Опрос куда будут поступать выпускники. Ассоциация руководителей образовательных организаций

В июне (а лучше сильно раньше) пора уже окончательно определиться с выбором вуза. В этом деле без исследований и прошлогодних результатов не обходится. Высшая школа экономики каждый год публикует мониторинг качества приёма в российские вузы. По нему, например, можно проследить, какие направления популярнее всего и куда чаще поступают на бюджет.

Десятка лучших вузов по качеству бюджетного приёма не изменилась, но в расстановке мест произошли изменения. В 2016 году пятёрку лидеров замыкал МГУ им. Ломоносова, в 2017 году его сместил ИТМО, а МГУ теперь на седьмом месте.

Средний балл ЕГЭ сильно вырос, особенно в технических вузах. Во всех вузах из топ-5 (МГИМО, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ, ИТМО) средний балл ЕГЭ больше 90. В прошлом году таких вузов было три (МГИМО, МФТИ, ВШЭ).

Увеличилось и количество вузов, в которых средний балл больше 70. В 2016 году таких вузов было 135, в 2017-м - 151. В «зелёную» группу перешли Московский авиационный институт (средний балл 72,8), Московский энергетический институт (средний балл 71,9), Московский технологический университет (средний балл 71,5), Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (средний балл 71,4).

В 2017 году общий средний балл зачисленных на бюджетные места - 68. Средний балл зачисленных на платное - 61,4.

Рекордный рост среднего балла зачисленных студентов показали Московский авиационный институт (поднял результат на 6,4 балла) и Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики (поднял результат на 3,4 балла). При этом у МАИ один из самых больших бюджетных приёмов в стране, поэтому исследователи назвали это выдающимся достижением.

Москва, Санкт-Петербург, Казань - лидеры по качеству приёма. В 21 регионе России есть вузы, набравшие самых сильных абитуриентов в стране как минимум по одному из направлений подготовки. 24 вуза в Москве, 15 в Санкт-Петербурге, 3 вуза в Казани, по 2 вуза в Томске, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Остальные вузы находятся в следующих субъектах: Белгородская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Краснодарский край, Мурманская область, Оренбургская область, Пензенская область, Приморский край, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Свердловская область, Тамбовская область, Тульская область, Ульяновская область.



Самое высокое качество приёма демонстрируют социально-гуманитарные направления - это «Лингвистика и иностранные языки» (средний балл 82,6), «Юриспруденция» (средний балл 82,3), «Экономика» (средний балл 80,2). А качество приёма на сельскохозяйственные направления по-прежнему остаётся низким - на направлении «Сельское и рыбное хозяйство» средний балл 55, а на «Лесном деле» - 56 баллов.

Аграрные вузы тоже улучшили свои результаты по качеству приёма. Уральский аграрный университет, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Мичуринский государственный аграрный университет, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия показали рост от 5,5 до 7,7 балла.

В 2017 году цены на платное обучение выросли в среднем на 16%. Но исследователи отмечают, что это не повлияло ни на число, ни на качество студентов, зачисленных на платные места. По их мнению, это говорит о том, что у населения сохраняется спрос на высшее образование. В 22 вузах средний балл платного приёма больше 70, а ещё в 46 - от 65 до 70.

Исследование НИУ ВШЭ проводится с 2009 года и охватывает больше 400 вузов, которые при поступлении учитывают результаты ЕГЭ и победы в школьных олимпиадах. Рейтинг составляли на основе направлений подготовки и контрольных цифр приёма, вступительных испытаниях на каждое направление, приказах о зачислении и об отчислении, конкурсных списков поступающих. Ранжированы вузы по среднему баллу ЕГЭ всех зачисленных на бюджет.

А это значит, что большин-ство детей, как и в прошлые годы, планируют поступать на юристов, экономистов и управленцев - на эти факультеты требуют именно этот предмет. Но в итоге по специальности работают меньше половины отучившихся. Куда идут остальные? В продавцы! Потому что работодатели ищут прежде всего менеджеров по продажам, потом - квалифицированных рабочих и инженеров. Последние на рынке в большом дефиците. Особенно инженеры-конструкторы и технологи. Неслучайно многие предприятия подбирают себе инженерные кадры уже из студентов старших курсов вузов и колледжей. Чтобы мечты не разошлись с реальностью, стоит приглядеться к рейтингу самых востребованных специальностей (см. инфографику).

«По данным нашего исследования, при подборе молодых специалистов менеджеры по персоналу обращают внимание прежде всего на личные и деловые качества претендента, - говорит Дарья Шурыгина, ведущий аналитик рекрутингового портала Superjob.ru , - а также на наличие хотя бы минимального опыта (45%). Уровень и каче-ство образования - на третьем месте (34%). Однако вуз всё же имеет значение, так как при прочих равных предпочтение отдадут кандидату с дипломом престижного вуза. А при первом трудоустройстве диплом зачастую играет определяющую роль».

Инфографика: АиФ

Культ успеха и денег

Игорь Белобородов, с-оциолог, научный директор Независимого института с-емьи и демографии:

Современным подросткам придётся труднее, чем их сверстникам даже несколько лет назад, поскольку мир за это время стал гораздо более сложным, нестабильным. Они попали в эру массовой миграции, а это значит, что многие их однокурсники окажутся людьми совершенно иной ментальности и культуры. Им труднее будет находить общий язык с окружающими, дружить, любить, создавать семьи. Ведь во время этнических пограничных войн даже взрослые состоявшиеся люди не могут порой понять, где правда, а где ложь. Что же говорить о неокрепших юных умах...

Уже сейчас у подростков формируется отсутствие моральных норм и табу: в жизни, исподволь внушают им, есть место только целесообразности, цинизму и деньгам. Посмотрите любую рекламу по ТВ - везде культ успеха, секса и красоты. В ней не находится места труду, уважению к другим, идее помочь слабым и беззащитным.

Но есть и плюсы. Благодаря развитию информационных технологий образование становится доступнее. Это повышает шансы детей в том числе из малообеспеченных семей и даёт им хороший старт для успешной жизни.

Жизнь как эксперимент

Пётр Дмитриевский, психолог центра по работе с подростками «Перекрёсток» МГППУ:

Главное умение, которое надо прививать нынешним детям, - умение адаптироваться. Потому что спрогнозировать, какая профессия будет актуальна через 5 лет, невозможно! Самый ценный жизненный навык - осваиваться в неопределённой ситуации. Именно этому важно научить вступающего во взрослую жизнь школьника. Для этого нужно вооружить подростка тремя орудиями: надеждой, умением контактировать и смелостью пробовать. Рассказывайте о своих ситуациях замешательства, о том, какие неожиданные решения оказывались полезными. Тогда выше вероятность, что, столкнувшись с неожиданностью, недавний школьник не впадёт в отчаяние, а воспримет это как сложную, но интересную задачу. Надо развивать навыки общения. В непонятных и неприятных ситуациях важно не впасть в изоляцию и депрессию, а уметь организовать себе поддерж-ку. Наконец, надо научить относиться к жизни как к эксперименту. Если выпускник (а также его родитель) не будет видеть за каждым неверным шагом катастрофу, он и в ситуации неопределённости продолжит перебирать варианты и в конце концов найдёт правильный выход.

По данным мониторинга минобрнауки, отличники с самым высоким баллом ЕГЭ, как правило, поступают в МГИМО (95,6), Физтех (94) и ВШЭ (93,9). Причем это касается не только бюджетного, но и платного отделений.

Несмотря на то что цена за учебу выросла в этом году примерно на 16 процентов(!), желающих пойти на внебюджет в хороший вуз меньше не стало. Увеличился платный набор на специальностях "здравоохранение", "информационные технологии", "педагогическое образование". Московский государственный педуниверситет, например, в этом году набрал в два раза больше платников, чем в прошлом году.

В 22 вузах на платные отделения пришли выпускники со средним баллом выше 70, еще в 46 вузах средний балл выше 65. Это по школьным меркам хорошая, крепкая "четверка". Профессия педагога всегда будет востребована, хотя количество вакансий в школах в последние годы сократилось с 5 до 1 процента

Особенно нужны дефектологи. По нормам на одного специалиста должно приходиться 15-20 детей. На деле нагрузка гораздо выше. Министр образования и науки Ольга Васильева в одном из выступлений привела такую статистику: на одного дефектолога приходится 60-65 детей с ОВЗ.

Инфографика"РГ":

Большим спросом пользуются сегодня выпускники аграрных вузов, и конкурс в сельхозвузы в этом году заметно увеличился. Например, в Мичуринском государственном аграрном университете он вырос почти на 7 баллов, в Великолукской сельхозакадемии - на 6, в Южно-Уральском аграрном университете - на 3 балла.

По данным исследований, 80 процентов российских компаний, которые работают в агропромышленном секторе, испытывают кадровый голод. Среди иностранных компаний дефицит еще выше - до 63 процентов. Вот самые нужные специальности: агроном-овощевод, агроном-консультант, зоотехник-селекционер, птицевод-оператор, ветеринарный врач.

Нужны, например, специалисты по органическому земледелию и производству экологически чистых продуктов, технологи пищевой промышленности, - говорит ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского Валентина Иванова.

В медвузах самый высокий конкурс на лечебные факультеты. Даже на платное отделение попасть непросто. В этом году вузы открыли 25 тысяч внебюджетных мест, и все равно взяли не всех, кто готов был учиться. Но можно поступить в медвуз на льготных основаниях по целевому направлению, которое дают местные власти. Побеспокоиться об этом лучше заранее.

По данным компании HeadHunter, самые востребованные медицинские специалисты - терапевты, педиатры, гинекологи, стоматологи, офтальмологи, отоларингологи.

Труднее сейчас стало поступить в технические вузы. В МАИ средний балл - 72 (а был 66), в Московском энергетическом институте - 71,9 (был 68). Вырос проходной балл в Пермском национальном исследовательском политехническом университете, в Санкт-Петербургском университете аэрокосмического приборостроения.

Чтобы стать студентом Московского лингвистического университета, надо набрать по каждому предмету на ЕГЭ 87 баллов, МИФИ - 88, Университета ИТМО или Санкт-Петербургского госуниверситета - 90! Но выпускникам и их родителям надо знать одну деталь, с помощью которой определяется средний балл. В расчет берутся не только обычные абитуриенты с высоким баллом ЕГЭ, но и олимпиадники, которым засчитывается 100 баллов. Так что реальный проходной балл для поступающих может быть чуть ниже среднего по вузу. И если, к примеру, вуз объявляет: средний балл поступивших - 80, это значит, что шансы стать студентами есть и у тех, кто набрал 75, 73 или даже 70 баллов.

Инфографика"РГ": Михаил Шипов / Ирина Ивойлова

Повар делает компоты - это очень хорошо

Вице-премьер Ольга Голодец назвала самые востребованные сейчас профессии среднего профобразования. Это повар, строитель, автомеханик, специалист IT-технологий.

Все эти профессии дают в колледжах и техникумах. Причем можно идти учиться этим специальностям и после 9-го, и после 11-го класса. Быстрее всего смогут выйти на работу те, кто поступил в колледж после 11-го класса. Чтобы получить профессию, достаточно всего 10 месяцев. На базе 9-го класса придется учиться в колледже почти 3 года.

Кто сколько получает? Зарплата повара очень зависит от стажа и опыта работы. Если есть хотя бы пять лет и минимальный опыт руководства небольшим коллективом, можно рассчитывать на прибавку в 10-15 тысяч рублей и выше к зарплате. В Москве есть повара, которые зарабатывают и 100, и 150 тысяч в месяц. Начинающему плотнику, паркетчику, стекольщику гарантировано 20 тысяч рублей в месяц, автомеханику - 15-20 тысяч рублей. А вот специалист IT-технологий может рассчитывать на 30-40 тысяч рублей в месяц.

Календарь абитуриента

Возьми на заметку

Самыми открытыми и комфортными для студентов стали негосударственные вузы, МИФИ, РАНХиГС, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Северо-Кавказский федеральный университет, Донской государственный университет, РЭУ им. Плеханова, МИСиС и другие.

Между тем

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов на встрече с родителями, где речь шла о выпускных экзаменах, рассказал:

Устная часть по русскому языку, как допуск к итоговой аттестации, будет обязательной с 2019 года. Не могу сказать, что это серьезное изменение. Это эволюция экзамена. Собеседование будет проходить в школе, задания разрабатываются в Федеральном институте педагогических измерений.

Сейчас идет апробация критериев оценки. Эксперты будут исследовать ответы школьников в тех регионах, где прошли пробные сдачи устной части. Но уже ясно, что поблажек тем регионам, где русский язык является не для всех родным, не будет.

Он напомнил, что ЕГЭ по иностранному языку станет обязательным в 2022 году. На вопрос: "Будет ли обязательным еще и экзамен по истории?" Сергей Кравцов ответил так: "Надо это обсуждать". Он считает возможным перенос срока подачи заявлений на ЕГЭ. Дело в том, что к 1 февраля не все школьники успевают определиться, какой ЕГЭ по выбору им будет нужен.

Вопрос смещения даты мы пока даже не обсуждали. Но мы проработаем эту тему. Может быть, надо перенести дату, - высказал мнение Сергей Кравцов.

По его словам, в 2019 году пройдет специальное исследование по качеству преподавания физкультуры в школах. Но ни о каком экзамене по этому предмету речь не идет.

Глава Рособрнадзора напомнил, что в этом году 28 учеников сдали три ЕГЭ на 100 баллов и почти все они готовились к экзаменам без репетиторов.

Инфографика"РГ": Михаил Шипов / Ирина Ивойлова

Конкретно

Что надо знать будущим абитуриентам о правилах приема?

1 Прием документов в 2018 году начнется не позднее 20 июня и закончится 26 июля. Если в вузе есть собственные экзамены или творческие испытания, то раньше - до 10 июля.

2 Документы можно подать в пять вузов на три специальности в каждый. Почти все университеты принимают документы по электронной почте и ксерокопии. Но если вы отправили заявления в три вуза в разных городах и увидели себя во всех трех списках зачисленных, на то, чтобы отдать в приемную комиссию оригинал аттестата, останется два дня.

3 Минимальные баллы, которые нужно получить на ЕГЭ, чтобы иметь право поступать в вузы, уже определены Рособрнадзором. По русскому языку надо набрать на ЕГЭ хотя бы 36 баллов, по математике - 27. Ведущие вузы этот порог повышают. Скажем, в МГИМО на многие специальности минимум по русскому и иностранным языкам - 70 баллов, по математике на "экономику", "международные экономические отношения" надо принести 55 баллов.

4 Есть вузы, где придется сдавать собственные экзамены. К примеру, это МГУ и МГИМО. Вузы, которые проводят свои экзамены, обычно предоставляют иногородним абитуриентам общежитие.

5 Для поступления на некоторые специальности вас могут попросить пройти медосмотр. В МГУ попросят пройти медосмотр тех, кто идет на "лечебное дело", "фармацию", "педагогику и психологию девиантного поведения".

6 Баллы за индивидуальные достижения вузы определяют сами. Обычно учитывают золотой значок ГТО, аттестат или диплом с отличием. А вот сочинение перепроверяют не все. Но МГУ и ВШЭ будут это делать.

Куда поступают выпускники школ

Выявить масштабы и направления миграции молодежи в разрезе регионов также позволяет сопоставление численности поступивших в вузы (государственные и негосударственные) на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета и численности выпускников школ, получивших аттестат о среднем (полном) общемо бразовании. Для этого используются данные Федеральной службы государственной статистики за 2012/2013 и 2013/2014 учебные годы. Логика довольно проста: если число новых студентов в регионе значительно меньше числа выпускников школ, которые ориентированы на продолжение обучения в вузах, мы вправе предположить, что весь «излишек» абитуриентов отправился покорять вузы за пределами родного региона. И наоборот, если студентов-первокурсников значительно больше, чем местных выпускников школ, «излишек» студентов первого года обучения, очевидно, сформирован абитуриентами из других регионов.

Для корректного сравнения произведены некоторые предварительные расчеты. Во-первых, не все выпускники школ поступают в вузы, хотя этот процент и очень высок. Часть выпускников школ после получения диплома о среднем общем образовании продолжают обучение в учреждениях среднего профессионального образования, отправляются в армию, выходят на рынок труда и т.д. Именно поэтому в нашем анализе используется только доля выпускников школ, продолжающих обучение на программах высшего образования в том же отчетном году, которая в 2013/2014 учебном году составляла, по нашим расчетам, 78%. Очень близкие результаты приведены в статье Т.Л. Клячко . Поэтому данные о численности выпускников общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, были скорректированы на указанный показатель. Во-вторых, не все абитуриенты вузов - «вчерашние» школьники. Среди поступающих на программы бакалавриата и специалитета есть люди, окончившие школу не в этом же году: поступающие не первый раз, вернувшиеся из армии, выпускники отчетного года организаций СПО, пришедшие с рынка труда . В 2013 году среди студентов, зачисленных на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета, окончившие школу в том же отчетном году составили 87%. Для сопоставления выбрана именно очная форма обучения: эти образовательные программы предполагают, что студент постоянно находится вблизи вуза, в то время как учет заочных программ может сместить оценку миграции. Учитывая эти поправки, мы получили численность поступивших в вузы на программы бакалавриата или специалитета, которые окончили школу в том же году. Сопоставив суммарное число зачисленных на первый курс обучения с суммарной численностью выпускников школ, планирующих продолжать обучение в организациях высшего образования, мы получаем значения, характеризующие перераспределение потоков абитуриентов между регионами. Для каждого региона положительное отклонение соотношения от единицы отражает его миграционную привлекательность для молодежи, отрицательное – свидетельствует об оттоке молодежи, связанном с поступлением в вузы в других регионах страны.

В среднем по стране соотношение составляет 0,74 - значит, в России значительно больше «отточных» регионов оттока, чем регионов с крупными образовательными центрами. Из 78 регионов миграционно привлекательными по данному показателю в 2012–2014 гг. оказались лишь 14. Это прежде всего Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Москва с Московской областью, Томская, Новосибирская и Воронежская области, Хабаровский край - регионы, в которых сосредоточены крупнейшие университеты (рис. 8). Если соотношение числа первокурсников с суммарной численностью выпускников школ существенно больше единицы, есть основания предполагать, что регион получил приток абитуриентов из других областей страны. В большинстве регионов имел место отток молодежи разной интенсивности. Во многих из них местные вузы приняли менее половины выпускников школ, а в Чукотском АО – менее десятой части. По соотношению численности первокурсников и выпускников школ видно, что вузы республик Северного Кавказа получают существенно меньше студентов, чем численность выпускников школ в этих регионах. Похожая картина – во многих регионах Севера и Востока страны.

Рисунок 8. Отношение числа поступивших в вузы на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета к числу выпускников с аттестатом о среднем общем образовании, 2012-2014 годы

Источник : Росстат

Сравнение результатов сопоставления численности первокурсников и выпускников с данными о миграции молодежи студенческих возрастов, полученными на основе текущего учета и переписей населения, показывает, что при всех способах выявления наиболее привлекательных для учебных мигрантов регионов их список остается одним и тем же.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...