитые песни тех лет, прозвучав в «Ну, погоди!», обретали еще большую популярность, а известный композитор Давид Тухманов, узнав, что в одной из серий звучит и его мелодия, высказал режиссеру Котеночкину «свою безграничную благодарность».

К сожалению, многих из тех, кто создавал «Ну, погоди!», уже нет. Один за другим ушли Анатолий Папанов, Клара Румянова, Вячеслав Котеночкин, Святозар Русаков, Аркадий Хайт. Оживить любимых персонажей казалось совершенно невозможным. Но не так давно появились еще две серии - 19-я и 20-я - знаменитого мультсериала. Их снял сын режиссера Вячеслава Котеночкина Алексей. Сценарий к продолжению «Ну, погоди!» написали Феликс Камов и Александр Курляндский, неизменный автор всех 20 серий.

Сам Александр Ефимович утверждает, что работа над «Ну, погоди!», хоть и остается яркой страницей в его творческой биографии, никогда не была главной. Автор повестей, пьес, многочисленных эстрадных миниатюр, а также создатель мультфильмов «Возвращение блудного попугая», «Великолепный Гоша» и еще нескольких десятков, Александр Курляндский недавно закончил работу над новой книжкой.

«На творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?»

Никто из создателей «Ну, погоди!» не думал, что мультфильм станет таким популярным, - рассказывает Александр Ефимович. - Мы, авторы первого выпуска - Камов, Хайт и я, помню, все время гадали, на какой серии все это закончится: на третьей, на пятой, на седьмой? Потом в «Союзмультфильм» стали приходить мешки писем от детворы с просьбами о продолжении. Особенно запомнилось одно письмо, в котором ребенок просил Котеночкина снимать «Ну, погоди!» бесконечно.

А вот благодаря кому или чему мультик имел такой ошеломляющий успех, не могу сказать и сейчас. Персонажей придумали художник Святозар Русаков и режиссер Вячеслав Котеночкин. Заслугой же сценаристов могу назвать разработку гэгов - анимационных трюков. Это была очень сложная, но интересная работа - смешно изобразить на экране то, что мы как эстрадные авторы до этого описывали словами.

«Ну, погоди!» стал нашим дебютом в мультипликации, и мы очень волновались за качество будущего мультфильма. Даже написав и отдав режиссеру сценарий, мы продолжали оставаться в процессе: и на стадии раскадровки, и на озвучивании, и на монтаже.

У нас с самого начала было такое правило: то, что придумано во время работы за общим столом, - придумано всеми. Мы искали фразу, которая не только соответствовала бы сюжету, но и давала бы зрителю надежду на продолжение. Обсуждались разные варианты: «Ну, подожди!», «Ну, погодите!»... Но, насколько я помню, точку в этом споре поставил Феликс Камов, произнеся: «Ну, погоди!»

Кроме нас с Аркадием Хайтом, был еще Феликс Камов, соавтор и друг Эдуарда Успенского. Когда-то мы вместе писали программу для популярного в те годы эстрадного дуэта Александра Лившица и Александра Левенбука, сочиняли эстрадные номера, спектакли, мюзиклы, радиоспектакли...

Позже именно Эдуард Успенский пригласил всех нас - Хайта, Камова и меня - поработать на студии «Союзмультфильм». Там однажды попросили: «Придумайте что-то смешное». Мы сели и вчетвером придумали «Ну, погоди!». Правда, в таком составе работали не всегда: Эдуард Успенский оставался с нами только на первых порах.

Долго вынашивали идею мультфильма?

Почти сразу была придумана главная идея - фильма-погони. А вот кто за кем гонится, решилось в долгих спорах. Мы перебрали разных персонажей: сначала думали взять лису и петуха, потом - лису и зайца, и наконец остановились на волке и зайце как наиболее привычных для нашего фольклора персонажах. Сначала это был коротенький сюжет для мультипликационного сериала «Веселая карусель», где Волк и Заяц совсем другие, в другой изобразительной манере. Сюжет понравился руководству «Союзмультфильма», и нам предложили написать сценарий к десятиминутному мультику. Когда мы его написали и стали предлагать режиссерам, все они отказывались. Один Котеночкин сказал: «В этом что-то есть!»

(От том, как придумывались образы Волка и Зайца, сам Вячеслав Котеночкин рассказывал в одном из своих последних интервью (газете «СК-Новости»): «Заяц у меня сразу получился - с голубыми глазками, розовыми щечками, вообще очень положительный. А Волк долго не удавался. Потом на улице я увидел парня, прислонившегося к стене дома. У него были длинные черные волосы, к толстым губам прилипла сигарета, животик вывалился, и я понял, что именно таким должен был Волк».)

В то время в отечественной анимации было мало смешного, а наш фильм был набит трюками. Волк-недотепа вызывал у зрителей смех, - продолжает Александр Курляндский. - Он без конца попадал в комические ситуации, причем по своей же вине. Кстати, на творческих встречах детвора часто интересуется: «Когда же Волк съест Зайца?» Какое-то время я пытался им объяснить, что Волк никогда не съест Зайца, потому что это два клоуна, которые нас развлекают. Мультипликационный Волк, в отличие от настоящего волка, ходит на двух ногах, курит, ездит на мотоцикле. Он почти что человек, а не животное. Наконец, чтобы показать детям эту разницу, я написал книгу «Двое на одного, или «Ну, погодите», где я ввел в сюжет настоящего волка. Такому как раз ничего не стоит слопать нашего Зайца. В конце концов, в книге «мультипликационный» Волк сам же Зайца и спасает.

Вы же придумали и массу новых сюжетов, связанных с этими персонажами. Например, у Волка и Зайца появились родители!

Идею, чтобы у Волка и Зайца появилась семья, я вынашивал давно. По замыслу, родители Зайца со всех сторон положительные. У Волка же все наоборот. Зато дети у главных героев - это перевертыши: у Волка сын отличник, а у Зайца - хулиганистый панк. Эту идею я и Алексей Котеночкин (сын режиссера Вячеслава Котеночкина) воплощаем в детском журнале «Ну, погоди!», и она очень нравится детворе.

«После замечания председателя Президиума Верховного Совета СССР Николая Подгорного, что ему мультфильм нравится, «Ну, погоди!» опять запустили в работу».

Создавая новые серии мультфильма, не боялись сравнения с «оригиналом»?

Я как автор, конечно, рисковал своей репутацией и понимал, что новые серии будут сравнивать со старыми. Сюжет девятнадцатой серии разворачивается на пляже. Но пляж вполне современный и узнаваемый. С парашютами, катерами, аквагорками... Не такой, как был в самой первой серии. Это может быть и отечественный курорт, и берега Турции, где тоже отдыхают наши граждане. Зритель вновь встречается с уже знакомыми персонажами - потешной Свиньей в оригинальном тройном купальнике и Бегемотом, от которого Волку всегда достается. Музыка, которую написал Андрей Державин (участник группы «Машина времени»), еще больше подчеркивает комичность происходящего. Двадцатый выпуск мы условно назвали «Шесть соток» - каждому понятно, что события происходят на дачном участке.

Если говорить о технической стороне, то качество новых серий (особенно звук) на порядок выше. Насколько это смешно? В Чехии, где демонстрировались новые серии «Ну, погоди!», их наградили призом зрительских симпатий. Были призы и на других фестивалях. Так что не только я считаю, что продолжение мультфильма получилось удачным.

Правда, что «Ну, погоди!» закрывали?

Папанов, конечно, озвучил Волка гениально.. Вы, наверное, знаете, что даже после смерти Анатолия Папанова его голос звучал еще в двух выпусках «Ну, погоди!» - на студии каким-то чудом сохранились записи дублей и пробы. Но в 19-й и 20-й сериях мы предложили озвучить Волка артисту театра «Кривое зеркало» Игорю Христенко. Никто не ставил перед ним задачу пародировать голос Папанова. Ему надо было сыграть Папанова. И если смотреть без предубеждения, то считаю, что у Игоря хорошо получилось.

Интервью с А.Курлянским

Судьба мультфильма «Ну, погоди!» в какой-то мере отражает то, что происходило в стране в течение нескольких десятков лет: один из авторов - Феликс Кандель (Камов) - в 70-е годы долго находился в отказе, потом эмигрировал, из-за чего его фамилия была вырезана из титров, а съемки мультфильма прекратились. Уже после перестройки эмигрировал и второй, ныне покойный, соавтор - Аркадий Хайт - в Германию. В последние 10 лет не было денег на съемки продолжения мультфильма. В итоге «Ну, погоди!», который в советские годы финансировало государство и любило политбюро, сейчас оплатила известная сеть универмагов.

Не только то, что происходило с фильмом, но и сам фильм характеризует время, - говорит Александр Курляндский, - шлягеры тех лет, которые мы используем, место действия, предметы, служащие нам для создания трюковой ситуации… Сейчас уже нет ни «чертова колеса» в парке, ни песен Магомаева. В какой-то степени этот фильм социальный и исторический. Он отражает ту эпоху. Так же, как новые серии будут отражать это время.

А как эти 36 лет сказались на вас?

Настроить себя сегодняшнего на придумывание смешного, намного сложнее, чем 30 лет назад. А моему, приехавшему из Израиля, соавтору Феликсу Камову, наверное, еще труднее, он занимается сейчас совсем другим - вон у меня на полке стоит многотомная история еврейского народа, автором которой он является. Но когда мы встретились, мы снова почувствовали себя молодыми.

Неужели за последние лет 10 не было желающих профинансировать «Ну, погоди!»?

Не было. Делать мультфильм - занятие довольно дорогое. Это ручная работа. Мультфильм, который состоит из одной части, практически не окупается. Надо создавать либо серию, либо полнометражный фильм. Кроме того, существовал естественный скептицизм: «Ну, погоди!» не выходил столько лет, может, и не надо - вдруг не получится? Но я сейчас спокоен: видел фильм и знаю, что он получился.

За время многолетнего перерыва в съемках мультфильма у вас в одной из книжек к известным героям добавился второй волк. Для чего?

Ребята меня часто спрашивали на встречах: «Когда же Волк съест Зайца?» Я объяснял, что он не может его съесть, потому что наш Волк - не животное, он очеловечен: ходит на двух ногах, простите, курит, покупает арбузы. Чтобы показать разницу, я придумал другого волка, настоящего, из сказки, который действительно может съесть зайца. И в этой книжке наш «нупогодишный» Волк спасает Зайца от зоологического Волка. Вообще в литературе, в отличие от мультфильма, надо объяснять, почему Волк гоняется за Зайцем. И там у меня конфликт - чисто социальный: Заяц - чистенький, мама у него - воспитательница, отец - врач, а Волк - люмпен из подворотни.

Это станет сюжетом нового мультфильма?

Пока не станет. А в дальнейшем - посмотрим.

Лучшее из того, что вы создали за эти 36 лет, вошло сейчас в том из серии «Антология сатиры и юмора России ХХ века» («ЭКСМО»), презентация которого тоже состоится в сентябре. На обложке книги есть Волк и Заяц, но почему там нет литературной записи мультфильмов?

Мне порой бывает сложно: меня знают в основном как автора «Ну, погоди!». Немногие, например, берут на себя риск поставить мою пьесу или напечатать взрослую повесть. Не так давно вышла моя книжка «Чуки-Куки», которая была хорошо встречена рецензентами, но она лежала два года - ее не публиковали. Когда одну из своих повестей я принес в «Новый мир», там это вызвало иронические улыбки: «Курляндский пришел! Принес повесть!» Иногда друзья-писатели или режиссеры рассказывают какую-то историю и говорят: «Дарю! Сделай из нее мультик». А самим это вроде бы - ниже их достоинства. И они не понимают, что сделать мультипликационное кино - задача очень сложная и для этого нужно определенное качество извилин. Ведь была возможность заказать эти две серии другим авторам, но обратились к нам. Работая вместе с составителем «Антологии» Юрием Кушаком над книгой, я включил в нее рассказы, повести, пьесы - чтобы она дала обо мне более полное представление. Популярность «Ну, погоди!» хороша, но порой она даже мешает.

Котёночкин Вячеслав Михайлович (1927 - 2000)

Котёночкин Вячеслав Михайлович - советский режиссёр, художник и аниматор. Постановщик мультфильмов «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!», «Баня», «Лягушка-путешественница», «Странная птица», «Ну, погоди!», «Старая пластинка». Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР.

Один из самых известных и любимых режиссёров анимационного кино, создатель кинохита « » Постановщик озорных, насыщенных динамикой и юмором фильмов «Межа», «Он попался», «Попался, который кусался», «Старая пластинка», «Котёнок с улицы Лизюкова» начинал как художник-аниматор, работал с ведущими режиссёрами «Союзмультфильма» 1940-50-х годов, был одним из самых плодовитых мультипликаторов студии, и принял участие в создании более 80 картин. Он увлекался «одушевлением» ритмических, «быстрых» эпизодов, мастер танцевальных сцен. Как режиссёр снял большое количество сюжетов для киножурнала «Фитиль», делал анимационные вставки для художественных фильмов «Стряпуха», «Путешествие в апрель» и «Всё для вас».

Cерия фильмов « » принесла Вячеславу Котёночкину славу не только в СССР, но и практически во всех социалистических странах. В Болгарии появилось кафе «Ну, погоди!», а польские дети в 1985 году присудили Котёночкину самую высокую награду, о которой мечтает каждый режиссёр детских фильмов - «Орден улыбки».

Вячеслав Михайлович Котёночкин родился 20 июня 1927 года в Москве. Одно из самых ярких воспоминаний его детства – новогодняя ёлка в Колонном зале, где показывали мультфильмы. Тогда он увидел их впервые. Нельзя сказать, что в тот же миг он принял решение посвятить свою жизнь анимации, но след в душе это событие оставило.

Котёночкин рано остался без отца – отец его умер от туберкулёза перед самой войной.

Как и многие мальчишки, Слава мечтал оказаться на фронте, и поступил в артиллерийское училище. Там он приобрёл военную специальность, и друзей на всю жизнь. А ещё научился играть на маленькой трубе под названием «корнет-а-пистон».

Война закончилась раньше, чем закончилась учёба в училище. Надо было устраивать свою жизнь. И тут произошла встреча, которая определила судьбу будущего аниматора. Котёночкин познакомился с выдающимся мультипликатором Борисом Дёжкиным, который, узнав о том, что его новый знакомый когда-то занимался в изостудии при Дворце пионеров и немного рисует, посоветовал ему попытаться поступить на курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм».

Конкурс был огромный, но Котёночкину повезло, его приняли, и, что самое главное, он закончил эти курсы. Не всем принятым художникам это удалось – слишком специфическая это профессия – художник-мультипликатор. Кроме того, что надо отлично рисовать, надо чувствовать движение, обладать актёрским талантом, быть музыкальным…

Началась работа на Студии. Котёночкин участвовал как мультипликатор в огромном количестве фильмов, работал с разными выдающимися режиссёрами, классиками советской анимации, учился у них.

В начале 1960-х годов Котёночкин пробует себя в качестве режиссёра. Дебют был удачным – один из первых его фильмов – «Следы на асфальте», получает серебряную медаль на фестивале в Будапеште.

А в 1968 году выходит первая серия « ». Ни до, ни после ни один отечественный мультфильм не имел такого оглушительного успеха у зрителя. Мешками приходили письма, проводилось бесчисленное количество творческих встреч во всех уголках страны. Зрители просили продолжения. И фильм, который изначально не планировался как сериал, стал самым длинным мультсериалом советских времён.

Параллельно с «Ну, погоди!» Котёночкин создал ещё несколько замечательных фильмов. Персонажам одного из них – «Котёнок с улицы Лизюкова» даже установлен памятник. В Воронеже, на улице Лизюкова – там, где разворачиваются события фильма.

Вячеслав Ктёночкин мечтал когда-нибудь создать большой, полнометражный фильм, и в конце 1980-х, начале 1990-х годов началась работа над «Русланом и Людмилой». Совместно с замечательным художником Геннадием Новожиловым была проделана огромная подготовительная работа. Но времена были тяжёлые, и проект не состоялся. Жаль.

Но и того, что сделано, хватило бы и на две жизни. Глядя на фильмографию Котёночкина поражаешься – как много успел сделать этот человек! И сколько улыбок он подарил нескольким поколениям зрителей.

У него было много правительственных наград, званий, но больше всего он гордился Орденом Улыбки, который ему в конце 1980-х годов вручили польские дети.

О Вячеславе Котёночкине была подготовлена телевизионная передача из цикла "Как уходили кумиры".

По материалам сайта chtoby-pomnili.com

Знакомство детей старшей группы с творчеством Вячеслава Котёночкина советского режиссёра-мультипликатора, художника и художника-мультипликатора.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Котёночкин,

Вячеслав_Михайлович

Програмное содержание:

Современной эффективной технологией, которая способствует рациональной организации воспитательно-образовательного процесса, применению личностно-ориентированного подхода, активному использованию технических средств обучения, интеллектуальному развитию ребёнка и раскрытию его творческих способностей является анимационная технология.

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.

«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.

Цели и задачи:

Формировать умение отражать в речи эмоциональное (зрительное и звуковое) восприятие анимационных фильмов.

Воспитывать внимательного зрителя: умение видеть, слышать, сопереживать, восхищаться, радоваться, удивляться.

Формировать умение передавать через пластику и мимику особенности движения и характера различных персонажей, увиденных на экране и созданных самими детьми.

Воспитывать уважение к работе друг друга, дружелюбие при составлении общих композиций.

Воспитывать чувство ответственности за общее дело, интерес к изобразительному и анимационному искусству.

Развивать художественные, актерские способности.

Развивать речевой и музыкальный слух.

Развивать чувство цвета, ритма, динамики в рисунке.

Развивать пространственное мышление, воображение, мелкую моторику руки.

Формировать умение работать в коллективе, договариваться друг с другом при выполнении заданий, требующих совместных действий.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературный текст и на музыку.

Оборудование:

Кинопроэктор, экран. Презентация. Мультфильм «Лягушка путешевственица», «Ну-погоди!» Костюм зайца. Костюм волка.

Для учебной деятельности по рисованию используется разнообразный художественный материал: бумага разного формата, кисти беличьи и щетинные, гуашь, акварель, тушь, фломастеры, графитные и восковые карандаши и др., всё,что находятся в свободном для детей доступе.

Ход занятия:

(воспитатель)

Ребята, кто из вас любит смотреть мультфильмы?

А как вы думаете сложно создать мультфильм?

Что для этого нужно?

Сегодня мы познакомим вас с Котёночкин Вячеслав Михайлович это режиссёр, художник, мультипликатор. Создатель мультфильмов для детей.

Это легендарный режиссер «Союзмультфильма» Вячеслав Котеночкин. Благодаря ему на экране оживали герои «Аленького цветочка», «Золотой антилопы», «Лягушка -путешественница» и многие другие. Глядя на фильмографию Котёночкина поражаешься – как много успел сделать этот человек! И сколько улыбок он подарил нескольким поколениям зрителей. 20 июня 2017 года исполняется 90 лет со дня рождения художника-мультипликатора и режиссера-постановщика Вячеслава Михайловича Котеночкина. Именно он является автором культового мультсериала про Волка и Зайца «Ну, погоди!», вошедшего в пятёрку лучших советских и российских фильмов.

У него было много правительственных наград, званий, но больше всего он гордился Орденом Улыбки, который ему в конце 1980-х годов вручили польские дети.

Ой! Кто это к нам пришёл? Да это сам заяц из мультфильма! Посмотрите, какой он смешной!

Здравствуйте ребята, я пришёл к вам прямо из мультфильма, созданного Вячеславом Катёночкеным. Вот я какой замечательный, меня сначала нарисовали в разных движениях, а потом изображение сняли на камеру. Если быстро менять изображение рисунка одного персонажа, с помощью камеры, то кажется, что он движется.

Вот так и оживают герои наших мультфильмов. Но это очень сложный процесс. Персонажей нужно рисовать в разном движении, а потом подбирать им соответствующее выражение лица или мордочки. Нужно чтобы всё соответствовало: обстановка, где герои находятся и конечно одежда героев должна быть по погоде и по необходимому случаю.

Ребята, скажите из какого я мультфильма? (Ну-погоди)

От кого я всё время убегаю, по сценарию мультфильма? (От волка).

А давайте мы с вами тоже поиграем в интересную игру.

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают и разбегаются. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Игра проводится 2-3 раза.

Как мы с вами здорово поиграли, а теперь я предлагаю вам посмотреть презентацию о моём любимом Вячеславе Котёночкене. Вы поймёте, какой это талантливый режисёр- мультипликатор.

https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/07/02/kotenochkin.ppt

А потом мы посмотрим мои любимые мультфильмы: «Лягушка путешественница»

http://mults.info/mults/?id=972

И « Ну – погоди!» выпуск №1

http://nu-pogodi-online.su

Вам понравились мультфильмы ребята? Это мои самые любимые, Правда, в «Ну-погоди» ещё много серий, но я вам даю домашнее задание, просмотрите их сами, дома.

А мы с вами возвращаемся в группу. У нас впереди ещё одно интересное занятие. Я приглашаю вас за столы, где накрыты различные художественные принадлежности. Выберете, что вам понадобится для рисования. Нарисуйте персонажа, который вам больше всего понравился. Мне будет очень приятно, если вы подарите мне свои рисунки в память о нашей встрече.

После просмотренных мультфильмов детям предлагается зарисовать любимых героев.

Мы поиграем в мультипликаторов, создадим свой неподражаемый образ сказочного героя.

Заключение: Таким образом, мультипликация, как средство всестороннего развития ребёнка имеет социально-значимый характер. Специфика данной деятельности предполагает активное сотворчество взрослого и ребёнка, которые сближаются в стремлении к достижению единой цели – реализации творческого замысла, создании продукта, выполненного по критериям добра и красоты и получении эмоционального отклика зрителей.

Разработали: воспитатели группы №1 Варфоломеева Мария Алексеевна и

Родионова Наталия Михайловна.

Сценарий познавательно-игрового мероприятия для учащихся начальных классов «Любителей мультфильмов приглашаем!»

Енина Тамара Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ Климоуцевская СОШ, Амурская область.
Описание материала: Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов по теме: «Любителей мультфильмов приглашаем!» Данный материал будет полезен учителям начальных классов и учителям литературы для проведения предметной недели. Это конспект познавательного и развлекательно-игрового мероприятия, посвященный Дню мультипликации, который отмечается 30 августа.

Сценарий «Любителей мультфильмов приглашаем!» (начальные классы).

Цель: Формирование уважительного отношения к создателям мультфильмов, расширение сведений о русской мультипликации.
Задачи: 1. Обобщить знания учащихся о самых известных русских аниматорах, мультфильмах, о современном развитии мультиндустрии.
2. Развивать интерес учащихся к российской мультипликации.
3. Воспитывать уважение к труду мультипликаторов.

Демонстрационный материал: рисунки учащихся «Мои любимые герои мультфильмов», портреты Клары Румяновой, Анатолия Папанова, Олега Анофриева, Олега Табакова.
Предварительная подготовка: каждый класс получил задание выучить песню из мультфильма: 4 класс – (на выбор) «Бременские музыканты», 3 класс – песенка Винни-Пуха, 2 класс – песенка крокодила Гены, 1 класс – песенка Львенка.
Оборудование: Аудиозапись музыкальной заставки из мультфильма «Ну, погоди!», «Ну, погоди!» 18 выпуск, мультфильм «Машины сказки».

ХОД мероприятия.
На сцене актового зала появляются два ведущих и клоун, в их роли могут выступать старшеклассники или приглашенные родители.
1 ведущий: - Здравствуйте, ребята, посмотрите на замечательные иллюстрации, нарисованные вами, мы разместили их по всему актовому залу: тут и проказник Карлсон, и грустный Слоненок, сколько портретов Маши с Медведем, а вот Кощей Бессмертный с мечом, а там Емеля на печи, Колобок по дорожке катится.
- Почему же мы о них вспомнили сегодня? (Дети отвечают, что это их любимые герои мультфильмов).
- Ребята, знаете ли вы, какой праздник нужно отмечать 30 августа?
(Многие дети не знают, что 30 августа – День мультипликации).
Мы с вами на познавательно-конкурсной программе «Любителей мультфильмов приглашаем!» , посвященной большому празднику всех, кто обожает мультики, Дню мультипликации.
2 ведущий: - Сто пять лет российской мультипликации исполняется 30 августа.
А как появились первые мультфильмы, кто их придумывал, нам расскажет добрый Клоун.
Клоун: - Считается, что первым создателем мультфильма был биолог Владислав Старевич, произошло это в далеком 1910 году, в его обучающем кукольном фильме жуки двигались с помощью тоненьких проволочек, прикрепленных к лапкам.
Съемка была очень трудоемкой, чтобы снять новый кадр, нужно было передвинуть жуков, придать им новое положение, а потом опять снять на пленку эту сцену. Представляете, сколько времени потрачено на создание трехминутного сюжета?!
1 ведущий: - Ребята, кто из вас видел мультфильмы «Сказка о царе Салтане», «Конек - Горбунок», «Мойдодыр»? Сняты эти замечательные ленты на специально организованной мультипликационной студии «Союзмультфильм», она начала свою работу тоже очень давно, в 1936 году.
2 ведущий: - Мало того, что нужно снять мультфильм, так его еще нужно и озвучить. Первый отечественный мультфильм со звуком – "Почта" – снят по мотивам произведения Самуила Маршака в 1930 году.
(Звучит музыкальная заставка из мультфильма «Ну, погоди!»)
1 ведущий: - А что это за музыка только что прозвучала? Вы догадались?
Давайте послушаем нашего доброго Клоуна.

Клоун:
- Знакомые всем с глубокого детства Волк и Заяц покорили сердца еще ваших мам и пап. А как же все начиналось? Какой путь прошли режиссер Вячеслав Котеночкин, сценарист Александр Хайт, пока перед юными зрителями впервые появился наш ответ «Тому и Джерри» в 1969 году.
Вы привыкли слышать веселый голосок Зайца и хрипловатый голос Волка, чтобы их озвучить Кларе Румяновой и Анатолию Папанову пришлось немало потрудиться над образами своих мультперсонажей.
1 ведущий: - Скажите, ребята, с какой детской игрой можно сравнить мультфильм «Ну, погоди!»? (Игра «Догонялки», Заяц всегда убегает, а Волк – догоняет).
- Чем привлекателен Волк в мультфильме? (Детям жалко Волка, Заяц часто его обманывает, хитрит).
- Волк всегда вызывает вашу симпатию? (Иногда Волк обижает маленьких зверей, курит, ломает чужие вещи).
- А сколько серий вошло в этот знаменитый мультсериал? (20 серий).
Об этом нам расскажет добрый Клоун.
Клоун: - Всего было снято 18 серий «Ну, погоди!», потому что люди, работавшие над народным детским сериалом стали, к сожалению, умирать, сначала не стало Анатолия Папанова, потом ушли из жизни Клара Румянова, стольким мультипликационным фильмам давшая свой чудный голос, и режиссер Вячеслав Котеночкин. Однако история мультфильма закончилась только в 2006 году, пережив своих создателей. В Минске на VIII международном фестивале детского и юношеского кино «Листопадик» состоялась премьера 19-й и 20-й серий мультика. Снял их сын знаменитого режиссера Алексей Котеночкин. И сразу же после показа сообщил, что Волк и Заяц отправлены на пенсию.
(Показывается отрывок из мультфильма «Ну, погоди!» 18 выпуск).
2 ведущий: - (Физминутка). Давайте поиграем в веселую игру «Конница, атака, пулемет». Когда я говорю: - Конница, вы – топаете ногами, Атака! – вы поднимаетесь со своих мест и кричите: Ура! А когда я скажу: - Пулемет, вы захлопаете в ладоши! Договорились? Начинаем!

1 ведущий: - В современное время мультипликация не вытеснена из нашей жизни. В 2003 году мультфильм художника – мультипликатора Юрия Норштейна «Ежик в тумане» (1975год) был признан лучшим мультфильмом всех времён и народов по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных cтран.
Режиссер "Союзмультфильма" Гарри Бардин снял лучшие свои мультфильмы в 1980-х годах. В мультфильме "Выкрутасы" проволочный человек строит проволочный мир. Картина получила золотую пальмовую ветвь в 1988 году.
Другое громкое имя в 80-е годы – Александр Татарский, ставший автором пластилиновых мультфильмов. Самые известные его творения – "Пластилиновая ворона" (1981), "Падал прошлогодний снег" (1983), "Крылья, ноги и хвосты" (1986). Он автор знаменитой заставки к программе "Спокойной ночи, малыши".
2 ведущий: - Когда только зарождалась мультипликация, для того, чтобы сделать десятиминутный мультфильм, нужно было нарисовать десять - двадцать тысяч картинок. Сейчас аниматоры делают свои работы на компьютере, хотя старые работники утверждают, что мультики докомпьютерной эпохи хранили тепло их рук и жар души. И именно поэтому до сих пор взрослые и дети так любят мультипликацию.

1 ведущий: - Знаете ли вы современные мультфильмы, назовите их.
- Чем похожи «Ну, погоди!» и «Маша и Медведь»?
- Кто делает мультфильмы для нас? (Режиссер, оператор, сценарист, актеры, художники, композиторы и поэты).
Клоун: - А можно я тоже спрошу ребят, внимательно ли они нас слушали:
– Сколько надо сделать рисунков для мультфильма на десять минут? (До двадцати тысяч рисунков).
– Знаете ли вы актёров, говорящих голосами Вини Пуха, Карлсона, Волка и Зайца из «Ну, погоди!», кота Матроскина? (Евгений Леонов, Василий Ливанов, Анатолий Папанов и Клара Румянова, Олег Табаков)
– Кто из героев любил произносить: «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд).
– Какие виды спорта предпочитал Волк из «Ну, погоди!» (Бег, прыжки).
– Как звали старушку, любившую крыс? (Шапокляк).
– Как ел бутерброды Кот Матроскин? (Колбасой вниз).
– Какое лекарство и зачем прописал Доктор Леопольду? (Лекарство «Озверин», чтобы умел постоять за себя).
– Что говорили два мышонка в конце каждой серии коту Леопольду? (Прости нас, Леопольд).
– Как дразнили рыжего мальчика? (Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой…).
– Какие лекарства спасали Карлсона от самых страшных болезней? (Варенье, торт, плюшка).
2 ведущий: - Закончите стихотворение о мультипликационном герое:
- Весел он как балалайка,
А зовут его … (Незнайка)

В сумке у нее – не киска,
В сумке у нее – Лариска,
Вредной быть любит она, страсть как,
И зовут ее …(Шапокляк)

Он не весел, и не злобен,
Этот чудный малышок.
С ним хозяин – мальчик Робин,
И приятель – … (Пятачок)

Для него прогулки – праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (Винни-Пух)


1 ведущий: - А вот о последнем герое поговорим подробнее. Первый мультфильм про Винни-Пуха вышел на экраны в 1969 году. Зрители сразу и навсегда влюбились в этого неуклюжего, немножко жадного, но очень обаятельного медвежонка. И никто даже не догадывался, как помучились создатели фильма, прежде чем придумали Пуха.
Первым героя нарисовал художник Владимир Зуйков: шерсть у мишки тогда торчала во все стороны, и он сильно напоминал взбесившийся одуванчик, глаза были разного размера, нос съехал на щеку, а уши вообще выглядели так, как будто их кто-то долго жевал. Над "имиджем" Винни-Пуха пришлось работать всем: и режиссеру, и художникам, и постановщикам, и даже актеру Евгению Леонову, который озвучивал медвежонка.
Героя избавили от излишней лохматости и привели в порядок мордочку. Только одно ухо решили оставить "пожеванным". Режиссер Федор Хитрук придумал для этого очень изящное объяснение: у Пуха мятое ухо, потому что он на нем спит. В конце концов медвежонок стал своим внешним видом сильно напоминать писателя Бориса Заходера, который перевел книжку Милна "Винни-Пух и все-все-все" и был одним из авторов сценария мультфильма.
С Пятачком тоже пришлось повозиться. Все поросята, которых долгое время рисовали художники Эдуард Назаров и Владимир Зуйков, были похожи на вертикальную толстую сардельку. Но как-то раз Зуйков взял и вырисовал у одной из этих колбасок тоненькую шейку - и сразу получился Пятачок.
Песенку Винни – Пуха приготовили ребята из 3 класса, послушаем их.
2 ведущий : - Очень много песен звучит в нашем любимом мультфильме «Бременские музыканты». А знаете, ребята, что все роли в нем озвучивает один актер, которому исполнилось 20 июля 85 лет, Олег Анофриев.


Композитор Геннадий Гладков и поэт Юрий Энтин сочинили музыкальную сказку.
Актер Василий Ливанов вспоминал:
- На ходу стали придумывать, как будут выглядеть герои. Вот, например, один из персонажей – Осел, бродячий артист. И мы представили его с длинной косматой гривой и челкой - стричься ему ж некогда, он все время в дороге. Грива его на солнце выгорела и стала совсем светлой, желтой. Чтобы голову не припекло, он носит легкую кепку с козырьком вроде велосипедиста. А собака у нас будет с синей шерстью. Кот умеет показывать фокусы, Петух - барабанщик... Мультипликация - очень увлекательное занятие!
Песню «Ничего на свете лучше нету…» исполняют учащиеся 3 класса.
Клоун: - Ребята, подскажите мне, пожалуйста, кто сказал эти слова:
- Как хорошо, что вы такой плоский и зеленый! (Старуха Шапокляк).
- Гена, тебе очень тяжело? Давай я возьму чемоданы, а ты возьмешь и понесешь меня! (Чебурашка).
- Кто людям помогает, тот тратит время зря! (Старуха Шапокляк).


Правильно, поговорим о любимом мультфильме второклассников – «Крокодил Гена и Чебурашка».
Художник – постановщик Леонид Шварцман вспоминал о работе над мультфильмом так:
- Первый образ Чебурашки появился так: я нарисовал циркулем круг, приделал к нему уши, глаза - готово! Затем от эскиза к эскизу увеличивались уши и уменьшались ножки - это сделало героя забавнее.
А вот образ Гены родился довольно просто. Я представил себе джентльмена, который носит шляпу и курит трубку.
Послушаем известную песню «Голубой вагон» в исполнении второклассников.
1 ведущий: - Так хочется лечь на теплый песочек, закрыть глаза и запеть:
- Я на солнышке лежу…
Режиссер мультфильма Инесса Ковалевская на вопрос, о чем это мультфильм говорила: - Этот фильм просто дарит хорошее настроение. А началось с того, что детский сказочник Сергей Козлов принес свои стихотворные сказки об Африке. Композитор Геннадий Гладков написал к ним музыку. С озвучиванием не было сомнений - Черепахе свой голос подарил Ростислав Плятт, Львенку - Олег Анофриев. Образ Черепахи быстро утвердили. А вот над Львенком художнику пришлось попотеть, прежде чем остановили выбор на самом веселом, улыбающемся, с «солнечной» гривой...


Песенку Львенка и Черепахи споют наши самые маленькие гости праздника – первоклассники.

2 ведущий: - С 2010 года на каналах «Россия» и «Карусель» стали показывать анимационный мультсериал «Фиксики», созданный по мотивам повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». С помощью маленьких человечков Дим Димыч, восьмилетний мальчик, а также все дети могут узнать устройство пылесоса, телевизора, компьютера и другой техники, находящейся в доме.


Как утверждают создатели фильма, благодаря появлению в сериале учёного-исследователя и нового места действия у сериала появляются новые возможности. Главное, что теперь можно коснуться таких тем, о которых в обстановке обычной квартиры и с помощью героя-ребенка было не рассказать. Например, запускаются в производство серии «Огнетушитель», «Подушка безопасности», «Провода», «Экотестер». Всё это позволит сериалу «Фиксики» стать более универсальным и ответить на большее количество «почему?», которые родители слышат от детей.
Клоун: - Уже шесть лет самое популярное имя девочки среди детей - Маша, и знаете почему? Ведь мультсериал «Маша и Медведь» обаял всех без исключения жителей нашей страны. И сегодня, завершая наш праздник, посвященный 105-летию российской мультипликации, мы посмотрим одну серию из цикла «Машины сказки» по мотивам русских народных сказок.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...