Минкульт обнародовал зарплаты руководителей музеев и театров. Миллион в месяц: Минкульт обнародовал зарплаты руководителей музеев и театров

Пунктом 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее - Положение N 583), установлено, что оплата труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также данным Положением. В этой статье подробно рассмотрим формирование заработной платы руководителю учреждения культуры.

В соответствии с п. 6 Положения N 583 заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы.

К сведению. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Итак, рассмотрим составные части заработной платы руководителя учреждения культуры, а именно должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Должностной оклад

Как уже было сказано выше, должностной оклад руководителя устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы. Согласно п. 7 Положения N 583 к основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития. В настоящее время Перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утверждены Приказом Минкультуры России от 15.08.2008 N 41 (далее - Приказ N 41).
Что касается порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения, он устанавливается Минздравсоцразвития. На сегодняшний день такой Порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 N 167н (далее - Порядок N 167н).
Рассмотрим более подробно перечень должностей и порядок исчисления средней заработной платы.
Перечень должностей. Итак, согласно Приложению 1 к Приказу N 41 в Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу учреждений культуры, вид экономической деятельности которых именуется:
- "Прочая деятельность в области культуры", включаются: ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, главный хранитель фондов, главный библиограф, главный библиотекарь, главный дирижер, главный хормейстер, главный балетмейстер, библиограф, библиотекарь, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, хранитель фондов, художник-реставратор, организатор экскурсий, методист, редактор;
- "Деятельность в области искусства", включаются: главный дирижер, главный хормейстер, главный балетмейстер, главный художник, режиссер-постановщик, балетмейстер-постановщик, художник-постановщик, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художники всех специальностей, репетитор по балету (вокалу), репетитор по технике речи, редактор, артист драмы, артист (кукловод) театра кукол, артист-вокалист (солист), артист цирка (всех жанров), артист балета, артист хора, артист оркестра, артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, артист оркестра ансамблей песни и танца, артист эстрадного оркестра (ансамбля), артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, артист хора ансамбля песни и танца, хорового коллектива, артисты - концертные исполнители (всех жанров), лектор-искусствовед (музыковед), чтец - мастер художественного слова;
- "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий", включаются: экономист, инженер, архитектор.
Кроме того, обращаем ваше внимание на Письмо Минкультуры России от 15.09.2008 N 04-64-1336, в котором отмечено, что для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных бюджетных учреждений, - таких как:
- музеи, библиотеки и учреждения клубного типа, следует применять Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Прочая деятельность в области культуры";
- театры, учреждения исполнительных искусств, цирков - Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Деятельность в области искусства";
- агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры - Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий";
- учреждения науки - Приложение 2 к Приказу N 41, в котором к основному персоналу относятся: ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, редактор;
- учреждения высшего и дополнительного профессионального образования и учреждения среднего специального образования - Приложение 3 к Приказу N 41, в котором к основному персоналу относятся: профессор, доцент, ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, старший преподаватель, преподаватель.
Таким образом, согласно п. 6 Положения N 583 при формировании размера должностного оклада руководителей вышеуказанных учреждений берется средняя заработная плата этих категорий работников.
Порядок исчисления средней заработной платы основного персонала учреждения. Согласно п. 2 Порядка N 167н при расчете средней заработной платы учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения. При этом не имеет значения, за счет каких источников осуществляются стимулирующие выплаты (бюджетные средства или средства, полученные от приносящей доход деятельности).

Обратите внимание! При расчете средней заработной платы выплаты компенсационного характера основного персонала учреждения не учитываются (п. 2 Порядка N 167н).

В данном пункте также сказано, что расчет средней заработной платы работников основного персонала учреждения осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения.
Пунктом 3 Порядка N 167н установлено, что средняя заработная плата определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала учреждения за отработанное время в предшествующем календарном году на сумму среднемесячной численности таких работников за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителя учреждения.
Согласно п. 4 Порядка N 167н при определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения должны учитываться сотрудники, которые:
- работают на условиях полного рабочего времени;
- работают на условиях неполного рабочего времени;
- являются внешними совместителями.
Отметим, что для каждой категории сотрудников применяется свой расчет среднемесячной численности. Рассмотрим более подробно расчет среднемесячной численности для каждой категории. Итак, для работников основного персонала учреждения:
1) работающих на условиях полного рабочего времени, среднемесячная численность исчисляется путем суммирования численности таких работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая выходные и нерабочие праздничные дни, и полученная сумма делится на число календарных дней месяца. При этом численность работников за выходной или нерабочий праздничный день принимается равной численности работников за рабочий день, им предшествующий. Отметим, что в расчете участвуют сотрудники, фактически работающие на основании табеля учета рабочего времени. Если работник занят в учреждении не на одной ставке (например, он оформлен как внутренний совместитель), он учитывается как один человек (п. 5 Порядка N 167н);
2) работающих на условиях неполного рабочего времени, среднемесячная численность таких работников определяется пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка N 167н). В этом же пункте сказано, что расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:
а) во-первых, исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели, а именно:
- 40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 39 часов - на 7,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 33 часа - на 6,6 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 5,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 30 часов - на 6 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 5 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе);
б) во-вторых, определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней в месяце по календарю в отчетном месяце;
3) являющихся внешними совместителями, среднемесячная численность исчисляется аналогично порядку определения среднемесячной численности работников, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка N 167н).
Также обращаем ваше внимание на Приказ Минздравсоцразвития России от 02.04.2008 N 158н, которым утверждены Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения. В этих разъяснениях сказано, что при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала федерального бюджетного учреждения для определения должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя, размер должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное учреждение.

Стимулирующие выплаты руководителям

Согласно п. 9 Положения N 583 федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. В настоящее время порядок установления и осуществления выплат стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, установлен Приказом Минкультуры России от 23.03.2009 N 130 "О стимулировании руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации" (далее - Положение N 130).
Отметим, что стимулирующие выплаты осуществляются за счет бюджетных ассигнований, централизуемых Минкультуры для этих целей в размере 5% от лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений на текущий финансовый год (за исключением средств, выделяемых на выплату грантов) (п. 4 Положения N 130). В соответствии с п. 2 указанного Положения такие выплаты производятся на основании оценки деятельности учреждения за отчетный период в соответствии с установленными целевыми показателями результативности работы.
В настоящее время Перечень критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации, утвержден Приказом Минкультуры России от 27.11.2008 N 208. В этот Перечень включаются следующие критерии оценки:
- степень выполнения учреждением государственного задания;
- отсутствие замечаний Минкультуры по целевому и эффективному использованию бюджетных средств учреждения;
- отсутствие замечаний Минкультуры по использованию федерального имущества, находящегося в ведении учреждения;
- отсутствие в учреждении задержек по выплатам заработной платы;
- участие учреждения в реализации федеральных целевых и ведомственных программ;
- отсутствие замечаний проверяющих органов по результатам проверок деятельности учреждения.
Что касается целевых показателей результативности работы, то в настоящее время Приказом Минкультуры России от 27.12.2010 N 814 утверждены:
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Минкультуры, и работы их руководителей на 2011 год (Приложение 1);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Минкультуры, и работы их руководителей на 2011 год (Приложение 2);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждения дополнительного и послевузовского профессионального образования "Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма", подведомственного Минкультуры, и работы его руководителя на 2011 год (Приложение 3);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности научно-исследовательских учреждений и учреждений науки, подведомственных Минкультуры, и их руководителей на 2011 год (Приложение 4).
Итак, согласно Приложению 1 к целевым показателям относятся:
- выполнение государственного задания на подготовку обучающихся (выполнение контрольных цифр приема по программам среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);
- выполнение лицензионных требований;
- доля обучающихся в образовательном учреждении, прошедших промежуточную аттестацию (не менее 85%);
- доля обучающихся в образовательном учреждении, сдавших в период промежуточной аттестации экзамены и дифференцированные зачеты на "хорошо" и "отлично" (не менее 40%);
- соотношение лиц, отчисленных в отчетном году по неуважительным причинам, к общему контингенту обучающихся в учебном году (не более 10%);
- выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- наличие учебно-методических комплексов по каждой кафедре или предметно-цикловой комиссии (не менее 70%);
- наличие нарушений законодательства РФ в области образования;
- предоставление докладов руководителей в установленный срок;
- соблюдение сроков и порядка представления бюджетных заявок в Минкультуры (в сроки и порядке, которые определены Минкультуры);
- отсутствие на конец года остатков бюджетных средств на лицевом счете учреждения (за исключением денежных средств от сдачи в аренду имущества);
- отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
- отсутствие задолженности по налогам и сборам;
- наличие фактов нецелевого использования средств федерального бюджета, отраженных в извещении Минфина;
- наличие оформленных в установленном порядке документов о регистрации имущественных и земельных участков учреждения;
- отсутствие замечаний в части предоставления достоверной информации по строго утвержденным формам с соблюдением сроков по запросам департаментов Минкультуры;
- равномерное освоение ассигнований федерального бюджета: I квартал - 18%, II квартал - 40%, III квартал - 70%, IV квартал - 95%.
Аналогичные целевые показатели установлены в Приложениях 2, 3 и 4.
Стимулирующие выплаты руководителям учреждений производятся ежеквартально в виде премий в пределах годового объема централизованных бюджетных ассигнований (п. 6 Положения N 130).
Для того чтобы выплаты стимулирующего характера были осуществлены, необходимо выполнить следующее:
1) руководитель учреждения до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, должен представить отчет о выполнении установленных целевых показателей в курирующие департаменты (п. 7 Положения N 130);
2) курирующие департаменты направляют до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представленную информацию о выполнении (невыполнении) показателей, а также предложения о размере премирования каждого руководителя в комиссию по стимулированию руководителей (п. 8 Положения N 130);
3) комиссия по стимулированию руководителей принимает решение о размере соответствующих выплат, которое оформляется протоколом и утверждается приказом министра (п. 9 Положения N 130). Данная комиссия осуществляет следующие функции:
- рассматривает представленные департаментами материалы, характеризующие результативность деятельности учреждения, а именно анализ выполнения учреждениями целевых показателей и конкретные предложения по стимулированию руководителей;
- заслушивает доклады директоров департаментов Минкультуры, курирующих деятельность учреждений, о выполнении или невыполнении их руководителями целевых показателей;
- может привлекать к участию в заседаниях комиссии руководителей учреждений, руководителей их структурных подразделений, других ответственных работников учреждений, представителей соответствующих профсоюзов или иных выборных органов, а также независимых экспертов, участие которых необходимо для проведения экспертизы эффективности деятельности учреждений;
- принимает решение о размере премии в отношении каждого руководителя учреждения.
Отметим, что комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретарей и членов комиссии. Все ее решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании;
4) на основании приказа о премировании соответствующие департаменты в установленном порядке расходным расписанием направляют в учреждения культуры ассигнования (п. 11 Положения N 130).

Обратите внимание! Нераспределенный остаток таких ассигнований может использоваться также на стимулирование работников данного учреждения или на стимулирующие выплаты работникам других учреждений (п. 12 Положения N 130).

Компенсационные выплаты руководителям

В п. 8 Положения N 583 сказано, что выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. В настоящее время Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822, Разъяснение).
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу N 822 к компенсационным выплатам относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Указанные выплаты устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ).
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ) (при выполнении работ различной квалификации (ст. 150 ТК РФ), совмещении профессий (должностей) (ст. 151 ТК РФ), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в выходные и праздничные дни (ст. 153 ТК РФ), работе в ночное время (ст. 154 ТК РФ));
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Согласно п. 1 Разъяснений выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ. При этом работодатели принимают меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников (п. 7 Разъяснений).

На сайте Министерства культуры РФ опубликованы сведения о доходах, среднемесячной заработной плате и имуществе руководителей подведомственных министерству учреждений культуры за 2016 год. Шеф Мариинского театра Валерий Гергиев со среднемесячной зарплатой 12 млн руб. значительно опередил по уровню доходов своих коллег-руководителей.


Валерий Гергиев задекларировал в 2016 году доход 154,45 млн руб, при этом в собственности у него числится три земельных участка площадью от 1780 до 29 215 кв. м, дом и пять квартир. Директор Большого театра Владимир Урин, для сравнения, объявил доход 8,368 млн руб., а в собственности лично у него только половина единственной квартиры. Доход Владимира Кехмана, руководителя третьего по федеральной «табели о рангах» музыкального театра страны - Новосибирского театра оперы и балета - составил 13,730 млн руб. Помимо владения квартирой площадью 226 кв. м, господин Кехман, согласно сведениям Минкульта, пользуется комнатой в общежитии.

Стоит заметить, что, в соответствии с приведенными министерством данными, Валерий Гергиев зарабатывает исключительно в Мариинском театре: там его месячная зарплата составляет 12,857 млн руб., то есть исполнительские гонорары в задекларированную сумму годового дохода просто не вписываются. Владимир Урин, чье среднемесячное жалование в Большом 559 тыс. руб., дополнительно зарабатывает менее 1 млн руб. в год. А Владимир Кехман располагает заработком посолиднее (его зарплата 470 тыс. руб.; видимо, к ней приплюсовывается зарплата в Михайловском театре, который в силу своего статуса в документах Министерства культуры не учтен).

На втором месте в списке преуспевающих руководителей оказался худрук Малого драматического театра Лев Додин с доходом 112,77 млн руб. при месячном окладе 116 тыс. руб. Третье место занял худрук Национального филармонического оркестра Владимир Спиваков - его доход составил 76,14 млн руб., а среднемесячная зарплата - 347,5 тыс. руб. Четвертую строчку занял худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков (68,75 млн руб. годового дохода, 936 тыс. руб. месячной зарплаты), на пятом месте - директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный (соответственно 46,76 млн руб. и 186 тыс. руб.)

В первую десятку также попали худрук Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича Юрий Темирканов, заработавший за 2016 год 43,882 млн руб. при жаловании 976 тыс. руб., худрук Театра наций Евгений Миронов (37,402 млн руб., заработная плата 458 тыс. руб.), худрук Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет (35,533 млн руб. дохода при окладе 330 тыс. руб.), худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский (годовой заработок 34,041 млн руб. и зарплата 350 тыс. руб.) и ректор ВГИКа Владимир Малышев (33,437 млн руб. дохода и 482 тыс. руб. жалования).

Если обратиться к музейной отрасли, то пример директора-бизнесмена Вадима Задорожного по понятным причинам выглядит исключением: в основном руководители музейных учреждений декларируют доход, который незначительно превышает их годовое жалование (или не превышает его вовсе). Такого разброса, как в случае музыкальных театров, зарплаты музейных руководителей тоже не демонстрируют. Исключительными на общем музейном фоне выглядят разве что оклады директора музеев Кремля Елены Гагариной (964 тыс. руб.) и директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского (839 тыс. руб.). В остальном диапазон окладов музейных директоров по всей стране составляет 100–500 тыс. руб., причем в каждом конкретном случае размер зарплаты не всегда напрямую соответствует значимости, центральному расположению или престижу данного музея. Так, директор Исторического музея Алексей Левыкин в 2016 году получал в среднем 494 тыс. руб. в месяц, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова - 436 тыс. руб., а вот директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак - 198 тыс. руб. В то же время среднемесячная зарплата директора музея-заповедника «Кижи» составляла 330 тыс. руб., а директора Русского музея Владимира Гусева - 272 тыс. руб.

Министерство культуры России опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год. Ruposters изучил цифры и выяснил, кто из директоров известных музеев и худруков театров получает больше всех.

Самым высокооплачиваемым оказался художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев с ежемесячным заработком около 13 миллионов рублей. Грех жаловаться и гендиректору "Эрмитажа" Михаилу Пиотровскому с окладом почти в миллион, а также пяти его заместителям, ежемесячная зарплата которых колеблется от 500 до 700 тысяч. Самые скромные цифры по заработной плате показали в "Госконцерте". Его руководитель Сергей Бунин получает чуть больше 31 тысячи рублей в месяц, его единственный заместитель - 20 тысяч.

Валерий Гергиев. Художественный руководитель и директор Государственного академического Мариинского театра – 12 857 163.

Антон Лихоманов. Генеральный директор Российской национальной библиотеки (до 19 января 2016) – 1 220 171.

Юрий Темирканов. Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича – 976 285.

Елена Гагарина. Генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" – 964 210.

Олег Табаков. Художественный руководитель и директор МХТ имени Чехова – 935 994.

Михаил Пиотровский. Генеральный директор Государственного Эрмитажа – 839 076.

Юрий Соломин. Художественный руководитель Малого театра – 746 698.

Николай Цискаридзе. Ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой – 592 863.

Владимир Урин. Генеральный директор Большого театра – 559 271.

Евгений Миронов. Художественный руководитель Государственного театра наций – 458 919.

Зельфира Трегулова. Генеральный директор Третьяковской галереи – 436 013.

Игорь Золотовицкий. Ректор Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко – 362 681.

Карен Шахназаров. Генеральный директор Киноконцерна "Мосфильм" – 355 803.

Владимир Спиваков. Художественный руководитель Национального филармонического оркестра России – 347 510.

Юрий Башмет. Художественный руководитель Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" – 330 336.

Григорий Заславский. Ректор Российского института театрального искусства - ГИТИС – 320 043.

Константин Райкин. Художественный руководитель театра "Сатирикон" – 247 513.

Зураб Церетели. Президент Российской академии художеств – 65 327.

Для сравнения, средняя зарплата директора музея в России - 20 тысяч рублей. В Московской области "расценки" самые большие. Тут оклад доходит до суммы в 80 тысяч.

Всего на культуру и кинематограф в 2016 году выделили 93 млрд рублей. В бюджете на 2017 год заложена цифра в 94 миллиарда рублей.

Подписывайтесь на нас в Instagram:

Как минимум четырнадцать театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.

Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. руб. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев - по 480 тыс. руб., руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин - по 180 тыс. руб., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников - по 345 тыс. руб. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс. в месяц, Надежда Бабкина - 520 тыс. в месяц.

Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб., а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн руб. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.

Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.

Все контракты заключены на безальтернативной основе - с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.

ИП Евгений Писарев выступает в спектакле режиссера Евгения Писарева (фото с сайта Театра имени Пушкина)

Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.

Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.

Судя по всему, в области балета и других видов искусств мы вполне можем конкурировать с остальным цивилизованным миром. По крайней мере, если не по качеству спектаклей, то по доходам руководителей театров. Министерство культуры обнародовало данные о среднемесячных зарплатах звезд, которые "рулят" подведомственными учреждениями культуры.

ПО ТЕМЕ

Самым богатым оказался Валерий Гергиев – худрук и одновременно директор Мариинского театра. В 2016-м он получал 12 857 163 рубля в месяц.

В Москве же наибольший оклад у Олега Табакова. Только на посту худрука МХТ им. Чехова он зарабатывал по 935 994 рубля (это не считая возглавляемой им "Табакерки" и театрального колледжа).

Чуть скромнее аппетиты у главы Малого театра Юрия Соломина – 746 698 рублей. Далее идут худрук театра им Евг. Вахтангова Римас Туминас с зарплатой в 661 421 рубль и петербуржец – Андрей Могучий из БДТ им. Товстоногова, которому платили 603 235 рублей.

Гедиректору Большого театра Владимиру Урину из бюджета доставалась 559 271 рублей. Валерию Фокину из Александринского театра на карточку каждый месяц "капало" по 517 434 рубля.

Евгений Миронов из Театра наций заслужил 458 919 рублей. Прославленная Татьяна Доронина из МХАТ им. Горького – 389 686 рублей. Замыкает список Алексей Бородин из Молодежного театра – он имеет 353 358 рублей. Получается, что Бородин получает в 35 раз меньше, чем Гергиев.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...