Вводные слова. Презентация Указывающие на источник сообщения

Cлайд 1

Cлайд 2

Вводные слова и их значения Группа по значению Примеры 1. Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно 2. Неуверенность Кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй 3. Различные чувства К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению 4. Источник информации По сообщению…, по словам…, по мнению…, по моему мнению, по-моему 5. Порядок мыслей Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так 6. Замечания о способах оформления мысли Одним словом, иначе говоря, лучше сказать

Cлайд 3

Найдите вводные слова. Определите их значения Он, государь, к несчастью, недостоин ни милостей, ни вашего вниманья. чувства Я должен буду, без сомненья, письмо Татьяны перевесть уверенность Конечно, шутишь ты – ног так шутить безбожно уверенность Онегин, я тогда моложе и лучше, кажется, была, и я любила вас неуверенность Недалеко, в прохладной мгле, казалось, приросли к скале две сакли дружною четой неуверенность Я вас люблю любовью брата и, может быть, ещё сильней неуверенность У

Cлайд 4

Найдите вводные слова. Определите их значения Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я Порядок мыслей По мнению Вернадского, живой организм и земная кора близки по химическому составу источник По летописной легенде, Владимир Мономах получил шапку от византийского императора Константина источник И, наконец, всё ещё впереди Порядок мыслей В прошлом году они, похоже, познакомились неуверенность Итак, у Ильи Лапшина я встретился со Слуцким Порядок мыслей Талант, в сущности, состоит в свойстве выразить в искусстве свой характер Замечания о способах оформления мысли У

Cлайд 5

Вставьте вводные слова в предложения, выражающие: а) уверенность, б) неуверенность Липа – одно из самых красивых, весёлых и нежных деревьев В русских лесах нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба Не все из нас видели лесную калину В клетках воробьёв не держат Это лоси забрели в город в ночное время П

Cлайд 6

Найдите вводные слова, определите их значения, замените синонимичными вводными словами Может быть, я вижу первого такого человека, как он По-моему, он ловок, знающ, находчив, работящ В молодости, по его словам, Гофман даже плавал на шхунах Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства На взгляд человека трезвого, ничего таинственного в этом не было и быть не могло Решение пришло, на первый взгляд, сумасбродное По всей вероятности, ему нужно было знать всех, чтобы определить, кто лучше, кто хуже У

Cлайд 7

Отличия вводных слов от членов предложения Вводные слова Члены предложения 1. Кажется, шепчут колосья друг другу 1. Мир кажется мне книгой бесконечной 2. Вы, верно, едете в Ставрополь? 2. Задача решена верно 3. Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка 3. Ваше право на отпуск бесспорно 4. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет 5. Он, точно, немного странен 5. Все три раза он проводил поезда точно по расписанию 6. Дождь, казалось, зарядил надолго 6. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным

Cлайд 8

Установите, что общего в значении групп слов. Возьмите из каждой группы по три элемента и составьте с ними предложения Конечно, разумеется, само собой, безусловно, бесспорно, несомненно, без всякого сомнения, естественно, понятно, вне всякого сомнения, известно Наверное, верно, вероятно, по всей вероятности, видимо, по-видимому, по всей видимости, видно, очевидно, как видно, должно быть, надо думать, может быть, возможно, может Например, к примеру, скажем, в частности Следовательно, итак, таким образом, стало быть, значит, выходит, следовательно П

Cлайд 9

Прочитайте со знаками препинаниями. Разграничьте вводные слова и члены предложения Наконец он приехал. Наконец можно обратиться к врачу за помощью Он может быть ещё успеет уехать со всеми. Что может быть важнее дружбы! Бывало они часто собирались вместе за чаем. Им бывало весело Это было совершенно очевидно. Он очевидно стесняется среди незнакомых У

Cлайд 10

Прочитайте со знаками препинаниями. Разграничьте вводные слова и члены предложения Он проработал таким образом до десяти часов. Уже начинало темнеть и таким образом мы возвратились с прогулки вовремя. Всё казалось ему знакомым. Всё здесь казалось напоминало ему о детстве Он часто бывает у нас. Бывает она поёт очень долго, с удовольствием Оля видно только проснулась. Мне видно лес из окна У

Cлайд 11

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове Римский философ Сенека в самом начале нашей эры, (1) размышляя о времени, (2) в одном из писем к Луцилию, (3) которые, (4) впрочем, (5) можно адресовать и всем молодым людям нашего времени, (6) писал… 4, 5

Cлайд 12

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове Тихий, (1) молчаливый, (2) сдержанный, (3) он появлялся в мастерских, (4) где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи,(5) и,(6) случалось, (7) покупал их для своей галереи прежде, (8) чем они успевали появиться на выставке. 6, 7

Cлайд 13

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове Из твоей части, (1) из другой – было невозможно, (2) чтобы кто-то отвернулся, (3) сделав вид, (4) что не заметил. Помогали, (5) тащили на себе, (6) перевязывали, (7) подвозили… Кое-кто, (8) может, (9) и нарушал этот закон фронтовой жизни, (10) так ведь были и дезертиры, (11) и самострелы. 8,9









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Класс: 8

Время реализации занятия: 45 минут

Цель урока: изучить новый материал “Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них”

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с новой темой.
  • Развивающие: развивать творческую самостоятельность учащихся; коммуникативные и исследовательские навыки.
  • Воспитательные: воспитать инициативно-активную коммуникативную личность,

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Форма урока: проектно-поисковая

Формы обучения:

  • обучение в сотрудничестве
  • игровые формы: эвристические, деловые, организационно-деятельностные.

Оборудование: Компьютеры, соединенные локальной сетью; проектор, экран и переносные ноутбуки и USB-носители.

Метод: проблемно-эвристическое исследование

Ход урока

I. Организационный момент

Начало урока:

Приветствие,

Назначается из числа учащихся оператор - это помощник учителя, у него на рабочем столе – ноутбук, подключенный к проектору,

Учитель предлагает групповое сотрудничество (учащиеся создают временные мини-группы по 5-6 человек, выбирают менеджера своего объединения)и дочимуеты и рекомендацииокуа, каждая группа имеет компьютер, находящийся в локальной сети, переносной ноутбук и USB-носитель.

II. Целеполагани

Хочется урок начать с китайской мудрости, которая гласит так Презентация №1 (слайд №1):

Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я запомню;
Вовлеки меня, и я научусь.
Как Вы понимаете эти слова?

Зачем эти слова дала в начале урока?

Конечно, в первую очередь необходимо самому освоить деятельность, тогда легко будет вам добывать знания, чем мы и займемся на уроке. Уберите учебники, они нам пригодятся в конце урока.

Тема занятия “Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них” (слайд №2)..

Тема новая. Не забудьте про листы самооценки.

III. Погружение в тему урока

Задание № 1 группам:

Учитель: Уметь спрашивать – значит обладать мощным оружием, которое делает человека успешным в современном мире. Вопрос – это тоже форма ответа. Придумайте своему учителю вопросы по новой теме урока. Не забудьте, что существует триада вопросов Что? Как? Почему? Вопросы могут начинаться так:

  • Какие бывают виды…..?
  • Какую функцию выполняют........?
  • На что влияет...........?
  • Как влияет............?
  • Что произойдет, если...........?
  • Как это может повлиять на..........?
  • Что ты сделаешь, если.............?
  • Можно ли считать окончательно, что............?
  • Что следует понимать под………?
  • Где мы можем столкнуться……….?
  • Как мы охарактеризуем понятие ……?

Вопросы могут быть интенсивными – направлены “вглубь” темы; экстенсивными– направлены “вширь” темы, ориентированы на межпредметные связи; креативные вопросы – это вопросы, углубляющие заданную тему и, одновременно, затрагивающие смежную тему, и даже тему другого предмета. (на слайде №3, 4).

Выступление групп.

Возможный вариант ответа учащихся по составлению проблемных вопросов:

  • Что такое вводные слова?
  • Являются ли они членами предложения или не являются?
  • В какой части предложения они могут находиться?
  • Выделяются ли они знаками препинания?
  • Меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова?
  • В каких частях предложения могут находиться вводные слова?
  • Что они выражают?
  • Как выделяются на письме?
  • Какие бывают группы вводных слов т предложений?
  • Какую функцию выполняют вводные слова т предложения?

Учитель: У кого возникли трудности в составлении вопроса? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооцеки.

Задание № 2 группам:

Учитель: А теперьВы исследователи, тема вашей научной работы “Вводные слова и предложения”. Попытайтесь определить цели, задачи, гипотезу и объект исследования (слайд №5). Совет учителя: работать в парах, обсудить в группе.

Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран.

Слушаем менеджеров, спорим, корректируем, определяемся.

Задание № 3 группам:

Учитель: Объект исследования – “Вводные слова и предложения. ”.Предлагаю сконструировать свой поиск знаний по теме урока, т.е. выбрать свою индивидуально – групповую образовательную траекторию или план действий.

Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран.

Выступление групп.

Возможный вариант ответа учащихся:

1.Дать определение понятием “Вводные слова и предложения”.

2. Определить, являются ли они членами предложения или не являются.

3. Установить, в какой части предложения они могут находиться.

4.Узнать, выделяются ли они знаками препинания.

5. Определить, что они выражают.

Учитель: У кого возникли трудности в этой работе? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.

Задание № 4 группам:

Учитель: Вы наметили дальнейший план работы по нашей теме. Вам предлагается 15 предложений с вводными словами и предложениями, знаки препинания расставлены. Рассмотрите предложения, сделайте выводы по плану.

1.К счастью, никто меня не заметил (Т.).2.Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). 3.Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л. Т.).4. В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел (Т.).5. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (Т.).6.По окончании игры спорили, как водится, довольно громко (Г.).7. Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей (Дост.).8. Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор (Г.).9.Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову (П.).10.Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища (Т.). 11. Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка (Сим.).12. Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Л.);13.Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины... (М. Г.).14. Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.).15. Она была красивая и, что еще важнее, умная женщина.

Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран. Демонстрация образовательной продукции. Систематизация полученной продукции. Оператор демонстрируют презентации групп. Менеджеры презентируют продукт совместной деятельности группы.Учителем организуется общее обсуждение предложенных вариантов, учащиеся вносят дополнения, корректируют свои направления, записывают новые вопросы исследования.

IV.Демонстрация учебной образовательной продукции. Работа с культурными аналогами

Учитель: А теперь откройте Учебники русского языка. Что мы еще не выяснили? Все ли так сказали?

Учитель: У кого возникли трудности в этой работе? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.

V.Коррекция собственных выводов. Составление советов и методов по изучению теоретического и практического материала

Задание № 5 группам:

Учитель: Вспомните весь урок. Составьте советы по изучению теоретического и практического материала.

Группы работают, берут переносные ноутбуки и USB-носители для работы, презентации переносят на экран.

Демонстрация образовательной продукции. Систематизация полученной продукции. Оператор демонстрируют презентации групп. Менеджеры презентируют продукт совместной деятельности группы.

Учителем организуется общее обсуждение предложенных вариантов, учащиеся вносят дополнения, корректируют свои направления, записывают новые советы исследования.

VI. Работа с культурными аналогами

Учитель: Существует метод эвристического исследования (слайд №6). Сравните с нашими составленными советами по изучению теоретического и практического материала. Так же ли у нас? Что добавить?

Метод эвристического исследования:

Выбери объект исследования,

Определи цели исследования,

Составь план работы,

Собери некоторые сведения об объекте,

Выполни практические опыты,

Запиши новые факты, возникшие вопросы и проблемы, версии ответов, гипотезы, выводы.

Учитель: У кого возникли трудности в этой работе? Почему? Кому было легко? Почему? Не забудьте про листы самооценки.

VII. Итог урока. Рефлексивная деятельность

Учитель: Посмотрите на вопросы, на все ли получили ответ? Попрошу вас продолжить предложение (слайд №7):

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

VIII. Домашнее задание по выбору учащихся (слайд №8)

Сделать презентацию “ Вводные слова и предложения”, включая теоретический и практический материал.

Изучите материал учебника, выполнить упражнение №364.

Составить эвристическое задание по теме “ Вводные слова и предложения”.

Пройти тренажер. Презентация №2.

Учитель: Большое спасибо за урок! Сдайте листы оценок (слайд №9).

Карта урока


Цели урока: 1.Систематизировать и обобщить знания по теме" Вводные слова и предложения". 2.Развивать у учащихся умение логически мыслить и конструировать предложения с вводными словами и вводными конструкциями. 3.Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.


















Исправь ошибки! Степень достоверности сообщения:вероятно, кажется, должно быть. Различные чувства:к счастью, к удивлению, очевидно. Источник сообщения: говорят, по преданию, по мнению. Обращение к собеседнику: заметьте, во- вторых, будьте любезны. Оформление мысли: во- первых, итак, одним словом.




Спишите предложения, найдите вводные конструкции, укажите их значение, расставьте недостающие знаки препинания. Решите орфографические задачи.. 1) Очевидно (не)надо искать по белу свету места, где можно встретить все дары природы. 2) Бе(с,сс)порно этим благодатным краем является мой родной край! 3) Здесь несомненно (не)повторимая природа, удивительный народ, таинстве(н,нн)ые памятники прошлого, уникальная культура. 4) Прямо скажем никого не оставит равнодушным земля бе(с,з)крайних степей, целебных родников, чистых рек и талантливых людей.


Деловая игра «Я учитель» Найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Исправьте ошибки. Объясните, в чем ошибался ученик. Тебе мой край родной я песни буду петь. Легкий ветерок, бывало прикоснется к тонким стеблям цветов, чистый воздух наполнится ароматом трав. К счастью, невозможно привыкнуть.








О чём задумался курган? Куда бы вы ни поехали по степным дорогам нашего края, везде их встретите. Возникновение курганов связано с древним обрядом погребения. Курганы предназначались для захоронения предводителей и прославленных воинов. О чём задумался курган? Быть может, о делах давно минувших дней, а может, о настоящем или скором будущем?


Домашнее задание Написать творческую работу«О чем задумался курган?», используя вводные конструкции, с помощью которых можно выразить разную степень уверенности или неуверенности, источник сообщения и другие значения вводных слов. Объем – не менее 70 слов. Оцениваться работа будет по следующим критериям: - логичность; - последовательность, связность изложения; - точность и выразительность речи; - уместное использование вводных конструкций; - авторская позиция; - грамотность. Или вариант 14, часть 3 (С2.1) из книги Н.А.Сениной «Подготовка к ГИА-2012»


Вводные слова Возьмите вводные слова. От них кружится голова, Они мешают суть сберечь Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь. И замедляют нашу речь. И все ж удобны потому, Что выдают легко другим, Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому, Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим. О чем, смущаясь, говорим. Мне скажут: "К счастью..." Мне скажут: "К счастью..." И потом Пусть что угодно говорят, Пусть что угодно говорят, Я слушаю с открытым ртом И радуюсь всему подряд. Меня, как всех, не раз, не два Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова "во-первых", "во-вторых". Они, начав издалека, Давали повод не спеша Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа. Не знаю, где была душа.



О словах,

грамматически не связанных

с членами предложения

Задание №17 ЕГЭ Задание № 10 ОГЭ


В русском языке есть такие предложения, в которых находятся слова, грамматически не связанные с этими предложениями:

  • вводные слова, словосочетания, предложения и вставки , например: Между тем мятежники , видимо, приготовились к действию (А.Пушкин) Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв свою высокую шапку, остановился у дверей. (А.Пушкин) ;
  • обращения : - А поворотись-ка , сын ! (Н.Гоголь) ;
  • именительный падеж представления: Заклад ! А где мне взять заклада, дьявол! (А.Пушкин) ;
  • слова-предложения да, нет :

-Учитель доволен вами? - Да, доволен, - сказал Володя. (Л. Толстой)


Вводные слова, словосочетания,

предложения и вставки

Языковая единица, которая передает отношение говорящего к высказанной мысли, называется вводным словом (вводным словосочетанием, вводным предложением).

Вводные слова грамматически не связаны с предложением, в котором употребляются: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос от других слов предложения.

Вводные слова выделяются запятыми. Большинство вводных слов нужно просто запомнить, однако перечислить все существующие вводные слова почти невозможно - следовательно, нужно знать, какие значения выражаются этими словами.


1. Выражающие чувства говорящего

к счастью к несчастью к радости к огорчению

2. Выражающие степень уверенности говорящего

к сожалению странное дело на удивление не ровен час

конечно несомненно * очевидно * без сомнения безусловно разумеется бесспорно наверное *

3.Указывающие на порядок следования мыслей

к удивлению на радость избави Бог и т.п.

действительно * возможно * верно вероятно может (быть) * кажется * казалось * по-видимому

итак в общем вообще * значит * однако * наоборот напротив наконец *

видимо пожалуй в самом деле * правда право надо полагать думаю и т.п.

следовательно в частности * между прочим кроме того таким образом * с одной стороны * и т.п.

так * например * впрочем повторяю во-первых во-вторых в-третьих и т.п.


Разряды вводных слов по значению

4. Указывающие на способ оформления мыслей

кстати * вернее * иначе говоря словом

5. Указывающие на источник сообщения

одним словом * лучше сказать иными словами мягко выражаясь

говорят * сообщают * по словам … по сведениям … по мнению … по сообщению …

6.Представляющие собой призыв или обращение к собеседнику

так сказать точнее * скорее * и т.п.

по-моему по-вашему и т.п. на мой взгляд по слухам помнится

видишь (ли) понимаешь (ли) знаешь (ли) поверь(те) послушай (те)

Не являются вводными:

вообрази(те) согласи(те)сь * представь(те) себе извини(те)

по указанию

по решению

прости(те) пожалуйста сделай(те) милость позволь(те)


Разряды вводных слов по значению

7. Указывающие на обычность сообщаемого

бывает * бывало *

8. Выражающие экспрессивность высказывания

по обычаю по обыкновению

по правде (говоря) по совести (говоря) кроме шуток смешно сказать честно говоря

случалось случается

сказать по чести

* О вводных словах, помеченных звездочкой, есть дополнительная информация (см. слайды № 10 -13)


Вводные слова в составе обособленного оборота

Если вводное слово оказывается в начале или в конце обособленного оборота, то оно не отделяется от него запятой:

Огромный кабинет был наполнен вещами, | очевидно беспрестанно употребляемыми | . Анна отвела глаза от ее лица, | по - видимому желая понять значение ее слов | .

Вводные слова, стоящие в середине обособленного оборота, выделяются запятыми с обеих сторон:

Вдруг он сильно вздрогнул, | спасенный , может быть, вновь от обморока безобразным видением | .


Союз а перед вводным словом

Союз «а» перед вводным словом может выполнять две функции:

  • связывать какие-либо члены предложения, тогда после союза перед вводным словом ставится запятая: Он вовсе не огорчился, а , казалось, обрадовался. Она не опоздала, а , наоборот, уже ждала его.
  • относиться к самому вводному слову, в этом случае союз не отделяется запятой от вводного слова: Если бы он знал, сколько затруднений , а может быть, и злодейств ему придется преодолеть и совершить!

О словах, помеченных звездочкой *

Вводное это слово или нет

Среди этих слов можно выделить 2 группы:

Определяемые

по синтаксической функции в предложении

определяемые по смыслу

ложные вводные слова


I.

Определить, вводные или нет слова из I группы, довольно легко.

1. Существительные с предлогом и зависимыми словами или без них, выступающие как вводные слова, могут использоваться и в своем прямом значении: У каждого свой путь к счастью. К счастью, худшего не произошло.

С одной стороны стола стояли закуски. С одной стороны, он прав.

Вводные слова не являются членами предложения.

2. Слово «однако» может играть роль союза «но», в этом случае его легко заменить на союз «но» . Однако = но:

Он обещал прийти, однако не пришел ( между однородными членами ).

Он обещал прийти, однако обстоятельства задержали его (между частями сложного предложения).

Однако прийти ему не удалось (в начале предложения, для связи с предыдущей фразой).

Заменяя «однако» на «но», не меняйте его местами в предложении! Сравните: Однако прийти ему не удалось. («однако» = «но») Прийти ему, однако, не удалось.) «однако» = «но»)

Слово «однако» является вводным, когда его нельзя заменить на союз «но» или когда к нему относится частица «же».


I. Определяй по синтаксической функции в предложении

3. Большинство помеченных звездочкой слов может выступать в роли сказуемых.

А счастье было так возможно…

Его заблуждение очевидно. Мне кажется, будет гроза.

Простые случаи

Если после слов «кажется», «казалось», «очевидно», «видно», «бывало», «думаю», «согласитесь», «возможно» и т.п. есть относящийся к ним союз «что», то они выполняют функцию не вводных слов, а сказуемых в главной части сложноподчиненного предложения:

Более

сложные случаи

[ Лачужки тесно прижались друг к дружке ] , и [ кажется ] , ( что они терпеливо дышат, ожидая нового налета лютого вихря ) .


II. Определяй по смыслу

Слово

Вводное

Не вводное

  • в начале предложения
  • в значении «например»

таким образом

  • в значении «таким образом», «таким способом»
  • является обстоятельством
  • в значении «итак», «следовательно»
  • указывает на порядок изложения мыслей

вообще

в самом деле

  • если после него есть или подразумевается слово «говоря»
  • в значении «вот так» , «таким способом»
  • является обстоятельством
  • для выражения эмоций: удивления, возмущения, негодования

значит

  • в значении «в целом», «во всех отношениях»
  • является обстоятельством
  • в значении «на самом деле», «в действительности»
  • является обстоятельством
  • в значении «стало быть»,«следовательно»
  • в значении «означает»
  • является сказуемым

Определяй по смыслу

Слово

Вводное

прежде всего

Не вводное

  • в значении «во-первых»

наверно наверное

  • в значении «сначала
  • является обстоятельством
  • выражает степень уверенности
  • заменяется на «возможно»

кстати

  • если после него есть или подразумевается слово «говоря» или «сказать»

наконец

в конце концов

  • в значении «наверняка» , «точно»
  • является обстоятельством
  • в значении «вовремя», «в самый подходящий момент»
  • является обстоятельством
  • если указывает на порядок мыслей, завершает перечисление (кроме этого)
  • если следует за информацией со словами «во-первых», «во-вторых»…
  • если выражает эмоциональную оценку
  • в значении «под конец», «напоследок» , «в результате»
  • если есть частица -то
  • является обстоятельством

III. Не являются вводными словами (независимо от интонации)

буквально

как будто как бы вдобавок в довершение примерно притом причем

в конечном счете

между тем наверняка по-своему небось приблизительно просто якобы

по совету

по указанию

по решению

по постановлению по замыслу по распоряжению по традиции

Это так называемые «ложные» вводные слова , т.е. слова и выражения, которые, как показывает практика, чаще всего принимают за вводные.


Вводные предложения

Вводными называются предложения, которые вносят в основное предложение дополнительную информацию и при этом никак не связаны с синтаксической структурой основного предложения.

Если подобные предложения присоединяются при помощи союзов, то знаки ставятся точно так же, как в обыкновенных сложных предложениях.

Вводные предложения

I. Нераспространенныепредложения, близкие к вводным словам

Распространенные предложения, поясняющие или дополняющие основное сообщение

Выделяются при помощи скобок и тире

Выделяются запятыми


Обращения

Обращения - это слова, обозначающие лицо или предмет, к которому в предложении обращено высказывание.

Обращения выделяются запятыми независимо от их места в предложении, способа выражения и распространенности.

Прощай, Онегин , мне пора. Русь , куда ж несешься ты, дай ответ?

Не извольте гневаться, ваше превосходительство !

Если обращение стоит в начале предложения и является интонационно выделенным, то после него ставится восклицательный знак:

Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью.

Если перед обращением стоит частица, усиливающая интонацию обращения, она не отделяется от него запятой: О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?


В презентации использованы материалы Справочника «Секреты русской пунктуации» Я.В. Темиз - М., 1999


Цели: сформировать знания о вводных словах и словосочетаниях

Развивать способность анализировать, находить и выделять вводные слова в предложениях,

Воспитывать любовь к родине .

  • Ты, человек, любя природу,
  • Хоть иногда её жалей;
  • В увеселительных походах
  • Ты не топчи родных полей.



Стратегия брейн-сторминг

  • . 1 э т а п:
  • Подумайте и запишите все, что вы знаете или думаете, о вводных словах; 2 э т а п:
  • Обмен информацией.

Вводные слова и словосочетания (Қыстырма сөз және сөз тіркесі)

  • Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий передает свое отношение к содержанию высказывания: уверенность, неуверенность и др.
  • Вводные слова, словосчетания обычно выделяются запятыми, если стоят в середине предложения, и отделяются запятой, если стоят в начале или в конце предложения.

Значения

Вводные слова, словосочетания

Уверенность

примеры

Конечно, разумеется, без сомнения,безусловнр, бесспорно

Неуверенность

Различные чувства

Зима, конечно, будет снежная

Кажется, вероятно, возможно, может быть, по-видимому.

Источник высказывания

К счастью, к сожалению, по-моему, как говорят

Зима, кажется, будет снежная

Зима, к счастью, будет снежная

По словам, по мнению, по-моему, как говорят

Порядок событий и связь между ними

По мнению старожилов, зима будет снежная

Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например

Оценка способа высказывания, его уточнение

Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежной

Другими словами, словом, так сказать, правду сказать, как говорится

Словом, стал дед Щукарь кучером.


Прочитайте, правильно интонируя вводные слова и словосочетания. Определите их значение.

  • К счастью, лихорадка застала меня в уездном городе. Признаюсь, у меня самого кругом пошла голова. Все сообщения, так сказать, прекратились совершенно. Старушка, разумеется, догадалась. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично.

Выпишите предложения с вводными словами, расставляя знаки препинания.Объясните свой выбор.

  • На дворе не было видно ни зги. Видно ещё одно письмо не дошло по адресу! Поезд нёс меня к счастью. К счастью станция была недалеко. Он казалось чувствовал своё достоинство. Солнце казалось огромным раскаленным шаром. Решение арбитра было бесспорно и обоснованно. Бесспорно спорно тебе повезло.

Преобразуйте предложения, вставляя вводные слова и словосочетания и запишите их, расставьте знаки препинания.

  • Партнеры (возразить)против предложенных нами условий поставки товаров.
  • Переговоры(произойти) в обстановке полной секретности.
  • Мы (возразить)против ввода завода в эксплуатацию.
  • Ссора между братьями (разрешиться)примирением.
  • Нам удалось (попасть) на концерт популярного эстрадного певца, лауреата многих международных конкурсов.
  • Ему удалось(одержать) победу, несмотря на травму, полученную перед соревнованиями.

Работа над текстом упр 235, стр 169-170

  • Строим ПИРАМИДУ 1. О чём. (1 словом) 2. Особенности. (2 словами) 3. Место и время. (3 словами) 4. Главные события. (4 словами) 5. Главные герои. (5 словами) 6. Ваши эмоции. (6 словами) 7. Дополнение к п. 1 (7 словами) 8. Собственное мнение о прочитанном. (8 словами)

Решаем тест

1.Вводные слова-это:

А) слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения

Б) специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

С) слова, которые обозначают предмет и зависят от сказуемого или другого члена предложения.

2. Определите тип вводного слова в предложении: Пароход отойдёт, конечно, не раньше рассвета.

А) уверенность Б) неуверенность С) различные чувства Д) порядок событий

3. Укажите разряд обособленного члена в предложении: Покраснев от стыда, он не мог вымолвить ни слова. А) дополнение Б) уточняющий член С) обстоятельство Д) определение

4.Укажите предложение, где вводное слово обозначает различные чувства:

А) К счастью, лихорадка застала меня в уездном городе. Б) Старушка, разумеется, догадалась

С)Кажется, голова у меня закружилась Д) Словом, стал дед Щукарь кучером

5. Укажите предложение, где вводное слово обозначает неуверенность:

А) Зима, кажется, будет снежной Б) Значит, на полях будет много влаги

С) В денежном ящике кроме денег хранится деловая корреспонденция

Д) Лето, конечно, будет жарким


Проверяем тест:


Игра: «Лучший переводчик».

Жаз шыққалы Тоқсабаның көңілі қош еді. Там үйден безіп, ауылдардың сиыр жайылмайтын, бұзау торпақ шиырламайтын қырат бетіне,құйқалы бурыл бетегелі өртеңге көне киіз үйін тіктірген. Соңғы жылдары, анау бір заманда айналдырып кеткен тыма, баспа, құяң, шойырылма сияқты мазасыз, қадірсіз сырқаттардан мүлде дерлік айыққан. Тек анда санда басы ауырып,жүрегі алқынатын. Оған мән берген емес. Елудің ішінде кәрілікті мойындап еді, қазір алпыстың тоғызында. Тың, ширақ. Алда талай ғұмыр бар сияқты. Көрер қызығы да алда тұрғаны күмәнсіз.

Өзінің он жетідегі өресіне Нәрік он төртінде жетті. Енді бір екі жылда, жоқ, үш жылда, жалпы білім беретін орта мектепті бітірер кезде домбыраның жоғары дәрежелі академиясын да тамамдары анық. Шертісі қазірдің өзінде ғажап. Өзінің туған атасы Тоқсабаның серпіні бар. Бір ақ көргенде талайын жазбай таныған батагөй атасы Айтанның әсемдігі бар.


Итоги урока:

  • Что такое вводные слова?
  • Какие значения имеют вводные слова?

Домашнее задание:

  • Упр 236, стр 170. подготовьтесь к диалогу для обсуждения программы “Стратегия “ Казахстан-2050””, упр 238, стр 171, спишите, расставляя знаки препинания, в порядке увеличения числа осложняющих его членов: с одним, с двумя, и т.д.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...