Билетер в театре как называется. Театральный словарь

Немало найдется людей, которые хоть раз покупали билеты не в кассе театра, а с рук, у тех, кого когда-то называли спекулянтами, а теперь называют молодцами-перекупщиками.

Парадокс состоит в том, что от перекупщиков поступают сегодня наиболее выгодные предложения в лучшие театры города на самые известные постановки с популярными актерами на приличные места по вашему выбору. Ваша выгода состоит в том, что вы получите то, что искали, но не могли найти. Выгода продавцов, соответственно, будет исчисляться в денежном эквиваленте – процентах, которые продавец начисляет себе сам. Что заставило этих людей сделать продажу билетов своей профессией?

С одним из представителей этой касты, Игорем, мы и пообщались, избрав местом нашей беседы кафе недалеко от места его работы – Театральной площади. За маской говорливого шутника оказался интересный и весьма неординарный человек, со своими достоинствами, комплексами и мечтами. Свидетельницей нашего разговора оказалась одна женщина, которая в конце концов попросила номер телефона Игоря. Так отыскался еще один клиент – благодаря интервью для «ВД», который, между прочим, был в кармане моего собеседника все это время.

–Игорь, почему вы решили заниматься продажей театральных билетов?

– Потому что не было выбора. Начал я с того, что работал курьером. Считаю себя талантливым, гениальным, одаренным. Увы, никто не может придать мне огранки. А она необходима каждому бриллианту. Я мог быть всем: дипломатом, артистом, художником, гитаристом. А не стал, потому что лень…

– Где вы берете билеты?

– Билеты приходится выкупать за свои собственные деньги. В Москве 500 таких барыг, как я. Мы знаем конъюнктуру, делаем правильные закупки и тем живем. У всех день на день не приходится. Пять раз в месяц я могу заработать сотню долларов. В другие дни поменьше, полторы тысячи, тысячу, пятьсот рублей. А бывает, как сегодня, только пятьдесят... У любого, кто захочет заниматься этим, все получится.

– В какие театры чаще берут билеты?

– В любые берут. Все зависит от меня, как смогу преподнести то или иное предложение. Можно ведь кирпич завернуть в хорошую обертку и продать, и это будет выглядеть, как конфетка. Самые популярные, конечно, «Ленком», «Современник», Большой театр, Малый. В Малый театр сейчас чаще стали ходить. Я все время говорю Виктору Павлову: «Порекомендуйте меня Соломину на главную роль».

– А откуда вы знаете Павлова?

– Я вообще многих артистов знаю, я человек общительный.

– Где же вы их встречаете?

– На улице. Вот скромный человек боится подойти на улице к другому человеку. А я немножко хамоватый в этом плане.

– Вы можете вычислить того, кто точно купит у вас билет?

– У меня есть свои постоянные клиенты. Один, например, является высокопоставленным чиновником «Лукойла», другой – «Никойла». Есть еще первый заместитель министра финансов. Подошел и спросил билеты. Тогда я не знал, кто это. И обычный человек придет, мы его обслужим, дадим ему билеты по его уровню. Это будет недорого.

–Насколько недорого?

–Например, покупаю билет за четыреста рублей, а продать могу и в два, и в три раза дороже. Смотря по клиенту. Варьируем цены. Ибо сказано, по должности твоей и цена.

– У вас есть определенные точки реализации?

– Я работаю у Большого театра. Но знакомлюсь с людьми где угодно. Иду по улице, вижу человека и оставляю ему свою визитку. Человек уже понимает, что будет лучше, если он у меня что-нибудь купит. Потому что я обычно говорю: «Если вы у меня ничего не купите, то я вам приснюсь». Он начинает переживать.

–Сколько людей работают рядом с вами?

–По-моему, человек 40–45. Конкуренция страшная. Люди во-круг меня хорошие, правда, со своими приколами. Порой возникают ситуации, когда из-за одного покупателя сталкиваются двое продавцов. Я в таком случае могу отойти, а кто-то может и по лицу двинуть. Бывали случаи. Но я люблю эту профессию. Причина здесь одна – общение с людьми, порою очень интересными, и свобода. Определенная, конечно. Когда захочется, тогда и иду работать. Полная остаповщина. Как-то ведь надо выживать. Если бы мне были важнее деньги, то я был бы мультимиллионером. Мое несчастье в том, что я не жаден. Серьезно.

– У вас бывают проблемы с милицией?

– Да у любого человека бывают проблемы с милицией. Но об этом я промолчу. Скажу только, что конфликты мы улаживаем. У меня есть знакомые, которые занимаются этим лет 20–25 и даже сидели в тюрьме.

– Вы не устали от такой жизни?

– Устал, конечно. А вы можете мне что-то другое предложить? Может быть, хорошую должность и портфель? Я бы с удовольствием носил портфель. Самое главное, что в нашей стране проще быть барыгой.

–Игорь, вы любите театр?

– Мой папа был театральным режиссером, все это мне знакомо. Я бы не отказался иметь свое театральное агентство.

– Сами ходите в театр?

– Нет, не хожу. Знаете, артисты, как правило, в театр не ходят. Я ведь артист. Чтобы пойти в театр, надо тратиться, а мне жалко. И все время некогда. Хочется что-то заработать. Выбираешь: или ты идешь в театр, или зарабатываешь на кусок сыра. Вы знаете, как трудно заработать на тот же сулугуни?

– И все же в какой театр вы бы посоветовали пойти?

–«Маяковка» – неплохой театр, Театр на Таганке, «Ленком». Обычному человеку туда не попасть. Многие театры просто недоступны с финансовой стороны. А ситуация зависит всегда от режиссера. В любом театре, элитный он или обычный.

– Что бы вы хотели сообщить читателям «ВД»?

– Берите билеты у барыг. Они такие же люди. И так же хотят быть счастливыми, нужными, полезными. Я немножко рисуюсь, но я, правда, счастлив оттого, что кому-то нужен.

(так и , kapeldiner), в переводе «служащий капеллы». Капельдинеры работали в театрах и кинозалах. Они занимались проверкой билетов, помогали зрителям найти свои места, чистили сиденья, натягивали на них чехлы, а также нередко проводили уборку зала.

Капельдинер не просто выполнял свою работу, он был, если можно так сказать, душой зала. Он всегда был в курсе программы, мог ответить на вопросы об актерах и , рассказать что-то про постановки и кинофильмы или помочь зрителям решить их вопросы.

Капельдинер в театре

В прошлом именно капельдинеры отвечали за уход за музыкальными инструментами театра. Поэтому целый ряд усовершенствований конструкций музыкальных инструментов был создан именно капельдинерами.

В дореволюционной России капельдинеры в театрах занимались тем, что проверяли посетителей, провожали их до нужных мест, а также смотрели за соблюдением порядка в зале.

Само присутствие капельдинера создавало особую атмосферу. Постоянные посетители знали капельдинеров в лицо и здоровались с ними, как с добрыми знакомыми.

В современном мире функция капельдинера пока еще сохранилась в некоторых театрах, но на этой должности появились новые заботы: как например, следить за тем, чтобы зрители не использовали во время представления мобильные телефоны.

Капельдинер в кино

Позднее капельдинерами стали так же называть и работников кинозалов, которые выполняли примерно те же функции, что и в театре. Киноиндустрия на заре своего появления позиционировалась как роскошное развлечение, поэтому наличие капельдинера в зале было очень важным.

В старых крупных кинотеатрах США на каждый кинозал имелся один или несколько своих капельдинеров.

В кинотеатрах США капельдинеры когда-то также отвечали за разделение зрителей на «белую» и «цветную» секции, не допуская их смешивания. А в 50-е годы во времена популярности фильмов ужасов капельдинеры порой должны были наряжаться в костюмы чудовищ и развлекать детей.

Расцвет эпохи капельдинеров в кинотеатрах пришелся на 1920-е годы, особенно сильна была эта традиция в США. Но экономический кризис 1930-х годов привел к тому, что капельдинеров стали массово сокращать, их оставалось все меньше, и сегодня в кинотеатрах фактически нет капельдинеров. Вместо них есть билетеры-контролеры, которые лишь проверяют наличие билетов у зрителей.

Про капельдинера в наше время чаще вспоминают в книгах, чем в реальности. Первые капельдинеры появились в кинотеатрах в эпоху немого кино, которое позиционировалось как роскошное развлечение для избранных. А теперь это слово можно услышать разве что в театральной среде.

Кто это - капельдинер?

В русский язык слово пришло из немецкого от kapeldiner. Буквально означает: капельдинер - это служащий в капелле. Впервые такая должность появилась в театрах и кинозалах. Капельдинеры осуществляли билетный контроль, провожали зрителей до места, занимались чисткой сидений кресел, иногда убирали залы. Именно капельдинеру задавали вопросы и о программе вечера, и об актерах; к нему же шли за разрешением неожиданно возникших мелких проблем. Наиболее востребованной эта профессия считалась в американских кинотеатрах в 20-е годы прошлого века. Кстати, их обязанностью считалось разводить народ по залам так, чтобы не происходило смешения белокожих и цветных зрителей. Потом волна сокращений, связанная с началом Великой депрессии, привела к тому, что эти работники практически исчезли из кинотеатров.

Зачем капельдинер в театре?

Чем занимается в театре капельдинер? Были свои специфические заботы и у этой категории сотрудников. В их обязанности входил уход за театральными музыкальными инструментами. Считается, что капельдинер - это человек, усовершенствовавший целый ряд конструктивных элементов музыкальных инструментов. Говорят, первопричина явления кроется именно в этом.

Вообще, театральный капельдинер - это человек, который создает особую атмосферу. Завзятые театралы знали его в лицо и приветствовали как доброго знакомого.

Сейчас функция капельдинера почти утратила свое подлинное значение. В некоторых театрах, но их очень-очень мало, капельдинеры еще сохранились, но выполняют они совсем другие обязанности. Например, следят за соблюдением запрета на использование мобильных телефонов во время спектакля.

Преимущества:

Много свободного времени;

Возможность смотреть все спектакли в театре и все фильмы в кино.

Недостатки:

Небольшая зарплата.

Необходимые умения:

Отрывать бумагу;

Хорошо развитые мышцы ног, чтобы выдержать весь день стоя;

Терпение.

Инвентарь:

Карман или сумка, чтобы складывать оторванные от билетов корешки.

Проверять билеты – не самая престижная работа из существующих на рынке труда, но как вариант все-таки возможна. Сейчас эта профессия неблагозвучно называется «билетер», а раньше служитель при театре, проверяющий входные билеты, следящий за порядком в зале, именовался капельдинером. И это была, надо сказать, довольно престижная профессия.

Но времена и нравы меняются, а профессии остаются, некоторые утрачивают свое прежнее значение, изменяются, приобретают новые черты. Сегодня билетеры работают в цирках, театрах, кино, клубах.

Работа билетером в театре больше подходит для пенсионеров, у которых деньги в принципе есть, просто не хочется сидеть дома, а хочется общения с людьми. И как раз работая билетерами, они в полной мере реализуют свою потребность в общении.

Функции билетеров очень просты: стоять при входе в зал, проверять билеты у пришедших на представление, отрывать часть билета со словом «контроль» (для отчетности), ну и не пускать безбилетных. Обычно работает несколько билетеров, их количество определяется количеством входных дверей в помещение. Как правило, у каждой двери стоят по два билетера. Однако есть и определенные трудности в этой работе. Главная трудность связана с тем, что работать приходится полный рабочий день (а в театре он начинается с 10.00 ч, а заканчивается в 22.00 ч, а в кино и вообще круглые сутки), стоя практически на одном месте. И нужно иметь очень удобную обувь для того, чтобы ноги не так сильно уставали.

К тому же в обязанности билетеров входит следить за порядком в зале во время сеанса или представления, чтобы никто не ходил по залу, не вставал со своих мест, громко не говорил; помогать посетителям в поиске места; отвечать на интересующие их вопросы.

Заработная плата оставляет желать лучшего и в среднем составляет 1200 рублей в месяц.

В последнее время оформилась новая специальность так называемых билетеров, которые проверяют билеты в ночные клубы. Их задача заключается в проверке билетов при входе в ночной клуб. Также им нужно следить за порядком во время дискотеки, по мере возможности разрешать конфликтные ситуации с посетителями. Работать могут все: и юноши, и девушки. Но клубы для полной уверенности в безопасности клуба и его посетителей стараются брать на работу молодых людей, атлетически сложенных, с развитой мускулатурой. В некоторых ночных клубах существует так называемый фэйс-контроль. Задача охранника не пропускать в клуб сомнительных личностей, невзирая на наличие у них билетов. Нередко из-за этого возникают разбирательства, что зачастую усугубляется нетрезвым состоянием посетителя. Специально для таких случаев в уставе любого ночного клуба или развлекательного комплекса обязательно прописаны положения: «Администрация имеет право отказать в посещении без объяснения причин», а также «Администрация имеет право в любое время удалить любого посетителя из помещения клуба без объяснения причин».

Рабочий день (а точнее – ночь) сотрудника фэйс-контроля длится с 20.00 ч до 4.00-6.00 ч утра. Ввиду некоторой опасности такой работы заработная плата, конечно, выше, чем у бабушки, которая проверяет билеты в театре и общается с интеллигентной публикой. Она составляет в среднем, 7000–9000 рублей.

Итак, если Вам интересны кино, театр или цирк, Вы вполне сможете стать там билетерами. Удачи!

Вы не сможете этим заниматься, если...

Не можете долгое время провести на ногах.

До первого звонка эти билетеры дежурят в фойе и их задача – объяснить, где находится партер, бельэтаж или балкон, с какой стороны лучше войти в зал. А потом переместиться на свое рабочее место, указать нужный ряд, продать программку, рассадить зрителей по местам. Если случаются накладки и встречаются дублирующиеся билеты, то билетер должен пригласить дежурного администратора, а тот пересадить людей на свободные, но равнозначные места.

Контролер билетов должен быть также готов ответить зрителям на вопросы о репертуаре театра.

– К нам часто подходят люди и говорят, что им понравился какой-то спектакль, спрашивают, что еще можно посмотреть в РАМТе, например, этого же жанра, – рассказывает Яна. – Если человеку понравился «Эраст Фандорин», советуем ему «Инь и Ян» – тоже детектив по Борису Акунину. А если зритель в восторге от «Алых парусов», рекомендуем другой спектакль мелодраматического характера – «Таня». Он очень нравится девушкам. Многие подходят к нам говорят: «А мы вас помним! Вы нам посоветовали и мы пришли». С некоторыми зрителями общаемся уже, как с друзьями.

Капельдинер также поддерживает в зале дисциплину: смотрит, чтобы зрители не фотографировали и не записывали постановку на видео, не ели, не разговаривали и не нарушали тишину, не портили и не пачкали кресел (встречаются такие «театралы», которые проходят к своему месту не по проходу, а перешагивая через ряды и наступая на сидения ногами).

Перед тем, как закрыть зал после спектакля, билетеры проверяют его состояние. Одна из главных бед, с которыми приходится сталкиваться, – жевательные резинки.

– Если к креслам прилеплена жвачка, мы «вооружаемся» строительным мастерком и отскребаем ее, – говорит Надя. – А еще у нас есть тряпочки, которыми мы протираем кресла от пыли. Если обнаруживаем поломки, сообщаем администратору, а он, в свою очередь, извещает мебельщиков и другие цеха. У охраны есть журнал неполадок, где фиксируются все неисправности. На следующий день дежурные ремонтники просматривают его и устраняют неполадки.

Контроль за поведением зрителей – тема отдельная. Девчонки рассказывают, что встречаются и случаи, когда в зал проносят алкогольные напитки, грубят, ведут себя непочтительно даже во время спектакля. И все же они считают, что театр обладает огромной перевоспитывающей силой.

– Однажды на спектакль «Принц и нищий», – рассказывает Яна, – пришли школьники. Смотрю на трех ребят и думаю: с этими точно будут проблемы – сели отдельно, наверняка будут болтать, есть. В итоге весь класс шуршал шоколадками, а эта троица восторженно смотрела спектакль, громадными от восхищения глазами.

А бывали случаи, когда на постановку «А зори здесь тихие…» приходила молодежь, которая до спектакля вела себя вызывающе, а уходила со слезами на глазах. А после «Сотворившей чудо» плачут многие – и школьники, и женщины, и даже мужчины.

На «воротах», «разгоне» и в зале билетеры дежурят по очереди – по расписанию. То есть постоянные посты ни за кем не закреплены. Но ребята иногда меняются друг с другом. Например, если кто-то любит какой-то конкретный спектакль, ему дают возможность поработать в зале. А кому-то, к примеру, нужно подготовиться к завтрашнему экзамену (многие капельдинеры РАМТа – студенты). Тогда ему лучше подежурить на «воротах» – здесь во время спектакля можно почитать лекции.

Билетер – работа временная…

Рабочий день билетера начинается за полтора часа до спектакля. Капельдинеры проверяют свои рабочие места, в случае необходимости вешают номерки на сидения (если спектакль идет в малом формате и зрители сидят на скамейках или стульях), отмечают в программках играющий сегодня состав и переодеваются в рабочую одежду – белый верх, темный низ и зеленый жилет с бейджиком на груди. За полчаса до начала спектакля в театре зажигают люстры, все занимают свои места и начинается запуск зрителей.

График работы билетеров бывает весьма напряженным. Например, во время школьных каникул приезжают в театр к 10 утра и уходят в половине одиннадцатого вечера. Уйти в отпуск всей службой тоже невозможно – даже летом, когда труппа РАМТа в отпуске. В это время на нашей сцене идут спектакли гастролирующих театров и проходят Балетные сезоны.

Служба капельдинеров – место, где вопрос текучки кадров стоит наиболее остро. И не потому, что работа трудна – все ребята любят театр и привязываются к нему. Дело в том, что основная масса билетеров РАМТа – это студенты. И для них эта работа – временная. Надежда заканчивает обучение в Московской медицинской академии им. Сеченова и планирует работать по специальности – провизором. Яна училась на юриста, но поняла, что это не ее, и сейчас хочет попробовать себя в какой-нибудь другой сфере. Поэтому, рано или поздно, элегантные билетерские жилеты девушек и молодых людей сменят своих хозяев. Может быть, дорогие читатели, они предназначены для вас?

… но стать билетером не так-то просто

Но так ли легко попасть в службу капельдинеров РАМТа? Какие требования предъявляются к кандидатам на должность контролера билетов? С этими вопросами мы обратились к главному администратору театра Анне Красник:

– Билетер должен быть вежливым, терпимым, неконфликтным, стрессоустойчивым, иметь опрятный внешний вид, – рассказала нам Анна. – Когда я принимаю его на работу, провожу небольшое собеседование – задаю самые простые вопросы о жизни. Как правило, сразу видно, что человек из себя представляет. Если он ведет себя нахально у меня в кабинете, то зрителям будет откровенно хамить. С другой стороны, если человек заторможенный – это тоже плохо. Очень боимся театральных фанаток. Часто принимаем на работу по рекомендациям – больше вероятности, что человек окажется надежным.
Прежде, чем стать билетером в полном смысле этого слова, кандидат должен пройти двухмесячный испытательный срок. Как правило, большинству это удается. Некоторым – даже очень. Был, например, случай, когда молодой билетер не пустил в зал директора РАМТа, который не предъявил ему ни билет, ни пригласительный.
А вот если человек регулярно прогуливает часы работы, постоянно опаздывает и совершает другие грубые нарушения рабочего распорядка, в рядах билетеров РАМТа он вряд ли задержится.

Вернемся же в заключении к знаменитому «Театр начинается с вешалки» и сообщим еще один интересный факт. Гардеробщики РАМТа также относятся к службе капельдинеров. И потому наше первоначальное утверждение оказывается верным вдвойне. Билетеры – люди, встречающие зрителя самыми первыми. Они проверяют ваши билеты, предлагают вам раздеться, взять бинокль и даже поставить принесенные вами цветы в воду, чтобы во время спектакля они не завяли. Они помогают вам сориентироваться в театре, найти свои места, и… самыми последними провожают вас домой. Их служба – одна из самых ответственных и нужных, они – лицо РАМТа. И потому не только театр, но и каждый, пришедший на работу капельдинером, должен понимать всю ответственность, которую он берет за себя, надевая элегантную зеленую жилетку с бейджиком на груди.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...