Кто сыграл маньку облигацию. Народная артистка россии лариса удовиченко: «меня до сих пор дразнят манькой-облигацией

М иллионы зрителей помнят роли Ларисы Удовиченко: колоритную Маньку Облигацию из фильма «Место встречи изменить нельзя» , изобретательную Адель из «Летучей мыши», проницательную Дашу Васильеву, любительницу частного сыска из одноименного сериала. Всегда очаровательная, женственная, актриса и сегодня востребована в кино и успешно играет в антрепризных спектаклях.

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

Она родилась в Вене 29 апреля 1955 года. Там служил отец - военный медик. Мама, Муза Алексеевна, происходила из интеллигентной петербургской семьи, пережила блокаду. Она была очень одаренной, окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Наверное, от нее Лариса унаследовала артистические способности.

Семья часто переезжала и наконец осела в Одессе. Юная Лариса Удовиченко хорошо училась, увлекалась гимнастикой и мечтала о театре. Еще школьницей она поступила в студию киноактера при знаменитой Одесской киностудии. Красивую девочку заметил режиссер Александр Павловский и позвал на роль Людмилы в короткометражный фильм «Счастливый Кукушкин» (1970). Так состоялся дебют Ларисы Удовиченко в кино.

Окрыленная успехом, Лариса после окончания школы отправилась в Москву и подала документы сразу во все высшие театральные учебные заведения. Финальный отборочный тур первым проходил во ВГИКе, и она его прошла. Учеников в свою мастерскую набирали Сергей Герасимов и Тамара Макарова. О такой удаче можно было только мечтать.

Герасимов снял ее в главной роли в фильме «Дочки-матери» (1974). Он пригласил Ларису Удовиченко и в следующую свою картину, предложив ей сыграть Аманду Бине в «Красном и черном» (1976).

Кадр из фильма «Дочки-матери» (1974)

Кадр из фильма «Дочки-матери» (1974)

Настоящий успех и всенародная слава пришли к Ларисе Удовиченко в 1979 году. Она появилась на экранах страны в роли Маньки Облигации в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Интересно, что вначале ей предложили роль Вареньки, но она показалась Ларисе слишком «правильной, скучноватой». Режиссер не видел в изящной Ларисе Удовиченко даму из криминальной среды, но все же решился на творческий эксперимент. Во время съемок, как она вспоминает, случился «прорыв». Роль была сыграна легко, на одном дыхании.

За годы работы актриса снялась в 120 фильмах и сериалах. Среди самых известных и любимых - роли в фильмах «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983), «Зимняя вишня» (1985), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Любить по-русски» (1995).

Почти через 30 лет с начала актерской карьеры Лариса Удовиченко вышла на театральную сцену. Актриса согласилась на предложение Виталия Соломина и сыграла в спектакле «Сирена и Виктория». Сама она так объясняет это решение:

«Я созрела для того, чтобы попробовать сделать первый шаг на сцене. Театральные актеры, снимаясь в кино, чувствуют себя на съемочной площадке как рыба в воде… и при этом все в один голос говорят: «Нет, театр все же - это гораздо интереснее!» И все время я думала: почему он интереснее, что за магия такая - театр?»

Театральный дебют оказался удачным.

В интервью по случаю юбилея в 2015 году Лариса Удовиченко приоткрыла секрет своего творческого долголетия: «Судьба ведь происходит из характера, а я всегда жила, да, впрочем, и сейчас живу сердцем и эмоциями. Иначе не умею». Некоторые критики отмечают, что ей не довелось сыграть глубоких драматических ролей, но разве комедийный талант не заслуживает аплодисментов?

Лариса Удовиченко на протяжении десятилетий поражает поклонников красотой и цветущим внешним видом. Актриса практически не изменилась со времен исполнения роли Маньки Облигации. Кажется, что она раскрыла секрет вечной молодости, чтобы блистать на экране и на сцене.

Карьера Удовиченко сложилась так успешно в первую очередь благодаря ее наставникам: Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Фильм «Дочки-матери» закрепил за дебютанткой амплуа характерной актрисы. Позже зрители сошлись во мнении, что наиболее выразительно дарование Удовиченко раскрывается в комедийных ролях за счет ее неповторимой мимики и особенных интонаций.

С начала своего творческого пути актриса много снималась. Кокетливая и смешливая исполнительница привносила в картины дух радости и задора. Именно за это зрители прозвали ее королевой второго плана и с нетерпением ждали появлений любимицы в новых фильмах.

Удовиченко Лариса Ивановна родилась в столице Австрии, Вене, 29 апреля 1955 года. В этом городе служил ее отец, Иван Никонович, в должности военного врача. Мать будущей актрисы носила имя Муза и являлась горячей поклонницей кинематографа. В юности она мечтала сниматься, но война разрушила ее планы. Выйдя замуж за военного, мать Ларисы переезжала с семьей с места на место и изредка участвовала в самодеятельных спектаклях.

В начале 60-х Ивана Никоновича демобилизовали, и он уехал с семьей в Одессу. Там Лариса и ее старшая сестра Яна пошли в школу. Родители девочек рано умерли, и присматривать за школьницами пришлось семье их дяди.

Любовь матери к актерской профессии сыграло большую роль в выборе Ларисы, удивительно похожей на нее внешне. В старших классах девочка записалась в кружок при Одесской киностудии. Там на занятиях ее увидел режиссер Александр Павловский.

Симпатичная девушка с точеной фигурой показалась ему подходящей кандидатурой на роль в его фильме «Счастливый Кукушкин». Таким образом, в 9-м классе Удовиченко впервые попала на съемочную площадку. Гонорар за работу в кино очень помог ее семье, поэтому Лариса окончательно решила стать артисткой. Ее выбор расстроил тренера секции по художественной гимнастике, возлагавшего на ученицу большие надежды, но девушка отдала предпочтение актерству.

Первые творческие успехи

До выпускных экзаменов в школе Лариса исполнила роли еще в двух картинах, которые снимались на Одесской киностудии: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Круза» и «Юлька». Имея опыт работы в кино, девушка отправилась в Москву и подала заявление в несколько театральных ВУЗов.

Ее с первого раза приняли во ВГИК, и она начала учиться на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Они пригласили ее на роль младшей сестры в фильм «Дочки-матери». Удовиченко только после участия в этой картине по-настоящему поверила в свои силы и актерский талант.

Нельзя с точностью сказать, в какой из ролей Лариса Ивановна более эффектна и убедительна. Одни считают ее характерной актрисой, другие – комедийной. В социальной драме «Дочки-матери» устремления и поступки ее героини тоже понятны, хотя она далеко не положительный персонаж.

«Дочки-матери»

Режиссером картины, вышедшей на экраны в 1974 году, стал Сергей Герасимов. Он и его супруга сыграли в ней роли людей старшего поколения, умеющих прощать и более мудрых, чем младшие героини. Основной конфликт завязывается между дочерьми москвички и ее мужа, приютившими у себя в квартире девочку из детдома Ольгу. Она искала свою мать и по ошибке попала к ним в дом.

Нежданная гостья слишком прямолинейна и часто ставит новых знакомых в неловкие ситуации. Их дочери (Удовиченко сыграла младшую, Галю) насмехаются над ней. Все же встреча меняет и уклад семьи, и отношение к жизни Ольги.

Спустя годы Лариса вернулась к теме социального неравенства в фильме «Валентин и Валентина», сыграв старшую сестру главной героини.

«Место встречи изменить нельзя»

Еще в советские времена Станислав Говорухин продемонстрировал, что он гениальный режиссер. Улицы пустели, когда, начиная с 1979 года, по регулярно показывали приключенческий сериал «Место встречи изменить нельзя».

Каждый артист, независимо от того, исполнял он главную или эпизодическую роль, был 100%-м попаданием в образ его персонажа. Высоцкий, Конкин, Павлов, Белявский и многие другие кумиры кинозрителей украсили фильм и превратили его в самый популярный советский экшн того периода.

Лариса Удовиченко сыграла яркую героиню Маньку по прозвищу «Облигация». Девушка ничего не боится, не особо уважает советскую власть и своим поведением немало шокирует молодого оперуполномоченного в исполнении Владимира Конкина.

Фразу про правильное написание слова «облигация» актриса придумала сама, когда репетировала роль. Эпизод с участием Маньки был небольшим, но хорошо запомнился и стал значимым событием в фильмографии Удовиченко.

«Мэри Поппинс, до свидания!»

Лариса Удовиченко всегда одета «с иголочки» и прекрасно выглядит, поэтому в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!» она замечательно сыграла английскую леди Бэнкс и маму главных героев – воспитанников Мэри Поппинс. Английские няни и компаньонки до революции были очень популярны в России. Возможно, отголоском этого поветрия явился особый интерес к истории о няне-волшебнице.

В фильме звучит музыка Максима Дунаевского, бывшего мужа исполнительницы роли няни – Натальи Андрейченко. По сути, у режиссера Леонида Квинихидзе получился настоящий мюзикл, покоривший сердца детей и взрослых.

«Самая обаятельная и привлекательная»

Любимая комедия 80-х про неуверенную в себе Надежду Клюеву стала классикой советского кино. Хотя персонаж Ларисы Удовиченко вновь второстепенный, без ее ухоженной модницы Люси Виноградовой картина утратила бы множество смешных моментов.

Тягучий голос и некоторая манерность удивительно подходили героине Удовиченко, в очередной раз проявившей комедийный дар. Лента также наглядно демонстрирует, что любой человек может измениться до неузнаваемости, если сам того пожелает.

«На кого Бог пошлёт»

Российская комедия была впервые показана в 1994 году. В ней абсолютно отсутствует тема политики, зато глубоко раскрываются отношения детей и родителей. Случайно студент узнает, что его биологическим отцом является преподаватель вуза, где он обучается. Парень проявляет недюжинную смекалку, чтобы познакомить с ним свою мать и помочь подруге получить зачет.

В результате стечения нелепых обстоятельств взрослые понимают, что противостоять деятельному наследнику можно, только объединив усилия. Роль матери главного героя Удовиченко считает самой удачной находкой.

Работа в театре

Впервые на театральную сцену Удовиченко вышла в 1998 году в постановке Виталия Соломина «Сирена и Виктория». Далее она продолжила играть в антрепризах. Ее любимой партнершей была Людмила Гурченко, ставшая наставницей коллеги, не имевшей особого опыта выступлений на сцене.

В 1984 году Ларисе Удовиченко было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1998 году – Народной артистки России. Она академик российской национальной кинематографической премии «Ника».

В годы, на которые пришелся пик популярности Удовиченко, было принято награждать не артистов, а фильмы. Картины с ее участием получали призы и награды на различных конкурсах и фестивалях на всем простанстве СССР.

Личная жизнь, семья, дети

Первый брак Удовиченко с актером и режиссером Александром Панкратовым-Белым был фиктивным. Таким способом она сумела остаться в Москве. Этот немного авантюрный ход ей подсказала педагог Тамара Макарова. Она не хотела отпускать талантливую студентку и понимала, что остаться в столице Лариса сможет, лишь получив московскую прописку. Как только нужный штамп оказался в паспорте дебютантки, она подала на развод.

Вторым мужем актрисы стал Андрей Эшпай. Он был наследником музыкальной династии и произвел на Удовиченко огромное впечатление своими утонченными манерами и интересом к искусству.

В отличие от общительной Ларисы Андрей предпочитал компании родственников и коллег-единомышленников. Красивую молодую жену он ревновал, но та все равно пропадала на театральных сборищах и в ресторанах с друзьями. Спустя 2 года совместной жизни супруги разошлись.

За Удовиченко ухаживало много поклонников. Она заводила романы, но никто не привлекал ее настолько, чтобы связать с ним свою судьбу надолго. В 80-е актриса в компании друзей познакомилась с Геннадием Болгарином (урожденным Фридманом) и увела его из семьи.

Он был чиновником и занимал видный пост, но не смог устоять перед чарами Удовиченко. С первой женой он развелся, когда Лариса в 1988 году родила ему дочь Марию, ставшую ее единственным ребенком. К сожалению, через несколько лет после оформления отношений с Ларисой мужчина увлекся азартными играми. В нулевые он проиграл огромную сумму и вынужден был скрываться от кредиторов.

Удовиченко развелась с ним и запретила впредь пытаться общаться с ней или дочерью. Мария окончила Плехановский институт, училась в Милане и Риме, для чего освоила итальянский язык. В настоящий момент она пробует строить карьеру актрисы.

Станислав Говорухин предложил Удовиченко роль невесты Шарапова, однако она сочла персонаж скучным. Ее сразу заинтересовал образ Маньки Облигации, но Говорухин признался, что не видит ее в роли проститутки со стажем. Лариса решила, что режиссер ей отказал, но неожиданно получила сообщение об утверждении на роль. Станислав Сергеевич рискнул начать работать с Удовиченко, но в уме держал фамилии других претенденток на Маньку Облигацию.

На счету Удовиченко свыше 130 ролей в фильмах и сериалах. Автор романов о Даше Васильевой, Дарья Донцова, говорила, что представляла в роли этого персонажа только Ларису Удовиченко. Благодаря прекрасной игре актрисы сериал стал широко известен.

Лариса Удовиченко сейчас – последние новости

Поклонники актрисы ждут выхода на экраны очередного фильма из серии «Зимняя вишня». Ее героиня в первой картине – неунывающая воспитательница детского сада. С течением времени она меняется, как и жизнь вокруг, но остается по-прежнему любимой поклонниками.

В последние годы у Удовиченко вспыхнул конфликт со Станиславом Садальским, распустившим слух о покупке ею недвижимости на Лазурном берегу. Актриса посчитала его шутку довольно глупой и посоветовала прекратить обманывать окружающих. Во Франции она провела несколько месяцев, репетируя спектакль. Недавно в прессе появились сообщения, что коллеги помирились.

Заключение

Актриса прожила насыщенную жизнь, полную интересных проектов и ролей. В 80-е в год выходило по 5 фильмов с ее участием. Ей удавались образы утонченных ироничных красавиц, чьи реплики нередко разлетались на цитаты.

В отличие от большинства артистов, Лариса Удовиченко была всегда востребована и ей не приходили на ум мысли об отказе от профессии. Ее героини навечно покорили зрителей, поэтому Удовиченко – поистине народная актриса.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

29 марта режиссеру, актеру, сценаристу, продюсеру Станиславу Говорухину исполнилось 80 лет. Как режиссер он снял 23 картины, и большинство из них становились событием в кинематографическом мире.

"Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "Десять негритят", "Благословите женщину", "Россия, которую мы потеряли", "Ворошиловский стрелок", "Конец прекрасной эпохи" – эти и другие ленты стали визитной карточкой Говорухина.

Но самым знаменитым и цитируемым уже у нескольких поколений остается фильм "Место встречи изменить нельзя". Пятисерийная картина, снятая по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия", вышла на телеэкраны в 1979 году и приковала к себе внимание зрителей. Жеглов и Шарапов стали народными героями, олицетворением справедливости.

Редакция сайт собрала фразы из любимой картины, которые уже не просто разлетелись на цитаты, а превратились в афоризмы.

Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий)

  • Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу!
  • Что за шум, а драки нет?!
  • Здесь МУР, а не институт благородных девиц!
  • Вор должен сидеть в тюрьме! Я сказал!
  • Кому повезет, у того и петух снесет, и такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет!
  • Ты не сознание, ты совесть потерял.
  • Все! Лед тронулся. Сейчас каяться начнет.
  • А ну-ка проверь… Она же Анна Федоренко… Она же Элла Кацнельбоген… Она же Людмила Огуренкова… Она же… Она же Изольда Меньшова... Она же Валентина Понеяд.
  • Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!
  • Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать
  • Да ты, видать, и впрямь без ума, Копченый! Чтоб Жеглов твои поганые деньги взял, ну, о чем тогда с тобой разговаривать?
  • Довелось тебе поручкаться со знаменитой Манькой-Облигацией, дамой приятной во всех отношениях, только работать не хочет, а, напротив, ведет антиобщественный образ жизни.
  • Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь.
  • Рыжая, часто бывает с различными мужчинами в ресторанах, волосы подкрашивает стрептоцидом.
  • Пора тебе, Копченый, на лесоповал ехать или какой-нибудь канал строить. На мой взгляд, зажился ты в городе, Копченый.
  • Фокс – вот единственный и неповторимый свидетель. Как говорится, для всех времен и народов.
  • Прожил ты свои тридцать лет и все время что-то жрал, вон, крепко пил, сладко спал...
  • А ты, бестолковый, насмехался надо мной. Вот тебе пословица – не буди лихо, пока оно тихо…
  • Ну и рожа у тебя, Володя! Ох и рожа! Смотреть страшно.
  • Володя Шарапов (Владимир Конкин)

    Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

  • Если закон один раз подмять, потом другой, а потом им дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень.
  • Коты от удовольствия крутят хвостами. Это, правда, не значит, что, если им крутить хвосты, они получат удовольствие.
  • Самое дорогое на свете – глупость, потому что за нее дороже всего приходится платить.
  • Ростом повыше моего будет, стройный, словом, такие бабам нравятся, шатен, на подбородке ямочка, нос прямой.
  • Самому что ли зарезаться или справку принести от милиционеров, что я у них не служу?
  • Ну, граждане дорогие, ну, товарищи мазурики!
  • Папаш, можно я поем малость. После казенных харчей на твое изобилие смотреть больно.
  • Паскудный вы народ, бабы! Там твой мужик на нарах парится, а ты пять кусков зажала, жизнь его под корень рубишь.
  • Человек от Фокса пришел, весточку притаранил.
  • Мне! Сберкнижку – мне. Она мне сердце согреет, когда в подвал вместе полезем.
  • Горбатый (Армен Джигарханян)

    Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

  • Дорисковался, гаденыш! Говорил я ему, говорил: кабаки и бабы доведут до цугундера!
  • Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем.
  • У тебя сейчас одно дело: живым отсюда уйти. За это ты будешь стараться на совесть.
  • Сядь, Промокашка. Сядь, не мелькай.
  • Верю, ждет нас удача. На святое дело идем. Друга из беды выручать.
  • Бабу не проведешь! Она сердцем видит.
  • Володенька, я ведь тебя зубами загрызу! Слышишь, Володенька?
  • Черт с вами, банкуйте!
  • Небось на Петровке целая канцелярия такие справки шлепает.
  • Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок.
  • Кирпич (Станислав Садальский)

    Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

  • Кошелек, кошелек!.. Какой кошелек?!
  • Нет у вас методов против Кости Сапрыкина!
  • По замазкам вроде бы фраер, но не фраер, это точно. Ему человека подрезать, что тебе высморкаться.
  • Не знаю, как у вас в уголовке, а у нас сразу язык отрежут за лишние вопросы.
  • Ничего, давай, веселись, веселись, начальник! Давай, веселись, ничего! Токо скоро будет моя очередь.
  • Товарищи, что ж это делается, фронтовику руки крутят!
  • Манька-Облигация (Лариса Удовиченко)

  • –О-блигация или А-блигация?
    – О-блигация. Чего? Какая облигация?
    – "Я, Манька-Облигация..."
    – Да ты что, с ума сошла?!
  • Ты токо скажи, я ж тебе всю жизнь верная буду. Ты парень хоть куда.
  • Ни от кого мне ни помощи, ни поддержки, а только вы стараетесь побольней меня обидеть, еще ужасней сделать жизнь мою и без того задрипанную.
  • А угостите даму спичкой, гражданин начальник.
  • Консерваторию кончить не дают!
  • Не бери на понт, мусор!

Полное имя героини сериала «Место встречи изменить нельзя» — Мария Афанасьевна Колыванова (отличная роль Ларисы Удовиченко).

Молодую женщину задерживают убегающей из ресторана во время общей облавы, и Жеглов узнаёт в ней «старую знакомую» Маньку-облигацию. Мария весьма симпатичная особа — молодая, ухоженная, с кукольными зёлеными глазами и светлыми локонами. Правда, на момент задержания, левый её глаз украшает внушительный фингал, а манера разговора, где через слово вставлено жаргонное выражение, явно указывает на общественное положение Маньки.

Жеглов замечает на Маньке браслет Груздевой, дело об убийстве которой находится под его расследованием. Гражданка Колыванова врёт, что браслет старинный и имеет для неё семейную ценность.

Узнав, что украшение снято с трупа, Манька-облигация сознаётся, что получила его в подарок от вора по кличке Копченый. Испугавшись оказаться из-за безделушки на скамье подсудимых, задержанная женщина нервничает и ведёт себя не вполне адекватно — то плачет, то истерически смеётся, то вульгарно задирает перед Жегловым юбку, обнажая стройные ножки в чулочках. В итоге, она покорно усаживается писать объяснительную докладную, в которой сдаёт Копченого.

Цитаты Маньки

Так ты только скажи, я ж тебе всю жизнь верная буду.

Память мамочкину мне папа передал, погибший на фронте. И уезжая на войну, сказал: "Береги, доченька. Единственная память по маме нашей дорогой". И сам тоже погиб. И осталась я одна-единственная, как перст, на всём белом свете. И ни от кого мне ни помощи, ни поддержки. Только вы стараетесь побольнее меня обидеть. Ещё ужаснее сделать жизнь мою... и без того задрипанную.

А ты меня за руку ловил, волчина позорный?

Только Копчёный мокрушничать не станет: не такое у него воспитание.

А угостите даму спичкой, гражданин начальник.

Не бери на понт, мусор!

Как пишется: облигация или аблигация?

Чего мне за него отвечать? Он меня чуть под статью не подвёл, а я тут за него пыхти.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...