Как готовиться к разминке. Как попасть в КВН: необходимые умения, советы и рекомендации Квн подготовка

Если на уроках в классах отсутствует половина учеников, а та, что осталась, теряет всю работоспособность, если в каждом уголке школьного коридора поют, танцуют, декламируют, а очередь репетиций на сцене актового зала расписана на два дня вперед, если классные руководители «тихо» сходят с ума в поисках смешных фраз и фонограмм, т. е., если вся школа «стоит на ушах», знайте, начались игры КВН!
Не одна игра, а игры. Ведь соревноваться в остроумии и находчивости, почувствовать себя «Утомленными солнцем» или «Не золотой молодежью» хотят все без исключения.

Разминка считается очень сложным конкурсом. Ведь именно в нем проявляется находчивость, умение найти смешной ответ, интересную игру слов всего за тридцать секунд. В разминку, как правило, играют два - три человека в команде, наиболее веселые игроки, умеющие находить нестандартные ответы.

Мы начинаем «КВН»!

Да, КВН стал всенародным. К тому же, это самая развивающая игровая форма школьных воспитательных мероприятий, как бы ни звучала сухо фраза по отношению к КВН. В нем собрано все: интеллект и логика, мораль и нравственность, музыкальность и артистизм, умение общаться и быть индивидуальностью. Все, что мы развиваем у ребят в школе. КВН - это творчество отдельных личностей в коллективе на благо всех, во имя общего дела: улыбкой, хорошей доброй шуткой сделать нашу сложную жизнь ярче, насыщенней, интереснее. Не буду дальше ратовать за обязательное проведение этой игры в стенах любой школы. Просто тем, кто заинтересован в создании команды КВН школы или в проведении внутри школьного первенства, постараюсь ответить на некоторые вопросы, могущие возникнуть во время подготовки. Думаю, что имею на это право, хотя раздавать советы - самое неблагодарное занятие в КВН! На протяжении нескольких лет сама являюсь руководителем, сценаристом и режиссером ученической команды КВН «Своя игра», через которую прошло уже не одно поколение подростков. Команда неоднократно побеждала в школьных городских первенствах, играла на равных и со студентами.

Вопросы и ответы

Итак, вопрос первый : с какого класса лучше начинать играть в КВН?
Оптимальный возраст начала - шестой класс. Ребята становятся более самостоятельными, а классные коллективы сформированными.

Вопрос второй: как организовать игры КВН в школе, т. е. проведение школьного чемпионата?
Игры лучше проводить по возрастным параллелям, например, среди шестых классов, восьмых классов и т. д. Зачастую объединяются в одну команду старшие классы: десятиклассники играют против выпускников. Это захватывающее зрелище!
Не забудьте, что приблизительная дата игр должна быть известна классным руководителям заранее, даже с сентября. Ведь подбор материла, поиск фонограмм - дело не одного дня.

Вопрос третий: где взять тематику КВН и какие задания включить?
Темы и задания раздаются заранее. Разработать их лучше вместе с учащимися на совете актива школы. Но если есть проблемы в данном вопросе, ниже приведены возможные варианты тем и заданий к ним.
Помните, названия тем должны отражать школьную жизнь! Не берите слишком глобальные проблемы и, в то же время, не играйте в узких предметных рамках. Зачастую среди классов проводятся математические, экологические, литературные и прочие КВН, напоминающие больше викторины и состязания классов по предметам. Но это не настоящие игры КВН!
Задания варьируются, включают приветствие, разминку, домашнее задание. Это нормальный набор для школьных игр. Кроме этого в КВН есть еще и музыкальный конкурс, и конкурс капитанов, и СТЭМ, а домашнее задание может иметь музыкальную форму.
Разумеется, если это младшие классы, то можно ограничиться традиционным приветствием и разминкой или домашним заданием. Классам постарше можно предложить конкурс капитанов.
Каждое задание обязательно ограничьте во времени!
Оптимальная продолжительность приветствия четыре минуты и десять минут домашнего задания. Прибавьте по полминуты на выход, уход, аплодисменты. За выход из лимита времени накладывается штраф. В разминке определите количество и вид вопросов. Их должно быть не более двух, а по форме - это либо традиционные, либо музыкальные, либо художественные вопросы.

Вопрос четвертый: каковы критерии отбора материала, выступлений? То есть, как определиться с содержанием?
Помните, главная цель школьного КВН - приобщение подростков к прекрасному, выработка стиля интеллектуального эстетически подкованного оптимиста! Поэтому в школьных играх поощряются шутки на темы школы, семьи, досуга ребят, их занятий, молодежной моды, общения, т. е. круга интересов подростков!
Никогда в КВН любого уровня неприемлемы шутки на тему наркотиков, алкоголя, секса. На консультациях по подготовке к играм именно с этого вопроса надо начинать разговор с юными «квнщиками».

Вопрос пятый: где брать шутки для составления программ?
На этот вопрос ответить труднее всего!
Ищите смешное вокруг себя: на уроках, в работах детей, в школьных коридорах, буфете, транспорте. Шутка может быть словесной, музыкальной или мимической. Главное, чтобы она была... своей! Никогда не берите избитые анекдоты, шутки, прозвучавшие у знаменитых команд. Хотя, если игры проводятся в стенах школы, то это вполне приемлемо, но в меру. Однако если вы выходите со школьной командой на более высокий уровень, постарайтесь найти свой стиль, свой юмор, свои неповторимые идеи и шутки!

Вопрос шестой: как оценивать выступление команд?
Сама никогда не судила никакие игры, хотя мои опытные «квнщики» это делают с удовольствием. Оцениваются прежде всего количество и качество
шуток, насколько они смешны, интересны, оригинальны по замыслу, как их принимает зал. Немаловажны целостность выступления, сбалансированность музыкальными, танцевальными отрывками, качество подготовки, умение держаться на сцене, владеть залом и ситуацией, одним словом, артистизм. Конечно же, команда должна иметь свое «лицо»: стиль в костюмах, подаче содержания и так далее, которым она отличается от других.
В судействе лучше придерживаться родной ученикам пятибалльной системы.

Вопрос седьмой: сколько человек должно быть в команде?
Число не ограничено, но оптимальный вариант - от пяти до восьми человек основного состава, и еще ребята, умеющие петь или танцевать. Хотя основная нагрузка ложится, как правило, на двоих - троих самых артистичных членов команд. Не забудьте о капитане команды, которым должен стать авторитетный игрок.

Если смотреть игры КВН по телевизору, то может показаться, что команды готовятся к выступлению весело, просто, а главное — быстро. Но на самом деле это не так. Сегодня вы узнаете все, что происходит за кулисами Высшей лиги КВН и как проходит подготовка к играм главной лиги Международного союза КВН. Итак, поехали.

Среднестатистическая иногородняя команда приезжает в Москву за две недели до игры. В качестве временного пристанища КВНщики чаще всего выбирают квартиры, и лишь в редком случае — гостиницы. В квартире команды живут, питаются и пишут шутки, которые в будущем мы увидим по телевизору.

Штурм – это обычный способ создания шуток в КВН. Каждый участник команды накидывает идеи, шутки, а потом все вместе или придают им окончательный вид, или забывают навсегда. «Штурмы» проводятся каждый день, по несколько часов. Команда просыпается, завтракает и почти сразу приступает к штурму. Этот процесс может занять целый день, буквально с 10 утра до 2 часов ночи, конечно, с перерывами на приемы пищи, иногда на прогулки.

За пять дней до игры начинается «горячее» время для КВНщиков – редакторские просмотры. Авторская группа команд в эти дни спит по 2-3 часа, чаще всего ребята вообще не отдыхают. Мало времени на сон остается и у актеров: написанный материал нужно срочно отрепетировать, чтобы уже на следующий день показать его на редактуре. За качеством придуманных шуток следят матёрые редакторы Высшей лиги КВН Дмитрий Шпеньков (чемпион Высшей лиги-2007 в составе команды «Обычные люди») и Дмитрий Колчин (чемпион Высшей лиги-2011 в составе команды КВН «СОК»). Первые два дня команды показываются редакторам в репетиционных залах московского молодежного центра «Планета КВН», или в народе “дома КВН”. Мне они чем-то напоминают школьные спортивные залы. На редактурах убирают несмешные или лишние, по мнению редакторов, шутки, могут «уйти» и целые конкурсы. Обычно целее всего остаётся конкурс «Приветствие», здесь могут вырезать только отдельные шутки, номера или блоки. СТЭМ, музыкальный конкурс или конкурс одной песни могут удалить полностью.

Пятый день — день генеральной репетиции игры. Команды приезжают в Центральный академический театр российской армии. Два главных впечатления — это огромные по своему размеру и масштабу кулисы и зал, который по телевизору смотрится гораздо больше. Итак, в час дня команды уже находятся на сцене, где происходит еще одна редактура. Еще немного подчищаются номера, чаще всего это связано с перебором хронометража конкурсов.

В семь часов начинается генеральная репетиция и телевизионный тракт игры: Александр Васильевич прорабатывает свой текст, команды играют конкурсы в костюмах и с реквизитом. После прогона главный режиссёр по работе с командами Михаил Ярченко консультирует КВНщиков по постановке номеров. И, наконец, финальная редактура. Здесь почти ничего не вырезается, редакторы дают лишь некоторые советы. После тяжёлого дня команды разъезжаются по домам. Либо спать, либо снова репетировать.

В день игры команды приезжают в дом КВН в час дня. Проходит еще одна репетиция с режиссёром, проверка звука, уточнение некоторых деталей по постановке номеров. В этот же день команды приносят редакторам шутки на биатлон: из 60 предоставленных шуток в финальный лист должно попасть не меньше 25.

И в семь часов начинается главное действие — игра. Тут вы уже знаете всё не хуже меня. Вот так проходит подготовка к игре. Чтобы рассмешить зал команды тратят практически все свободное время. Ну а стоит это того или нет — решит только этот самый зал и зритель перед экраном своих телевизоров.

Технологическая карта 3-го занятия

Тема занятия: Тренинги и упражнения КВН

Цель занятия: Создать условия для знакомства с дополнительными выразительными средствами актера.

Задачи занятия:

Раскрытие творческого потенциала учащихся.

Развивать умение концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств.

Воспитывать умение работать в группе, относиться друг к другу уважительно.

Оборудование: презентация, анкеты для опроса.

План занятия:

    Приветствие учащихся

    Мотивация на предстоящую деятельность

    Тренинг: сюжетно-ролевые игры,

    Тренинг: разминка-гармошка

    Подведение итогов занятия

    Организация на выход

Развёрнутый сценарий занятия.

Дея-ть

рук-ля

Дея-ть уча-ся

Вступительная часть

Приветствие

Добрый день!

Приветствие уч-ся

Здравствуйте

Мотивация

Как вы думаете какие могут быть тренинги и упражнения в КВНе?

Давайте перейдём к самому интересному, к нашим тренингам и упражнениям.

Мотивация через вопрос

Ответы учащихся

Основная часть

Тренинг: сюжетно-ролевые игры.

Жующий человек.

    Семечки. Грушу с червяком. Недожаренный шашлык. Костлявую рыбу. Батон хлеба. Суп с мухой. Коктейль через соломинку. Банан. Плов руками. Молоко с пенкой. Длинные макароны. Арбуз.

За кулисами (на репетиции, тренировке, разминке).

В полной мере изобразить действия профессионала предлагаемого образа перед выходом:

    Балерина. Жонглер. Канатоходец. Балалаечник. Штангист. Боксер. Наездник. Конькобежец. Певец. Легкоатлет. Пловец. Йога.

Походка.

    Первоклассник идет в школу.

    Ботинки малы, натерли ногу.

    Очень хочется в туалет.

    Вас вызвали к директору.

    Пьяный пытается идти прямо.

    Манекенщица на подиуме.

Вовлечение в участие в тренинге: сюжетно-ролевые игры

Участие в тренинге:

сюжетно-ролевые игры

Тренинг: разминка-гармошка

ОСНОВНЫЕ ТОНКОСТИ КОНКУРСА.

1. Разминку всегда нужно тренировать. За разминку дают минимум 5 баллов.

2. Разминка - чисто тренируемый конкурс. С него надо начинать любой штурм. Обычно, заранее готовятся вопросы. Желательно весь актуал на ближайшую игру, плюс, то, что может войти в разминку уже на саму игру. Кто-то может отвечать на вопросы одним словом (даже рекомендуют, чтобы мозг нашел пути к смешным ответам), дальше уже разгоняетесь до полных и смешных ответов. Смешные ответы нужно записывать и помечать. Нередко из разминки выходят номера.

СОВЕТЫ ПО КОНКУРСУ.

1. Пишите вопросы на разминку, чтобы команда-соперник не могла пробить ответ. Формулируйте так, чтобы нельзя было ответить на вопрос сходу. Например, «Почему лагерь называется «Дубравушка», а тут растут только ели»? В вопросе нельзя ответить четко с ходу и пробить вашу шутку. Потом, и ваш ответ должен быть таким, чтобы зрителю было от него смешно. Хотя, зачастую, многие ответы импровизационно намного смешнее заготовок.

2. Первый смешной ответ в голове - самый верный. Если шутка сформировалась в голове сразу, надо выходить и говорить ее. Ваша первая реакция будет почти идентична с реакцией зала. Только очень опытные КВН-щики могут себе позволить переформулировать шутки на ходу, точно зная, что нужно для зала. В остальных случаях (когда команда учится играть), старайтесь пользоваться этим правилом.

3. Вопросы придумывать очень сложно, с учетом того, что на все темы перешутили почти, однако, всегда есть актуал. То, что волнует всех сейчас. Чемпионат Мира по футболу, Формула 1, Инстаграмм, то, что сейчас очень остро и смешно.

Конкурс 1. Беспризорник.

Актеры, как известно, могут делать многое экспромтом. Вот мы хотели бы сейчас задать участникам несколько неожиданных вопросов подростка.

Дядь, давай поиграем в дочки-матери на деньги!

    Дядь, а зачем ты вчера украл мою игрушку?

    Дядь, зачем ты все время ковыряешься в носу?

    Дядь, как ты думаешь, быть или не быть?

    Дядь, ложась спать, куда деваешь свою бороду?

    Дядь, а ты руки бреешь?

    Дядь, какой из трех поросят тебе роднее?

    Дядь, в какой салат удобнее падать?

    Дядь, у тебя температура есть?

    Дядь, что у вас написано на лице?

    Дядь, зачем бабочкам рога?

    Дядь, что такое "сольфеджио" и как попасть в терцию?

Вовлечение в участие в тренинге: разминка-гармошка

Участие в тренинге:

разминка-гармошка

Заключительная часть

Подведение итогов занятия (рефлексия)

Что нового вы сегодня узнали?

Как оцениваешь воспринятый материал?

Что тебе понравилось и что не понравилось?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать 15 вопросов со своим ответом

Раздача опросника

Ответы воспитанников

Организация на выход

Привести за собой рабочее место в порядок

Оглашение обязанности

Исполнение обязанности

Пояснительная записка.

Сложное и противоречивое время приносит в нашу жизнь великое множество проблем – это экономический кризис, эпидемии, социальная незащищенность и другие отрицательные явления, которые негативно влияют на человека, его эмоциональное состояние, когда теряется вера в свои силы, проявляется апатия и пессимизм. Особенно негативно все это отражается на детях, которые в силу отсутствия социального опыта не могут противостоять трудностям и найти выход из сложившейся трудной жизненной ситуации. Потому одной из актуальных и социально-значимых педагогических задач является помощь и сопровождение в адаптации детей в нашем обществе. Подросток постигает мир, проигрывая и действительно проживая ситуации реальной жизни. Та социальная и психологическая атмосфера, которая создается вокруг него, в значительной степени определяет его как человека, как социально направленную личность, как творческую индивидуальность. И именно сейчас, в наше беспокойное время, актуальным является крылатое выражение “Смех продлевает жизнь”. Оптимизм, позитивное настроение, добрый юмор, творчество – вот те слагаемые, которые могут помочь современному молодому человеку противостоять негативным отрицательным тенденциям. Необходимо научить детей видеть трудности реальной жизни через призму юмора и творчества.

Уникальным средством организации продуктивного, веселого досуга и творчества подростков, студентов и многих взрослых стал КВН, который полвека назад шагнул с телеэкранов в нашу жизнь, очень быстро завоевал популярность среди зрителей и объединил вокруг себя интересную и творческую молодежь. Сегодня КВН объединяет людей во всем мире.

КВН обязывает быть веселым и находчивым не только на сцене, но и в жизни. Коммуникабельность, непосредственность, позитивное отношение к жизни, умение взглянуть на любую сложную жизненную ситуацию с определенной долей юмора – качества необходимые квнщику. Именно на формирование этих качеств направлена данная программа.

Педагогическая целесообразность программы заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, обучение сценическому движению, сценической речи, актерскому мастерству, обучение вокальному и хореографическому искусству, развитию речи, памяти, воображения, внимания, художественного вкуса; а также формирует умение работать в команде.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к предусматривает взаимодействие КВН с другими видами искусства. Такое комплексное освоение материала оптимизирует воображение и артистичность, т.е. формирует универсальные способности, важные для многих сфер деятельности.

Цели программы:

  • создание необходимых условий для творческой реализации подростков средствами игры КВН;
  • популяризации движения КВН среди подростков города Якутска.

Обучающие:

  • обучение школьников основным законам КВН;
  • обучение азам сценического движения, сценической речи, актерского мастерства;
  • обучение азам вокального и хореографического искусства.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие творческого воображения и фантазии подростков;
  • развитие речи, памяти, воображения, внимания, художественного вкуса.

Воспитательные:

  • развитие личности каждого юного квнщика, формирование духовно-нравственных качеств;
  • формировать умение работать в команде, прививать навыки поведения и доверительного общения.
  • приобщение подростков к доброму юмору;
  • создание “ситуации успеха” для каждого участника программы.

В программе используется технология развивающего обучения:

  • постепенное усложнение материала;
  • личностно-ориентированный подход.

Основные идеи – принцип “Четырех “С”:

  • принцип Самоорганизации – умение подростка правильно распределять собственное время;
  • принцип Самореализации – возможность каждого участника реализовать себя в доступной ему деятельности;
  • принцип Самодеятельности – реализация каждым подростком творческих способностей;
  • принцип Самоуправления – реализация организаторских способностей.

Теоретическое обоснование:

Программа создана на основе собственного опыта, т.к. методика обучения детей игры в КВН отсутствует. Используется опыт работы А.Чивурина (редактора Высшей Лиги КВН телеканала ОРТ, известного квнщика в прошлом, капитана команды ХАИ) и М. Марфина(капитан команды МХТИ)

Основные принципы программы:

  • Принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса не только давать знания, но и формировать личность;
  • Принцип научности – в содержание обучения включаются только объективные законы и правила, отражающие современное состояние направления творческой деятельности, в данном случае КВН;
  • Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс строится так, что полученные теоретические знания сразу находят свое отражение на практике.
  • Принцип системности и последовательности – содержание учебного процесса строится по определенной логике, порядке, системе;
  • Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;
  • Принцип интеграции: совмещение в одной программе игры КВН с различными видами искусства;
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности.
  • Принцип целостности – соблюдение единства обучения, воспитания и развития с одной стороны, системности с другой.

Условия реализации программы:

Возраст воспитанников от 12 до 18 лет. Учитывая возрастные особенности детей, занятия проходят в разновозрастных группах, где применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает материал всем воспитанникам одинаково. А для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Данная программа рассчитана на 4 года. Имеет четыре ступени обучения.

1-я ступень(подготовительная) – основы игры КВН. Раскрытие и развитие творческих способностей. Создание сплоченного коллектива– команды

2-я ступень(начальная) – совершенствование приемов игры в КВН. Развитие актерского мастерства, развитие интеллектуальных способностей.

3-я ступень (основная) – является последующим звеном 1 и 2 этапа обучения, когда происходит переход от усвоения простых основ к более сложным, самостоятельным.

4-я ступень(итоговая) – самостоятельная работа над сценарием и его сценическим воплощением. Задача педагога – редактирование и корректирование работы воспитанников.

Каждая ступень включает в себя следующие разделы:

Что такое КВН? КВНовские конкурсы, их особенности;
Сценическое мастерство;
Подготовка к игре;
Режиссура и драматургия в КВН.

Формы работы:

1. Занятия в учебном кабинете (изучение или повторение одной учебной темы, просмотр видеоматериала), беседа-диалог.

2. Занятия в зале:
– комплексные или интегрированные (изучение одной темы с использованием 2–3 видов творческой деятельности); индивидуальные занятия;
игровые (импровизационные КВН).

3. Выездные занятия.

Выступления в школах, клубах, на концертных площадках города.

4. Итоговые – игры КВН.

  • словесные: рассказ, беседа, объяснение, пояснение и т.д.
  • наглядные: видеоматериалы;
  • наглядно-зрительный, двигательный (показ шутки, номера);
  • практические:
  • занятия по сценической речи, сценическому движению, актерскому мастерству, хореографии и вокалу;
  • упражнения (многократное повторение);
  • последовательное (разучивание репертуара с учетом его сложности);
  • специфический метод – “мозговой штурм” (групповая работа над созданием шутки);
  • стимулирования:(поощрение, постановка перспективы, общественное мнение);
  • создание ситуации успеха.

Контрольная диагностика:

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка, оценка знаний, умений, навыков воспитанников. На занятиях используются различные виды контроля:

– текущий– осуществляется посредством наблюдения за деятельностью подростка в процессе занятий;
– промежуточный – импровизационные КВН, выступления в школах, клубах и т.д.;
– итоговый открытые занятия, участие в городских, республиканских, всероссийских играх КВН.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники, прошедшие все этапы обучения по программе, должны получить общие сведения об истории КВН, теоретические знания:
– методы написания шуток;
– способы грамотного применения шутки;
– определять сходства и различия КВН – конкурсов.

Практические умения:
– умение самостоятельно работать над квновским сценарием и его сценическим воплощением;
– умение редактировать собственный сценарий;
– умение анализировать собственную игру и игру других команд;
– умение работать в творческом коллективе;
– умение оценивать культуру юмора.

1-й год обучения.

Основой первого года обучения является воспитание устойчивого интереса к игре КВН – мотивация, создание команды. Раскрытие творческих способностей, знакомство детей с основами КВН: что такое шутка? Как написать шутку? Какие конкурсы существуют в КВН, в чем их отличие? На занятиях по сценическому мастерству используются скороговорки, артикуляционная гимнастика, работа над силой голоса, обучение работе с микрофонами, ширмой. Обучение азам вокального и хореографического искусства. На первом году обучения дети понимают необходимость работать в команде, без команды не будет результата.

2-й год обучения.

У детей второго года обучения накапливается определенный опыт игры в КВН. На данном этапе обучения дети совершенствуют умения и навыки, полученные в первый год обучения. Даются задания на импровизацию индивидуальные и коллективные. Продолжается работа над сценическим движением, сценической речью, актерским мастерством, вокалом и хореографией.

3-й год обучения.

На третий год обучения большое внимание уделяется самостоятельной работе подростков:импровизация, написание сценария, редактирование сценария, работа над сценическим воплощением шутки, номера, работа над музыкальным оформлением, постановка танцев, написание песен. Основой творчества здесь является то, что подростки придумывают, создают и воплощают свое творческое воображение на сцене, формируется умение режиссировать.

4-й год обучения.

Четвертый и более года обучения – самостоятельная подготовка подростков к играм. Применение всех полученных навыков и умений. Со стороны педагога требуется редактирование сценария, та или иная корректировка сценического действия.

1. Анкетирование.
Проводится с целью первичного знакомства с детьми, выявление первоначального уровня знаний, умений и навыков ребенка в творчестве (КВН).

2. Выявление творческих способностей.
КТД “Академия веселых наук”. Микрогруппам необходимо вывести и доказать следующие научные предположения: “Чему равен ус у таракана?”, “У кошки 9 жизней”, “Вожатому 49 лет?” и т.д.

Игровой практикум.

КТД “Скоро говори”. Позволяет выявить способности детей к правильной, грамотной речи, уровень дикции каждого ребенка. Группа разбивается на несколько микрогрупп, каждая и которых получает задание: придумать новую скороговорку и изобразить ее с помощью определенного дефекта речи (шепеляво, с присвистом, не выговаривая некоторые буквы алфавита), причем говорить все должны одновременно.

КТД “Немое кино”. Позволяет выявить творческие способности детей, умение работать в коллективе. Группа разбивается на микрогруппы, у каждой задание: без помощи звука, используя только жесты, мимику и пластику, изобразить что-либо. Дает представление о знаниях ребенка о сценическом движении.

КТД “Баснописец”. Позволяет выявить уровень развития воображения и мотивировать на качественное выполнение любой работы. Группе, разбитой на микрогруппы, дается задание, состоящее и двух строчек из классического произведения. Каждой группе необходимо сочинить рассказ либо стихотворение по этим строчкам. Авторов лучшего произведения необходимо отметить наградной продукцией.

КТД “Очередь”. Группа разбивается на несколько микрогрупп. Каждой группе необходимо изобразить очередь в разные магазины, например: гипермаркет, охотничий магазин, магазин распродаж японской техники с 50% скидкой, газетный киоск на остановке ранним морозным утром.

Четыре источника КВН.

Капустник – театральные вечеринки с пародиями на публичных людей, популярные песни и розыгрышами.

Агитбригада – “театр представления”, доведенный до своего логического конца. Агитбригада изобрела: “линейку” – шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зале представляющих собой единый образ, структуру”литературного монтажа”, которая позволяет актерам на сцене говорить и за актера, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на десятерых, компоновку сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые не связаны между собой. Агитбригада составляет жанровую основу КВНа.

СТЭМ – студенческий театр эстрадных миниатюр. Традиционной продукцией СТЭМа является эстрадная миниатюра -юмористическая сценка, разыгрываемая небольшим количеством актеров. Действие СТЭМа строится на абсолютно реальном житейском конфликте и в течение нескольких минут доводится до до полного маразма или, до фантасмагории, в которой, как правило, исполнителей уже выносит из области более или менее продуманного текста в откровенную импровизацию. СТЭМ должен быть обязательно актуальным. И герои, и ситуация должны быть узнаваемы зрителем. И чем эта узнаваемость более конкретна, тем больше вероятность успеха.

Игра– моделирование ситуации. Но более важным аспектом является соревновательный аспект. В любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия, которой эстрадный дивертисмент сам по себе не подразумевает. А в конкурсе естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной площадке или даже за семейным столом – это спектакль.

Кроме того в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество – его “одноразовость” и, следовательно, принципиальная неповторимость. В этом смысле КВН – это театр одного спектакля, – театр, в котором всегда премьера.

Шутка для КВНа первооснова и абсолют. Шутка, понимаемая как самостоятельная смешная фраза, как самая миниатюрная ячейка юмора, которая только может существовать. В КВНе ее часто называют “репризой”, которую в этом случае надо не путать с репризой цирковой или эстрадной, представляющей собой, как и в СТЭМе, смешную сценку.

Шутки, шутки, и только шутки. Все остальное – только их обрамление. И квновский зритель, чувствуя это, воспринимает любое выступление дискретно: от шутки к шутке. И как бы вы хорошо не играли на сцене, как бы прекрасно не пели и не танцевали, если за 5 минут не сказали 20 приличных шуток – выигрыша вам не видать.

Нет, наверное, в нашей стране человека, который хотя бы раз в жизни не слышал с экрана телевизора фразу: «Мы начинаем КВН». Не знаю, кто как, а я очень люблю эту живую, нестареющую игру.
В КВНе есть традиционный порядок, который не становится с годами рутинной обязанностью, потому что все конкурсы команды обыгрывают по-разному, внося свой неповторимый колорит. Игра всегда искрится новыми шутками, сияет новыми лицами… Наверное, в юности многие выступали сами или были болельщиками, фанатами, просто друзьями игравших.

В наше время информационных технологий старые игры живут новой жизнью - уже как корпоративные: многие коллективы играют в командные игры наподобие «КВН», «Последний герой» и т. п. Наверное, в драматических событиях игры «Последний герой» можно найти много общего с миром «дикого капитализма». Ведь чтобы выжить в «каменных джунглях», людям порой приходится проявлять качества, которые цивилизованный человек старается скрывать… КВН - более «мягкий» и веселый мир, где люди могут выплеснуть в творчестве нереализованные в текучке трудовых будней способности и, что не менее важно, получить такое важное для каждого человека признание.

Казалось бы, массовые забавы давно стали достоянием телеэкрана, зачем серьезному бизнесу эта «головная боль»? А затем, что игра помогает сплотить людей, создать команду единомышленников, для которой одинаково важны и профессиональный, и личный творческий успех, и управление корпорацией, и совместный отдых. КВН создает в коллективе неповторимый творческий климат, это очень эффективный метод командообразования (team building ).

Не перевелись еще энтузиасты в родном Отечестве! Однажды управляющая компания предложила нам принять участие в корпоративном КВНе. Мы откликнулись, и не жалеем! Но «поиграть» оказалось не так просто. Итак, хроника подготовки…

День первый: «Начинаем игру»

День первый (впрочем, как и второй, и третий) проходил в легкой панике. Меня мучил один вопрос: «С чего же начинается КВН?» Вспомнилась фраза Станиславского: «Театр начинается с вешалки»… Значит, первым моим шагом будет поиск заветной «вешалки» - помещения для репетиций.

К счастью, эта проблема разрешилась быстро: в качестве сцены мы использовали конференц-зал. Вопрос финансирования (не менее важный для аматоров) тоже был решен в рекордные сроки. С финансами помог директор - человек добрый и отзывчивый, к тому же еще и коренной одессит. Дело оставалось за малым: «А кто же будет играть!?!»

День второй: «Поиск команды»

В поисках участников времени прошло ни много ни мало - неделя. Сначала я поговорила с директорами подразделений, начальниками отделов и служб. Несколько человек из них добровольно вызвались «в артисты», что было закономерно - на предприятии они слыли юмористами. Проблемы начались сразу же: добровольцы перессорились уже при первом чтении анекдотов. Один считал, что читать нужно так, другой - что этак, а третий вообще находил шутку безнадежно тупой…

Люди, которые принимают решения в реальной жизни, не могут не «руководить» и вне работы, в игре. Даже если поначалу они в чем-то и соглашаются с остальными, то непременно «взрываются» где-то к середине обсуждения. Так уж устроены наши лидеры - редко кто из них может уступать друг другу. К тому же, даже если в «обычной» жизни друзья, знакомые, да и сам человек считает, что он не лишен таланта комика, это еще не значит, что перед нами «готовый» артист. Артист-любитель может «потеряться» на сцене, вести себя «ненатурально».

Идея с созданием команды «из начальства» лопнула, как мыльный пузырь. Пришлось искать таланты среди «простых тружеников». Не зная методики «поиска звезд», я испробовала «домашние» методы стимулирования (например, задабривание или легкий подкуп). Ну, вы знаете: «Володя, Володя, сыграй в КВН - премию получишь!» Нашлось таки несколько «отзывчивых» к таким призывам товарищей, но впоследствии эти люди «отошли» - слишком хлопотно.

В какой-то момент меня охватило отчаяние: время шло, а команды не было! Но оказалось, что работающий у нас простой скромный парень «по совместительству» - звезда КВНовской команды нашего города. Ура! Я нашла капитана! Имея в активе такую «звезду», я немного успокоилась: конечно же, все будет хорошо! Впоследствии, правда, капитан признался: «Меня сдал начальник: откупился, чтобы не играть самому».

Процесс, как говорится, пошел. Точнее, полетел! «Под капитана» команда подобралась неожиданно быстро: игроками стали, как и сам капитан, простые монтажники, причем совсем молодые люди - 22–23 года. Эти ребята не толкаются локтями в карьерной давке, не ездят на «крутых» иномарках… Но, в отличие от многих других, они сумели сберечь в душе детскую открытость и непосредственность, интерес к жизни и тягу к творчеству. Они не боялись быть смешными и «не такими, как все», не переживали о том, что подумают, как воспримут и что станут говорить «люди»…

Чтобы тратить на репетиции, подготовку и выступления свое свободное время, нужно искренне любить клуб веселых и находчивых. Хорошо «получается» только у тех, кто выступает «просто так», ради удовольствия. Тогда игра получается искренней и правдивой, а шутки - смешными и естественными…

День третий: «Не верю!..»

Команда подобрана, организационные вопросы (по мере возможностей) решены, сценарий написан - между прочим, профессиональными КВНщиками. Все, можно репетировать, но - опять проблемы.

Собрать вместе всех участников команды оказалось очень тяжело: одних не отпускает начальник, у других - горит работа, третий - заболел… К счастью, проблема со сбором решилась быстро. Помощь пришла неожиданно: из управляющей компании должен был приехать «ответственный за игру на корпоративном уровне»! Угроза «прославиться» на всю организацию подействовала: в конце концов, команда собралась на первую репетицию.

Сначала я тоже хотела принять участие в игре, хотя при первом прочтении сценарий мне не понравился… Но потом поняла, что ребята меня стесняются, и решила занять вполне достойное место на «скамейке запасных». Отсюда мне виднее были метаморфозы, происходившие с людьми.

Наблюдая со стороны, я неожиданно для себя поняла, что совершенно не знаю этих ребят! На репетициях высвобождались дремавшие в душах чувства, люди раскрывались с совершенно неожиданной стороны.

Опытные КВНщики обучали молодежь: «ставили» движения, взгляд, голос. Подражая классику, бросали крылатое: «Не верю!». Старые-новые сотрудники как будто сбросили маски и предстали перед нами в ином свете: немного стеснительные, робкие, смешные, какие-то домашние… Куда делась их задиристость и апломб! Оказалось, что привычная агрессия - это всего лишь способ защиты от внешнего мира (а значит, и от нас)…

Наблюдая за участниками команды, я вспомнила рассказанную кем-то из артистов историю:

«В одном театре вместе со старушкой-гардеробщицей приходила «на работу» ее любимая собачка. Во время репетиций зверушка неизменно усаживалась на ступеньках возле сцены. Что удивительно - собачка оказалась отменным критиком. Когда на сцену выходил Великий Артист, животное подвывало от восторга, какую бы роль он ни играл. Но как только выходил «просто» артист, да еще и «не в лучшей форме», собачка пряталась в зале под стульями».

Похохотав и «отыграв» собачку, ребята успокоились, но после этой истории к репетициям начали относиться серьезнее.

А я продолжала удивляться таинству творчества: совершенно несмешной поначалу сценарий по ходу репетиций превращался в шедевр. Репетиции продолжались по три часа, по вечерам - каждый день. Все невероятно уставали на работе, но КВН давал такой заряд позитивной энергии, что хотелось играть, шутить, просто жить…

В каком-то фильме слышала хорошую фразу: «Многоточие означает неоконченную мысль: конец чего-то старого и ознаменование нового, радостного, светлого». Многоточие - это когда впереди игра, много игр, целая жизнь! Я тогда не знала, выиграем ли мы эту игру, да это и неважно! Главное, мы уже получили - Команду!

Послесловие к игре

«Настоящим учителем является тот,
кто умеет не только научить,
но и открыть что-то новое в своем ученике».
Аристотель

Окончен бал, погасли свечи… Мы взяли первое место! Конечно, надеялись, но - и опасались. Все-таки мы играем в КВН впервые…

Ключ к успеху, к этой овеянной грезами «Виктории», оказался в нашем желании играть ради игры и улыбок зрителей, а не ради победы или путевок в Египет. Для удовольствия, а не по принуждению. Наш широкоформатный юмор был направлен на зрителя, а не на жюри. Мы не «бросались» техническими терминами, хотели остаться «своими» - такими же простыми рабочими парнями и девчонками, как и зрители в зале. Но если ассоциировать игру в КВН с кухней, то можно предложить вот такой оригинальный рецепт этого блюда:

Игра сыграна. Можно немного отдохнуть и мысленно вернуться в прошлое…

События того времени вспоминаются как калейдоскоп картинок:

Подбор команды. Самой большой проблемой оказался… поиск девушки в команду. Критерии отбора были суровы: красивая, стройная, молодая, веселая. Да вдобавок, чтоб еще петь умела… Приводя претенденток «на кастинг», я каждый раз читала в глазах мальчишек: «не то…». Когда, наконец, выбор пал на Светлану, все облегченно вздохнули. Оказалось, что искали-то совсем другое - не шаблонную красоту, а естественность! Далеко не каждому удается ее сохранить. В КВН Света играла саму себя: скромную неразговорчивую девчонку, которая может обидеться на небрежно оброненное кем-то слово и расплакаться из-за сломанного ногтя…

Первая репетиция. Все друг друга стесняются. Неуверенными голосами читают вслух сценарий. Сразу же пробуют сыграть. Не получается. Репетируем дальше. Вообще, имея дело с КВНщиками, трудно понять, когда они шутят, а когда говорят всерьез.

Выбор названия команды. Варианты были разные: «Мы из регионов», «Очумелые бандерлоги», «Бойся Киев - мы пришли!», «Винница Forever»… Кто-то предложил - «Ребята Мегердичева» (по фамилии директора винницкого дочернего предприятия)… Так ведь золото не нуждается в позолоте!. В итоге приняли вариант, предложенный редактором корпоративной газеты: «А давайте назовем команду «СМАРТовские коты»! В нем будет угадываться название фирмы. И созвучие с чем-то молодежным и бесшабашным слышно».

Репетиции, репетиции… С шести до девяти часов вечера, каждый день на протяжении месяца. На работе - как в бою: постоянные авралы, а тут еще я отпрашиваю «игроков» на репетиции. Через несколько дней начальники отделов меня люто ненавидели - но сделать ничего не могли. Я очень серьезно и ответственно отношусь и к работе, и к развлечениям. Ничто не могло поколебать моей уверенности в том, что нам нужны длительные репетиции. Зачем? Доводы были веские: мы будем играть 1) впервые, 2) «на чужом поле», 3) в столице. Беспокойство не отпускало. В гостях труднее, поэтому лучше бы заранее настроиться на трудности и запастись снисходительностью (по отношению к себе).

Сценарий. Миниатюры, программы конкурсов «приветствие» и «домашнее задание» заранее были подготовлены настоящими КВНщиками. Сначала я даже испугалась: ничего из написанного не казалось смешным. А ведь хотелось чего-то особенного…

Но талант актеров оживил шутки - над ними смеялись абсолютно все зрители, даже избалованные «зрелищами» киевляне!

Конкурс «киноколлаж». На мой взгляд, сценарий должен был отразить события и перемены, которые произошли в нашей компании за последний год. Сложность состояла в том, чтобы подобрать для иллюстрации смешные сюжеты из известных кинофильмов. Но у нас получилось!

Вице-президент угадывался в образе пронырливого и ловкого Остапа Бендера, финансист - очаровательного Попандопуло. Труднее было найти экранное воплощение для кадровиков и корпоративных тренеров. Как изобразить «посланцев», несущих по регионам свет, серьезно помогающих в работе корпоративных стандартов? Мы увидели их в героях кинофильма «Матрица»… Судя по реакции зала, наш коллаж понравился.

1 -1

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...