Сигнальная разметка на производстве. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики

ГОСТ Р 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная.»

К сигнальным цветам относятся: красный, желтый, зеленый, синий. Их применяют для:

Обозначения поверхностей, конструкций, элементов оборудования, которые могут служить источниками опасности для людей, поверхности ограждений и других защитных устройств (желтый);

Обозначения пожарной техники, средств противопожарной защиты, их элементов (красный);

Знаков безопасности, сигнальной разметки, планов эвакуации (все цвета);

Светящихся (световых) средств безопасности (сигнальные лампы, табло), (синий);

Обозначения пути эвакуации (зеленый).

Обозначения емкостей и тех. оборудования, содержащих опасные или вредные вещества (желтый).

Знаки безопасности могут быть основными, дополнительными, комбинированными и групповыми.

Основные содержат однозначное смысловое выражение требований по обеспечению безопасности. Их используют самостоятельно или в составе комбинированных и групповых. Дополнительные знаки безопасности содержат поясняющую надпись, их используют в сочетании с основными знаками. Комбинированные и групповые знаки безопасности состоят из основных и дополнительных знаков и являются носителями комплексных требований по обеспечению безопасности.

Знаки безопасности по видам применяемых материалов могут быть несветящимися, световозвращающими и фотолюминесцентными. Несветящиеся знаки безопасности зрительно воспринимаются за счет падающего на них света. Световозвращающие знаки безопасности воспринимаются светящимися при освещении их поверхности светом, направленным со стороны наблюдателя. Фотолюминесцентные знаки безопасности воспринимаются светящимися в темноте после прекращения действия.

Знаки безопасности по конструктивному исполнению могут быть плоскими или объемными

Знаки безопасности следует размещать в поле зрения людей, для которых они предназначены. Они должны быть расположены таким образом, чтобы были хорошо видны, не отвлекали внимания и не создавали неудобств при выполнении людьи деятельности, не загораживали проход, проезд, не препятствовали перемещению грузов. Знаки безопасности, изготовленные на основе несветящихся материалов, применяют в условиях хорошего и достаточного освещения. Световозвращающие знаки безопасности следует размещать в местах, где отсутствует освещение или имеется низкий уровень фонового освещения. Фотолюминесцентные применяют там, где возможно аварийное отключение источников света, а также в качестве элементов эвакуационных систем.

Основные знаки безопасности делятся на: запрещающие, предупреждающие, пожарной безопасности, предписывающие, эвакуационные, медицинского и санитарного назначения, указательные.

Сигнальную разметку выполняют в виде чередующихся полос красного и белого, желтого и черного, зеленого и белого сигнальных и контрастных цветов. Сигнальную разметку выполняют на поверхности строительных конструкций, элементов зданий, сооружений, транспортных средств, механизмов, предназначенных для обеспечения безопасности с применением несветящихся, световозвращающих, фотолюминесцентных материалов или их комбинации.

Красно-белую и желто-черную сигнальную разметку следует применять в целях обозначения мест опасности или препятствий. Если препятствия и места опасности существуют постоянно, то они должны быть обозначены сигнальной разметкой с чередующимися желто-черными полосами, если препятствия и места опасности носят временный характер, то опасность должна быть обозначена сигнальной разметкой с чередующимися красно-белыми полосами. Зелено-белую сигнальную разметку следует применять для обозначения границ полосы безопасного движения и указания направления движения по пути эвакуации.

Допускается наносить на сигнальную разметку поясняющие надписи, например: «Опасная зона», «Проход запрещен». Знаки безопасности и сигнальная разметка должны быть стойкими к воздействию воды, водных растворов кислот и щелочей, водных растворов моющих средств, масел, бензина. Лакокрасочные материалы и покрытия сигнальных и контрастных цветов должны соответствовать виду и исполнению знаков безопасности и сигнальной разметки и условиям их размещения.

Материалы, используемые для изготовления знаков безопасности и сигнальной разметки, по показателям безопасности должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам, а также нормативным документам по пожарной безопасности.

Границу опасной зоны обозначают на местности знаками в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001, предупреждающими о работе крана (знак N 3, приложение И). Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники. На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана Основные и дополнительные знаки безопасности (ГОСТ Р 12.4.026-2001)

Предупреждающие знаки

Знак, предупреждающий об ограничении зоны обслуживания краном.
Устанавливается перед знаком, запрещающим пронос груза

Знак, предупреждающий о работе крана. Устанавливается на границе опасной зоны, в местах возможного прохода людей

Знак, запрещающий пронос груза. Устанавливается по линиям ограничения зоны обслуживания крана. Используется вместе с поясняющей надписью Знак N 4

Знак - проход запрещен. Устанавливается у входов в опасные зоны, помещения, участки и др., куда закрыт доступ для посторонних лиц.

3 Дополнительные знаки

Дополнительные знаки безопасности используются в сочетании с основными знаками безопасности для уточнения, ограничения или усиления действия основных знаков безопасности. Дополнительные знаки безопасности допускается располагать ниже или справа, или слева от основного знака безопасности.

Размеры дополнительных знаков безопасности должны соответствовать размерам основных знаков безопасности, которые они дополняют. Допускается увеличивать высоту дополнительных знаков в зависимости от числа строк надписи.
В качестве материала-носителя, на поверхность которого наносят цветографическое изображение знака безопасности, допускается использовать металлы, пластики, силикатное или органическое стекло, самоклеющиеся полимерные пленки, самоклеющуюся бумагу, картон и другие материалы.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

1. Основные узлы и механизмы стрелового самоходного крана.

Рис. 2. Схемы стреловых самоходных кранов: а – гусеничного с гибкой подвеской стрелового оборудования; б – пневмоколесного с жесткой подвеской стрелового оборудования

Каждый стреловой самоходный кран (рис. 2 ) состоит из следующих основных частей: ходового устройства 1, поворотной платформы 13 (с размещеными на ней силовой установкой 10, узлами привода 9, механизмами и кабиной машиниста 17 с пультом управления), опорно-поворотного устройства и сменного

рабочего оборудования. Исполнительными механизмами кранов являются: механизм подъема груза, изменения вылета стрелы (крюка), вращения поворотной платформы и передвижения крана.

Шасси кранов 14 с пневмоколесным ходовым устройством (рис. 2, б), оборудуется выносными опорами-аутригерами 18 в виде поворотных (откидных) или выдвижных кронштейнов с опорными винтовыми или гидравлическими домами на концах. Аутригеры снижают нагрузки на пневмоколеса, увеличивают опорную базу и устойчивость крана. При работе без выносных опор грузоподъемность крана резко снижается и составляет 20-30 % от номинальной.

На кранах устанавливают стреловое и башенно-стреловое оборудование. Основными видами стрелового оборудования являются невыдвижная (жесткая) и выдвижная решетчатые стрелы 3, телескопическая стрела 15 с одной или несколькими выдвижными секциями для изменения их длины. Длину выдвижных стрел можно изменять только в нерабочем состоянии крана, телескопических - действующей рабочей нагрузке. Основное стреловое оборудование обеспечивает наибольшую грузоподъемность крана при требуемых ГОСТом вылете от ребра опрокидывания и высоте подъема крюка. Наибольшая грузоподъемность соответствует наименьшему вылету стрелы. С увеличением вылета грузоподъемность уменьшается. Зависимость грузоподъемности и высоты подъема груза от вылета стрелы называется грузовой характеристикой крана и изображается графически в виде кривых, которые даются в паспортах кранов. Пользуясь графиками, можно определить грузоподъемность и высоту подъема крюка для любого вылета основной стрелы и сменного рабочего оборудования. К сменному рабочему оборудованию относят удлиненные дополнительными вставками (секциями) жесткие и выдвижные стрелы, с применением которых увеличивается зона, обслуживаемая краном, но соответственно снижается грузоподъемность.

В комплекс стрелового оборудования входят также стреловой полиспаст 6 или гидроцилиндры 16 для изменения угла наклона стрелы и крюковая подвеска 4 с грузовым полиспастом 5 для подъема и опускания груза. Для увеличения вылета и полезного подстрелового пространства основные и удлиненные сменные стрелы оснащают дополнительными устройствами - управляемыми и неуправляемые гуськами, которые могут иметь второй (вспомогательный) крюк, подвешиваемый на полиспасте малой кратности и предназначенный для подъема с большей скоростью небольших по массе грузов.

Стреловое и башенно-стреловое оборудование вместе с главной грузовой, вспомогательной и стреловой лебедками, механизмом вращения поворотной части крана, узлами их привода и управления монтируют на поворотной платформе 13. Для уравновешивания крана во время работы на поворотной платформе устанавливают противовес 12. У кранов с гибкой подвеской стрелового оборудования (см. рис.2,а) на поворотной платформе смонтирована двуногая опорная стойка 11, несущая стреловой полиспаст 6. Краны с жесткой подвеской стрелового оборудования (см. рис.2,б) не имеет двуногую стойку, стрелоподъемные - лебедку и полиспаст; подъем-опускание стрелы у таких машин осуществляется одним или двумя гидроцилиндрами 16. Поворотная платформа соединена с рамой ходового устройства унифицированным опорно-поворотным кругом 2, который обеспечивает возможность вращения платформы с рабочим оборудованием в плане.

Привод исполнительных механизмов кранов с одномоторным (механическим) приводом осуществляется от дизельного или электрического двигателя через механическую трансмиссию. Эти краны имеют сложную кинематическую схему с большим количеством зубчатых передач, муфт и тормозов. Для изменения направления рабочих движений в кинематическую цепь одномоторных кранов включен реверсивный механизм. Основными недостатками кранов с механическим приводом являются невозможность бесступенчатого и плавного регулирования скоростей исполнительных механизмов, отсутствие низких «посадочных» скоростей опускания груза, необходимых при ведении монтажных работ. Выпуск кранов с одномоторным приводом постоянно сокращается, они будут заменены машинами с многомоторным приводом.

Многомоторный привод обеспечивает независимую работу исполнительных механизмов, бесступенчатое регулирование их скоростей в широком диапазоне, получение монтажных скоростей перемещения груза, упрощает кинематику кранов, улучшает технико-эксплуатационные показатели машин и т. п.

Рис. 3. Основные параметры стреловых самоходных кранов

У кранов с многомоторным приводом исполнительные механизмы приводятся индивидуальными электрическими или гидравлическими двигателями. Питание электродвигателей механизмов может осуществляться от внешней силовой сети переменного тока напряжением 380В, частотой 50 Гц или от генераторной установки машины. Питание индивидуальных гидравлических двигателей механизмов обеспечивается гидронасосами через распределительную систему, Привод генератора и гидронасосов осуществляется обычно от основного двигателя машины - дизеля.

Грузоподъемность Q- главный параметр стреловых самоходных кранов. К основным параметрам этих кранов (рис. 3) относятся: вылет L - расстояние от оси вращения поворотной части крана О-О до центра зева крюка; вылет от ребра опрокидывания - расстояние от ребра опрокидывания до центра зева крюка: А 1 - при работе без выносных опор, А 2 - при работе на выносных опорах; высота подъема крюка Н - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в крайнем верхнем положении; глубина опускания крюка h - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в крайнем нижнем рабочем положении; скорость подъема и опускания груза vгр; скорость посадки груза vn - минимальная скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций, а также при работе с предельными по массе для данной модели крана грузами; частота вращения поворотной части крана n п; скорость изменения вылета v в - скорость перемещения крюка по горизонтали при изменении его вылета; время изменения вылета t в - продолжительность перемещения крюка от одного предельного положения стрелы до другого; скорость телескопирования v T - скорость движения секций выдвижных или телескопических стрел относительно основной (невыдвижной) секции при изменении длины стрел; рабочая скорость передвижения v р - скорость передвижения крана с грузом на крюке; транспортная скорость крана v тр - скорость передвижения крана, стреловое оборудование которого находится в транспортном положении; колея крана К - расстояние между вертикальными осями, проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства; база крана Б - расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес; минимальный радиус поворота крана R K - расстояние от центра поворота до наиболее удаленной точки крана при минимальном радиусе поворота шасси крана; размеры опорного контура выносных опор (поперек и вдоль); преодолеваемый уклон пути?- наибольший угол подъема, преодолеваемый краном, движущимся с постоянной скоростью, установленная мощность Р у; конструктивная т к и эксплуатационная т э массы крана.

3. Грузозахватные приспособления: разновидности и область применения.

Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.

Грузозахватные приспособления и тара применяются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин. Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ с применением грузоподъемных машин производятся при помощи грузозахватных приспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов используется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

В зависимости от условий производства работ, геометрических размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. В качестве гибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже - цепи и ленты,

Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк крана при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка.

Маркировка опасных зон на производственных объектах и разметка зон при складировании материалов - одна из основных (технических) составляющих системы управления охраной труда.

Для чего нужна маркировка опасных зон?

Одна из основных причин, почему люди допускают нарушение правил охраны труда - привыкание к присутствующей рядом опасности. Маркировка опасных зон это способ воздействовать на сознание человека, моделируя его поведение в нужном направлении.

Маркировка опасных зон обеспечивает:

  • Привлечение внимания сотрудников к возможной опасности;
  • Соблюдение правил безопасности при производстве работ;
  • Безопасность перемещения персонала по территории объекта;
  • Предотвращение ошибочных действий работников;
  • Побуждение к правильным действиям.

Таким образом, снижается риск эскалации несчастного случая и обеспечивается безопасность рабочих мест и технологических процессов.

Чем регламентировано применение маркировки опасных зон?

  • ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования»
  • ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная.
  • ПОТ РО-14000-007-98 «Положение. Охрана труда при складировании материалов»
  • ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ. Системы фотолюминесцентные эвакуационные.
  • «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»
  • ГОСТ 14202-69 Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки.

Предпроектный аудит маркировки опасных зон

В соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», работа по созданию эффективной системы управления охраной труда начинается с выявления факторов риска посредством аудита.

4.7.2. Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны:

б) определить, предусмотреть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;

с) определить достаточность планируемых или действующих мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков;

Существует ряд рисков типичных для любого предприятия: риски падения; риски травмирования движущимися частями машин и механизмов; риски травмирования работников автотранспортом предприятия; риски связанные с нарушением правил проведения погрузочно-разгрузочных работ и др.

В результате анализа всех существующих рисков составляется проект маркировки опасных зон.

Элементы маркировки опасных зон

1. Знаки безопасности:

Знаки безопасности, расположенные в нужном месте - самый простой и действенный способ предупредить об опасности, запретить ошибочные действия или указать на необходимость правильных действий.

2. Разметка напольная и вертикальная:

Разметка необходима для определения мест, предназначенных для прохода, складирования грузов, зоны действия механизмов, организации движения транспорта.

3. Разметка оборудования:

Система зрительной цветовой информации, сигнализирующей об опасности, помогает работнику ориентироваться в большом количестве действующих технологических процессах.

4. Защитные профили:

Гибкие защитные профили из полиуретана не только обозначают опасность цветом, но и способны полностью поглотить энергию удара.

5. Противоскользящие покрытия:

Там где возрастает риск падения (на лестницах, пандусах, в помещениях, где на полу может оказаться вода или масло) имеет смысл использовать противоскользящие наклейки или коврики.

6. Средства организации движения:

Там, где существует риск пересечения потоков движения сотрудников и транспортных средств, с помощью технических средств организации движения можно предупредить наезд на пешехода.

Материалы для маркировки опасных зон

Мы используем только самые надежные материалы от самых известных производителей, что в сочетании с высоким качеством монтажа обеспечивает долговечность маркировки.

В рамках данной услуги наша Компания предлагает:

1. Произвести маркировку опасных зон в производственных помещениях посредствам напольной разметки для привлечения внимания работающих к опасности, обозначения маршрутов безопасного перемещения персонала, обеспечения соответствующей сигнальной окраской трубопроводов, агрегатов, вращающихся и движущихся механизмов. А так же обозначить негабаритные проемы, проезды и выступающие конструкции контрастными, свет возвращающими, фотолюминесцентными и мягкими негабаритами. В соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2015 (март 2017г), ГОСТ Р 12.2.143-2009, ГОСТ 14202-69, ПОТ РО-14000-007-98 и стандартов организаций.


2. Обеспечить места, где наиболее часто происходят случаи травматизма из-за скользких или обледенелых полов (лестницы, переходы, здания с мраморным, гранитным, кафельным покрытием) анти скользящими покрытиями.


3. Выявить случаи некорректной, несоответствующей последним ГОСТам маркировки, обозначения опасных мест, не оборудованных средствами безопасности и предложить несколько вариантов оснащения средствами визуальной безопасности на усмотрение заказчика.

4. Выполнить горизонтальную разметку складских и торговых помещений для наиболее эффективного размещения продукции и маршрутов безопасного перемещения персонала.


5. Нанести дорожную разметку на парковках, подземных паркингах, дорогах для организации порядка движения транспортных средств и пешеходов.

  • Разметка парковочных мест;
  • Пешеходных переходов;
  • Мест для инвалидов;
  • Нанесение стрелок навигации;
  • Нумерация машиномест;
  • Покраска стен и колонн;
  • Установка оборудования для
  • Организации дорожного движения.


Все это позволит снизить вероятность возникновения несчастных случаев, травматизма и профессиональных заболеваний, опасности для жизни, вреда для здоровья людей.

Наша компания предлагает широкий спектр услуг:

➤ Разработка стандарта для организаций «Система информирования работников в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности на объектах»;

➤ Разработка проектно-сметной документации;

➤ Нанесение вертикальной и горизонтальной контрастной разметки в соответствии ГОСТ Р 12.4.026-2015 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» и корпоративного стиля;

➤ Проектирование и нанесение дорожной разметки в соответствии всем требованиям ГОСТ и СНИП;

➤ Фотолюминесцентные эвакуационные системы в соответствии ГОСТ Р 12.2.143-2009, с изменением от 01.09.2012 г;

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...