Урок подготовка к изложению хитрый заяц. Фгос. подробное изложение "хитрый заяц"

Тексты изложений для 5 класса

I четверть

Русское ненастье

Я впервые увидел все разнообразие красок русского ненастья после картины Левитана "Над вечным покоем".

До тех пор ненастье было окрашено в моих глазах в один унылый цвет. Вся тоскливость ненастья и вызывалась, как я думал, именно тем, что оно съедало краски и заволакивало землю мутью.

Но Левитан увидел в этом унынии некий оттенок величия, даже торжественности, и нашел в нем много чистых красок. С тех пор ненастье перестало угнетать меня. Наоборот, я даже полюбил его за чистоту воздуха, холод, когда горят щеки, оловянную рябь рек, тяжелое передвижение туч. Наконец, за то, что во время ненастья начинаешь ценить простые земные блага - теплую избу, огонь в русской печи, писк самовара, сухую солому на полу, застланную грубым рядном для ночлега, усыпительный шум дождя по крыше и сладкую дремоту.

125 сл. К.Паустовский

Случай на охоте

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах ото меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

Заячьи лапы

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.

Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево­жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на­чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря.

Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не­го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы.

Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни­ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя.

Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.

(К. Паустовский) (110 слов)

II четверть

Мохнатая прачка

Сидит маленький американский енот в клетке. Черно-серебристый, пушистый, блестящий. На морде две полоски белые, две полоски черные. И глаза тоже черные, хитрые. Сидит и лапками что-то перебирает, точно обезьянка. Дадут ему мясо – он кусочек схватит и в воду опустит. Долго моет кусочек в воде и только потом съест. Любит енот и рыбу. Он ее тоже вымоет и чешую лапками обдерет. Головы отгрызет и в кучку сложит. Съест сначала рыбу, а потом за рыбьи головы примется. Чтобы не скучал енот в клетке, придумали для него игру: маленькую миску с водой поставили и тряпочку дали. Сидит енот целый день над миской – тряпочку стирает. Мнет ее лапками, полощет. Выполощет и на решетку повесит – сушить. Как только высохнет тряпочка, он ее опять стирает. И такой у него вид деловитый и оживленный, точно прачка маленькая, мохнатая игрушечное белье стирает.

Встреча в тайге

Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники. На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.

Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)

Начало пути в страну невыученных уроков

За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце. Пахло сиренью. Меня тянуло выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям. Но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но и очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое.

Я вдруг возненавидел свои учебники, схватил их со стола и швырнул на пол.

И вдруг раздался такой грохот, как будто с высокого дома на мостовую упали сорок тысяч железных бочек. Стало темно. Комната осветилась зеленоватым светом, и я заметил маленьких человечков. Они стояли вокруг стола и сердито на меня смотрели. (100 слов)

III четверть

Музыкальная шкатулка

Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия...

Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не могли.

(По К. Паустовскому)

Первый снег

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я
оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец,
понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная
тишина. Такую тишину называют "мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер
шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел
к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на
головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался
желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

К.Паустовский

Жостовская роспись

Жостовская роспись- яркое и самобытное явление в русском народном искусстве. Её отличает свой художественный стиль, свои технические приёмы письма. При помощи мягкой кисти и масляной краски художник скорописью наносит на загрунтованный поднос задуманный рисунок. Рисунок всегда прост, предельно лаконичен, декоративен. Это букеты, гирлянды цветов, фрукты, венки. Деревня Жостово издавна славилась своими мастерами. Народные умельцы всегда стремились сделать свои изделия не только полезными, но и красивыми, радующими глаз.

Гусь

Гусь гулял во дворе и нашел сухую корку хлеба. Он стал клювом долбить эту корку, чтоб ее разломать и съесть. Но корка была очень сухая. И гусь никак не мог ее разломать. А сразу проглотить всю корку гусь не решался, потому что это, наверно, опасно было для гусиного здоровья.

Я хотел разломать корку, чтобы помочь гусю. Но он не позволил мне дотронуться до своей корки. Наверно, он подумал, что я сам хочу ее съесть. Тогда я отошёл в сторонку и смотрю, что будет дальше. Вдруг гусь берет клювом эту корку и идет к луже. Он кладет эту корку в лужу. Корка становится мягкой. И тогда гусь с удовольствием ее кушает. Это был умный гусь.

(По М. Зощенко)

IV четверть

Последний лист орешника

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

Перо и чернильница

Перо и Чернильница─ Скажи, дедушка, ─ как-то спросил Сережа, ─ откуда ты сказки берешь? ─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. ─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка? ─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком. ─ Как рыбу удочкой? ─ Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, ─ говорит дедушка. ─ Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом ─ крючки. А потом ─ буквы. А потом ─ слова. А потом и сказка может зацепиться. Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется. ─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? ─ Не горюй, Сергей! ─ утешает дед. ─ Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь.. .Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее... Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал ─ другим пересказал.

Тексты диктантов для 5 класса

Диктант по теме «Повторение»

Белки в лесу.

С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

«Мама, я вижу белок!» - воскликнул радостный малыш. А белок уже и след простыл.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселятся в них, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от сильных морозов, резких, холодных ветров и обильных снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

Диагностический диктант

Осень в лесу.

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

Контрольный диктант за I четверть

Ежи готовятся к зиме.

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.

В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежё жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»

Волшебница-зима.

Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю, и вот наступила настоящая зима.

Жутко завывает в поле холодный, резкий ветер, гуляет вьюга. А в лесу тихо. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаешь знакомых мест, потому что всё скрылось под снегом. Мороз сковал льдом речку.

Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах.

Вдруг по веткам пробежала белка. Она кажется чёрной среди ослепительной, нетронутой белизны света. Из-за этой неугомонной хлопотуньи огромная снежная шапка свалилась вниз на тропиночку. Куда же она так спешит?

Какой воздух! Какая гармония! Нет слов, чтобы описать такое чудо природы.

Диктант по теме «Однородные члены предложения»

Лунная ночь.

Хороша осенняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника, которая расположилась около узкой речки Любани. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» - прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега, и избушку лесника накроет огромный сугроб.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Вокруг багровые огни поздней осени. Здравствуй, лунная ночь!

Контрольный диктант за II четверть

Рябина.

Рябина – осенняя красавица. Другие деревья уже отдали свои плоды, а она только начинает разнаряживаться в багряно-красные гроздья. Наступают холода, и птицы съедают горько-сладкие ягоды.

Рябину встретишь везде: на окраинах, на опушках, на поляночках. Вырастает она вблизи домов, раскидывает веточки из-за забора, располагается на околице и стоит счастливая, гордая, величественная.

Этому растению нравится уединение, а не сплошные заросли. Около рябины кое-где деревья чувствуют себя лучше, потому что к ней слетается огромное количество птиц, которые уничтожают вредителей.

Сгибается под ветром тоненький ствол, но не ломается. Не сдаётся рябина, и каждой осенью снова её прелестный наряд очаровывает нас. «Это же прошлогодняя красавица!» - радостно восклицаем мы.

Рассчитываем повстречаться с рябинкой следующей осенью, когда придём полюбоваться на её багровые кисти.

До встречи, чудо-дерево!

Диктант «Байкал»

Глубина озера Байкал - 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна - Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (113 слов)

Диктант по теме «Лексика»

Барсучонок.

Как-то мама позвала младшего сыночка: «Юра, посмотри на бутузика, которого я принесла!»

Мама держала кошёлку, где на подстилке из мягких листьев копошился кто-то в шубке.

«Вылезай же, малыш, не бойся», - предложила мама. Мгновенно из кошёлки показалась продолговатая мордочка с гладким носиком, блестящими глазками и маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька оказалась презабавная: вверху и внизу было всё серенькое, посредине от носа к ушкам тянулись широкие чёрные полоски.

Какой же малыш был чудесный! Какой-то толстенький, неуклюжий бутуз. Шёрстка светло-серая, а ножки тёмненькие, как будто он нарядился в сапожки и варежки.

Мама достала из буфета бутылочку с соской и налила в неё молока. Малыш сразу же смекнул, в чём дело. Забрал всю соску и глаза зажмурил. Чудный барсучонок, забавный зверёк!

Дикт ант по теме «Морфемика»

Полярная сова.

Полярные совы обычно зимуют в тундре. В ночной темноте пролетают они над мерцающими в звёздном свете снегами. Кормятся мышами и зайцами, беспощадно истребляют этих беспомощных зверьков. Редкий зайчонок сможет не оказаться в острых когтях у опасной совы, когда она собирается на охоту.

Но всё-таки кончается полярная ночь. В каменных россыпях не заметишь гнёзд совы, потому что они расположены почти у самых ног. Тепло в гнёздах сохраняется в сильные морозы, так как они устланы лёгким пухом.

Именно такое гнездо я обнаружил в расщелине. Неожиданно огромная белая птица взлетела у меня из-под ног, и распахнутые крылья слились с белизной снегов.

«Сергей, что там?» - удивлённо спросил мой товарищ. В гнезде съёжился испуганный птенчик, а рядом остались лежать тёплые яйца.

Контрольный диктант за III четверть

Весна.

Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости, которая обычно бывает ранней весной.

Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» - раздаётся весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шёпот.

Всё вокруг начинает изменяться: самая маленькая веточка растёт, нежный стебелёк собирает силы и распрямляется навстречу солнцу.

Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна!

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Справедливость.

Однажды Гайдар отправился на встречу с ребятами в лагерь и взял с собою пятилетнюю дочку Женю. Удивительно заносчивая девочка как будто хвасталась: «Я знаменитого папы дочка и скоро вырасту!»

Во время чтения сказки «Горячий камень» все сидели тихо, но Женя сначала свысока поглядывала по сторонам, потом беспокойно затопала и стала сбегать по лестнице вверх и вниз. Мальчишки грозно рассматривали её и всыпали бы, но стеснялись известного писателя.

Вдруг Гайдар сделал паузу, положил тетрадку и строго сказал: «Уберите девочку, она мешает!» Женя съёжилась, расплакалась, но всё равно обрадованные мальчишки стащили её со сцены.

Гайдар дочитал сказку до конца. Счастливые глаза ребят говорили обо всём: о любви к писателю, об уважении.

«Гайдару за справедливость», - написали они в книге, которую подарили ему.

Контрольный диктант за IV четверть

Сорока.

Куры – любимое лакомство камышового кота. Как-то хищник направился на охоту, но вдруг откуда-то объявилась сорока, задёргала чёрно-белым хвостом и застрекотала. Было опасно, и кот решил остановиться, чтобы не привлечь внимания. Назойливая птица расположилась над его головой.

Посёлок просыпается, и кота начинает дразнить кудахтанье кур, но он не может избавиться от вредного провожатого. Он сдерживал бессильную злобу и ненависть к навязчивой спутнице, которая расселась на веточках сосны. Затем он стал пробираться к посёлку. Сорока всё-таки не отставила и всё равно продолжала его стеречь.

Неожиданно кот выгнул спину, свирепо взглянул на своего мучителя и резко крикнул: «Кха!» Тут он сделал прыжок в сторону и исчез в зарослях, а птица кричала, кружилась.

Сегодня, разбойник, будешь лежать голодный, потому что охота сорвалась.

Промежуточная аттестация за 2016-2017 учебный год

На родину.

Ранней весной на южных берегах Европы и Африки объединяются птичьи стаи. «Домой! Скорее домой!» - отовсюду несётся неугомонный клич.

Бесчисленные цепи перелётных тянутся к родным местам, и люди всегда радуются встрече с ним. Но во время долгого, трудного пути часть птиц остаётся, разлетается и расселяется по окрестным озёрам и рекам. Самые выносливые летят до белого моря. Здесь они располагаются по песчаным берегам, делятся на пары, чтобы строить гнёзда и выводить птенцов. Всё лето заботливые родители воспитывают малышей.

Осенью подрастут птенцы, окрепнут, и птицы начинают сбиваться в стаи перед отлётом в тёплые края. Там есть всё для беззаботной жизни: солнце, море, чудесная растительность.

Но нельзя долго жить на чужбине. И каждой весной ты видишь, как усталые караваны возвращаются на родину.

Тема урока:Подробное изложение «Хитрый заяц».

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные

www.uroki.net akademius.narod.ru/vibor-rus.html

www.intergu.ru som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Текст, тема и основная мысль текста

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие

И развивающие компоненты, задания

И упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность

Учащихся

Организации взаимодействия

Формируемые умения

(универсальные

Учебные действия)

Промежуточный контроль

к учебной деятел-ьности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Вступительное слово:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя. участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся

К учению, приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Листы обратной

2. Актуализация

И пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их

В новых ситуациях.

Эвристическая беседа

Хитрый заяц

Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает.

Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.

(По Г. Скребицкому.)

Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст - значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

Определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый

Составьте план.

Напишите изложение от третьего лица. Ответьте письменно

на вопрос: «Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа Г. Скребицкого?»

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

Прослушивание текста, выделение микротем

Прослушайте текст и подумайте, как лучше его озаглавить: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц».

(Название текста учитель вслух не читает.)

Читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы

Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст.

Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

Устные ответы, выполнение заданий

3. Выявление места

И причины затруднения

Обсуждение содержания текста, осмысление

Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? («Раз со мной …»)

Опишите внешний вид зайца.

Как вы понимаете выражение «глазенки так и впились в меня»?

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Подберите синонимы к слову «заяц».

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы

С целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной

И умственной деятельности

Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ

Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над изложе-нием

Индивидуальная, групповая

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

4. твор-ческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Составление плана, осмысление содержания текста по микротемам

Работа над планом.

Примерный план

1. Случай на охоте.

2. Куда зайцу спрятаться?

3. «Не выдавай меня».

4. Экзамен на хитрость сдал.

Повторно читает текст изложения.

дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Составляют план изложения совместно с учителем

Групповая,

индивидуальная

Познавательные:

Читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения

Последовательности работы

Устные ответы

Обобщение

и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа

Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица.

Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске.

Самоконтроль.

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

Работают

С заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения информации

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Письменная ра-бота

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г. Рассказово Тамбовской области Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого (презентация к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской) Подготовила Манохина В.Н., учитель русского языка и литературы г. Рассказово 2011 г.





Слово учителя - Сегодня мы будем писать изложение. Такую работу вы выполняли еще в начальных классах, и каждый знает, что изложением называется письменный пересказ. Как проводится пересказ, тоже известно: учитель читает текст, а потом все пишут, стараются написать так же хорошо, как сделано у писателя. Стараются пересказать статью, т. е. изложить то, что услышали. Отсюда и название работы: изложение.


Что означает «написать подробное изложение»? - Задача подробного изложения - вос- произвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, и стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста.


Зачем нужно писать изложение? Ведь писатель написал рассказ, его напечатали, и каждый может прочесть. К чему же писать заново, тем более что лучше писателя не напишешь? Может быть, взять да и сочинить свой рассказ? Ведь это будет очень интересно всё сочинить самому. Про белку в живом уголке, или про футбол, или как прятались от грозы, когда ходили в лес.


Прежде чем приняться за «сочи- нительство», нужно внимательно «при- глядеться» к тому, как это делают опытные писатели. Искусство слова очень сложно и многообразно. Самостоятельно понять это искусство, своими силами постичь языковое умение почти невозможно. Здесь обязательно нужны разборы образцовых текстов. Вот для таких разборов может служить пересказ-изложение.


«…расширял границы на- шего представления о том пре- красном в природе, что помо- гает нам лучше видеть свою Родину и горячо любить ее. Любовь к природе была у него неиссякаемым источником ве- ликой любви к Родине». Вл. Архангельский Георгий Алексеевич Скребицкий


Георгий Алексеевич Скребицкий родился в Москве в 1903 году. Рос и учился в Тульской губернии. Позже переехал в Москву, где жил до дня своей смерти в 1964 г. Г. Скребицкий много путешествовал с ружьем и удочкой, но его охотничьи трофеи обычно были скромными. Зато из поездок он привозил массу впечатлений, которые и ложились в основу его рассказов. Георгий Алексеевич Скребицкий написал много книг, большинство из которых вы читали, потому что они написаны для детей и подростков.





Чтение текста Раз со мною на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?


Чтение текста Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму- разуму учит. (По Г. А. Скребицкому.)








Беседа о тексте - Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания. Назовите основные действия в развитии события. - Как начинается текст? - Как оканчивается? - Связаны ли между собой начало и окончание текста?


Беседа о тексте - Как бы вы определили тему рассказа? О чем он? - Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту. - Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?» - Чему учит рассказ?





Беседа о тексте Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая. Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально. Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа.








Языковой разбор текста Отправился я на охоту за зайцами. - Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему? - Такой порядок слов позво- ляет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.





Языковой разбор текста - Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак? («… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».) - Найдите два вопросительных пред- ложения, передающих растерянность, недоумение охотника. (Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)


Языковой разбор текста - Какие глаголы использует автор для описания действий зайца? («не выбегает»,«спрятаться», «прита- ился», «впились», «просят».) - Что же увидел автор в глазах зайца? (Мольбу, просьбу.) - Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.


Орфографический разбор Раз со мною на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. (По Г. А. Скребицкому.)


Пунктуационный разбор Раз со мною на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. (По Г. А. Скребицкому.)




Литература 1.Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений.– М.: Просвещение, Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, http://www.google.ru/images?q=%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0 %BA%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%8F&hl =ru&prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=Tu4UTa6tI5Cu8QPH9Z2FBw& sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBAQ_AU&biw=1680&bih=959http://www.google.ru/images?q=%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0 %BA%D0%B0+%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%8F&hl =ru&prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=Tu4UTa6tI5Cu8QPH9Z2FBw& sa=X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBAQ_AU&biw=1680&bih=959 5.http://www.google.ru/images?q=%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%86&hl=ru &prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=k_QUTemzEsih8QOe9vTBg&sa= X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBMQ_AU&biw=1680&bih=959http://www.google.ru/images?q=%D0%97%D0%B0%D1%8F%D1%86&hl=ru &prmd=ivns&source=lnms&tbs=isch:1&ei=k_QUTemzEsih8QOe9vTBg&sa= X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CBMQ_AU&biw=1680&bih=959 6.http://www.google.ru/images?q=%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0 %B3%D0%B8%D0%B9+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D 0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%A1%D0%BA%D1%80% D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9&hl=ru&pr md=ivnso&source=lnms&tbs=isch:1&ei=HCQvTb6VJsH2sga2wOHdBw&sa= X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CAsQ_AU&biw=1680&bih=959http://www.google.ru/images?q=%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0 %B3%D0%B8%D0%B9+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D 0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%A1%D0%BA%D1%80% D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9&hl=ru&pr md=ivnso&source=lnms&tbs=isch:1&ei=HCQvTb6VJsH2sga2wOHdBw&sa= X&oi=mode_link&ct=mode&ved=0CAsQ_AU&biw=1680&bih=959

(Блеснула молния, и загремел гром) ……………… (свой пример) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.

Матросы героически встретят смерть, или наступление врага будет сломлено.

Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными.

После ответа вызывается один ученик, который по памятке «Рецензия ответа» оценивает изложенный одноклассником материал (2 оценки: за ответ и за рецензию).

III. Работа по карточкам.

Карточка 1 (на месте):

Расставить знаки препинания, обозначить грамматические основы каждого предложения. Указать, какие союзысвязывают простые предложения, входящие в сложносочинённое, и определить значение сложносочинённых предложений.

[ Шумный грохот водопада был слышен издалека], а [ вблизи он был оглушительным]. (одно явление (событие) противопоставляется другому).

[Мать посмотрела в окно], [девочка тоже взглянула на улицу].

(последовательность действий).

Карточка №2 (на месте). (задания одинаковые).

[Уже посветлело на западе], зато [с севера надвигались тучи].

(одно явление (событие) противопоставляется другому).

[ Не то дождь пошёл ], не то [ воробьи пробежали по крыше ].

(указывается на то, что возможно одно явление (событие) из названных).

Карточка (у доски работает 1 ученик).

Вставить подходящий по смыслу союз и расставить знаки препинания. Начертить схему предложения. Определить смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы, / уже освободившиеся от снега /.

Да (и) .

(одновременность явлений, событий).

В это время учитель работает с классом.

IV. Работа с классом.

Делим тетрадь на 2 колонки.

Сложносочинённые предложения Простые предложения с однородными членами, связанными союзом Луна взошла багровая и хмурая, звёзды также хмурились. Белка песенки поёт да орешки всё По утрам отправлялись на рыбалку, грызёт.

или после обеда он вместе с отцом Мыло серо, зато моет бело.

шёл в ближайший лес.

Предложения записываем под диктовку, распределяем по соответствующим колонкам, обозначаем грамматическую основу предложений, указываем союзы.

Ученики зачитывают то, что получилось.

Затем сдают карточки те, кто работал на местах.

V. Проверка карточки, выполненной у доски.

Класс записывает предложение с доски, ученик, работавший по карточке, отвечает.

VI. Проверка домашнего задания.

Проверка-консультация: учитель спрашивает не всё задание, а задаёт вопрос: «Что вызвало затруднения при выполнении домашней работы» Учитель разъясняет.

После этого учитель просит одного ученика начертить на доске схемы четвёртого и шестого предложений.

4) - · - и [ и ].

6) [, ], и .

4) первое простое предложение неполное (пропуск сказуемого), безличное.

Как написали несмотря на Почему (предлог).

Д/з. Упражнение 12 (I).

1) Небо заволокло тучами, и по земле гулял ветер, поднимая с земли пыль, бумажки и перья. (ССП) 2) Я глядел на счастливое лицо дяди, и мне почему-то было жаль его.(ССП) 3) С каждой секундой ропот становился всё громче и громче и слышался со всех сторон. (ПП) 4) На небе ни облачка и звёзды необычайно ярко шевелятся и дрожат в своей бездонной высоте. (ССП) 5) Красные уголья подёрнулись теплом и стали потухать.(ПП) Мороз ещё сердитее застучал в окно, и ветерзапел о чём-то в каминной трубе. (ССП) 6) Мы чувствовали над собой тяжёлые тучи, чувствовали их желание разразиться дождём, и нам было душно, несмотря на ветери холод. (ССП) 7) Только поддайся соблазну, присядь, и ветеррасправится с тобой, как ястреб с птахой.(ССП) 8) Я вышел один на палубу и не отрывал глаз от берега.(ПП) бездонной 1), и [, / - · - /].

4) - · - [ неполн.] и .

5)[ и ]. , и .

VII. Работа с примечанием к §4.

Вспомним ещё раз примечание к §4.

Это правило для вас новое.

(Отвечает один ученик).

Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом есть общий второстепенный член, то запятая перед данными союзами, связывающими части сложносочинённого предложения, не ставится.

(Запятая не ставится перед одиночным соединительным и(ли) разделительным союзом, если соединяемые им предложения, входящие в состав сложносочинённого, имеют общий второстепенный член).

В ноябре выпадает снег и покрывается льдом река.

VIII. Закрепление материала.

Предложения записываются в тетрадь под диктовку, один ученик работает у доски.

Записать предложения, в которых имеется общий второстепенный член.

Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.

С востока надвигались дождевые тучи и потягивало влагой.

В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.

(нет общего второстепенного члена предложения) Мы с вами работали с предложениями, в которых общим второстепенным членом являлось обстоятельство. Запишите в тетрадь свой пример сложносочинённого предложения, в котором общий второстепенный член – дополнение.

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом.

IX. Конструирование (составление предложений с общим второстепенным членом).

Упражнение 15.

Первый ряд использует общий второстепенный член в парке, второй – по утрам, третий – вдалеке; для всех – в этот прекрасный осенний день.



В парке играл оркестр и пел хор песенников.

По утрам раздавался звон будильника и всё в доме оживало.

Вдалеке бежала река и видны были маленькие домики неизвестного села.

В этот прекрасный осенний день в лесу торжественно и тихо и воздух пахнет опавшими листьями.

Х. Схематический диктант.

(один человек работает у доски).

Ученики чертят только схемы предложений.

Цель: проверка умения различать, что связывает союз и – однородные члены или части сложного предложения; определять виды простых предложений, входящих в состав сложносочинённого; отработка умения расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении (с общим второстепенным членом и без него).

Задание: определить виды простых Образец записи у учащихся предложений Север дышит ветром ночи и полынь и колышет.

двус. двус.

Полая вода сошла, и река струилась , и .

узеньким ручейком.

двус. безл.

Лес тянулся на несколько километров, , и .

и можно было заблудиться в нём.

наз. безл.

Весна, и уже тепло.

Посидите на берегу с удочкой, и вы , и .

почувствуете прилив сил.

двус. двус.

После грома воздух стал чище и свежее - · - , .

дышат люди.

Прошли лес, и перед нами вдруг , и .

открылась река.

В слуховом диктанте мы с вами встретились ещё раз со сложносочинённым предложением, в котором имеется общий второстепенный член. Давайте повторим правило постановки знаков препинания в данном случае. (отвечает 1 ученик).

Найти в следующих предложениях общий второстепенный член.

(1 ученик работает у доски) 1)Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле.

2)В ушах у гостя затрещало и закружилась голова.

XI. Словарная тренировка.

(Цель: подготовка к контрольному словарному диктанту, который будет проводиться на следующем уроке).

Один ученик работает у доски (можно со словарём): класс пишет в тетрадях, некоторые проверяют написание слов. Все ставят себе оценку карандашом.

Идеалы, прогрессивный, мировоззрение, интернациональный, гигантский, колоссальный, современник, труженики, привилегированный, чувствовать, чествовать, эшелоны, преобразовать, колонны.

Упр.16 (письменно) Упр. 20 (устно) План-конспект урока развития речи студентки 4 курса филологического факультета Брагиной Л.В.

Тема урока: Подготовка к изложению.

1. Совершенствовать умение вычленить главное в тексте, определять основную мысль текста.

2. Сформировать умение передавать от 3-го лица текст, написанный от 1-го лица.

3. Воспитывать чувство любви к животным.

Ход урока Ребята, наша задача – подготовиться к изложению, которое выбудете писать на втором уроке.

1. Откройте упражнение № 66 в учебнике русского языка и прочитайте задание.

Один ученик читает вслух:

– Изложение (см. памятку на с. 282). Какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц» Укажите слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться. Напишите изложение по данному ниже плану (от 3-го лица).

1а. Видите, как много заданий. С какого надо начать работу – С первого, с чтения памятки.

2. Прочитаем, как надо готовиться к изложению, по учебнику (читает ученик, с. 315).

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Выясните значение непонятных вам слов.

3. Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия.

4. Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия.

5. Объясните правописание выделенных букв, а также постановку знаков препинания.

6. Ещё раз внимательно перечитайте текст.

3. Ребята, я сейчас прочитаю текст, выследите по учебнику и подумайте, какие слова вам непонятны.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу:

носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться Вышел я на середину поляны и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(По Г.А. Скребицкому) 3а. Какие слова вам непонятны (Все слова ребятам были понятны.) 4. Ребята, оцените предложенные названия с точки зрения объёма и границ текста – т.е. с точки зрения темы. (Подходит ли каждое их предложенных названий) – С точки зрения отображения темы текста все названия подходят:

в тексте описывается случай на охоте – подходит первое название и второе. Главный герой здесь – заяц, собственно, о нём и рассказ – поэтому подходит третье название.

4а. Какое из названий ярче отражает содержание текста Докажите свою точку зрения.

– Ярче отражает содержание текста заголовок «Хитрый заяц», потому что это название привлекает наше внимание. Нам хочется узнать, в чём хитрость зайца. Поэтому, по-моему, лучше озаглавить текст «Хитрый заяц».

5. Ребята, какова основная мысль текста – Здесь говорится, почему охотник не стал убивать зайца. Заяц перехитрил собак, спасая себе жизнь. Он сдал экзамен на хитрость.

5а. Коля правильно определил основную мысль текста. Так чем же заголовок «Хитрый заяц» лучше остальных – Он отражает не только тему рассказа, но и основную мысль.

5б. В чём же хитрость зайца Найдём слова, словосочетания и предложения, которые раскрывают основную мысль текста.

– Заяц всё не выбегает.

– Куда же он девался – …в заячьих следах не разберутся.

– Притаился заяц.

– Глазёнки просят: «Не выдавай меня собакам!» – Этот трудный экзамен на хитрость сдал.

– Пусть зайчат уму-разуму учит.

6. Что может помочь вам написать изложение полно, без пропусков Надо составить план и писать по плану.

6а. У нас в учебнике уже составлен план. Света, прочитай готовый план и оцени его.

(До урока план был написан на доске, теперь он открывается.) 1. Гончие выследили зайца.

2. Заяц пропал.

3. «Не выдавай меня!» 4. Охотник пощадил зайца.

– Мне нравится план, по нему можно точно передать содержание рассказа, раскрыть основную мысль.

– Последний пункт лучше озаглавить по-другому: «Охотник пощадил зайца за хитрость».

7. Ребята, в задании предлагается написать изложение не от 1-го лица, а от 3-го. Что это значит – Это значит, что надо не от имени охотника, с которым всё это произошло, рассказывать, а как бы со стороны. Как будто он нам рассказал, а мы теперь кому-то об этом ещё раз рассказываем.

7а. Что кроме местоимений изменится при пересказе от 3-го лица – Изменятся глаголы: вместо «вижу» – «видит» и т.д.

7б. Ребята, а как же нам называть того человека, который охотился Неужели всё время «он», «он» – Писатель.

– Охотник.

– Скребицкий.

7в. Давайте прочитаем каждую часть изложения, выделенную в плане, от 3-го лица.

(Каждую часть читает 1 ученик. В случае затруднения помогает другой ученик. Обратить внимание учеников на то, что мысли рассказчика лучше передать предложением с прямой речью: «Куда зайцу деваться» – подумал охотник.) 8. Почему в задании к упражнению предложено подобрать слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться – В тексте не надо повторять одни и те же слова, получится некрасивый текст.

– Надо искать самое точное слово из близких по смыслу.

8а. Подберём близкие по значению слова (исходные слова были заранее написаны на доске).

Идти – отправляться Смотреть – глядеть, впиться глазами Бегать – носиться, гоняться Прятаться – притаиться.

8б. Ребята, а как мы можем назвать зайца – Косой.

– Длинноухий житель леса.

– Зайчик.

9. Какой совет из памятки «Как писать изложение по учебнику» мы с вами ещё не выполнили – Объяснить правописание выделенных букв и знаков препинания.

9а. Объясним все орфограммы по порядку. Начнёт первый ряд по цепочке.

– на дорожке – дороженька, дорога (г/ж) – лесной – лес – вырубке – рубить – случайно – ча-ща – глазёнки – глаз – зайчат – ча-ща – Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает – здесь запятая разделяет части сложного предложения.

– Куда же он девался – вопросительное предложение.

9б. Миша, нарисуй схему этого предложения в передаче содержания от 3-го лица (с прямой речью).

– Подождал, подождал я и пошёл посмотреть, в чём дело, – первая запятая отдаляет однородные члены.

9в. Нет, ребята. Здесь повтор глагола означает длительность действия, его протяжённость во времени, это одно сказуемое, одно действие, но при повторе глаголыдруг от друга отделяются запятой.

– А вторая запятая не нужна.

9г. Кто может объяснить постановку второй запятой – Это сложное предложение: в первом говорится о рассказчике, а во втором – о деле, что же произошло.

– Гляжу: носятся мои собаки.., нюхают землю, никак… не разберутся. – Двоеточие в сложном предложении, во второй части говорится о том, что увидел охотник. А запятые между однородными сказуемыми.

– В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня – уточнение.

– притаился заяц, глазёнки так и впились в меня – сложное предложение.

– впились, просят – однородные сказуемые.

9д. В следующем предложении вы ещё не можете объяснить запятую. Просто обратите внимание на то, что в этом предложении после зверька ставится запятая: зверька, сидящего в пяти шагах от меня или зверька, который сидел в пяти шагах от человека.

– Опустил я ружьё, отозвал гончих – однородные члены.

– Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал – сложное предложение.

– Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит – однородные члены.

9е. Ребята, обратите внимание, как пишется слово уму-разуму (через дефис).

10. Ребята, прочитайте ещё раз внимательно текст, стараясь мысленно пересказать его от 3-го лица.

(Читают про себя) 11. Как в тексте оформляется деление на смысловые части – Каждая часть начинается с красной строки.

12. На следующем уроке вынапишете изложение этого текста от 3го лица. Вы должны раскрыть основную мысль текста, почему охотник не стал убивать зайца.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...