Чем обычно завершалось повествование жития. «"Сказание о житии Александра Невского"

Наряду с летописанием, как и в предшествующие столетия, в XIII в. важнейшим жанром древнерусской литературы является агиография - жития святых: повествования о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми. Как уже говорилось выше, авторы житий в своем творчестве были тесно связаны требованием строго соблюдать жанровые каноны, выработанные многовековой историей этого, церковно-религиозного по своим задачам, жанра. В этом причина отвлеченности, риторичности житий, того, что жития разных святых, написанные в разное время, во многом похожи друг на друга. Но, что также уже отмечалось выше, героями житий становились реальные исторические личности; авторы житий были людьми своего времени, и в той или иной степени в написанных ими житиях находили отклик политические концепции этого времени; одним из источников, к которым прибегали агиографы, были устные предания о святом, а в этих устных преданиях отражались и реальные события из жизни святого, и сказочно-фантастические легенды о нем. Все эти факторы действовали разрушающе на жанровые каноны, способствовали проникновению в житийные произведения исторически-злободневных, публицистических, сюжетно-увлекательных эпизодов. Чем значительнее отступления в житии от жанровых канонов, тем интереснее такое житие в литературном отношении. Разумеется, в любом случае имеет значение и литературный талант автора жития. Эти характерные черты агиографического жанра, присущие ему изначала, нашли отражение и в житиях, написанных в рассматриваемый нами период истории древнерусской литературы.

Ниже мы остановимся на четырех памятниках агиографического жанра этого времени: два из них - жития церковно-религиозных деятелей, два - княжеские жития.

Житие Авраамия Смоленского . Жития подвижников церкви, которые можно датировать серединой - концом XIII в., в целом должны быть охарактеризованы как памятники, строго соблюдающие каноны житийного жанра. Образцом может служить «Житие Авраамия Смоленского», составленное Ефремом в середине XIII в. Житие начинается с риторического вступления общего характера и заканчивается столь же риторической похвалой святому. О себе автор жития говорит с крайней степенью самоуничижения. О биографических фактах из жизни своего героя, хотя Ефрем был учеником Авраамия и мог слышать о событиях его жизни от него самого, агиограф рассказывает отвлеченно и обобщенно. При этом, в соответствии с требованиями агиографического этикета, он употребляет стилистические штампы: Авраамий родился «от верну родителю», в юношеские годы он «на игры с инеми не исхожааше», в монастыре он «пребысть… в труде и в бдении и в алкании день и нощь», «вь всем повинуяся игумену и послушание имеа къ всеи братьи». Основное содержание «Жития Авраамия» - рассказ о его проповеднической деятельности в Смоленске, о гонениях, которые он претерпевает от местного духовенства и от смолян. Рассказано об этом довольно красочно, но отвлеченно и риторично - намеками, сопоставлениями с библейскими событиями, иносказательно. Составить из этого рассказа конкретное представление о том, почему Авраамий вызвал к себе такую неприязнь и духовенства, и жителей Смоленска, каким образом ему все же удалось избежать нависшей над ним угрозы физической расправы, очень трудно.

Житие Варлаама Хутынского . Во 2-й половине - конце XIII в. в Новгороде была составлена первоначальная редакция «Жития Варлаама Хутынского», основателя Хутынского монастыря под Новгородом. Это житие проложного типа - краткий рассказ о жизни святого, предназначенный для Пролога. Здесь в сжатой форме сообщаются основные сведения о жизненном пути подвижника - основателя монастыря. И как характерную черту житийного жанра следует отметить, что в этом житии, иного типа, чем «Житие Авраамия», и не зависящем от последнего, общие места совпадают с «Житием Авраамия». В «Житии Варлаама Хутынского» мы также читаем: «Родися… от верну родителю и крестьяну и богобоязниву», «И еще ун сы на игры с инеми человекы не изволи изиити».

В то время, когда составлялась первоначальная редакция «Жития Варлаама Хутынского», в устной традиции бытовали легендарные рассказы о нем сказочного и новеллистического характера. Но в письменный житийный текст такие рассказы стали включаться позднее. В XIII в. в житие церковного подвижника эпизоды бытового, сказочно-легендарного характера не включаются.

Иную картину наблюдаем мы в княжеских житиях, создававшихся в это же время. При сохранении целого ряда агиографических этикетных положений, образов, словесных штампов, в княжеских житиях значительны отклонения от канона, нарушения его. Прежде всего это обусловливалось тем, что героем жития выступал государственный деятель, а не подвижник церкви, кроме того, именно в княжеских житиях, написанных в рассматриваемый период, отразились события монголо-татарского нашествия и ига. В это время создается «Житие Александра Невского», великого полководца и государственного деятеля Древней Руси, появляется ряд княжеских житий, в которых князь выступает не только как государственный деятель и полководец, но и как князь-страдалец, принявший мученическую смерть в Орде.

Житие Александра Невского . «Житие Александра Невского» в первоначальной редакции было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь (ум. в 1263 г.), вероятнее всего, до 1280 г., года смерти митрополита Кирилла, так как целый ряд данных говорит о его участии в создании этого жития. «Житие Александра Невского» должно было показать, что и после Батыева нашествия, после разгрома русских княжеств на Руси все же остались сильные и грозные князья, которые могут постоять за русские земли в борьбе с врагом и воинская доблесть которых внушает страх и уважение окружающим Русь народам.

«Житие Александра Невского» манерой описания военных столкновений, отдельными чертами стиля, композиции, фразеологии сближается с «Летописцем Даниила Галицкого». По убедительному предположению Д. С. Лихачева, такая близость этих произведений объясняется причастностью к их созданию митрополита Кирилла II. Кирилл был близок к Даниилу Галицкому и участвовал в составлении «Летописца Даниила Галицкого», а позже, обосновавшись в Северо-Восточной Руси, он принимал горячее участие в государственной деятельности Александра Невского. «Вне всякого сомнения, - пишет Д. С. Лихачев, - Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но вернее всего он заказал житие кому-нибудь из проживающих на севере галицких книжников».

«Житие Александра Невского» имеет и существенное жанровое отличие от «Летописца Даниила Галицкого»: оно с самого начала писалось как произведение житийное, это памятник агиографического жанра. Жанровые особенности нашли отражение в авторском предисловии с элементами самоуничижения и этикетными сведениями автора о себе, в том, как рассказчик сообщал в начале своего повествования о рождении и родителях Александра («… родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава, и от матере Феодосии»), в рассказе о свершившихся по смерти Александра чудесах, в многочисленных отступлениях церковно-риторического характера. Но реальный образ героя повествования, его деяния придали «Житию Александра Невского» особый воинский колорит. Чувство живой симпатии рассказчика к своему герою, о котором он не только слышал «от отець своих», а и сам был «самовидець възраста его» (с. 159), преклонение перед его воинскими и государственными делами придали «Житию Александра Невского» какую-то особую искренность и лиричность.

Характеристики Александра Невского в Житии очень разноплановы. В соответствии с житийными традициями подчеркиваются «церковные» добродетели Александра. О таких, как Александр, говорит автор, пророк Исайя сказал: «Князь благ в странах - тих, уветлив, кроток, съмерен - по образу божию есть» (с. 175). Он «бе бо иереелюбець и мьнихолюбець, и нищая любя. Митрополита же и епископы чтяше и послушааше их, аки самого Христа» (с. 176). А с другой стороны, это мужественный, страшный для врагов герой-полководец. «Взор [вид, образ] его паче [здесь - величественнее] инех человек, и глас его - акы труба в народе» (с. 160). Побеждая, сам Александр непобедим: «… не обретеся противник ему в брани никогда же» (с. 172). В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Узнав о приходе на Неву шведов, Александр, «разгореся сердцем», «в мале дружине» устремляется на врага. Он так спешит, что ему некогда «послати весть к отцю своему», а новгородцы не успевают собрать свои силы в помощь князю. Стремительность Александра, его богатырская удаль характерны для всех эпизодов, в которых говорится о его ратных подвигах. В этих описаниях Александр представал уже как эпический герой. Сочетание в одном повествовательном ряду подчеркнуто «церковного» и еще ярче выражающегося «светского» плана - стилистическая особенность «Жития Александра Невского». И замечательно, что при этой разноплановости и, казалось бы, даже противоречивости характеристик Александра образ его целен. Цельность эта создается лирическим отношением автора к своему герою, тем, что Александр для автора не только герой-полководец, но и мудрый, заботящийся о своем народе государственный деятель. Он «сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбець, благ домочадцемь своим» (с. 175). Это идеал мудрого князя, правителя и полководца. Не случайно, описывая смерть Александра, автор Жития в одном из своих горестных восклицаний почти повторяет Даниила Заточника: «Отца бо оставити человек может, а добра господина не мощно оставити» (с. 178) (ср. у Даниила Заточника: «Князь щедр отець есть слугам многиим: мнозии бо оставляють отца и матерь, к нему прибегают»).

Героико-эпический дух «Жития Александра Невского» обусловил включение в текст Жития эпизода, повествующего о шести храбрецах, отличившихся во время битвы на Неве. Автор говорит, что он слыхал об этом от самого Александра и «от иных, иже в то время обретошася в той сечи» (с. 168). Видимо, в основе эпизода лежит какое-то устное эпическое предание или, возможно, героическая песня о шести храбрецах. Правда, автор Жития лишь перечислил имена героев, кратко сообщив о подвиге каждого из них.

Описывая ратные подвиги Александра, автор Жития с несвойственной для агиографа свободой пользовался и воинскими эпическими преданиями, и изобразительными средствами воинских повестей. Этим объясняется стилистическое своеобразие «Жития Александра Невского», а оно в свою очередь было обусловлено и реальным обликом героя Жития, и задачей автора нарисовать идеальный образ князя - защитника родины. Автор «Жития Александра Невского» так удачно разрешил поставленную перед собой задачу, что это Житие вплоть до XVI в. служило своеобразным эталоном «высокого» стиля изображения князя-полководца.

Житие Михаила Черниговского . Близко по времени создания к «Житию Александра Невского» и «Житие Михаила Черниговского». Это иной тип княжеского жития эпохи монголо-татарского ига. В 1246 г. в Орде по приказанию Батыя был убит черниговский князь Михаил Всеволодович вместе с сопровождавшим его в Орду боярином Федором. Убийство носило политический характер, но в Житии гибель Михаила представлена как добровольное страдание за православную веру.

Как уже говорилось выше, запись о гибели в Орде Михаила Черниговского была помещена в Ростовском летописном своде княгини Марьи. Дочь Михаила Всеволодовича, ростовская княгиня Марья вместе с сыновьями установила церковное почитание Михаила и боярина Феодора в Ростове. В связи с этим было написано проложное житие Михаила Черниговского - краткий рассказ о его гибели в Орде. Житие было написано до 1271 г. (года смерти княгини Марьи). Это краткое проложное «Житие Михаила Черниговского» послужило основой для целого ряда более поздних и более пространных редакций житийного повествования о гибели в Орде черниговского князя. Первая из этих редакций была составлена в конце XIII - начале XIV в. священником Андреем.

Пришедший в Орду на поклон к Батыю черниговский князь отказывается выполнять татарские обряды: пройти меж огней и поклониться татарским идолам. Михаила убивают. Боярин Федор поступает так же, как его господин, и тоже гибнет. Отправляясь в Орду, и Михаил и Федор знают, что их ждет там гибель, но они для того и идут, чтобы «обличить» идолопоклонство - «нечестивую веру». Эта линия Жития имеет ярко выраженную церковную окраску. Но в Житии не менее сильна и линия психологически-драматическая. Находившийся в это время в Орде внук Михаила, ростовский князь Борис, и другие русские, случившиеся в это время в Орде, уговаривают черниговского князя подчиниться воле татар, обещая со всеми своими людьми принять за него епитимью. Боярин Федор опасается, что уговоры подействуют на князя: вспомнив «женьскую любовь и детей ласкание», князь уступит и подчинится требованиям татар. Но Михаил тверд. Он решил выполнить долг до конца. Сняв с себя княжеский плащ, Михаил бросает его в ноги уговаривающих и восклицает: «Примите славу света сего, ея же вы хощете». С драматическими подробностями, замедляющими повествование и усиливающими его эмоциональное воздействие, рассказывается, как были убиты Михаил и Федор.

Эта вторая линия Жития - рассказ об обстоятельствах убийства князя и боярина делала его не отвлеченным церковно-религиозным повествованием о страдании за веру, но животрепещущим рассказом о татарской жестокости и о непреклонной гордости русского князя, который жертвует жизнью за честь своей земли.

По образцу «Жития Михаила Черниговского» в XIV в. будет написано «Житие Михаила Ярославича Тверского», убитого в Орде в 1318 г. по проискам московского князя Юрия Даниловича. И здесь князь добровольно идет в Орду. Но самоотверженность его объясняется уже не религиозными мотивами, а заботой князя о судьбе своего княжества. Рассказ об унижениях Михаила Ярославича в Орде, об обстоятельствах его гибели осложнен рядом сильных деталей и психологически острых ситуаций.

Краткий пересказ:

Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо - прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.

Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.

Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении - Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней - святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.

Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.

Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.

На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.



Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.

Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.

К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.

Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.

Житие Александра Невского не представляет полной и системат. изложенной биографии князя, а описывает только наиболее значительные события его жизни (победа над шведами в устье Ижоры, разгром немцев на Чудском озере, поездка князя в Орду). В Житии "нет даже связного рассказа: содержание представляет недлинный ряд отрывочных воспоминаний, отдельных эпизодов из жизни Александра" (Ключевский), автор описывает "именно такие черты, которые рисуют не историческую деятельность знаменитого князя..., а его личность и глубокое впечатление, произведенное им на современников..."

Житие относится к княжеским житиям, а потому в повествовании значителен светский элемент . Памятник создавался в годы татарского владычества, и текст повествует о русском князе, который в тяжелое для Руси время добился значительных побед над западными соседями и при этом сумел добиться относительной самостоятельности от Орды.

"Перед сражением на Неве , которое и дало прозвище Александру Ярославичу - Невский, он идет в церковь и молится со слезами Богу. Выйдя, он наставляет дружину: "Не в силе Бог, но в правде. И помянем песнословца Давида: сии в оружии, сии на конях, мы же во имя Господа Бога нашего призовем, ти спяти быша и падоша". И в самом деле, количественный перевес на стороне противника, так как уже нет времени обратиться за подмогой к отцу Александра князю Ярославу. Перед сражением одному из воинов было видение - корабль, на котором стоят Борис и Глеб. И говорит Борис Глебу: "Брате Глебе, вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу". В самой битве небесные силы помогают Александру одержать победу. При этом, однако, рассказывается и о самом ходе сражения и даже называются по именам отличившиеся в этом сражении воины.

Описана в Житии и другая битва - знаменитое Ледовое побоище , происходившее на льду Ладожского озера: "И бысть сеча зла и труск от копеи и ломление и звук от мечного сечения, якож морю мерзшу двигнутися; не бе видети леду, покрылося бяше кровию". Битва заканчивается победой и благодарственным молебном.

В Житии описан и такой эпизод. К Александру прибывает посольство от папы, но он отказывается: "От вас учения не приемлем". Возвращаясь из Орды, где он сумел добиться разрешения русским не служить в войсках татар, князь смертельно заболел. Перед смертью он принимает монашество. Когда митрополит Кирилл хочет вложить в руку погребаемого князя духовную грамоту, он сам, как живой, протягивает за ней руку. "И бысть страх и ужас велик зело на всех". Это чудо подтверждает святость Александра"

О жанре "Житие".

"Правильному житию" было свойственно неторопливое повествование в третьем лице ; иногда допускалось отступление: обращение автора к читателю, похвала от своего имени святому. В композиционном отношении были обязательны 3 части: вступление, собственно житие, заключение. Во вступлении автор должен просить прощения у читателей за свое неумение писать, за грубость изложения и т.д. В заключении должна быть похвала святому - своеобразная ода в прозе (наиболее ответственная часть жития, требовавшая большого литературного искусства).

В Ж. много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим. Приступая к описанию «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор приводит слова пророка Исайи о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Восторгом и восхищением полна следующая затем характеристика князя. Александр красив, как Иосиф Прекрасный, силен, как Самсон, премудр, как Соломон, он непобедим, побеждая всегда. Мысль о священности княжеской власти и сравнения с библейскими героями определяют интонацию всего дальнейшего повествования, несколько патетическую, торжественно-величавую.

«Услышав о доблести Александра, король страны Римской из северной земли...» так начинается рассказ о Невской битве. Автор не упоминает, что в это время (1240 г.) Александру было всего 19 лет, современники это хорошо знали. В Ж. изображается зрелый муж, о котором послы других стран говорят: Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей". Александр узнает о том, что шведы пришли в Неву, «пыхая духом ратным, шатаясь от безумия», угрожая: «Если можешь, защищайся». Он разгорается сердцем, выступает в поход с малой дружиной, в бою на лице самого короля оставляет «след своего копья». Прекрасна речь князя, обращенная к дружине, лаконичная, суровая, мужественная: «Не в силе Бог, но в правде».

Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере . Князь не может снести похвальбы немцев: «Покорим себе славянский народ!» Он освобождает Псков, воюет немецкие земли, воплощая собою возмездие за гордость и самонадеянность врагов. Они пришли, хвастаясь: «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Но гордые рыцари были обращены в бегство и взяты в плен, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями». Как и в описании сражения на Неве, автор не дает подробной картины битвы, только несколько образов , которые помогают представить, какой жестокой была сеча: «Казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Слава о победах Александра разнеслась повсюду. «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима».

Во всем подобны князю и его воины . Автор Ж. включает в описание битвы на Неве рассказ о шести храбрецах, которые бились, «не имея страха в сердце своем». У каждого из шести свой ратный подвиг. Так, например, новгородец Миша потопил три шведских корабля, Савва обрушил шатер великий златоверхий, Сбыслав Якунович бился одним топором так, что все дивились силе его и храбрости. Ученые считают, что в этом рассказе о шести храбрецах отразилось устное предание о битве на Неве или дружинная героическая песня . Чтобы передать величие духа и красоту мужества, автор обращается не только к русским эпическим традициям, но и библейским. Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, сердца их как сердца львов, они исполнены духа ратного и готовы сложить свои головы за князя.

Библейские сравнения и аналогии стали одним из главных элементов художественной системы Ж., деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. Постоянные уподобления и упоминания Давида, Езекии, Соломона, Иисуса Навина и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное избиение шведов ангелами за рекой Ижорой, помощь Божия полка в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве Александру божественных сил.

Как умный политик и дипломат предстает Александр Невский во взаимоотношениях с Ордой и папой римским. Достойно, учено и мудро звучит ответ мужей Александра послам папы. Перечислив основные этапы в истории человечества и христианства, они завершили его словами: «А от вас учения не примем». Описание взаимоотношений с Ордой должно убедить, что на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам Русской земли. Победы Александра внушают страх восточным народам, жены татарские пугают своих детей его именем. Даже Батый признает величие Александра: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». И это помогает Александру «отмолить» русские полки от участия в походах монголо-татар.
Взволнован и лиричен рассказ о смерти князя. Автор не в силах сдержать своих чувств: «О горе тебе, бедный человече!.. Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами, как не вырвется сердце твое вместе с корнем!»

Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» говорит митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским), «Уже погибаем!» вторит ему весь народ. Рассказ о чуде, когда Александр как живой простирает руку и принимает грамоту из рук митрополита, кульминация в этом возвышенном, приподнятом повествовании о житии и о храбрости «благоверного и великого князя Александра». И. П. Еремин назвал Ж. «восторженной данью светлой памяти князя». Не точные исторические сведения хотел сообщить о князе автор, а воодушевить лицезрением мужественной красоты, праведности и милосердия.

Все исследователи отмечают литературную одаренность автора Ж., его ученость. Среди литературных источников, к которым обращался составитель Ж., «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хронографическая Александрия», «Девгениево деяние». Д. С. Лихачев полагает, что Ж. продолжает южнорусские литературные традиции, обнаруживая сходство в стиле с биографией Даниила Галицкого из Галицкой летописи. Предполагают, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имел митрополит Кирилл , который в 1250 г. переехал с юга, от Даниила, к Александру Невскому.

Ж. Александра Невского, написанное в 80-е гг. XIII в., явилось основой для всех последующих редакций памятника в XIV XVI вв. (их более десяти). На долгое время Ж. стало образцом для княжеских жизнеописаний и воинских повестей.

Вариант I

Часть 1

1. Что такое житие?

1) историческое повествование, которое велось по годам

2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях

3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прощлом

2. Как звали отца Александра Невского?

1) Святослав 2) Ярослав 3) Олег 4) Рюрик

3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение ?

1) Давид 2) Борис 3) Севастьян 4) Пелугий

4. Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту?

1) раздалось пение хора ангелов 2) умерший сам взял грамоту из руки митрополита

3) явились взявшиеся за руки Борис и Глеб 4) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу

Часть 2

В1. В каком государстве возник жанр жития?

В2. Как звали епископа, благословившего Александра Невского перед боем?

Часть 3

С1. причислили к святым?

Вариант II

Часть 1

1. Чем обычно завершалось повествование жития?

1) похвалой святому 2) нравоучительной проповедью 3) эпилогом 4) похвалой автору жития

2. Какое видение явилось Пелугию?

1) Богородица 2) Борис и Глеб 3) Николай Чудотворец 4) Апостол Пётр

3. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1) из Новгорода 2) из Киева 3) из Рязани 4) из Пскова

4. Кем стал Александр в конце своей жизни?

1) послушником 2) священником 3) монахом 4) настоятелем монастыря


Часть 2

В1. В каком веке было создано «Сказание о житии Александра Невского»?

В2. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?

Часть 3

С1. В чём заслуга Александра Невского как реального исторического лица, предстающего перед нами в житии?

«Капитанская дочка»

Вариант I

Часть 1

1. Как звали воспитателя и верного спутника Гринёва?

1) Семёныч 2) Савельич 3) Степаныч 4) Архип

2. Чем одарил Гринёв своего вожатого , помогшего добраться до постоялого двора?

1) перстнем 2) пятиалтынным 3) ужином 4) заячьим тулупом

3. Как повёл себя Швабрин после захвата крепости?

1) откупился 2) перешёл на сторону Пугачёва 3) сбежал из крепости 4) спрятался в доме попа

4. К кому Маша Миронова обратилась за помощью, чтобы оправдать Гринёва?

1) к Екатерине II 2) к Екатерине I 3) к Потёмкину 4) к влиятельным родственникам

Часть 2

В1. Какое издание было любимым чтивом отца Гринёва?

В2. Чей это портрет?

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали.

Часть 3

С1. Почему глава, повествующая о дуэли Гринёва и Швабрина, названа не «Дуэль», а «Поединок»?

Вариант II

Часть 1

1. Какое наставление дал Гринёву отец, отправляя на службу?

1) «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» 2) «Под лежачий камень вода не течёт»

3) «Береги платье снову, а честь смолоду» 4) «Если Магомет не идёт к горе, то гора придёт к Магомету»

2. Как называлась крепость, в которой Гринёв нёс службу?

1) Белозерская 2) Белокаменная 3) Белоглинская 4) Белогорская

3. Что произошло с родителями Маши Мироновой после захвата крепости?

1) Пугачёв их помиловал 2) отец был убит, матери удалось спастись

3) оба были убиты 4) Пугачёв содержал их под арестом

4. Почему Гринёв был заключён под стражу?

1) Пугачёв сообщил, что Гринёв - его шпион

2) его оговорил Швабрин

3) за самовольное отлучение из Оренбурга

4) его оболгали неизвестные ему перебежчики

Часть 2

В1. Назовите главных героев калмыцкой сказки, которую рассказал Пугачёв Гринёву.

В2. К какой главе в качестве эпиграфа взята поговорка? Мирская молва – морская волна.

Часть 3

С1. Почему Гринёв, будучи арестованным, на допросе не рассказал всей правды о своих взаимоотношениях с Пугачёвым? Как это характеризует героя?

«Мцыри»

Вариант I

Часть 1

1. Каким предстаёт монастырь в самом начале повествования?

1) разрушенным 2) действующим 3) отстраивающимся заново 4) пустым

2. Что вспомнил Мцыри, оказавшись на воле?

1) человека, пленившего его 2) дорогу домой 3) отчий дом 4) своего брата

3. С каким зверем бился Мцыри?

1) с тигром 2) с барсом 3) с пантерой 4) с ягуаром

4. Что (кто) в предсмертном бреду привиделось(ся) Мцыри?

Контрольное классное сочинение-рассуждение по комедии «Ревизор».

1. Случаен ли самообман чиновников в «Ревизоре»?

2. Мир чиновничества в комедии «Ревизор».

3. Что осуждает в комедии «Ревизор»?

4. Смешное и грустное в комедии «Ревизор».

5. * Город, в котором происходит действие «Ревизора» (что случится в городе после приезда настоящего ревизора?).

Контрольное классное сочинение-рассуждение по рассказу «После бала».

1. Полковник на балу и после бала.

2. Мысли и чувства Ивана Васильевича на балу и после бала.

3. Утро, изменившее жизнь.

4. * Страница из дневника Ивана Васильевича.

Средства контроля

Диагностический контроль

Примерные задания для диагностической работы № 1 (начало учебного года).

1. «Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу и заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова…» О каком герое идет речь? Назовите это произведение, его автора, жанр, имя героя. Какой композиционный прием использован автором в этом отрывке?

2. Вспомните свое любимое стихотворение о Родине и назовите его автора. Какие образы являются в стихотворении ключевыми и какими способами они создаются? Какими приемами пользуется автор для создания образа Родины? Приведите примеры.

3. Что привлекает современного читателя в произведениях древнерусской литературы ?

Примерные задания для диагностической работы № 2 (середина учебного года).

1. Приведите по три примера эпических, лирических и драматических произведений. Назовите их авторов и жанры.

2. Назовите основные образы изученного стихотворения. Какими художественными средствами созданы эти образы? Приведите примеры.

3. Почему комедия «Ревизор» включена в репертуар многих современных театров?

Примерные вопросы и задания для письменных работ

Раздел программы

Уровни литературного развития учащихся

Минимальный

Древнерусская и житийная литература. Литература XVIII века.

Как отразилась жизнь народа в древнерусской литературе?

Какова историческая основа произведений русских писателей XVIII века?

Как показаны человек и история древнерусской литературе и литературе XVIII века? (по выбору)

«Капитанская дочка»

Каков смысл эпиграфа к роману «Капитанская дочка»?

Какова роль эпизода первой встречи Гринева и Пугачева?

Как раскрывается тема «русского бунта» в романе «Капитанская дочка»?

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри?

Какова роль эпизода «Бой с барсом» в поэме «Мцыри»?

Какие нравственные ценности утверждает поэма «Мцыри»?

«Ревизор»

Гоголь хотел «высмеять все дурное в России»?

Какова роль сцены вранья в комедии «Ревизор»?

Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?

«После бала»

О каких порядках в России рассказывает?

Каковы приемы изображения внутреннего состояния героев в рассказе «После бала»?

Каков облик России в произведении, ?

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Как отразились трудности времени в произведениях, ?

Каков нравственный выбор ровесника в произведении? В чем гуманизм и оптимизм стихов и песен о Великой Отечественной войне?

Какова роль речевых характеристик в создании образов героев в рассказах, ?

Стихи о Родине и родной природе

Какой изображены Родина и природа в русской лирике?

В чем особенности восприятия мира природы в лирике?

Каково ваше восприятие, истолкование, оценка стихотворения о Родине и природе?


Примечание.

1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических , 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».

Тесты

по литературе 8 класс

на 2010-2011 уч.год

(промежуточная аттестация).

Т е с т № 1.

Житие. «Сказание о житии Александра Невского».

А1. Что такое житие?

    историческое повествование, которое велось по годам.

    обширное повествование в стихах или в прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

    биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

    произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность а прошлом

А2. Как звали отца Александра Невского?

1. Святослав 3. Олег

2. Ярослав 4. Рюрик

А3. Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

1. Давид 3. Севастьян 2. Борис 4. ПелгусийА4. Какое видение явилось Пелгусию? 1. Богородица 2. Борис и Глеб 3. Николай Чудотворец 4. Апостол Пётр

А5. Из какого города Александр Невский изгнал немцев?

1. из Новгорода 2. из Киева 3. из Рязани 4. из Пскова

А6. В какой церкви молился Александр перед боем с королём страны Римской?

А7. Чем обычно завершалось повествование жития?

    похвалой святому

    нравоучительной проповедью

Тест № 2.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка.

А1. Жанр произведения:

А2. Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:

    «Честь лучше бесчестья»;

    «Долг платежом красен»;

    «Береги честь смолоду».

А3. Повествование «Капитанская дочка» ведётся от лица:

    Петра Гринёва;

  1. Емельяна Пугачёва.

А4. Как звали воспитателя и верного спутника Гринёва?

  1. Савельич

    Степаныч

А5. Чем одарил Гринёв своего вожатого, помогшего добраться до постоялого двора?

    перстнем

    пятиалтынным

  1. заячьим тулупом

А6. В унизительных словах Гринёва, адресованных Савельичу («Я твой господин, а ты мой слуга»), автор использует:

  1. синонимы

    антонимы

А7. Как вёл себя Швабрин после захвата крепости?

1. откупился 2. перешёл на сторону Пугачёва 3. сбежал из крепости 4. спрятался в доме попа

А8. Отказ Гринёва служить Пугачёву вызван тем, что:

    Гринёву не была предложена должность коменданта Белогорской крепости

    Он хотел поскорей уехать из крепости а Оренбург

    Он дворянин и присягал государыне императрице.

А9. В ответе Гринёва, отказавшегося сотрудничать с Пугачёвым, звучит:

    грубость

    искренность 3. высокомерие

А10. Что произошло с родителями Маши Мироновой после захвата крепости?

    Пугачёв их помиловал

    отец был убит, матери удалось спастись

    оба были убиты

А11. Черты характера и особенности поведения Маши Мироновой, способствующие раскрытию её образа:

    слабость, нерешительность, робость

    гордость, эгоизм, пренебрежение к людям

    сомоотверженная любовь, бескорыстие, чувство долга

А12. Пётр Гринёв вернулся в Белогорскую крепость, захваченную повстанцами, чтобы:

    арестовать Пугачёва

    спасти Машу Миронову

    передать Пугачёву письмо от генерала

А13. Почему Гринёв был заключён под стражу?

    Пугачёв сообщил, что Гринёв – его шпион

    его оговорил Швабрин

    за самовольное отлучение из Оренбурга

    его оболгали неизвестные ему перебежчики

А14. Пугачёв в повести «Капитанская дочка» представлен как:

    мятежник, преступник

    историческое лицо – предводитель народного восстания

    романтический герой

    простой человек, пользующийся уважением народа

А15. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

    ум, сметливость

    лень, бездеятельность

    удальство, широта натуры

    склонность к пьянству

    память на добро, благодарность

А16. Екатерина II показана в «Капитанской дочке» как:

    добрая, рассудительная, и справедливая женщина

    властная императрица, милосердно простившая невиновного Гринёва

    внимательная, способная к состраданию женщина, поверившая рассказам Маши.

А17. Какому герою принадлежат слова?

Казнить так казнить, жаловать так жаловать.

А18. Чей это портрет?

Наружность его показалась мне замечательной: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь: живые большие глаза так и бегали._______________________________

Тест №3.

Лермонтов М.Ю. «Мцыри».

А1. Жанр произведения.
      баллада поэма-исповедь стихотворение
А2. Исповедь Мцыри:
        проникнута чувством покаяния защищает его правона волю и счастье история случившего с героем
А3. Тема произведения:
          показ прошлого Грузии рассказ о жизни в монастыре красота человека, готового умереть за свободу
А4. В строках: «Но дни бегут, бегут года, им не сойтися никогда» - автор использует:
            сравнение метафору олицетворение
А5. Мцыри говорит старому монаху: ...Жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. В его словах заключена важная мысль: 1. в течение трёх дней Мцыри пережил трагедию одиночества; 2. три дня скитаний позволили герою пережить немало испытаний, в котоых он проявил себя как боец; 3. за три дня Мцыри сумел прожить целую жизнь и узнать больше, чем за годы, проведённые в монастыре.А6. Монастырь для Мцыри: 1. приют одиноких сердец, нашедших в служении Богу своё спасение; 2. тюрьма, где происходит насилие над личностью, не желающей жить без свободы и воли; 3. обитель монахов, посвятивших себя служению Богу и покинувших ради этого мирскую жизнь.А7. Смерть Мцыри воспринимается как: 1. трагедия человека, не сумевшего противостоять силам природы; 2. протест против насилия над личностью; 3. освобождение от зависимости, обретение свободы.

Тест № 4.

Н.В.Гоголь «Ревизор».

А1. Завязкой «Ревизора» является сцена:

1. появление Хлестакова в доме городничего;

2. разговора городничего с чиновниками;

3. сообщение Бобчинского и Добчинского об инкогнито.

А2. Монолог Осипа в начале второго действия введён автором для того, чтобы;

1. слуга мог выговориться, высказать свою досаду;

2. русская литературная критика не обвинила автора в невнимании к людям из народа;

3. рассказать о Хлестакове зрителям.

А3. Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

1. детской наивной мечтой побыть государственным чиновником;

2. страхом за своё положение, которое может измениться;

3. глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестокова в сложившихся обстоятельствах.

А4. Чиновники видят, что Хлестаков глуп, но не хотят это признать:

1. должность ревизора останавливает их;

2. страх за незаконность своих деяний лишает их речи;

3. иначе придётся признать свою глупость и ограниченность.

А5. Хлестаковщина – это:

1. безудержное, беззастенчивое хвастовство и неосмысленные и неожиданные для самого героя действия;

2. стремление следовать моде во всём;

3. карьеризм, мошенничество.

А6. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

1. случайная интрижка, которая укрепила его положение в доме городничего;

2. настоящее, светлое чувство влюблённого;

3. жестокая насмешка над провинциальной барышней.

А7. Узнав правду о Хлестакове, городничий:

1. испугался, что все теперь будут над ним смеяться;

2. негодовал, что не смог увидеть в нём глупого, никчёмного мальчишку;

3. обрадовался, что он не ревизор.

А8. Ситуация, при которой истинное лицо Хлестакова открыто лишь зрителю, а действующие лица принимают его за ревизора, создаёт:

              комический эффект;

              особый драматизм;

              пессимистическое настроение.

А9. В чём заключается смысл «немой сцены»?

1. настоящий ревизор – проснувшаяся совесть. Так Гоголь утверждает идею неизбежности возмездия за неправедную жизнь.

2. введение элементов народного творчества;

3. подчеркнуть степень удивления героев пьесы сообщением.

Т е с т №5.

И.С.Тургенев «Ася».

А1. Жанр произведения:

1. рассказ

3. повесть

А2. Причина несостоявшейся любви Аси и господина N:

1. душевная слабость, малодушие героя;

2. характер героини;

3. несогласие Гагина.

А3. Развязка в произведении:

1. отъезд Гагиных;

2. свидание у фрау Луизы;

3. последний разговор с Гагиным.

А4. В судьбе рассказчика, обречённого на одиночество, виноват:

1. господин N;

А5. Особое очарование главной героини – в её:

1. характере;

2. поведении;

3. романтической таинственности.

А6. Лирическая грусть героя произведения проникнута:

1. мечтой о будущем;

2. горьким самоосуждением

3. чувством удовлетворения от того, что Ася не стала его женой.

А7. Особое представление о героини создают:

1. рассказ о ней Гагина;

2. её поступки, поведение в различных ситуациях;

3. рассказ о ней фрау Луизы.

А8. Только теме любви посвящено произведение:

1. «Барышня-крестьянка»;

3. «Станционный смотритель».

Т е с т №6.

И.С. Тургенев «После бала».

А1. Жанр произведения:

А2. Раскрытию идеи произведения помогает:

                  антитеза

                  гипербола

                  олицетворение

А3. Как можно охарактеризовать смысл заглавия раввсказа?

1. важность судьбы героя после бала;

2. особое значение сцены расправы с солдатом;

3. важность утра, следующего за балом.

А4. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

2. на балу надел «маску» добропорядочности;

3. добросовестно, не рассуждая выполняет свои служебные обязанности;

4. искренне верит в необходимость жестокой расправы,

А5. Определите основную идею рассказа.

1. судьба человека зависит от случая;

2. осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

3. идея личной ответственности человека.

А6. С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

1. замшевая перчатка;

2. белые усы и бакенбарды;

3. блестящие глаза и радостная улыбка;

4. «домодельные» сапоги.

А7. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

1. утверждает идею Толстого «непротивления злу насилием»;

3. идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

А8. Произведение заставляет задуматься о:

1. судьбе полковника;

2. личной ответственности человека за жизнь общества;

3. любви Ивана Васильевича.

А9. Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата?

1. разлюбил её;

2. сделал ей предложение;

3. возненавидел её;

4. продолжал её любить.

А10. Случай, произошедший с Иваном Васильевичем, повлиял на его дальнейшую жизнь, а именно:

1. он стал военным;

2. он нигде не стал больше служить;

3. во всех своих неудачах он винил полковника.

Т е с т №7.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».

А1. Жанр произведения:

                  1. стилизация былины.

А2. В основе сюжета произведения:

      фантастика

      жизненная ситуация;

      сочетание фантастики и жизнеподобия.

А3. Особенностью стиха произведения является:

        наличие высокопарной лексики;

        тесная связь с живой разговорной речью;

        нарочитая усложнённость.

А4. Василий Тёркин:

          историческая личность;

          сказочный герой;

          собирательный образ.

А5. Героя произведения можно назвать:

            исключительным;

            обыкновенным;

            заурядным.

А6. А.Т. Твардовский сравнивает советских солдат с:

              сказочными богатырями;

              средневековыми рыцарями;

              русскими воинами прошлых веков

              их отцами.

А7. В чём смысл сопоставления Тёркина с солдатом-стариком?

                показать преемственность поколений;

                подчеркнуть глубину веры Тёркина в победу

                показать общенародный характер войны

                расширить представление о разносторонности Тёркина.

То серьёзный, то потешный,

Нипочём что дождь, что снег,

В бой, вперёд, в огонь кромешный,

Он идёт, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

2. подчеркнуть исключительность главного героя;

3. показать Василия Тёркина как обобщённый, собирательный образ русского солдата;

4. утвердить непобедимость русского национального характера.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...