Реформирование политической системы 1985 1991. Основные направления политики М

Началом политики перестройки было кардинальное преобразование М. Горбачевым кадрового состава органов государственной власти.

«Кадровая революция»

Кадровая «чистка» коснулась преимущественно политических деятелей, которые препятствовали внедрению социальных и экономических реформ, а также не поддерживали Генерального Секретаря в инициировании дружеских переговоров с капиталистическим западом.

В период 1985 -1987 гг, было смещено с постов более 80% руководителей обкомов Коммунистической партии. Должностных мест в правительстве лишилась половина министров. Только на одном пленуме ЦК в 1989 году были отправлены в отставку 110 человек из 460 членов ЦК КПСС.

Под лозунгами борьбы со старым консерватизмом, были сняты с руководящих должностей секретарь ЦК Компартий Украины В. Щербицкий и Казахстана Д. Кунаев. Через короткое время все ключевые посты в партии и государстве занимали назначенцы М. Горбачева.

Но, несмотря на отсутствие сопротивления новых членов государственного аппарата, обновление общества и экономики продвигалось с большим трудом ставало понятным, что государству нужна более серьезная политическая реформа.

Политическая реформа 1988 года

После первого кризиса перестройки, который случился в 1987 году, Горбачев еще более твердо стал на путь полной демократизации государства. В январе 1987 года на Всесоюзной конференции (которая последний раз проводилась в 1941 году) было принято решение подготовки политической реформы в СССР.

Летом в Советском государстве прошли первые выборы в органы местного самоуправления, на которых впервые за все существование СССР было разрешено выдвигать несколько кандидатов, претендующих на одно депутатское место.

Политическая реформа нанесла сильнейший удар по партийной номенклатуре: правительственные структуры начали создаваться путем свободных выборов. Значительные полномочия предоставлялись членам местного самоуправления, в результате чего, в 1989 году была отменена 6 ст. Конституции СССР, которая закрепляла доминирующую роль партии в государственном руководстве.

В 1990 году М. Горбачев отменил должность Генерального Секретаря, учредив вместо нее президентство, что говорило о стремлении максимально приблизиться к демократическому устройству Европы.

Многопартийность

Кризис коммунистической идеологии привел к тому, что люди активно начали искать другие ориентиры, которые смогли бы ее заменить. В этот период вышли из тени опальные оппозиционеры, ранее гонимые преследованиями советской власти.

Первой оппозиционной группой стал «Демократический союз» В. Новодворской. В 1988 году активизировались народные фронты окраин Прибалтики и Украины, которые первыми провозгласили себя партиями. Социал демократы объединились вместе с социалистами в независимые партии и организации.

На волне гласности оживились и анархические движения «Революционный анархо коммунистический союз» и «Конфедерация анархистов». Националистические партии, которые призывали к выходу республик из СССР, начали формироваться в Закавказье.

Предыстория перестройки, «кадровая революция», конституционная реформа 1988–1990 годов, формирование многопартийности, национальная политика и межнациональные отношения, августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

Предыстория перестройки.

После смерти JI. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешенность многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за ее очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, зародила надежды на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.

При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления к экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачеву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.

«Кадровая революция».

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшихся за последние десятилетия порядков и выправление «отдельных деформаций». При таком подходе одним из главных направлений перемен стала смена кадров руководителей.

В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия - поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом. Мало того, по мере того как экономическое реформирование оказывалось безуспешным, критика «консерваторов» усиливалась.

В 1985-1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, близкими и преданными людьми. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

Конституционная реформа 1988-1990 гг.

В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили. Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Ее решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. Из курсов Новой истории и истории России вспомните, что вам известно о сущности либерализма как политического учения.

В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти - Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Из доклада М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989 г.) Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Из предвыборной платформы А. Д. Сахарова. 1989 г.

1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств...
2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений...
3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД - МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях...

На втором этапе конституционной реформы (1990-1991) выдвинулась задача введения поста Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачев. Однако инициаторы этих изменений не учли, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение властей, а полновластие Советов.

Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.

Формирование многопартийности.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное. Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС. В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.

Из выступления И. К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем... Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо - антикоммунизм.

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения.

Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, казалось, давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Еще в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха (НКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении ее в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку - городе Сумгаите.

Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.

Реформа политической системы, проводившаяся Горбачевым, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистан.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики.

12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.

Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву.

Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

После прихода к власти либерально настроенного Горбачева в обществе, в экономической и политической жизни страны, началась так называемая «перестройка».

В 1985--1986 гг. проводилась так называемая политика ускорения социально-экономического развития, которая заключалась в признании отдельных недостатков существовавшей системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») -- антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки. Однако никаких существенных перемен в жизни страны в этот период не происходило. Кардинальные реформы были начаты лишь после январского пленума 1987 года, когда перестройка была фактически объявлена новой государственной идеологией.

Вскоре появились новые термины, преобразовавшиеся в устойчивые выражения, характеризующие основные направления политической деятельности Горбачева: «кадровая революция», «ускорение», «гласность», «реабилитация», «новое политическое мышление».

Реформа политической системы

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление «отдельных деформаций» социализма. Не удивительно, что при таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров.

В 1985-1986 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. За 1985-1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне - до 70%. Одновременно усилилась роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, сонмом близких и преданных людей.

Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

В январе 1987г. ЦК КПСС впервые принял меры. Способствовавшие развитию элементов демократии в партии и на производстве: альтернативные выборы партийных секретарей, открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция, летом 1988 года. Её решения предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей, создание «советского парламентаризма». Для этого Горбачев предложил создать новый орган власти - съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий «парламент». Было изменено избирательное законодательство. Предполагалось также создать Комитет конституционного надзора, который должен следить за соблюдением Конституции страны.

Одной из главных идей конференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским при сохранении в них партийного влияния.

Весной 1989 года были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май - июнь) 1989г. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Следует отметить, что дебаты по кандидатуре председателя проводились в жесткой полемике. Решение было принято уже не единогласно. Депутаты вступали в прения, появились признаки политической борьбы. Это было уже в диковинку: речь шла уже не о краткой процедурной формальности, а о длительном ожесточенном столкновении мнений.

В политической биографии Михаила Сергеевича первый день работы первого Съезда народных депутатов СССР стал одним из самых памятных экзаменов. Причем по мере приближения к концу заседания этот экзамен все более усложнялся. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним, предлагавшим более радикальные перемены, теперь перешла и инициатива политического реформирования.

Концепция политической реформы в 1990-1991 гг. была дополнена рядом важных положений. Главным из них стала идея построения правового государства в СССР, где обеспечивается равенство всех перед законом. Для этого III Съезд народных депутатов в марте 1990 года счел целесообразным ввести пост Президента СССР. Этот пост вводился под Горбачева и явился, если так можно выразиться, знаковым: его учреждение ознаменовало крупные преобразования в политической системе, связанные, прежде всего, с отказом от конституционного признания руководящей роли КПСС в стране.

Первым и последним Президентом Союза Советских Социалистических Республик стал Михаил Сергеевич Горбачев.

Президентская система власти не могла органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение власти, а полновластие Советов.

В феврале 1990 г. в Москве прошли массовые митинги с требованием отмены статьи 6 Конституции СССР. В этих условиях Горбачёв в перерыве между II и III Съездами народных депутатов СССР соглашается на отмену статьи 6 Конституции, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. отменил статью 6, принял поправки в Конституцию, допускающие многопартийность. Это открывало возможность для легальной многопартийности в СССР.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.

В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз» (лидер В. Новодворская). В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Появилось либеральное направление, представленное «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами и либеральными демократами. Наиболее заметными на политической арене стали «Демократическая партия России», «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России». А также «Социалистической партией».

Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались народные фронты Прибалтийских и некоторых других республик.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 году, вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное.

Одним из политических просчетов лидеров перестройки было то, что реформирование КПСС сильно отставало от процессов демократизации общества. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС, который стал последним в её истории, правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к тому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС. В особенности её первичных организаций, способствовал его усугублению. Выход из партии стал массовым. За 1985 - 1991 численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июне 1991 г. ряд членов ЦК потребовали его отставки.

Основные даты и события: 1985-.1991 гГ. - М. С. Горбачев во гла­ве КПСС и СССР; 1988 г. - принятие программы политической реформы; 1989 г. - выборы народных депутатов СССР; 1990 г. ­выборы народных депутатов союзных республик; 1990 г. - отме­на 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляю­щей роли КПСС в" советском обществе, начало реальной много­партийности.

Исторические деятели: М. С. Горбачев; А Д. Сахаров; Б. Н. Ельцин. Основные термины и понятия: перестройка; гласность; де мокра­тизация.

План ответа: 1) М. С. Горбачев; 2) кадровая революция; 3) по­литическая реформа 1988 г.; 4) выборы народных депутатов СССР (1989) и РСФСР (1990); 5) возрождение много партий­ности; 6) межнациональные отношения и национальная поли­тика; 7) власть и церковь; 8) август,Овский политический кри­зис 1991 г.; 9) распад СССР: причины и последствия.

Материал к ответу: После смерти К. У. Черненко новым совет­ским лидером стал М. С. Горбачев - бывший первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС, а затем член Политбюро и секретарь ЦК по сельскому хозяйству. Как и его предшест­венники, Горбачев начал перемены со смены «команды». В ко­роткий срок на своих постах были заменены 70% руководите­лей обкомов КПСС, более половины министров союзного правительства. Значительно обновился состав ЦК КПСС: если в 1985-1987 гг. бьши заменены более половины членов Полит-

бюро и секретарей ЦК, то лишь на одном апрельском (1989) ПЛенуме ЦК из 460 членов и кандидатов в члены ЦК бьцIИ от­правлены в отставку сразу 110 человек. Учитывая роль партий­ного аппарата, Горбачев заменил почти 85% руководящих кадров ЦК КПСС - опоры системы управления. Вскоре на всех клю­чевых постах в партии и государстве бьЦlИ лишь назначенцы Горбачева. Однако дела по-прежнему двигались с большим тру­дом. Стало ясно, что нужна серьезная политическая реформа.

Перелом в политической ситуации наступил в 1987 году.

Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом «переctpoЙки». Выход из него бьш лишь один - демократизация общества. Январский (1987) ПЛенум ЦК принял решение о со­зыве (после 46-летнего перерыва) Всесоюзной партийной кон­ференции, в повестку дня которой бьшо решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы. Летом 1987 г. про­шли выборы в местные органы власти. На них впервые бьшо раз­решено выдвигать по нескольку кандидатов на одно депутатское место. Бьш снят контроль за явкой избирателей. Резулылат заста­вил власти задуматься: почти в десять раз возросло число го­лосов против кандидатов, массовой стала неявка избирателей на участки, в 9 округах выборы вообще не состоялись. Летом 1988 г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Главной ее идеей стала попытка соединить несовместимое: классичес­кую советскую политическую модель, предполагавшую едино­властие Советов, - с либеральной, опирающейся на разделение властей. Бьцю предложено: создать новый высший орган государ­ственной власти - Съезд народных депутатов; Верховный Совет превратить в постоянно действуюший «парламент»; обновить избирательное законодательство (предполагавшее, в частности, алылернативность, а также избрание депутатов не только по ок­ругам, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдени­ем Конституции. Однако главным пунктом реформы стало пе­рераспределение властных полномочий от партийных струк­тур - к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это был самый сильный удар по номенк­латуре за все годы ее существования. Именно это решение не только лишило Горбачева поддержки влиятельной части обще­ства, но и вынуждало ее захватить в личную собственность то, что прежде находилось в ее управлении.

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На 1 съезде Председателем Верховного Совета СССР был избран Горбачев. Через год вы-

боры прошли в союзных республиках, где «конкурс» составил 8 чел. на один депутатский мандат. Теперь инициатива рефор­мирования страны перешла к избранным в ходе открытых вы­боров предtтавителям народа. Вскоре они дополнили полити­ческую реформу новыми положениями. Главной среди них была идея построения правового государства, в котором было бы реально обеспечено равенство граждан перед законом. Введение этого положения потребовало отмены 6-й статьи Конституции страны об особой роли Коммунистической пар­тии. Горбачев согласился на предложение об учреждении по­ста президента и был избран первым (и, как оказалось, по­следним) президентом СССР.

Кризис коммунистической идеологии и социалистического реформирования привел к тому, что люди стали искать выход из сложившейся ситуации в иных идейных и политических направлениях. Первой ОППОЗИIIИОННОЙ партией в мае 1988 г. провозгласила себя группа В. И. Новодворской, принявшая на­звание «Демократический союз». Тогда же возникли народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массо­выми независимыми организациями. Несмотря на то что все эти группы и объединения заявляли о (<поддержке перестрой­ки», они представляли самые различные направления полити­ческой мысли. Либеральное направление включало в себя пред­ставителей «Демсоюза», несколько организаций христианских демократов, конститyционных демократов, либеральных демо­кратов. Наиболее массовой политической организацией либе­рального толка, объединившей представителей различных ли­беральных течений, стала «Демократическая партия России» Н. И. Травкина, созданная в мае 1990 года. Социалисты и социал-демократы были объединены в «Социалистической партии», «Социал-демократической ассоциации» и «Социал-де­мократической партии России». Анархисты создали «Конфеде­рацию анархо-синдикалистов» и «Анархо-коммунистический реВОЛЮIIИОННЫЙ союз». Первые национальные партии стали формироваться в республиках Прибалтики и Закавказья. Од­нако при всем многообразии этих партий и движений основ­ная борьба развернулась между коммунистами и либералами. Причем в условиях нараставшего экономического и политиче­ского кризиса политический вес либералов (их называли «де­мократами,» увеличивался с каждым днем.

Начавшаяся демократизация не могла не отразиться на отно­шениях государства и церкви. В ходе выборов 1989 г. народны­ми депутатами СССР были избраны представители основных религиозных конфессий. Значительно ослаб, а после отмены 6-й

статьи конституции и вовсе бьЦI отменен партийно-государст­венный контроль за деятельностью церковных организаций. На­чалось возвращение верующим религиозных сооружений и свя­тынь. Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе. После смерти патриарха Московского и всея Руси Пимена новым предстоятелем Рус­ской Православной Церкви в июне 1990 г. бьЦI избран Алексий 11. Изменения, происшедшие в годы «перестройки», вновь сде­лали церковь одним из авторитетных и самостоятельных эле­ментов общественной системы.

Таким образом, попытки демократизации советской полити­ческой системы с отменой 6-й статьи Конституции СССР при­вели к кризису и началу распада союзных структур власти. При­чем новых образцов государственности предложено не бьЦIО.

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось - не без колебаний - на реформирование закостеневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения». Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их «носителей» - новых политических сил, грозивших в дальнейшем взорвать монополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост - председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР - Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

Еще раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на «гласность», т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социалистического выбора».

Политическая реформа нанесла сильнейший удар по партийной номенклатуре: правительственные структуры начали создаваться путем свободных выборов. Значительные полномочия предоставлялись членам местного самоуправления, в результате чего, в 1989 году была отменена 6 ст. Конституции СССР, которая закрепляла доминирующую роль партии в государственном руководстве.

В 1990 году М. Горбачев отменил должность Генерального Секретаря, учредив вместо нее президентство, что говорило о стремлении максимально приблизиться к демократическому устройству Европы. Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

3.Экономическая реформа

Экономические реформы в России (1990-е годы) - экономические реформы, реализованные в 1990-е годы в России. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация.

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Разработкой реформы занимались известные экономисты (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунин и др.), она осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

Отказ от монополии внешней торговли;

Глубокую интеграцию в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 году были приняты Закон о кооперации иЗакон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 года более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 года на арендных условиях (на основе закона 1989 года об аренде и арендных отношениях) обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80 %), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические реформы в России 1990-х гг. были обусловлены затяжным экономическим кризисом, имевшим место в СССР в последние годы его существования. Падение цен на нефть в условиях неэффективной жесткой государственно-плановой системы экономики и чрезвычайно высоких затрат на оборонный комплекс обусловили нарастание продовольственного и общеэкономического кризиса в стране. К 1990-му г. продовольственный кризис начал вступать в острую фазу. Все острее ощущался дефицит товаров первой необходимости, возникали громадные очереди. Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней политики. впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...