Для чего играют в компьютерные игры. Вред и польза компьютерных игр

взгляд психоаналитика

Это далеко не первая, и, разумеется, не последняя статья о психологии компьютерных игр , которая написана для психологического сайта. Тема благодатная - компьютеры стали неотъемлимой частью жизни, а компьютерные игры - соблазнительным способом провести свободное время.

  • Почему люди играют в компьютерные игры?
  • Компьютерная игра: это хорошо или плохо?
  • Как избавиться от игровой зависимости?

Эти и другие похожие вопросы каждый день тысячи людей задают Яндексу. Рассматривая эти вопросы через призму психоаналитического опыта, попробую дать на них свои ответы.

Люди, которые играют в игры

Существует распространенное заблуждение, что в компьютерные игры играют преимущественно подростки. Это не совсем так. Скорее подростки более открыто обсуждают свои игры. Взрослые же люди часто считают тот факт, что их привлекают определенные компьютерные игры, несколько смущающим или и вовсе постыдным. И продолжают играть в них, не афишируя этот факт среди друзей и посторонних людей. Фактически, компьютерные игры могут захватить человека любого возраста, пола, семейного и профессионального статуса.

Почему компьютерные игры привлекательны?

Игра может занять довольно много времени (при этом - не всегда свободного). Тем не менее, многие люди предпочитают провести время именно за монитором. Почему это происходит?

Компьютерные игры позволяют перенестись в "иной мир". Они, как ничто другое, позволяют погрузиться в этот мир очень глубоко, и даже на уровне тела чувствовать его виртуальную реальность. Ситуация игры позволяет быть внутри нее настолько свободным, насколько никогда не позволит "реальная реальность". Самое страшное последствие ошибки или неудачи в игре - необходимость закрыть ее и начать сначала.

Игры оказываются привлекательны тем, что позволяют почувствовать нечто , чего не хватает в обычной жизни. Либо, напротив, НЕ чувствовать что-то, чего в жизни имеется с избытком. Кроме того, некоторые игры позволяют хотя бы на время побыть кем-то другим, кем-то привлекательным, кем человек хотел бы себя почувствовать.

Пример 1. Быть Ларой Крофт?

Ряд игр, особенно ролевые игры, предоставляют возможность почувствовать себя иным человеком , чем в реальности. Например, бесстрашным, мужественным, сильным спасителем невинной жертвы ужасных монстров, или красивой, умной, спортивной, исключительно привлекательной женщиной-археологом, готовой рискнуть жизнью ради обретения невероятных артефактов.

Возможность чувствовать собственную силу, привлекательность, бесстрашно рисковать, успешно распутывать хитроумные загадки - почти наркотик. И тем он сильнее, чем меньше возможностей почувствовать то же самое у человека в его реальной жизни.

Пример 2. Убей монстра!

Многие игры имеют ярко выраженный агрессивный контекст: убить как можно больше врагов! сокрушить ужасного монcтра! набрать силу и стать непобедимым! Игрок чувствует азарт, силу, мощь, и глубокое удовлетворение от массового уничтожения виртуальных существ. Может возникнуть впечатление, что игра вызывает агрессию, которой у человека до этого не было - веский довод против компьютерных игр?

Почему же эти игры оказываются так привлекательны для, казалось бы, совершенно мирных, иногда даже робких в обычной жизни людей? Потому что они позволяют проявиться подавляемой им и агрессии . Они помогают выразить то, что человек не позволяет себе проявлять в реальности - ведь чем больше какое-то чувство подавляется, тем сильнее и сильнее оно становится где-то глубоко внутри. Виртуальная ситуация безопасна, она дает возможность не испытывать страх и чувство вины - те чувства, которые составляют основу подавления агрессии.

Увлечение агрессивными играми - это попытка войти в контакт со своей агрессией и, возможно, научиться управлять ей. Правда эта попытка не всегда бывает успешной, ведь виртуальная реальность все же сильно отличается от реальной.

Пример 3. Собирая пасьянс...

Целый пласт компьютерных игр (например, логические) созданы для того, чтобы скоротать время в ситуациях вынужденного ожидания. Но иногда оказывается, что время вовсе не лишнее, а от простой и достаточно монотонной игры невозможно оторваться. Казалось бы, ну а тут-то что затягивает?

Занимая свое внимание, сосредотачиваясь на решении задач разной степени сложности, наблюдая за чередой привлекательных визуальных образов, уходя в незатейливый виртуальный мир цветных шариков, карт, красивых схем, человек на время отодвигается от состояния тревоги . Перекладывая карты, группируя шарики по цветам или собирая слова из букв, человек на время останавливает поток тревожных мыслей и образов. Но возвращение к реальности возвращает и тревогу.

Компьютерные игры: за и против?

Компьютерные игры могут выглядеть абсолютно бессмысленным времяпрепровождением, если смотреть на них лишь с позиции внешней реальности. Для нее человек, проводящий часы перед монитором, практически потерян. Но раз люди чем-то занимаются, значит это имеет какой-то психический смысл. Какой?

С точки зрения внутренней (психической) реальности, компьютерные игры представляют для игрока своеобразный способ психической саморегуляции . Процесс игры позволяет снять психическое напряжение (до некоторой степени). Так что в игру "уходят" от стресса, неудовлетворенности своей жизнью и самим собой, от невозможности проявить в реальных отношениях какие-то сильные эмоции.

Этот способ обращаться с трудностями имеет сходство с использованием алкоголя в качестве способа регуляции своего состояния: игра (как и алкоголь) позволяет быстро (но лишь на короткое время) изменить внутреннее состояние и снять напряжение. Когда к играм как к средству достижения внутреннего баланса прибегают часто, возможно развитие игровой зависимости . Механизм образования алкогольной и игровой зависимости схож: когда психическое напряжение очень высоко, находится простой и довольно приятный способ ее быстро снять. Этот способ не требует особо больших затрат времени, энергии, денег... В случае алкоголя в действие вступает также химическая зависимость. Создатели компьютерных игр борются за своего клиента, используя различные психологические приемы, схемы, уловки, стараются создавать такие игры, которые затрагивают действительно глубокие струны в человеческой душе.

Считается, что самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. Входя в контакт с другими игроками в своем виртуальном образе, у человека возникает иллюзия реальных отношений, реальной жизни. Тогда легко потерять счет часам, а иногда и дням. Физические потребности, обязательства перед другими, обстоятельства жизни уходят на задний план, и "фигура превращается в фон" - виртуальная реальность становится для игрока более реальной, чем "реальность оффлайна".

Виртуальная реальность: вход и выход

Если компьютерные игры стали чем-то большим, чем удобный способ скоротать свободное время, человек сталкивается с тем, что страсть к игре начинает нарушать ход его повседневной жизни. Желание уйти в игру становится очень требовательным, даже навязчивым. И тогда может возникать понимание: "игры кончились", началась игровая зависимость . Что делать?

Некоторым людям удается отказаться от игр сравнительно просто. Это люди с очень большой силой воли и не очень далеко зашедшей страстью к играм. Как правило, такие люди, осознав свою зависимость, просто отказываются от игры, удаляя ее из компьютера, и находят для себя другие, более устраивающие их способы справиться с напряжением жизни.

Иногда, друзья, осознавшие свою зависимость, отказываются от игр вместе . Возникает эффект группы: вместе легче отказаться от образовавшейся привычки, проще найти себе уже подзабытые занятия в реальной жизни. Ну и, конечно, другой человек, взятый в союзники в борьбе с зависимостью - это и контролер (перед которым стыдно сорваться), и поддержка (так необходимая иногда в борьбе с самим собой). Конечно, в качестве такого человека может выступать кто-то близкий, кто сам игровой зависимостью не страдает. Он может "усилить собой" захваченное страстью "Я" игрока, предложить в помощь свою силу воли и решимость найти выход из виртуальной западни. Но эта помощь по-настоящему эффективна, только если игрок осознает свою зависимость и сам хочет от нее избавиться.

Иногда справиться с зависимостью в одиночку или даже при помощи друзей и близких не удается, несмотря на все усилия и желание. Обычно это связано с тем, что есть не просто привычка, а серьезная внутренняя привязка к игре. Это происходит, когда игра "обслуживает" какие-то важные психологические потребности или отвлекает от серьезных психологических проблем. Тогда невозможно просто закрыть игру и выключить компьютер - пока есть проблемы, наша психика будет искать их решение (а самый простой путь - виртуальное псевдорешение - она уже нашла и просто будет его повторять!). Поэтому избавление от игровой зависимости часто лежит через уменьшение уровня тревоги, освобождение от внутренних конфликтов, принятие себя, самоуважение и увеличение способности активно проявлять себя во внешнем мире, увеличение способности строить и поддерживать близкие отношения с другими людьми, обретение смысла собственной жизни .

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

Многие из нас слышали информацию о том, что компьютерные игры вредны. И это действительно так, если не знать меру. Однако в своем большинстве они помогают решить несколько задач. Например, с их помощью можно снять психологическое напряжение и отвлечься от проблем. У каждого человека возникает момент, когда хочется сделать «паузу», отключиться от реалий. Другая часть игр помогает бороться с внешней и внутренней агрессией. Выплескивая свои негативные эмоции на виртуальных героев, у человека отпадает потребность проявлять их на близких людей.

Развитие психических и познавательных функций при помощи компьютерных игр

Если вы посетите сайт igranova.com , то обратите внимание, что здесь есть и такие категории как: логические, аркады, стратегии. Эти направления выполняют не только развлекательную функцию, но и способствуют развитию логики, внимания, памяти. При этом, стратегии, например, не требуют повышенного внимания. В них нет больших скоростей. Поэтому такие развлечения не дают на глаза значительную нагрузку.

Очевидной является и польза для детей. Существующее множество обучающих игр поможет быстро научиться читать, считать или освоить таблицу умножения. Более того, они формируют усидчивость, которая так необходима современным школьникам. Конечно, компьютер не должен заменять реального общения со сверстниками или чтения книг, но иногда игры на двоих , например, помогут не просто скоротать время подросшим детям, но и стать поводом для активного обсуждения. С помощью игр можно ненавязчиво освоить иностранный язык, подтянуть знания по некоторым предметам, расширить круг друзей.

Исследования влияния компьютерных игр на психическое здоровье человека

Интересные результаты исследования были получены в Рочестерском университете, расположенном в Нью-Йорке. Те студенты, которые играли в компьютерные игры, показали лучшие результаты при поверке зрения, чем контрольная группа. У них же оказались лучше развита и зрительная реакция, а также возможность удерживать в своем поле зрении до пяти предметов. Скорость, с которой происходила обработка визуальной информации, тоже оказалась на более высоком уровне.

Более того, проводились исследования, направленные на установление закономерностей между компьютерными играми и психическими заболеваниями. Однако прямая зависимость так и не была обнаружена. На психические отклонения большее внимание оказывало наличие других факторов.

Таким образом, компьютерные игры могут быть очень полезны. Однако если используются в меру. Если не контролировать время, проводимое перед экраном компьютера, то любая польза плавно перерастет во вред.

Согласно исследованиям в компьютерные игры играет более половины россиян в возрасте до 30 лет. Не говоря уже об играх на мобильных телефонах, планшетах , приставках, в которые играют практически все, у кого данные устройства есть в наличии.

В игры играют совершенно разные люди. Всех возрастов и профессий . И относятся к этому занятию все по-разному. Одни равнодушно, другие с одобрением, немало встречается и негативных отзывов об играх и их влиянии на людей. Чтобы понять, откуда такие отзывы берутся, стоит разобраться в том, что представляет собой игровой процесс и какое воздействие он оказывает на человеческую психику и поведение.

Дабы не быть голословной и не рассуждать пространно, как часто делают люди, не играющие в игры и имеющие о них довольно смутные представления, сразу оговорюсь - я сама заядлый геймер. Это стало моим хобби, и продолжает им оставаться на протяжении вот уже более 10 лет. Полагаю, что и останется им навсегда. А началось все в 13 лет, когда у меня появился первый компьютер, а вместе с ним и первая игра - Need for speed: Underground. С нее все и началось, и именно она открыла для меня совершенно новый и неизведанный мир - мир компьютерных игр. С тех пор игры стали неотъемлемой частью моей жизни. Их было много разных - одиночные и многопользовательские, «стрелялки» и стратегии, ролевые (РПГ, от анг. Role-Playing Game) и симуляторы. Каждая из них была особенной, со своим сюжетом, героями и эмоциями, они были словно книги, но при этом ты был не сторонним наблюдателем их истории. В игре ты был творцом. И именно от твоих действий зависело, что будет происходить дальше. Эта особенность игр привлекала и продолжает привлекать миллионы людей.

Любая игра, по сути своей - всего лишь программный код. Но именно этот код и создает для нас совершенно другую реальность и эмоции, которые мы в ней испытываем - вполне настоящие. Удивительно, но наш мозг не видит разницы между миром реальным и виртуальным, даже наши сны порой кажутся реальными, как и эмоции, которые они вызывают.

Этим свойством с успехом пользуются разработчики игр. Графика год от года становится все лучше; до того дошло, что иногда трудно отличить фотографию от скриншота из игры. А ведь зрение - главный орган, через который мы воспринимаем информацию. Но важна не только картинка. Игровая физика - поведение персонажа, машины, самолета или любой другой компьютерной модели, которой управляет игрок - имеет не меньшее значение. Взрывы, выстрелы, падения, повреждения, звуки, сама атмосфера тоже играют свою роль. Чем реалистичнее все это выглядит, тем охотнее наш мозг верит - это происходит на самом деле.

Ученые в России и за рубежом уже давно изучают реакции нашего организма на виртуальную реальность. Так, во время международных соревнований по киберспорту проводились исследования сердечного ритма игроков. Результаты удивили ученых. Пульс спортсменов-геймеров во время игры был таким, как будто они участвуют в забеге на марафонскую дистанцию. Частота сердечных сокращений превышала 140 ударов в минуту, при том, что норма составляет 60-70 ударов в минуту в состоянии покоя. Также ученые с помощью специальных приборов исследовали активность различных отделов головного мозга. Для эксперимента использовали одну из игр в жанре «шутер» («стрелялка»). Оказалось, что в процессе игры активизировались те же отделы мозга, что и в аналогичных жизненных ситуациях. Такие же результаты были получены в ходе эксперимента с авиасимулятором. Получается, что для нашей нервной системы нет принципиальной разницы насколько реально происходящее. Реакция будет одинаковой, но в реальной жизни выше будет ее интенсивность.

Убедиться в этом мне довелось лично, когда после частых игр в онлайн-шутеры, я, находясь на улице, неожиданно поймала себя на том, что, оказавшись на достаточно открытом пространстве, начинаю рыскать глазами в поисках возможных укрытий и поглядываю на крыши зданий, опасаясь попасть под прицел снайпера. А наигравшись в гоночную серию Need for speed и Colin McRae Rally с рулем и педалями, и сев впоследствии за руль настоящего авто , уже приблизительно понимала, как может вести себя машина в разных ситуациях, в том числе в зависимости от привода (передний или задний). В дальнейшем это помогло мне при вождении по реальным дорогам.

Выходит, что от игр тоже может быть польза? Может, но тут многое зависит от самой игры. Игры, симулирующие реальность - шутеры, авиасимуляторы, симуляторы гонок, техники, и т.д. действительно способны научить нас как действовать в определенных обстоятельствах. Тем более, что многие из них сделаны весьма реалистично. Играя в подобные игры, мы получаем опыт, а раз мозг не отличает смоделированную ситуацию от настоящей, то оказавшись в аналогичной ситуации в жизни, мы уже будем знать, что нужно делать. Хотя бы примерно.

Отдельный разговор - игры-стратегии, требующие от игроков в первую очередь умения анализировать и просчитывать. Такие игры подобны шахматам, где важен каждый ход, каждое действие, а одна незначительная ошибка может в итоге обернуться поражением. В последнее время огромную популярность набрала онлайн-игра Dota, в которой помимо стратегического мышления, нужна еще и хорошая командная работа. Стратегии хорошо тренируют внимательность, аналитические способности и пространственное мышление.

Стоит упомянуть и игры в жанре РПГ. Такие игры, как одиночные, так и сетевые, чаще всего представляют собой огромный фэнтезийный мир, который живет по своим законам и правилам, сильно отличным от тех, что существуют в мире реальном. Большое значение придается сюжету, атмосфере, внешнему виду персонажей и монстров. В РПГ, особенно в ММОРПГ (массовых многопользовательских онлайн-играх) обычно существует система развития и усиления персонажа. Как правило, этот процесс занимает очень много времени и может надолго увлечь игрока. Требуется масса времени, чтобы разобраться в игре, понять ее принципы, изучить возможности своего героя, попутно исследуя мир, в котором все это происходит. В хорошие игры этого жанра люди играют годами, и их сервера «живут» по многу лет. Пользы от таких игр не много, полезен разве что сам процесс изучения игры, при котором придется запоминать массу различной информации. Зато РПГ способны отнять много свободного времени и дать ощущение другой жизни, по ту сторону экрана, которая некоторым может показаться даже интереснее, чем жизнь реальная.

Да, игры способны затягивать и вызывать зависимость . В группе риска находятся в первую очередь дети и подростки, поскольку у них, в силу возраста, еще недостаточно окрепшая нервная система. Да и самодисциплина изрядно хромает. Известно множество случаев, когда дети, подростки почти сутками сидят в игре, забывая обо всем на свете. Но едва ли в этом виноваты игры. Причина чаще всего кроется в неумении выстраивать отношения со сверстниками, недостаточном внимании со стороны родителей, каких-то внутренних личностных проблем и переживаний, от которых человек спасается, уходя в виртуальный мир. Такое происходит не только с детьми, но и со взрослыми людьми.

В играх, как и во всем остальном, важна мера. Взрослые часто могут играть хоть целыми днями, не опасаясь каких-то последствий. Бывает даже наоборот, игра через какое-то время надоедает, и либо перестаешь играть совсем на какое-то время, либо начинаешь играть в другую игру. С детьми ситуация сложнее. Ведь они - еще не сформировавшиеся личности, и не всегда могут себя контролировать.

Если ваш ребенок играет не более 3-х часов в день, то никакой зависимости у него не возникнет. Но играть в игрушки ребенку лучше начинать не раньше, чем лет с 10. Не менее важно и то, в какие игры играет ваше чадо. Обязательно нужно обращать внимание на возрастные ограничения - они существуют не просто так. РПГ или стратегии не представляют большой опасности, а вот шутеры и хоррор (игры-ужастики), в которых много стрельбы, крови, насилия, да и просто жутких сцен, могут нанести определенный вред, вы же помните, что наша нервная система не разделяет реальное и виртуальное. В результате мозг запоминает стрельбу и насилие в игре как один из возможных способов разрешения конфликтных ситуаций и в жизни. В итоге в новостях частенько появляются истории о детях, переигравших в игры и устроивших стрельбу в школе по учителям и одноклассникам .

Игры не должны становиться главным в вашей жизни. Исключение составляют разве что киберспортсмены, для которых игры - это не приятный способ времяпрепровождения, а настоящий спорт, с постоянными тренировками, соревнованиями, переживаниями, победами и поражениями. Но и они находят время на общение с друзьями и родными, учебу и романтические отношения. Всего этого игра заменить не может, да и не должна.

Нужно стараться следить за осанкой и зрением во время игры. Желательно делать перерывы каждый час, хотя бы минут на 5 - встать из-за компьютера, размять шею, сделать зарядку для глаз. Это займет немного времени, но поможет сохранить здоровье.

Людям пожилого возраста игры могут также пойти на пользу. Когда мы стучим по клавишам и шевелим мышкой, мы тренируем мелкую моторику рук; изучая мир игры и запоминая, как и для чего использовать тот или иной предмет - тренируем память ; вступая в бой с противниками - улучшаем реакцию ; просчитывая ходы и действия - заставляем наш мозг думать и анализировать.

Есть и еще одна немаловажная черта, присущая главным образом ММО-играм - общение. Во многих играх для того чтобы добиться успеха или выполнить определенный квест (игровое задание) необходимо объединиться с другими игроками в группу. Это может быть как временное объединение - только для выполнения квеста, так и более длительное - когда вы вступаете в сообщество таких же, как вы игроков - клан, гильдию, легион, полк и т.д. (название может быть любое, но суть одна). Такое сообщество включает в себя десятки, а иногда и сотни игроков, в нем всегда есть лидер и четкая структура. Игроки клана часто используют для общения и координации действий в игре специальные голосовые программы , позволяющие говорить и слышать друг друга. В кланах обычно развита взаимопомощь и поддержка, что важно как для новичка, так и для опытного игрока.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что вред от игр - во многом надуманный. Если относиться к игре именно как к игре, никакой серьезной опасности она не несет. Напротив, при разумном подходе, даже может научить вас чему-то полезному. Но играя, не забывайте о реальном мире - он гораздо интереснее и удивительнее любой виртуальной вселенной.

выберите Archive Gorod48.ru HB HT InoPressa KM.RU LM REGNUM SP Spartak.com АdMe.ru АВАГЯН Вазген АЛАДИН Александр АЛЕКСАНДРОВА Елизавета АЛЕКСЕЕВ Никита АЛЕКСЕЕВА Ольга АЛКСНИС Виктор АНДРЕЕВА Серафима АНДРЕЕВА Серафима АНДРЕЕВА, РИГИН АРБАТОВ Алексей АРИСТАРХОВ Владимир АРТЕМОВ Антон АРХИВЫ АФАНАСЬЕВ Михаил Адвокат ПОТАПОВ Архивы БАБУШКИН Василий БАБУШКИН Василий БАКЛАНОВА Алёна БАКШЕЕВА Элла БЕЛОУСОВ Александр БЕЛЬКОВ Сергий БЛАГОЕВА Мария БОДРОВ Андрей БОНДАРЕНКО Надежда БОНДАРЕНКО Юрий БОРИСОВА Валентина БОЧКАРЕВ Тарас БОЩЕНКО Игорь БРУНО Даниэль БУКЕЕВ Рустам БУКИН Алексей БУРАКОВ Константин БУРОВСКИЙ Андрей БУШ Джордж Би-Би-Си ВАСИЛЬЕВ Георгий ВАСИЛЬЕВ Павел ВАСИЛЬЕВА Ольга ВЕЛИКАНОВ Евгений ВЕРЁВКИН Сергей ВЕРЁВКИН Сергей ВЕРЁВКИН, НАЗАРОВ ВЕРНЕР Дима ВЕРХОВЦЕВА Нина ВЕРХОТУРОВ Дмитрий ВИЗИНТАЙНЕР Эрманно ВИНОГРАДОВА Лариса ВИРЕН Денис ВИШНЯКОВА Елена ВМЕСТЕ ВОЛЖЕНКОВ Павел ВОЛКОНСКАЯ Мария ВОЛОШИН Анатолий ВОЛОШИН Максим ВОРОБЬЕВ Сергей ВОРОБЬЕВА Екатерина ВОРОЖБИЦКАЯ Наталия ВОРОНИН Павел ВС ВСЕВОЛОДОВА Майя ВТОРНИК Виктор ВХ ВЦИОМ ГАБДРАХМАНОВ Ильдар ГАВРИЛОВА Анна ГАЗОВ А., ИСТОМИН В. ГАЗОВ А., КОЛЬЦОВ С. ГАЗОВ Александр ГАЗОВ Александр ГАЗОВ, ГРАЧ, ИСТОМИН ГАЗОВ, КРАВЦОВА ГАЗОВ, ЧЕРНОВ, ИСТОМИН ГАРМАТЮК Владимир ГАРСПАРЯН Армен ГАСПАРЯН Армен ГД ГЕРАСИМОВ Анатолий ГЕРИНАС Валентина ГЛАЗУНОВ Олег ГЛАЗЫРИН Алексей ГЛАЗЫЧЕВ Вячеслав ГЛАЗЬЕВ Сергей ГЛЕБОВ Борис ГНЕДОВСКИЙ Василий ГОЛУБЕВ Владимир ГОНДУСОВ Владимир ГОРБАНЕВСКИЙ Михаил ГОРЕВОЙ Руслан ГОРЫНИНА Елена ГОФМАН Михель ГОЦУЛЯК Сергей ГОЦУЛЯК Сергей ГРАЧ Д., МАРТИШИН Г. ГРАЧ Денис ГРАЧ Денис ГРАЧ, ГАЗОВ ГРАЧ, ИСТОМИН ГРАЧЕВ Сергей ГРИГОРОВ Сергей ГРИКУРОВА Инесса ГРОМЫКО Алексей ГУНДАРЕВА Ирина ГУНДАРОВ Игорь ГУРОВ Филип ГУРОВА Мария ГУСЕВ Макс ГУСЕВА Екатерина ДАВЫДОВ Алексей ДАВЫДОВА Елена ДАНИЛИН Павел ДАНИЛОВА Екатерина ДАЦКО Ольга ДАШИЧЕВ Вячеслав ДЕЛЯГИН Михаил ДЕНЕЖКИНА Елена ДЗЮБА Олег ДИКИЙ Андрей ДМИТРИЕВСКИЙ Александр ДОЛЖЕНКОВ Игорь ДОНСКОЙ Егор ДОРМИДОНТОВ Вадим ДОРОНИН Анатолий ДУГИН Александр ДУДИНА Светлана ДЬЯЧЕНКО Александр Дайджест ЕЛЬШОВ Евгений ЕРЕМИН Алексей ЕРМАКОВ Никита ЕРОФЕЕВ Константин ЕРУКОВА Наталья ЕРШОВА Анна ЖИРИНОВСКИЙ Владимир ЖУКОВ Владимир З.НИКИТИН ЗАБОЛОЦКИЙ Николай ЗАВОЛЬСКИЙ Дометий ЗАГОРУЙКО Анастасия ЗАИКИН Семён ЗАСУРСКИЙ Ясен ЗАТУЛИН Константин ЗАХАРОВ Роман ЗЕМСКОВА Светлана ЗИЛЬБЕРМАН Антон ЗНАТНОВ Александр ЗОРИН Иван ИВАНОВ Алексей ИВАНОВ Вилен ИВАНОВ Иван ИВАШОВ Леонид ИВАШОВ Николай ИВЛИЕВ Григорий ИЛЮХИН Виктор ИСТОМИН В., КАРАПЕТЯН М. ИСТОМИН Всеволод ИСТОМИН Всеволод ИСТОМИН, ГРАЧ ИСТОМИН, КОРЖ ИТАР-ТАСС Интерфакс КАБАНОВ Игорь КАБЛУКОВ Максим КАЗАНСКИЙ Валерий КАЛАШНИКОВ Максим КАЛИНИНА Галина КАРА-МУРЗА Сергей КАРАПЕТЯН КАРАПЕТЯН Манэ КАРАЧАРОВ Андрей КАРЛОВ Юрий КАРПЕЦ Владимир КАСТРО Фидель КАТАЕВА Виктория КАЧАЛОВ Егор КИРИЛЕНКО Лидия КИРИЛЛ КЛЕМЕНТЬЕВ Александр КНЯЖИЦКИЙ Александр КОБАЛАДЗЕ Юрий КОБЕЦ Виктория КОВАЛЬ Владимир КОКОШИН Андрей КОЛЕСНИКОВ Сергей КОЛЕСНИКОВ, ДОЩИЦЫН КОЛЬЧЕНКО Евгения КОНКИН Юрий КОРЖ Виталий КОРЖ Виталий КОРОСТЕЛЕВ Александр КРЕМЛЕВ Сергей КРЕСЛАВСКИЙ Владимир КРЫЛОВА Евгения КУБЛАХАНОВ Иван КУДРЯВЦЕВ Николай КУЗНЕЦОВ Александр КУЗНЕЦОВ Андрей КУЗНЕЦОВ Илья КУЗЬМИН Александр КУРБАТОВ Никита КУРЛЯНДСКИЙ Игорь КУРНОСОВ Валерий КУРЬЯНОВИЧ Николай КУТИНА Ирина КУЧЕРЕНКО Владимир ЛАВРОВ Владимир ЛАПКИН Константин ЛАПУНОВ Вадим ЛЕБЕДЕВ Иван ЛЕБЕДЕВА Анна ЛЕКАРЕВ Станислав ЛЕОНИДОВ Александр ЛИПАТОВ Петр ЛИХАЧЕВ Алексей ЛОГВИНОВА Катерина Левада-Центр МАКАРОВ Андрей МАКСИМОВ Владимир МАЛИНЕЦКИЙ, КАЛАШНИКОВ МАНН Юрий МАНЯГИН Вячеслав МАРКОВ Сергей МАСЛОВ Евгений МЕДВЕДЕВА И., ШИШОВА Т. МЕДВЕДЕВА Ирина МЕДИНСКИЙ Владимир МЕДИНСКИЙ и ХИНШТЕЙН МЕЛИХОВА Евгения МЕЛИХОВА Татьяна МИД РФ МИНТУСОВ Игорь МИРОНОВА Татьяна МИХАЙЛОВ Илья МИХЕЕВ Сергей МОЛЕВ Кирилл МОЛЧАНОВА Алена МОРОЗОВ Александр МОРОЗОВА Людмила МОРОЗОВА Ника МОСЕЕВ Василий МОСКВИН Егор МУЛЬТАТУЛИ Петр МУХИН Юрий НАЗАРОВ Александр НАЗАРОВ Андрей НАЗАРОВ Андрей НАЗАРОВ Юрий НАЗАРОВ, ТИМОШЕНКО НАРИНЬЯНИ Алена НАУМОВ Станислав НЕЖИДЬКО Тарас НЕПОМНЯЩИЙ Валентин НИЖЕГОРОДЦЕВ Андрей НИКИТИН Афанасий НИКИТИН Валерий НИКИТСКИЙ Михаил НИКИФОРОВ Алексей НИКОНОВ Вячеслав НОЖНИН Сергей Наша почта ОВП ОВЧИННИКОВА Тамара ОМАРОВ Нурдин ОРЛОВ Степан ОСИПЕНКО Роман ОСИПОВ Александр ОСИПОВ Дмитрий ОСОРГИН Михаил ПАРШЕВ Андрей ПЕТУХОВ Виктор ПЕТУХОВ Юрий ПЛАТОНОВ Владимир ПОДЕРНИ Вадим ПОЗДНЯКОВА Елена ПОКАЧУЕВ Александр ПОЛОНИЦКИЙ Пётр ПОЛЯКОВ Дмитрий ПРИВАЛОВ Александр ПРОБАТОВ Михаил ПРОБАТОВ Михаил ПРОКОФЬЕВ Сергей ПРОТАСОВ Алексей ПРУСС Ирина ПУРИН Алексей ПУШКИНА Ирина Пресс-служба Протоиерей ЧАПЛИН РАБИНЕР Игорь РАШКОВСКИЙ Александр РБК РЕУТСКИЙ Алексей РИА Новости РОМАНОВА Елена РОХАЛЬСКИЙ Сергей РУБЦОВ Юрий РУДЕНКО Юлия РУМЯНЦЕВ Олег РЫЖКОВ Николай Редакция Росстат САНЦ Даниэль Бруно САПИН Семен САПОГОВА Екатерина САХАРОВ Андрей САХАРОВА Людмила СЕВАСТЬЯНОВ Александр СЕВЕРСКАЯ Наталия СЕЛЕЗНЕВА Анна СЕМАГО Владимир СЕМЕНОВ Анатолий СЕМЕНОВ Владимир СЕРГАЦКОВА Екатерина СИЗОВА Татьяна СИМОНИЯ Нодар СИМОНОВ Алексей СИРОТИН Арсений СИТНИКОВ Сергей СЛАЩЕВА Юлиана СМИРНОВ Евгений СОКОЛОВА Ирина СОКОЛЬСКАЯ Анна СОЛАРЕВ Артем СОЛЖЕНИЦЫН А.И. СОЛОВЬЕВА Мария СОЛОМАТИН Юрий СПИРИДОНОВА Наталья СТАРИКОВ Николай СТАРК Вадим СТАРОСТИНА Наталья СТИЛЛАВИН Сергей СТРОНИЧ Михаил СТРУГОВЕЦ Валерий СУРКОВ Владислав СУХАРЕВ Владислав Сеть Соб.инф. Стенограмма ТАРАСЕНКО Олеся ТАШМАТОВА Виктория ТЕПЛОВ Евгений ТЕПЛОВ, ГРАЧ ТИМОШЕНКО Борис ТИМОШЕНКО Борис ТУМАНОВ Владимир ТЮРНИКОВА Анастасия УВАРОВ Сергей УЖАНОВ Александр УК УРНОВ Марк ФЁДОРОВ Алексей ФЕДЯКИН Алексей ФЕЙН Игорь ФЕТИСОВ Андрей ФЗГ ФЗГ ФИЛИН Павел ФИЛИППОВ Александр ФЛОРИН Дмитрий ФРОЛОВ Кирилл ФУРС Александр Финам FM ХАЗИН Андрей ХАНОВ Гай ХАРЦИЗОВ Сергей ХАРЧЕНКО Владимир ЦАРЬКОВА Галина ЦЫГАНКОВ Анатолий ЧАДАЕВ Алексей ЧЕДВИК Саймон ЧЕРКАШИНА Лариса ЧЕРКАШИНА Лариса ЧЕРНОВ Пётр ЧЕРНОВ Федор ЧЕРНЫШОВ Алексей ЧЕРНЫШОВ Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ Александр ЧУБАЙС Анатолий и др. ЧУДИНОВА Елена ЧУДИНОВА Елена ЧУМАКОВ Виктор ЧУЧКОВ Вадим ШАБУНИН Алексей ШАМИР Исраэль ШАПОВАЛОВА Лера ШАРГУНОВ Сергей ШАТИЛОВ Александр ШЕВЧЕНКО Максим ШЕВЧЕНКО Тарас ШЕЛУХИН Анатолий ШЕСТЕРНИНА Елена ШИПИЛОВ Андрей ШИШОВА Татьяна ШМЕЛЕВ Николай ШМИДТ Сигурд ШУБИН Валерий ШУНИН Александр ЩЕГОЛЕВ Игорь ЭКМАН Пол ЭНГЕЛЬГАРДТ А.Н. ЮРКЕВИЧ Владимир ЮРЬЕВ Михаил ЮРЬЕВА Елена ЯКУНИН Дмитрий ЯМЩИКОВ Савва

Часто, когда у человека спрашивают, зачем он/она играет в компьютерные игры, возникает ступор. «Что за глупый вопрос?» - именно таким будет ответ в большинстве случаев. Если же попытаться добиться более аргументированного ответа, то можно услышать: «это весело, помогает расслабиться после работы» или «это как погрузиться в многотомный увлекательный роман, в котором ещё можно и поучаствовать» или «это неотъемлемая часть моей жизни, я с самого детства играю».

Люди редко задумываются о столь важном вопросе, из-за чего ответ на него часто звучит как оправдание или попытка защититься от тех, кто не воспринимает компьютерные как равноправное медиа наравне с кино и литературой. Но я абсолютно убеждён, что вам необходимо найти правильный ответ, чтобы играя не тратить время просто так, а получать максимум пользы.

Игры в том или ином виде существуют в человеческом обществе с его зарождения, а само понятие присутствует в языке каждой культуры. Согласно толковому словарю русского языка Ожегова, «игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». Это способ выместить лишнюю энергию, получить яркие эмоции и всячески повысить уровень эндорфина в крови участников. Но верно ли это утверждение для всего, что мы по привычке называем играми?

В древние времена единственным исключением, пожалуй, являлись шахматы. Придуманные не меньше, чем 1500 лет назад, они наглядно продемонстрировали, что в играх имеет место не только физическая сила и выносливость, но и умственная работа. За редким исключением игры неизменно ассоциировались с бесцельным времяпрепровождением в течении всей человеческой истории. И, должен сказать, небезосновательно.

С началом информационной эры человечество столкнулось с новым видом игр, которые так и стали называть - «компьютерные». Но почему всё то же старое слово «игра» было использовано для чего-то столь нового и необычного? Что вообще может объединять, например, шахматы и футбол с одной стороны, и Stanley Parable с Dota 2 с другой. Мы привыкли называть это «геймплеем» - или попросту взаимодействием/интерактивностью. В играх на свежем воздухе или в шутерах- это взаимодействие между членами команды. В Journey или Stanley Parable - взаимодействие между игроком и игровым миром.

Действия участников всегда во всех случаях направлены на конкретный результат: забить гол, поставить мат оппоненту или уничтожить главную башню команды противника - ясные и очевидные цели. А вот ради чего играть, например, в Stanley Parable с точки зрения именно игры - абсолютно непонятно. В ней нет цели, нет конца, она не призывает быть «быстрее, выше, сильнее», чем кто-то ещё. В тоже время в Journey есть понятная с самого начала задача - дойти до горы, но и здесь никто не предлагает соревноваться с другими людьми. Так зачем мы играем?

Отвечая на это вопрос, я чётко выделяю для себя две группы людей:

Для первой группы компьютерные игры, как и большинство игр на открытом воздухе, - отличная возможность «выпустить пар». Получить необходимую разрядку, например, сыграв несколько матчей в Call of Duty или FIFA - самая частая мотивация. Именно поэтому соревновательные игры, а также шутеры, экшены и слэшеры столь популярны. И в этом нет абсолютно ничего странного или неправильного. Главное отдавать себе отчёт, что именно это и является вашей основной мотивацией играть. В конце концов, компьютерное насилие и азарт помогают выплеснуть лишние эмоции в виртуальный мир, а не на членов семьи или коллег по работе, что крайне важно для человека в принципе.

Для второй же группы, компьютерные игры - способ получить уникальные впечатления, которые невозможны в реальной жизни. Этим людям игры помогают найти ответы на насущные вопросы, решить личные проблемы и взглянуть на мир под другим углом. К слову, это именно то, что делает единичные компьютерные игры искусством, что нельзя сказать больше ни про один другой вид игр в принципе.

Главная цель в Journey - само путешествие, которое у каждого конкретного игрока будет ассоциироваться с личным «путем» к заветной цели. Journey когда-то стала воплощением в игровой форме моего стремления успешно сдать экзамены и поступить в вуз, поэтому для меня это очень личная игра. В ней я соревновался лишь с самим собой. Я пытался понять, чего на самом деле хочу и как этого можно добиться. Лишь очень немногие игры способны на таком личностном уровне влиять на игрока, помогая ему с реальными проблемами.

Нельзя сказать, что эти две группы игроков никогда не пересекаются, но случается это очень редко. Я, например, в равной степени могу увлечься Journey или Call of Duty . Всё зависит от конкретной цели, которую я преследую, когда нажимаю кнопку Play. Но в то же время я знаю множество людей, которым Stanley Parable покажется абсолютно бессмысленной. Как сказал один мой знакомый, поиграв в неё час: «Я не хочу так бесполезно тратить своё время». Другой же мой хороший друг просто не в силах понять, что увлекает миллионы людей проводить десятки и сотни часов за Battlefield . Для него военная техника, взрывы, стрельба - пустое и ненужное времяпровождение в случае, если оно не служит какой-то более высокой цели, чем просто демонстрация внушительных спецэффектов.

Пока я тут рассуждаю, у вас наверняка накопилось несколько мыслей по вопросу: «Зачем вы играете в компьютерные игры?» Я буду очень признателен, если вы ответите в комментариях. Давайте обсудим эту тему.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене , попробуй. Есть канал в Telegram . Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...