Приемы мнемотехники психология. Мнемотехника — эффективный способ развития памяти дошкольника

Представьте, что вы – фокусник, который на глазах у изумленной публики вытаскивает из «пустой» коробки связанные один с другим разноцветные платки. Один платок тянет за собой другой, а тот – следующий и т.д.

Представили? Теперь вы знаете, по какому принципу действует наш мозг, когда включает ассоциативные связи. Один образ тянет за собой другой, а тот – следующий… Именно так работает наша ассоциативная память. И именно на этой психологической закономерности основаны способы и принципы запоминания, получившие название мнемотехники .

Психофизиологические основы мнемотехники

Мозг человека, оперируя информацией, по большому счету, делает это одинаково, независимо от того, образ это реальных объектов или выдуманный. Это очень важный принцип, позволяющий нам использовать ассоциации для того, чтобы запоминать информацию.

Еще одним важным психофизиологическим базисом для памяти являются сами ассоциативные связи в мозге. Они могут быть естественными или искусственно заданными самим человеком. Такие искусственные связи и есть основы мнемотехники.

Образ, ассоциация и расположение – эти три принципа и породили все известные мнемотехники . Соединяя их, вы сможете запоминать больше и легче.

Конструирование яркого впечатляющего образа – вот основа успешного запоминания! Обычно, пытаясь запомнить новые термины или слова на иностранном языке или информацию из учебника, мы совершаем две типичных ошибки:

  • даже не пытаемся воспроизвести в своем мозге усвоенную информацию;
  • если пытаемся, то используем абстрактные логические связи, а не образы.

Запоминать английское «I go» надо, не соединяя его с русским переводом и произнося несколько раз про себя «Ай гоу – Я иду», а шагая, буквально «проживая» это свое состояние «Я иду» и представляя себя идущим в разных ситуациях. За каждым иностранным словом, или лучше фразой, должен стоять не их перевод на ваш родной язык, а образ, который они означают.

Если вы «smell», то втяните воздух ноздрями и чувствуйте запах. Если вы «watch TV», то уставьтесь в экран телевизора.

Если вы запоминаете научные термины, то и здесь вполне уместно использовать свое образное представление для запоминания. Спросите себя, как выглядят для вас:

  • толерантность;
  • сензитивность;
  • когерентный ряд;
  • турбулентность?

Например, толерантность (терпимость) можно представить в виде детского надувного шарика, заполненного водой и способного послушно изменять свою форму в наших руках.

Придумывайте лишь приятные для вас образы, поскольку неприятные мозг часто блокирует. Пусть это будут образы, которые пробуждают в вас определенные эмоции, например, удивление, улыбку, любопытство.

И, конечно, не стоит забывать о юмористичных, веселых, забавных образах!

Связанные одной цепью: ассоциации

Ассоциации помогут вам связать объект запоминания и место, где вам потребуется это вспомнить . Например, вам нужно спросить у врача, который лечит вашего ребенка, о том, можно ли ребенку шоколад. Представьте врачебный кабинет, где будет проходить ваш разговор, и мысленно раскидайте на столе перед врачом шоколад. Ваш мозг вспомнит ваш вопрос, как только ваш взгляд упадет на стол врача.

Вы можете создавать свои ассоциации:

  • помещая объект запоминания в самом начале ряда из других объектов;
  • соединяя между собой два объекта;
  • представляя, как эти объекты медленно, плавно и одновременно возникают в вашем сознании;
  • представляя их танцующими вместе или кружащими друг за другом;
  • сделать их одного цвета, или запаха, или формы, или вызывающими одинаковые эмоции.

Убедитесь, что у созданного вами ассоциативного ряда есть объем, разметите его в определенном контексте и придайте динамики.

Ассоциативный образ – это не обязательно картинка, но еще и

  • звуки,
  • запахи и ароматы,
  • прикосновения,
  • движения,
  • эмоциональные состояния.

А все вместе они помогут создать полную картинку, которая легко всплывет в памяти.

Уроки для бабушки: расположение

Расположение как прием дает нам сразу два преимущества:

  • последовательность воспроизведения образов,
  • связь между запоминаемыми объектами и тем, что мы помним наверняка.

Вот пример, которые журналисты наблюдали во время интервью 26-летнего Алекса Маллена, победителя американского конкурса мнемонистов. Чтобы продемонстрировать им приемы мнемотехники, память бабушки показалась ему наиболее удачным полигоном. На глазах журналистов он предложил своей бабушке запомнить 10 слов:

  1. вишня,
  2. кофе,
  3. цветы,
  4. конфеты,
  5. чучело,
  6. дракон,
  7. соус,
  8. призрак,
  9. печенье,
  10. скатерть.

Бабушка наотрез отказалась и категорически заявила, что не в состоянии справиться с такой задачкой. Тогда он попросил ее, чтобы она представила себя в своем доме и мысленно расставила все слова, двигаясь в своей гостиной слева направо. Примерно так: «Положи вишенку прямо напротив входной двери, затем поставь цветы в вазу на полку слева, рассыпь конфеты по дивану, в кресло посади соломенное чучело… Представила? А теперь снова мысленно пройди весь этот путь снова». В результате его бабушка, неожиданно для самой себя, вспомнила 8 слов из 10!

Это полезный прием, когда требуется запомнить список несвязанных между собой слов, например, покупок или дел на день .

Тренируйте память, используйте мнемотехники.

Человек может помнить события из далекого прошлого, а вот недавние забываются. Психологи объясняют тем, что с кокнретным событием связаны запахи или образы. После представления ассоциации человек вспоминает событие. На такой связи основывается мнемотехника.

Реальная история о друге Денисе, который обладал очень хорошей памятью и использовал мнемотехники для ее тренировки

У меня есть друг Денис. Еще со школы у него была отличная память – стихотворения, исторические даты он запоминал без проблем. Сейчас ему 25, память у него не стала хуже. Когда я спросил, как он так быстро и легко запоминает даже сложные цифры, он поделился секретом. Оказывается, он использует мнемотехнику.

Регулярные тренировки, поиск новых методов – все это дает ему отличный результат. Денис постоянно развивает память мнемотехникой.

Мнемоническая память и мнемотехники: определение, на чем основаны и принцип работы

Истоки мнемоники исходят из Древней Греции. Философы и мыслители выяснили, что память зависит от органов чувств. Чем больше эмоций вызывает событие, тем дольше оно сохранится в памяти человека. Как связаны мнемотехника и развитие памяти?

До настоящего времени мнемонику развивали, совершенствовали, делали действенней. Ранее при помощи этой техники запоминали связные предложения текста, сейчас методика позволяет запомнить информацию любой сложности.

Мнемотехника – способ развития памяти, облегчающий запоминание информации. Приемы мнемотехники расширяют память, облегчая развитие деятельности мозга. Основывается на нескольких принципах:

  • мозг человека в равной степени обрабатывает информацию о реальном и выдуманном образе;
  • цепочка ассоциаций бывает настоящей и вымышленной. Последние являются сущностью мнемотехниики.

Вместе с этим термином встречается понятие «мнемоника». Они связаны между собой.

Выделяют такие виды мнемотехники:

  • классический. Возник на снове ораторского искусства, чтобы упростить запоминание длинных высказываний. Информацию преображали в образы – в одних шифровалась информация, во вторых – фиксировалась последовательность;
  • педагогический. Характерен школьникам и студентам. Сущность – естественное запоминание посредством переписывания, заучивания и повторения;
  • цирковой – интонация, мимика, жесты. Сущность – искусство передачи и расшифровки закодированной информации;
  • спортивный – запоминание чисел;
  • современный. Методы мнемоники тщательно прорабатывают и объединяют в своеобразную систему, направленную на решение узкоспециализированной задачи.

Мнемотическая память есть у всех, но ею необходимо овладеть. Сверхъестественные способности для этого не нужны. Принцип действия такой методики базируется на способности памяти фиксировать яркий зрительный и слуховой образ быстрее, чем абстрактное понятие.

Советы начинающим:

  • метод запоминания выбирайте наиболее подходящий и соответствующий вашему типу мышления;
  • преобразовывайте инфрмацию в образы;
  • для достижения результата регулярно тренируйтесь;
  • во время тренировки должна быть абсолютная тишина.

Основные принципы мнемотехники:

  • осмысление – осмысливая поступающую информацию, человек запомнит ее надолго;
  • интерес – если информация интересна, она запомнится быстрее;
  • предыдущие знания – если по конкретному вопросу у вас имеются знания, новые сведения запомнятся проще;
  • готовность – запоминается та информация, на которую человек настроился;
  • ассоциации – увеличичвают шансы запомнить материал и воспроизвести его;
  • повторение – пройденный урок повторяют, но не часто;
  • торможение – прежде чем изучать новый материал, делайте паузу;
  • последовательность – факты запоминаются в том порядке, в котором изучались.

После усвоения мнемотехники вы будете использовать ее до конца жизни.

Чтобы мнемотическая память надолго сохранила слова или цифры, факты и объекты заменяются на термины с визуальным представлением. То есть, скучные факты заменяются яркими. Помогут в этом специальные мнемотические приемы.

Основные приемы

Мнемотехники и способы развития памяти позволяют лучше усвоить новый материал. Приемы мнемоники – такой подход к осмыслению информации, благодрая которому запоминается больше сведений, а процент забывания сводится к минимуму. Техники используются при изучении иностранных языков, понятий, исторических дат, цифр.

В основе запоминания лежат ассоциации. Для запоминания нового слова соотнесите его с чем-нибудь, проведите ассциативную связь. Как создать ассоциацию:

  • придумывайте первое, что пришло в голову;
  • ассоциация должна быть смешной, необычной;
  • образ должен быть крупным, объемным, цветным – задействуйте все органы чувств;
  • ассоциация должна быть нелогичной;
  • образ должен касаться вас.

Например, нужно запомнить слова «кавалерия» и «чердак». Представьте, что вы поднялись на чердак и увидели там конницу, на лошадях сидят воины. Вы смотрите на них и думаете, что они здесь делают? Они вам отвечают: а что мы и правда тут забыли? И улетают в окно.

Следующий прием – «цепочка». Представьте образ и соедините его со следующим. Например, вы пришли в магазин за сыром, порошком и лампочкой. Представьте большую упаковку порошка. В нее залетает лампа, и порошок рассыпается по полу. На лампу нанизывается сыр и тому подобное.

«Римская комната». Допустим, вам надо запомнить слова – колбаса, лошадь, майонез, лом, яйцо, одеяло, рыба, тетрадь. Задействуйте необычные связи, начиная с коридора. Получится: колбасой закройте щель в замке, лошадь поставьте в углу, майонезом намажьте зеркало, ломом подоприте дверь, яйцо вкрутите в люстру вместо лампочки, одеяло постелите перед дверью вместо коврика. Когда человек откроет дверь, увидит, что рыба лежит на диване и пишет в тетради.

«Цифробуквенный код» подходит для запоминания цифр, номеров телефона, математического вычисления. Каждой цифре присваивается буква – составляются слова, выражения, рассказы. Возьмем цифры от 0 до 5:

  • 0 – ноль – н;
  • 1 – раз – р;
  • 2 – д;
  • 3 – т;
  • 4 – ч;
  • 5 –п.

Теперь на каждую букву подбирается слово и придумывается рассказ.

«Рифмы» — прием, при котором придумываются пары слов или небольшой стих, содержащий запоминающий материал. Подходит метод и для зарифмовывания цифр:

  • 0 – моль, соль, фасоль;
  • 1 – блин, господин;
  • 2 – слова, трава;
  • 3 – пузыри, подари;
  • 4 – шире, в мире;
  • 5 – опять, зевать, гулять;
  • 6 – сесть, месть;
  • 7 – зачем, гарем;
  • 8 – просим, носим;
  • 9 – делать, сеять.

Из перечня подобранных слов выбирайте одно и запоминайте для конкретной цифры.

«Созвучие» — прием, который заключается в подборе одинакового слова. Подходит для выучивания иностранных языков. Для запоминания иностранного слова подбирается русское, схожее с ним по звучанию. Например, «look» (смотреть) похоже на «лук». По этой методике человек запоминает до 60 слов за 1 ч.

«Вешалка» — методика, суть которой заключатся в придумывании созвучногоряда каждому слову. После чего из них составляют рассказ. К примеру, один – господин, два – голова.

«Совмещение образа и цифры» — метод, посвященный форме написания чисел. Единица напоминает карандаш или палку, ноль – солнце. Далее составляется интересная история.

«Метод Цицерона». Элементы привязывают к комнатной обстановке, в которой человек часто находится. Допустим, ребенок должен выучить, в какой последовательности расположены органы дыхания. Картинки вешают на видном месте, ребенок проходит мимо и видит их. Изображения убираются, ребенок восстанавливает их посредством топологических ассоциаций.

Итого

Большинство людей, глядя на ассоциативную цепочку, считают это сложным. Чтобы запомнить дату или числа, приходится сочинять историю. Поначалу процедура кажется трудоемкой, поскольку требуется подключать воображение. Спустя несколько тренировок запоминание пойдет проще.

Все еще не верите в тренировку памяти мнемотехникой? Попробуйте воспользоваться одним из методов. Информация, изученная мнемотехническими приемами, не забывается, а откладывается в памяти надолго. Увидите, результат вас удивит!

Мнемотехника для начинающих - система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.

Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона - пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.

Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации. С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике. Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов - «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, - это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками - систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать , которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа - рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Как организовать игру?

Народная мнемотехника - самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

  1. информацию кодируют в определенный образ;
  2. затем запоминают эту связь и последовательность;
  3. мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.

Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

  • сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
  • после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
  • для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

  1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
  2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
  3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
  4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
  5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.

Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример - простой и емкий стих А. Барто «Мишка».

Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),

Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).

Все равно его не брошу,

Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?». В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг. Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры. После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.

Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.


Запоминание необходимой информации быстро и надолго - черта, свойственная далеко не всем.

Память устроена так, что человек плохо усваивает скучную информацию, которая не принесёт ему практической пользы в быту.

Но что делать, если запомнить её необходимо, а заучивание не даёт результатов? Начиная с первого класса, детям приходится изучать большие объёмы информации.

Сегодняшняя школьная программа отличается от советской сложностью и насыщенностью. Детям приходится прилагать огромные усилия, что бы ни отставать.

Улучшить память, сделать её безупречной поможет мнемотехника.

Зачем так важно тренировать память человеку?

Помимо школьной программы существует много других причин для того, что бы всерьёз заняться тренировкой памяти.

Физиологические плюсы хорошей памяти Практическая польза Профессии, где необходима хорошая память
Человек, развивающий свою мозговую деятельность, с большей вероятностью будет оставаться в трезвом уме в пожилом возрасте Список покупок не нужно записывать Актёры театра и кино, вынужденные запомнить новые роли и реплики
Запомнив имена новых знакомых и коллег, вы избавите себя от неловкой ситуации при встрече Учителя, преподаватели ВУЗов
Поможет не заблудиться в новой местности Работники спецслужб, агенты
Припоминать друзьям ситуации и фразы давно минувших дней - забавно Полиция
Медицинские работники
Бухгалтеры

Важно! Две трети всех знаний человек получает до 14 лет.

Сюда входят и навыки социального общения, которые ребёнок познаёт в школе и детском саду, знания о жизни и вселенной. Школьная программа дополняет список.

Потом наступает период полового созревания, когда инстинкты берут верх над разумом. Длительность этого периода индивидуальна. Процесс получения знаний уходит на второй план.

Когда период заканчивается, подросток уже выходит из стен школы. Студенческие годы наполнены любовными переживаниями.

Когда в силу вступает половое влечение, человек меньше способен поглощать знания. Половое созревание заканчивается раньше, но возраст репродуктивного здоровья длится до старости. Это обстоятельство не может не отвлекать.

По этой причине влюбившиеся школьники и студенты запускают учёбу, скатываются на тройки.

Описание и характеристика мнемотехники

Мнемотехника - ряд методик и приёмов, позволяющих человеку запоминать большие объёмы информации. Она содержит практические советы для улучшения памяти у детей и взрослых. Существуют тренинги по этой теме.

Эффективность мнемотехники широко распространена сегодня в специализированных учебных заведениях. История её появления уходит корнями в далёкое прошлое.

Интересный факт! Само понятие ввёл в обиход Пифагор. Мнемотехникой пользовался Юлий Цезарь.

Александр Македонский и Аристотель, изучали её для применения в военных целях.

Наши предки, составляя кириллицу, понимали, что если к каждой букве привязать слово, и связать их смысловым значением, запомнить будет проще.

Труды по развитию памяти в разные годы публиковали учёные с мировыми именами:

  • Андреев.
  • Гейссельхарт.
  • Лезер Франц.

Их книги пользуются популярностью и сегодня. Каждый из них предлагает свой способ применения мнемотехник.

Упражнения для развития памяти и внимания у взрослых

Упражнение «Дворец памяти» активно применяют взрослые люди. Он основан на работе фантазии и восприятии зрительных образов. Подойдёт людям с хорошей зрительной памятью.

Принцип заключается в мысленном построении дворца. Человек запоминает каждую комнату, обстановку внутри.

Важно! Когда наступает необходимость запомнить что-то, человек помещает информацию в одну из комнат, привязывая её к определённой обстановке.

Информация хранится внутри. Периодически возвращаясь во дворец, человек будет видеть свою привязку во всех деталях.

Другой метод мнемотехники предлагает связывать осязание и обоняние с объектами, которые нужно запомнить.

Детали запоминаются лучше, если они привязаны к другим органам чувств. Восприятие дольше остаётся в памяти, чем сухие факты.

Приемы улучшения памяти у детей

Если приступить к раннему развитию хорошей памяти у ребёнка, он с большей вероятностью добьётся высоких результатов в школе. Это - залог будущего успеха.

Польза развития памяти у младших школьников:

  • В раннем возрасте дети лучше схватывают информацию.
  • Заученные приёмы мнемотехники станут машинально использоваться на протяжении всей жизни.
  • Освоение трудной школьной программы будет проходить быстрее.
  • Развитие памяти поможет ребёнку в общении со сверстниками, улучшит коммуникативные навыки и работу мозга.
  • Поможет одержать победу в различных интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, тестах.
  • Усилит интеллектуальное развитие и концентрацию внимания, благодаря снижению нагрузки на процесс запоминания.

Все эти аргументы говорят в пользу раннего обучения детей простым методикам запоминания информации.

Если чадо легко справилось с практическим применением детских приёмов, можно приступать к изучению более сложных.

Основным является приём рифмы. Дети лучше запоминают информацию в форме стихов.

Какое правило русского языка взрослые помнят всю жизнь? Ответ: «цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка».

Будь все правила сложены в рифмы, люди стали бы более грамотными.

Улучшить память у детей помогут разные формы игр:

  • Шахматы.
  • Шарады.
  • Графический диктант.
  • Детские карты сокровищ.
  • Головоломки.

Популярные методики запоминания

Методики запоминания основываются на привязке информации к чему-то осязаемому.

Запоминание номера телефона можно провести несколькими способами:

  1. Произнести вслух. Слуховое запоминание поможет вспомнить цифры в течение нескольких минут.

    Что позволит легко перезвонить по номеру, который продиктовал собеседник, не записывая его на листок. Работа кратковременной памяти усилится.

  2. Использование зрительной памяти на цифры с разделением их. Некоторые номера кажутся простыми от того, что в них используются цифры, которые есть в номере нашего дома, дате рождения. Это тренировка фотографической памяти.
  3. Набирая номер на клавиатуре телефона можно составить слово, которое получится набрать, если нажимать на клавиши, используемые при его наборе.

Наиболее популярной и сложной методикой является построение дворца памяти.

Этот метод используют люди, которые обязаны много запоминать. Метод покажется вам простым и удобным после нескольких тренировок.

Полезное видео

Многих интересует, как научиться запоминать большие объемы информации – для учебы, для работы, для личных целей. И наверняка многие слышали, что сделать это позволяют различные приемы мнемотехники . Однако не все знают, как ими овладеть, их правильно использовать и как они вообще работают. В этой статье мы поговорим, что такое мнемотехника , на каких принципах она базируется, как ее применять и развивать , а также обсудим некоторые особенности различных приемов .

Мнемотехника: что это такое и кто может ей пользоваться

В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации . Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство. Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.

Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий : для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. А начинать тренировки не поздно в любом возрасте : использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехник .

Самое главное здесь – понять для себя базовые принципы и использовать мнемотехнику на практике , оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом. Более того, на наш взгляд, приемы мнемотехники – это как раз та область, которой вполне можно обучиться самостоятельно: бесплатно, по онлайн-источникам. Скажем, в рамках этой статьи мы даем общие советы по использованию мнемотехник, а в других материалах вы найдете более подробные описания самых распространенных и эффективных приемов и методик. Однако прежде чем переходить к ним, ознакомьтесь с принципами работы и некоторыми секретами мнемотехник.

Приемы мнемотехники: основы, или Немного теории

Разберемся, как в принципе работает данная система запоминания. Вкратце суть мнемотехники можно передать следующим образом: нам сложно запомнить абстрактные и/или разрозненные данные (цифры, списки слов и иные последовательности, пункты речи и другие единицы информации) и легче запомнить связи между объектами, связи между новой информацией и уже имеющейся, ассоциации, наше эмоции по отношению к чему-либо и т.д. Иными словами, намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты . По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести. Следовательно, если у каких-либо данных таких связей нет, их надо создать . Именно на этом и построена большая часть приемов мнемотехники.

Для того чтобы создать подобные связи, существуют различные приемы. Многие из них работают по такой схеме: некоей единице информации «присваивается» образ, и далее связываются данные образы . Чтобы вспомнить (воспроизвести) данную информацию, порядок действия будет обратный: вспоминаются связанные между собой образы, а затем – то, что под ними подразумевалось. Таким образом, фактически сначала мы кодируем, зашифровываем данные в форму, удобную для запоминания , а когда они нам понадобятся, мы достаем их из памяти и расшифровываем . Звучит сложно? На самом деле, когда вы освоите ту или иную методику на должном уровне, это будет происходить практически на автомате.

Может возникнуть вопрос, а зачем вообще городить этот огород? Давайте запоминать то, что надо, а не какие-то коды! Однако, как мы говорили, запомнить связи (в самом широком смысле этого слова) намного проще, а для абстрактных единиц информации иным образом (кроме как кодирования – раскодирования) их не создать. Кроме того, мнемотехника унифицирует процесс создания связей , ее использование становится неким навыком, который можно натренировать (иными словами, перевести процесс на автоматический уровень, о чем мы говорили выше), а это существенно ускоряет запоминание . Также мнемотехника позволяет вам использовать те образы и связи между ними, которые ближе именно вам, а следовательно, держать их в памяти будет намного легче.

Как долго мы можем хранить в голове такие «зашифрованные» послания? В целом – столько, сколько нужно . Использование мнемотехники помогает запомнить речь к презентации, список покупок или 50 слов на спор – то есть то? что надо один раз уложить в памяти и потом один раз воспроизвести (как правило, через непродолжительный промежуток времени). Однако аналогичные приемы могут использоваться и для того, что вы хотите сохранить на долгое время. При этом если вы будете более или менее часто воспроизводить данную информацию, то это наверняка приведет к тому, что она «врежется» в вашу память, то есть будет доступна без декодирования и вообще без мнемотехник. Таким образом, эти приемы помогут вам перевести те или иные сведения в долгосрочную память , выступая неким буфером. Однако пока они туда не перенеслись, время от времени вспоминайте, что вы закодировали, и воспроизводите необходимую информацию (подробнее чуть ниже). Для наглядности разберем на практике, как использовать приемы мнемотехники на основе описанной выше теории.

Как работают приемы мнемотехники на практике

Главным образом, запоминание в мнемотехнике происходит на основе визуального мышления : мы представляем образы и придумываем связи между ними. Впрочем, сразу заметим, что «главным образом» не значит «только так» – существуют и приемы другого рода. Однако пока остановимся на визуальном мышлении, так как на нем основаны многие известные методики, в том числе дворец памяти или дорога Цицерона.

Пример запоминания числовой информации

Например, чтобы запоминать длинные числа, мы можем присвоить каждой цифре в этом числе образ и связать их в определенной последовательности . Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета и т.д. – выбирайте то, что ближе вам. Как правило, 10 образов (по одному для каждой цифры) придумываются заранее, а затем используются для запоминания любых чисел. Допустим, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство), а 3 – Змей Горыныч (3 головы + число 3 и буква З похожи). Тогда, чтобы запомнить число 13, нужно представить подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч.

Если 5 – это ладонь или кулак (5 пальцев), а 0 – это площадь (внешняя форма), то 1350 – это подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч, и прямо сейчас он устанавливает гигантскую статую в форме кулака Халка на центральной площади.
Представьте подъемный кран, в кабине сидит Змей Горыныч, он дергает за рычаги, а на металлическом тросе висит кулак Халка, который надо установить точно по центру площади. Если 1350 – пин-код от банковской карты, то при упоминании этой карты в голове должна всплывать описанная выше картинка. Чтобы лучше привязать ее к пин-коду, можно представить, что на кабине нарисовано большое изображение этой карты.

Чем более живой будет картинка в вашей голове, тем лучше – тем проще будет воспроизвести эти образы . Попробуйте добавить эмоций (Змей Горыныч уже третий час пытается попасть в центр площади, но все никак), движения («рассмотрите», как наш герой двигает рычаги, как покачивается висящая статуя), характеристики («потрогайте» холодную статую, натянутый трос от подъемного крана и т.д.). Считается, что движение и некая последовательность событий запоминается лучше, чем нечто статическое, кроме того, многие лучше запоминают необычные, смешные/печальные, даже абсурдные образы. Чтобы понять, что лучше работает в вашем случае, – надо поэкспериментировать и попробовать все.

Если число состоит из большого количества цифр (например, это номер банковской карты или номер телефона), то такое число имеет смысл разделить на части, а связи между образами превратить в рассказ. Например, от подъемного крана (1), которым управлял Змей Горыныч (3), оторвался кулак Халка (5), а по площади (0) в это время шел лебедь (2). Хорошо, что он успел отпрыгнуть – прямо на радугу (7). Он съехал по ней, как по горке (4), и внизу его встретила матрешка (8). И так далее.

Пример запоминания нечисловой информации

Существует аналогичная техника запоминания и для нечисловой информации – знаменитые дворец памяти, римская комната и дорога Цицерона. В рамках этих приемов запоминаемая информация делится на смысловые части, которые так же привязываются к неким образам (так называемым опорным пунктам) . Дорога Цицерона позволяет запомнить последовательность, поэтому ее имеет смысл использовать, когда вам нужно запомнить, например, список покупок или тезисы некоего выступления (собственно, эти мнемотехники были разработаны и активно использовались в Древней Греции, которая славилась отличными ораторами и развитым ораторским искусством). В свою очередь, дворец памяти с последовательностями не связан и помогает запомнить те или иные сведения вне зависимости друг от друга.

Мнемотехника и память: влияют ли они друг на друга?

Конечно, понятие «суперпамять» к мнемотехнике весьма близко, однако надо отдавать себе отчет, что к общему развитию памяти мнемотехника имеет достаточно опосредованное отношение . Например, она определенно не сделает из вас эйдетика (то есть не подарит вам фотографическую память). Мнемотехника – система запоминания информации, поэтому если вы хотите, например, удержать в голове содержание прочитанной книги, вам надо воспользоваться приемами этой системы. Скажем, встроить книгу в дворец памяти, разделив ее на части и привязав их к опорным образам. Также мнемотехника не поможет вам вспомнить, что вы делали неделю назад, если вы специально не поместите эту информацию в свой дворец.

Таким образом, если вас интересует общее укрепление и развитие памяти, вам стоит присмотреться и к другим методикам (некоторые из них описаны в статье «Можно ли развить эйдетическую память »), а мнемотехнику применять по ее прямому назначению – для запоминания конкретных единиц информации. С другой стороны, использование мнемотехник, безусловно, позволит вам развить возможности собственного мозга , в том числе визуальное и ассоциативное мышление, поэтому даром такие тренировки точно не пройдут.

В заключение несколько советов – они будет полезны и для тех, кто только планирует овладеть мнемотехникой, и для начинающих, и для тех, кто уже практикует различные приемы и хочет усовершенствовать их использование.

Как и на чем тренироваться

Если ваша цель – активное использование какого-либо приема мнемотехники для бытовых или рабочий целей, возьмите на заметку главное правило: впечатляющих результатов можно добиться только путем многочисленных тренировок . Запоминание с помощью мнемотехники (особенно на скорость или надолго) – это навык. Любой навык нужно развить и довести до автоматизма, чтобы выполнять те или иные действия легко и
непринужденно и чтобы этот навык не подвел в нужный момент. Причем тренировать важно оба процесса – и декодирование, и расшифровку .

Фактически, чтобы развивать мнемотехнику, ее надо просто использовать. Сначала на чем-то не слишком длинном и важном, с течением времени ставьте перед собой задачки посложнее . В качестве упражнений может послужить все, что угодно. Например, если вы хотите запоминать цифры, используйте номера телефонов, кредитных карт, удостоверений. Придумывайте длинные числовые пароли – и аккаунты защитите, и мнемотехнику разовьете. Хотя в начале своего пути, конечно, не забывайте о подстраховке : записывайте пароли или ставьте напоминания о том, кого когда надо поздравить.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно тренироваться на книгах, но рекомендуем выбирать нехудожественную литературу. В художественной, как правило, есть сюжет, а сюжет – это логическая (в той или иной степени) последовательность связанных событий. Наличие связей делает использование мнемотехники в данном случае «нечестной игрой». Вспомните лучше те области знаний, которые вы всегда хотели изучить (физика, история, география и т.д.), и совместите погружение в эту науку (в том числе на научно-популярном уровне) с тренировкой мнемотехник. Еще вариант – выделите во дворце памяти комнату для всей информации о коллегах: домашние животные, количество и имена детей и т.д. Это позволит вам при случае поддержать беседу и/или наладить взаимоотношения.

Выбор метода

Для достижения наилучших результатов необходимо найти наиболее подходящий метод запоминания . Для этого имеет смысл попробовать каждый и потренироваться на нем, и затем выбрать наиболее эффективный и удобный. Кроме того, можно модифицировать классические методы, чтобы получить то, что лучше всего подойдет под ваш тип мышления и восприятия . Скажем, дворцы памяти или дороги Цицерона в принципе рассчитаны на людей, у которых лучше развита визуальная память. Значит ли это, что тем, у кого она развита слабо, лучше даже не браться за мнемотехники? Нет, важно просто модернизировать исходный вариант так, чтобы он стал удобнее для вас.

Например, используйте в качестве подобия опорных пунктов не только зрительные образы, но и музыку, запахи или тактильные ощущения . Скажем, вам нужно запомнить речь для презентации. Разделите текст выступления на части и привяжите к песням в хорошо знакомом вам музыкальном альбоме, а собственно произнося речь перед аудиторией, мысленно переходите от трека к треку. Конечно, можно пойти и более сложным путем – сначала развить визуальную память, а потом осваивать мнемотехнику. Выбор за вами, однако тонко намекнем, что одно другому никак не мешает.

Выбор образов и связей

Также важно понять, какой принцип подбора образов к опорным пунктам и какая связь между образами для вас наиболее эффективны . Кому-то проще всего представить более или менее реальные предметы; кому-то легче запомнить комичные, контрастные образы, расположенные в явно неположенных местах; для кого-то важнее всего эмоциональная привязка или ассоциации с происходившими с ними в реальности аналогичными событиями. Некоторые предпочитают, чтобы
связанные образы так или иначе взаимодействовали, но для кого-то это не так принципиально, главное – чтобы образы были в движении.

Обратим ваше внимание и на то, что в некоторых источниках рекомендации слишком однозначны: представлять надо так-то, объекты должны быть такие-то, делать с ними надо то-то. На наш взгляд, столь суровые директивы можно использовать только в качестве опорных точек, чтобы понять, от чего отталкиваться. Преобразование исходной информации в образы – процесс в некотором роде личный , опирающийся на наш опыт, ассоциации и т.д., а они у всех разные. Скажем, кому-то может быть проще запомнить розового бегемота, потому что в детстве у него была такая любимая игрушка, а кому-то ближе паук размером с небоскреб, потому что он любит ужастики. Понять, что лучше для вас, можно, выполняя первый пункт – практикуясь.

Спокойствие, только спокойствие

Учиться, особенно поначалу, стоит в максимально спокойной обстановке (с эмоциональной точки зрения). Это значит, что практиковаться можно хоть в метро, если вы способны полностью абстрагироваться от окружающей обстановки. Пока вы только приноравливаетесь к тому или иному методу, не позволяйте непрошенным эмоциям (в том числе стрессу, тревоге и т.д.) и ассоциациям влиять на этот процесс. Во-первых, так сложнее понять, подходит вам тот или иной метод или нет, во-вторых, его использование в дальнейшем может быть связано с этими ассоциациями, что иногда мешает эффективному запоминанию.

Не забывайте от повторении

Не забывайте время от времени воспроизводить то, что вам что-то надо запомнить на долгий срок , но что вы не слишком часто это используете. Повторяйте фразы-запоминалки, ходите по дворцам памяти и дорогам Цицерона и т.д. Таким образом, вы покажите памяти, что это сведения для вас актуальны и от них рано избавляться, кроме того, они не будут задвинуты в самый дальний конец вашей памяти, откуда вам будет сложнее их достать.

Одна из ошибок новичков – закодировать информацию, пару раз ее повторить в ближайшие два дня, а потом благополучно забыть – и образы, и то, что за ними скрывалось. И в нужный момент вдруг выясняется, что дорогу Цицерона завалило, а половина дворца памяти обрушилась. Чтобы этого не произошло, тренируйтесь выуживать из памяти в том числе ту информацию, которую вы положили туда довольно давно (если она вам еще нужна). Этот навык будет полезен не только для мнемотехники, но и для общего укрепления памяти.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...