Кизомба история. Что такое кизомба? Стили кизомбы, направления и описание

1. Слушайте музыку кизомбы не только на занятиях и танцполе.

Слушайте кизомбу в машине, на работе, в душе… Чем больше песен вы знаете, тем легче будет сделать ваш танец более музыкальным. Вы начнете улавливать основные закономерности песен, максимумы и минимумы, голоса, изменения ритма, мелодию и т.д. Зная то, что произойдет в песне, вы сможете продумать движения вашего танца на несколько шагов вперед и творчески выразить изменения в музыке.

2. Практика, практика, практика.

Практикуйтесь с партнером, если он у вас есть или в одиночестве. Танцуйте ваши любимые мелодии, запоминайте акценты, обыгрывайте паузы, ритм, голос и т.д. Это поможет вам интуитивно чувствовать музыку на танцполе и сделает ваш танец совершенным.

3. Используйте вступления и окончания в музыке.

Не пропускайте их! В кизомбе всегда есть вступления, которые могут варьироваться от 16 до 32 счетов. Такие заставки обычно спокойные и мягкие. Это очень важное время в музыке, потому что вы задаете тон для остальной части песни, а также создаете ощущение комфорта и доверия для вашего партнера! То же самое относится к концу песни - оно призывает вас замедлиться и мягко следовать мелодии до самой последней ноты!

4. Когда нет басов, оставайтесь на месте!

Во многих мелодиях кизомбы басы, в какое-то мгновение, могут пропадать на несколько счетов, остаются лишь голоса или тихие звуки. В это время не стоит продолжать энергичные движения, лучше замедлиться и наслаждаться тишиной этой части песни и присутствием своего партнера. Никуда не нужно спешить, пусть весь мир исчезнет, есть только вы и ваш партнер. Если вы почувствуете это, то такие моменты станут приносить вам много удовольствия.

5. «Поиграйте» с комбинациями медленных и быстрых шагов. Не следует танцевать всю мелодию в одном быстром темпе.

Обращайте внимание на чувства в песни, которую вы танцуете. Если песня медленная и мелодичная, не надо делать что-то резкое и быстрое. Будьте спокойными, плавными и наслаждайтесь каждым шагом!

Есть много различных простых движений которыми можно подчеркнуть музыку.

Не торопитесь, мы ведь не опаздываем, это сделает ваш танец более расслабленным, спокойным и намного более приятным!

6. Учитесь определять вид музыки, которую слышите

Когда вы начали танцевать кизомбу, вы, наверное, стали слышать много разных слов, всплывающих тут и там: кизомба, семба, тарашинья, зук, французский карибский зук, бразильский зук, ламбада, афро хаус, кудуро и т.д..

Поначалу, всё кажется очень запутанным и совершенно не понятно как эти понятия связаны друг с другом. Продолжайте ходить на занятия, семинары, учиться у разных преподавателей и вы разберётесь с этим.

Со временем вы сможете открыть для себя богатую историю и культуру кизомбы. Для начала, поставьте себе цель научиться отличать сембу от традиционной кизомбы, зука или тарашиньи, чтобы быть в состоянии изменить свой танец и настроение в соответствии с каждым направлением.

Имейте в виду, эти типы музыки не так сильно отличаются, как черное и белое. Каждая песня будет иметь свою собственную атмосферу и энергетику. Некоторые мелодии достаточно сложно классифицировать.

7. Найдите баланс между «слишком предсказуемым» и «судорожно неистовым»

Кизомба — это спокойный, ровный, чувственный танец. Желание сделать свой танец приятным и не слишком предсказуемым вполне понятно, однако не стоит зацикливаться на трюках и синкопированных шагах мировых профессионалов кизомбы.

Мы все смотрим и восхищаемся видео роликами выступлений на YouTube, но все меняется, когда мы выходим на танцпол. Лучше использовать движения, которые вы хорошо знаете и немного синкопированных шагов, но так, чтобы они ложились на музыку.

Будьте уверены, это смотрится гораздо музыкальнее, чем судорожные попытки сделать что-то сложное, но по вашему мнению эффектное. Прежде чем сделать более продвинутый шаг или синкопы, пожалуйста, обратите внимание на уровень квалификации девушки, с которой танцуете.

Подумайте, стоит ли рисковать, нарушая ее расслабленное состояние. Может лучше отказаться от «крутых» поддержек и фигур и просто танцевать?

Помните, переносит нас в особое состояние между бодрствованием и сном, и наша задача сохранить это ощущение от начала и до конца танца.

По материалам www.ilovelatinmusic.com

В середине прошлого века выражение «kizombadas» не имело ничего общего с танцами или музыкой и служило обозначением большой шумной вечеринки. В Анголе в то время на пике популярности были этнические танцы, в особенности карнавальные.

Один их них, зажигательная семба додзе, вскоре вышла за границы страны, но в своем путешествии по миру новый музыкальный стиль постепенно преображался. Аутентичное звучание национальных инструментов заменялось на более мягкое и в конце концов превратилось в романтическую чувственную мелодию кизомбы. Cлово «кизомба» первым употребил барабанщик группы «S.O.S». В некоторых случаях, неискушенным слушателям может показаться, что кизомба и зук почти одинаковы. Но различие есть – музыкальное сопровождение танца в стиле зук звучит, в основном, на французском, а кизомба на португальском. Сегодня кизомба – один из наиболее распространенных новых танцев в мире. Его изучают во множестве школ, он привлекает своей энергичностью и в то же время простотой. Кизомба – это музыка тела, танец , движения которого вам подсказывает сама музыка. Хорошие преподаватели кизомбы не только смогут научить вас танцевать – они снимут с вас все социальные зажимы, помогут раскрепоститься и почувствовать своё тело. Это прекрасный танец для всех, кто хочет дать волю своей внутренней энергии и не хочет заниматься слишком уж закостенелыми и академичными видами. Кизомба даст вам по-новому прочувствовать и себя и своего партнера.

Характерной чертой классической кизомбы является медленный, «тягучий», прямой бит, который в современной музыке формируется за счет электронных инструментов. Музыкальный размер кизомбы 4/4. Как правило, в кизмобе каждые четыре такта (16 битов) начинается новая музыкальная тема. Основной и самой сложной задачей для танцующих является “ведение и следование”. Для тех, кто танцует сальсу, при изучении кизомбы поначалу может показаться необычным ведение потому, что здесь оно идет от грудной клетки и отличается от привычного ведения в сальсе. Кизомба танцуется только в паре. По этому необходимыми умениями являются чувство ритма и взаимодействие в паре. Tarraxinha (тарашинья) - это часть кизомбы, которая включает в себя искусство танцевать музыку практически не двигаясь по площадке. Это, та самая интересная часть в танце, во время которой мужчина управляет телом партнерши так, что она начинает делать различные волны, акценты, движения бедрами. Проще говоря, это самая сексуальная часть танца. Таррашинью часто используют в танце кизомба для того, чтобы обыграть музыкальные акценты.

В первую очередь не стоит забывать о том, что танец кизомба – это уличный танец. В Анголе, Португалии и Бразилии его танцуют на улицах довольно часто. Стоит взглянуть на это один раз, и вы влюбитесь в этот ритм на всю жизнь. Кизомба – это, в первую очередь, парный танец, поэтому танцевать его можно исключительно с партнером. Танец кизомба различен по стилистическому направлению для мужчин и женщин. Но наибольший интерес представляет именно женская партия.

Кизомба - современный городской танцевальный стиль и жанр музыки.

Является собой смесь таких известных танцев, как традиционная ангольская семба и карибский зук. Характеризуется высоким уровнем чувственности и романтичности.

История возникновения танца кизомба

Впервые о танцевальном стиле стало известно в начале 80-х годов прошлого века на территории Анголы. Его формированию поспособствовали популярные в тот период времени семба и меренге. Но основное отличие от этих танцев заключается в более медленном ритме.

Сразу после своего формирования танцевальный стиль обрел большую популярность и распространился на страны Европы и Азии. Естественно, жители этих регионов модернизировали танец, и он стал немного отличаться от первичного варианта. При этом африканские жители не признают модернизованную версию танца и остаются верны первоначальному виду кизомбы.

Разновидности кизомбы

На сегодняшний день кизомба разделяется на несколько следующих стилей:

  1. Пассада - первичный вид танца, многим напоминающий смесь сембы и зука.
  2. Таррашинья - разновидность танца, особенность которого заключается в выполнении движений, практически не двигаясь по площадке. В этом стиле мужчина полностью управляет телом своей партнерши, заставляя её делать разнообразные волны, изгибы, плавно покачивать бедрами. Этот стиль считается наиболее сексуальным.
  3. Куадринья - между мужчиной и женщиной ведется танцевальная борьба, в ходе которой только один из них станет победителем.
  4. Вентоинья .

Особенности исполнения кизомбы: танец и базовые шаги

Данный танцевальный стиль включает в себя следующие базовые шаги:

  1. Single step . Относится к наиболее лёгким. Каждый счет мужчина сопровождает шагом, сначала с левой ноги, а затем с правой (напоминает «марш»), осуществляется простой перенос веса. Партнерша выполняет аналогичные движения, но начало танца, выполняется с правой ноги. Шаг может использоваться как на месте, так и во время движения.
  2. Side-To-Side Step . Мужчина делает шагающее движение в сторону, левой ногой, после чего приставляется вторая нога, но перенос на неё веса - отсутствует. Затем такие же действия выполняются с правой ногой, теперь приставляется левая. Партнерша выполняет те же движений, но в «зеркальном» виде.
  3. Step on . Партнер двигается в сторону левой ногой, после чего приставляет другая нога и переносит на неё вес, после чего снова выполняется движение левой ногой, но вес на неё не переносится. Партнерша выполняет аналогичные движения, но шагать начинает с другой ноги.

Обучение танцу кизомба: техника

Особенность танцевального стиля заключается в том, что танцоры двигаются медленно и плавно, тесно прикасаясь, друг к другу. Одна из рук партнера располагается на спине партнерши, она, в свою очередь, помещает одну из рук на шею партнера. Во время выполнения базовых шагов можно выполнять различные движения корпусом, к примеру, волну.

Количество поддержек в танце сводится к минимуму, но много внимания уделяется обыгрыванию музыки и пластике корпуса танцовщицы.

Занятие танцем кизомба в школе танцев

Кизомба - это танцевальный стиль, способствующий сближению партнеров.



Танец с интересным название «Кизомба» - что это такое? Танец, который обязательно танцуется в паре, имеет африканские корни, называется кизомбой. С каждым днем танец набирает все большую популярность, ведь он очень сочетает в себе красоту, страсть, романтику. Кизомба является парным современным танцем, имеющим африканские корни. Танец быстро набирает популярность, находит все большее количество поклонников по всему миру. Исполняют кизомбу только в паре. К отличительным чертам танца относят: - близкий контакт; - движения – плавные, медленные, страстные, пластичные. Красивый танец для всех тек, кто желает передать свои чувства, энергию. Происхождения танца. Название «Кизомбо» произошло от выражения «кизомбадас (kizombadas)». Изначально фразу ничего не связывало с танцами и переводилось как «большая громкая вечеринка» в африканской Анголе. В то время (70-80-е года 20 столетия) в стране были весьма популярны национальные танцевальные направления, особенно карнавальные танцы. Один из таких танцев очень быстро распространился за пределы Анголы по разным уголкам мира, постепенно модифицируясь и преображаясь, меняя свой стиль, назывался он «семба додзе». Специфические звуки национальных мелодий Анголы менялись на более романтичные и приятные мотивы и, в конце концов, превратились в красивые композиции кизомбы. Впервые название «кизомба» употребил барабанщик группы «S.O.S». Переходя от страны к стране кизомба внимала в себя что-то уникальное, находила отражение в творчестве многих музыкальных коллективов. Судьба танца сложилась следующим образом – до моменты проникновения в Европу, танец прошел много трансформаций, а поэтому сочетает в себе смесь нескольких танцев. В португалоговорящих странах кизомба начала свой путь, а затем уже танец распространился по Европе. Как и большое количество других музыкальных и танцевальных направлений, кизомба в Европе достаточно длительное время существовала только на вечеринках мигрантов, приехавших в Европу по разным причинам – кто-то учиться, кто-то в поисках лучшего места жительства. Однако, красивый, чувственный танец стал распространяться и с формата домашней вечеринки перерос в целое популярное танцевальное направление. Танец стал настолько популярен, что в 2009 году, в Польской Варшаве проводился первый чемпионат по кизомбе, где самые лучшие дуэты схлестнулись в битве за победу. Интересным фактом является и то, что Ангола была раньше португальской, с национальным языком – португальским. Соответственно, большое количество музыкальных композиций кизомбы было на португальском языке. Именно фактор языка оказал непосредственное влияние на распространение танца в Португалии. Разновидности кизомбы Исследователи выделяют разные стили кизомбы, попробуем немного подробней с ними ознакомиться. Ø Кизомба в классическом исполнении, сочетающая в себе работу таза, корпуса и таза партнеров, называется Пасадой (Passada). Распространен на Кабо-Верде. Ø Медленный стиль, с достаточно близкими контактами танцующих, минимальным количеством передвижений, называется Таррашиньей (Tarraxinha). Ø Стиль который скрывает движения бедер, с достаточно широкими шагами, называется Куадриньей (Quadrinha). Ø И, наконец, стиль, в котором нет танцевальных элементов, исполняющихся на высоких скоростях, называют Вентоиньей (Ventoinha). Ангольцы же признают только свой, самый первый вариант танца. Отличительные особенности танца. Кизомбу исполняют на улицах Анголы, Португалии, Бразилии, Португалии. Многие люди сходятся во мнении - если, хоть один раз взглянуть на танец вживую, каждый человек влюбится в эти ритмы и запомнит композицию на всю жизнь. Итак, рассмотрим основные моменты, которые делают танец таким прекрасным и страстным. 1. Тесные контакты партнеров. 2. Главные акцент – в ногах и бедрах, так как в кизомбе большое количество уникальных, красивых движений делается именно этими частями тела – поворот, закидывание ноги. Переступание. 3. Положение, куда направлена ступня – означает направление движения. 4. Движения бердами необходимо осуществлять с достаточно большими амплитудами 5. Руки партнеров размещаются таким образом: левая рука девушки – шея юноши, правая рука юноши располагается на талии девушки. Еще один интересный факт – некоторые предпочитают танцевать с закрытыми глазами, так как слишком близкий контакт, иногда, не дает возможность направлять взгляд на друг друга. Танец кизомба является обменом энергией и чувствами между партнерами, а поэтому, как еще одну особенность можно выделить состояние некого «транса», в котором находятся партнеры во время исполнения. Женщина – главное украшение кизомбы Когда мы наблюдаем за парой, танцующей кизомбой, конечно же, все обращают внимание на девушку, на ее движения и женственность. Можно привести такое сравнение: партнер является художником, который задает общий тон картины, ее суть, характер, партнерша является красками, цветами, которые будут делать картину яркой и неповторимой. Для достижения такого результата, когда картина красочная, яркая и красивая, девушка должна прилагать большое количество усилий и совершенствовать технику своего танца, как принято говорить, совершенствовать женский стиль. При подготовке к танцевальной композиции, девушка должна выполнять ряд упражнений для развития группы мышц, которые задействованы в танце и, которые очень часто находятся не на должном уровне. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно в танце необходимо: - работать над поясничными мышцами; - работать на движением бедер и колен; - для некоторых стилей кизомбы, например таррашинья, партнерша должна уметь расслаблять берда, так как партнер задает ритм, по которому буду двигаться бедра девушки; а, если девушка не владеет такой техникой, достичь гармонии в танце будет очень сложно. Необходимо отметить, что тренировки, которые осуществляет девушка при подготовке к танцу, помогут ей не только совершенствовать технику танца, но и будут способствовать таким положительным результатам: 1. Ноги и живот – похудеют и станут спортивными и подтянутыми. 2. Происходит стимуляция гормонального фона. 3. Нормализуется вес. Об обуви и одежде при исполнения кизомбы Какая обувь лучше: - девушкам – босоножки, обязательно удобные и комфортные; каблук – не выше семи сантиметров. - парням– отдается предпочтение кедам, либо туфлям (со шнурками). Лучше всего подойдет обувь, конечно же по размеру, а также, чтобы она была с тонкой кожаной подошвой. Одежда должна не стеснять движений партнеров. - для девушки – юбки, платья, лосины; - для парней - брюки, со свободным покроем. Частые ошибки, совершаемые во время танца Как уже не раз упоминалось в статье, кизомба – очень чувственный и уникальный танец. Для того, чтобы передать все чувства, эмоции и стилистические особенности, нужно стремиться к недопущению подобного рода. 1. Нельзя доводить шаги до механизма, они должны идти от души. Необходимо проникнуться музыкальной композицией, ритмами. Изюминка кизомбы – это не заученные движения «робота», а как бы живое «общение» тел. Чем лучше партнеры чувствуют друг друга, тем лучше. 2. При исполнении танца, партнерам нельзя допускать касание бедер. В тесном контакте находятся только верхние части тела. 3. При исполнении танца необходимо обращать внимание на то, где расположены руки партнеров. Выше уже говорилось о положении, рук, напомним - левая рука девушки – шея юноши, правая рука юноши располагается на талии девушки. 4. При исполнении танца не должно быть натянутых мышц, резких или скованных движений. Танец должен исполняться мягко, на мягких ногах. 5. В неподвижном положении должны быть верхняя часть тела. Тела обоих партнеров замирают в объятиях, а нижняя часть тела (бедра, ноги) – с одной стороны активно, а с другой плавно двигаются. Подведем итоги Кизомба – это целый чувственный мир, в который погружает танцующая пара всех окружающих. Для совершенствования мастерства, необходимы упорные тренировки, а также нужно просто полюбить танец и проникнуться в него всей душой.

Замечательный дуэт кизомберо исполняют постановочный номер кизомбы.

Мастер-класс по применению в кизомбе

Ди-джей Versus даёт мастер-класс по применению в кизомбе других стилей танца. Оказывается, в социальных танцах пластика и движения, скажм, хип-хопа, идут только на пользу.

Итальянский кизомберо Versus

Итальянский кизомберо Versus показывает как нужно танцевать кизомбу сеншуал, мастерски управляя телом девушки.

Романтический номер кизомбы

Романтический номер кизомбы, который таит в себе целую историю отношений. На видео – Андрей Жулид и Рита Равадо.

Кизомба под поппури

Кизомба под поппури известных треков в исполнении Фелисьена и Изабеллы.

В этом танце не репетируют номера заранее

Только кизомба соединяет в себе показную простоту и поразительные ощущения внутри пары. Мало кто знает, что в этом танце не репетируют номера заранее, а выдумывают на ходу, показывая девушке своё ощущение музыки. Кизомба в ночном Стокгольме.

Сара Лопез танцует с разными партнёрами

Номер кизомбы, в котором Сара Лопез танцует с разными партнёрами, а те, в свою очередь, пытаются удивить её своей импровизацией. Не обходится и без казусов.

Французский стиль кизомбы

Французский стиль кизомбы, который ещё называют урбан-кизз – воплощение того, насколько кизомба может быть разной в различных своих ипостасях. В отличие от стиля сеншуал, здесь настолько чёткий бит и акценты, что тело само двигается под них. Танец исполняют Альбир и Сара.

Ангольский социальный танец кизомба

Ангольский социальный танец кизомба, который просто создан для того, чтобы выражать свои чувства к девушке, не сходя с танцпола. В этом видео Альбир и Сара показывают, как умело можно обыгрывать музыку.

В кизомбе танцующие не репетируют танец

В кизомбе танцующие не репетируют танец, а творят его на ходу, воплощая музыку в движение. На видео Энах и Каролина в чувственной кизомбе.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...