Палех статьи. Шкатулки Палех: история и описание росписи

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.

, CC BY-SA 3.0

Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.

Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

«Снегурочка» авт. Полунина

5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.


«Посёлок Палех». Шкатулка, 1934 год. И. М. Баканов Alex Bakharev , Public Domain

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Как отличить от подделок

Каждое изделие выполненные вручную мастером, никогда не повторяются, и несомненно отражают творческую индивидуальность автора.

Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя как основу принципы древнерусской живописи и народного творчества.

vector-images.com , Public Domain

Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.

С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia». Все подписи выполняются творёным золотом.

В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха - жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

Более десяти лет основным призводственным объединением по изготолению миниатюр является ».

Наличие фирменного знака этого предприятия свидетельствует о подлинной Палехской лаковой живописи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Кратко о технологии

Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой. Затем художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами).

Слой белил необходим для того, чтобы при последующем покрытии росписи лаком сквозь краску не проступали чёрные пятна (лак слегка растворяет краску).


Марка «Снегурочка» Mariluna , CC BY-SA 3.0

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото (одна порция — 10 листов 12×7 см) тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой.

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом.

Фотогалерея














Полезная информация

П́алехская миниат́юра

Родоначальники стиля

Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле.

Первое признание

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

Обучение палехской миниатюре

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А. М. Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Особенности Палехского письма

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом Божественной благодати.

Современные художники

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков,А. М.Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и другие.

Применение лупы

Труд художника-миниатюриста требует не только творческого вдохновения, но и огромной точности и тщательности, поэтому палехским живописцам нередко приходится прибегать к помощи лупы.

Зуб волка

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность. Даже с приходом новых технологий и материалов, ничто не смогло заменить этот экзотический инструмент.

Ручная доводка

Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Палехская роспись является одной из самых редких и уникальных в мире и, несмотря на сложность процесса, палешане и в наше время расписывают заготовки «дедовским» способом.

Это, прежде всего, лаковые миниатюры (шкатулки, ларцы, сувениры, значки), ювелирные изделия, иконы, панно, портреты и холсты для интерьеров.

Из истории палехской росписи

Этот особый вид росписи зародился еще в Древней Руси. В те времена палехскую роспись использовали для украшения храмов, икон. Обилие золота, мягкие тона и удлиненность фигур, присущие этому виду росписи, как нельзя лучше подходили для создания библейских сюжетов. Но однообразная тематика не давала выхода творческому самовыражению художников, и со временем некоторые мастера отходили от сугубо религиозной темы и вплетали в свои произведения картины русской природы, сюжеты сказок, фольклорные мотивы.

Икона Вседержитель (Пантократор). Дерево, левкас, темпера, масло. 31 х 26,4 см. Государственный музей Палехского искусства. Художник В.В. Жегалов
Кроме икон, стали появляться шкатулки, панно, бытовые приборы (например, приборы для письма, подносы). На их поверхности расцветали пышные цветы, одевались в багрянец леса, плакала у реки Аленушка, нёсся на сером волке Иван Царевич или веселился русский народ, отмечая Масленицу. И каждый сюжет был и остаётся уникальным, ибо пишется вручную и никогда не повторяется.

Посёлок Палех. Шкатулка (1934). Художник И.М. Баканов

Техника палехской росписи

Палехскую технику невозможно спутать ни с какой другой, только ей присуще узорочье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками. Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на старые приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещи, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат. Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.

Изготовление изделий под роспись

Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается и высушивается в течение нескольких дней. Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться). Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.

Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней – масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы). Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам. Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самостоятельно приготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов. Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.

«Три девицы под окном». Шкатулка (1931). Художник П.Д. Баженов
Раскрашенное изделие сушат и закрепляют рисунок лаком. Только после этого мастер приступает к росписи изделия сусальным золотом и серебром. Чтобы драгоценные металлы приобрели блеск, их полируют агатом или зубом волка. Всё изделие опять покрывается несколькими слоями лака, сушится и шлифуется до зеркального блеска.

«Чичиков у Коробочки». Шкатулка (1936). Художник В.М. Салабанов

Палех или палехская миниатюра - один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи .

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области, представляет собой лаковые миниатюры темперой на папье-маше. Палех - центр иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков.

Палехский иконописный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской иконописных школ. Палехские иконы славились особой тонкостью письма с применением золота на одеждах святых и в орнаментах. Писание икон подразделялось на несколько этапов, каждый из которых выполнялся разными мастерами: один грунтовал доску, второй (знаменщик) наносил контур будущей иконы, третий писал доличное - всю композицию, кроме ликов - их писал художник-личник. Имена и тексты писал мастер-подписывальщик, заканчивал работу над иконой олифщик.

В середине XIX века в Палехе работало несколько мастерских, крупнейшими среди которых были заведения Сафоновых, Белоусовых, Коровыйкиных, Париловых.

После революции 1917 года перед палехскими иконописцами встала необходимость поиска новых форм реализации своего творческого потенциала. В 1918 году мастера объединились в Палехскую художественную декоративную артель, выпускавшую деревянные изделия с росписью. В 1923 году они были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома второй степени.

Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом - папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой Федоскинской миниатюры. При поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение - прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину.

Днем рождения палехского искусства принято считать основание "Артели древней живописи".

Первоначально в "Артель" вошли семь человек : Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в "Артели древней живописи" работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в "Товарищество художников Палеха". В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году - восстановлено.

В 1954 году "Товарищество" преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО "Товарищество Палех", кооператив "Объединение художников Палеха", Малое предприятие (МП) "Мастера Палеха", МП "Традиции Палеха", Акционерное общество закрытого типа "Палех", творческая мастерская "Палешане".

С 1926 года при "Артели древней живописи" возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года - в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (лаковая миниатюрная живопись).

Был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея : Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Палехская миниатюра - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

История

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше. Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.

И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений - «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя. Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж».

Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник». Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» - так объяснял свой замысел И.П. Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон. Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» - находятся в коллекции ГМПИ. Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.

Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Портсигар "Битва", 1930 г.
Голиков Иван Иванович 1886 г. - 1937 г.
Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1934 г.

Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5



Тарелка "И за борт ее бросает...", 1929 г.
Баканов Иван Михайлович 1870 г. - 1936 г.
Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35



Шкатулка "Журавль и цапля" Шкатулка, 1941 г.
Баженов Павел Дмитриевич 1904 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5



Тарелка "Расцветай, земля колхозная", 1955 г.
Ковалев Алексей Викторович 1915 г. - 2000 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 32. h - 2,5



Крышка ларца "Слово о полку Игореве", 1956 г.
Котухина Анна Александровна 1915 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19



Пластина "Палех"
Чикурин Александр Васильевич 1875 г. – 1965 г.
Папье-маше. темпера, золото.



Шкатулка "Чичиков у Коробочки", 1936 г.
Салабанов Василий Михайлович 1902 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4



Шкатулка "Чапаев", 1955 г.
Зайцев Александр Васильевич 1918 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 6,2 х 8 х 4



Ларец "Сказка об Иване-царевиче и сером волке", 1984 г.
Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.



Ларец "Свадьба", Ларец 1994 г.
Лопатина Нина Павловна 1948 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 14,5 х 9,5



Тарелка "Песня", 1979 г.
Ходов Валентин Михайлович 1942 г. - 1988 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 26, h - 2,5



Шкатулка "Фауст", 1957 г.
Голиков Н.И.
Папье-маше, темпера, золото, лак.



Тарелка "Всадник на белом коне", 1984 г.
Ермолаев Борис Михайлович 1934 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 23,5, h - 2,5



Шкатулка "Русский лен", 1974 г.
Кукулиева Калерия Васильевна 1937 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 х 26 х 8



Шкатулка "Настя" 1993 г. - 1994 г.
Шаницына Екатерина Федоровна 1947 г. р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 12 х 3



Шкатулка "Купец Калашников", 1972 г.
Морокин Вячеслав Федорович 1945 г. р.



Шкатулка "Зима" 1993 г.
Иванова А.Н.



Шкатулка "Бой Челубея с Пересветом", 1945 г.
Чалунин Павел Федорович 1918 г. - 1980 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1992 г.
Кочетов Геннадий Николаевич 1941 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 20 х 26,5 х 5,5



Портсигар "Гвидон", 1999 г.
Любимов Глеб Васильевич 1945 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 12,5 х 10 х 2,5

П алех славился своими художниками-иконописцами ещё с допетровских времён. Наибольшего расцвета палехская иконопись достигла в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.

Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после 1917 года, сумела сохранить вековые традиции иконописи и перенести их на новые формы. От иконописи палешане взяли материалы и метод письма темперными эмульсионными красками, композиционные приёмы, манеру стилизации человеческих фигур, архитектуры и пейзажа, навыки линейного рисунка красками, творёным золотом, но при этом воплотили их в новых формах и с новыми сюжетами светского содержания на темы современной сельской жизни, истории, былин, сказок, классической русской литературы.

В 1918 году бывшие иконописцы создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальником палехского стиля считается И. И. Голиков, который в 1922 году, познакомившись с изделиями федоскинских мастеров, создал первую работу в так называемом палехском стиле.

Палешане стали осваивать новый материал - папье-маше, которое являлось основой для лаковой миниатюры Федоскина. Палехские мастера перенесли на папье-маше традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Дорогостоящий полуфабрикат - заготовки из папье-маше - поначалу закупали в Федоскинской артели, но вскоре наладили и собственное производство.

Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году. В конце 1924 года палехские художники объединились в Артель древней живописи, а уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже, где произвели настоящий фурор и пользовались большим успехом. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

Уже с первых лет существования Артели древней живописи встал вопрос о подготовке специалистов. В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи. В 1935 году она была преобразована в Художественный техникум, который позднее стал называться Палехское художественное училище имени А.М. Горького.

Ассортимент и формы расписываемых палехскими мастерами предметов был довольно велик: броши, бисерницы, лари, шкатулки, портсигары и табакерки, очечники и пудреницы и многое другое. Палехская миниатюра довоенного времени обладает выраженным орнаментальным началом, при этом в ней отсутствуют яркие образы и развивающаяся сюжетная линия. Наиболее удачными и популярными композициями того периода были битвы, пастушки, охота и народные гуляния.

В первые послевоенные десятилетия многие мастера палехской миниатюры в своих произведениях изображали различные батальные сцены как окончившейся Второй мировой войны, так и других великих сражений, прославивших русскую армию.

В 1950-е годы лаковая миниатюра в Палехе пережила явный кризис, который был обусловлен склонностью многих художников к чрезмерной реалистичности, пафосности и монументальности, вытеснивших из изделий романтичность и возвышенную изысканность, характерные для произведений прежних лет. В 1960-е годы в работы палехских художников возвращаются поэтичность и иносказательность. В этот период художники-палешане в поиске тем для своих работ обращаются к фольклорным источникам и произведениям классической литературы, а также к современным песням. В то же время социально значимые события, такие как, например, полет человека в космос, также находят свое отображение в изделиях мастеров.

Пережив сложные 1990-е годы, палешане не оставили свой традиционный промысел. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра. Сегодня существует несколько артелей и семейных предприятий, изготавливающих в Палехе традиционные лаковые изделия.

Палехская роспись, как и любое другое народное искусство, сформировавшееся в той или иной местности, имеет свои отличительные особенности и традиции. От других народных школ лаковой росписи палехский стиль отличается следующими особенностями: письмо яичными темперными красками; использование темных фонов; роспись золотом; разнообразие цветовых переходов; общий мягкий тон письма; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; многообразие элементов композиции и их живописность; миниатюрность росписи; узорчатость и орнаментальное богатство рисунка; тщательная детализация каждого элемента; удлиненность и хрупкость человеческих фигур; тонкость прорисовки частей тела людей.

Для Палеха характерна многослойная темперная живопись по намеченному белилами рисунку. Сначала наносят цветовые пятна, затем пишут миниатюры и детали, потом вводят золото и так называемый пробел, когда на светлые части наносят краску в несколько приемов, увеличивая количество белил в основном тоне. Палешане, как правило, прибегают к сложной живописной технике - лессировке или живописи «плавями», заключающейся в многослойном письме прозрачными мазками, когда нижние слои живописи просвечивают сквозь верхние.

Работа над изделием начинается с создания заготовки. Пластины картона смазываются мучным клейстером из пшеничной или пеклеванной (смесь ржаной и пшеничной) муки и наклеиваются одна на другую на столе или горизонтально положенной доске. Число слоёв зависит от требуемой толщины изделия и колеблется от 3 до 30. Боковые стороны шкатулок, коробок, футляров и других предметов изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки (до 12 слоёв).

Затем заготовки обжимаются прессом. Спрессованные полуфабрикаты просушиваются в сухом, тёмном помещении в течение 3–15 дней. После просушки заготовка пропитывается подогретым льняным маслом, в чане с которым она находится около суток. После этого заготовки двое-трое суток сушатся в герметичном шкафу при температуре +100 градусов.

Изготовленный таким способом полуфабрикат становится прочным, как самые крепкие породы дерева, и хорошо поддаётся столярно-токарной обработке: его можно пилить и строгать, из него можно вытачивать на токарном станке разнообразные формы, вделывать в него навески и замки.

Каждая заготовка делается сразу на четыре изделия. Затем их распиливают. Потом заготовки тщательно отбираются и передаются столярам, которые обрабатывают заготовку напильником, а круглые изделия доводят на токарном станке. Дно изделий изготавливается отдельно, вклеивается на своё место и подгоняется рубанком. Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге и доводят наждачной щёткой.

После столярной обработки изделия идут в подготовительный для живописи цех, где их выравнивают наждачной бумагой и грунтуют. Грунт состоит из речной илистой глины, смешанной с сажей и растёртой с варёным маслом (олифой) на каменной плите гладким каменным курантом. Грунт наносится три раза щетинной кистью и выравнивается ровной дощечкой, шпателем. После нанесения каждого слоя грунта изделия хорошо просушиваются в духовке, очищаются наждачными брусками с водой и опять просушиваются. Затем все наружные стороны окрашиваются сажей, растворённой на масляном лаке, а внутренние части - киноварью, смешанной с кармином, растворённым на том же лаке. После этого чёрные поверхности покрывают три-четыре раза чёрным лаком. В заключение подготовки изделие покрывают светлым лаком: чёрные поверхности один раз, а красные внутренние - три раза. После каждой операции с лаком изделия хорошо просушивают в духовке, а в последний раз не менее 12 часов. Этот длительный процесс обработки изделий под роспись создаёт прочный и ровный тон на всех его плоскостях. В таком виде они поступают к художнику, который и оформляет их своей живописью.

Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Краски в Палехе разводят традиционно - на яичной эмульсии. В старину, а впоследствии и в лаковой миниатюре, художники приготовляли краски сами. Их делали на яичном желтке, разведённом столовым уксусом или хлебным квасом (реже - пивом или дождевой водой), и называли их «яичными» или «желтковыми». Для этого тщательно отделяли желток от белка, так как даже его ничтожное количество помешает художнику в работе (белок будет висеть на кисти и не позволит провести тонкие линии). Куриное яйцо аккуратно разбивали с тупого конца, пробитое отверстие выравнивали и выпускали через него белок. Затем желток выкатывали на ладонь, хорошо промывали скорлупу и, прорвав на желтке плёнку, переливали его обратно в уже чистую скорлупу, в которую дополна наливали уксус. Всё вместе хорошо разбалтывали круглой лопаточкой. Приготовленная таким способом жидкость и является растворителем для сухих красок. Яичный желток служит в нём связующим веществом, а уксус превращает порошок краски в жидкую массу и съедает излишнюю жирность желтка.

Роспись изделия проводится в несколько этапов. Сначала на него переводят рисунок. Для этого оборотная сторона рисунка натирается сухим порошком мела или белил, пальцем; затем рисунок накладывается на поверхность предмета и тщательно переводится тонко отточенным карандашом. Чтобы при переводе рисунок не сдвигался и не перекашивался, могут временно его верхние углы приклеить к поверхности предмета каким-либо лёгким клеем. Когда рисунок снимают, на поверхности предмета остаётся чёткий отпечаток. Остатки порошка белил смахиваются гусиным пером так, чтобы контуры рисунка остались чистыми.

Следующий этап - белильная подготовка, которая делается для того, чтобы цвет красок на лаке держался прочнее. Художник, работая над композицией, продумывает, где и какие положить тона, сообразно этому и делается белильная подготовка. Самые светлые места подготавливаются густыми белилами, тона средней яркости - менее густо, а более тёмные – жидкими белилами; совсем тёмные места остаются без белильной подготовки. Она ведётся плавью чисто и мягко, без шероховатостей, в строгом соответствии с рисунком. С правильно выполненной белильной подготовкой работа выглядит как почти законченная, сделанная по принципу светлого силуэта. Серьёзная подготовка белилами помогает ускорить работу художника на её дальнейших этапах.

Далее художник приступает к роскрыши красками - наложению цветных пятен. Для роскрыши, как и для подготовки белилами, используют кисть средней остроты. Из подготовленных красок составляются на палитре тона разной густоты. Один из приёмов роскрыши - когда все элементы живописи раскрываются плавью, всякий своим одним основным тоном. Таким приёмом раскрываются одежды человека, фигуры животных и некоторые другие элементы живописи. При такой роскрыши соблюдается ровность и прозрачность плави, при этом раскрытые элементы не смотрятся как раскрашенные чистой краской, а каждая плавь играет живым тоном. При роскрыши плавью создает впечатление объёмности элемента. Так как краски имеют свойство отстаиваться (светлые их части осаждаются вниз, а тёмные поднимаются на верх плави), то чем больше красочный слой, тем больше выступает на поверхность тёмных частичек краски, и если художник прокрывает плавью неровно, то роскрышь ложится тёмными пятнами. Хорошо владеющий плавью художник умеет использовать это свойство красок. Роскрышь голов и обнажённых частей тела человека - санкирь - составляется согласно выбранному художником типажу: может быть светло-жёлтым, для загорелого лица - коричневатым, для бледного – жёлто-зеленоватым и т. д. Роскрышь и санкирь делаются одновременно.

Следующий этап - роспись - прорисовка по роскрыши тёмным тоном всех контуров и деталей: контуры стволов и сучья деревьев, общие формы листьев, уступы гор, рисунок волн, контуры и складки одежды человека, контуры животных, сооружений и их деталей, а также всех других элементов композиции. Для росписи составляется тёмный тон, в большинстве случаев из жжёной умбры, которую разводят яичным разбавителем, а затем острой беличьей кистью выполняют роспись. Роспись делается художником не одинаковыми, а мягкими, плавными, тёмными, живыми линиями разной толщины и разной силы, тем самым выявляя объёмы изображений. Важно, чтобы линии росписи не смотрелись отдельно от роскрыши, а сливались с ней в общем тоне.

После росписи делается приплавка теневых и световых частей всех элементов композиции кистью средней остроты с целью дополнительного подчеркивания объёма. Теневые части приплавляются тонами несколько темнее роскрыши, а на световых частях тонами несколько светлее её, чтобы тон каждого элемента смотрелся звучнее и живописней. В результате получаются переливы нескольких разных тонов, и общий тон становится звучней.

Последующая окончательная отделка красками одежд, фигур человека и всех предметов пейзажа ставит целью ещё больше усилить условный объём всех элементов и придать им законченность. На некоторых одеждах, фигурах человека делаются пробела - большая их часть золотом, меньшая - красками. Пробел красками накладывается на одеждах, самых высоких местах тела человека (на плечах, груди, животе, коленях) или туловища животного, что подчеркивает их форму. Пробел чаще делается в три тона, созвучных роскрыши, росписи и теневым приплавкам. Пробел имеет основное пятно, которое называется силкой, от которой идут штрихи, которые подчёркивают форму частей тела. Первый тон пробела более широкий и чуть светлее роскрыши, второй несколько светлее и уже первого, а третий тон, более светлый, делается в одну линию, которая подчёркивает второй тон и называется оживкой пробела. Для лучшего звучания пробела кладутся по тёплым тонам роскрыши холодными тонами, по холодным - тёплыми. Вся отделка красками делается мягко, не вырывается из тонов роскрыши и приплавок, органически связывается со всеми окружающими тонами и придаёт законченность всей живописи.

Далее следует выплавка (прописка жидкими красками) головы. Плавь делается в несколько этапов кистью средней остроты. При первой плави (охрении) телесным тоном приплавляются выпуклые места на лице, шее, ушах, руках, ногах с таким расчётом, чтобы она сквозила через последующие плави. После высыхания следует вторая плавь - наложение румянца, составленного из киновари, на щеках, надбровных буграх, конце носа, губах, мочках ушей, на сгибах пальцев рук и ног, на локтях, ладонях и коленях. Третья плавь - когда жжёной умброй проплавляются зрачки глаз, брови, усы, тёмные волосы. Четвёртая плавь - подбивка - составляется из охры и киновари и призвана объединить все предыдущие плави с санкирем, чтобы световые части лица и фигуры были окутаны лёгким полутоном. Тон пятой плави - сплавки - составляется согласно выбранному художником тону изображаемого лица. Она должна быть наложена так, чтобы предыдущие плави просвечивали сквозь неё. Наконец, шестая, последняя плавь - наложение бликов. Дальше идёт окончательная отделка голов и обнажённых частей тела с восстановлением рисунка - опись. Для этого берётся острая кисть, составляется тёмно-коричневый тон (из жжёной умбры) и им прорисовываются все черты лица тонкими, живыми линиями. Этими линиями художник выявляет определённый образ человека, его психологическое состояние и характер. Одновременно расчёсываются волосы на голове, бороде, усах тоном несколько светлее, чем наложенные блики. Зрачки глаз и реснички прописываются сажей.

Остаётся лишь расписать всю работу золотом и серебром, но предварительно необходимо всю выполненную работу закрепить лаком. По незакреплённой живописи писать золотом нельзя: краски поглощают золото. Предмет, расписанный красками, покрывается копаловым лаком дважды. После каждого покрытия хорошо просушивается. Перед росписью золотом лаковая поверхность оттирается пемзой до матовости, так как золото к лаку не пристаёт. Порошок пемзы с оттёртой поверхности смахивается гусиным пером.

Листовое сусальное золото тщательно дробится и растирается пальцами. В качестве связующего вещества используется гуммиарабик (прозрачная смола акаций). Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. Иногда применяется серебро или алюминиевая пудра. Пробела золотом и алюминием накладываются на одеждах в тех местах, где не наложены пробела цветом: по тёмным тонам - золотом, по светлым - серебром. Ими же выполняются все орнаментальные украшения. Роспись золотом и серебром на миниатюре применяется в трёх видах: «в щетинку», инокопью и роспись орнаментом.

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого использовали зуб волка, поскольку он имеет особенно гладкую поверхность.

После того как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается, а затем полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом. Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Палехская живопись, сверкая самоцветием, как бы расплёскивается на чёрной глади коробок, шкатулок, ларцов, образуя красочный узор, застланный тончайшими золотыми штрихами и орнаментами на одеждах, деревьях, зданиях. В композициях реальность причудливо соединяется с фантастикой. Люди, дома, деревья, подсмотренные в натуре, но изображённые с особой пластической остротой, соседствуют с фантастическими «горками», «палатами», «древесами». Сюжетные композиции на верхней и боковых поверхностях предметов оформляются тонким золотым орнаментом разнообразнейших, никогда не повторяющихся рисунков.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...