Урок русского языка Обучающее изложение «Зайчик «. Смышленый зверек

Тема. Написание изложения по тексту «Хитрый заяц».

Цель – обучение изложению текста.

Задачи:

    Обучающая: обучать правильно понимать информацию устного сообщения.

    Развивающая: развивать письменную речь учащихся.

    Воспитательная: любовь и уважение к родному языку.

Ход урока

    Организационный момент : запись числа и темы (вида работы) в тетрадь.

    Повторение.

Ребята, как вы думаете, что такое изложение ? (варианты ответов : текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ ) Важно отметить, что сложность и особенность изложения, во-первых, в том, что это письменный пересказ.

Теперь давайте подумаем, какие трудности у нас могут возникнуть при письменном пересказе? (варианты ответов: правильно понять текст, правильно определить тему (сразу обратить внимание на определение темы (то, о чем говориться в тексте) и где тема может быть явно, четко отражена (в заглавии), важно понять, что всем этим текстом хотел сказать автор (т.е. зачем он его написал, т.е. попытаться определить идею) стараться не допускатьорфографических ошибок (работа со словарем), верно понимать значение слов (работа с толковым словарем)).

- Хорошо, молодцы!

    Чтение текста изложения.

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

    Работа по тексту.

    Словарная работа .

Выявить, какие слова в тексте непонятны. Попросить ребят попытаться объяснить значение этих слов, а затем уточнить лексическое значение по словарю.

Гончие – особая порода охотничьих собак.

Уму-разуму учит – передает жизненный опыт.

Впиться - крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь.

Экзамен – проверка, испытание .

ФИЗМИНУТКА

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

    Вопросы по тексту.

Понравился ли вам текст? О чем он? Как можно озаглавить текст? Какова тема текста? Отразилась ли она в том заглавии, которое предложили вы?

Какой тип речи вы распознали? Докажите (повествование с элементом рассуждения). Примечание: у ребят обычно не вызывает сложности распознать повествование, а вот с рассуждением иногда возникают трудности, поэтому необходимо обратить внимание на ту часть текста, где есть рассуждение автора (задать дополнительные вопросы).

Назовите основные три части текста. Здесь целесообразно пересказать каждую часть текста. (пример ответа: один ребенок называет части текста, распределяет границы в самом тексте изложения, а другие дети (по одному) пересказывают каждую часть).

Почему охотнику стыдно стало убивать зверька? Примечание: важно не позволить ребятам не выйти за границы текста.

Д. Как вы понимаете выражение «экзамен на хитрость сдал»?

Е. Что означает хитрый и умный? Это синонимы? (что такое синонимы?)

Хитры й – скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямым, часто обманным путем к достижению цели.

Умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам.

Как вы думаете, этот рассказ только о хитром зайце, понимающем охотнике и глупых собаках или еще о чем-то?

Чему учит этот рассказ? Какова идея (определить понятие) рассказа?

    Составление плана (план составляется учащимися, записывается на доску учителем, параллельно записи делают учащиеся в тетрадь)

План.

    Вступление.

Гончие выследили зайца.

    Основная часть.

Заяц пропал.

- «Не выдавай меня!»

3. Заключение.

Охотник пощадил зайца.

Орфографическая подготовка: случай, случайно, произошел, дорожке, лесной, вырубке, верхушка, ружье, гончих, экзамен, зайчат, уму-разуму.

7.Подведение итогов урока.

Чем мы сегодня занимались? Зачем нам это нужно? Каково практическое применение навыка письменного пересказа?

Ребята, как вы думаете, что такое изложение ? (варианты ответов : текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ ) Важно отметить, что сложность и особенность изложения, во-первых, в том, что это письменный пересказ.

Теперь давайте подумаем, какие трудности у нас могут возникнуть при письменном пересказе? (варианты ответов: правильно понять текст, правильно определить тему (сразу обратить внимание на определение темы (то, о чем говориться в тексте) и где тема может быть явно, четко отражена (в заглавии), важно понять, что всем этим текстом хотел сказать автор (т.е. зачем он его написал, т.е. попытаться определить идею) стараться не допускать орфографических ошибок (работа со словарем), верно понимать значение слов (работа с толковым словарем)).

Хорошо, молодцы!

    Чтение текста изложения.

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

    Работа по тексту.

    Словарная работа.

Выявить, какие слова в тексте непонятны. Попросить ребят попытаться объяснить значение этих слов, а затем уточнить лексическое значение по словарю.

Гончие – особая порода охотничьих собак.

Уму-разуму учит – передает жизненный опыт.

Впиться - крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь.

Экзамен – проверка, испытание.

ФИЗМИНУТКА

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

    Вопросы по тексту.

А. Понравился ли вам текст? О чем он? Как можно озаглавить текст? Какова тема текста? Отразилась ли она в том заглавии, которое предложили вы?

Б. Какой тип речи вы распознали? Докажите (повествование с элементом рассуждения). Примечание: у ребят обычно не вызывает сложности распознать повествование, а вот с рассуждением иногда возникают трудности, поэтому необходимо обратить внимание на ту часть текста, где есть рассуждение автора (задать дополнительные вопросы).

В. Назовите основные три части текста. Здесь целесообразно пересказать каждую часть текста. (пример ответа: один ребенок называет части текста, распределяет границы в самом тексте изложения, а другие дети (по одному) пересказывают каждую часть).


Эппингер Альбина Ивановна учитель русского языка, чтения и развития речи

КГУ «Лисаковская специальная школа-интернат для детей с особыми образовательными потребностями»

Тема: Обучающее изложение. «Зайчик».
Цель: обучать изложению текста.
Задачи:
1) Развивать письменную речь учащихся.
2) Формировать умение воспроизводить содержание текста с сохранением стилистического единства и авторских выразительных средств; развивать речь, память.
3) Воспитывать любовь к животным; сочувствие, отзывчивость.
Оборудование: текст изложения, карточки для 3-4 типологических групп, план, карточки для орфографической работы, картинка «заяц», карточки-морковки.

Оформление доски:

Ход урока.
1.Психологический настрой на урок.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

2. Целеполагание.

— Сегодня у нас необычный урок, а урок –изложение.

— Кто мне напомнит, что мы будем делать на уроке? Слайд 1

(Изложение — это письменный пересказ своими словами)

С какой целью мы пишем изложения? (Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь.)

— А о чём будет изложение, вы узнаете, отгадав загадку:

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет капустку и морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом серый, зимою — белый,

Он, скажите, вам знаком?

К какой части речи относится это слово?

Подберём однокоренные слова к существительному заяц (зайка, зайчонок, зайчишка, зайчик). Вы обратили внимание, что все подобранные слова ласковые? Как думаете, для чего в сегодняшней работе нам необходимы однокоренные слова? (чтобы не было повторов в предложениях).

Вот какой зайка пришёл к нам в гости. (оригами)

Первичное знакомство с текстом.
Внимательно послушайте рассказ и скажите:
О ком и чём говорится в тексте?
4.Выразительное чтение текста учителем.
В живом уголке нашей школы жил маленький зайчик. Шерсть у зайчика беленькая, уши длинные, хвостик короткий, глаза косые.

Сначала зайчик всех боялся, а потом привык. Он стал брать морковь и капусту прямо из рук.

Школьникам нравилось ухаживать за зайчиком .

5.Работа по тексту:

Кто был жителем живого уголка?

Как вёл себя зайка?

Как относились к зайчику школьники?

Опишите зайчика. Кластер

  • Что нужно сделать, чтобы нам легче было написать изложение, на что мы должны опираться? (план)
  • На сколько частей можно разбить этот текст? Где начинается и заканчивается первая часть, вторая, третья, четвёртая?

Поработаем над текстом и составим план. (читаю по частям)

1.Живой уголок. (место содержания животных)

2.Описание зайчика.

3.Поведение зайчонка.

Кем были ребята для зайчика?

4.Питомец.

Кто такой питомец? (словарная работа)

Орфографическая работа. Игра «Покормим зайчика»

а) Объясните смысл словосочетания:

Живой уголок.

б) Подбери проверочные слова, вставь пропущенные буквы:

уг_лке – уго л

к_сые -ко со

б_ялся – бо йся

коро ткий

в) Какая буква пропущена во всех словах?

Объясним, как обозначена мягкость согласных в словах:

Мален_кий, шерст_, белен_кая, морков_, школ_никам, нравилос_, ухаживат_.

г) Объясним написание гласных после шипящих в словах:

ухаж_вать

д) Вспомним словарные слова из начальных классов:

е) Подберём другие ласковые слова, которые можно употребить вместо слова зайчик – зайка – зайчонок – заинька – зайчишка – зверёк.

А скажите, для чего мы подобрали другие слова? (чтобы не было повторов)

д) Речевая разминка. Прочти слово:

длинные произнесём медленно, по слогам.

Ну вот и покормили зайчика, а теперь не мешало бы отдохнуть всем вместе.

8.Физминутка:

У оленя дом большой,

Он глядит в своё окошко.

Заяц по полю бежал,

В дверь ко мне стучался.

Тук- тук дверь открой,

Там в лесу охотник злой,

Заяц — заяц забегай

Лапу мне давай!

  1. Перескажи текст по плану и по опорным вопросам :

1.Кто жил в живом уголке?

2.Какие у зайчика шерсть, уши, хвостик?

3.Как вёл себя зайчик?

4.Что он стал делать?

5.Что нравилось школьникам?

  1. Опорные слова :
  1. Написание изложения).

12.Подведение итогов урока.

  • Где жил зайка, про которого мы писали? (в живом уголке)
  • Как вы думаете, ему там было уютно, хорошо? Почему? (это дикое животное и зайчики должны жить в лесу)
  • А что может произойти с дикими животными, которые будут постоянно жить в неволе?
  • Что вам показалось трудным на уроке? Что было легко?
  • Как думаете, как справились с заданием сегодняшнего урока?

13.Домашнее задание:

Зайчику понравилась ваша работа на уроке, он знает. что ребята нашего класса никогда не станут держать животных в неволе. Живого зайчика нам могут заменить вот эти — бумажные зайки, которых делают на своём кружке оригами ребята нашего класса. Этого зайку сделал Саша Бауер. Зайчик нам приготовил сюрприз в виде д/з (морковки). К уроку внеклассного чтения найти в библиотеке произведение Скребицкого «Хитрый заяц» и прочитать.

6.Вопросы плана и слова для построения ответов :

1.Кто жил в живом уголке? Маленький зайчик.

2.Какие у зайчика шерсть, уши, хвостик? Беленькая, длинные, короткий.

3.Как вёл себя зайчик? Боялся, привык.

4.Что он стал делать? Брать прямо из рук.

5.Что нравилось школьникам? Ухаживать.


Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц».

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Хочу, чтобы вы повернулись друг к другу лицом и пожали руки.

Сегодня мы с вами напишем изложение по рассказу Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц». Но сначала мы вспомним тот материал по написанию изложения, который вы знаете из начальной школы.

Повторение.

- Что такое изложение? (варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ).

- Как пишется изложение? (учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение).

- Что значит написать подробное изложение? (Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста).

- Какие трудности могут возникнуть при написании изложения? (правильно понять текст, правильно определить его тему (тема – это то, о чём говорится в тексте) и где тема может быть чётко отражена (в заглавии текста); идею текста ( идея – главное, что хотел сказать нам автор, главное, что хотел он донести до читателя своим текстом); стараться не допускать орфографических ошибок (работа с орфографическим словарём), верно понимать значение слов 9работа с толковым словарём).

- Какие толковые словари знаем с вами? (Ожегова, Даля).

- С какой целью мы пишем изложение? (Передавая чужой текст, мы развиваем свою речь).

- Скребицкий родился в 1903 году в Москве. Когда ему исполнилось 4 года, его усыновила Надежда Скребицкая. Через некоторое время она вышла замуж за Алексея Полилова, врача, и вся семья переехала жить в Тульскую губернию, в город Чернь. В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, а отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом. Именно любовь к природе, которую передал писателю его отчим, определила весь дальнейший жизненный и творческий путь Георгия Алексеевича. Умер он в 1964 году от инфаркта и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Георгия Алексеевича до сих пор считают одним из лучших детских писателей, писавших о природе. Самые известные его произведения: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»… (запись в тетрадь ). А теперь внимательно прослушайте один из его рассказов и скажите, о чём он.

Текст.

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

- Итак, о ком или о чём данный текст? (о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды).

- Какова же идея текста? (автор хотел показать какой заяц находчивый и сообразительный, как сумел обхитрить собак и спасти свою жизнь).

- Как мы можем озаглавить данный текст? (варианты: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»).

- Какой бы из трёх вариантов выбрали бы? Почему? (Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая. Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально. Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа.

- Какого типа речи прочитанный мною текст? Почему? (Тип речи повествование с элементами рассуждения. Повествование, потому что события развиваются в определённой последовательности. Текст строится по композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

- Какой вопрос можно задать к тексту? (Чему нас учит данный рассказ?)

- И чему нас учит данный рассказ? (Рассказ учит нас быть чуткими, добрыми по отношению к нашим четвероногим друзьям – животным).

Физминутка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенёк

(Прыжки вперёд – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три!Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

- А теперь работаем с текстом. Составляем его план. На сколько смысловых частей можно разделить текст. (На четыре).

- Разбираем первую часть.

Чтение 1 части.

- Куда отправился рассказчик? За кем?

- Как вы думаете, чего он ждал?

- Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. («На охоту за зайцами»: отправился, на охоту, встал и жду).

- Перескажите 1 часть.

- Разбираем вторую часть.

Чтение второй части.

    Что делают собаки?

    А что делает заяц?

    Кто думает так: «Куда же он девался?»

    Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова («Заяц пропал»: гоняют, по вырубке, выбегает, девался).

- Перескажите вторую часть.

- Разбираем третью часть.

Чтение третьей части.

    Куда вышел рассказчик?

    Что он сделал?

    Как вы понимаете слово замер?

    Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…»

    Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер?

    Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову замер ?

    О чём просили глазёнки зайца?

    Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!»

    Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

    Как можно озаглавить часть? («Не выдавай меня!»: вышел, посмотрел и замер, притаился. Глазенки так и просят: «Не выдавай меня!»)

- Пересказ 3 части.

Чтение 4 части.

    Какое чувство испытал рассказчик?

    Что сделал рассказчик?

    Как продолжилась охота?

    Какую оценку дал рассказчик зайцу?

    Заяц сдал экзамен на хитрость.

    Озаглавьте эту часть. («Экзамен на хитрость сдан»:стыдно стало убивать, отпустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен сдал

Пересказ 4 части.

Запись сложного плана в тетрадь.

План:

    Вступление: «На охоту за зайцами».

    Основная часть.

а) Заяц пропал.

б) «Не выдавай меня собакам!»

3. Заяц экзамен на хитрость сдал.

- Кто попробует пересказать весь текст? (спросить 2-х человек).

Словарная работа.

Гончая – порода охотничьих собак. Впиться - крепко, глубоко проникнуть,

вонзиться во что-н. (перен.: пристально, не отрываясь, начать смотреть на кого-н.). Вырубка – место, где вырублен лес. Уму-разуму учит (фразеологизм) – передаёт жизненный опыт. Экзамен – проверка, испытание.

- Как вы понимаете выражение: «Экзамен на хитрость сдал? (показал свою сообразительность).

- Что означает хитрый и умный? (хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманным путём к достижению цели; умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам).

- Языковой разбор текста.

Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

- Как можно сказать иначе?

Отправился я на охоту за зайцами.

- Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?

- Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.

Я стал на дорожке и жду.

- Жду – в конце предложения. Почему?

- Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше.

Подождал, подождал…

- О чём говорит повтор слова?

- О длительности ожидания охотника.

Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак?

(«… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)

- Найдите два вопросительных предложения, передающих растерянность, недоумение охотника.

(Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)

(«не выбегает»,«спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)

(Мольбу, просьбу.)

- Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.

- Проведём орфографическую работу над данным текстом.

    «Раз» – однажды, как-то… произошел, случай.

    Вырубка, девался, дорожки, лесной, случайно, глазёнки, верхушек.

    Гляжу: носятся мои собаки…, ник ак, заячьих, не разберутся, спрятаться, нич его, притаился. Бу дто просят: «Не выдавай меня!»

4. Ружьё, отозвал, экзамен, сдал, уму-разуму.

- Итак, сколько частей в тексте? Сколько будет абзацев? (4).

- От какого лица вы будете писать изложение? (От 3-его лица)

Рефлексия.

    Сегодня на уроке мне…

    Меня особенно удивило то, что…

    До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

    Было бы хорошо, если бы…

    Мне не понравилось…

Написание изложение. Успешной работы.

Тема урока: Подробное изложение «Хитрый заяц».

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

м етоды и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Текст, тема и основная мысль текста

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Моти-

вация

к учебной деятел-ьности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Вступительное слово :

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя. участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся
к учению, приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Листы обратной
связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их
в новых ситуациях.

Эвристическая беседа

Хитрый заяц

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает.

Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

(По Г. Скребицкому.)

Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

Определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый
заяц».

Составьте план.

Напишите изложение от третьего лица. Ответьте письменно

на вопрос: «Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа Г. Скребицкого?»

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

Прослушивание текста, выделение микротем

Прослушайте текст и подумайте, как лучше его озаглавить: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц».

(Название текста учитель вслух не читает.)

Читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы

Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст.

Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

Устные ответы, выполнение заданий

3. Выявление места
и причины затруднения

Обсуждение содержания текста, осмысление

Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? («Раз со мной …»)

Опишите внешний вид зайца.

Как вы понимаете выражение «глазенки так и впились в меня»?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий охотника?

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Подберите синонимы к слову «заяц».

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной
и умственной деятельности

Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ

Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над изложе-нием

Индивидуальная, групповая

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

4. т вор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Составление плана, осмысление содержания текста по микротемам

Работа над планом .

Примерный план

1. Случай на охоте.

2. Куда зайцу спрятаться?

3. «Не выдавай меня».

4. Экзамен на хитрость сдал.

Повторно читает текст изложения.

д ополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Составляют план изложения совместно с учителем

Групповая,

индивидуальная

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности работы

Устные ответы

Обобщение

и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа

Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица.

Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске.

Самоконтроль.

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

Работают
с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения информации

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Письменная ра-бота

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...