Почему меня ворлд оф танк. Проблемы с Game Center

Каждое игровое приложение время от времени выпускает обновление. Такое действие происходит и с многопользовательским игровым приложением WoT. Но что же делать, если вдруг после обновления не запускается World of Tanks.

Не стоит паниковать и удалять свою любимую игру

Первым делом стоит попробовать запустить файл «ехе» находящийся в установочной папке игры. Если изменений не произошло, тогда следует воспользоваться вновь скачанным архивом с обновлениями и произвести повторную установку. Установку следует выполнять путем запуска архива с выбором пункта «Установить с заменой».

Еще частой ошибкой геймеров бывает отключенный интернет — ведь соблюдая правило установки (скачать — отключить интернет – установить – перезагрузить компьютер — подключить интернет — запустить игровое приложение ) не все выполняют его до конца. Так же проблемой может служить неправильно установленный или поврежденный DirectX.

Исправить ошибку можно путем его переустановки или установки более новой его версии

Проблема может крыться и в установленных старых модах или в читерных мод-паках. Если нет желания отказываться от указанных последних модов, то стоит их снести и залить по новой. Если компьютер работает на двух видеокартах, обновленная версия игры может «не определиться» на какой ее работать лучше. В данном случае стоит попробовать произвести запуск игры с поочередным отключением видеокарт.

При выходе каждого обновления стоит зайти на сайт игры и ознакомиться с рекомендациями последнего обновления и обсуждениям, почему после обновления не запускается World of Tanks. В нем можно найти очень частое замечание, на которое при установке обновлений мало кто обращает внимание.

Обновление выпускается для определенных версий программного обеспечения. Если между файлом обновления и ПО идут нестыковки (не подходит операционная версия или у компьютера низкие технические характеристики), то никакие переустановки и перезапуск не смогут помочь запустить игру.

Не стоит прибегать к скачиванию обновлений для игры с сайтов не являющимися представителями данного приложения.

Так как архивы могут содержать вирусы, которые впоследствии могут навредить компьютерной технике и самому приложению. Все выше перечисленное может быть препятствие к запуску обновленного приложения. Поэтому самое главное пользуйтесь официальными обновлениями и внимательно читайте требования по установке.

Попробуйте первым делом запустить игру в безопасном режиме, что позволить отключиться от всех модификаций и проверить, все ли игровые файлы обновлены и работоспособны. Сделать это просто, нужно лишь нажать на стрелку при запуске лаунчера игры, как показано на изображении ниже.

Если не помогает, то попробуйте второй вариант — «Запуск игры со сбросом графических настроек «

Раньше никогда не играл в танки. Несколько лет назад на волне хайпа провел с десяток боев в World of Tanks Blitz на iOS, но через неделю удалил приложение.

Полноценные World of Tanks решил установить из-за специального футбольного режима, который выпустили на время проведения ЧМ 2018. Несколько недель выполнял футбольные челенджи, а в конце июня хотел полностью удалить игру с компьютера.

Остановили несколько миллионов заработанных монет и десятки тысяч очков свободного опыта. Неплохой багаж для начинающего танкиста, решил попробовать обычные сражения.

Начал просматривать статистику игроков и был немного удивлен. Часто встречаются аккаунты с 60-70 тысячами проведенных боев. Только вдумайтесь: 70 тыс. боев за 8 лет существования танков – это около 25 битв в день ! Каждый день без выходных на протяжении восьми лет!

Меня так сильно не затянуло, буквально за месяц я прочувствовал все проблемы игры в текущем виде. Вот четыре главные претензии игроков к WOT сегодня:

1. Знаменитый рандом

Так называемый ВБР (великий белорусский рандом ) не замечают лишь новые неопытные игроки. Все понимают, что в игре должен быть элемент неожиданности и сначала многое происходящее принимаешь за чистую случайность.

С опытом понимаешь, что роль рандома может быть слишком большой в некоторых боях, а, спустя несколько тысяч проведенных схваток, начинаешь подозревать его в предвзятости.

Почти все игровые показатели при расчете на сервере вычисляются с использованием случайных переменных, но закономерность выпадения тех или иных значений сложно назвать случайной. В подобных играх давно применяется простая «уравниловка» игроков, чтобы даже самые неумелые могли побеждать.

Выдал несколько хороших боев – получи рикошеты и непробития, быстро слился в нескольких раундах подряд – вот тебе попадания при любом выстреле.

Рандом проявляется во всем: в точности, в вероятности пробития или рикошета и в нанесенном уроне. Показания могут отклоняться на 25% от нормального значения как в большую, так и в меньшую сторону. Так две игры к ряду могут разительно отличаться по игровому интересу и удачливости игрока. Это настолько заметно, что с этим нужно что-то делать.

В одной партии выцеливаешь врага, ищешь уязвимые точки, ждешь полного сведения и слышишь раздражающее «не пробил», а в другом стреляешь практически наугад, когда круг сведения в несколько раз больше танка противника, регулярно зарабатывая фраги.

Идея для Wargaming: в жизни ведь и не такое случается. Выкручивайте еще больше разброс параметров для ВБР. Делайте бракованные снаряды, которые не взрываются, спонтанную поломку техники на ровном месте и саботирующий приказы командира экипаж.

Я не против случайностей в игре, но в WOT их слишком много. Посмотрите, как часто один танк может вытянуть бой против трех-четырех соперников, как регулярно у противника остается 5-10 единиц прочности после выстрела наверняка, как много попаданий случается в последнюю секунду перед тем, как танк спрячется в укрытие или выйдет из засвета.

Наглядно иллюстрирует ситуацию общая статистика игроков. Большинство танкистов имеют от 40 до 60% побед. Самые неопытные умудряются побеждать в четырех боях из десяти, а играющие несколько лет не могут совершать меньше четырех поражений в десяти битвах.

Вывод: те, кто играет для получения удовольствия, рано или поздно забрасывают игру из-за большого влияния рандома.

2. Слишком частые изменения

Восемь лет для подобного проекта – очень большой срок. Разработчики большие молодцы, что не позволили проекту загнуться и регулярно подогревают интерес пользователей к танкам.

К сожалению, иногда методы влияния оказываются слишком радикальными.

Новшества в игре – это отлично, но зачем трогать то, что уже давно работает.

Понятия «апнули» и «понерфили» так прочно вошли в лексикон игроков WOT, что ни один разговор танководов не обходится без них. Практически каждый месяц игра обновляется, привнося новые и новые правки.

Появляются новые карты – это хорошо, новые танки завозят – тоже отлично. Но, когда начинают пересматривать параметры техники , существующей в игре несколько лет – это сильно расстраивает.

Игрок несколько месяцев проходил определенную ветку, терпел все сложности неудобных танков, копил драгоценный опыт и монеты. В итоге купил заветную машину, а её «понерфили» (снизили показатели) в очередном патче.

Что делать? Несколько месяцев игры коту под хвост? Продавать танк за полцены, наплевав на время, опыт и деньги?

Разработчики игры предлагают просто ждать. Возможно, через несколько месяцев (или лет) танк признают слишком слабым и его «апнут» (повысят параметры).

Другими словами, игрок должен иметь в своем ангаре не один, а 5, 7 или 10 топовых танков, чтобы играть не на том, котором хочется, а на том, который в данный момент «нагибает».

Идея для Wargaming: давно пора сделать танковый гороскоп. Юпитер находится в созвездии Ориона – пробитие немецких танков ухудшилось на 8% до следующей полной Луны.

Есть же в WOT тестовые сервера, где обкатывается новая техника, активно приглашают игроков опробовать разные модификации танков перед выводом их на всеобщее обозрение. Почему же нельзя удачно вписывать новые модели в существующую систему без балансировки старых танков?

C новыми танками регулярно происходит одно и то же. Сначала они получаются очень хорошими, чтобы игрокам захотелось купить новинку, а через несколько месяцев, когда каждый второй обзаводится машиной, её характеристики ухудшаются.

Еще иногда случается «скрытый нерф» танков. Разработчики оставляют все отображаемые показатели на месте, но изменяют несколько параметров «под капотом», которые сказываются на балансе.

Так, например, могут изменить коэффициент сопротивления грунтам для танка. Мощность в параметрах при этом остается прежней, а вот разгоняться или поворачивать он начнет иначе.

Даже премиум-танки (которые покупаются за реальные деньги) со временем ухудшают, чтобы мотивировать игроков покупать новые . Если кто-то отдает пару тысяч рублей за годную технику, то спустя полгода его танк оказывается банальной среднестатистической машиной.

Вывод: большинству игроков нет никакого желания следить за каждым изменением в игре и после очередного патча пересматривать свой ангар.

3. Жадная экономика в игре

Бывалые игроки стали часто жаловаться на нехватку серебра. Это самая легко зарабатываемая валюта, но её всегда мало.

Я за месяц игры почти прокачал одну из самых простых и популярных веток советских тяжелых танков. Сложнее всего было накопить именно серебро . Даже опыт, который не купишь ни за какие деньги, худо-бедно капал в копилку, а вот монеты никак не хотели копиться.

На начальных уровнях игрока щедро одаривают серебром, ремонт техники копеечный, снаряды недорогие, на снаряжения всегда хватает. С каждым следующим уровнем техники цены на танки и комплектующие вырастают в разы, ремонт становится дороже, а боеприпасы и вовсе становятся золотыми.

По идее, увеличивается наносимый игроком урон, что должно вылиться в больше заработанных монет, но не тут то было. Здесь и вступает в игру знаменитый рандом.

Даже хорошие игроки на годной технике часто сталкиваются с серией досадных промахов, рикошетов и непробитий, а ведь каждый выпущенный снаряд стоит не меньше 1000 монет . Пять выстрелов «в молоко» и даже в случае победы игрок может уйти в минус .

Если при этом еще и технику ремонтировать нужно, то три неудачных боя подряд сильно бьют по бюджету.

Идея для Wargaming: почему до сих пор не ввели в игру топливо и еду для экипажа? Это же гарантированная выкачка монет после каждого боя!

Опытные маркетологи грамотно разбили целенаправленную выкачку средств на небольшие микро-транзакции. Гордо красующиеся 50К серебра на экране после боя превращаются в 3-5 тысяч после ремонта техники, пополнения боекомплекта и закупки снаряжения.

В итоге, если играть без вложений, на последних уровнях будет очень сложно. Денег то и дело будет не хватать, для покупки следующего танка накопить опыт можно относительно быстро, а вот копить монеты придется в два-три раза дольше.

Возможно, придется даже продать предыдущий любимый танк, к которому привык. Взамен получишь стоковую заготовку, которую придется снова прокачивать, а «расходники» на неё стоят вдвое дороже.

Вывод: не решают проблему регулярные подарки, награды за простые задания и всевозможные акции. Разработчикам нужно пересмотреть экономику игры, она стала слишком жадной для игроков. Без вложений на высоких уровнях играть очень сложно.

4. «Задротство» на последних уровнях

По своему опыту скажу, что максимальный интерес и удовольствие испытывал при игре на танках 6-7 уровней. Танки ездят шустро и быстро, стреляют в меру точно и часто, денег приносят много и регулярно.

Цена ошибок повышается в разы, риск практически никогда не оправдывается. Проще занять заранее известную позицию и пытаться отстреливать противников, чем возглавлять атаку собственной команды.

В итоге перестрелки на танках последних уровней превращаются в унылое «задротство». Десять человек съезжаются в узкий проезд посередине карты, прячутся за углами и пытаются быстро высунуться для совершения выстрела.

При этом приходится еще и выцеливать миниатюрные люки, башни и другие уязвимые места противников. Так проходят восемь из десяти боев на подобной технике.

Идея для Wargaming: быстрее вводите в игру танки XI и XII уровней, стреляют пусть 1-2 раза за игру, а снаряд пусть стоит как половина танка.

Так выглядит обычная игра на танке X уровня: ждем 30 секунд для поиска игроков, ждем 30 секунд до начала сражения, 30 секунд едем к месту перестрелки, две минуты на полном зуме выцеливаем лючок на башне врага, две минуты ждем в ангаре окончание сражения.

Сомнительное удовольствие.

После шальных матчей на средних уровнях, когда большинство боев приносят настоящее удовольствие, попадаешь в жалкое подобие киберспорта, когда нужно сопоставить прицел с движущейся точкой на экране и вовремя нажать на кнопку выстрела.

Играть или нет?

Многие бывалые игроки давно забросили аккаунты в WOT, некоторые даже продают учетки за несколько тысяч, чтобы хоть как-то компенсировать затраченное на игру время. Новичков игра может захватить ненадолго, после чего наступает осознание проблем игры и разочарование.

WOT не ставит целью достоверно воссоздать танковые сражения, не пытается научить игрока разбираться в военной технике или подарить ему незабываемое ощущение от сражений на тяжелых машинах. Игра лишь медленно, но верно пытается развести на деньги , при этом уравнивая возможности большинства геймеров.

Я с большим удовольствием куплю какой-нибудь топовый проект в любимом жанре и потрачу время на изучение сюжета, а по возможности добью сетевой игрой вместо однообразных покатушек на танках.

Новый «Рубикон»? Обзор World of Tanks после обновления 1.0

С обычным мерилом к World of Tanks не подойти. Потому что где бы ни располагались большие дядьки во главе с Виктором Кислым, какое бы гражданство у них сейчас ни было, но игра-то наша, белорусская. И если несколько лет назад этим принято было гордиться, то сегодня в отношении Wargaming все чаще слышен какой-то нездоровый скепсис: чем больше становится компания, тем больше у нее появляется хейтеров. Так уж вышло, что всем не угодить, а сообщество онлайн-игр токсично по умолчанию.

Немножко предыстории

Два с половиной года назад у Wargaming случился «Рубикон» - худшее обновление в World of Tanks за номером 10.0, которое позже решили отменить и не выпускать. Компания готовилась к запуску несколько месяцев, планировала целый ряд усовершенствований, но по итогу анонс обновления на YouTube зрители «заминусили» в хлам и на сцену пришлось выйти лично Виктору Кислому, который извинился за неоправданные ожидания «танкистов». Под громким названием «Рубикон» (ведь все вы понимаете смысл выражения «перейти Рубикон»?) разработчики и игроки видели разный продукт. И когда ожидания игроков не оправдались, реакция была понятно какой.


Для многих геймеров именно «Рубикон» стал точкой прощания с игрой. Однако для Wargaming, возможно, этот внутриигровой скандал оказался мотивирующим пинком к изменениям до версии World of Tanks 1.0.

Примечательно, что накануне выхода патча мы общались с популярным в те годы YouTube-блогером и вполне конструктивным критиком Wargaming Даниилом «Murazor» Паращиным. Он в том числе говорил, что введение артиллерии было геймдизайнерской ошибкой, изменения происходят вяло, баланс надо править, многие разработчики в свою игру не играют, а часть людей ушла из разработки, когда проект стал успешным и начал приносить огромные деньги. К сожалению, мы допустили ошибку, попросив комментарий у Wargaming и согласившись предоставить им черновик. После этого Даниил отказался от публикации, а спустя еще какое-то время был приглашен в компанию на постоянную работу и переехал из прохладного Львова на теплый Кипр.

Его перу принадлежит переработанная артиллерия, которая теперь не только наносит урон, но еще и на добрый десяток секунд делает мишень недееспособной. Если до этого пушки были токсичными, то после изменений они стали супертоксичными. С тех пор Murazor больше не общается со своими подписчиками на YouTube и пропал с радаров в других соцсетях.

Но это все лирика, чтобы вы примерно понимали, на какой стадии я забросил World of Tanks, зачем я в них на месяцок вернулся и что же я там узрел.

Рубикон 2.0

World of Tanks 1.0 - это тот самый «Рубикон», который ждали два с половиной года назад. Проблема лишь в том, что название уже успели запятнать и второй раз его не используешь. В игре кардинальным образом поменялись графика и звуковое сопровождение, были переработаны в HD-качество карты, некоторые получили ребаланс местности.

Вместе с тем разработчики постарались максимально оптимизировать новый графический движок. На машине, которую еще три года назад можно было назвать предтоповой (GTX 970 и i5-4690), количество кадров в секунду стабильно превышает сотню на максимальных настройках качества картинки. И даже при стриминге этот показатель падает совсем незначительно. Ну уж точно держится выше 60 кадров в секунду. Но есть крайне раздражающий момент - регулярные фризы и подвисания, локализовать причину которых самостоятельно никак не удается. Мешает ли это игре? Конечно! Особенно когда ты играешь на быстрых средних и легких танках. И непонятно, почему спустя столько дней после выхода обновления еще нет никакого фикса проблемы.

Судя по отзывам на официальном форуме игры, мне еще повезло. Там «танкисты» рапортуют о значительном падении FPS, вылетах клиента во время игры, долгой загрузке перед боем. Конечно, во многом это связано со старым «железом», но некоторые проблемы пока объяснению не поддаются.

Окей, это техническая часть. И вроде как работает она хорошо. Особенно хочется отметить старания разработчиков в плане наполнения карт различными мелкими деталями. Художники, которые этим занимаются, знают толк в своей работе. Особенно умиляет какой-нибудь ручеек из талой воды, несущийся в русло более крупной реки. Карты стали куда более детальными, проработанными, насыщенными и реалистичными.

По первому времени, попадая на обновленные карты, ты даже немного теряешься: вроде бы и название у нее знакомое, да только внешне не узнать. Лишь со временем, разъезжая по точкам, находишь сходство с тем, что отложилось в голове за 10 000 боев: тут знакомый пригорок, тут камень, только выглядит по-другому, тут появилась пристройка в виде развалин замка.

Это новая «обертка» для, в принципе, старых и хорошо знакомых геймплейных укрытий и опорных точек. В общем, привыкнуть можно достаточно быстро.

Природа и биоразнообразие на картах стали побогаче: там из под снега торчит клок травы, тут березка обнимается с желтеющим кленом, у покосившегося забора растут подсолнухи. Заборы эти, кстати, как и другие изгороди и разрушаемые объекты, довольно точно следуют законам физики, пускай их разрушение и не всегда выглядит натурально.

Новый движок позволил сделать более просторным и проработанным то, что остается за пределами игровой карты. Теперь ты понимаешь, что сражаешься не в условном квадрате над пустотой, а в загоне, помещенном где-то посреди реального ландшафта. Это создает иллюзию простора - кажется, что карты стали значительно больше и есть где вздохнуть.

Тем не менее на внешнюю привлекательность карты ты обращаешь внимание от силы первые две минуты. Затем уже, при первом контакте с противником, все внимание концентрируется на геймплее. Классическом танковом геймплее, приправленном новым музыкальным и звуковым сопровождением. В ангаре действительно можно зависнуть на десяток минут, вслушиваясь в звуки летнего леса.


Радуют и новые эффекты. Бесконечно можно смотреть, как гусеницы танка прокладывают следы в снегу. Не менее приятна и искаженная картинка, виднеющаяся сквозь пламя твоего догорающего танка. Выглядит это все технологично, по-новому и по-модному. Теперь критиковать графику в World of Tanks особо не за что.

Как мы уже сообщали, Wargaming устроила для журналистов пресс-тур, во время которого показала все аспекты разработки свежего обновления. И всем занятым в этом процессе людям лишь хочется сказать большое спасибо за проделанную работу. Это выглядит и звучит действительно круто, ребята сделали красоту. Беда только, что компания с этим обновлением опоздала.

Ребаланс карт и «Штиль»

Некоторые карты претерпели геймплейные изменения. На том же «Эрленберге» виртуальные «танкисты» постоянно страдали от затягивающегося на десяток минут бодания: противники занимают свою часть карты по обе стороны от реки, пересекающей ее, и ждут в кустах ошибок оппонентов. Побеждал обычно самый усидчивый и терпеливый. Сейчас же на «Эрленберге» уплотнили застройку центрального города, сгладили рельеф на подступах к замку. Сложно сказать, как это отразится на количестве ничьих, но пока изменения позитивные: игроки просто не понимают, куда попали, и первые несколько боев ездят по карте в поисках новых нычек и прострелов.

Новая карта «Штиль» напоминает игрокам, что Wargaming - это не только про танки, но и про корабли, чьи остовы украшают заледеневшее побережье. Локация выглядит морозно и эпично. Правда, солнечные блики в ней порой играют с вами злую шутку, да и временами непонятно, где заканчивается лед и начинается прорубь. Так на моих глазах утоп ИС, которому я не смог протянуть дуло помощи.

Что-то большее о карте пока сказать сложно. Слишком редко она попадается в рандоме. Можно только отметить, что центр карты выглядит неиграбельным из-за двух рукавов для танков по краям и прострелов.

Как играется в новые «танки»?

Так же, как и в старые. В плане геймплея игра не претерпела никаких изменений. Она по-прежнему рассчитана на бодрое танковое «стоялово» за укрытиями в страхе показать нос наружу из-за арты. Все так же в игре используется мод, который подсвечивает самые опасные мишени для того, чтобы артоводам было проще сфокусироваться совместными усилиями на одной из них.

World of tanks – это популярный онлайн-проект, который завоевал любовь многих пользователей. Уже вышел не один десяток обновлений и дополнений для этой увлекательной игры и с каждым днем игроки все чаще и чаще задаются одним вопросом - почему выбрасывает из игры World of tanks? Что ж, данная проблема встречается довольно часто и нет точного ответа, почему происходит именно так, но сегодня мы с вами попытается дать ответ на этот вопрос, а также определим основные рекомендации по разрешению проблемы.

Так почему WoT вылетает?

Некоторые геймеры предполагают, что подобная проблема в игре вызвана модами, которые игроки любят устанавливать, дабы упростить и ускорить игровой процесс.

Также нередки случаи, когда сбой в работе происходит в самом клиенте игры . На сегодняшний день, как и создатели самой игры, так и геймеры ломают голову над тем, как избавится от вылетов, но, к большому сожалению, нет 100% решения всевозможных вылетов.

Важно знать: в случае если у вас установлены моды к игре, то главное зло кроется именно в них, поэтому рекомендуется их полностью удалить с вашего игрового устройства.

Выбрасывает на рабочий стол

Данный вылет встречается даже, если вы не используете моды. Для решения подобной проблемы можно попробовать полностью удалить клиент игры с компьютера, так как возможно, именно серьезный сбой в ее работе может привести к подобному случаю.

Важно знать: в Интернете можно найти много версий клиента для World of tanks, а также прочих патчей. Для достоверной работы приложения настоятельно рекомендуется скачать и установить клиент именно с официального сайта игры.

Если вы выполнили переустановку клиента, а проблема не решилась, то можно попробовать еще один более сложный и долгий способ. Можно вручную удалить Java скрипты, в которых хранится информация о старой версии того или иного приложения. Для того чтобы это сделать отправляйтесь в Панель управления, затем, программы и компоненты (начинает с Windows 7 данный пункт меню называется – Установки и удаление программ), находим Java и полностью удаляем его. Теперь нужно будет заново скачать новую версию Java и установить его на ваш персональный компьютер.

Вылетает при запуске

Именно данный вылет связан с наличием модов для игры. Ниже приведен список модов, которые нарушают работы программы (по желанию их можно обновить либо вообще, полностью удалить из файловой системы компьютера):

  1. Мод XVM - его можно не удалять, так как вышла более новая сборка. Важно: перед тем, как устанавливать обновления полностью очистите кэш приложения.
  2. Jove Modpack - также можно воздержаться от удаления, ведь разработчики достаточно оперативно выпустили обновление избавляющее от вылетов игры.

Достаточно просто скачать и установить новую версию, перед этим удалив старую.

Важно знать: даже если вы используете любой другой мод, в основе которого лежит Jove Modpack, и у вас присутствуют проблемы с вылетами, то можно также обновить этот мод и спокойно пользоваться игрой дальше.

Решение проблемы вам уже известно – просто удалите их или обновите, и ваша любимая игра снова начнет полноценно функционировать.

Выбрасывает во время боя

Связанно это не с плохой работой клиента и не с наличием каких-либо модов. Скорее всего, неполадка кроется в прерывистом либо отсутствующем Интернет-соединении, этот фактор для любой онлайн-игры является критическим. Для разрешение этой проблемы проделайте следующее: отключите и снова подключите ваш интернет-кабель, после чего соединение будет установлено (если это вам не помогло, то обратитесь к провайдеру, который предоставляет вам данные услуги).

Также в вылетах и тормозах может быть виноват чересчур завешенный уровень графики . Достаточно удалить файл preferences.xml, который ответственен за настройки WoT, в том числе и графических опций. После удаления и первого старта игры все ваши настройки сбросятся, так что рекомендуется сделать запасную копию файла (в случае, если вылеты не исчезнут).

Найти этот файл можно в таких дерикториях:

Windows 7: C:\Users\ИМЯ_ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ\AppData\Roaming\wargaming.net\WorldOfTanks\preferences.xml

Windows XP: C:\Documents and Settings\Admin\Application Data\wargaming.net\WorldOfTanks\preferences.xml

Вылетает после обновления

Зачастую патчи выпускаются для исправления ошибок игры и добавления новых функций. Но, бывают случаи, когда обновления приносит лишь разочарование в виде вылета из онлайн-игры. Подобное можно встретить и в World of tanks. Для того чтобы избавиться от этой проблемы нужно удалить уже установленный клиент и переустановить игру . Запаситесь терпением и подождите свежее обновление.

Заключение

Как видите, существует множество проблем, которые могут испортить впечатление от игрового процесса, но также, есть множество решений, которые способны исправить ту или иную проблему.

Каждый, наверное, сталкивался со следующей ситуацией. Например, вы решили поиграть на танке седьмого уровня. Настроились на довольно редкие встречи с девятками, с восьмерками вы еще можете повоевать, а вот с седьмыми уровнями и ниже вы себя покажете. Нажимаете «В бой!» и… попадаете к девятым уровням. Ладно, бывает, но следующий бой тоже с девятыми. Уже неприятно, но вы опять выходите в бой. Теперь девяток нет, зато большая часть вражеской команды состоит из восьмерок. Играть чуть легче, но все равно тяжело. А в следующих боях вас опять кидает к девяткам. Настроение испорчено, в таких боях сложно оказывать действительно влияние на исход сражения. Хотите знать, почему вас постоянно кидает в низ списка?

Некоторые то ли в шутку, то ли всерьез вспоминают о каком-то «режиме угнетения» в World of Tanks. Мол если мало донатить, то в игре начнутся проблемы: и снаряды постоянно будут лететь в край круга сведения, и противники будут вас пробивать под любым углом, и кидать будет постоянно в низ списка. Доказать обратную точку зрения нельзя, потому что доказывать можно наличие, а не отсутствие. Доказать наличие такого «режима угнетения», кстати, тоже нельзя. Но здравый смысл подсказывает, что разработчики вряд ли бы стали создавать какие-то такие сложные механизмы: проблем в игре и так хватает.

В игре есть следующий правило: если вы провели два боя с танками на два уровне вышей вашей машины, то в третьем бою такая ситуация не повторится. Два раз подряд играли на семерке с девятками? В третьем бою такого гарантированно не будет. Хотя может быть бой с большим количеством восьмерок. Вы можете вообще быть единственной семеркой в команде из восьмерок. Просто не повезло. Но в следующем бою вас может закинуть опять к девяткам. А потом еще раз.

Рейтинг World of Tanks

Причиной попадания постоянно в низ списка может банальное невезение. На протяжении длительной серии боев (двести, триста и более) вас будет закидывать примерно поровну в разные уровни боев. Но на протяжении двадцати боев (а больше за вечер сложно сыграть) будет закидывать почти исключительно в самый низ списка. Просто не повезло. Зато в следующий день повезет и играть вы будете почти исключительно в топе.

Дело здесь в том, что плохие вещи человек запоминает гораздо лучше хороших. Приятное и хорошее мы вообще редко просто замечаем. Попали пару раз на ходу с большого расстояния? Мы можем даже этого не запомнить. Зато еще долго будем вспоминать промах в упор при полном сведении. Так обычно и возникают теории заговора о пресловутом «режиме угнетения»: игрок помнит только неудачные моменты и начинает искать их причину. А на самом деле и хороших моментов в игре бывает много.

Но не все можно объяснить удачей, иногда у попадания в низ списка могут быть другие причины. Прежде всего, речь идет о распределении танков по уровням в конкретный промежуток времени. Например, в данное время большое количество игроков выходят на девятых уровнях. Балансировщик старается к этом приспособиться и создает большое количество боев девятого уровня, чтобы побыстрее отправить всех желающих в бой. А вы хотите выйти в бой на танке седьмого уровня, естественно, вас с большой вероятностью забрасывает в бой к девяткам. Потому что боев этого уровня балансировщик создает больше всего.

Когда-то в меню ожидания боя указывался количество танков по уровням, ожидающих попадания в бой. Затем это убрали (осталось только количество машин по классам техники), так как, по утверждению разработчиков, недобросовестные игроки с помощью специальных модов попадали в топ чуть ли не в каждом бою. Эти моды никто нигде не видел, так что, видимо, разработчики здесь были не до конца честны. Проблема, скорее всего, была не в мифических модах, а в другом.

Тогда наблюдалось большое количество танков восьмого уровня, их могло быть в очереди в несколько раз больше девяток и десяток. Вы нажимали «В бой!» на какой-нибудь восьмерке, ждали пару минут и… вас забрасывало сражение к десятым уровням, хотя в очереди было просто огромное количество восьмых уровней. Почему же не сделать сражение из танков одних восьмых уровней, чтобы побыстрее все отправились в бой?

Потому что танки восьмого уровня балансируются для боев с противниками на два уровня ниже и выше их, постоянные сражения с одноуровневыми противниками сделали бы игру на них очень простой. Игрок на танке восьмого уровня должен примерно одинаковое количество боев проводить в верхней, нижней и средней части списка. Так что таблицу с уровнями танков при ожидании боя убрали, чтобы у игроков не накапливалось раздражение.

Но проблема никуда не исчезла, она еще и усугубляется наличием большого количества премиумных танков восьмого уровня с льготным уровнем боев. Они «занимают места» в боях восьмого и девятого уровня, поэтому прокачиваемые восьмерки чаще попадают к десятым уровням. Это проблему решить тоже непросто, но разработчики планируют постепенно вывести из продажи все премиумные танки с льготным уровнем боев.

Короче говоря, причин попадания постоянно в низ списка может быть несколько: от банального невезения до перекосов в балансе игры и особенностей работы балансировщика. Если вас постоянно кидает в низ списка на данном танке, то попытайтесь сменить уровень, скорее всего, вас начнет кидать в самый верх списка, играть станет намного комфортнее.

Не забывайте, что и куда эффективнее. Вы можете найти у нас на сайте всегда обновленные, проверенные на вирусы.

Другие интересные новости по теме

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...