Здания и сооружения с массовым пребыванием людей. Определение термина

Темы событий в городе Тверь продолжают быть наиболее популярны. Места проведения массовых мероприятий остаются объектами повышенной опасности. А ведь скоро новогодние торжества. Опираясь на прошлое и заглядывая в будущее, хочу рассказать организаторам корпоративов с массовым пребыванием людей, как ограничивается максимально-допустимое количество участников торжеств и обслуживающего персонала.

Обычно происходит так: предприниматель или юридическое лицо берет во временное пользование на договорных отношениях группу помещений или часть здания под организацию объекта общественного питания; арендатор старается при минимальной площади помещения обслужить максимальное количество посетителей и заработать на этом как можно больше. Больше людей – больше выручка.

Обратимся к нормативным документам, которые нормируют соотношение людей и площади.

Пункт 42 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек, а в зданиях, выполненных из горючих материалов – регламентирует одновременное пребывание 50 и более человек только в помещениях первого этажа.

Пункт 43 дословно «Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек — зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. При определении максимально допустимого количества людей в помещении в указанных выше случаях следует принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 м 2 /чел. При этом размеры путей эвакуации и эвакуационных выходов должны обеспечивать эвакуацию людей за пределы зальных помещений в течение необходимого времени эвакуации людей.»

Ещё один нормативный документ СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения». Пункт 2.29* определяет площадь обеденного зала.

Вспомним математику. Допустим, арендатор снимает под ресторан помещения с обеденным залом площадью 100 кв.м. Обслуживающий персонал обеденного зала 5 человек. Посчитаем количество посадочных мест. Пункт 2.29* СНиП 2.08.02-89* на одно место в зале ресторана определяет 1,8 кв.м. Площадь зала разделим на 1,8 кв.м

Половина землекопа в расчёт не идёт, а значит максимально возможное пребывание людей в помещении ресторана 55 человек. Из них 5 человек обслуживающий персонал и 50 посадочных мест за столиками и у стойки бара.

Точную площадь зала ресторана «Хромая лошадь» не знаю. Примерно она составляет 300 кв.м, а значит максимальное количество посетителей должно было быть

300:1,8=166 человек, а было более 250 .

Организаторы заведения «Хромая Лошадь» не имели права превышать с посадочными местами. Такая ошибка дорогого стоит.

Не повторяйте роковых ошибок.

Об особенностях выбора и организации системы пожаротушения на различных объектах с массовым пребыванием людей рассказывают эксперты компаний: СКБ "Тензор", МГП "Спецавтоматика", ИЦПР "ЭФЭР" и ПО "Спецавтоматика"

  1. В чем особенность мест с массовым пребыванием людей как объектов, подлежащих оснащению системами пожаротушения?
  2. Какими нормативными документами следует пользоваться, выбирая установки пожаротушения для объектов с массовым пребыванием людей? Какие типы объектов накладывают особые ограничения на применение установок пожаротушения?
  3. Какие системы пожаротушения будут наиболее оптимальными для мест с массовым пребыванием людей – магазинов, ресторанов, банков, гостиниц?
  4. Какими требованиями следует руководствоваться, выбирая системы пожаротушения для социальных учреждений – больниц, школ, детских садов?
  5. Какие особенности культурных объектов – музеев, галерей, библиотек – стоит учитывать, выбирая систему пожаротушения?

Валерий
Соколов

Главный инженер группы компаний "МГП "Спецавтоматика"

В наше время есть такое понятие, как "умный дом", когда по хлопку или по голосовой команде без нашего участия в доме могут происходить всякие метаморфозы, облегчающие жизнь и быт. Чем выше уровень автоматизации, тем больше работы мы отдаем машинам. Случись сбой или поломка такой системы, данная ситуация никакой угрозы жизни человеку не несет, кроме некоторых неудобств.

Современные здания с массовым пребыванием людей в зависимости от функционального назначения и конструктивных особенностей могут иметь весьма оригинальные архитектурные формы, большие размеры и этажность. Данные здания насыщены различными инженерными системами для обеспечения жизнедеятельности человека, а это предполагает значительную энерговооруженность объекта. Система активной противопожарной защиты таких объектов представляет собой сложный комплекс инженерных систем и различных организационных мероприятий, направленных на защиту жизни человека. Одним из направлений такой защиты является автоматическая система пожаротушения. Надежность и работоспособность систем, связанных с активной противопожарной защитой таких объектов, должны быть 100%-ными.

Пожарные нормы

Есть требования пожарных норм, указывающие специалистам, какие объекты чем и как должны защищаться. То есть достаточно ли автоматической системы пожарной сигнализации на объекте, или объект подлежит защите автоматической системой пожаротушения. Но вопрос, какие системы пожаротушения должны применяться на данном объекте, остается открытым.


Выбор систем пожаротушения ложится иногда на сложившуюся практику, требования заказчика или – есть такое понятие – бюджетный вариант. Так, например, для защиты серверной можно применять различные газы, имеющие разные свойства воздействия на электронную аппаратуру (хладон 125 и 227, Novec 1230, инерген и углекислота и т.д.). Что же касается человека, то самое безопасное огнетушащее вещество по воздействию на его здоровье, применяемое для тушения пожара, – вода.

Независимо от функционального назначения объекта, если он по пожарным нормам подлежит защите автоматическими системами пожаротушения, то, как правило, защита объекта состоит из автоматической системы спринклерного водяного пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода. На объекте могут быть разновидности систем пенного, газового, порошкового и аэрозольного пожаротушения.

Больницы, школы, детские сады

Как уже указывалось выше, самым безопасным огнетушащим веществом для людей является вода. Самой безопасной и эффективной системой в пожаротушении будет система водяного пожаротушения, несмотря на то что пролив большого количества воды вызывает порчу имущества. Сейчас появились системы мелкодисперсной воды, где расход воды резко ограничен. Но эти системы ограничены в применении. Техника пожаротушения не стоит на месте, она активно развивается, и в недалеком будущем мы услышим о новых оригинальных решениях данного вопроса.

Музеи, галереи, библиотеки

Произведения искусства, старинные картины (особенно акварель) критичны к применению систем пожаротушения (например, вода). Сейчас на российском рынке появился новый газ Novec 1230, который имеет большое практическое будущее. Практически безопасен для человека (огнетушащая концентрация 4,2%), неэлектропроводен и идеально нейтрален. Эффективный газ для защиты хранилищ с произведениями искусства, архивов и серверных, особенно в защищаемых помещениях, где работают люди.

Олег
Антипов

Проектировщик СКУ АЗ ЗАО "СКБ "Тензор"

Объекты с массовым пребыванием людей

Особенностью рассматриваемых объектов всегда является сосредоточение большого числа людей (более 50 человек) как на большой, так и на небольшой площади. Эвакуация такого количества людей всегда затруднена ввиду возникновения паники, которая очень часто обусловлена не только фактом пожара, но и выделяемыми при этом продуктами горения различных веществ и материалов, что вызывает удушье, отравление и другие сопутствующие симптомы.

Для предупреждения подобных ситуаций необходимо правильно выбрать тип установки пожаротушения согласно действующим нормативным документам и рекомендациям, учитывая, что воздействие огнетушащего вещества может происходить непосредственно на людей.

Не стоит забывать и о том, что срабатывание установки пожаротушения может оказать и психологическое влияние на людей, находящихся в непосредственной близости от нее.

Пожарные нормы

При выборе установок пожаротушения для объектов с массовым пребыванием людей, безусловно, нужно следовать СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования". Наряду с настоящими нормами необходимо руководствоваться ведомственными (отраслевыми) и территориальными перечнями, а также другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, например СТУ. Кроме того, важно обратить внимание и на рекомендации ВНИИПО по применению огнетушащих веществ в установках пожаротушения в зависимости от класса пожара и типа пожарной нагрузки.

Особые ограничения по выбору и применению установок пожаротушения накладывают такие объекты, как архивы и фондохранилища, библиотеки, музеи, картинные галереи, банки, вычислительные центры (ЦОД), АТС и колл-центры. При выборе типа установки пожаротушения для подобных объектов проектировщику необходимо решить следующие задачи: эффективная локализация возгорания после срабатывания установки пожаротушения; отсутствие вреда для окружающей среды и здоровья людей, которые могут оказаться в зоне воздействия огнетушащего вещества; минимально причиняемый огнетушащим веществом вред или его полное отсутствие для материальных ценностей; и последнее, на что не всегда обращают внимание, – это экономическая эффективность установки, сколько она стоит и что произойдет в случае ее срабатывания (санкционированного или ложного).

Магазины, рестораны, банки, гостиницы

Для оснащения магазинов, ресторанов, банков, гостиниц наиболее оптимальными будут системы газового и водяного пожаротушения (спринклерные, дренчерные и установки пожаротушения тонкораспыленной водой). В отличие от установок другого типа установки водяного и газового пожаротушения нанесут наименьший вред здоровью находящихся в непосредственной близости к ним людей.


Касательно газового огнетушащего вещества – это, конечно же, должен быть хладон-23, 227еа (частично) или Novec 1230, огнетушащая концентрация которых не способна причинить непоправимый вред здоровью людей (в отличие от других газовых огнетушащих веществ).

Остается только просчитать экономическую эффективность установки и помнить, что у каждого огнетушащего вещества есть свои недостатки. Один из существенных недостатков воды – это хорошая электропроводность, что уже накладывает некоторые, но несущественные ограничения по ее применению на вышеперечисленных объектах. Вода также способна повредить материальные ценности, нанеся значительный ущерб объекту защиты не только при пожаротушении, но и, например, в случае ложного срабатывания или диверсии. Установки пожаротушения тонкораспыленной водой подвержены данным недостаткам в гораздо меньшей степени. У газовых огнетушащих веществ отсутствуют вышеупомянутые недостатки, однако газ не способен эффективно потушить материалы, склонные к самовозгоранию и тлению внутри объема вещества, а также горению без доступа воздуха, поэтому при тушении таких веществ используют повышающий коэффициент. Однако такие вещества и материалы практически не встречаются в магазинах, ресторанах, банках, гостиницах и на других подобных объектах.

Больницы, школы, детские сады

Для оснащения больниц, школ и детских садов также наиболее подходят системы газового и водяного пожаротушения с теми же рекомендациями. Однако к выбору установок пожаротушения для социальных учреждений данного типа, на мой взгляд, нужно подходить немного с другой позиции.

Что в случае пожара объединяет детей в учебном учреждении и людей, находящихся в больнице на лечении? Скорее всего это невозможность правильно оценить ситуацию, неспособность к действию, неспособность принять решение. А срабатывание пожаротушения – это дополнительный стресс для данной группы лиц, которые не подготовлены к развитию ситуации, не осведомлены должным образом о том, что может произойти и как им реагировать. Очевидно, что наиболее логичным и ожидаемым в случае пожара является пуск воды, к этому все готовы.

Для школ и дошкольных учреждений установки водяного пожаротушения вполне подходят, ущерб от их срабатывания будет невелик. Однако вода может повредить дорогостоящее оборудование лечебного учреждения и каким-либо образом повлиять на процессы, происходящие в больнице. Система газового пожаротушения при должном информировании посетителей таких объектов или даже населения в целом видится наиболее перспективной.

Музеи, галереи, библиотеки

Особенности данных объектов – наличие дорогостоящих экспонатов и других материальных ценностей, которые могут быть повреждены огнетушащим веществом в случае пуска установки пожаротушения. Наиболее актуальными и экономически целесообразными в данном случае являются установки газового пожаротушения, пуск которых не приведет к повреждению материальных ценностей.

Юрий
Горбань

Генеральный директор ЗАО "инженерный центр пожарной робототехники "ЭФЭР"

Объекты с массовым пребыванием людей

К объектам с массовым пребыванием людей относятся объекты, на которых возможно одновременное пребывание 50 человек и более, а к помещениям с массовым пребыванием людей – помещения площадью 50 кв. м и более с плотностью постоянно или временно находящихся в них людей более 1 человека на 1 кв. м. Высота помещений в зданиях с массовым пребыванием людей варьирует от 3 м и более.

Наибольшее внимание для обеспечения защиты объектов с массовым пребыванием людей следует уделять возможности эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможности спасения людей. А следовательно, развитию систем раннего сообщения о пожаре и автоматического пожаротушения, оптимизации размещения пожарных частей или их отдельных постов и оптимизации движения пожарных автомобилей к месту пожара.

Пожарные нормы

Применение систем пожаротушения для защиты объектов (продукции) различного назначения в России в первую очередь регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Федеральным законом Российской Федерации от 12.07.2012 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которым были ужесточены требования к обеспечению пожарной безопасности социально значимых объектов.

На основе ФЗ-123 разработаны различные общепринятые к проектированию нормативные документы (национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

На объектах с массовым пребыванием людей, как правило, применяются водяные установки пожаротушения: спринклерные, дренчерные, установки пожаротушения тонкораспыленной водой (АУП-ТРВ) и роботизированные пожарные комплексы (РПК).

Cогласно своду правил СП5.13130–2009, приложение А, необходимость в автоматической установке пожаротушения определяется в зависимости от назначения помещения и площади.

В своде правил приведены также ограничения в использовании установок пожаротушения. Например, спринклерные установки следует проектировать для помещений высотой не более 20 м, за исключением установок, предназначенных для защиты конструктивных элементов покрытий зданий и сооружений (п. 5.22).

Область применения автоматических установок пожаротушения значительно увеличилась благодаря роботизированным пожарным комплексам (АУП РПК), обеспечивающим широкие технические возможности, позволяющие применять их в тех зданиях, где традиционные спринклерные и дренчерные АУП малоэффективны или неприемлемы. К таким зданиям относятся высокопролетные спортивные и выставочные комплексы.

Выставочные и спортивные комплексы, концертные залы, торговые комплексы

Для защиты объектов и мест с массовым пребыванием людей, характеризующихся большими площадями и высотой, таких как выставочные и спортивные комплексы, крупные концертные залы, торговые комплексы, рекомендуется применение автоматических установок пожаротушения на базе РПК. Использование традиционных спринклерных и дренчерных установок пожаротушения для защиты такого рода объектов малоэффективно или совсем неприемлемо.



Говоря о технических показателях систем, следует отметить значительные возможности РПК по защите больших площадей высокопролетных сооружений. С одной точки можно защищать площади от 5 до 15 тыс. кв. м при расходах от 20 до 60 л/с соответственно. Водоснабжение пожарных роботов осуществляется только по магистральной сети – без паутины распределительных сетей, характерных для спринклерных и дренчерных систем. Адресная доставка воды и пены происходит по воздуху по всей защищаемой зоне непосредственно на очаг загорания, а не на расчетную площадь, определенную проектом раз и навсегда. При этом соблюдается требуемая интенсивность орошения – за счет дозированной подачи. Точность подачи ОТВ гарантируется введением обратной связи по положению струи, которая осуществляется путем цифровой обработки видеосигнала при видеоконтроле. Такие технические возможности роботизированных систем позволяют гибко реагировать на различные сценарии развития пожара.

Открытая установка пожарных роботов не всегда эстетически обоснована, кроме того, ввиду свободного доступа их можно вывести из строя. В таких случаях РПК комплектуются пожарными роботами типа IN BOX для установки в нише. Такое решение позволяет применять ствольную технику на объектах, к дизайну которых предъявляются повышенные требования. Особенностью ПР в исполнении "в нише" является то, что они имеют дополнительную степень подвижности. В режиме "Тревога" роботы выдвигаются из ниши, выходят на боевую позицию, осуществляют мониторинг, находят очаг загорания, производят автоматическое пожаротушение. В дежурном режиме пожарные роботы переходят в нишу, закрывая за собой проем.

Такие системы должны найти широкое применение для противопожарной защиты спортивно-массовых и зрелищных комплексов и других мест массового пребывания людей.

Погорелова

Главный инженер проекта ЗАО "ПО "Спецавтоматика"

Объекты с массовым пребыванием людей

Начнем с того, что в нормативной документации на сегодня нет четкого и единого определения объектов с массовым пребыванием людей.

В соответствии с СП 7.13130–2009 к объектам с массовым пребыванием людей относятся объекты площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей плотностью более одного человека на 1 кв. м площади помещения.

В комментарии ВНИИПО к 123–ФЗ: здания с массовым пребыванием людей – это 1000 человек и более.

В утратившем с 2012 г. силу ППБ 01–03 был дан такой критерий определения объектов с массовым пребыванием людей: при возможном одновременном пребывании в нем 50 человек и более.

Максимальное количество посетителей для каждого конкретного объекта определяется в соответствии с нормами проектирования или (при отсутствии норм проектирования и разработки специальных технических условий) расчетом, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре с учетом принятой на объекте системы пожарной безопасности.

Основным требованием, предъявляемым к системе пожарной безопасности таких объектов, является обеспечение безопасности людей – предотвращение пожара и исключение воздействия на людей опасных факторов пожара.

Особенность пожаротушения таких объектов – невозможность проведения оперативных боевых действий, поскольку массовая эвакуация не дает возможности пожарным подразделениям проникнуть в здание и локализовать пожар в начальный период. Поэтому для данной категории объектов при наличии автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей, должном состоянии путей эвакуации и запасных выходов порой единственным гарантом спасения человеческих жизней является оснащение здания современной автоматической установкой пожаротушения.

Пожарные нормы

Перечень объектов, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, приведен в приложении А к СП 5.13130– 2009. В том же СП запрещено использование установок порошкового и аэрозольного пожаротушения для объектов с массовым пребыванием людей. Газовое пожаротушение даже безопасными для человека составами считаю безопасным условно (это тема отдельной дискуссии) и для помещений больших объемов экономически нецелесообразным.

Магазины, рестораны, банки, гостиницы

Пожары в общественных зданиях по классификации относятся к подклассу А1 класса А (горение твердых веществ, сопровождаемое тлением). Вода как огнетушащее вещество для таких пожаров наиболее эффективное средство, являющееся к тому же абсолютно безопасным для человека. Огнетушащая эффективность воды – это главным образом охлаждение. Она поглощает теплоту и охлаждает горящие материалы лучше любого другого из обычно применяющихся огнетушащих веществ. Вода наиболее эффективна для поглощения теплоты при температуре до 100 °С. При температуре 100 °С вода продолжает поглощать теплоту, превращаясь в пар, и отводит поглощенную теплоту от горящего материала. Это быстро снижает его температуру до значения ниже температуры его воспламенения, в результате чего пожар прекращается.



Вода имеет важный вторичный эффект: превращаясь в пар, она расширяется в 1700 раз. Возникшее большое облако пара окружает пожар, вытесняя воздух, в котором содержится кислород, необходимый для поддержания процесса горения. Таким образом, кроме охлаждающей способности, вода обладает эффектом объемного тушения, то есть изолирует очаг возгорания. К достоинствами воды можно отнести также ее дешевизну, доступность, легкость подачи к месту горения, хорошую сохранность в течение длительного времени. Важной особенностью использования воды в качестве огнетушащего вещества является применение спринклерных установок пожаротушения, где подача ОТВ происходит непосредственно к очагу возгорания.

Больницы, школы, детские сады

Для таких объектов важно исключить ложное срабатывание, которое может спровоцировать панику. С 2009 г. в России нормативно предусмотрено применение спринклерно-дренчерных установок водяного пожаротушения, а также установок с принудительным пуском. Особенностью применения данных установок является подача воды только к очагу возгорания в случае реального пожара.

Музеи, галереи, библиотеки

Музеи, библиотеки, галереи и в особенности помещения хранилищ культурных и исторических ценностей не относятся к объектам с массовым пребыванием людей, все посетители могут эвакуироваться за довольно короткое время. Здесь необходимо в первую очередь обеспечить сохранность уникальных и редких экспонатов.

Системы газового пожаротушения для таких помещений наиболее эффективны и экономически оправданы. Однако следует учитывать, что при тушении некоторыми составами снижается температура в помещениях, что является нарушением режима хранения.

При тушении с использованием состава Novec 1230 (сухая вода) температурный и влажностный режим практически не изменяется, нет химической и коррозионной активности, не вымываются водорастворимые краски с бумаги.

Как альтернатива используется тонкораспыленная вода. Пожаротушение тонкораспыленной водой, сохраняя все преимущества тушения обычной водой (охлаждение и изоляция очага возгорания, понижение концентрации реагирующих продуктов), отличается более высокой эффективностью за счет меньших размеров капель, высокой скорости выходящей струи, длительной стабильности создаваемого установкой водяного тумана в объеме помещения, доведения процесса тушения до конца – подавление горения, ликвидация тления и исключение повторного возгорания. Важным моментом является адсорбирующая способность ТРВ по отношению к аэрозолям, что позволяет осаждать продукты сгорания в виде дыма и сажистых веществ, очищая атмосферу в зоне тушения.

Горбань Ю. И.Директор ЗАО "Инженерный центр пожарной робототехники ЭФЭР"

Всего статей: 9

Как правильно называется документ: данный документ имеет различные названия, которые устанавливаются нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями. Например: паспорт безопасности объекта, паспорт антитеррористической защищенности объекта, антитеррористический паспорт, ПАЗ, паспорта антитеррора, паспорт безопасности антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, паспорт безопасности мест массового пребывания людей (ММПЛ ), и др. Но фактически названия документа не меняют его суть и функциональное назначение.

Паспорт антитеррористической защищенности объектов массового пребыванием людей (антитеррористический паспорт объекта) - это документ в котором указывается состояние защищенности объекта, здания, учреждения, организации. Также к таким предприятиям относятся любые объекты (территории) на которых единовременно находится 50 и более человек. Такие территории в соответствие с законодательством называют местом массового пребывания людей.

  • Стоимость разработки, оформления, изготовления - от 45 000 рублей
  • Цена согласования документа - от 10 000 до 25 000 рублей (в зависимости от территориального расположения)
  • Разработка антитеррористического паспорта - от 7 до 10 дней
  • Согласования паспорта АТЗ - от 30 до 50 дней
  • Срок действия паспорта антитеррора - от 2 до 5 лет

Одним из наиболее значимых событий в этой области стал выход 25.03.2015 года ПП РФ № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)"

Кому нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности места объекта массового пребывания людей (ПАЗ) - в первую очередь это объекты, предприятия, учреждения с массовым посещением населения.

Например:

  • Здания администраций
  • Предприятия и учреждения системы здравоохранения, такие как поликлиники, больницы и др.
  • Образовательные организации, школы, детские сады, ВУЗы, институты и т.п.
  • Учреждения социального обслуживания населения
  • Ярмарки, рынки
  • Спортивные сооружения, физкультурные объекты, Стадионы
  • Киноконцертные залы, клубы, кинотеатры, музеи, театры и др. учреждения культуры
  • Санатории, пансионаты, отели, гостиницы, хостелы, мини гостиницы, дома отдыха и пр. средства коллективного размещения людей
  • Предприятиям, в том числе производственным объектам
  • Офисные центры, бизнес-центры, магазины, торговые центры и др.
  • Предприятия общественного питания, кафе, рестораны, и др.
  • Водозаборные узлы (водонасосные станции) производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и более
  • Котельные мощностью 30 Гкал/час и выше
  • Котельные мощностью менее 30 Гкал/час, работающие в круглосуточном режиме
  • Канализационные насосные станции производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и выше
  • Канализационные насосные станции производительностью менее 10 тыс. куб. м/сутки, работающие в круглосуточном режиме

Процедура категорирования предприятий - с выходом постановления № 272 для всех организаций являющихся местом массового пребывания населения данная процедура стала обязательной. Согласно законодательству все объекты подразделяются на три категории:

  • 1 категория - единовременное пребывание 1000 и более человек
  • 2 категория - одновременное нахождение от 200 до 1000 человек
  • 3 категория - объекты с одновременным пребыванием от 50 до 200 человек

Стоит также отметить, что 272 ПП состоит из двух частей: в первой устанавливаются требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания (ММПЛ) и форма паспорта безопасности мет массового пребывания, во второй приводятся методические рекомендации по составлению паспорта безопасности объекта (паспорта антитеррористической защищенности) и требования по антитеррористическим мероприятиям для объектов подлежащих обязательной охране полицией.

Также были получены разъяснения от МВД по применению постановления правительства № 272 и методическим рекомендациям по содержанию паспорта безопасности установленных этим законом:

  • Объектам организаций и предприятий которые имеют паспорт безопасности оформленный не по ПП РФ 272 и непераработавшим данный документ по новой форме следует руководствоваться ст. 19 данного постановления (№ 272 от 25.03.2015 года)
  • Категорирование и обследование объектов указанных в данном законе будет проводиться по инициативе комиссии, которая создана в каждом муниципальном образовании или на основании запроса организации
  • Перерабатывать имеющийся антитеррористический паспорт будет необходимо только по требованию государственных органов

Почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности объекта?

Зачем нужно разрабатывать паспорт безопасности объекта и кто должен его разрабатывать. Согласно действующего законодательства ответственный за разработку паспорта антитеррористической защищенности руководитель объекта, правообладатель. В первую очередь паспорт безопасности антитеррористической защищенности нужен оперативным службам для реагирования в случае необходимость. Также согласно 35 ФЗ все организации независимо от формы собственности и вида деятельности должны иметь данный документ, если на их территории может находиться пятьдесят и более человек.

Структура паспорта безопасности объекта места массового пребывания людей:

Структура паспорта безопасности объекта массового пребывания людей предприятия для разных организаций отличается в зависимости от нормативно-правового акта в соответствии с которым он изготовлен. Рассмотрим структуру паспорта безопасности на примере 272 постановления от 25.03.2015 г.:

  • ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
  • ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
  • АННОТАЦИЯ
  • РАЗДЕЛ 1. Общие сведения
  • 1.1 Реквизиты организации
  • 1.2 Профиль объекта
  • 1.3. Режим работы объекта
  • 1.4. Наличие арендаторов и краткие сведения о них
  • 1.5. Средняя и максимальная посещаемость объекта
  • 1.6. Характеристика района размещения объекта
  • 1.7. Страховые данные
  • РАЗДЕЛ 2. Сведения о персонале
  • 2.1. Общая численность сотрудников, согласно штатного расписания
  • 2.2. Численность арендаторов по каждому субъекту хозяйственной деятельности (раздельно по каждому субъекту)
  • 2.3. Списки арендаторов-балансодержателей с указанием адресов местожительства, телефонов и банковских реквизитов организаций
  • 2.4. Максимальная численность персонала (число работающих в смену с учетом арендаторов)
  • 2.5. Дополнительные сведения
  • РАЗДЕЛ 3. Анализ и моделирование возможных кризисных ситуаций
  • 3.1. Моделирование кризисных ситуаций
  • 3.2. Перечень аварийных и чрезвычайных ситуаций на рядом расположенных объектах и транспортных коммуникациях, которые могут повлиять на безопасность объекта
  • 3.3. Перечень опасных природных процессов, которые могут повлиять на безопасность объекта
  • РАЗДЕЛ 4. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности
  • 4.1. Сведения о выполнении организационных мероприятий по защите персонала и посетителей объекта в части предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций
  • 4.2. Сведения о выполнении инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  • 4.2.1. Обеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты
  • 4.2.2. Наличие систем оповещения и связи, локальных систем оповещения, порядка оповещения и текстов оповещения
  • 4.3. Наличие автоматизированных систем контроля и безопасности на объекте
  • 4.4. Привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
  • 4.5. Порядок оповещения должностных лиц объекта
  • РАЗДЕЛ 5. Силы и средства охраны
  • 5.1. Параметры охраняемой территории
  • 5.2. Технические средства охраны
  • 5.3. Организация системы охраны
  • 5.4. Организация связи
  • РАЗДЕЛ 6. Ситуационные планы и схемы
  • 6.1. Ситуационный план
  • 6.2. Поэтажные планы с экспликацией помещений и указанием необходимой информации
  • 6.3. Схема подходящих к объекту инженерных коммуникаций
  • 6.4. Места хранения паспорта безопасности, планов и схем документов
  • РАЗДЕЛ 7. Системы жизнеобеспечения
  • 7.1. Система энергоснабжения и ее характеристики
  • 7.2. Система водоснабжения и канализации и ее характеристики
  • 7.3. Система отопления, вентиляции и кондиционирования и ее характеристики
  • 7.4. Защищенность систем жизнеобеспечения от несанкционированного доступа
  • РАЗДЕЛ 8. Взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами
  • РАЗДЕЛ 9. Перечень использованных источников информации
  • РАЗДЕЛ 10. Выводы (о состоянии антитеррористической защищенности и рекомендации)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ (ситуационные планы и схемы)
  • Приложение 1. Ситуационный план территории объекта
  • Приложение 2. План инженерных коммуникаций
  • Приложение 3. Поэтажный план с экспликацией
  • Приложение 4. Схема оповещения
  • Приложение 5. Маршруты эвакуации
  • Приложение 6. Схема расположения технических средств
  • Приложение 7. Инструкции
  • Приложение 8. Приказы

Таким образом получается, что Формы паспортов антитеррористической защищенности и инструкции по их заполнению устанавливаются различными нормативно-правовыми актами, с которыми Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе законодательство.

Также данными законами устанавливается порядок разработки, согласования, корректировки и переоформления паспорта антитеррористической защищенности. Фактически шаблон паспорта безопасности устанавливается органами государственной власти.

С кем согласуется паспорт безопасности места с массовым пребыванием людей - в первую очередь это территориальные подразделения силовых структур МЧС, МВД и ФСБ, в некоторых случаях документ согласуют другие заинтересованные службы.

Паспорт антитеррористической защищенности объекта оформляется в нескольких экземплярах (от 2-х до 5-ти в зависимости от постановления по которому он изготовлен). После согласования по одному экземпляру предоставляется в согласующие организации и один экземпляр паспорта безопасности хранится на объекте в месте ограниченного доступа. Если учреждение не может обеспечить сохранность паспорта безопасности антитеррористической защищенности, то в некоторых случаях допускается сдать документ на хранение в орган исполнительной власти муниципального образования на территории которого расположена организация.

В случае если на объекте произошли изменения - их необходимо внести в документ. Как внести изменения в паспорт антитеррористической защищенности. Корректировка и переработка паспорта антитеррора происходит в следующей последовательности:

  • изменения вносятся в лист корректировки с указанием лица вносившего данные правки, даты и причин внесения
  • в письменном виде о переработке паспорта АТЗ (ПАЗ) уведомляются согласующие органы.

Если у Вас возникли вопросы по данной статье, можете обратиться за бесплатной консультацией к специалистам нашей компании.

Странный вопрос, здание общественное, а нём может быть, а может и не быть помещение с массовым пребыванием людей, т.е. свыше 50 чел.


Вопрос может быть и странный, но к сожалению в ГОСТ Р 53315-2009 (Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности) есть очень важное и дорогостоящее в реализации требование, которое отнесено именно к "зданиям с массовым пребыванием людей ".

Прямого определения, что же это за зверь такой - здание с массовым пребыванием людей - ни в данном ГОСТе, ни в других НТД естественно нет, понимай как хочешь.
Косвенные упоминания-пояснения обнаружены в следующих документах: ППБ 01-03, Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2008 г. N 375-ПП "О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы", Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ.

Цитата: ППБ 01-03

16. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.


Цитата: Правительство Москвы

Перечень
критериев зданий и сооружений, подлежащих оборудованию структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

..............................
3. Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек

Цитата: Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ

Комментарий к статье 84, частям 1, 5, 6, 8
Одним из вопросов, возникающих при проектировании системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), является определение размеров зон пожарного оповещения, времени начала оповещения в зонах оповещения, а также очередности оповещения. В нормах все эти параметры предлагается определять «исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре», и за непонимания такой трактовки норм проектировщики стремятся к созданию большого количества зон оповещения (столько, сколько позволяет оборудование), что усложняет работу диспетчера при полуавтоматическом управлении системой.
Части здания, в которых находятся люди, не способные к самостоятельной эвакуации, рекомендуется выделять в отдельные зоны оповещения из-за особенностей текста оповещения. Другой причиной деления здания на зоны пожарного оповещения является ограниченная пропускная способность эвакуационных путей и выходов. При одновременном движении большого количества людей в направлении выходов образуются людские потоки, с увеличением плотности потоков скорость их уменьшается, образуются «пробки», в результате время эвакуации увеличивается, и люди не успевают покинуть здание до начала воздействия на них опасных факторов пожара опасных факторов пожара (ОФП). Для того, что бы избежать таких явлений, здания с массовым пребыванием людей (1000 человек и более) оборудуются системами 4 и 5 типов, для создания которых необходимо разделение здания на зоны пожарного оповещения и установления специальной очередности оповещения.


Т.е. строго говоря, Правительство Москвы в постановлении N375-ПП дало прямое определение. Однако какую силу имеет данное постановление в сравнении с НТД, выпускаемыми Федеральными Ведомствами? Какую силу оно имеет за пределами Москвы? Вопросы риторические.

Короче наши законотворцы как всегда на высоте

В соответствии с документами по пожарной безопасности к объектам с массовым пребыванием людей относятся общественные здания и сооружения, в которых одновременно может находиться 50 и более человек, а к помещениям с массовым пребыванием людей - помещения площадью 50 м 2 и более с плотностью постоянно или временно находящихся в них людей более 1 чел. на 1 м 2 . К ним относятся театры, кинотеатры, клубы, концертные залы, учебные заведения, дворцы культуры, общежития, торговые учреждения, административные здания, больницы, выставки, музеи.

Высота помещений в зданиях с массовым пребыванием людей варьируется от 3 до 30 м и более.

Коридоры в зданиях с массовым пребыванием людей являются основными горизонтальными коммуникациями, обеспечивающими связь между помещениями в пределах этажа, а также путями движения из помещений к лестницам.

Минимальная ширина коридоров для массового движения принимается 1,5 м (в чистоте) и второстепенных (при длине 10 м) 1,25 м. Коридоры, в которые выходят двери учебных помещений, устраиваются шириной не менее 1,8 м с открывающими дверями в коридор.

В качестве вертикальных коммуникаций в зданиях с массовым пребыванием людей применяются лестницы, подъемники периодического и непрерывного действия, пассажирские и грузовые лифты и эскалаторы.

Здания с массовым пребыванием людей становятся в последнее время объектами террористических атак - атака на здания-близнецы в США, взрывы в кафе, клубах и т.д. Взрывы часто сопровождаются пожарами.

Каждый объект с массовым пребыванием людей должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, основными целями которой являются предотвращение пожара, безопасность людей и защита имущества при пожаре.

На протяжении последних 5 лет обстановка с пожарами на территории Российской Федерации имеет устойчивую положительную динамику: количество пожаров уменьшилось на 18,4%, число погибших людей - на 24,3%, травмированных - на 1,2%.

Вместе с тем пожары на объектах с массовым пребыванием людей имеют широкий общественный резонанс, к ним привлечено внимание высшего руководства страны.

Несмотря на принимаемые меры защиты таких объектов, в 2009 г. произошло 2 пожара с массовой гибелью (свыше 20 чел.): пожар в клубе "Хромая Лошадь" (г. Пермь) в ночь с 4 на 5 декабря 2009 г., на котором зарегистрировано 95 погибших (с учетом умерших в больнице всего погибло 156 чел.), и пожар в доме-интернате для престарелых в Республике Коми (с. Подъельск), на котором погибло 23 чел.

На рис.1 показано, что число пожаров на объектах с массовым пребыванием людей неуклонно снижается начиная с 2007 г.

Рис.1. Динамика количества пожаров на объектах с массовым пребыванием людей за 2007-2014 гг.

Более вариабельная картина наблюдается по показателю "число погибших людей на объектах с массовым пребыванием людей" за тот же период (график.2). Поскольку представленное на рис.2 снижение числа погибших можно объяснить уменьшением числа пожаров (см. рис.1), на рис.3 приведена динамика относительного числа погибших людей в среднем на один пожар. На нем видно, что за исключением достаточно благополучного 2008 г. наблюдается негативная картина повышения доли погибших людей в среднем на один пожар (на объектах с массовым пребыванием людей) с 0,025 в 2007 г. до 0,032 в 2014 г.


Рис.2. Динамика числа погибших на пожарах (на объектах с массовым пребыванием людей) за 2007-2014 гг.


Рис.3. Динамика относительного числа погибших людей в среднем на один пожар за 2007-2014 гг.

В 2014 г. на объектах с массовым пребыванием людей было зафиксировано 6 116 пожаров, на которых зарегистрировано погибших - 274 чел., получивших травмы - 461 чел.

На рис.4 представлена структура групп причин, способствовавших развитию пожара и гибели людей на пожарах.


Рис.4. Структура причин, способствовавших развитию пожара и гибели людей на пожарах

Как видно из рис.4, наибольшее внимание для обеспечения защиты объектов с массовым пребыванием людей следует уделять развитию систем раннего сообщения о пожаре и автоматического пожаротушения, оптимизации размещения пожарных частей или их отдельных постов и оптимизации движения пожарных автомобилей к месту пожара.

Снижение количества пожаров, числа погибших и экономических потерь от пожаров в зданиях, сооружениях с массовым пребыванием людей в большой степени зависит от организации наблюдения и контроля за наличием и работоспособностью системы обеспечения пожарной безопасности рассматриваемых объектов (далее - мониторинг обеспечения пожарной безопасности).

Мониторинг обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей как сложная многофункциональная система представляет собой совокупность двух подсистем:

технического мониторинга, осуществляемого с помощью автоматических средств и систем предотвращения и обнаружения пожара;

социального мониторинга, осуществляемого органами государственного пожарного надзора (ГПН), а также экспертными организациями по независимой оценке пожарного риска (аудит пожарной безопасности).

Эффективное функционирование любой социальной системы, в том числе мониторинга, невозможно без четкой правовой регламентации ее деятельности.

Основу законодательного регулирования осуществления технического мониторинга составляет Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), в котором систематизированы, выверены и законодательно закреплены конкретные технические требования (вплоть до числовых значений) как к объектам защиты, так и к техническим средствам наблюдения и контроля, а также ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования".

При этом основной причиной гибели людей при пожарах на объектах с массовым пребыванием людей зафиксировано отравление токсичными газами и ядовитыми веществами. Следует отметить, что в качестве основных причин, способствовавших развитию пожара и гибели людей на пожарах в учреждениях социального обслуживания населения со стационаром, отмечены следующие: задержка персоналом сообщения о пожаре в пожарную охрану и удаленное расположение пожарной части от объекта пожара.

Пожар представляет собой сложный физико-химический процесс, включающий помимо горения явление массо- и теплообмена, развивающиеся во времени и пространстве. Эти явления взаимосвязаны и характеризуются параметрами пожара: скоростью выгорания, температурой и т.д. и определяются рядом условий, многие из которых носят случайный характер.

Явления массо- и теплообмена называют общими явлениями, характерными для любого пожара независимо от его размера и места возникновения. Только ликвидация горения различными способами может привести к их прекращению.

Опасными факторами пожара (ОФП), воздействующими на людей являются: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, предметов; токсические продукты горения, дым; пониженная концентрация кислорода; падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок и опасные факторы взрыва.

К основным причинам возникновения пожаров в местах с массовым пребыванием людей являются:

неосторожность обращения с огнем;

перегрев электробытовых приборов;

перенапряжение электричества;

несоответствие электрической защиты приборов и оборудования действующим нормативам;

выполнение электросварочных и ремонтных работ с нарушением правил пожарной безопасности;

технологические аварии;

К основным источникам возгорания можно отнести:

бытовые источники огня (спички, зажигалки, свечи, сигареты);

неправильная эксплуатация электрических приборов;

разряды статического или атмосферного электричества.

Угрозу жизни и здоровью людей пожар представляет с самой начальной стадии его развития - с момента возникновения источника возгорания и образования продуктов горения любых материалов и веществ (гибель людей, в основном, происходит на ранних стадиях развития пожара преимущественно от удушья. Чаще всего на пожарах погибаю дети, пожилые люди и инвалиды).

В большинстве случаев смерть и травмирование людей происходит вследствие отравления продуктами горения и недостатка кислорода в воздухе помещения, задымление путей эвакуации и потеря видимости. Другими опасными факторами для человека в условиях пожара являются высокая температура, открытый огонь, искры, разрушение строительных конструкций.

В зависимости от конструктивных характеристик пожарной опасности распространение продуктов горения и других опасных факторов пожара происходит:

В помещении:

вследствие лучистого и конвективного теплообмена между источником горения и другим пространством;

по средствам сгораемым веществам и материалам, находящимся в помещении в виде линейного распространения горения;

В здании:

вследствие распространения продуктов горения из помещения с очагом пожара в другие помещения и на пути эвакуации через щели в ограждающих конструкциях;

переход пламени и продуктов горения через дверные проемы, люки, оконные проемы;

по коммуникациям;

в результате достижения пределов огнестойкости ограждающими и несущими конструкциями и распространение пожара в смежные помещения;

по распространяющим горение строительным конструкциям и содержащимся в них пустотам;

Интенсивность образования и распространения по зданию продуктов горения и других опасных факторов пожара определяются качеством пожарной нагрузки.

Под пожарной нагрузкой понимают количество теплоты, отнесенной к единице поверхности пола, которое может выделиться в помещении или здании при пожаре.

Предотвращение распространения опасных факторов пожара достигается:

предотвращением распространения горения в коммуникациях;

обеспечением необходимых пределов огнестойкости ограждающих и несущих конструкций;

защитой проемов, устройством преград в коммуникациях, заделкой стыков;

использование первичных, автоматических и привозных средств пожаротушения, а также пожарной сигнализации;

устройством противопожарного водопровода;

обеспечением доступа пожарных к возможным очагам пожара.

Для спасения людей в первую очередь стоит выбирать кратчайшие и наиболее безопасные пути.

Способы спасения людей определяются в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей, которые нуждаются в помощи. Основными способами спасения людей являются: самостоятельный выход людей; вывод людей в сопровождении пожарных; вынос людей; спуск спасаемых с высоты. В большинстве случаев, заметив опасность, люди выходят из помещений еще до прибытия пожарных подразделений.

В 2009 г. на объектах с массовым пребыванием людей было зафиксировано 8 516 пожаров, на которых зарегистрировано погибших - 274 чел., получивших травмы - 461 чел.

Все объекты с массовым пребыванием людей можно разделить на группы в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714. В табл.1 представлен список групп объектов с массовым пребыванием людей, количество зафиксированных в 2009 г. пожаров, число погибших на них людей и частотность гибели людей (список проранжирован по данному показателю). Жирным шрифтом выделены группы объектов, на которых частотность гибели людей в 2009 г. превысила средний уровень гибели.

Самые крупные пожары в музеях России:

14 мая 2010 года. Пожар уничтожил двухэтажный деревянный дом в деревне Кабона (Ленинградская область), в котором располагались Музей "Дороги жизни" и Музей поэта Александра Прокофьева. В огне погибла вся уникальная экспозиция музея "Дороги жизни".

мая 2010 года. Пожар в доме-музее Паустовского в Тарусе уничтожил жилую половину мемориального здания.

марта 2009 года. Пожар в музее "Брянский лес" (Брянск). В огне погибли четыре диорамы, растения, разные виды чучел животных и птиц.

августа 2009 года. Пожар в музее авиации и космонавтики на Ходынском поле в Москве. Сгорел самолет-экспонат Ил-14.

сентября 2009 года. Пожар в музее истории Новоржевского края (филиал Псковского музея-заповедника). От огня пострадали 122 картины.

февраля 2008 года. Пожар на территории музея-заповедника "Царицыно". Площадь пожара составила 500 квадратных метров.

декабря 2008 года. Пожар в доме-музее Сандры Курлиной в центре Самары. Площадь возгорания составила 250 квадратных метров.

июля 2007. Пожар в музее Восковых фигур на территории Аничкова дворца (Санкт-Петербург). Сгорели строительные конструкции павильона и восковые фигуры.

июля 2006 года. Пожар в музее-усадьбе Федора Тютчева в селе Мураново (Московская область). Коллекцию удалось вовремя вынести из горящего здания. Здание серьезно пострадало.



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...