«Родной обычай старины…. Обычай выпускать весною птиц на волю

Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784 - 1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаю
На светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За чем на Бога мне роптать
Когда хоть одному творенью
Могу я волю даровать?»

(Соб. соч. в 10-ти томах. Т. 10). Окончательный вариант, опубликованный в журнале «Литературные листки» (1823, № 2), претерпел небольшие изменения: выпускаю (вместо отпускаю ), На светлом празднике (При светлом празднике), За что (вместо - За чем ), Я мог свободу даровать (вместо - Могу я волю даровать ).

Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный - 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном ).

Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине ). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.

Этот двунадесятый (один из 12 основных) церковный праздник установлен в память о том, как Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира.

У нас, на Руси, с Благовещения в старину начинали год. По благочестивому верованию русского народа, в этот день, как и на Пасху, солнце «играет» и грешников в аду не мучают.

В дореволюционной России существовал обычай: в день Благовещения многие православные семьи выпускали из клеток птиц на волю. В Москве их покупали на Охотном ряду. Обычай отпускать птиц символизировал стремление человеческой души в день возвещения свободы всему миру освободиться от пут греха и соединиться с небом.

Об этом красивом и трогательном обычае образно поведал в стихотворении «Птичка» Александр Пушкин:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

А вот строки из «Лета Господня Ивана Шмелева:

«…Солодовкин запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.

— Бери в руку. Держи — не мни… — говорит он строго. — Погоди, а знаешь стих — «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А — «Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей»? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..

Я до того рад, что даже не вижу птичку, — серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу — пырхх… — но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот, она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… — и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. А Солодовкин все еще достает под коленкором. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: «иди, садовая голова!» Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает наша новая пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь-Василич, очень парадный, в сияющих сапогах — в калошах, грызет подсолнушки. Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину — «ну-ка, продай для воли!». Солодовкин швыряет гривенник, говорит: «для общего удовольствия пускай!» Василь-Василич по-своему пускает — из пригоршни».

В русской православной иконографии есть один удивительный образ Божией Матери, который называется Страстным Благовещением. Поражаешься вдохновенной мыслью творца этой иконы.

Если в момент Благовещения Архангел Гавриил держал в руке лилию, то на иконе Страстного Благовещения он держит в руке крест, а у Божией Матери на руках Богомладенец Христос и справа от Христа - слова Богородицы: «О, Архангеле! Уже прежде ты возвестил Мне радость, что Я зачну во утробе и рожду миру Сына Божия, царству Которого не будет конца. Теперь вижду Тебя с крестом и ужасаюсь».

Рядом - другие слова, которые символизируют ответ Архангела: «Подобает Сыну Человеческому много пострадать и распяту быть, и погребенну, и в третий день воскреснуть».

Не правда ли, все это можно отнести и к России?

В день нынешнего праздника по возрожденной в последние годы традиции проходит Божественная литургия в Благовещенском соборе Московского Кремля. Ее возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Богослужение здесь совершается только один раз в году - именно на Благовещение.

Затем на Соборной площади Кремля Святейший Патриарх Кирилл, как это делал и возродивший традицию почивший Первоиерарх нашей Церкви Алексий II, вместе с духовенством Москвы и учащимися православной гимназии «Радонеж», которые причастятся в этот день за богослужением, выпустят на волю стаю голубей.

Специально для Столетия

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина

Стихотворение «Птичка» (1823 г.) было написано Пушкиным в Южной ссылке. Поэт послал его в письме к Н. И. Гнедичу, объяснив, что оно посвящено трогательному русскому народному обычаю выпускать на волю птиц в Светлое воскресенье.

Несмотря на миниатюрный размер и внешнюю незамысловатость Пушкин затрагивает в произведении серьезные темы. В первую очередь, он подчеркивает свою святую преданность заветам родины. Юг Российской империи в то время воспринимался как совершенно особый регион, не имеющий ничего общего с русскими землями. Даже в сознании обычных людей это была чужбина. Что уж говорить о романтически настроенном Пушкине, который находился там по принуждению. Даже чисто русское высшее общество на Юге невольно перенимало местные обычаи и нормы поведения. Выпустив птицу в Светлое воскресенье, лирический герой демонстративно подчеркивает, что не намерен подчиняться местным правилам. Такое поведение свидетельствует о горячем желании Пушкина как можно скорее вернуться на родину.

Во втором четверостишии просматривается скрытый упрек поэта в адрес царской власти. В один из главных христианских праздников Пушкин окончательно смирился перед Богом с неизбежным наказанием. Заглушив в своей душе справедливое негодование, он тем самым возвысился над своими «судьями». Вдобавок лирический герой совершает богоугодное дело — дарует свободу живому существу, над которым имеет власть. Пушкин не развивает эту тему, но вывод напрашивается сам собой. Почему же император не может даровать свободу такому же беззащитному перед ним изгнаннику? Выходит, что для царя христианские заветы добра и милосердия ничего не стоят.

В философском плане физическая неволя не страшна для человека, если свободна его душа. Лирический герой смог духовно очиститься. Ему намного легче переносить свое изгнание, ощущая чистоту перед Богом.

В широком смысле в произведении Пушкин размышляет о присущей каждому божьему творению от рождения свободе. Это право стоит выше человеческих законов и произвола властей. Поэтому свою ссылку поэт считает грубым нарушением божьей воли.

При публикации стихотворение «Птичка» сопровождалось припиской издательства о том, что оно посвящено еще одному православному обычаю — выкупу из тюрьмы невинно осужденных должников. В Светлое воскресенье некоторые русские помещики отпускали на волю часть крестьян. Эти милосердные поступки придают вес завуалированному упреку Пушкина.

______"И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария,
______ибо Ты обрела благодать у Бога"....
______Луки 1 глава,30 стих.

Вот, опять мы празднуем Благовещенье!
Много художников трудилось над этой темой, много молитв было вознесено к Небу в этот день, много написано стихотворений и проповедей...
Хочу оставить свои заметки и я.

Привлёк меня однажды коротенький сюжет:
Весенним днём, во время праздника, который в христианском мире называется
Благовещенье, в старину был обычай, покупать на базаре птицу в клетке и отпускать её на свободу.
Это описано и у Пушкина в маленьком стихотворении. Вот оно:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать?

Я захотела узнать, откуда такой обычай.
Благовещенье - как говорили в народе - великий праздник, в этот день "и птица гнезда не вьёт".

Один поэт писал:

"Благовещенье святое
День великий на Руси,
Ты с ним чувство дорогое
В чёрством сердце воскреси..."

Истоки названия праздника - от Благой Вести, которую Ангел Гавриил принёс деве Марии:..."родишь Сына и наречёшь Ему имя: Иисус, Он будет великим наречётся Сыном Всевышнего...и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца." (Новый Завет, Луки 1гл.26-33ст.)

А почему птичку отпускали?
Потому, что Иисус был Тем, Кто войдя в Назаретскую синагогу...когда Ему подали книгу пророка Исаии...
"Раскрыл книгу, нашел место, где было написано:
"Дух Господень на Мне: Ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, ОТПУСТИТЬ ИЗМУЧЕННЫХ НА СВОБОДУ, проповедывать лето Господне благоприятное." - (Прочёл...)
И закрыв книгу и отдав служителю, сел, и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами."(Луки, 4 глава, Книга пророка Исаии 61 глава.)

Вот нам и Пушкин!

Вот нам и Птичка, которая так много поведала!

Светлая память великому Поэту...

Благодарение Богу за Благую весть!

Рецензии

Спасибо и Вам, Тоня, за столь душевное эссе на эту светлую тему! Радости, Вдохновения, Любви, Мира и Благополучия во всём! С Благовещеньем!!!
И да пребудет с нами Божья Благодать! С уважением и теплом, Ольга.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...