Православный псалтырь на русском языке читать. Почему нападают бесы когда читаешь псалтырь

Свт.

  • перевод
  • прп.
  • блаж.
  • свт.
  • проф. А. П.
  • прот.
  • преп.
  • Толкование на Псалмы еп.
  • архиеп.
  • свящ. А. Машков
  • Псалти́рь (от греч. ψαλτήριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав (связь между названием книги, как сборником псалмов (песней), и названием музыкального инструмента объясняется тем, что во времена Ветхого Завета пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах).

    Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.

    Содержание псалмов весьма разнообразно при одинаковой молитвенной (в смысле обращения человека к Богу) форме большинства из них: есть псалмы покаянные (например: ), благодарственные (), хвалебные (), просительные; есть кроме того псалмы и в собственном смысле учительные, например . Наряду с этим учительно-молитвенным содержанием псалмов во многих из них находятся и пророчества о будущих событиях, особенно об Иисусе Христе и Его Церкви, – таких псалмов насчитывается более двадцати ().

    В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при , причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на и ), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири.

    По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.

    В церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 частей – , или седальнов, т.е. таких отделений, после которых в древней церкви позволялось сидеть (во время полагавшихся вслед за чтением псалмов объяснений их).

    Почему Псалтирь, будучи произведением ветхозаветной эпохи, так часто употребляется в Православном богослужении?

    Псалтирь, как и все вообще Книги, вошедшие в Священный Канон (в состав Священного Писания), написана по вдохновению .

    Главным Предметом содержания Книги Псалмов является Бог Сам в Себе и в Своём отношении к миру.

    Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, в них много говорится о Христе (пророчески или посредством прообразов) ().

    Значительная часть содержания Псалтири представляет собой образцовые формы сердечной, возвышенной, благоговейной .

    Некоторые псаломские стихи представляют собой хвалебные молитвы. В этих стихах Бог восхваляется и прославляется как Всесовершенный Создатель, Единый Небесный Владыка владык ().

    Другие отображают благодарственное отношение верующего к Богу за Его благодеяния, изливаемые в мир, за Его милости ().

    Немало стихов, если их обобщить, выражают вопль страждущего, гибнущего во грехах человека с просьбой о помощи ().

    Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, их нельзя назвать устаревшими. Глубина содержания этих величественных произведений не исчерпана до сих пор.

    Все они вкупе и каждый в отдельности служат к назиданию верующих и могут использоваться в качестве поучающих пособий ().

    В силу этих причин чтение и пение псалмов было усвоено богослужебною практикой .

    В качестве частных причин усвоения новозаветным богослужением ветхозаветных псалмов можно назвать и то, что первое время Христова приумножалась за счёт иудеев, которые были воспитаны на псалмах и которым они были особенно близки.

    Известная на сегодняшний день форма развитого Православного богослужения появилось в Церкви не вдруг. Сугубо христианские песнопения, гимны, молитвы, даже Писания формировались медленно, постепенно. В этом отношении трезвое заимствование того лучшего, что входило в состав ветхозаветной богослужебной традиции, тоже было уместно.

    О псалмопении

    В период деятельного подвижничества исихаст, как говорит одна греческая рукопись XIV века, хранящаяся на Афоне в Иверском монастыре, имеет три главных дела: первое дело (для начинающих) - ослаблять страсти; второе (для преуспевающих) - заниматься псалмопением; третье (для преуспевших) - терпеть в молитве.

    Ослаблять страсти - означает прежде всего не питать их греховными делами и помыслами, противостоять им, следуя церковным установлениям и приобщаясь святых таинств, вытесняя страсти приобретением христианских добродетелей.

    В деле же очищения от страстей и воспитания души для Царствия Божия особое значение имеет псалмопение. На этом я хочу остановиться подробнее.

    Книга Псалтирь заключает в себе собрание духовных песен и входит в канон Священного Писания Ветхого Завета. Свое названия эта книга получила от музыкального инструмента, игрой на котором пророк Давид сопровождал пение псалмов.

    В богодухновенности и каноничности этой книги никогда и никто не сомневался. Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого, обращенные ко всем временам и народам, - так говорит святитель . Поэтому все псалмы проникнуты святостью. Псалтирь раскрывает людям Божественное домостроительство нашего спасения, преподает правила веры. Она, как писал святитель , «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».

    Несомненное влияние на душу человека оказывает и сам дух Псалтири, имеющий, как и дух всего Священного Писания, великую очищающую силу. Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией».

    «Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно», - считает святитель . Действие и сила этой Божественной благодати распространяется на всех читающих, поющих и слушающих псалмы и очищает их души. «Надобно знать, - указывает древний христианский мыслитель , - что слово Божие имеет всякую силу и такую крепость, что может очищать пороки и загрязненному возвращать прежнюю цветность. Ибо живо слово Божие, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого ()». На очищающую силу Своего слова указывал и Господь Иисус Христос, когда говорил ученикам: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам » (). «Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, - поучает святитель , - язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием».

    Как и когда происходит это освящение? Следуя святоотеческому учению, ответить на этот вопрос можно следующим образом.

    Слова или мысли, воспринимаемые человеком или возникающие в нем самом, заключают в себе некий образ. Этот образ несет в себе мысленную силу и оказывает на человека определенное воздействие. Какое влияние претерпевает человек, положительное или отрицательное, зависит от того, откуда исходят эти образы. Бог по снисхождению и благоволению Своему дает ведение о Себе в образах, доступных человеку. И если человек воспринимает эти Божественные образы, то они пожигают в нем страсти и освящают его. Тогда они противостоят образам, творимым самим человеком и внушаемым демонами. Последние, в случае их принятия душою, будут извращать духовный образ человека, созданного по образу и подобию Божию.

    Следовательно, если при чтении Божественного Писания душа человека очищается от извращений и пороков, то очень важно на протяжении определенного периода духовной жизни питать ум словами и мыслями, почерпнутыми из Священного Писания. Поэтому-то древние иноческие уставы и предписывают, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. «Всякое Писание богодухновенно и полезно (), для того написано Духом Святым, - объяснял значение Псалтири святитель , - чтобы в нем, как в общей врачебнице духа, все мы, человеки, находили врачевство - каждый от собственного своего недуга».

    «Как некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов заповедали отцы, - говорит святитель , - читать псалмы каждый вечер (в частности, «Господи, воззвах»), чтобы все, чем бы ни осквернились мы в продолжении дня… мы очистили при наступлении вечера посредством этих духовных песен. Они есть врачевство», которое истребляет все неподобное. Пение псалмов обуздывает силу сладострастия, окрыляет ум и возвышает душу. Святитель призывает и во время благоденствия, наслаждаясь дарами Божиими, «возносить Богу благодарственные песни, чтобы, если от упоения и пресыщения войдет в нашу душу что-нибудь нечистое, псалмопением прогнать все нечистые и порочные пожелания».

    Псалтирь стала главной учебной книгой в Древней Руси. Из предисловия к «Славянской грамматике» Мелетия Смотрицкого, изданной в Москве в 1721 году, видим, что «издревле российским детоводцам обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часослову и Псалтири». Псалтирь, как книга священная и постоянно употребляемая при богослужениях, воспринималась не только как учебник чтения. Считалось необходимым знать ее как книгу самую нужную, самую жизненную.

    Научившись читать по Псалтири и к тому же выучив ее наизусть, русский человек уже никогда не расставался с ней. Она была настольной книгой наших предков, спутницей во всех путешествиях, иногда она так и называлась «дорожной книжицей».

    Русский человек на основании своего глубоко религиозного чувства обращался к Псалтири для разрешения всех недоумений, находя в ней ответы на трудные жизненные вопросы и даже пользуясь ею для исцеления больных и одержимых нечистым духом.

    Псалтирь и сегодня остается в частом употреблении как при богослужениях, так и в повседневной жизни. Это связано с тем, что слова Псалтири не только «очищают душу, - как свидетельствует святитель , - но даже один стих может внушить великое любомудрие, побудить к решению и принести великую пользу в жизни».

    По сравнению с другими книгами Священного Писания «книга псалмов представляет для всех образец жизни души, - говорит святитель . - Кто читает другие книги, тот произносит написанное в них не как свои собственные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они говорят. Но, удивительное дело, кто читает псалмы, тот все написанное в них, за исключением пророчества о Спасителе и язычниках, произносит как бы от своего собственного имени, поет их, как будто они были написаны о нем или даже им самим. Согласно своей душевной расположенности, всякий желающий находит в псалмах врачевание и исправление для каждого своего движения». «Я думаю, - размышляет далее святитель, - что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движения мысли, так что в человеке ничего нельзя найти более».

    Обозревая святоотеческое учение, мы видим, какое огромное значение имеет Псалтирь в нашей жизни. Поэтому при изучении православной культуры и в воспитательном процессе, основанном на православной культуре, нужно использовать опыт православной Руси и в первую очередь использовать Псалтирь, как, впрочем, и все Священное Писание, в качестве основы для устроения правильной жизни, поскольку «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих » ().
    игумен

    «Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк».
    Св.

    «Книга псалмов объясняет все полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче говоря, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Чему не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное Богословие, предречение о Пришествии Христовом во плоти, надежда Воскресения, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов».
    Св.

    «По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлении, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа – для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах… Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом».
    Св.

    Богослужебный устав чтения Псалтири оговорен в 17 главе Типикона. Вообще православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы являются ядром, основанием службы. Из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором не используются псалмы, практически во всех последованиях Требника используются тексты из Псалтири.

    Наряду с чтением кафизм на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах в богослужениях используются отдельно псалмы (например Часы в основе своей имеют три псалма) и стихи из них (прокимны, запевы к стихирам).

    За неделю в храмах Псалтирь обязательно прочитывается 1 раз полностью, в период Великого Поста давжды в неделю.

    Для мирян Псалтирь стала незаменимой книгой в домашней молитве. Здесь нет особых указаний, как следовало бы читать Псалтирь дома, но общие правила схожи с богослужебными. Псалтирь читают с молитвами о здравии, о упокоении усопших, особо в периоды постов.

    Устав чтения Псалтири на православном богослужении

    Период когда на Утрене читается по две кафизмы

    Период:

    • От Недели Антипасхи до отдания Воздвижения
    • От 20 декабря до 14 января по церковному календарю
    • В мясопустную и сырную седмицы

    Примечание

    В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы ("Блажен муж").

    Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    Утреня 16,17 2,3 4,5 7,8 10,11 13,14 19,20
    Вечерня 1 - 6 9 12 15 18

    Период когда на Утрене читается по три кафизмы

    Период:

    • От отдания Воздвижения до 20 декабря(ст.ст.)
    • От 15 января(ст.ст.) до субботы перед Неделей о блуном сыне

    Примечание: В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы ("Блажен муж"). На Утрене читается 2 кафизмы, а третья рядовая – на Вечерне, вместо 18-й.

    Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    Утреня 16,17 2,3 4,5,6 7,8,9 10,11,12 13,14,15 19,20
    Вечерня 1 - 18 18 18 18 18

    В период Великого Поста

    Примечание: Если на воскресной Утрене поется полиелей, то чтение 17-й кафизмы отменяется, читаются только 2-я и 3-я.

    Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    1,2,3,4 и 6 седмицы Вел.Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 10,11,12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
    1-й час - - - 13 2 9 -
    3-й час - - 7 14 3 10 19
    6-й час - - 8 15 4 11 20
    9-й час - - 9 16 5 12 -
    Вечерня 1 - 18 18 18 18 18
    5-я седмица Вел. Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 11,12,13 20,1,2 8 13,14,15
    1-й час - - - 14 3 - -
    3-й час - - 7 15 4 9 19
    6-й час - - 8 16 5 10 20
    9-й час - - 9 18 6 11 -
    Вечерня 1 - 10 19 7 12 18
    5-я седмица Вел. Поста,
    если в четверг – Благовещение,
    тогда Великий Канон
    читается во вторник
    Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
    1-й час - - 7 - 2 9 -
    3-й час - - 8 13 3 10 19
    6-й час - - 9 14 4 11 20
    9-й час - - 10 15 5 12 -
    Вечерня 1 - 11 16 - - 18
    Страстная седмица Утреня 17 2,3 4,5,6 9,10,11 14,15,16 - -
    1-й час - - - - - - -
    3-й час - - 7 12 19 - -
    6-й час - - 8 13 20 - -
    9-й час - - - - - - -
    Вечерня 1 - 18 18 18 - -

    Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

    В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

    Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

    Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.

    Aминь. Царю́ Небе́сный. Трисвятое. И по Отче наш…

    Господи помилуй (12 раз)

    Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

    Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)

    На Славах:

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)

    Господи помилуй (трижды)

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
    (здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения)

    и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме

    И в конце:

    Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
    Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды).

    Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.

    Молитвы о здравии и упокоении на Славах

    Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

    Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)

    В воскресенье – Пс. 23

    В понедельник – Пс. 47

    В среду – Пс. 93

    В пятницу – Пс. 92

    В субботу – Пс. 91

    Чтение псалтири на всякую потребу

    Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании "0 Герон Паисиос" иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

    (Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

    • 1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.
    • 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.
    • 3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.
    • 4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.
    • 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
    • 6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.
    • 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
    • 8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.
    • 9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.
    • 10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
    • 11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.
    • 12. Страдающим болезнями печени.
    • 13. От беса читать трижды в день три дня.
    • 14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.
    • 15. Да найдется потерянный ключ.
    • 16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
    • 17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.
    • 18. Да разродится роженица.
    • 19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
    • 20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
    • 21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.
    • 22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
    • 23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.
    • 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.
    • 25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.
    • 26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.
    • 27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.
    • 28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.
    • 29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.
    • 30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.
    • 31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
    • 32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.
    • 33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
    • 34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
    • 35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
    • 36. Израненным разбойниками.
    • 37. При зубной боли.
    • 38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
    • 39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.
    • 40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.
    • 41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.
    • 42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.
    • 43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.
    • 44. Страдающим болезнями сердца или почек.
    • 45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
    • 46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.
    • 47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.
    • 48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.
    • 49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.
    • 50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).
    • 51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.
    • 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.
    • 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.
    • 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.
    • 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
    • 56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.
    • 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.
    • 58. Немым, да даст им Господь дар речи.
    • 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.
    • 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.
    • 61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.
    • 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.
    • 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.
    • 64. Да процветают купцы.
    • 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.
    • 66. Благословение да будет на домашнем скоте.
    • 67. Да излечится страдающая выкидышами.
    • 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.
    • 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.
    • 70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
    • 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.
    • 72. Да покаются разбойники.
    • 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.
    • 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.
    • 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.
    • 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.
    • 77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
    • 78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.
    • 79. Да исцелит Господь больного водянкой.
    • 80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.
    • 81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.
    • 82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.
    • 83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
    • 84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.
    • 85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.
    • 86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.
    • 87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.
    • 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
    • 89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.
    • 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
    • 91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.
    • 92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)
    • 93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.
    • 94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.
    • 95. Да исцелит Господь глухих.
    • 96. Да рассеются чары.
    • 97. Да утешит Господь удрученных горем.
    • 98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг - прим. переводчика.)
    • 99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.
    • 100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.
    • 101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.
    • 102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.
    • 103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.
    • 104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.
    • 105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.
    • 106. Да исцелит Господь бесплодную.
    • 107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.
    • 108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.
    • 109. Дабы младшие уважали старших.
    • 110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.
    • 111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.
    • 112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.
    • 113. Да исцелит Господь слабоумных детей.
    • 114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.
    • 115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.
    • 116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.
    • 117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.
    • 118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.
    • 119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.
    • 120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.
    • 121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.
    • 122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.
    • 123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.
    • 124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.
    • 125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.
    • 126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.
    • 127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.
    • 128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.
    • 129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.
    • 130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.
    • 131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.
    • 132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.
    • 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.
    • 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.
    • 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.
    • 136. Да умирит Господь вспыльчивого.
    • 137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.
    • 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.
    • 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
    • 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.
    • 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.
    • 142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.
    • 143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.
    • 144. Да благословит Бог труды людей и примет их.
    • 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.
    • 146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.
    • 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.
    • 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его. (Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два - отцу Паисию со Святой Горы Афон)
    • 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.
    • 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

    Предметный указатель псалмов

    Сельское хозяйство : 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

    Животные враждебные : 63, 123, 147.

    Дети : 22, 76, 109, 113, 114.

    Смерть и усопшие : 33, 150.

    Бедствия : 17, 21, 30, 50, 62, 68, 85, 89.

    Здоровье телесное : 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

    Здоровье душевное : 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

    Здоровье женщины : 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

    Законы и правительство : 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

    От нечистых духов : 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

    Мир и война : 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

    Мир в семье и между друзьями : 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

    Имущество : 14, 15, 23, 47, 83, 124.

    Защита : 9, 13, 34, 47, 48, 57, 90, 133.

    Общественные вопросы : 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

    Духовные вопросы : 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

    Путешествия : 28, 29, 31, 92, 135, 150.

    Работа : 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

    Благодарственные и хвалебные : 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

    Прославляющие Бога : 8, 17, 92, 102, 103.

    Назидательные : 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

    Изливающие скорбь : 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

    Выражающие надежду на Бога : 53, 85, 90, 111, 120.

    С просьбой о защите и помощи : 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

    Покаянные : 38, 50.

    Выражающие радость : 32, 83, 114.

    • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
    • Против нападений бесовских: 45, 67
    • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
    • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
    • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
    • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
    • В благодарность за победу над врагом: 17
    • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
    • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
    • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
    • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
    • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
    • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
    • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
    • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
    • В болезнях: 29, 46, 69
    • В смятении душевном: 30
    • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
    • В утешение угнетаемым: 19
    • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
    • Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
    • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
    • В радости духовной: 102, 103
    • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
    • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
    • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
    • Перед выходом из дома: 31
    • В дороге: 41, 42, 62, 142
    • Перед посевом: 64
    • От покраж: 51
    • От потопления: 68
    • От мороза: 147
    • В гонениях: 53, 55, 56, 141
    • О даровании мирной кончины: 38
    • О желании переселиться в вечные селения: 83
    • По усопшим: 118
    • Если одолевает лукавый: 142, 67

    Псалмы, употребляемые на богослужениях

    Утреня: Начало: 19, 20. Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: 50. Хвалительные псалмы: 148, 149, 150.

    Часы: Первый: 5, 89, 100. Третий: 16, 24, 50. Шестой: 53, 54, 90. Девятый: 83, 84, 85.

    Вечерня: Предначинательный: 103. "Блажен муж": 1. На "Господи, воззвах": 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: 33 (только Великим постом).

    Повечерие: 4, 6, 12, 69, 90, 142.

    Перед причащением: 22, 33, 115.

    Литургия: 102, 145.

    Погребение: 118.

    Молебны : о болящем: 70, благодарственный: 117, Новый год: 64, путешествующим: 120, просительный молебен: 142.

    Чтение Псалтири по усопшим

    Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых - так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

    Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

    Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

    Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

    Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый - это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине - например, до 40-го дня. Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших - таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

    Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона - "Достойно есть.." и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

    Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

    По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

    "При чтении Псалтири при гробе усопшего, - пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви", - нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой "Славы:", и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: "Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего", причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой".

    Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй "Славе:" кафизмы, читается молитва "Помяни, Господи Боже наш...", а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

    При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

    В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

    Последование при чтении Псалтири по усопшим

    Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

    Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

    Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

    (При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

    (Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш...”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного):

    Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

    Трисвятое
    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

    Молитва ко Пресвятой Троице

    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

    Господи, помилуй. (трижды) ;

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

    Молитва Господня

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

    Тропари

    Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

    В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

    Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

    И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

    Господи, помилуй (40 раз)
    (Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)


    Псалтырь - книга священных гимнов или псалмов, большая часть которых написаны царем Давидом по наущению Духа Святого. В каждом псалме мы видим ту боль, радость, смятение или торжество, которые испытывал Великий Псалмопевец, когда создавал эти священные тексты.
    Псалмы используются в богослужениях еще с ветхозаветных времен. И в наше время на службах мы слышим хоровое пение или чтение псалмов. Чтение Псалтыри в храме регламентируется Типиконом - богослужебным уставом.
    Чтение Псалтыри дома:

    В Православной церкви существует добрая традиция чтения Псалтыри келейно (дома). Читают Священную книгу или по соглашению - несколько верующих, прочитывая за день всю Псалтырь, или индивидуально, по кафизме (разделу Псалтыри) в день. Взяв на себя правило прилежно и внимательно читать Псалтырь дома христианин совершает малый подвиг, это и трудно, и одновременно приносит огромное успокоение душе.

    Устава для чтения Псалтыри дома не существует. Но со временем сложились определенные правила, выполнение которых желательно.

    *Без благословения, взятого у батюшки, приступать к чтению псалтыри нельзя.

    *Прежде чем начать чтение, зажигается свеча или лампада. Огонь при чтении не зажигается только, если в данный момент находитесь в дороге.

    *Следуя совету преп.Серафима Саровского, читать Псалтырь надо вслух, негромко. Это облегчает восприятие священного текста не только разумом, но и слухом. «Слуху моему даси радость и веселие» (Пс.50,10).

    *Нельзя неправильно расставлять ударения в словах. Это грех. От неправильной расстановки ударений меняется смысл слова, искажается фраза.

    *При выполнении правила не следует предаваться излишней страстности. Пусть чтение будет немного монотонным, лишенным театральности.

    *Не стоит унывать от того, что вначале непонятно, о чем говорится в псалмах. Постепенно раскрывается красота древних текстов, и смысл их становится понятен.
    Порядок чтения Псалтыри дома:

    *Вначале читаются «Молитвы перед началом чтения Псалтыри«.

    *Псалтырь делится на двадцать кафизм, те делятся на части тремя Славами. На Славах при домашнем чтении Псалтыри поминаются живые и усопшие.

    *Прочитав кафизму, обязательно чтение тропарей и молитвы.

    *Заканчивается Псалтырь чтением «Молитв по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтыри«.

    *Не стоит страшиться ошибиться в чем-то или прочитать что-то неправильно, не по уставу. Искреннее покаяние, благодарность за все сделают молитву живой, невзирая ни на какие ошибки.

    По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

    Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

    Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле.

    Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

    Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

    Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

    Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш…

    Господи помилуй (12 раз)

    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

    Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

    Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

    На «Славах»

    Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

    Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

    Господи, помилуй. (3 раза)

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

    Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

    Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

    И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

    Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.

    Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

    И в конце всего молитвословия:

    Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)

    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

    Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18-19).

    Наименование этой священной книги в славянскую и русскую Библию перешло из Септуагинты (Псалтирион ). Слово Псалтирь произошло от греческого названия струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов - песней в честь Господа. У евреев собрание псалмов называлось Sefer tehillim (Книга хвалений). Было и другое название - Sefer tefillot (Книга молитв).

    Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского: «Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Также святитель Афанасий Великий пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? - в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Послание к Маркеллу ). Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом : «Псалом - тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом - посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ - любовь, - изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом - убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен.
    Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих - приращение ве дения, для совершенных - утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть первого псалма ).

    Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30).

    Важнейшей особенностью празднования Пасхи было пение халлел, что значит: хвалите Бога ! Они состояли из хвалебных псалмов с 112 по 117. В конце пели великий халлел - 135-й псалом.

    Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол.3:16).

    Псалтирь (Псалтырь) – книга Ветхого Завета, которая состоит из 150 или 151 песен-псалмов. В некоторых языках книга имеет название «Псалмы» . Псалтирь располагается в числе учительных книг Ветхого Завета вслед за книгой Иова. Псалтирь стала богослужебной книгой еще при Давиде. Позже богослужебное употребление Псалтири перешло к христианам.

    О важности книги Псалтырь свидетельствует тот факт, что она дошла к нам в наибольшем количестве рукописей среди всех книг Ветхого Завета.

    Читать Псалтирь / Псалтырь

    Псалтирь содержит 150 псалмов:

    Нумерация псалмов Псалтири

    Нумерация псалмов отличается в иудейском и греческом. Православная церковь использует греческую нумерацию. Католическая церковь использует оба варианта нумерации. В своей характеристике мы будем использовать греческий вариант (150 псалмов).

    Надписания в псалмах.

    Во многих псалмах есть надписания – дополнительная информация об авторах, исполнителях псалмов, указывается события, которым посвящены псалмы. Перевод надписаний оказался особо сложным, поэтому существует много вариантов их перевода. О значении некоторых слов переводчики могут только догадываться.

    В надписаниях псалмов часто указан порядок их исполнения. Определен музыкальный инструмент и мотив, на который нужно исполнять псалом.

    Авторство

    В надписаниях псалмов часто встречаются имена собственные, однако не всегда понятно, чьи это имена – автора, исполнителя либо человека, которому посвящен псалом. Автором Псалтири принято считать , хотя абсолютно все исследователи уверены, что псалтырь – плод труда более 10 авторов. Более того, книга создавалась долгое время – возможно, даже не один десяток поколений. Время создания псалмов – от времен Моисея до возвращения из вавилонского плена.

    • Давид,
    • Асаф – главный псалмовец при Давиде,
    • Сыновья Кораха – храмовые привратники,
    • Адам,
    • Еман,
    • Идифун
    • Моисей и пр.

    Псалтырь создавалась постепенно в качестве продукта коллективного творчества и в ходе создания подвергалась массе редакций.

    Псалмы Псалтири принято условно делить на 4 группы:

    1. Личные сетования.

    Схема псалма данного типа: обращение к Богу -> описание ситуации-> упование на Бога -> просьба -> вознесение хвалы Богу.

    1. Народные плачи.

    Имеют схожую с личными сетованиями структуру, однако являются коллективным обращением к Богу.

    1. Псалмы хвалы Господу.

    Схема псалма данного типа: обещание возносить хвалы господу -> описание ниспосланных благ -> избавление -> вознесение хвалы -> наставление людям уповать на Бога

    1. Гимны.

    Воспевание величия Бога и Его милости.

    Помимо псалмов, которые относятся к этим четырем группам, следует также упомянуть псалмы мудрости, песни восхождения и царские псалмы .

    Песни восхождения – псалмы, исполнявшиеся паломниками при восхождении на гору Сион.

    Царские псалмы – псалмы, описывающие важные события из царской жизни, к примеру, восхождение на трон.

    Толкование Псалтири.

    Во многих изданиях Псалтыри содержаться толкования псалмов. Из древних толкований особой популярностью пользуются толкования:

    • Иоанна Златоуста,
    • Амвросия,
    • Августина,
    • Феодорита Кирского,
    • Евфимия Зигабена.

    Из новых толкований:

    • Толюка,
    • Эвальда;
    • Епископа Феофана,
    • Протоиерея Вишнякова.

    Ни в одной ветхозаветной книге личная вера в Бога не показывается так многообразно, как в книге Псалтирь. Книга Псалтырь представляет собой сборник религиозной поэзии. Многие псалмы Псалтири обращены к Богу и являют собой отражение личного религиозного чувства. Псалмы отражают радость от возможности общения с Богом. Посредством псалма человек может выразить благоговение перед Богом. В псалмах отражена и народная мудрость.

    Литературные особенности Псалтыри.

    Два первых псалма задают тон всей книге. Они являются великолепными образцами еврейской библейской поэзии. Поэтическая сила Псалтири основана на синтаксическом параллелизме текстов, когда мысль выражается посредством синонимии, либо параллельно высказываются противоположные точки зрения.

    Велико и жанровое разнообразие псалмов. По жанру псалмы Псалтири можно разделить на:

    • Прославления Бога,
    • Мольбы (псалмы 6, 50),
    • Жалобы (псалмы 43, 101),
    • Проклятья (псалмы 57, 108),
    • Исторические псалмы (105),
    • Брачная песня (44),
    • Философские псалмы (8),
    • Гимны (103) и пр.

    Несмотря на деление книги на псалмы и их жанровое разнообразие Псалтирь представляет собой цельное произведение, основной мыслью которого является возможность человека обратиться к Богу и раскрыть ему глубину своей души.

    Многие псалмы были переложены на стихи. Практически в каждом каноне есть своя стихотворная Псалтирь. Только Лютеране не используют в службе стихотворную Псалтырь.

    В русской поэзии к стихотворным переводам и парафразам отдельных псалмов обращались:

    • Ломоносов,
    • Сумароков,
    • Державин,
    • Глинка и др.

    Особенности языка Псалтири.

    1. Ассоциативность,
    2. Образность,
    3. Символизм,
    4. Иносказательность,
    5. Эмоциональность.

    Псалтырь в Иудаизме.

    Псалмы играют важную роль в Иудаизме. Их используют в качестве личных молитв и для службе в синагоге. Некоторые псалмы читаются здесь ежедневно (к примеру, 144 – 150 псалмы). Псалмы 112-117 читают в праздники. Есть определенные псалмы, соответствующие дню недели.

    Псалтирь в православии

    В православной Церкви многие псалмы читаются на службе ежедневно и закреплены за отдельными богослужениями. Во время вечерни читаются псалмы 103, 140, 141, 129, 116 и 33. В начале утрени читаются псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед чтением канона читается псалом 50. В заупокойное богослужение входит 118-й псалом. Его же читают накануне родительских суббот. Различные псалмы используются на Литургии, молебнах и в обрядах.

    Монахи читают Псалтирь в течение недели. В Великий пост Псалтирь прочитывается в монастырях, придерживающихся уставу, два раза. Псалтирь используется для келейной молитвы.

    Псалтирь у католиков.

    В католической традиции псалмы являются частью ежедневного богослужения в своем «чистом» виде, в отличии от православной церкви, где в большей степени используются стихиры и тропари. В основном практикуется четырехнедельный цикл прочтения Псалтири. Используется Псалтырь и в домашней личной молитве. К примеру, в Пост читается семь псалмов покаяния.

    Псалтирь в исламской традиции.

    В Коране указано, что Аллах Давиду, книгу Забур, которая отождествляется с Псалтирью. Однако, в исламской традиции считается, что псалтирь дошла до наших дней в искаженном виде. Псалтирь в исламе считается пророческой книгой.

    Без преувеличения можно сказать, что Псалтирь является для многих самой важной книгой Ветхого Завета. Псалтирь -книга молитв. Читать Псалтирь можно в любых случаях – в горе и в радости.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...