Когда не выговариваешь букву л. Игры на закрепление произношения

Многие родители замечают, что крохе не удается произнести звук «Л», он его «проглатывает» или произносит вместо него иные звуки («У», «Й»). Как научить ребенка выговаривать букву «Л» правильно? Для исправления речи, прежде всего, надо определить причину и источник ошибок.

Основные ошибки в выговаривании буквы «Л» и их причины

  • Вместо «Л» ребенок произносит «Й». Причина данной ошибки заключается в том, что ребенок неверно располагает язык. При правильном выговаривании буквы «Л» язык должен подняться вверх и коснуться неба. Чтобы скорректировать речь, нужно научить малыша прижимать конец языка к небу и верхним резцам, при этом задняя часть языка должна подниматься, а передняя − опускаться.
  • Вместо «Л» ребенок говорит «У». В этом случае проблема заключается в ошибочном положении губ. Предложите ребенку широко улыбнуться, показав зубки, и произнести «ЛА» так, чтобы губы остались неподвижными.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Ы». Это происходит потому, что при выговаривании буквы «Л» конец языка опускается, а задняя часть, наоборот, поднимается. Коррекция проводится так же, как и в случае со звуком «Й».
  • Вместо «Л» ребенок говорит «В». Язык при этом остается совершенно неподвижным, а основную роль в звукообразовании играет нижняя губа. Исправить эту ошибку можно, научив малыша опускать нижнюю губу, касаясь языком верхних резцов, а затем приводить губу в исходное положение.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Г». Причиной этой ошибки является то, что в звукообразовании не участвует кончик языка. Малыша нужно научить касаться языком верхней части резцов.

Логопедические развивающие игры на тренировку звука «Л»

Такие игры способствуют не только формированию правильной артикуляции, но и развитию артистических способностей ребенка, расширяют его кругозор, тренируют память.

«Вкусный мед»

Пусть ребенок представит, что он мишка, который очень любит мед. Когда мишка видит мед, он облизывается от предвкушения полакомиться вкуснятиной. Изображая мишку, ребенок должен не спеша облизать верхнюю и нижнюю губы.

Покажите малышу на картинке, как надувается парус под дуновением ветра. Предложите ему «показать» парус языком. Для этого кончиком языка нужно упереться в верхние резцы и медленно выдохнуть.

«Лошадка»

Ребенок должен широко улыбнуться, открыв зубы, и поцокать языком, имитируя бег лошадки. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Лошадка может бегать быстро или медленно, громко цокая или почти бесшумно.

«Пароход»

Ребенок должен приоткрыть рот, кончик языка опустить, а спинку приподнять. Затем произносим протяжное «ЫЫЫЫЫЫ», имитируя гудок парохода.

Как научить ребенка выговаривать букву «Л» в старшем возрасте?

Неправильное произношение звука «Л» в возрасте старше 6 лет может быть следствием неврологических заболеваний, стрессов, неправильного прикуса или короткой уздечки, поэтому ребенка должен осмотреть педиатр, детский психолог и логопед.

Если специалисты не выявили физиологических нарушений речевого аппарата, то причиной неправильной артикуляции является педагогическая запущенность ребенка. Чем старше ребенок, тем труднее его научить правильному произношению звуков. В этом случае родители и воспитатели должны постоянно контролировать произношение. Особое внимание необходимо уделять тренировке моторики рук, от которой напрямую зависит развитие речи.

Многим деткам трудно научиться произносить отдельные буквы. Наиболее сложным в произношении является звук «Р», поэтому часто дети проглатывают его или пытаются заменить другими, более простыми звуками «Л» и «Г». Пока ребенок только учится разговаривать, родителям не стоит волноваться, если у него не получается правильно выговорить эту букву. Тренировать ребенка в произношении буквы «Р» следует начинать в 4-5 лет. Если ребенок посещает детский сад, то родители могут обратиться за помощью к логопеду, который будет регулярно проводить индивидуальные занятия с малышом. Если ребенок воспитывается дома и у родителей нет возможности получить помощь специалиста, то развивающие упражнения необходимо проводить самостоятельно.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»?

Начинать следует с постановки артикуляции: зубы размыкают, язык складывают в виде лодочки, его бока должны прикасаться к зубам, а кончик подниматься и прикасаться к резцам.

  • Язык устанавливается, как для выговаривания буквы «Р», но многократно произносится звук «ЗЗЗЖЖЖ», а затем «Д».
  • Малыш высовывает язык и прижимает его губами, после этого он должен быстро выдохнуть через рот, заставив конец языка слегка вибрировать.
  • Ребенок открывает рот, распластывает язык так, чтобы его кончик коснулся передних резцов, а бока – коренных зубок. В таком положении нужно удержать язык на несколько секунд, а потом полностью расслабить его. Повторить 3-4 раза.
  • Ребенок должен открыть рот, слегка разомкнув губы, и 10 раз легонько прикусить кончик языка.
  • Пусть малыш попробует пощелкать языком, присасывая его к небу. Повторить упражнение нужно минимум 10 раз, меняя темп.
  • Предложите ребенку попробовать имитировать языком цокот копыт лошади.
  • Малыш резко и быстро бьет по верхним зубам кончиком языка и одновременно с этим выговаривает звук «Д».

Игровые методики

Родители, задающиеся вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «Р», зачастую сталкиваются с тем, что малыш не хочет выполнять задания и артикуляционные упражнения, поскольку ему скучно и неинтересно. Как быть в этом случае? Существуют специальные развивающие игры, которые тренируют произношение буквы «Р».

Взрослый предлагает ребенку имитировать языком колебания маятника часов. Для этого малыш широко открывает рот, высовывает язык и тянется им к правому и левому углу рта.

«Прятки»

Взрослый рассказывает малышу, что язычок любит гулять, но при этом очень пугливый. Поэтому надо научиться высовывать его тогда, когда этого никто не видит. После этих разъяснений взрослый закрывает глаза и язычок выходит на прогулку – высовывается изо рта, а когда взрослый открывает глаза, язычок прячется.

«Комарик»

Спросите у ребенка, какие звуки издает комарик, если кроха не знает, как ответить, подскажите: «ззззззззз». Пусть малыш повторит звук с закрытым и открытым ртом.

Главное правило таких игр – доброжелательная обстановка. Если сами родители воспринимают их как докучливую обязанность и постоянно одергивают ребенка и ворчат на него, то ничего хорошего из них не выйдет. В таком случае лучше все же обратиться за помощью к профессиональному логопеду.


Развитие речи ребенка – важная задача, стоящая перед родителями. Многие хотят как можно скорее научить ребенка правильно говорить букву Л. Точнее, звук [л] – один из самых проблемных для многих малышей. Помогут в этом специальные упражнения, разработанные логопедами. Данный звук не относится к числу сложных, и скорректировать ошибки в его произнесении можно, как правило, в домашних условиях, однако важно помнить, что работа должна вестись регулярно. Посещение логопеда поможет родителям определиться с теми основными упражнениями, которые нужно будет выполнять малышу.

Причины ошибок

Прежде всего следует разобраться, почему ребенок может допускать ошибку в произнесении звука [л]. Причин может быть несколько.

  • Нарушение слуха. Ребенок неправильно слышит звук и оттого начинает неправильно его выговаривать.
  • Нередко малыш копирует речевые ошибки старших, поэтому если один из родителей имеет дефект в произношении [л], то и ребенок может столкнуться с подобной проблемой.
  • Часто проблема с артикуляцией возникает в двуязычных семьях: слыша речь на разных языках, ребенок может запутаться и не сразу разобраться, где какой звук ему следует говорить.
  • Причина ошибки может быть и физиологической – если уздечка укорочена, то [л] верно произнести не получится – язык не достает до верхних зубов.

Какой бы ни была причина, ее в любом случае можно устранить – посредством особых упражнений или же с помощью специалиста. Чаще всего научиться верно произносить все звуки, в том числе [л], ребенок должен к 4-5 годам, поэтому если родители наблюдают обратное, следует немедленно посетить логопеда и приступить к корректировке.

Варианты ошибок

Малыш может допускать следующие ошибки при произнесении [л]:

  • пропускать эту букву в словах (вместо «лось» — говорить «ось»);
  • заменять согласный звук гласным [у] (уось);
  • употреблять вместо [л] [j] («колобок» будет звучать как «койобок»).

Также может наблюдаться ситуация, когда ребенок путает твердый и мягкий варианты Л, используя их в неверной форме, смягчает звук или, напротив, использует твердый вариант.

Как произносить букву?

Родителям важно самим понимать верное расположение органов речи, которое позволяет получать звук Л.

  • Кончик языка находится у корней верхних зубов, упираясь в них. Возможное положение – упор в щель между нижними и верхними зубами.
  • Воздух сильным воздушным потоком проходит по бокам языка.
  • Язык не должен упираться в зубы своими боковыми краями.

Чаще всего этот процесс у ребенка особых затруднений не вызовет и через несколько занятий он уже сможет правильно произносить звук. Но если изучать правила произношения вместе с малышом, результат будет лучше.

Верная организация обучения

При работе с ребенком важно учитывать особенности возраста, поэтому лучшая форма подобных тренировок – игровая. Родителям необходимо продумать программу занятий, которая должна постоянно быть разнообразной.

Дети еще не понимают важности упражнений для постановки произношения, поэтому занятие должно быть построена таким образом, чтобы вызывать заинтересованность, увлеченность. Новая игра каждый день – ключевой фактор успеха.

Какие игры можно использовать при выполнении упражнений?

  • В мяч.
  • С игрушками, которые будут «учиться» говорить слова или фразы.
  • Рисование.
  • Лепка из пластилина.
  • Магазин, товары которого — это слова с буквой Л.

Такое занятие станет веселым и полезным времяпровождением, малыш незаметно для себя будет учиться произносить звуки правильно.

Принципы работы

Если ребенок не выговаривает букву Л, необходимо регулярно работать над тем, чтобы он научился говорить правильно. Однако родителям важно придерживаться ряда правил.

  • Работа перед зеркалом поможет малышу контролировать свою мимику.
  • Тренировки не должны утомлять и надоедать, 1-2 упражнения, повторяемых несколько раз, для одного дня будет достаточно.
  • Похвала – важная часть процесса, рождающая желание заниматься тщательно и оправдать ожидания родителей, поэтому надо вместе с ребенком радоваться его малейшему успеху.

Эти несложные правила помогут сделать занятия максимально продуктивными.

Основные упражнения

Чтобы научить ребенка выговаривать букву Л, следует выполнять ряд упражнений, которые помогут верно поставить ребенку произношение.

  • «Улыбка». Наиболее простое в исполнении упражнение для детей, которое поможет приступить к занятиям и улучшит настроение малыша. Выполняется оно так: ребенку следует как можно шире улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Далее застыть в таком положении на несколько секунд. Сначала достаточно 3-5 секунд, постепенно время увеличивается до 10. Улыбка делается один раз, но в течение дня желательно повторить (оптимальное число – 8 раз за сутки).
  • «Ветерок». Рот слегка приоткрыть, чуть прикусить язык губами и как можно сильнее подуть. Такое упражнение также повторяется несколько раз за день, общая продолжительность должна быть примерно 3 минуты.

Родителям следует самостоятельно поработать перед зеркалом, наблюдая за собственной мимикой, и только после этого показывать пример ребенку.

  • «Цоканье». Ребенок имитирует цокот лошади. Важно при этом следить, чтобы нижняя челюсть оставалась полностью неподвижной. Темп выполнения следует постепенно ускорять, якобы лошадь начинает бежать быстрее. Далее – вносится еще одно изменение, цокать надо тише, словно лошадь идет очень тихо, крадучись.
  • «Вкусности». Малышу дается установка представить, что он облизывает нечто сладкое, вкусное (например, шоколадную пасту). Для этого необходимо вращать языком по кругу, облизывая губы. Выполняется по 1 минуте в сутки.
  • «Трубочка». Простое и веселое упражнение, которое придется по нраву самым маленьким. Губы складываются в трубочку, для этого следует вытянуть их максимально вперед.
  • «Длинный язык». Ребенок высовывает свой язык на максимальное расстояние. Можно предложить попробовать дотянуться языком до носа, подбородка.
  • «Звук [ы]». Кончик языка находится в глубине рта, спинка поднята к небу. В таком положении следует протянуть звук «ы», стараясь, чтобы он звучал как можно четче.

Подобный комплекс лучше сочетать с развитием мелкой моторики, это станет отличным способом развития речи, а также интеллектуального потенциала ребенка. Эти упражнения нравятся детям, не вызывают особых сложностей и выполняются с удовольствием.

Для наилучшего результата тренировки следует сочетать с артикуляционной гимнастикой, которая укрепит губную и язычную мускулатуру.

Постановка верного произношения

Чтобы научиться говорить твердый [л] правильно, следует работать над произношением каждый день. Занятие лучше всего начинать с разминки.

  1. Широко улыбнуться, показав зубы, далее кончиком языка надавить на передние зубы (можно сказать ребенку, что он словно нажимает на кнопку звонка), далее начать гудеть. Сначала звук будет получаться мягким, со временем малыш научится произносить твердое Л верно.
  2. Следующее упражнение направлено на смягчение звука. Необходимо улыбнуться, стараясь максимально показать зубы. Затем аккуратно прикусить зубами кончик языка. Теперь следует начать дышать ртом (словно пес, которому очень жарко). Чтобы избежать дыхания через нос, его можно на время зажать. Погудев с зажатым зубами языком, словно паровоз, необходимо сделать небольшую паузу, поместив язык на нижнюю губу и проговаривая звук [а]. Когда ребенок выучит этот несложный способ, можно разучить с ним песенку «ла-ла-ла».
  3. Следующий шаг – многократное произнесение слогов: ЛА-ЛО-ЛУ и так далее. Это поможет ребенку закрепить произнесение звука и не делать ошибок в его дальнейшем использовании.

После того, как все слоги малыш научился выговаривать четко, а звук [л] в его воспроизведении звучит верно, необходимо приступать к более сложному заданию – произнесению целых слов. Важно выбрать такие из них, которые содержат букву Л: сало, лампа, ложка, алоэ, пила, лошадь.

Если ребенок испытывает трудности с выговариванием, начать необходимо с межзубного произношения, а затем переходить к воспроизведению звука, держа язык за зубами. Мы учим ребенка тому, что пригодится ему в дальнейшей жизни, поэтому спешить нельзя.

Профессиональная помощь

Если после ряда занятий улучшение не наблюдается, обязательно необходимо посетить профессионального логопеда, который выявит проблему, вызвавшую затруднение, и предложит рекомендации по ее решению.

Также визит к специалисту обязателен в следующих случаях:

  • если один из членов семьи испытывает проблемы с дикцией и невольно подает ребенку плохой пример;
  • когда русский язык не является родным для семьи или дома разговаривают на разных языках либо с акцентом.

Узнав о проблеме и приступив к ее решению своевременно, можно помочь ребенку обрести правильную четкую речь и избавить его от множества проблем в дальнейшей жизни.

В этой стать речь пойдёт о том, как научить малыша выговаривать букву л. Всё не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Проблема может заключаться в том, что малыш просто не понимает, какую артикуляционную позу должен принять . Он может начать капризничать и с криками "Я не выговариваю букву л!" просто сбежать от вас в другую комнату.

Не нужно критиковать и указывать на недостатки речи вашего малыша. Найдите приятные стороны, доступным языком для него укажите на последствия такого произношения. Детки с радостью воспримут такой подход и быстро научаться правильно говорить.

Для начала вам нужно разобраться в том, какие конкретно ошибки делает малыш и что за причины стоят за такими промахами:

Логопедические игры на постановку звука л

Такие игры не только способствуют правильному произношению звуков, но тренируют память и мышление , что очень важно в становлении будущего члена общества.

Как научиться выговаривать букву л ребёнку старшего возраста?

Когда неправильное произношение уже сформировано , дела обстоят куда хуже. Вам непросто нужно переучить малыша, нужно ещё довольно длительное время следить за тем, чтобы ребёнок не путал правильное и неправильное произношение звука л.

Но причиной неправильного звукопроизношения может стать не только невнимательность родителей или лень ребёнка, но и серьёзные проблемы речевого аппарата. Так что перед тем как самостоятельно учить говорить букву л, необходимо показать малыша ряду специалистов. К ним относятся:

  • детский психолог;
  • логопед;
  • педиатр.

Если же специалисты не выявили проблем, то причиной неправильного произношения звуков является педагогическая запущенность . Как научить ребёнка выговаривать букву л? Над этим стоит работать и не пускать всё на самотёк. Малыш должен почувствовать вашу поддержку. Вы должны дать ребёнку уверенность в том, что вы рядом и поможете любую минуту. Вместе с тем регулярные занятия с чадом принесут море удовольствия как вам, так и ребёнку. Дети быстрее научатся именно со счастливыми и заботливыми родителями.

Неотъемлемой частью процесса постановки звуков является дыхательная гимнастика. Не стоит пренебрегать этими простыми, но эффективными упражнениями. Вы можете придумать абсолютно любую фантастическую историю или создать игровую обстановку чтобы ребёнку было интереснее выполнять дыхательные упражнения. С их помощью малыш учится контролировать струю воздуха,учится правильной артикуляции языка и губ. Играя, можно и нужно учить, стоит только набраться терпения, и за работу!

Картавость и шепелявость у детей часто становятся причинами бессонных ночей их родителей. Как научить ребенка говорить букву р и л? Нормально ли, что он их не выговаривает? А если это что-то серьезное?

Во-первых, сразу проясните для себя: до шести лет дефекты речи - нормальное явление. Ребенок может не выговаривать определенные буквы алфавита (как правило, это пресловутые р и л), коверкать слова, неправильно их применять. Это нормально, малыш учится.


А вот после шести это уже определенно проблема. Если у вашего чада уже школа на носу, а звуки речи все еще не поддаются, пора отвести его к врачу. Без консультаций медиков не обойтись, даже если вы считаете, что способны решить детские проблемы самостоятельно. Врач в первую очередь определит, с чем связаны речевые дефекты и назначит лечение.


Проблемы с правильным произношением звуков у детей бывают психологического и биологического характера.

Первые - это когда малыш не может произнести тот или иной звук из-за собственной психики. Например (и это самый распространенный случай), родители все детство сюсюкали и агукали с ребенком, проглатывая и коверкая слова. В итоге, малыш считает, что такое произношение правильное, что в результате отражается на речи. Проблема может быть также связана с тем, что ребенок либо не знает механизм, в результате которого образуется звук, либо просто не хочет его произносить.


Вторые - это биологические особенности ротовой полости малыша. Иногда для того, чтобы ребенок смог произнести буквы, достаточно «подрезать» уздечку языка.


Если проблема психологическая, лучше обратиться за лечением к логопеду. Он не только будет проводить тренировки с малышом, но и подскажет родителям, как научить ребенка говорить букву р и л в домашних условиях.


Чаще всего логопеды, отвечая на вопрос, как научить ребенка говорить букву р и л, рекомендуют: «Произносите скороговорки, стишки и делайте гимнастику для рта».


Скороговорки

Набор небольших речевок, стишков и скороговорок - это один из основных элементов методики.
В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы». Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»:

«Рыба, рыжик, рысь, рыбак,

Радуга, ракета, рак.
Нет, не рак.
Тогда ромашка,
Рыболов, ружье, рубашка,
Может рама или ручка?
Нет. Сдаетесь? Это Жучка!
Под столом она сидит и рычит»

или «л»:

«Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!»

или

«Посадил дед лук, отрастил лук чуб,

Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука:
Слезы капают у внука!»

Забавные упражнения

Одним из элементов обучения является выполнение детьми простых упражнений на тренировку звуков р и л.
«Львенок». Попросите ребенка озвучить, как рычит лев. Пусть это будет громко и продолжительно.
«Распевка». Пусть малыш представит, что он распевается перед выступлением, и пропоет громко «Ла-ле-ло-ли-ле-ла-лу». Повторите примерно 5-7 раз.

Гимнастика

Иногда дети просто не знают, каким должно быть положение губ и языка, чтобы звуки р и л получились. Гимнастика помогает разобраться в этом, а также тренирует мышцы языка.

Вот несколько упражнений:


«Змея». Расположите язык между зубами, рот приоткройте и выдыхайте через него воздух.


«Зубастик». Приоткройте рот и проводите языком по задней стенке верхнего ряда зубов влево-вправо.


«Дразнилка». Приоткройте рот, высуньте язык и двигайте им вверх-вниз и из стороны в сторону.


Нижняя челюсть и голова при выполнении упражнений не должны двигаться.


И самое главное: в любой методике, связанной с тем, как научить ребенка говорить букву р и л, важны систематические занятия. Только постоянные усилия способны увенчаться успехом.

анонимно , Женщина, 15 лет

Мне идёт 15 год, я никак не могу выговорить букву л. Обращались к логопеду, не помогает. Обращались к другому, - тоже. С мягкой л всё в порядке. Например, когда говорю слово "золотой", то у меня получается нормально сказать с нормальной буквой л, как и у всех. Скажите пожалуйста, что мне делать?

Добрый день. Это совсем небольшая поблема. ВЫ сами можете легко научиться говорить правильно.Для этого нужно только Ваше внимание и правильная артикуляция.Для начала зажмите зубами кончик языка и произносите звук "л".Это первое упражнение. Затем попробуйте прейти к слогам:ла,ло,лу,лы.Далее перейдите к словам лавка,лак,лодка и др. Потом подберите слова со звуком "л" в конце слова.И наконец подберите слова,где"л" будет в середине слова. Думаю,что к этому времени Вы уже поймете и запомните,как держать язык.Вскоре не нужно будет прикусывать кончик языка,чтобы правильно звучал звук и язык сам займет свое положение за зубами.Вот и все.Пробуйте!

Консультация врача-логопеда на тему «Не выговариваю твёрдую букву Л» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Опыт работы более 25 лет.

Работа с детьми, имеющими различные речевые диагнозы: нарушение фонетической стороны речи, нарушение произношения отдельных звуков, тяжелые речевые нарушения, общее недоразвитие речи трех уровней, моторная алалия, заикание, дисграфия.
В работе использует логоритмику, элементы кинезиологии. Большое внимание уделяет развитию мелкой моторики у детей для более эффективной работы над звукопроизношением. На консультациях с родителями объясняет взаимосвязь между развитием речи работой над тонкой моторикой рук.

Консультации по теме:

  • Раннее речевое развитие (до 3-х лет)
  • Развитие речи детей дошкольного возраста
  • Младший школьник плохо говорит
  • Ребенок не говорит
  • Правильно ли говорит ребенок?
  • Возможные отклонения в развитии речи ребенка
  • Учим детей общаться
  • Разговариваем с ребенком с первых дней
  • Этапы довербального и начального вербального развития речи ребенка
  • Первые звуки,первые слова
  • Если ребенок плохо говорит,нужен ли ему речевой сад?
  • Подготовительные упражнения для постановки звуков.Артикуляционная гимнастика
  • Консультации по постановке и автоматизации звуков
  • Речевой материал по для автоматизации звуков
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...