После чего началась наша эра. Как считать года от до нашей эры к нашей эре

Весной обсуждали с Николаем Николаевичем Лисовым проблему предложенного мной «нулевого года» - между 1 годом до нашей эры и 1 годом нашей эры. В основном я ссылался на Евангелия, согласно которым чудесное неполовое зачатие случилось у Девы Марии в день весеннего равноденствия, а Рождество соответственно пришлось на день зимнего солнцеворота. А Иоанн Креститель зачат был пожилой четой Захарием и Елисаветой за полгода до зачатия Иисуса Христа (Евангелие от Луки 1) –

26. В шестой же месяц /беременности Елисаветы/ послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу; имя же Деве: Мария…
30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус…
34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в сторости своей, и ей уже шестой месяц,
37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово /ни одна строка бутстрепирующей Архи-Программы/…
57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовался с нею.
59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном…
67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69. и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70. как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих…
76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицеем Господа приготовить пути Ему,
77. дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78. по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше /«Восток свыше» приоткрывает тайну нашего Востока, откуда родом мы, русские/,
79. просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

Таким образом, в Священном Писании чётко указывается на особый характер года, в котором происходило вмешательство «Востока свыше» в дела земные. Есть и чисто хронологические соображения, которые позволяют безболезненно для сложившихся и документально подтверждаемых исторических датировок ввести «нулевой год». Этот почти виртуальный «нулевой год» можно не только ввести, но и для удобства перенести в какой угодно хронологический интервал, но лучше всего – между 1 годом до н.э. и нам столь привычным 1 годом от Рождества Христова. На самом деле, конечно, Иисус Христос родился раньше 1 года нашей эры и 1 года до нашей эры, ибо распят он был на Кресте Голгофы в возрасте около 45 лет («Сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет» - Евангелие от Иоанна 8:57). Вообще Священное Писание ещё не прочитано здраво, тем более не постигнут его высший смысл, но священно-виртуальный «нулевой год» не просто допустим, но императивен.

Ибо без «нулевого года» получается путаница с датой рождения Иисуса Христа – нонсенс и даже оксюморон, если он родился «25 декабря 1-го года от Рождества Христова», и не очень уклюже начинать летоисчисление нашей эры с дня его рождения, если этот день приходится на «25 декабря 1-го года до Рождества Христова». Тогда получается, что первое десятилетие нашей эры и все последующие столетия и тысячелетия начинаются с года на «1», а не на «0». И первое десятилетие – с 1 года по 10-ый, а наше третье тысячелетие началось не с наступления Нового 2000-го Года, а в ночь с 31 декабря 2000 года на 1 января 2001 года. А если Иисус Христос родился «25 декабря 0-го года» – всё в порядке, и можно классифицировать десятилетия, столетия и тысячелетия так, как мы привыкли – девяностые годы от 1990 по 1999 включительно, двадцатый век с 1900 по 1999 включительно, второе тысячелетие в 1000 года по 1999, третье тысячелетие с первого дня 2000-го года и далее до последнего дня 2999-го года.

А Николай Николаевич Лисовой вместе с церковными православными иерархами исчислил Двухтысячелетие со дня рождения Иисуса Христа таким хитрым способом, что оно пришлось на 7 января 2001 года, и соответственно в Назарете собрались главы православных церквей и всякие высокопоставленные лица из православных стран и отметили меж собой эту дату, что, естественно, вызвало недоумение у здравомыслящих.

Сейчас по электронной почте пришла ежедневная словарная статья Оксфордского Словаря английского языка о слове «Девяностые» /годы/» (nineties), и в ней сказано внятно - /attrib./ Of, relating to, or characteristic of the years from ninety to ninety-nine inclusive in a particular century (esp. the nineteenth or twentieth) (http://www.oed.com/cgi/display/wotd). То есть, «девяностые годы» - от «девяностого года» до «девяносто девятого года». Как видим, декады, века и тысячелетия отсчитываются от 0 до 9, а не от 1 до 10. И потому введение «нулевого года» не только упорядочивает и делает осмысленной церковную хронологию, но и снимает ныне существующее и просто вопиющее хронологическое противоречие в исчислении десятилетий, столетий и тысячелетий.

Целями хронологии или историографии. Сопоставимыми понятиями являются эпоха, век, период, сакулум, эон (греческий айон) и санскритская юга.

Что такое эра?

Слово эра используется с 1615 года и в переводе с латинского "aera" означает эпохи, которыми измеряется время. Использование этого термина в хронологии началось примерно в пятом веке, во времена вестготов в Испании, где он появляется в истории об Исидоре Севильском. Затем в более поздних текстах. Испанская эра рассчитывается с 38 года Подобно эпохе, первоначально это понятие означало начальную точку века.

Использование в хронологии

Что такое эра в хронологии? Она считается самым высоким уровнем для организации измерения времени. Календарная эпоха указывает на продолжительность временного отрезка, начиная с определенной даты, которая часто знаменует начало определенного политического состояния, династии, правления. Это может быть рождение лидера или другое значимое историческое или мифологическое событие.

Геологическая эпоха

В крупномасштабных естественных науках существует потребность в другой перспективе времени, независимой от человеческой деятельности, и действительно охватывающей гораздо более длительный период (в основном доисторический), где геологическая эра относится к четко определенным временным промежуткам. Дальнейшее разделение геологического времени - эон. Фанерозойский эон подразделяется на эры. В настоящее время существует три эпохи, определенные в фанерозое. Это кайнозойская, мезозойская и палеозойская эры. Более старые протерозойские и архейские эоны также делятся на свои эпохи.

Космологическая и календарная эпоха

Для периодов в истории вселенной термин «эпоха» обычно является предпочтительнее, чем «эра», хотя эти понятия являются взаимозаменяемыми. Календарная эра исчисляется годами в рамках определенных дат. Часто с религиозным значением. Что касается нашей эры, то доминирующей считается летоисчисление с рождения Иисуса Христа. Исламский календарь, который также имеет варианты, отсчитывает года от Хиджры или переселения исламского пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, которое произошло в 622 году до н.э.

В течение периода - от 1872 года до Второй мировой войны - японцы использовали систему имперского года, считая с того периода, когда легендарный император Джимму основал Японию. Это было в 660 году до нашей эры. Многие буддийские календари отсчитываются от смерти Будды, которая, согласно наиболее часто используемым расчетам, имела место в 545-543 гг. до н. э. Другие календарные эпохи прошлого были подсчитаны из политических событий. Такими являются, например, эпоха Селевкидов и Древнеримская аббата, которые берут свое начала от даты основания города.

Век и эра

Слово «эра» также обозначает единицы, используемые в другой, более произвольной системе, где время не представляется бесконечным континуумом с одним отчетным годом, но каждый новый блок начинается с нового отсчета, как будто время начинается снова. Использование разных лет - довольно непрактичная система, а для историков - сложная задача. Когда отсутствует единая историческая хронология, часто отражается преобладание в общественной жизни абсолютного правителя во многих древних культурах. Такие традиции иногда переживают политическую власть престола и могут даже основываться на мифологических событиях или правителях, которые, возможно, даже и не существовали.

Что такое век и эра? Могут ли эти понятия быть также взаимозаменяемыми? Век - это не обязательно 100 лет, в другом смысле это могут быть несколько столетий, либо и вовсе пару десятилетий. Например, правление какого-либо правителя считается в истории "золотым веком", но это вовсе не означает, что он правил ровно 100 лет. Поэтому рамки века могут варьироваться как в одну, так и в другую стороны. В Восточной Азии царство каждого императора может быть подразделено на несколько периодов правления, каждый из которых рассматривается как новая эра.

Эра в историографии

Эра может использоваться для обозначения четко определенных периодов историографии, например, римская, викторианская и так далее. Более поздние периоды актуальной истории включают советскую эпоху. В истории современной популярной музыки также выделяют свои периоды, например, эпоха диско.

Разные точки зрения

Что такое эра с разных точек зрения? Приведём наиболее распространённые:

  1. Система отсчета времени путем нумерации лет от некоторого важного события или заданного момента времени (христианская эра).
  2. Событие или дата, которая знаменует начало нового или важного периода в истории (эпоха Возрождения).
  3. рассматриваемый с точки зрения примечательных и характерных событий, лиц (эпоха прогресса).
  4. С геологической точки зрения эра описывает временные рамки от момента сотворения Земли и до нашего времени. Это самое крупное хронологическое деление (Палеозойская эра).

Что такое новая эра?

У разных народов существует свое летосчисление. Традиционным началом нашей эры считается рождения Иисуса Христа, этот период был когда-то определен папой римским. Таким образом, наша эра считается также христианской, в честь родоначальника нового религиозного учения — христианства. До этого летоисчисление велось по календарю Юлия Цезаря.

25 декабря во многих странах мира считается важным праздником. Это день, когда был рожден "сын божий". С тех пор принято говорить: «Такой-то год до (н.э.) или после рождества Христова» (н.э.). Новая начальная дата была принята царем Петром I, и после 31 декабря 7208 года от библейского сотворения мира наступило 1 января 1700 года после рождества Христова. Люди до сих пор придерживаются этого летосчисления и называют его новой, или нашей эрой.

Первый год нашей эры
Как известно, наша эра началась с большим запозданием. Только через два столетия после утверждения христианства в Римской империи монах Дионисий Малый сумел, по заказу папы, вычислить дату Рождества Христова. Он предложил сменить очередной 241 год эры Диоклетиана — языческого императора, гонителя христиан — на 525 год новой христианской эры. Предложение было принято не сразу и не всеми, но нам сейчас важнее другое: как жили люди Земли за пять веков до Дионисия, в начале неведомой им самим эры — полагая, что живут в 754 году от основания Рима, или в первом году 195 Олимпиады, или в 543 году от воплощения Будды?
Окинем «космическим» взглядом тогдашнюю Землю — покрытую в основном лесами и степями, но населенную уже тремя сотнями миллионов людей. По берегам Нила, Евфрата, Хуанхэ плотность населения достигла сотен человек на квадратный километр.

Население многих городов исчисляется десятками тысяч, а великие столицы — Рим и Александрия в Средиземноморье, Антиохия и Ктесифон на Ближнем Востоке, Паталипутра в Индии, Саньян и Чанъань в Китае — уже перешагнули полумиллионный рубеж. Такая населенность говорит о высокоразвитой экономике. Действительно — на рубеже новой эры античные общества имеют в своем активе не только совершенную технологию земледелия и ирригации, богатейший набор разнообразных ремесел, но и широко разветвленную систему товарного производства, а вместе с нею — высокую культуру финансового дела.

Знаменитая формула «Деньги — Товар — Деньги» широко применялась вавилонскими финансистами еще за 7 веков до новой эры. Двумя веками позже эта формула проникла в Элладу, где относительная перенаселенность вынуждала многочисленные полисы к межгородскому разделению труда и интенсивной торговле. Рим перешел к товарному хозяйству позже — во время долгой изнурительной войны с Ганнибалом, когда отток рабочих рук в армию и быстрый рост военной промышленности взвинтили цены на продукты питания.
Одновременно сходные процессы шли в Китае, разделенном на десятки враждующих княжеств. Здесь дальновидный купец Люй Бу-вэй выступил пионером новой формулы: «Деньги — Власть — Деньги». Своими средствами он помог взойти на трон царства Цинь малолетнему принцу Чжену — и пожал стократные плоды этой инвестиции, когда принц стал владыкой всего Китая, императором Цинь Ши хуанди.
С тех пор прошло два столетия. В начале новой эры экономика античных обществ кажется такой же процветающей — с точки зрения тех, кто пожинает и распределяет плоды этого процветания. Правда, есть еще рабы; их много местами больше, чем свободных. Но ведь это же не люди! В сельскохозяйственном трактате римского экономиста Колумеллы раб классифицирован как «говорящее орудие» — в отличие от плуга, который молчит, и от вола, который мычит. Раб так же необходим для античного способа производства, как плуг и вол.
Но класс рабов не воспроизводится с достаточной интенсивностью. Значит, нужны постоянные войны для обращения свободных людей в рабство, и полезные люди — пираты, поставляющие рабов на рынок во время мира… Так рассуждают представители правящих слоев всех античных государств. Поэтому агрессивные войны — неотъемлемая часть античной политики, неизбежное следствие интенсивного рабовладельческого хозяйства.
Вглядимся в политическую карту мира, какою она была в начале новой эры. Начнем с той полосы цивилизаций, которая протянулась поперек Евразии от Геркулесовых столпов через все Средиземноморье, Ближний Восток и Иран, а дальше делится Гималаями на две ветви: «индийскую» на юге и «китайскую» на севере.
В этой зоне обитало более 80 процентов человечества; здесь располагались все крупные города, все значительные государства Земли. Впрочем, великих держав в ту пору было немного: колоссальная Римская империя на западе, столь же огромная империя Хань на востоке, да их гораздо менее могучие соседи-соперники: Парфянское царство в Иране и кочевая держава Хунну в степях Монголии. Все четыре державы — почти ровесницы: они сложились во второй половине 3 века до н.э. Но структура и судьбы у них разные, и рассматривать их стоит попарно: Рим — Парфия и Хань — Хунну.
Первая пара держав охватила так называемый «Эллинистический мир». Здесь давным-давно сформировались первые земледельческие цивилизации; здесь сложились первые государства шумеров и египтян. Политическое наследие этих древнейших народов позволило персам создать в этом районе первую в мире устойчивую многоэтническую империю. Другие пришельцы — эллины — создали под влиянием древней критской культуры такую замечательную структуру, как полис — самоуправляемый республиканский город. Александр Македонский попытался соединить эти два достижения — персидскую державность и эллинскую муниципальность — в единый жизнеспособный организм, охватывающий всю Западную ойкумену.
Эта попытка не удалась: не было экономической основы для устойчивой «вселенской» державы. Но македонский опыт экспорта греческого полиса на Ближний Восток прошел успешно. Через три века после Александра погибли уже все царства, основанные его преемниками — а полисы процветают в Египте и Сирии, в Иране и Средней Азии. Даже парфянские цари признают самоуправление полисов в пределах своей державы.
Но главный полис Запада — это Рим. Дорого стоило римлянам их первенство. Город сложился, как лагерь изгоев и беглецов из разных полисов Средней Италии. Конфликты в этой пестрой массе были часты и остры, а соседи враждебно относились к новой слободе гулящих людей. Объединенные недоброй судьбой, римляне поневоле развили в себе редкую гражданскую зрелость и политическую гибкость. Рим оформился как республика, сочетающая высокий уровень предприимчивости граждан со столь же высокой самодисциплиной, с сильной властью выборной администрации и авторитетным наследственным сенатом. Все это скреплялось почти непрерывным военным положением в республике: если римляне не оборонялись от кого-то, то по инерции на кого-то нападали, и, по словам греческого историка Полибия, «опаснее всего они были тогда, когда им самим более всего приходилось опасаться».
Однако вершиной политических достижений римлян стала их многоступенчатая система союзничества и гражданства. Чем больше услуг оказывало Риму то или иное племя, тем большую долю прав и привилегий римского гражданина получали члены этого племени. Привилегии были значительны: право на военную помощь при нападении извне, доля в совместной военной добыче и страховка на случай военного разорения, допуск на контролируемые Римом рынки, облегчение торговых пошлин и т.п. Такая умная щедрость римлян к союзникам в сочетании с хладнокровной беспощадностью к побежденным привела Рим к господству над всей Италией.
Побежден был и Карфаген — торговая аристократическая республика финикийцев на африканском континенте, с отличным флотом и профессиональной наемной армией, но без больших людских ресурсов. Одолев грозного Ганнибала, римляне обнаружили вдруг, что ни одна держава в Средиземноморье не может устоять против их военно-государственной машины, против римского сплава отваги, алчности и упорства. Тогда римлянам впервые стало нечего опасаться извне. И сразу же в их державе начались внутренние распри, затянувшиеся на целый век — от Гракхов до Августа.
Отчего так получилось? Во имя чего владыки Средиземноморья убивали друг друга под знаменами Мария и Суллы, Помпея и Цезаря, Антония и Октавиана? В сущности, борьба шла за тот или иной способ навести порядок в великой державе, которая переросла рамки старого полиса и требовала иных политических учреждений, соответствующих новым производительным силам общества.
Первыми поднялись малоземельные крестьяне, вытесняемые латифундиями «всадников» — новых римских богачей-рабовладельцев — и не желавшие превращаться в лишних людей — «пролетариев». Это движение, возглавленное братьями Гракхами, было подавлено военной силой. Но нужно было создать новую сферу занятости для пролетариев — и военная реформа Мария открыла им путь в армию. Так армия стала новым (и последним) оплотом демократии в римской державе.
Следующий шаг сделали италики — те подданные Рима, которые не успели добиться гражданского полноправия до победы над Карфагеном и которым сенат теперь отказывал в их требованиях. Италики восстали с оружием в руках; с огромным трудом легионеры Мария и Суллы одолели их, а потом правители Рима все же пошли навстречу требованиям италиков. Уже не сенат, а военные диктаторы Рима распространили римское гражданство на всю Италию и на те земли, где они вербовали своих легионеров. Так было восстановлено социальное единство державы. Оставалось политически оформить обновленный социум, уравновесив претензии новых классовых сил: легионеров — «демократов от меча», и всадников — «аристократов от кошелька». Долгий процесс остывания и кристаллизации этого кипящего хаоса мы называем установлением Римской империи; начало ей положил в канун новой эры Октавиан Август.
Каков он — первый римлянин своей эпохи? Невзрачный человек с неярким характером… Однако Цезарь усыновил его, назначил главным наследником и девятнадцатилетний юнец из провинции явился в Рим, спокойно предъявил всевластному Антонию свои права на великое наследство. Не обладая политическим опытом, Октавиан сумел, однако, сперва заключить союз с Цицероном и сенатом против Антония — а затем, укрепившись, породнился с Антонием и предал вчерашних союзников, легко согласился на убийство Цицерона. Не отличаясь ни полководческим даром, ни особой храбростью, Октавиан одолел в гражданской войне талантливого и популярного полководца Антония. Будучи слабого здоровья, он дожил до 76 лет и полвека простоял на вершине власти, работая обычно по 14 часов в день.
Какие особые таланты нужны для такой карьеры? Огромное честолюбие, железная воля, великий дар администратора… и еще — чрезвычайно развитое чувство долга, ответственности за исполняемую должность. Похоже, что Октавиан смолоду привык глядеть на весь мир как на театр, где главное для актера — безупречно сыграть роль длиною во всю жизнь, ни разу не сбившись и сделав все, чего потребует Судьба. Такая работа требует постоянного насилия над своей личностью. Видимо, Октавиан созательно превращался с годами в идеального политического робота, играющего роли Императора, Консула, Трибуна, Цезаря, Августа, Верховного Жреца, Отца Отечества, Наилучшего Правителя — все эти титулы были ему даны послушным сенатом.
В начале новой эры Августу исполнилось 63 года. Правит он уже 30 лет, и главное дело жизни сделано: Римская держава обрела внутренний мир и порядок. Согласно переписи, в государстве насчитывается более 4 миллионов полноправных граждан. Прочих подданных Рима не перечесть но их, по крайней мере, вдесятеро больше. Август продолжает распространять гражданство в осторожном темпе — но реальное содержание привилегий римского гражданина неуклонно падает. Два века спустя император Каракалла «дарует» римское гражданство всем своим подданным; этот эдикт не будет иметь большого значения.
Фактически Римская держава превратилась в монархию. Но на официальном жаргоне ее еще долго будут именовать республикой, ибо сенат действует (под руководством Августа). Сенаторы управляют провинциями — но лишь теми, где нет легионов; губернаторов пограничных провинций назначает император. Он — верховный главнокомандующий 30 легионов; он назначает префекта, управляющего Городом в отсутствие Августа. Прошли времена, когда городские и государственные дела решались на Форуме — голосованием, или схваткой между гражданами. Теперь все текущие вопросы решаются в канцелярии Августа: там вершат дела вольноотпущенники императора из числа ученых рабов — греки или сирийцы, не имеющие даже гражданских прав.
Важнейшие проблемы державы обсуждает Государственный Совет, составленный из сенаторов — но сенату не подвластный. Наоборот — сенат подвластен императору, который решает вопросы о пополнении сената новыми членами или об исключении провинившихся сенаторов. Август контролирует и состав «второго сословия» — всадников, поставляющих кадры для офицерского состава армии и администраторов в римские провинции. Для вступления в привилегированные сословия требуется довольно высокий имущественный ценз; однако при наличии достаточных средств, или знатного происхождения и деловой хватки римлянину имперской эпохи нетрудно сделать карьеру в рамках государственной машины.
Но только в этих рамках! Политической самодеятельности в Риме больше нет: такова цена, уплаченная за прекращение гражданских усобиц. Подавляющее большинство современников Августа не считает эту цену чрезмерной: ведь римляне перестали убивать друг друга, экономика процветает, а внешняя политика успешна. Город Рим регулярно снабжается хлебом из Египта, подвластного лично императору. Парфянский царь под угрозой римского вторжения освободил всех пленных римлян и вернул Августу знамена легионов Марка Красса, разгромленных полвека назад в битве при Каррах. Римская цивилизация укоренилась в Галлии; довольно успешно идет завоевание Германии. Римские легионы прошли всю Испанию и Северную Африку, укрепились на Рейне и на Балканах, побывали в Британии и на Евфрате — и почти всюду были непобедимы.
Все это — бесспорные успехи; но успехи государственной машины, а не общества в целом. Римский социум вступил в эпоху кризиса, и отчуждение имперской власти от управляемых масс — не причина, а следствие глубоких экономических процессов. Произошел переход от фермерского сельского хозяйства к латифундиям; народное ополчение превратилось в профессиональную армию, пожирающую чужие народы и истощающую свой этнос… Это явный шаг назад — от производящей экономики к присваивающей!
Отныне римская держава обречена на деградацию — экономическую и политическую. Медленнее всего будет деградировать военная машина, постепенно превращаясь из национальной армии в «иностранный легион», набираемый из окрестных варваров. Но стоит такой армии ослабеть — и империя рухнет от ударов тех варваров, с которыми она еще вчера легко справлялась.
Столь же печальна судьба римского народа в начале новой эры. Отчуждение основной массы граждан от развития экономики и державы разрушило привычную систему ценностей — тех идеалов, которые объединяют толпу людей в единый этнос, позволяют им ощущать себя частями великого целого. Республиканские римляне поклонялись многим богам, но самой важной богиней была Рома — символ Города вместе с народом, его населяющим. Империя — не замена Роме. Она служит божеством только для своих жрецов — немногих администраторов и военачальников, чьи личности вполне самовыражаются в служении государственному механизму.

А простые грваждане Рима чувствуют себя осиротевшими, духовно ограбленными. Отсюда — жадный поиск новых ценностей, новой веры и новых богов, дающих прочную основу для душевного спокойствия, для уверенности, что ты правильно живешь, и для надежды на лучшую долю в загробном мире. Чего только не перепробуют римляне в первые века новой эры: «все культы в гости будут к ним», кроме разве что буддизма. Окончательный выбор будет сделан в пользу христианства — самой «личностной» из ближневосточных религий. Имперская машина не одобряет новую веру — но противопоставить ей она ничего не может. В конце концов император Константин объявит Христа равноправным с богами-олимпийцами, чтобы крепче привязать обновленный народ к старой державе. Но державу это не спасет…
продолжение
Сергей Смирнов

Зарождение жизни на Земле произошло около 3,8 млрд. лет назад, когда закончилось образование земной коры. Ученые выяснили, что первые живые организмы появились в водной среде, и только через миллиард лет произошел выход на поверхность суши первых существ.

Формированию наземной флоры способствовало образование у растений органов и тканей, возможность размножаться спорами. Животные также значительно эволюционировали и приспособились к жизни на суше: появилось внутреннее оплодотворение, способность откладывать яйца, легочное дыхание. Важным этапом развития стало формирование головного мозга, условных и безусловных рефлексов, инстинктов выживания. Дальнейшая эволюция животных дала основу для формирования человечества.

Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в формировании жизни на Земле в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды.

Существует пять эр:

  • Архейская;
  • протерозойская;
  • палеозойская;
  • мезозойская;
  • кайнозойская.


Архейская эра началась около 4,6 млрд. лет назад, когда планета Земля только стала формироваться и признаков живого на ней не было. Воздух содержал хлор, аммиак, водород, температура доходила до 80°, уровень радиации превышал допустимые границы, при таких условиях зарождение жизни было невозможным.

Считают, что около 4 млрд. лет назад наша планета столкнулась с небесным телом, и следствием было формирование спутника Земли – Луны. Это событие стало значимым в развитии жизни, стабилизировало ось вращения планеты, поспособствовало очищению водных структур. Как следствие, на глубине океанов и морей зародилась первая жизнь: простейшие, бактерии и цианобактерии.


Протерозойская эра длилась примерно с 2,5 млрд. лет до 540 млн. лет назад. Обнаружены остатки одноклеточных водорослей, моллюсков, кольчатых червей. Начинает формироваться почва.

Воздух в начале эры еще не был насыщен кислородом, но в процессе жизнедеятельности бактерии, населяющие моря, стали все больше выделять O 2 в атмосферу. Когда количество кислорода находилось на стабильном уровне, многие существа сделали шаг в эволюции и перешли на аэробное дыхание.


Палеозойская эра включает шесть периодов.

Кембрийский период (530 – 490 млн. лет назад) характеризуется возникновением представителей всех видов растений и животных. Океаны населяли водоросли, членистоногие, моллюски, появились первые хордовые (хайкоуихтис). Суша оставалась незаселенной. Температура сохранялась высокой.

Ордовикский период (490 – 442 млн. лет назад). На суше появились первые поселения лишайников, а мегалограпт (представитель членистоногих) стал выходить на берег для откладывания икры. В толще океана продолжают развиваться позвоночные, коралловые, губки.

Силурийский период (442 – 418 млн. лет назад). На сушу выходят растения, у членистоногих формируются зачатки легочной ткани. Завершается образование костного скелета у позвоночных, появляются сенсорные органы. Идет горообразование, формируются разные климатические зоны.

Девонский период (418 – 353 млн. лет назад). Характерно образование первых лесов, преимущественно папоротниковых. В водоемах появляются костные и хрящевые, амфибии стали выходить на сушу, формируются новые организмы – насекомые.

Каменноугольный период (353 – 290 млн. лет назад). Появление земноводных, происходит опускание материков, в конце периода было значительное похолодание, что привело к вымиранию многих видов.

Пермский период (290 – 248 млн. лет назад). Землю населяют пресмыкающиеся, появились терапсиды – предки млекопитающих. Жаркий климат привел к образованию пустынь, где смогли выжить только стойкие папоротники и некоторые хвойные.


Мезозойская эра делится на 3 периода:

Триасовый период (248 – 200 млн. лет назад). Развитие голосеменных растений, появление первых млекопитающих. Раскол суши на континенты.

Юрский период (200 – 140 млн. лет назад). Возникновение покрытосеменных растений. Появление предков птиц.

Меловой период (140 – 65 млн. лет назад). Покрытосеменные (цветковые) стали господствующей группой растений. Развитие высших млекопитающих, настоящих птиц.


Кайнозойская эра состоит из трех периодов:

Нижнетретичный период или палеоген (65 – 24 млн. лет назад). Исчезновение большинства головоногих моллюсков, появляются лемуры и приматы, позднее парапитеки и дриопитеки. Развитие предков современных видов млекопитающих – носорогов, свиней, кроликов и др.

Верхнетретичный период или неоген (24 – 2,6 млн. лет назад). Млекопитающие населяют сушу, водные просторы, воздух. Появление австралопитеков – первых предков людей. В этот период сформировались Альпы, Гималаи, Анды.

Четвертичный период или антропоген (2,6 млн. лет назад – наши дни). Знаменательное событие периода – появление человека, сначала неандертальцев, а вскоре Homo sapiens. Растительный и животный мир обрел современные черты.

На вопрос После какого ГОДА - НАЧАЛАСЬ НАША ЭРА??? заданный автором Вадим. лучший ответ это Наша эра после рождения Христа, тоесть от 1го года. 1193 до нашей эры, это значит что до рождения Христа, тоесть 2011+1193=3204 лет назад.

Ответ от Михаил Никитин [гуру]
нулевой) а до него -1. математику в школе не учишь?


Ответ от Проспаться [гуру]
с первого началась эра просвищения!


Ответ от Невроз [гуру]
не было никакого нулевого года! т. к. очевидно ноль - это математическая условность. Есть 1-ый год н. э. , а до него 1-ый год до н. э.
ЗЫ: ладно, выражусь твоим языком: БАРАН, до нашей эры года считаются в обратную сторону: 2-ой год н. э. , 1-ый год н. э, 1-ый год до н. э. , 2-ой год до н. э,. Уж не знаю, как тебе БАРАНУ еще тупее упростить


Ответ от Носоглотка [гуру]
принято считать от рождества Христова, а так- конечно, гораздо раньше


Ответ от Давид шабашов [новичек]
точно не знаю после какого года начала н. э, но точно знаю, что 8112 год до н. э. был


Ответ от ДАНИЛКА КУИН [новичек]
с 20-21


Ответ от Larisa zhirnova [активный]
С 0001 наша эра


Ответ от Qwerty qwert [новичек]
Люди жившие до нашей эры че обратным отсчетом жили?))


Ответ от Борис Баратов [активный]
Применение нашей эры в летосчислении получило распространение после использования Бедой Достопочтенным, начиная с 731 года. Постепенно все страны Западной Европы перешли на этот календарь. Последней на Западе, 22 августа 1422 года, на новый календарь перешла Португалия (с испанской эры).
В России последним днём Константинопольской эры было 31 декабря 7208 года от сотворения мира; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «Рождества Христова» - 1 января 1700 года.


Ответ от Анна Ковалева [активный]
наша эра появилась--124 г н. э до 97 г н. э


Ответ от Вовчик [новичек]
Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым


Ответ от Ђатьяна Михеева [новичек]
наша эра началась с 1193 года


Ответ от Виктор высоцкий [новичек]
7525 тысяч лет назад вообще начался счет лет. Иисус Христос родился как я по собственной математике высчитал в 5508 году. но 7208 года Петр 1 и бла бла бла кароче сказал что счет будет с Рождества Христова. по этому 7208 год превратился в 1700 и это на руси. остальные страны как я по читал историю на много раньше начали счет лет от Рождества Христова! а вот с какого конца эту эру считать я не в курсе. толи от Рождества то ли с первого года. конечно интереснее с первого года. так в людей больше верить начинаешь.. а то если все будет ближе к Рождеству то бонально... а чем дальше от Рождества тем приятнее что народ в те года такой умныйбыл и такие дела делал.. что спустя 7525 лет мы их по телику с удовольствием смотрим! как они историю вершили!


Ответ от Валерий Проничев [новичек]
последний год до нашей эры был 3761 этот год был взят за 0 дальше пошёл 1


Ответ от Виталик картузов [новичек]
Мда, столько псевда умников которые не понимают что то них хотят, но все равно отвечают очевидно и бесполезно при этом оскорбляя и выставляя тупыми других.
Чувак я тебя понял, рождение Христа это первая и единственная причина начала нового отсчета эры по этому новая эра прервала 10 000 лет старой (это не точная цифра, точной мы уже ни когда не узнаем)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...