Сценарий классного часа по литературному краеведению. Сценарий классного часа "быть добру" Преподаватель просит студентов подумать

Сценарий классного часа по литературному краеведению

«Зачисли меня, город, в астраханцы!..»

В качестве эпиграфа – строки Леонида Чашечникова:

«Зачисли меня, город, в астраханцы,
за робкое признание в любви».

Цель : Пробуждение устойчивого интереса юных литераторов-астраханцев к творчеству поэтов и писателей, родившихся в нашем крае либо посетивших Астрахань.

Оборудование: фотогалерея известных астраханских поэтов, видео об Астрахани Сергея Иванова, музыкальные записи астраханских композиторов Анатолия Гладченко, Анатолия Бочкарева, Александра Сахнова, Александры Костиной.

Видеосопровождение: видео Александра Цаплина на музыку Павла Булычева и стихи Павла Морозова «Здесь на левом берегу – город мой…»

Аудиосопровождение: запись песни Александра Сахнова "Мы - астраханцы". Песня звучит в исполнении автора стихов и музыки - поэта и барда Александра Сахнова.

Примечание: За основу сценария взята методическая разработка с портала «социальная сеть работников образования»: http://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/201...

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1:

Почти три тысячелетия минуло с тех пор, как сложена легендарная «Одиссея», поведавшая человечеству о необычайных приключениях древнегреческих воинов, возвращавшихся домой после похода на Трою. Где только ни побывали герои «Одиссеи»! Среди их многочисленных путешествий - не только всем известный остров сирен и Колхида, но и край скифов - каспиев. Тут им открылся «пруд солнца», в котором каждое утро зарождались золотистые «лучи быстрого Гелиоса». Этот лучезарный «Пруд Солнца» по карте Анаксимандра Милетского в VΙв. до н.э. - наш Каспий.

Ведущий 2:

Здесь, в этом легендарном месте, по меткой метафоре Велимира Хлебникова, «Волга прянула стрелою на хохот моря молодого», раскинулся наш край с белокаменным градом, сохранившим золотоордынское имя «Астрахань». Сама история распорядилась так, что Астрахань изначально совмещала несовместимое, соединяла несоединимое, примиряя тех, кого, казалось бы, нельзя примирить. Именно эта терпимость ко всему и во всем давала повод не одному поколению авторов домысливать и без того воплощенную в облике нашего города поэзию. Николай Сергеевич Травушкин писал: «На литературной карте Российской республики Волго-Каспий - место не бесплодное, здесь постоянно пульсирует творческое напряжение, здесь добрая почва для литературных свершений».

Ведущий 1:

Древние считали, что пронзённый стрелой Купидона обречён на вечную любовь к своей половине, Здесь, «где Волга прянула стрелою», поэт ранен любовью навсегда - любовью к своему краю - к Астрахани.

Ведущий 2:

Когда - то Сергей Есенин советовал молодым стихотворцам, чтобы они «искали Родину, без которой не может получиться хорошего поэта».

Имена астраханских поэтов, чьи имена здесь прозвучат, не только нашли свою Родину, но и воспели её.

Интересно поэтическое признание в любви к родному городу Юрия Щербакова:

О, степная Венеция,
Город солнечный мой,
От хандры знаю средство я-
Возвращение домой…
Чтоб увидеть нечаянно,
Как на древний раскат
Золотую окалину
Выливает закат.

Не мыслит себя без Астрахани и лирик Борис Свердлов. Этот поэт не устаёт признаваться родному городу в любви. Чего стоит лишь это его признание - «Если в этой жизни повторюсь, повторюсь я в Астрахани снова».

На родине моей,
На самой-самой малой,
Где тополя весной
Роняли тихий пух,
Давно, уже давно
Там детство миновало,
Лишь улицы хранят
Его веселья дух.
На родине моей
Цвели когда-то вишни,
И ветер разгонял
Вовсю легчайший цвет...
Те вишни отцвели.
Наверно, время вышло,
Их горестный закат
Необратим в рассвет.
На родине моей
Сегодня я прохожий.
Наверное, судьбой
Мы чем-то схожи с ней.
Года, как жернова,
Ее мололи тоже...
Я помню... Я пишу
О родине моей.

Ведущий 1:

Певуча поэзия Ольги Касимовой, поэтессы, ушедшей от нас в 2001 году. Касимова уже в прошлом веке называла Астрахань по праву столицей Нижнего Поволжья. Песни на стихи Ольги Касимовой и сегодня транслируются по радио, грея нас искренностью негасимой и трепетной любви нежного женского сердца:

Ты на Алёнушку похожа -
С благой молитвой у ручья…
Столица Нижнего Поволжья,
Родная Астрахань моя.
Любой кулик родную заводь хвалит,
Я - Астрахань родимую свою -
Свет - Город на мирском моем причале,
Всем сердцем, до отчаянья, пою…
Любви моей пространство и обитель.
Звезда сверкает в имени Твоём.
Дай Бог Тебе, прекрасный долгожитель,
И вечных лет, и счастья в каждый дом.
Храни Тебя Всемилость Божья -
Среди земного бытия,
Столица Нижнего Поволжья,
Родная Астрахань моя.

На стихи Ольги Касимовой создано множество песен. Звучит одна из них. Это песня астраханского композитора Анатолия Гладченко на стихи поэтессы.

Ведущий 2:

Имя Нинели Александровны Мордовиной известно многим. Она оставила яркий след в истории Астрахани, когда приехала в наш город в 1975 году по приглашению астраханской писательской организации и «взяла под крыло» целое поколение начинающих поэтов, возглавив литературную студию «Моряна». Определение «ученик Мордовиной» звучит ныне как титул. Говорят, что талант учителя достается немногим, но Нинель Александровна обладала им в полной мере. Как и поэтическим даром. Её стихи – отражение нелегкой, но яркой и насыщенной жизни.

Нинель Александровна родилась 12 июля 1927 г. в Харбине. Во время войны работала телеграфисткой, токарем на военном заводе, связисткой на узле связи Наркомата флота. В 1945 году вышла замуж за лётчика В.Ю. Мордовина. Жила в Прибалтике, Ахтубинске, Волгограде и последние 25 лет - в Астрахани.

Писать начала в середине 1960-х годов, печаталась в газете «Ахтубинская правда» журнале «Волга». Работала журналистом, директором ахтубинского дома культуры, вела литературные студии. Член Союза писателей с 1973 года.

Нинель Александровна не была на войне, хотя бы просто потому, что была в эти годы ребёнком, но впоследствии написанный цикл стихотворений, посвященный этой теме – исповедь человека, в чью судьбу незваной гостьей вошла война.

Она писала и о любви – и не одно поколение астраханцев зачитывалось этими строками.

Она писала и о городе – и её стихотворения звучали на день города со всех эстрадных площадок.

Она писала как жила, как дышала – а это - истинный дар человека творческого.

Нинель Александровна ушла из жизни в 2001 году, но в нас и с нами остались её стихи и её ученики. И имя её обрело новую жизнь – имя поэта Мордовиной носит 33 школа – та школа, где она вела уроки поэзии:

Как в Астрахани ночи хороши!
Брожу, не уставая до рассвета.
И воздух из цветастой кружки лета
Сметает лень и суетность с души.
Стоит вокруг такая тишина,-
Хоть режь ножом, и ломоток – на память.
Над городом, над Волгой, над веками
Переплывает через ночь луна.
Река блестит, как рыбья чешуя,
К причалам волны прибивают пену…
Потом во мне заметят перемену
Степные и степенные края.
И станут удивляться неспроста:
«Водой живою, что ли оросили?»
Меня в негромком городе России
Коснулась летней ночи красота.

Ведущий 1:

Для Дины Немировской малая Родина, Астрахань – единственная, любимая, неповторимая:

Нет! Не бывает в жизни дважды родин,
Как не бывает новых матерей!

Дина Немировская родилась и выросла в Астрахани. В детстве переписывалась с Агнией Барто. Несколько лет занималась в литературной студии «Моряна» у Нинели Александровны Мордовиной, которая и дала путёвку в творческую жизнь. Публикуется со школьных лет как в России, так и в дальнем и ближнем зарубежье. Ее стихи – иногда ироничные, иногда горькие, вызывали в свое время бурю восторга у астраханских любителей поэзии. Есть цикл песен на стихи Дины Немировской в исполнении актрисы драмтеатра и талантливого барда Александры Костиной. Также Немировская оставила след в нашем городе, как создатель и бессменный многолетний руководитель народного коллектива «Литературное творческое объединение «Подснежник».

Прогулки по Астрахани для Немировской - нескончаемое путешествие вглубь родной истории, вглубь себя. Всё, что свершается в жизни, освящено Астраханью. Автор одушевляет пространство родного города.

Я так люблю порою ранней,
Когда желтеет небосвод,
Шепнуть заветное желанье
В тиши Пречистенских ворот.

Ведущий 2:

Гёте отметил: «Тот, кто хочет понять поэта, должен побывать в стране поэта». Мы живём в этом крае, бродим по улицам нашего города, озвученным поэзией земляков-литераторов.

Преподаватель:

Любишь то, что хорошо знаешь. Насколько хорошо вы знаете свой город Астрахань?

Предлагаем Вам признаться родному городу в любви!

Ребята читают стихотворения астраханских поэтов с личными комментариями, показывают иллюстрации по следующим разделам:

1. Волга- матушка река.
2. Природа Астраханского края.
3. Астрахань многонациональная
4. Астраханский Кремль.
5. Улицы Астрахани.

Преподаватель:

Итак, литературные традиции Астраханского края очень богаты. К началу двадцать первого века литература Астрахани - это тысячи художественных произведений в самых разнообразных жанрах. Выявляется её проблемно-тематическая специфика - реалистическое осмысление истории и жизни народов Нижнего Поволжья, охрана природы, труд рыбака и крестьянина, внутренний мир человека, а главное – любовь к родной земле, к родному краю, своей малой родине! Мы верим, что живая творческая нить поэзии на Астраханской земле не прервётся никогда.

Звучат стихи Н. Мордовиной, К. Холодовой, Б.Шаховского, Н. Ваганова, Б.Репина, Ю.Кочеткова, Л. Чашечникова, Л. Казаковой, Д.Немировской, В.Ерофеева, О.Марковой, Н. Поливина из поэтического сборника « Где Волга прянула стрелою…»

В качестве иллюстраций по разделу "Природа Астраханского края" представлена электронная презентация «Флора и фауна Астраханского заповедника. Дельта Волги - мир на грани реки и моря».

Заключение

Ведущие зачитывают строки из сочинений учащихся на теме: «Астрахань. Признание в любви»:

Родина, и всё, с нею связанное, входят в жизнь каждого из нас с колыбели, но лишь с годами начинаешь понимать ее притяжение, нравственную сторону этой взаимосвязи - личную свободу и осознание долга перед своей землёй.

Звучит песня об Астрахани в исполнении Астраханского государственного ансамбля песни.

Трансляция видео Александра Цаплина на музыку Павла Булычева и стихи Павла Морозова «Здесь на левом берегу – город мой…»

Сценарий классного часа

«Игра-путешествие по городу Безопасности».

Сценарий подготовлен

учителем начальных классов

МОУ СОШ № 5 г.Пугачёва Саратовской области

Скакалиной Марией Алексеевной.

Цели:

1 . Формировать представления об основных источниках опасности, умения предвидеть возможные экстремальные ситуации, осуществлять безопасное поведение на улицах и дорогах, в природе, дома; действовать в случае возникновения угрозы здоровью и жизни.

2. Развивать способности, которые дали бы детям возможность правильно оценивать различные ситуации; совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

3. Воспитывать ответственность за жизнь и здоровье: своё и окружающих, воспитывать культуру поведения.

Содержание занятия:

Здравствуйте, ребята!

Жизнь, как бы сложна ни была, замечательна. Недаром мы все ею так дорожим. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их.

Какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас? (Ответы детей).

Очень часто люди страдают из-за своей собственной неосторожности, неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищённости и принять необходимые меры. Любое из неприятных событий не случилось бы, если бы участники знали главные правила безопасного поведения:

    предвидеть опасность;

    по возможности избегать её;

    при необходимости действовать.

Предлагаю вам совершить путешествие в город Безопасности. Но улицы там непростые: улица Дорожная, площадь Спасателей, улица Пожарных, улица Санитаров. Отправляемся в путешествие!? Для этого нужно закрыть глаза, повернуться вокруг себя и произнести слова: повернулись, покружились, в нужном месте очутились. И вот мы оказались в городе «Безопасность». Улица Пожарных - Ребята, мы с вами улице «Пожарных », а сейчас я загадаю вам загадку: Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь.
Дети : - Это огонь. Посмотрите, кто нам встретился на этой улице?

Лисички (хором) Мы две хитрые сестрички,

Мы две хитрые лисички,

Мы из дома взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Ребята, подумайте, что является причиной пожара. (Ответы детей)

А знаете ли вы, ребята, чем можно потушить пожар? Как вести себя при пожаре?

Какие правила по пожарной безопасности мы должны знать?

1. Нельзя играть со спичками.

2. Не оставлять включёнными электроприборы без присмотра.

3. Не оставлять не затушенных костров.

4. Не поджигать сухую траву, тополиный пух, мусор в баках.

5. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи.

А теперь поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья!» .

Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.

Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,

Бережёт родную школу от коварного огня?

Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор.

Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья).

Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

(Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья).

На привале кто в лесу жёг засохшую сосну?

А потом так поспешил, что костёр не затушил.

(Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья).

Видя, кто, сушняк в огне, знает точно: быть беде?

Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает?

Кто пожарным помогает, правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

(Это я, это я, это все мои друзья!)

При первых признаках пожара, нужно позвонить по какому номеру телефона? -Как правильно это сделать?

    назвать адрес, где горит;

    свой номер телефона;

    свою фамилию;

    на каком этаже горит;

    как лучше подъехать к дому;

    сколько подъездов в доме.

Все мы силы приложили,
И пожар мы потушили.
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.
.

Улица Дорожная.

Движенья полон город,

Бегут машины в ряд,

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Чтоб было безопасно,

Вам нужно, без сомненья,

Знать и выполнять

Правила…(дорожного движенья).

Давайте вместе вспомним правила дорожного движения .

Какие сигналы светофора вы знаете, что они обозначают?

Как на проезжей части обозначен пешеходный переход?

В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?

Как надо правильно переходить улицу, дорогу?

Можно ли перебегать через улицу, дорогу?

Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?

Где нужно стоять в ожидании автобуса?

Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на вопросы. А зачем нам нужно знать правила дорожного движения? (Ответы учащихся).

Проводится игра «Светофор» . Выходит мальчик в костюме Светофора и проводит игру. Участникам игры надо быть очень внимательными. Когда ведущий зажигает зелёный свет, ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут; когда горит жёлтый свет, дети хлопают в ладоши. При красном свете в классе должна быть тишина. Выигрывают ребята, которые более внимательны.

Ребята, посмотрите, кто нам повстречался на Дорожной улице?

(Дети разыгрывают сценку)

Выходит ученица в костюме Мухи-Цокатухи:

Я -Муха-Цокотуха

Позолоченное брюхо

Сегодня по шоссе я шла

Там я денежку нашла.

Чтоб не тратить время даром

Побежала в «Спорттовары»,

И купила там предмет

Что зовут велосипед.

Приходите, тараканы,

Всех, всех, всех вас прокачу!

Выбегают мальчики в костюмах Тараканов:

Тараканы все сбежались

И на «велике» катались!

Следом выходят девочки в костюмах букашек:

А букашки по три раза

По шоссе, за раз втроём.

Нынче Мухе - Цокотухе всё дозволено!

Мальчик в костюме Светофора:

Нет, не дозволено!

Автомобиль педальный

Не для прогулки дальней.

Внутри двора его пути,

А на дорогу не кати!

Муха-Цокотуха:

А если я куплю мопед?

Светофор:

До шестнадцати лет, не садись на мопед!

Если мала, не грусти – потерпи, подрасти!

Девочка в костюме Пчелы:

Здравствуй, Муха, я- бабушка Пчела,

Правила движения тебе я принесла

С ними муха подружись

Уж потом за руль садись!

Светофор:

Эту сценку неспроста

Мы вам показали

Если правила не знать,

Если их не выполнять,

То беды не миновать!

Повернулись, покружились, в нужном месте очутились .

Улица Санитаров

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

Добро пожаловать на улицу Санитаров. Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребёнок упал с дерева, ударился головой, кто-то пролил на себя горячий чай, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся. И если именно вы оказались рядом, то вам предстоит принять правильное решение.

Учащиеся рассматривают содержимое аптечки, учатся оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, небольших ранах (порезах, ссадинах, царапинах), при ожоге. - После оказания первой помощи необходимо обратиться к врачу или вызвать скорую помощь. По какому телефону? (по телефону «03») Повернулись, покружились, в нужном месте очутились .

Площадь Спасателей

Добро пожаловать на улицу Спасателей. Давайте рассмотрим конкретные ситуации и подумаем, как лучше вести себя в той или иной ситуации, чтобы не стать жертвой преступления, а также будем совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

    Если на улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?

    Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и поехать на съёмки детской передачи?

    Что вы станете делать, если кто-то попытается открыть дверь вашей квартиры?

    Что вы ответите, если незнакомый спросит по телефону, одни вы дома или нет?

    Вы вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта. Ваши действия.

    На улице вы находите пакет, оставленный кем-то. Ваши действия.

    Если вы почувствовали запах газа?

Разбор ситуаций из сказок:

Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?

Почему волку удалось съесть семерых козлят?

Почему лисе удалось съесть Колобка?

Что вы посоветуете братцу Иванушке, превратившемуся в козлёночка?

Повторим телефоны: 112, 01, 02, 03, 04.

Подведение итогов.

То, что мы обсуждали сегодня, очень важно. За многие из этих знаний заплачено самой дорогой ценой – человеческими жизнями. Будьте умнее, учитесь на опыте других людей, не повторяйте чужие ошибки. С помощью знаний вы строите свою крепость – БЕЗОПАСНОСТЬ. Какими будут стены этой крепости – зависит только от вас.

Игры для разделения аудитории на несколько групп

1. Жребий

Учащиеся выбирают карточки с цифрами, листочки разного цвета, фигурки и т.п., а затем по подобию формируются группы.

2. Художники

Учащимся предлагается дорисовать что-либо (корабль, дом, машину и т.п.). Затем определяют 3-5 дорисованных элемента, по которым формируются группы (парус, весла, крыша, окна, колеса и т.п.).

3. Составление мозаики

Каждый участник получает одну часть какой-то фотографии, документа, четверостишия, известного высказывания и должен найти тех, кто имеет другие недостающие части разделенного материала.

4. Знаменитости

Учащиеся получают имена исторических личностей. Затем они должны объединиться в группы в зависимости от сферы общественной жизни, от исторической эпохи или от страны, в которой жили исторические деятели.

5. Мне нужна поддержка

Выбирается столько ведущих, сколько должно быть образовано групп. Ведущие по очереди выбирают себе помощников, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя), потому что он (она) … (называется положительное качество)». Так набирается необходимое количество групп. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним в группе. Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить.

Игры на групповое сплочение и «эмоциональный разогрев»

6. Место справа от меня свободно

Все участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остается свободным. Сутью данного упражнения является простое предложение «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял…». Это предложение вслух произносит участник, который сидит рядом со свободным стулом. Он должен объяснить, почему он хочет, чтобы названный им одноклассник занял это место. Нельзя использовать клише типа «потому что он мой хороший друг», а необходимо давать более определенные описания.

7. Я - Джон Леннон

Каждый пишет имя какой-нибудь знаменитости, но при этом он должен быть абсолютно уверен, что эта личность известна всем. Это может быть актер, спортсмен, певец, писатель. Имя прикрепляется к спине наугад выбранного участника. Все превращаются в известных людей, но никто не знает, в кого именно. Затем играющие ходят по комнате и задают друг другу вопросы для выяснения своей личности. Ответ на вопрос должен быть только «да» или «нет». После четырех-пяти вопросов игрок подходит к другому участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не выяснит, кем он является.

8. Слепой

Игроки разбиваются на пары. Затем партнеры договариваются, кому из них завязать глаза. После этого партнер ведет «слепого» по комнате таким образом, чтобы его не ушибить, но чтобы слепой мог опознать окружающие его предметы. В игре есть одно важное условие: партнерам нельзя разговаривать. «Слепой» полностью зависит от своего партнера, который решает, куда идти и как быстро. Через пять минут они меняются ролями. По окончании игры можно провести обсуждение, сначала в парах, а затем и общее:

  • В какой момент игры я чувствовал себя комфортнее?
  • Что мне больше подходило - вести или следовать?
  • Когда я чувствовал дискомфорт?
  • Что мне понравилось в моем партнере?
  • Что бы я ему посоветовал?

9. Услышь меня

Выберите одного игрока и попросите его выйти из комнаты. С другими подберите пословицу (например, «Лес рубят - щепки летят»). Затем поручите разным участникам произнести по одному слову из пословицы одновременно. Отрепетируйте, произнесите пословицу как минимум три раза. Затем пригласите вышедшего игрока и попросите его в произнесенном вами словесном хаосе узнать известную пословицу.

10. Раскачивание в круге

Поставьте в круг 5-7 ребят и одного в центр круга. Последний скрещивает руки на груди и замирает. Ему нужно, не сдвигая с места ступней, падать в чью-либо сторону - с закрытыми глазами. Стоящие в круге выставляют руки перед собой и мягко отталкивают его, перебрасывая друг другу. Цель игры - научиться доверять людям.

11. Шарада о чувствах

Участникам игры раздаются полоски бумаги с написанными на них названиями чувств.

Ведущий говорит: «У каждого есть чувства! Чувства не могут быть плохими или хорошими. Плохими или хорошими они становятся тогда, когда мы их переводим в действия. Каждому из нас порой бывает нелегко обозначить свои чувства».

Попросите участвующих в игре поразмышлять в одиночку над своим словом и придумать, как это чувство может быть сыграно. Пусть каждый сыграет свое чувство, а остальные догадаются, что это за чувство. Затем можно обсудить вопросы:

    Все ли одинаково выражают свои чувства? Есть ли такие чувства, которые труднее выразить, чем другие? Какие это чувства? Почему это происходит? Почему людям важно выражать свои чувства?

Список чувств:

12. Шляпа вопросов

Приготовьте полоски бумаги с написанными на них вопросами и сложите их в шляпу. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не кончатся вопросы.

Вопросы:

  1. Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше всего понравилось?
  2. Что вы планируете сделать вместе с домашними в предстоящее полугодие?
  3. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем папе?
  4. Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?
  5. Назовите одну из ваших семейных традиций.
  6. Назовите что-то одно из того, чего вы ждете от жизни.
  7. Назовите одну из лучших книг из тех, что вам довелось прочесть.
  8. Какой день вы бы назвали совершенным? Что бы вы делали?
  9. Назовите три вещи, которые вас ужасно расстраивают.
  10. Назовите что-то, что делает вас счастливым.
  11. Назовите что-то, чего вы боитесь.
  12. Расскажите об одном из своих счастливейших воспоминаний. Почему именно оно?
  13. Назовите одно из мест, куда вы больше всего любите ходить с друзьями.
  14. Назовите две вещи, которые вы сделали, если бы стали президентом страны.
  15. Какие есть два секрета прочной и долгой дружбы?
  16. Расскажите об одном из дней минувшего года, когда вам было очень весело со своими друзьями.
  17. Назовите что-нибудь из съестного, чего вы терпеть не можете.
  18. Какие три качества вы желали бы видеть в своих друзьях?
  19. Какой, по вашему мнению, будет жизнь на Земле через 100 лет?
  20. Как бы вы описали рай?
  21. Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?
  22. Согласны ли вы, что применение наказания - лучший способ добиться от детей послушания? Почему «да» или почему «нет»?
  23. Назовите один из подарков, которые вам хотелось бы получить.
  24. Если бы вы могли поехать куда угодно, куда бы вы отправились? Почему?
  25. Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?
  26. Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье.
  27. Мое любимое животное - это…
  28. Я чувствую страх, когда думаю о…
  29. Мы с друзьями по-настоящему веселимся, когда…
  30. Когда у меня выдается свободное время, я люблю…
  31. Моя любимая телевизионная программа - это…, потому что…
  32. Мне нравится есть…
  33. В школе мне нравится…
  34. Мне больше всего нравятся люди, которые…
  35. Через 10 лет я вижу себя…

Добавьте собственные вопросы.

13. Похвали меня

Вариант 1. Игрокам раздаются листки бумаги, на которых они записывают свое имя. Затем, собрав и перетасовав листки, раздайте их участникам. Ребята должны написать, что им нравится в человеке, имя которого они получили, а потом согнуть листок так, чтобы закрыть написанное («гармошкой»), и передать другому, пока каждый не оставит свою запись. Подписываться не надо. Соберите листки и прочитайте вслух, что на них написано. (Обязательно просматривайте каждое описание перед чтением, чтобы удостовериться, что оно положительное.) Тот, кто получил похвалу, обязательно говорит: «Спасибо».

Вариант 2. Игроки встают в круг. Каждый участник, по очереди, говорит своему соседу справа, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

14. Какой я хороший!

Игроки всего за одну минуту должны записать перечень всех качеств, которые им в себе нравятся. Затем дайте им еще одну минуту, чтобы они записали те качества, которые им не нравятся. Когда оба списка будут готовы, пусть сравнят их. Обычно перечень отрицательных качеств бывает длиннее. Обсудите этот факт.

15. Рискни сказать

Участники садятся в круг. Им дается пакет с бумажными полосками, на которых записаны незаконченные рискованные утверждения. Пакет передается по кругу, все по очереди вытягивают из него свою полоску, читают, что на ней написано, и заканчивают фразу.

Примерные фразы:

  • Очень люблю заниматься…
  • У меня неплохо получается…
  • Меня беспокоит…
  • Я особенно счастлив, когда…
  • Мне особенно грустно, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Когда печалюсь, я…
  • Я представляю себя…
  • Я привлекаю внимание с помощью…
  • Я добился(ась)…
  • Я притворяюсь… хотя на самом деле…
  • Другие люди вызывают во мне…
  • Самое лучшее во мне - это …
  • Самое плохое во мне - это …

Продолжите перечень фраз сами.

16. Блюз одинокого сердца

Раздайте опросники и карандаши. Дайте игрокам 10 минут, чтобы ответить на вопросы, затем соберите группу в круг. Пройдите по кругу, задайте каждому по одному вопросу и выслушайте ответы. Позвольте остальным участникам задавать уточняющие вопросы. Выслушайте ответы на все вопросы в опроснике. Если есть вопрос, представляющий интерес для всех, обсудите его группой.

Опросник

  1. Опиши то время, когда тебе было одиноко.
  2. Что тебе помогло справиться с одиночеством?
  3. Что ты сделал, чтобы помочь страдающим от одиночества?
  4. Что дали тебе дни испытания одиночеством?

17. Три правды и одна ложь

Каждый участник получает карандаш и лист бумаги с надписью: «Три правды и одна ложь» и записывает три правдивых высказывания о себе самом и одно ложное. Записанное предлагается вниманию всей группы, и все пытаются решить, какое из утверждений ложное. Затем автор оглашает настоящее ложное утверждение.

18. Поводырь

Члены группы встают в линию, держась за руки. Все, кроме ведущего-поводыря, с закрытыми глазами. Поводырь должен безопасно провести группу через препятствия, объясняя, куда они направляются. Шагать нужно медленно и осторожно, чтобы группа прониклась к ведущему доверием. Спустя 2-3 минуты остановитесь, смените поводыря и продолжите игру. Пусть каждый попробует себя в роли поводыря. После игры обсудите, всегда ли игроки могли доверять ведущему; в роли кого они чувствовали себя лучше - ведущего или ведомого?

19. Дай мне руку

Каждый член группы получает по листку бумаги и маркеру. Им нужно обвести по контуру свою кисть. Переходя от одного листка к другому, все члены группы записывают что-нибудь на «руке» каждого своего товарища. Не забудьте подчеркнуть, что все записи должны быть положительными. Все игроки могут взять листки домой в качестве сувенира.

20. Любишь ли ты своего ближнего?

Игроки сидят в кругу на стульях, один человек в середине. Тот, кто в середине, подходит к кому-либо из сидящих в круге и спрашивает: «Любишь ли ты своего ближнего?» Если тот отвечает «да», то все, за исключением двух ближних, вскакивают и бросаются занимать какой-нибудь другой стул из тех, что стоят в круге. Водящий тоже старается завладеть стулом, так что в центре окажется кто-то другой. Если же последует ответ «нет», водящий выпытывает: «Кого ты любишь?» Тот, кого спрашивают, может ответить что угодно, например: «Всех в красном». Все, на ком есть красный цвет, остаются сидеть, а остальные, вместе с водящим, бросаются занимать другие стулья. Тот, кто остался без стула, становится водящим.

21. Сердце класса

Вырежьте заранее из красного картона большое сердце.

Учитель говорит: «Знаете ли вы, что у нашего класса есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Если кто-то вытянет собственное имя, он должен поменять бумажку».

Пусть каждый придумает дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя он вытянул по жребию, и запишет ее фломастером на «сердце класса». Учитель должен проконтролировать то, что собираются записать участники. Повесьте сердце на стене так, чтобы к нему можно было подойти со всех сторон. Сердце класса может стать прекрасным украшением помещения.

Мудрые мысли

  • Чтобы обладать свободой, следует ее ограничить. Э. Берк
  • Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы. Ибн-Сина (Авиценна)
  • Цена свободы - это вечная бдительность. Д. Керран
  • Лишь глупцы называют своеволие свободой. Тацит
  • Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. М. Аврелий
  • Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Сенека
  • Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер
  • Для чего приобретаю я друга? Чтобы было за кого умереть. Сенека
  • По отношению к друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего - не требовать от своих друзей никаких услуг. Гегель
  • Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься. Козьма Прутков
  • Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении. Конфуций
  • Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Царь Соломон
  • Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам. Античный афоризм
  • Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая. Августин
  • Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой. Ф.М. Достоевский
  • Чтобы быть нравственно свободным, человек должен привыкнуть управлять собою. Н.В. Шелгунов
  • Свобода - только то, что никогда, Ничьей свободе не несет вреда. Ирано-таджикское изречение
  • Свобода - это цена победы, которую мы одержали сами над собой. К. Мати
  • Опьянение - не что иное, как добровольное безумье. Продли это состояние на несколько дней, - кто не усомнится, что человек сошел с ума? Но и так безумье не меньше, а только короче. Сенека
  • Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия. Новалис
  • То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей. А. Шопенгауэр

«Сценарий классного часа по теме «Мой характер» Сценарий классного часа Тема «Мой характер» Цель: Воспитание профессионально направленной...»

Сценарий классного часа

по теме «Мой характер»

Сценарий классного часа

Тема «Мой характер»

Цель:

Воспитание профессионально направленной личности,

самопознание и самоопределение, решение проблем

межличностного общения.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся о психологическом понятии

«характер», типами характеров;

2. Дать краткую историческую справку о взглядах древнегреческих

философов на качественные проявления характера;

3.Показать зависимость человеческой деятельности от особенностей его темперамента и характера;

4. Помощь в самопознании и самоопределении, решение проблем межличностного общения.

5. Выявление наличия в коллективе класса лидеров, организаторов, генераторов идей, критиков и т. д.

Подготовка и материалы:

Подобрать материал по теме, связанный с историческими взглядами и современными представлениями о характере в его качественных проявлениях.

Найти артистов для представления ролевого диалога «Льстец».

Составить и размножить материал для проведения игры «Мой характер».

Форма проведения: беседа с элементами драматизации, игровой тренинг.

Ход классного часа Часть первая. «Классификация типов характера»

Преподаватель: Вы на занятии по психологии уже изучали тему характера.

Давайте вспомним пройденный материал (студенты дают определение характера и знания по теме):



Вы уже знаете, что в современной психологии характер - это склад личности, образуемый индивидуальными своеобразными типологическими чертами и проявляющийся в особенностях поведения, а также в особенностях отношения (установок).

В психологической науке выделяются несколько типов характеров:

Сильные, могущие настоять на своем;

Слабые, подчиняющиеся другим;

Конструктивные (стремящиеся внести новое в окружающую жизнь);

Пассивные (занимающие всегда выжидательную позицию);

Приспособленческие (не вступающие в активную деятельность без явной выгоды для себя);

Инфантильные (нуждающиеся в постоянной опеке, как маленькие дети);

Романтические (восторженно относящиеся ко всему новому, но так же быстро остывающие при первых же неудачах);

Агрессивные (резко реагирующие на других людей, любящие нападать на них).

«Характер» - греческое слово, В переводе означает «царапать», «писать на камне, дереве или меди. Сначала оно означало инструмент, которым прикладывают «штамп» или «клеймо», затем- «отпечаток», «чекан», «оттиск». Образ штампа, отпечатка рано стал применяться к человеку.

Так, например, у Геродота характер - это черты-лица.

Феофраст рассматривает характер как сумму душевных свойств, проявляющихся в поступках и словах. Характеры Феофраста - это серия из 30 зарисовок, в которых изображены типические носители какого-нибудь недостатка: льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и т. д.

Феофраст (371 - 287) родом из г. Эфеса на острове Лесбосе, был сыном сукновала Меланта. Еще юношей Феофраст прибыл в Афины, где слушал лекции Платона, а после его смерти познакомился с Аристотелем, вместе с которым жил в Македонии в г. Стагире. Феофраст был верным учеником и помощником Ари­ стотеля.

Ребята, ваши сокурсники подготовили несколько выдержек из работ Феофраста, где он дает описание различных проявлений характера.

Предлагаем их вашему вниманию.

Ролевые диалоги Льстивость Выходят два студента: один из них ведущий второй - льстец.

Ведущий: Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек.

Идя с кем-либо, он говорит спутнику:

Льстец: Обрати внимание, как все смотрят на тебя и дивятся. Ни на кого ведь в нашем городе так не смотрят!

Ведущий: Стоит только спутнику открыть рот, "как льстец велит:

Льстец: Всем замолчать! Слушайте, как славно поет мой господин!

Ведущий: А по окончании песни кричит.

Льстец: Браво! Браво! Мой господин!

Ведущий: А если спутник отпустит плоскую шутку, льстец смеется, затыкая рот плащом, как будто и в самом деле не может удержаться от смеха. Льстец изображает описанный смех.

Ведущий: Встречным он велит остановиться и ждать, пока «сам» не пройдет.

Льстец угодливо изображает путь, по которому дает возможность пройти своему господину.

Ведущий: Накупив яблок и груш, он угощает детей па глазах отца и целует их со словами:

Льстец: Славного отца птенцы.

Ведущий: Покупая вместе с ним сапоги, льстец замечает:

Льстец: Твоя нога гораздо изящнее этой обуви! Ведущий: Когда господин отправляется навестить кого-нибудь из своих друзей, льстец забегает вперед со словами:

Льстец: К тебе идут! Ведущий: А затем, возвратившись, Льстец объявляет господину: «Я уже известил о твоем приходе». Ведущий: Войдя в дом льстец говорит хозяину: Льстец: Твой дом прекрасно построен и земельный участок отлично обработан, и портрет самый лучший, имеет потрясающее сходство!

Ведущий: Первым из гостей он расхваливает хозяйское вино и приговаривает:

Льстец: Да, и в еде ты знаешь толк!

Ведущий: Затем, попробовав что-нибудь со стола, повторяет:

Льстец: Что за славный кусочек!

Ведущий: С хозяином льстец шепчется, а во время разговора с другими оглядывается на него.

Льстец шепчет что-то на ухо Ведущему, а затем подбегает к зрителям, все время оглядываясь на Ведущего, пытается спросить, что собственно он неправильно делает, ведь он такой хороший, добрый и обходительный.

Ведущий: Он постоянно пристает к хозяину с вопросами:

Льстец: Тебе не холодно? Накинуть на тебя что-нибудь теплое?

Ведущий: И, не дожидаясь ответа или согласия хозяина, сам закутывает его.

Льстец срывает с себя тунику и заматывает ею Ведущего.

Преподаватель: Не правда ли, как современно звучит этот диалог?

Можно сказать «старо как мир». Все те же повадки, приемы, черты, по которым и в наше время мы без труда узнаем навязчивого льстеца.

Опыт людей необъятен и нескончаем. Древние греки выделяли насмешку язвительную, убийственную, с уничижающей оценкой лица, явления, события. Такую желчно-ироническую, жесткую и жестокую оценку они называли сарказмом, что в дословном пе­ реводе означало «рву мясо».

Послушайте еще одну зарисовку Феофраста о «Злоязычии».

Злоязычие Выходят два студента и по очереди зачитывают характеристику, которую дал Феофраст Злоязычия - это недоброжелательное расположение, проявляющееся в речах, а злоязычный вот какой человек:

Если его спросят: «Что за человек такой?» Он нечестно отзовется не только о нем, но и обо всей семье, а сынок таких родителей, по его определению, - негодяй и весельчак.

* Когда другие начинают злословить на чей-нибудь счет, он тут как тут и непременно вмешивается: «Я-то, говорит, этого человека терпеть не могу больше всех. Ведь и с лица-то он какой-то мерзкий, а подлость его неслыханна».

* В компании он способен злословить о только что вышедшем человеке, а лишь только начнет, то уж никак не может удержаться, чтобы не обругать еще и его родных.

« И не счесть гадостей, которые он распространяет а приятелях и домашних, не щадя даже покойников.

* Злословие - это для него и свобода слова, и демократия, и независимость, и нет на свете ему большего удовольствия, чем это.

Преподаватель: Друзья, если первая характеристика вызывала иногда улыбку или жалость, то эта черта характера, по-моему, вызывает чувство сожаления и неприязни. Как вы думаете?

Давайте вспомним еще об одной особенности человека его «веселой, острой складке ума», которую отмечал великий знаток человеческой души Ф. М. Достоевский.

Послушайте выдержки о характере человека из повести Ф. М.

Достоевского «Подросток», касающиеся чувства юмора и смеха.

Смех Выходят два студента и по очереди читают выдержки о смехе, которые тонко подметил и мастерски описал Ф. М. Достоевский.

Смехом иной человек совсем себя выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную.

Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен.

Смех требует беззлобия, а люди чаще всего смеются злобно.

Искренний и беззлобный смех - это веселость, а где в людях в наш век веселость и умеют ли люди веселиться?

Веселость человека - самая выдающаяся черта человека.

Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек какнибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони!

Итак, если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как его волнуют благороднейшие идеалы, а вы рассмотрите его лучше, когда он смеется.

Хорошо смеется человек - значит хороший человек. Примечайте потом все оттенки: надо, например, чтобы смех человека ни в коем случае не показался вам глупым, как бы ни был он весел и простодушен.

Смех есть самая верная проба души.

Обсуждение

Примерный перечень вопросов для обсуждения:

1. Что понимают современные ученые-психологи под категорией «характер»?

2. Почему люди придают такое большое значение изучению характера друг друга?

3. Какую роль во взаимоотношениях человека с окружающим миром играют его инстинкты, эмоции, чувства и мысли? Способен ли человек выстроить свои контакты с миром с помощью какого-либо одного из этих компонентов?

4. Что, с вашей точки зрения, означают такие характеристики человека, как «неэмоциональный», «излишне эмоциональный», «бесчувственный», «чувствительный»?

5. Какие типы характеров вам известны? Можно ли характер изменить? Каким образом?

Есть мнения

Ученые понимают под характером набор устойчивых врожденных особенностей человека, проявляющихся и реализующихся в связи и под влиянием условий жизни.

Зная заранее характер того или иного человека, можно предугадать, как он себя будет вести в определенных обстоятельствах.

Характер каждого человека весьма сложен. В нем могут присутствовать порой самые противоположные черты и стороны, вступающие в противоречие друг с другом.

Проще всего увидеть проявления характера в отношениях людей друг к другу. Есть люди общительные или замкнутые, тактичные или грубые, скромные или нахальные, упрямые или склонные к уступкам.

Формирование характера происходит под влиянием окружающей обстановки, деятельности или воздействия, оказываемого другими людьми. Большую роль в этом играют воспитание и самовоспи­ тание.

Природа человека проявляется в его поведении. Ученые-психологи различают в нем действия, которые осознаны и контролируются человеческим разумом. За них человек полностью несет ответ­ ственность, так как отчетливо осознает последствия сделанного.

Но бывают и неосознанные поступки, совершая которые, человек себя не контролирует и не предполагает наступления определенных результатов. Чаще всего человек действует неосознанно в детстве и потом просит прощения у взрослых: «Я это сделал нечаянно».

Но взрослому подобное прощаться не будет. Конечно, нельзя вполне избавиться от бессознательного в поведении и в зрелом возрасте.

Человеческий разум никогда не станет настолько могущественным, чтобы полностью контролировать все шаги человека. Им могут двигать и чувства, и эмоции, даже инстинкты.

Но все-таки у наиболее оформившейся воспитанной личности гораздо больше шансов действовать обдуманно и ответственно.

Древние римляне говорили: «Самая главная власть - это власть над самим собой».

Значительный вклад в формирование характера вносят школа, учебная деятельность. В школьные годы человек может стать старательным, трудолюбивым или же, наоборот, разгильдяем и лодырем.

Обобщение

Преподаватель: Итак, сегодня мы с вами:

Познакомились с современным представлением такой не простой психологической и философской категории, как «характер»;

Выяснили, какие бывают типы характеров;

Заглянули в историю и сравнили прошлые и современные качественные проявления в характерах людей;

Поняли, что характер человека может меняться в точение всей его жизни и зависит это от воспитания и самовоспитания.

Теперь на основе полученных знаний нам легче перейти ко второй части нашего занятия. Давайте попытаемся выявить себя и у своих одноклассников различные качественные характеристики, как положительные, так и отрицательные. Конечно, некоторые представления будут носить субъективный характер, поэтому не будем обижаться, а постараемся реально взглянуть на себя и окружающих.

А эпиграфом к нашей игре пусть будут слова:

Часть вторая. «Я сам и взгляд со стороны»

Жизнь есть театр, и люди в ней актеры.

У. Шекспир Группа делится на четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает пакет с 50 карточками, на которых указаны положительные или отрицательные качества характера.

Вот их перечень:

Аккуратность, активность.

Безволие, безнравственность, беззаботность, безответственность, беспечность.

Беспринципность, бесстрашие, бестактность, бесхарактерность, безынициативность, болтливость, боязливость.

Вежливость, верность, внимательность, возбудимость, ворчливость, воспитанность, восторженность, впечатлительность, вспыльчивость, высокомерие.

Гордость, горячность, грубость, гуманность.

Двуличность, деловитость, дерзость, дисциплинированность, доброжелательность, доверчивость.

Жадность, жестокость, жизнерадостность.

Завистливость, заносчивость, застенчивость, злопамятность.

Часть третья. «Выборы актива класса»

Нет ничего более страшного, чем состояние человека, зависящего от воли другого человека.

Преподаватель просит студентов подумать:

1. Кто из них способен возглавить общественную работу в группе?

2. Какой тип лидера подходит им и кто, на их взгляд, сможет справиться с руководством?

3. К кому они будут относиться доверительно и в то же время подчиняться?

Лидер ровно настолько является лидером, насколько его представления о том, что и как должно происходить под его руководством, совпадают с тем, что и как происходит в действительности.

Будучи лидером, можно, с одной стороны, хотеть, чтобы люди делали то, что хочется лидеру.

С другой стороны, можно ориентироваться на достижение неких конкретных результатов, не беспокоя себя относительно того, каким образом будет достигнут желаемый результат, т. е. добиваться результата.

Существует еще третий вариант: добиваться того, чтобы люди желали того, чего хочет лидер; чувствовали так, как этого хочет лидер, и думали о том, что в данную минуту занимает лидера.

На третьем этапе занятия студенты смогут самостоятельно, более активно и обоснованно предложить кандидатуры своих сокурсников на «руководящие посты», зная их темперамент, а также основные черты характера.

Выборы проходят веселее, интереснее, если вместо традиционных студенческих должностей придумать новые типа:

Мэр города «Радуга» - староста.

Шеф «информационного отдела» - редколлегия, политобзор.

Инспектор «образовательного центра» - зам. старосты,

Распорядитель сектора «досуг» - культмассовая работа.

Председатель «спорткомитета» - физорг класса.

Заключение Преподаватель: Каждый из нас имеет свой природный темперамент, у которого есть как сильные, так и слабые стороны. На основе темперамента формируется характер, который человек способен в течение жизни изменять, пытаясь нейтрализовать негативные черты через самовоспитание и решение задач общего дела.

Характер проявляется в том, как человек относится к себе, к другим людям, к порученному ему делу. Формирование его черт происходит на протяжении долгих лет.

Темперамент в данном случае выступает в качестве своеобразного фундамента, основы для характера, однако не предопределяет его.

Информация к размышлению. Мудрые мысли

Многие из тех, кто остались сами собой, так никем и не стали.

«Не все ли равно, кем быть, - доказывал осел барану, - важно быть, а не казаться».

Верь в свою звезду, пусть ее еще не открыли.

Вы спрашиваете, какой у него склад ума? Отвечаю: «Очень запущенный».

Люди, лишенные совести, чаще вступают с ней в сделку. Парадокс

Лодырь - высшее проявление закона сохранения энергии.

Легче идти вперед, чем в нужном направлении.

Сколько драм играется за закрытым занавесом!

Насколько все-таки легче прожить с плохой характеристикой, чем с хорошим некрологом.

Похожие работы:

«Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина") В. П. Одинец ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК Конспект лекций Сык...»

«Соколова Марина Валерьевна ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ С КОМПОНЕНТОМ-ЗООНИМОМ В МАРИЙСКОМ И ФИНСКОМ ЯЗЫКАХ Специальность 10.02.20 – Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филол...»

«Глава 120 Окись углерода (угарный газ) Историческая справка. Эпидемиология Окись углерода (CO) - ведущая причина отравлений и вызванных ими смертей в США. Даже если отбросить пожары, то ежегодно на долю этого отравления приходится более 20...»

« наук по специальности История философии, магистр искусств по специальности Медиевистика, доцент права, ведущий научный сотрудник Института философии и...» образования "Уральский государственный педагогический университет" Факультет социологии Кафедра теоретической и прикладной социологии РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАМ...» начале XX века (на материалах Казанской губернии) / Я. В. Солдатов // Научный диалог. - 2014. - № 8 (32) : История. Экономика. Право. - С. 38-47. УДК 94(470.41-25)“19” Некоторые аспекты земской эконо...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...