Главные герои «Героя нашего времени. Главные герои «Героя нашего времени Характеристика слепого мальчика из главы тамань

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

«Тамань» - первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя. В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.
Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование... «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!..» - с горькой иронией думает Печорин.

В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, - две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.

В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.

Янко – эпизодический герой повести «Тамань » из «Героя нашего времени» Лермонтова. Несколько фраз и поступки раскрывают особенности его личности. Их немного, но они емкие и яркие.

На фоне морской бушующей стихии появляется перед читателем «бедная лодка». В ней направляется к берегу герой, в котором слились романтическая удаль и бессердечный прагматизм. А пока мы знаем лишь, что «Янко не боится бури». Отважный удалец, он не боится ни тумана, ни ветров, ни береговых сторожей, ни моря. Таким он предстает из слов слепого. Лодка его напоминала движение птицы. Ныряла, как утка, а потом, быстро взмахнув веслами, « выскакивала из пропасти среди брызгов пены». Взмахи весел напоминали взмахи крыльев. Что же толкнуло молодца на такой отчаянный шаг? Возможно, романтическое чувство? Увы, причина прозаическая и даже примитивная: перевоз контрабандного товара. Тяжелый груз удваивал риск передвижения между «горами волн», вздымаемых сильной бурей.

Вот он, ловко маневрируя, направляет свою лодку в маленькую бухту. Вопреки опасениям рассказчика, она остается невредимой. Действия Янко раскрывают натуру уверенную и решительную. Мы любуемся его отвагой, ловкостью и силой. Но внешность ничем не примечательна: «среднего роста, в татарской бараньей шапке», " стрижен по- казацки, и большой нож за ременным поясом. Это отсутствие выразительных деталей отчасти рассеивает романтичность образа. Возникает ощущение обыденности.

Местные жители называют Янко и его товарищей-контрабандистов «недобрые люди». Их оценка подтверждается, хотя изначально это лишь предположение. Ореол героя-романтика окончательно исчезает перед лицом опасности. Слова, что старуха«зажилась», и ей пора и честь знать» изобличают холодное черствое сердце. За «наградой» слепому видна бездушная скупость. Он бросает на берегу беспомощных людей, ведь они будут ему обузой. Использовал и вышвырнул из своей жизни без зазрения совести. Это лишняя категория в его противозаконных «делишках».

Очевидно, что Янко – любитель легкой наживы. За внешне привлекательной, полной риска жизнью – пустота и бездуховность. Деньги определяют в ней все. Бесстрашная схватка с морем состоялась ради материальной выгоды. Жизнь заполнена обманом, воровством и предательством верных ему людей. И вряд ли в его сердце живет любовь к « ундине». Холодный расчет виден и в словах «платил бы больше».

Лермонтов верен суровой правде жизни. Красота удивительных пейзажей контрастирует с нелепой пустотой душ и жизней героев. Герой убежден, что такого удальца, как он, не найти его подельнику, видимо, считая себя успешным. В какой-то мере это так, ведь на попечении слепого Янко оставляет «богатые товары». Но это успех примитивной человеческой души. Итак, герой – «недобрый человек». Он не медлит с решением, и его лодка с белым парусом исчезает в морской дали. Оттуда он принес читателю романтические ожидания и уносит их, оставляя чувство недоумения и горького разочарования.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Идеалы семьи Простаковых - Скотининых в комедии Недоросль

    Все события комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» происходят в имении Простаковых. Главная в доме и семье госпожа Простакова. У нее склочный, крутой характер. Она способна даже ударить

  • Образ и характеристика Беневоленского в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    Беневоленский является очередным градоначальником города Глупов, который сменят князя Микеладзе и, по мнению критиков, частично представляет собой образ основанный на Сперанском, который служил при Александре Первом

  • Характеристика и образ Васютки из рассказа Васюткино озеро 5 класс сочинение

    На самом деле, я просто восхищаюсь Васюткой. Он смог выжить в лесу – в тайге! Его поджидало столько опасностей, столько всего… А он со всем справился! Он не поддался панике, не впал в депрессию…

  • Образ матери в поэме Реквием Ахматовой сочинение

    Произведение «Реквием» является автобиографией, автором которой является Анна Ахматова. Действие происходит во время сталинской репрессии, во время которой пострадала, так же и ее семья. Ее первый муж пострадал

  • Сочинение по картине Кот на окне Вилли Джеймса 4 класс

    Художнику всегда хочется изобразить на холсте, что сказочное, мистическое или же момент из реальной жизни. Глядя на работу художника Вили Джеймса таинственный черный кот, который сидит и смотрит из окна на крыши домов


Молодой офицер, отправившийся на Кавказ на службу, попадает в маленький приморский город Тамань. Там с ним случаются необыкновенные события.

По главе «Тамань» я могу сказать, что Печорин – нетерпеливый человек: «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту!»

Также говорится о его предубеждении против неполноценных людей: «… всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство».

Мне кажется, что такие размышления помогают нам немного понять внутренний мир героя.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Конечно, Печорин – думающий, мыслящий человек, который имеет свои твердые убеждения и достоинства, но и недостатки тоже.

Печорин в ночь приезда в город не мог заснуть. Вдруг он увидел тень и вышел из дома. Оказалось, что это был слепой мальчик. Но Печорин не вернулся назад, а пошел за мальчиком. Это говорит о любопытстве героя и о неком авантюризме.

На берегу моря он видит странное явление и не может объяснить его причину. Но герой понимает, что люди, находящиеся на берегу, не хотели бы, чтобы за ними наблюдали.

Печорин не равнодушен к женщинам и описывает то, что в них ценит больше всего. Вот как он описывает девушку-ундину: «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно». Видя эту девушку, он теряет контроль над словами и сообщает ей о ночном происшествии. И тогда русалка пытается соблазнить Печорина (что, впрочем, неплохо у нее получается). Но герой, хотя и был увлечен ею, не забывает об опасности, которая может его ожидать. На встречу с ундиной он берет пистолет и дает указания казаку, но это его не спасает от нападения девушки. А герой также не растерялся в экстремальной ситуации, он понимает, что девушка сильна и ловка, но не сдается.

В итоге его решительность и выдержка побеждают: девушка падает в воду. Но она не утонула. Это обстоятельство его очень радует.

Для меня Печорин является одним из интереснейших героев русской литературы. И по главе «Тамань» можно узнать о некоторых его чертах характера. Например, решительность и стойкость – похвальные качества. А некая ветреность, ведь он произносит несерьезную угрозу, чтобы смутить девушку, едва не становится причиной его гибели. Но Печорин – это человек со своими достоинствами и недостатками, ведь не бывает идеальных людей. И мне интереснее читать о таком человеке, нежели какой-нибудь рыцарский роман, где все изображено в сказочном свете.

Обновлено: 2012-01-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ундина – одна из второстепенных героинь романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она появляется в главе под названием «Тамань», когда главный герой, проездом останавливается в одноименном городе.

Настоящее имя героини в произведении не обозначается: «…«А как тебя зовут, моя певунья?» – «Кто крестил, тот знает»…». В тексте есть указание на то, что героине не больше 18-ти лет. У героини проницательные глаза, правильный нос, «распущенные косы», «длинные русые волосы», «белая фигура» и, несмотря на то, что она далеко не красавица, в ней «много породы». Она предстает перед Печориным в полосатом платье с распущенными волосами, отчего напоминает русалку.

«Ундина» - контрабандистка. Печорин узнает об этом, наблюдая на берегу ее встречу с лодочником Янко и уже знакомым слепым мальчиком. Печорин находит в ней странную и причудливую девушку, отмечает ее речь, полную загадок, быструю смену настроения и странные песни, которые она порой начинает напевать.

У Печорина эта девушка вызывает интерес, он начинает воображать, что нашел «Гётеву Миньону», пристально наблюдает за ней. Ундина притягивает героя, он стремится больше узнать о ней, поймать, но она постоянно ускользает от него и дразнит, чем только сильнее разогревает любопытство Печорина. На все его вопросы она отвечает очень коротко и двусмысленно, вводит героя в заблуждение. Когда Ундина понимает, что он раскрыл их тайну о контрабанде, то пытается соблазнить Печорина, хотя заметно волнуется, что видит и герой.

На ночном свидании, уже оказавшись в лодке, герой понимает, что его ждет опасность. В сватке с Ундиной Печорин побеждает, сбрасывая ее в море. Позже он наблюдает за тем, как Ундина выходит из воды, выжимая «морскую пену из длинных волос своих».

Ундина в волнении и напряжении сообщает лодочнику Янко о том, что их обнаружили, и они отправляются в путь. Безо всякого сожаления они оставляют слепого мальчика и старуху, спасая себя и товары.

Эта ситуация вызывает в душе Печорина тягостное недоумение, он задается вопросами, почему судьба закинула его к ним: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!».

Ундина - героиня с сильным характером и четко выраженными интересами. Ради собственного благополучия, и, скорее всего, из любви к Янко, она попыталась утопить Печорина несмотря на риск для собственной жизни. Для того, чтобы сохранить свой маленький, спокойный и безмятежный мир, она играет с Печориным, предстает перед ним манящей, веселой и приветливой красавицей. Она расчетлива и умна, знает себе цену и умеет пользоваться своей красотой. Отчаяние толкает ее на жестокий поступок, ведь на кону - целый мир, пусть и не большой, но так старательно созданный.

Тема любви в «Герое нашего времени» является одной из центральных тем, которые исследует автор. Любовных коллизий в романе действительно много. Даже главный герой – внешне холодный и эгоистичный Печорин ищет любви, он находит ее в сердцах трех женщин Веры, Мери Лиговской и Бэлы, однако любовь этих прекрасных женщин не приносит Печорину счастья.

В этом романе любовь вообще радости никому не приносит, она является испытанием для каждого из героев, и часто их любовные переживания оканчиваются трагически.

Попробуем рассмотреть основные любовные линии этого произведения.

Печорин – Бэла – Казбич

Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.

В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра. Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.
В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.

В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.

В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости. Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма. В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Печорин – Мери – Грушницкий

Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.

Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.

Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин. Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль. Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.

Печорин недоволен сам собой, однако он, пытаясь объяснить мотивы своего поведения, лишь говорит о том, что свобода ему дороже любви, он просто не хочет изменять свою жизнь ради другого человека, даже такой девушки, как княжна Мери.

Печорин – Вера – муж Веры

Любовь в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» находит свое выражение в еще одни страстном любовном треугольнике.
В него входят Печорин, светская замужняя дама Вера и ее муж, о котором романе лишь говорится. С Верой Печорин познакомился еще в Петербурге, он был в нее страстно влюблен, однако ее замужество и страх перед светом помещали дальнейшему развитию их романа.

В Кисловодске Вера и Печорин случайно встречаются, и прежние отношения вновь вспыхивают с былой силой.

Печорин проявляет Вере нежность, когда она внезапно уезжает из Кисловодска, он до смерти загоняет коня, чтобы успеть за ней, что ему, однако, не удается. Однако эти любовные взаимоотношения не приносят счастья ни Вере, ни Печорину. Это подтверждают слова героини: «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила она, – ты ничего мне не дал, кроме страданий».

Фактически, данный любовный треугольник предвосхищает любовную коллизию, описанную в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Там ведь тоже светская замужняя дама встречает молодого офицера, влюбляется в него и понимает, что ее муж ей стал неприятным. В отличие от Веры Анна Каренина идет на разрыв с мужем, уходит к любовнику, но обретает только несчастья, что и приводит ее к самоубийству.

Печорин – Ундина – Янко

И, наконец, последним любовным треугольником романа является история, которая произошла с Печориным на Тамани. Там он случайно раскрыл банду контрабандистов, которые его за это чуть не лишили жизни.

На этот раз участниками любовного треугольника стали Печорин, девушка, которую он прозвал «ундиной», то есть русалкой, и ее возлюбленный контрабандист Янко.

Однако эта любовная коллизия являлась скорее авантюрой, в которой Печорин решил отвлечься от своих переживаний. Ундина не была влюблена в него, а завлекла его только ради того, чтобы утопить как нежелательного свидетеля. Девушка пошла на такой опасный шаг, повинуясь чувству влюбленности к Янко.

Печорин осознал всю опасность своего положения и пришел к выводу, что он зря подвергнул себя такому риску.

Как мы видим, любовная тема в романе «Герой нашего времени» представлена достаточно ярко. При этом в произведении нет примеров счастливой любви. И это неудивительно, ведь любовь и дружба в творчестве Лермонтова – это всегда трагические темы. По мнению писателя и поэта, на земле человек никогда не сможет обрести настоящей любви, потому что он сам несет в себе печать несовершенства. Поэтому люди будут любить и страдать от того, что их любовь не может принести им ни счастья, ни радости, ни покоя.

С описанием основных любовных линий романа будет полезно ознакомиться учениками 9 классов перед написанием для сочинения на тему «Тема любви в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...