Ядро агломерации. Развитие городских агломераций – наше будущее? Формирование российских агломераций


Единого определения городской агломерации в мире нет. ООН понимает под этим «компактную территорию, где проживает минимум 100 тыс. человек, имеется хотя бы один город с населением не менее 50 тыс. человек и тяготеющие к этому городу административные единицы». В России, как и в отношении городских поселений, принята более расширительная трактовка.

Экономическими базами формирования городских агломераций, как правило, являются компактные локальные территориально-промышленные комплексы и их развитие экономически целесообразно. С их помощью территориальное устройство становится более рациональным. Идет переход от «точечной» урбанистической концентрации к ареальной ее форме и происходит усиление узлов опорного каркаса. В условиях России с ее большими просторами, суровыми условиями и относительно небольшой концентрацией населения в ряде регионов такое решение особенно актуально. Поэтому рост агломераций в России имеют особое значение. В нашей стране с громадными пространствами важно замкнуть по возможности большую часть связей в пределах ограниченных по размерам ареалов, перевести их в разряд локальных, что сократит затраты средств и времени на перемещение грузов, людей, информации. Организуя основные связи на главных направлениях, в полимагистральных коридорах, хозяйство имеет возможность достичь значительного экономического эффекта.

Формирование агломераций в России связано с сформированием железнодорожной сети когда наиболее значительные города стали крупными транспортными узлами. Возникли транспортные связи города и его окружения. На более дешевых землях близ города оседали крупные предприятия и оживилось дачное строительство. Наряду с прежними отраслями легкой промышленности, традиционно занимавшими первое место в пригороде, активное участие приняли и отрасли тяжелой промышленности. Под Москвой, например, были построены заводы - вагоностроительный в Мытищах (ныне вагоны метро), сельскохозяйственных машин - в Люберцах, швейных машин - в Подольске (ЗАО Зингер).

С ростом концентрации населения стало крайне необходимо развитие вблизи крупных городов объектов коммунального хозяйства - водопроводных станций, станций аэрации, а также транспортных объектов - сортировочных железнодорожных станций, а впоследствии аэропортов. Таким образом, с самого начала агломерирование было результатом наложения друг на друга нескольких процессов.

Новый толчок к развитию масштабов агломераций, дала индустриализация. Пригородные зоны стали активнее осваиваться крупной промышленностью. А некоторые новые города возникли на базе крупных предприятий. Так в устье р. Северная Двина появился Северодвинск с населением 227,6 тыс. человек (2002) - центр подводного атомного судостроения (АО «Северное машпредприятие»). В 25 км. от Нижнего Новгорода вырос г. Дзержинск с населением 274,6 тыс. человек (2001). - крупнейший центр химической промышленности, связанный с ВПК. В 32 км к юго-востоку от Москвы основан как дачный поселок Отдых, который в последствии становится, - центром Российской авиационной науки - г. Жуковский с населением около 100 тыс. человек (2001) и мн. др.

Шло активное превращение в города бывших дачных или небольших фабричных поселков. Создавались предпосылки для перемен в расселении. Возникали города-спутники, тесно связанные с экономическим центром. Ранее такого не было, уездные центры, располагаясь в отдалении, друг от друга и были экономически разрознены.

В агломерациях довольно быстро проявились и отрицательные стороны в виде неупорядоченности застройки, несогласованности развития соседних городов, ухудшения экологической обстановки. Агломерации даже рассматривали как результат стихийного, неупорядоченного развития и нарушение, упорядоченного расселения, своего рода болезнь расселения, что затушевывало присущие им прогрессивные свойства.

Следующий этап развития агломераций начался в послевоенное время. Этот процесс достиг высоких темпов, став характерной чертой развития расселения того времени. Примерно треть новых городов, возникших в рамках СССР, обосновалась в окружении крупных городов. Крупные центры, испытывая потребность в городах-спутниках и создавая условия для их возникновения, становились ядрами городских агломераций. С 1959-1989 гг. число агломераций увеличилось с 26 до 49. Доля населения, проживающего в них, постоянно возрастала, и в 1989 г. она уже была около половины всего населения страны. Изменился характер и сельского расселения. Россия постепенно стала превращаться в страну пригородного сельского расселения. Этот процесс усиливается и в связи с отсутствием качественных дорог.

Благодаря росту скоростей пригородных поездов и улучшению организации сообщений при тех же затратах времени радиус зоны, расселения увеличивался в результате росла дальность приемлемых по затратам времени поездок. В современной России уже более 80% горожан проживают или непосредственно связаны с городскими агломерациями.

Идет и усложнение структуры агломераций. Они часто представляют собой сложные конгломераты поселений, иногда сросшихся своими окраинами, отличаются чересполосицей территорий разного функционального назначения и сложной, не всегда рациональной инфраструктурой и часто экологическим неблагополучием.

По своей структуре городские агломерации можно разделить на моно- и полицентрические. Отличительной чертой первых является резкое преобладание в них численности населения, и функциональной социально-экономической роли города-центра. В полицентрических - (Самарская, Кузбасская и др.) этого не наблюдается.

В России преобладают моноцентрические агломерации, вокруг городов-миллионеров. Так Московская, включающая в свой состав более 70 городских поселений с общей численностью населения около 13 млн. человек см. (табл. 8.4.).

Таблица 8.4.

Крупнейшие городские агломерации России (по Гладкий и др., 1999)??

Процесс агломерирования городских поселений в России более молод, чем в большинстве экономически развитых стран. Поэтому далеко не всегда успела сложиться достаточно развитая система городов-спутников. Наглядно это прослеживается на примере молодых агломераций восточных районов - Омской, Новосибирской и Красноярской.

В послевоенное время в России, как и в целом в СССР, численность населения городов-ядер и зон спутников росли относительно равномерно. Что отличалось от США, где пригороды росли опережающими темпами с явно недостаточным развитием инфраструктуры пригородных зон.

В процессе разрастания агломераций они поселения накладываются периферийными частями на соседние. Возникают зоны одновременно входящие в обе агломерации. Появляется сложное надагломерационное образование. Так Московская агломерация соединилась с Калужской, Тверской, Рязанской и Тульской. Подобные образования начинают образовываться на Урале и в Кузбассе.

В зоне влияния агломераций происходит рост численности сельского населения. В то время как вне их происходит отток населения из сельской местности.

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап - этап развитой агломерации характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, причемосуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

Агломерация рынка труда

Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение, дороги)

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии - уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков - растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними - аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории.

Большинство российских агломераций - это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы - Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития

городской агломерация система развитие

Сегодня в мировой экономике городская агломераций - одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которых обеспечивают достаточно высокий уровень развития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт, объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода к экономике развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

  • - повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;
  • - вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации;
  • - модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;
  • - регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы;
  • - контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;
  • - прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающим высокое качество жизни населения, создающим комфортную среду для развития бизнеса и повышающим конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированным на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов - не дань моде, а объективная необходимость. При этом агломерация - это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни). Целенаправленное развитие агломерации - важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается как единое социально-экономическое, инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

  • · укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;
  • · увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;
  • · предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;
  • · возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов - энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;
  • · рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;
  • · возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;
  • · связь пространственного и экономического развития;
  • · возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;
  • · большая обоснованность запросов финансирования;
  • · уверенность инвесторов;
  • · более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

  • · высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;
  • · концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;
  • · возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;
  • · широком выборе финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;
  • · максимально эффективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры.

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержкой, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект - снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т.д. Практически любые проекты (от национальных до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента для:

  • - сглаживания диспропорций в освоенности территории агломерации и укрепление агломерационных связей за счет создания новых производств на новых территориях, что создает более комфортную среду для развития бизнеса, обеспечивает повышение качества жизни;
  • - преодоления ограниченности территориальных ресурсов и возможных направлений во внешней зоне агломерации. Зачастую города не имеют резервов территории для дальнейшего освоения без реорганизации промышленных зон. Закрытие части промышленных предприятий даст возможность для реструктуризации территории под новые возможности рынка (связанные с перенастройкой мировой экономики);
  • - реструктуризации и модернизации градообразующей базы города, развития его «центральных» функций и производств, определяющих научно-технический прогресс. Ключевым проектом является создание делового центра города/агломерации;
  • - улучшения качества окружающей среды в городе за счет уменьшения концентрации промышленных производств, трансформации экономики в сторону постиндустриального экологически безопасного производства;
  • - развития сельскохозяйственного пояса агломерации и «импортозамещения» товарной линейки;
  • - решения проблем жилищного фонда, в т.ч. модернизации зон малоэтажной старой жилой застройки, ветхого/аварийного жилья, создания районов нового типа застройки;
  • - инфраструктурных проектов, транспортных, инженерных, которые становятся ключевыми факторами занятости населения на период кризиса.

Результаты формирования и функционирования агломераций за рубежом

Анализ результатов формирования и функционирования агломераций за рубежом позволяет сделать вывод о том, что этому процессу придается особое значение и выработаны достаточно эффективные в условиях других стран инструменты и механизмы государственной поддержки. Это обусловлено тем, что мировая экономическая система становится все менее устойчивой, а потому усиливается интерес к пространственным закономерностям экономической деятельности и новым механизмам использования пространства. Считается, что агломерации и формирование программно-целевых ТПК обладают значительным инновационным потенциалом. Этот потенциал может быть реализован при создании современных управляющих компаний, основанных на взаимодействии региональных (местных) органов власти и организаций с разными формами собственности, в т.ч. образованных на основе ГЧП.

Результаты формирования агломераций в России и перспективные проблемы

Россия - это «страна городов», которые являются узлами опорного каркаса страны, центрами системы расселения. В нашей стране импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людского материала.

В России имеется 11 городов с населением более 1 млн человек. Из числа российского городского населения свыше 50% живут по существу в агломерациях. В РСФСР (1989) насчитывалось 76 ядер агломерации.

Процесс создания агломераций в России также стал объективным эволюционным процессом городского развития. По мере роста города, нарастания разнообразия осуществляемой им деятельности расширялась зона его влияния на прилегающие территории. Город достигал некоего порога постгородского развития и становился агломерацией. По этому пути, в большинстве случаев, спонтанному, шло формирование многих российских агломераций.

К 2025 году в России останется 11 городов-миллионников, в 10 из них будут проживать от 1 до 5 миллионов жителей, а в Москве - 12-15 млн. человек. По различным оценкам, в России выделяют от 12 до 50 потенциальных городских агломераций. Сами гигантские пространства России нуждаются в агломерациях, так как благодаря им осуществляется эффективное экономическое сжатие территории. К этому вынуждают необходимость стимулирования развития крупных городских агломераций, где возможна реализация коллективных проектов развития, сложная экологическая ситуация и т.д. К этому вынуждает и современная борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), обеспечивающий устойчивость всей системы обеспечения жизнедеятельности.

В то же время для условий России:

  • - агломерация не является единственным путем развития крупных городов;
  • - агломерацию нельзя создать на пустом месте (нельзя развивать того, чего нет);
  • - агломерация «стягивает» на себя и без того ограниченные ресурсы: финансовые, людские, «обескровливая» периферию;
  • - агломерирование - это сложный процесс, когда его участники должны снять конфликт интересов и поставить общее выше частного (в России есть такая традиция);
  • - агломерация может иметь тяжелые последствия в плане ухудшения экологической ситуации в зонах расселения, если не придать этому процессу управляемый характер;
  • - агломерация может привести к упрощению системы расселения и ее сжатию.

Таким образом, риски формирования агломераций связаны с согласованием интересов и в основном затрагивают:

  • · снижение уровня бюджетной обеспеченности в городе-центре;
  • · усложнение решения социальных и бытовых проблем в «периферийных» городах;
  • · снижение (утрата) статуса локальных элит.

Среди ограничений на пути формирования агломераций в России можно назвать следующие:

  • - отсутствие специального правового регулирования. Законодательство не запрещает, но и не содействует этому процессу. А по отдельным вопросам заставляет изобретать «обходные пути» или действовать на основе коллективного соглашения;
  • - современный градостроительный кодекс вкупе с законом от 06.10.2003года № 131-ФЗ от создает преграды для городского развития: развитие города ограничено городской чертой и любое финансирование, выходящее за пределы города, рассматривается как нецелевое со всеми вытекающими правовыми последствиями;
  • - нет единства терминологии;
  • - отсутствует системный подход государства и стратегии в деле формирования агломераций и роли государства в их поддержке;
  • - нет институциональных условий: отсутствует эффективная, профессиональная инфраструктура поддержки и формирования агломераций как в национальном, так и региональном контекстах;
  • - агломерационная практика в России значительно опережает теорию; это происходит потому, что в стране (и это очень хорошо для формирования агломераций) присутствуют механизмы самоорганизации, используемые на практике вне зависимости от наличия методологической базы, а в силу действия объективных законов и на основе опыта работы и интуиции отдельных руководителей на местах.

Различные современные подходы к управлению социально-экономическими системами, применяемые в России, не обладают достаточной универсальностью, не отличаются единством методологии, что ограничивает их использование на практике. Такое разнообразие инструментов и рекомендаций требует нового осмысления и систематизации для выработки единой методологии управления. Содействие адекватному формированию агломераций как форме модернизации национальной экономики и комплексного инструмента развития должно стать важной государственной задачей на многие десятки лет. Тем более, что подверженность социально-экономических систем процессам самоорганизации позволяет задействовать в управлении ими как внешние, так и внутренние резервы и достигать намеченных целей в соответствии с национальными интересами.

Проблемы крупных российских городов определяются состоянием коммуникаций; жилья; транспорта; экологии; наличием земли для развития (ее отсутствием); правовыми ограничениями; дефицитом (или наличием) финансов для развития.

Сегодня города конкурируют за привлечение бизнеса, предлагая более благоприятные условия. При этом в некоторых из них уже возникают проблемы, связанные с тем, что возможные инвестиции не обеспечиваются имеющимся городским инфраструктурным потенциалом (дефицит энергоснабжения и водоснабжения, недостаток рабочей силы, отсутствие необходимых площадей для производственного и жилищного строительства, неразвитость транспортной сети).

Другой проблемой является оптимизация расселения жителей. Пока оно в значительной степени стихийно, а соответствующие разрозненные меры не приводят к должному результату.

Развитие агломерации связано с исчерпанием возможностей города для размещения производства, инфраструктуры и т.п., и необходимостью его развития на более широкой территориальной базе. Эти вопросы должны решаться комплексно с учетом перспектив развития прилегающих к городу территорий, в формате агломерации.

Другая «острая» проблема: сегодня происходит уменьшение людности средних и малых городов, а значит сокращение их экономического потенциала. Учитывая динамику оттока молодежи, эти города рискуют превратиться в поселения пенсионеров, а их трудовой потенциал будет представлен преимущественно малоквалифицированной рабочей силой. Соответственно, в этих городах сократятся и возможности для размещения современных производств.

Избыточное давление испытывает на себе городская инфраструктура. Города стали задыхаться в пробках, резко обострилась проблема подключения к коммунальным ресурсам новых предприятий и жилых домов, миграционная волна с трудом поддается управлению и т.д. Таким образом, существенным ограничителем для развития областных столиц стала недоразвитость или даже истощенность периферии. Стихийное, варварски дикое высасывание ресурсов из периферии должно уступить место целенаправленному и культурному возвращению ей возможности развития. Поэтому миссия городов по цивилизованному восстановлению и развитию периферии должна приобрести форму «портфеля» самых разнообразных проектов, инициируемых руководством (вернее, элитой) крупных городов и районов совместно с бизнесом при заинтересованном участии представителей региональной и федеральной власти.

В России насчитывается 20 формирующихся агломераций (протоагломераций) с населением 1 млн человек и более, еще 2 пороговые агломерации. Крупные групповые системы расселения (агломерации) отличаются динамичностью экономического развития, высокой концентрацией человеческих, производственных ресурсов, образовательного и научного потенциала, развитой инфраструктурой, обеспечивающей связь с национальным и глобальным рынками. Значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния.

Рис. 1. Городские агломерации России


Крупные агломерации, располагаясь на значительной территории, способны организовать экономическую и социальную жизнь на большом пространстве вокруг себя. Предъявляя многократно возросший потребительский спрос к окружающим их территориям, агломерации превращаются в центры освоения и управления экономическим развитием регионов. Востребованность агломераций в России также связана с необходимостью повышения инвестиционной привлекательности территорий, созданием центров притяжения производств и инновационных технологий.

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Таблица 1

Численность городского населения агломераций России Состав агломераций определен экспертным путем

Название агломерации

Численность населения

Название агломерации

Численность населения

Московская:

города - 81

  • 17,315,765
  • 15,386,703
  • 636,035

Саратовская:

города - 2

  • 1,117,188
  • 1,036,353
  • 33,818

Санкт-Петербургская:

города - 32

  • 6,229,871
  • 5,511,269
  • 170,208

Пермская:

города - 2

  • 1,143,832
  • 1,039,129
  • 4,523

Самарско-Тольяттинская:

города - 11

  • 3,170,141
  • 2,428,871
  • 125,902

Уфимская:

города - 2

  • 1,235,459
  • 1,064,705
  • 22,358

Екатеринбургская:

города - 11

  • 2,053,610
  • 1,914,926
  • 138,684

Красноярская:

города - 3

  • 1,155,477
  • 1,024,412
  • 36,985

Нижегородская:

города - 11

  • 2,097,222
  • 1,892,048
  • 36,106

Новокузнецкая (Кузбасская):

города - 7

  • 1,205,805
  • 1,096,395

Ростовская:

города - 6

  • 2,095,551
  • 1,703,226
  • 10.619

Краснодарская:

города - 3

  • 1,343,964
  • 976,675
  • 69,476

Новосибирская

города - 5

  • 1,997,313
  • 1,616,792
  • 119,323

Иркутская

города - 6

  • 1,081,386
  • 1,024,598
  • 16,447

Волгоградская:

города - 4

  • 1,517,398
  • 1,313,518
  • 102,237

Воронежская:

города - 3

  • 1,174,824
  • 906,206
  • 70,008

Казанская:

города - 5

  • 1,560,459
  • 1,311,748
  • 39,571

Владивостокская:

города - 7

  • 1,199,063
  • 1,102,210
  • 23,116

Челябинская:

города - 4

  • 1,534,763
  • 1,300,246
  • 22,174

города - 2

  • 1,260,889
  • 1.150 ,910
  • 31,203

Общее число городского населения в агломерациях? 44,562,960

Общее число городов в агломерациях - 201

Общее число пгт в агломерациях? 197

Доля агломераций в городском населении России? 42%. За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар), еще в трех численность жителей существенно не изменилась (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план - эффективный инструмент содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе 2009 ?2010 гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» (КИП). Это обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, сочетание интересов государства и бизнеса и т.п. Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик, кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (2009?2010 гг.) указывает на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые можно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т.п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона России в этом деле по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализовать крупные межрегиональные инфраструктурные проекты и решать проблемы поддержания единого правового пространства в РФ весьма сложно. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничением полномочий и механизмами совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т.п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, таких, как система правил оптимального сочетания целеполагающего и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы, государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, по созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект, после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Закрепление за содействием формированию городских агломераций приоритетного значения и определение ответственного координатора (в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) вытекает из Стратегии 2020 и пяти задач, выдвинутых президентом России для осуществления модернизации экономики страны.

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

  • · развитие экономических преимуществ агломераций;
  • · создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;
  • · обеспечение прав собственности;
  • · развитие транспорта и получение доходов от транспорта;
  • · обеспечение правильной структуры поселений;
  • · четкое определение роли городских центров в рамках агломерации;
  • · компетенция и полномочия различных институтов;
  • · развитие глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Для формирования современной агломерации имеются важные предпосылки, оно происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного воздействия (пока оно не выстроено). Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами формирования и развития современных городских агломераций - центров постиндустриальной экономики. Агломерация - это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра - содействовать формированию агломераций с заданными свойствами, помочь определять такие их параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающие политическую стабильность, охрану прав собственника, создавать равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т.п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях? не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это прежде всего проблема реализации внятной социальной политики, системно осуществляемой на корпоративном и региональном уровнях.

Стремительно меняется облик мира: села и поселки уступают место городам, последние, в свою очередь, сращиваются в единое целое и становятся агломерациями. Это процесс демографический и экономический, который развивается планомерно и поэтапно, его невозможно остановить. Прогресс сам диктует человечеству условия его наибольшего ускорения. Весь ХХ век является периодом массовой индустриализации. Результатом стало развитие производств различного направления и связанный с этим рост городского населения, которое обеспечивает любое промышленное предприятие основным ресурсом - рабочими.

История появления

Агломерация городская - это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % - жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы - это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин "агломерация" впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская - это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города. При этом во внимание принимается множество критериев.

Определение

Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами - как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская - это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.

Критерии определения агломерации

Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:

  1. на 1 м 2 .
  2. Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
  3. Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
  4. Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
  5. Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
  6. Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
  7. Общая логистическая сеть.
  8. Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.

Типы городских агломераций

При всем разнообразии структуры взаимодействия и условий сосуществования городов и их спутников, существует лаконичная система определения вида населенного пункта. Различают два основных типа: моноцентрические и полицентрические агломерации. Наибольшее количество существующих и образовывающихся слияний относят к первой категории. Моноциклические агломерации формируются по принципу доминирования одного основного города. Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу. Примером может служить московская или нью-йоркская. Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку.

Структура

Наиболее крупные городские агломерации мира образовались в городах, история которых насчитывает от 100 до 1000 лет. Это сложилось исторически, любые производственные комплексы, торговые сети, культурные центры проще усовершенствовать, чем создать новые на пустом месте. Исключением являются только американские города, которые изначально планировались в качестве агломераций для более высоких темпов развития экономики.

Итак, сделаем краткие выводы. Агломерация городская - это структурированный населенный пункт, который (приблизительно, четких границ не существует) можно разделить на следующие участки:

  1. Центр города, его историческая часть, которая представляет собой культурное наследие данного региона. Его посещаемость наибольший пик имеет в дневное время, часто существуют ограничения по въезду на данную территорию личного транспорта.
  2. Кольцо, окружающее центральную часть, деловой центр. Эта площадь застроена очень плотно офисными зданиями, кроме того, существует разветвленная система предприятий питания (рестораны, бары, кафе), сфера услуг представлена также достаточно широко (салоны красоты, тренажерные и спортивные залы, модные ателье и т. д.). Здесь хорошо развита торговая сеть, особенно дорогие магазины с эксклюзивными товарами, присутствуют административные государственные учреждения.
  3. Жилая зона, которая относится к старым постройкам. В процессе агломерации она часто превращается в деловые связано с высокой стоимостью земли под жилыми домами. Из-за постоянного спроса на нее, строения, которые не относятся к памятникам архитектуры или истории, сносятся или модернизируются под офисные и иные помещения.
  4. Многоэтажная массовая застройка. Отдаленные (спальные) районы, производственные и промышленные зоны. Этот сектор имеет, как правило, большую социальную направленность (школы, крупные торговые точки, поликлиники, библиотеки и т. д.).
  5. Пригородные территории, парки, скверы, поселки-спутники. В зависимости от размера агломерации данная территория развивается и обустраивается.

Этапы развития

Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:

  1. Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
  2. Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
  3. Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
  4. Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.

Особенности российских агломераций

Для повышения темпов экономического роста и развития наукоемкого производства наша страна должна иметь четко сформулированные и просчитанные планы на ближайшую и дальнюю перспективы. Исторически сложилась ситуация, при которой городские агломерации России строились исключительно по индустриальному типу. При этого было достаточно, но при вынужденном переходе на трансформационный этап (формирование рыночной экономики) возник целый ряд проблем, которые пришлось устранять в течение 90-х годов. Дальнейшее развитие городских агломераций требует централизованного вмешательства государства. Именно поэтому данная тема часто обсуждается экспертами и высшими органами государственной власти. Необходимо полное восстановление, модернизация и перемещение производственных баз, что повлечет за собой динамичные агломерационные процессы. Без участия государства как финансирующего и управляющего органа данный этап недоступен многим городам. Экономические преимущества функционирующих агломераций неоспоримы, поэтому происходит процесс стимулирования объединений территориально связанных городов и населенных пунктов. Крупнейшая городская агломерация мира может быть создана в России уже в ближайшее время. Для этого есть все необходимые ресурсы, осталось грамотно использовать главный - административный.

Крупнейшие городские агломерации России

Фактически на сегодняшний день четкой статистики нет. По агломераций в РФ можно выделить 22 наиболее крупные, которые стабильно развиваются. В нашей стране преобладает моноцентрический тип формирования. Городские агломерации России в большинстве случаев находятся на индустриальном этапе развития, но их обеспеченность человеческими ресурсами достаточна для дальнейшего роста. По численности и этапу формирования они располагаются в следующей последовательности (первые 10):

  1. Московская.
  2. Санкт-Петербургская.
  3. Ростовская.
  4. Самарско-Тольяттинская.
  5. Нижегородская.
  6. Новосибирская.
  7. Екатеринбургская.
  8. Казанская.
  9. Челябинская.
  10. Волгоградская.

Число городских агломераций в РФ растет вследствие создания новых объединений, в которые не обязательно входят города-миллионники: слияние происходит за счет ресурсного показателя или промышленных интересов.

Мировые агломерации

Удивительные цифры и факты можно получить, изучая данную тему. Некоторые мировые агломерации имеют площади и численность населения, сопоставимые с аналогичными показателями целой страны. Общее количество таких субъектов подсчитать достаточно сложно, ведь каждый эксперт применяет определенную (выбранную им) группу признаков или же один из них. Но при рассмотрении десятки крупнейших можно рассчитывать на единодушие специалистов. Итак:

  1. Крупнейшая городская агломерация мира - Токио-Иокогама. Численность населения - 37,5 миллионов человек (Япония).
  2. Джакарта (Индонезия).
  3. Дели (Индия).
  4. Сеул-Инчхон (Республика Корея).
  5. Манила (Филиппины).
  6. Шанхай (КНР).
  7. Карачи (Пакистан).
  8. Нью-Йорк (США).
  9. Сан-Паулу (Бразилия).

Проблемы городских агломераций

При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.

А. Нещадин – к. с.н., профессор МГУПБ

А. Прилепин – директор Департамента социально-экономических

проектов IMCMontan

- высокий уровень функциональной связанности

сближенность составляющих городскую агломерацию поселений и их функциональная взаимодополняемость; наличие интенсивных производственных, транспортных и культурных связей; в большинстве случаев – соподчиненность поселений, находящихся в пределах агломерационного ареала (не только административно-правовая подчиненность, но и исторически и экономически сложившаяся зависимость);

- целостность рынков

целостность рынков труда, недвижимости, земли

- правовая самостоятельность поселений

нахождение подчинённых поселений в пределах своих административных регионов кроме самых теснопримыкающих;

- многокомпонентность

населенные пункты объективно сращиваются (объединяются) в сложные многокомпонентные системы;

- динамичность

такие системы отличаются динамичностью в развитии, способностью к быстрой адаптации к новым экономическим, социальным реалиям;

При моноцентрической агломерации к вышеназванным признакам добавляется:

- наличие городов-центров

наличие городов-лидеров с «центростремящимися» территориями (т. е. не просто наличие города-лидера, но и ярко-выраженных близлежащих территорий, тяготеющими (миграция, товарные и иные потоки) к этому «ядру»;

город-центр сохраняет наличие административных функций высокого уровня, способен по размеру и экономическому потенциалу создавать объединения (агломерации);

-территориально-отраслевой интерес

одним из ключевых признаков городской агломерации – наличие двух «совмещенных» процессов: с одной стороны - город-центр стимулирует развитие городов-спутников, как средство решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.), а с другой стороны – активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов. Т. е. действуют два начала: территориальное (исходящее от города, с присущим комплексным подходом при устройстве территории) и отраслевое (преследует отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы);

Все вышеприведенные признаки агломерации обуславливают ее развитие как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Поэтому агломерацию необходимо рассматривать одновременно и как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Основными составляющими при формировании агломераций являются:

1. Структура поселений

2. Инфраструктура

3. Качество жизни и окружающей среды

4. Доступность (учитывается при подготовке стратегий землепользования)

5. Регенерация городских территорий

6. Управление

При этом наличие соответствующей инфраструктуры является основным требованием (предпосылкой) формирования агломерации в России. В свою очередь составляющими такой инфраструктуры являются:

· Транспортная (линейные объекты, морские и воздушные суда, аэропорты, здания, строения, сооружения). Перегрузка транспортных систем является прямой угрозой экономике. Интеграция транспортных систем создает преимущества для пользователей и бизнес-операторов. Управление потребностью в перемещении создает дополнительные возможности. Комплексная организация общественного транспорта становится все более важным для будущего агломерации;

· Социальная и общественная (образование, медицина, спорт, культура);

· Энергетика (электростанции, малая энергетика, сетевая инфраструктура)

Фазы формирования агломераций

В своем развитии агломерации проходят 4 этапа. На первом этапе агломерация представляет собой конгломерат достаточно близко расположенных урбанизированных территорий, объединенных преимущественно производственными связями. В таких так называемых «индустриальных агломерациях» отсутствует единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов, что не позволяет ее классифицировать как сформировавшуюся агломерацию. На втором этапе усиливаются устремленные к центру агломерации потоки маятниковой миграции, происходит формирование единого рынка труда агломерации. Третий этап – этап развитой агломерации – характеризуется появлением единого функционально связанного пространства, осуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) центра (ядра) агломерации переносится на периферию, в города-спутники, получают развитие пригороды (субурбии), образуется единый рынок агломерации, агломерация становится важным узлом в территориальной структуре национальной экономики. Этап постиндустриальной агломерации отличается встраиванием агломерации в глобальные экономические процессы, развитием интеллектуальной городской инфраструктуры, появляется новая концепция общественного пространства (так называемого «третьего места»), наибольшее развитие получает так называемый новый «портфель ресурсов» (человеческий капитал, технологические и управленческие инновации, постиндустриальная экономика технологий, емкие и динамичные рынки).

Фазы формирования агломераций

1 фаза

(Агломерация рынка труда)

2 фаза

(Агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости .

Ряд функций ядра (потребление, развлечение, производство) перемещается на периферию. Там растет спрос на землю и инфраструктуру (тепло, электричество, водоснабжение , дороги)

3 фаза

Зрелая агломерация

Численность населения ядра увеличивается, а периферии – уменьшается. Но в целом население агломерации растет

Ядро растет, периферия также растет; сильная концентрация по всей агломерации.
Ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти
набирают силу процессы выноса промпредприятий из центра на периферию с одновременной их модернизацией, старые заводы банкротятся, а новые инвестпроекты реализуются в пригородных зонах. Рост зависимости от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики города

Развиваются прямые связи между подцентрами города, возрастает емкость и разнообразие рынков – растут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно-освоенные территории»

Большинство российских агломераций – это агломерации первого и второго уровня (к примеру, Иркутская, Екатеринбургская, Ростовская, Вологодско-Череповецкая). На третьем этапе находится Санкт-Петербургская агломерация, в начале четвертой фазы – Московская агломерация.

Роль ГА на современном этапе развития (преобразований)

Сегодня в мировой экономике городская агломераций – одна из основных форм модернизации и ускоренного развития и повышения конкурентоспособности территориальных образований и, следовательно, национальных экономик. На смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации, производственные, трудовые, культурные и научно-образовательные связи которой обеспечивают достаточно высокий уровнь раз­вития производительных сил и способствуют формированию качественно новых условий развития экономики.

Как показывает мировой опыт объединение поселений в агломерацию превращает территорию в ареал устойчивого и динамичного роста со значительным социальным и экономическим эффектом. В ходе развития агломераций реализуется процесс перехода на экономику развития и в реальные сроки решаются такие критические проблемы для развития территории, как:

Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития;

Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и закрепление в качестве «оператора» глобальных финансовых потоков в Российской Федерации ;

Модернизация и интеграция коммунальных ресурсов для создания на объединенной территории новых предприятий и жилых домов;

Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы,

Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру; стабильное развитие городского центра через смену акцента на развитие «периферии»;

Прогноз потребности и сбалансированное развитие производственных, рекреационных и иных площадок.

Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающий высокое качество жизни населения, создающий комфортную среду для развития бизнеса и повышающий конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированной на инновационный сценарий развития.

Реализация проектов агломерации для городов – не дань моде, а объективная реальность. При этом агломерация – это стратегический инструмент комплексного развития территории, от которого выигрывает и городской центр (решение городских проблем: вынос части производства, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т. п.) и окружение (более высокий уровень инженерно-технического, социально-культурного обслуживания и качества жизни).

Целенаправленное развитие агломерации – важная составляющая в регулировании роста крупных центров, в управлении развитием систем расселения.

Агломерация рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, совершенствования природно-экологического каркаса. Все муниципальные образования получают единую схему развития и такие главные преимущества, как:

· укрепление и подъем малых и средних городов, преобразование сельской местности;

· увеличение числа поселений, обладающих наиболее привлекательной средой в социальном отношении; возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах;

· предоставление жителям разных зон агломерации в полном масштабе доступа к трудовым, медицинским, образовательным, торговым, культурным и другим возможностям; более широкий выбор места работы;

· возможность реализации более крупных инфраструктурных проектов – энергомощностей, транспортных комплексов и связанного с ними сервиса, информационных коммуникаций, образовательной и инновацинной инфраструктуры;

· рост благосостояния населения, повышение возможностей образования и профессиональной самореализации при сохранении плюсов проживания в малом и среднем городском пространстве, что позволяет уменьшить миграционный отток населения;

· возможность более тесной и эффективной координации стратегий развития;

· связь пространственного и экономического развития;

· возможность создания «критической массы» для перехода на более инновационные сценарии развития;

· получение основания для финансирования;

· уверенность инвесторов;

· более широкие возможности для маркетинга своих территорий.

В то же время для бизнеса интерес к агломерациям объясняется ростом конкурентоспособности, основанным на:

· высокой степени концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;

· концентрации квалифицированных кадров, возможности ускоренного наращивания человеческого капитала;

· возможности установления тесных связей производства с наукой и учебными центрами;

· широкий выбор финансовых услуг и большей доступности к инвестиционным ресурсам;

· максимально эф­фективном использовании систем производственной и социальной инфраструктуры .

Агломерация позволяет более эффективно структурировать инвестиционные проекты бизнеса и проекты развития территории, которые могут осуществляться на основе концессионных соглашений, как сервисные контракты, выстраиваться по приватизационно-инвестиционной модели или аренде с инвестиционными условиями. Сегодня такие модели могут быть привлекательными для бизнеса, если они обеспечиваются государственной поддержко й, включая предоставление гарантий, минимизирование рисков (риски лицензирования, тарифного регулирования, несогласованности концессионного законодательства с иными отраслями, ликвидации и банкротства муниципальных предприятий и вывода имущества из хозяйственного ведения муниципального образования и многие другие).

При этом сегодня становится выгодно инвестировать в агломерации, так как сразу виден эффект – снижение экономических издержек, расширение рынка труда и сбыта продукции и т. д. Практически любые проекты (от национальных, до инфраструктурных и сетевых) реализуются в агломерациях с большим экономическим эффектом. А возможность применения инструментов ГЧП повышает привлекательность проектов.

Агломерация в международной практике всегда использовалась в качестве антикризисного инструмента:

Одной из задач региональной политики в России должно стать повышение емкости региональных рынков и сжатие экономического пространства путем агломерирования территорий. Создание условий для появления и развития высоко урбанизированных территорий представляется приоритетным направлением территориального развития.

Предусмотренное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. качественное изменение структуры экономической деятельности не может происходить в отрыве от целенаправленного преобразования территориальной структуры размещения производительных сил.

Численность городского населения агломераций России

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

№ п/п

Название агломерации

Численность населения

Московская

города – 81

пгт – 72

Саратовская

города – 2

пгт – 1

Санкт-Петербургская

города – 32

пгт – 32

Пермская

города – 2

пгт – 1

Самарско-Тольяттинская

города – 11

пгт – 14

Уфимская

города – 2

пгт – 1

Екатеринбургская

города – 11

пгт – 23

Красноярская

города – 3

пгт – 3

Нижегородская

города – 11

пгт – 12

Новокузнецкая (Кузбасская)

города – 7

пгт – нет

Ростовская

города – 6

пгт – 1

Краснодарская

города – 3

пгт – 4

Новосибирская

города – 5

пгт – 10

Иркутская

города – 6

пгт – 2

Волгоградская

города – 4

пгт – 10

Воронежская

города – 3

пгт – 8

Казанская

город – 5

пгт – 5

Владивостокская

города – 7

пгт – 3

Челябинская

города – 4

пгт – 2

Омская

города – 2

пгт - 3

Общее число городского населения в агломерациях: 44,562,960

Общее число городов в агломерациях – 201

Общее число пгт в агломерациях - 197

За 20 лет только 5 городов-ядер агломераций смогли увеличить свое население (Москва, Ростов-на-Дону, Казань, Красноярск, Краснодар) еще в 3 численность жителей существенно не изменилось (Екатеринбург, Омск, Набережные Челны). Снижение численности населения в 14 городах-ядрах агломерации свидетельствует не столько об общей убыли населения, в том числе городского, сколько о том, что урбанизационные процессы замедлились, стихийное формирование новых агломерационных центров в сложившихся условиях представляется невозможным. Происходит переток трудовых ресурсов, и прежде всего, квалифицированных кадров из городов-ядер в
г. Москву. Вместе с тем, очевидно, что статистические данные не отражают реального так называемого «дневного» населения в этих городах, являющихся центрами ежедневной маятниковой миграции.

Комплексный инвестиционный план – эффективный инструменты содействия формированию городских агломераций в современных условиях

Опыт Минрегиона России и более чем 150 муниципальных образований, участвовавших в программе гг. по поддержке монопрофильных муниципальных образований, показал эффективность использования в целях городского развития так называемых «комплексных инвестиционных планов» – КИП (обоснованные мероприятия, четкое целеполагание на основе тщательной диагностики, программно-целевой подбор инвестиционных проектов, жесткая мотивация и обязательства сторон, интересы государства и бизнеса и т. п.). Такие КИПы стали механизмом обоснованного и уверенного привлечения бюджетных и внебюджетных ресурсов, и практической модернизации городских экономик , кластерного развития и перехода на программно-целевой метод управления развитием. Разработка КИП.

Комплексные инвестиционные планы позволяют более успешно и согласованно концентрировать человеческие и материальные ресурсы всех уровней власти и бизнеса для решения задачи и уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе обеспечить ожидаемый результат. Это достигается использованием спланированных и взаимоувязанных мер и инвестиционных проектов, объединенных единым замыслом и обязательствами участников.

Опыт разработки таких планов (гг.) вывел на безусловную необходимость устранения определенных противоречий (ограничений), описанных выше и представляющих по существу проблемы, которые возможно ликвидировать только с помощью агломераций (отсутствие территории развития, где может реализовываться инвестиционный проект, недостатки инфраструктуры, недостаток трудовых ресурсов, если не привлекать соседние территории и т. п.).

Применение КИП наряду с другими инструментами современной технологии устойчивого социально-экономического развития (стратегия, среднесрочные планы, схема территориального планирования и др.) создаст устойчивые предпосылки наращивания конкурентных преимуществ агломерации. Опыт Минрегиона в этом по сравнению с другими министерствами и ведомствами сегодня является уникальным.

Пути содействия формированию адекватных городских агломераций в России и роль федерального центра.

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Тем не менее, сегодня реализация крупных межрегиональных инфраструктурных проектов и решение проблем поддержания единого правового пространства в РФ представляют сложность. Необходимо решать комплекс вопросов административного характера, например, связанных с конфигурацией границ новых регионов и перспективами их объединения, разграничения полномочий и механизмы совместной реализации инфраструктурных проектов на территории нескольких субъектов федерации и т. п. Для этого нужен универсальный алгоритм решения новых нестандартных управленческих задач, как система правил оптимального сочетания целеполагающегося и административного управления социально-экономическими системами (экономика региона, градообразующие предприятия, крупные корпорации, региональные инвестиционные программы , государственные структуры, общественные организации и др.).

В рамках государственной системы поддержки формирования агломераций так или иначе придется столкнуться и решать задачи по устранению правовых и иных противоречий, в частности, созданию избирательного механизма освобождения стоимости реализованного инвестиционного проекта в рамках формирования агломерации от ряда налогов. Например, можно разработать и внедрить механизм возмещения налога на прибыль от средств, вложенных в проект после его вхождения в эксплуатационную фазу. На уровне региона при соответствующем изменении федерального законодательства можно подобным образом минимизировать для инвесторов суммы уплаченного налога на имущество организаций и налога на землю. Это должно решаться на федеральном уровне через координацию в общей системе государственного устройства. При этом основным требованием должны стать решения, основывающиеся только на интересах целого, а не его частей: развитие агломерации должно осуществляться путем развития всего агломерационного ареала (а не только города, как ядра агломерации). Для полномочной федеральной структуры координация такого подхода не будет представлять особой сложности, но будет оправдана с государственной точки зрения и выполнения федеральных приоритетов развития страны и ее территорий.

Выделение содействия формированию городских агломераций в качестве приоритета, за который может быть ответственно (координатор в силу межведомственности формирующихся в рамках агломерации интересов) проистекает из Стратегии 2020 и пяти задач Президента (модернизация экономики)

В рамках работы по новому федеральному приоритету (поддержка формирования городских агломераций) необходимо акцентировать усилия на следующих направлениях:

· Развитие экономических преимуществ агломераций;

· Создание правовых основ и эффективной структуры управления агломерациями;

· Обеспечение прав собственности;

· Развитие транспорта и получении доходов от транспорта;

· Обеспечении правильной структуры поселений;

· Четком определении роли городских центров в рамках агломерации;

· Компетенции и полномочиях;

· Развитии глобальной и региональной конкуренции.

Особо необходимо выделить направление «управление агломерациями». Формирование современной агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, чаще всего вне зоны системного (пока она не выстроена) воздействия. Тем не менее, процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Это объясняет мотивы властных структур актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами складывания и развития современных городских агломераций – центров постиндустриальной экономики.

Агломерация – это не сумма частей, а единый объект, который не должен формироваться спонтанно. Роль федерального центра – помочь формированию агломераций с заданными свойствами, помогая определять такие ее параметры, которые способствуют достижению как экономических, так и социальных, экологических целей, задать правовые рамки, обеспечивающего политическую стабильность, охрану прав собственника, создавая равные условия ведения бизнеса, пресекая нечестную конкуренцию и т. п.

Поэтому проблема городских агломераций, особенно в российских условиях - не столько экономическая проблема подтягивания государством определенных ресурсов. Это, прежде всего, проблема реализации внятной социальной политики, системно развертываемой на корпоративном и региональном уровнях.

Московская, Санкт-Петербургская, Самарско-Тольятинская, Екатеринбургская, Нижегородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская, Казанская, Челябинская, Омская, Саратовская, Пермская, Уфимская, Красноярская, Новокузнецкая (Кузбасская), Краснодарская, Иркутская, Воронежская, Владивостокская. , Нижне-Камская (Набережночелнинская).

Тульско-Новомосковская (1,026,069 чел.) и Нижне-Камская (Набережночелнинская, 1,102,635).

Состав агломераций определен экспертным путем

«Развитие агломераций – это не только комплексное освоение территорий, но и формирование центров геополитического влияния. Успешная реализация этого проекта возможна только при объединении усилий градостроителей, научного сообщества и органов власти всех уровней»

(Министр регионального развития Российской Федерации И.Н. Слюняев)

Исходя из логики государственного управления под агломерацией понимается компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, социальными, транспортными, трудовыми и культурно-бытовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием меж селенных территорий и ресурсов.

В посткризисное время актуальность развития агломераций в России усилилась. Это связано с дальнейшим развитием и обновлением экономики страны, с вызовами, формируемыми внешней (глобальной) средой, в которой мы должны отстоять свою конкурентоспособность. Кроме того, значение агломераций особенно важно на приграничных территориях, поскольку агломерации являются ключевыми точками геополитического влияния. В этом смысле Россия не только может, но и должна оглядываться на полезный мировой опыт развития агломераций, извлекать уроки из того пути, который уже пройден до нас.

Агломерирование городов – естественный путь урбанизации. С овременное государство не может игнорировать происходящие изменения и оставаться в стороне от этого процесса

Критические проблемы, решаемые в ходе развития агломераций:

  • Повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение стабильного притока ресурсов развития.
  • Регулирование внутренней миграции (маятниковой, дневной, недельной) из малых и средних городов в региональные столицы и города-ядра агломераций.
  • Вывод агломерации и региона на мировой рынок в качестве значимого узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов и «оператора» глобальных финансовых потоков.
  • Контроль развития города-ядра и предотвращение перенасыщенности и избыточного давления на инфраструктуру.

Все входящие в агломерацию муниципальные образования приобретают возможность участия, в общем, более крупном проекте и получения благ, на которые не могут рассчитывать поодиночке.

Импульсы к развитию (интеллектуальные, производственные, социальные и т.п.) всегда шли из мест наивысшей концентрации людских ресурсов. Анализ мировой практики урбанизации показывает, что такие центры формируются там, где средняя плотность составляет 350 чел/кв.км. Малолюдные российские пространства не могут продуцировать такие импульсы и одновременно не могут являться надежным рынком сбыта отечественных товаров и услуг. Напротив, развитый рынок может существовать только на высоко урбанизированных территориях, составляющих каркас системы расселения в стране.

В российском правовом поле отсутствует понятие агломерации.

И это при том, что агломерационная практика в России значительно опережает теорию. Правовое оформление агломераций формирует вызовы для ряда сфер государственного управления:

  • административно-территориальное деление и административно-управленческая структура;
  • разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Федерации и местным самоуправлением;
  • пространственное планирование (в части сочетаний и взаимоувязок документов стратегического и территориального планирования);
  • организация бюджетного планирования.

Развитие агломераций – задача федерального масштаба .

Если говорить о видении на государственном уровне конкретных мест локализации перспективных агломерационных процессов в России, то, прежде всего, нужно говорить о приоритетах, зафиксированных в стратегиях социально-экономического развития федеральных округов. Такие стратегии утверждены в 2010—2011 гг. для всех федеральных округов Российской Федерации.

Перспективная локализация агломераций в стратегиях округов:

Стратегия Дальнего Востока и Байкальского региона Хабаровская и Иркутская.

Стратегия Сибири — ядра перспективных городских агломераций — гг. Иркутск, Красноярск и Новосибирск.

Стратегия Уральского федерального округа — агломерации Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени.

Стратегия Приволжского федерального округа — Казанская, Нижегородская, Самарско-Тольяттинская, Пермская, Саратовская, Уфимская агломерации.

Стратегия Южного федерального округа — перспективные агломерации — Ростовская, Волгоградская, Краснодарская, Восточно-Донбасская, Сочинская.

Стратегия Центрального федерального округа — Московский регион как столичный и агломерационный центр мирового значения.

Стратегия Северо-Западного федерального округа — агломерация Санкт-Петербурга и перспективная агломерация «Вологда – Череповец».

Если говорить об агломерации как о системе комплексного развития сопряженных, связанных друг с другом территорий, как о форме организации взаимодействия соседних муниципалитетов, то речь может идти не только о крупных городах, но даже о сельских населенных пунктах.

Агломерация должна рассматривается единым социально-экономическим, инвестиционным пространством с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса.

Пространственные модели агломераций

Выделяют несколько типов (моделей) пространственного развития городских агломераций.

  • Моноцентрическая модель.
  • Рассеянная модель
  • Лучевая модель (линейная).

Моноцентрическая модель.

Развитие сосредоточено в существующем центре, от которого кругами расходятся зоны расширения и развития. Моноцентрическая модель имеет много преимуществ в отношении максимально эффективного создания сетей транспорта и инфраструктуры. Также она позволяет городу развиваться компактно с созданием плотно заселенных многофункциональных районов с доступным образованием, здравоохранением, торговлей, отдыхом и выбором возможностей занятости. Однако в данной модели не учитываются

коммерческие и социальные нужды других поселений агломерации, которые изолированы и менее значимы в экономическом плане при этом будут

Развитие компактного города с максимальным переосвоением городских земель и развитием тесно связанных между собой и с главным городом городов-спутников. Полицентрическая модель имеет много преимуществ моноцентрической модели, но учитывает и важную роль дальних поселений в разнообразном развитии и укреплении экономики агломерации.

Рассеянная модель

Развитие города сопровождается развитием ряда не связанных между собой объектов.

Лучевая модель (линейная).

Развитие города вдоль транспортных коридоров с образованием в каждой из них «лучей» развития, тесно связанных с главным городом, но совершенно необязательно – между собой.

Лучевая модель более пригодна для бурно развивающихся мегаполисов (поскольку данная модель дает возможность быстрого развития вдоль мощных транспортных коридоров).

В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населенные пункты его пригородной зоны. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию свое окружение.

В агломерации должны быть выделены оптимальные территории :

  • для жилищного строительства;
  • для садово-дачного строительства;
  • для размещения производства;
  • для ведения сельского хозяйства и размещения производства по переработки с/х продукции;
  • для организации зон отдыха (территории, имеющие рекреационный потенциал);
  • для размещения кладбищ;
  • для размещения полигонов ТБО.

Проектируем пространство для будущего!

Конфликтология и конфликты

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...