Князь василько. Князь василько Княжение в Ростове

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Житие Святого благоверного князя Василия (Василько) Ростовского.

    Благоверный князь Василий, или Василько, как называют его древние летописи, был сын великого князя Константина Всеволодовича и родился в Ростове Великом в 1209 году. Усобица отца с великим князем Георгием почти не затронула Василия, тогда еще ребенка. Из его детских лет известно одно событие - «постриги» в 1212 году, а затем в 1218 году он остался сиротой после кончины своего отца, великого князя Константина. Незадолго перед смертью Константин послал детей своих на уделы, - Василька в Ростов, - и, отпуская, обратился к ним следующим наставлением: «Любезные дети! живите в любви между собою, Бога бойтесь всей душою и соблюдайте Его заповеди во всем; живите, как жил я, нищих и вдовых не презирайте, не уклоняйтесь от церкви, чтите иерейский и иноческий чины, внимайте учению книжному, будьте в любви между собой, и Бог мира да будет с вами; слушайтесь старших, они учат вас добру, а вы еще молоды возрастом. Вижу, дети мои, что приблизился конец мой. Поручаю вас Богу и Пресвятой Богородице и брату моему Георгию, который вам будет вместо меня».

    Князь Константин выделялся среди своих современников начитанностью, книголюбием, собрал большую библиотеку из славянских и из греческих книг, заставлял переводить с греческого языка на русский. Сообщил ли отец эту любовь к просвещению своим детям, в частности, святому Василию, неизвестно: так рано оборвалась жизнь последнего, что трудно судить о разных сторонах личности благоверного князя.

    Его деятельность протекает в великое княжение святого Георгия Всеволодовича. В 1220 г. благоверный князь Василий по приказанию великого князя посылает свои полки из Ростова и Устюга против болгар на реку Каму, а потом сам идет против болгар в Городец на Волге. Спустя три года Василий вместе с ростовцами ходил на помощь южным князьям против татар, впервые появившимся в южных степях, но за дальностью расстояния его помощь опоздала: в Чернигове князь узнал о страшном поражении русских на реке Калке и возвратился в Ростов. В 1224 г. князь Василий помогает двоюродному брату Всеволоду Георгиевичу, не поладившему с новгородцами и ушедшему из Великого Новгорода в Торжок, а через год идет с великим князем в Чернигов на помощь святому князю Михаилу против курского князя Олега.

    В 1227 году благоверный князь Василий вступает в брак с дочерью святого князя Михаила Черниговского Марией; венчание совершается в Москве.

    Далее идет ряд походов против мордвы. Еще в 1221 г. основанием Нижнего Новгорода при впадении Оки в Волгу было положено начало колонизации мордовского края. Но многочисленное финское племя не хотело добровольно подчиниться колонизаторам - русским и нападало то на Нижний, то на Суздальскую землю. Поэтому князю Василию пришлось в 1228 году идти походом в Мордовскую землю, потом вернуться вследствие проливных дождей, а в начале следующего участвовать в походе с великим князем Георгием против тех же иноплеменников. Этот поход был удачный: князья вернулись с многочисленным полоном.

    До сих пор благоверный князь Василий действовал в полном согласии с великим князем, своим дядей Георгием Всеволодовичем. Но беспокойный Ярослав Всеволодович сумел привлечь на свою сторону Василия; однако «Бог не попустил быть лиху», как замечает летописец, - до вооруженного столкновения не дошло, и князья примирились в Суздале.

    Близость свою к великому князю и покорность ему Василий засвидетельствовал после, когда гроза монгольского нашествия разразилась над нашей родиной. Когда враги хлынули на великое княжество Владимирское, разгромили полки рязанского князя, взяли Коломну и Москву, великий князь Георгий пошел собирать войско за Волгой и на реке Сити узнал о гибели стольного города Владимира и своего семейства. Здесь великий князь и сложил свою голову в страшной битве с татарами.

    Вместе со святым князем Георгием против безбожных татарских полчищ бился и его племянник, ростовский князь Василий Константинович, именуемый Василько. Зловерные татары захватили в полон святого князя, отвели его в свой стан и остановились у леса Шеринского. Увидав его мужество, храбрость и красоту, враги начали увещевать его, то обещая милости, то грозя мучениями, и даже предлагали ему воевать вместе с ними против князей русских. Но блаженный князь не склонился ни на ласки, ни на угрозы. Не приняв оскверненной их пищи, ни питья, он обличал безбожную их прелесть и, укоряя их, говорил: «Или думаете вы, сыны тьмы и скверны, что Бог возлюбил вас, предав нас в ваши руки? Нет! Он всегда любит и милует верующих в Него. В настоящие дни скорби Он только благоизволил таким наказанием очистить нас от прегрешений наших и в будущем веке даровать жизнь бесконечную. И никто не в силах отторгнуть меня от веры Христовой, хотя ныне я приемлю от вас великую тяготу за грехи мои перед Господом Богом. Вы же, окаянные, дадите ответ перед Господом за то, что погубили великое множество народа христианского, но Господь освободит души их, и вы будете мучимы в неугасающем огне в бесконечные веки».

    Злобные татары, с скрежетом зубов услышав речи святого князя, воспылали желанием пролить кровь его и начали готовить ему мучения. Блаженный князь, видя это, стал приуготовлять себя к смерти, и было уныло лице его, истомленное долгим страданием и неядением. Со слезами он исповедал Господу все грехи свои и, возведя очи к небу, молился: «Господи Боже мой! Ты ведаешь все тайны души моей и все помышления мои; очисти, Боже меня, от всех прегрешений моих, по Своему великому милосердию. Господи! Ты спасаешь уповающих на Тебя и любящих Тебя, Ты являл многократно Свою милость на мне грешном, и ныне избавь душу мою от беззаконных плотоядцев. Господи Боже, Вседержителю Царю, сотвори ныне по молению моему, воздай достойное врагам нашим, не ведущим Тебя, истинного Бога, и помоги рабам Твоим - воинству христианскому. Помилуй, Господи, отца моего духовного епископа Кирилла, спаси супругу мою княгиню Марию и чад моих Бориса и Глеба. Ныне последнее приношу тебе благодарение, когда крепость тела Моего увядает и все помышления сердца моего исчезают. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в руце Твои предаю дух мой, дай почить мне в славе Твоей!»

    После молитвы нечестивые варвары, долго мучив святого князя, наконец предали его смерти. Произошло это 4 марта 1238 года, в четверток 4-ой седмицы Великого поста. И причтен был князь Василий к лику святых мучеников, омыв кровью свои согрешения.

    Блаженное же тело его было повержено в лесу. Одна верная и боголюбивая жена, по имени Мария, увидала в лесу тело святого князя и поведала мужу своему Адриану, поповичу. Они взяли тело убиенного князя и, обвив его полотенцем, положили в сокровенном месте. Узнав об этом, княгиня Мария и епископ Ростовский Кирилл отправили посланных мужей и взяли тело святого, чтобы перевезти его в Ростов. И когда посланные стали подходить к Ростову, то навстречу им вышло множество народа, все проливали слезы жалости, горько сетуя, что лишились такого князя.

    Святые мощи князя Василия были погребены в Успенском соборе в Ростове, который был достроен сим князем, где и до сего дня почивают. И от плача не слышно было пения церковного.

    А был князь Василько, как летописец сообщает, красив лицом и выше меры храбр, был он боголюбив, нищелюбив, богобоязнен, всегда чтил сан иерейский, сирым был отец, голодающим - кормитель, о неимущих непрерывное имел попечение, печальным всегда подавал утешения; любовно и ласково он поступал с своими вельможами и с служащими ему, и кто бы из бояр ни служил у князя Василия, никогда не оставлял его для другого князя; в нем обитало мужество и светлый ум, истина и правда были его спутниками. Посему и хвалим был князь Василий от всех людей, а за свою веру сподобился получить венец нетленный от Христа Бога нашего.

    Василько Константинович

    Карпов А. Ю.

    Василько (Василий) Константинович (1208-1238), князь Ростовский, мученик. Старший сын Константина Всеволодовича († 1218), князя Ростовского и великого князя Владимирского (с 1216), и княгини Агафьи (имя, принятое ею в иночестве) († 1221), дочери великого князя Киевского Мстислава Романовича Старого. Родился в Ростове 7 декабря 1208 г. (В литературе рождение Василька обычно относят к 1209 г., но это, по-видимому, неверно: 18 июня 1210 г. у Константина родился еще один сын, Всеволод, чего не могло быть, если бы Василько появился на свет в декабре предыдущего года. Следовательно, остается предположить, что дата рождения Василька (6717 г.) обозначена в Лаврентьевской летописи по ультрамартовскому стилю.) 23 мая 1212 г. в Ростове же был совершен обряд "постригов" Василька и его младшего брата Всеволода, что символизировало их переход в отроческий возраст.

    Зимой 1217/18 г., предчувствуя близость кончины, великий князь Константин Всеволодович отправил девятилетнего Василька на княжение в Ростов, а его младшего брата, семилетнего Всеволода, - в Ярославль. (Их третий брат, Владимир, был еще слишком мал.) Летопись сохранила предсмертное наставление Константина сыновьям: "…Будита межи собою в любви, Бога боитася всею душею, заповеди Его во всем сблюдающа, и моя нравы вся всприимете…" Эти заветы отца князь Василько хранил в течение всей своей жизни. Ростовский летописец отмечает его благочестие, братолюбие, милосердие, заботу о нищих и убогих, покровительство церквям, а также особенную любовь к боярам и заботу о них.

    В соответствии с отцовскими наставлениями, Василько после кончины отца (2 февраля 1218) во всем слушался своего дядю, князя Юрия Всеволодовича, занявшего великокняжеский стол. Фактически он не выходил из его воли до конца жизни, признавая "в место отца", и полностью отказался от какой-либо самостоятельной политики. По повелению дяди, летом 1220 г. Василько отправляет свои полки - ростовцев и устюжан вместе с воеводой Воиславом Добрыничем - в большой поход на волжских болгар, во главе которого великий князь поставил своего брата Святослава Всеволодовича и опытного воеводу Еремея Глебовича. Поход оказался исключительно удачным: русские взяли болгарский город Ошел и несколько других городов и возвратились домой со многим полоном и богатой добычей. Зимой 1220/21 года уже сам Юрий выступил в поход на болгар, приказав двенадцатилетнему Васильку лично идти со своими полками на соединение с ним к Городцу (на Волге). Здесь состоялись переговоры с прибывшими болгарскими послами, в которых участвовал и Василько; Юрий, хотя и нехотя, согласился на мир. В следующем, 1221 г. в ознаменование великой победы и "вечного" мира с болгарами был заложен новый город на Волге, в устье Оки, - Нижний Новгород.

    В мае 1223 г., опять же по поручению Юрия Всеволодовича, Василько был послан на помощь южнорусским князьям, выступившим против татар, впервые появившихся в южнорусских степях. Василько вместе с ростовцами дошел только до Чернигова и здесь узнал о жестоком поражении русских в битве на Калке (30 мая), после чего повернул обратно к Ростову.

    В 1224 г. Василько принимал участие в походе своих дядьев, Юрия и Ярослава Всеволодовичей, к Торжку, против новгородцев, а в 1226-м сопровождал Юрия Всеволодовича, выступившего на помощь своему шурину, князю Михаилу Всеволодовичу Черниговскому, против Олега Курского. В обоих случаях дело не дошло до военных действий: Юрию удалось заключить мир и с новгородцами, и с Олегом.

    Союзнические отношения с князем Михаилом Черниговским напрямую отразились на судьбе Василька. В конце января - самом начале февраля 1228 г. Василько женился на дочери Михаила Марии. Инициатором этого брака летопись называет Юрия Всеволодовича: "…ожени великыи князь Гюрги… сыновца своего Василка Костянтиновичя…" Венчание было совершено в Чернигове, в церкви Благовещения, а 12 февраля, в 1-ю субботу Великого поста, "вниде христолюбивый князь Василко в свой Ростов с своею княгинею… и бысть радость велика в граде Ростове". Княгиня Мария Михайловна родила мужу двух сыновей - Бориса (родившегося 24 июля 1231 г.) и Глеба (дата рождения неизвестна).

    В сентябре 1228 г. великий князь Юрий Всеволодович посылает Василька вместе со своим воеводой Еремеем Глебовичем в поход на мордву. Войска, однако, лишь миновали Нижний Новгород и вынуждены были вернуться из-за непогоды: "бяхут бо дождове велми мнози день и нощь". На зиму уже сам Юрий вместе с братом Ярославом выступил в поход на мордву; в состав русской рати вошли и Василько и Всеволод Константиновичи со своими полками, а также муромский князь Юрий Давыдович. В январе 1229 г. русские войска сожгли мордовскую землю, потравили хлеб, побили скот и захватили большой полон, однако "молодые" дружинники Ярослава и братьев Константиновичей ("младшая дружина"), желая отличиться и захватить побольше добычи, "утаившеся" от старших, заехали слишком глубоко в мордовские леса, были окружены мордвой и частично перебиты. Тем не менее летописец сообщает, что князья "со всеми полкы взвратишася в своя си добри здорови".

    В том же 1229 г. между князьями Константиновичами и великим князем Юрием Всеволодовичем произошла некая размолвка, суть которой не ясна. По летописи, виновником случившегося был брат Юрия князь Ярослав Всеволодович: он "усумневся брата своего Юргя, слушая некыих льсти, и отлучи от Юргя Костянтиновичи 3: Василка, Всеволода, Володимера, и мысляшеть противитися Юргю, брату своему". 7 сентября в Суздале состоялся княжеский съезд, на котором и произошло примирение князей: "и исправивше все нелюбье межю собою, и поклонишася Юрью вси, имуще его отцем собе и господином, целоваша крест… бывше весели и одарены с мужи своими и розъехашася". Любопытно, что в тот же день состоялся суд над ростовским епископом Кириллом I, на котором председательствовал князь Ярослав Всеволодович, и в результате разбирательства у епископа было отобрано почти все его имущество ("все богатьство отъяся от него некакою тяжею, судившу Ярославу тако"). Тогда же Кирилл I, уже тяжело больной, оставил кафедру, а весной следующего года Василько с братьями обратились с просьбой к Юрию отпустить на освободившуюся ростовскую кафедру игумена владимирского Рождественского монастыря, тоже Кирилла, ставшего новым ростовским владыкой (рукоположен 6 апреля 1231 г. в Киеве, для чего Василько специально посылал к киевскому князю Владимиру Рюриковичу и митрополиту Кириллу I).

    В 1230 г. Василько с братьями принимал участие во встрече князей Юрия и Ярослава Всеволодовичей с прибывшими из Южной Руси митрополитом Кириллом, черниговским епископом Порфирием и киевским игуменом Петром Акеровичем, которые представляли интересы киевского князя Владимира Рюриковича и черниговского Михаила Всеволодовича, тестя Василька. Целью встречи было предотвращение войны между Ярославом Всеволодовичем и Михаилом Черниговским из-за Новгорода. Ярослав, под давлением брата Юрия и южнорусских иерархов, согласился заключить мир с Михаилом, однако продержался этот мир очень недолго. И похоже, что в борьбе Ярослава с Михаилом князь Василько Константинович поддержал не тестя, а дядю. Так, осенью 1232 г. Василько с братьями выступил вместе с князем Ярославом Всеволодовичем в Черниговскую землю. Князья сожгли город Серенск (в нынешнем Мещовском районе Калужской области), а также воевали около Мосальска и "ино же много", "истратив обилия много" (т. е. уничтожив хлеб на полях), и возвратились "без мира".

    При князе Васильке украшается город Ростов. Летописец с восхищением описывает соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, с невиданным великолепием украшенную епископом Кириллом II: "…бысть убо украшенье ея чюдно зело"; святые кресты и многочисленные мощи святых были принесены и положены в церковь "в заступленье и покров и утверженье граду Ростову и христолюбцу князю Василкови, и княгине его, и сынови его Борису" (это писалось еще до рождения Глеба).

    Ростовский летописец неоднократно называет князя Василька Константиновича "благородным", "благоверным" и "христолюбцем". Но главный подвиг князя был впереди.

    Зимой 1237/38 года на Северо-Восточную Русь обрушился страшный удар монголо-татарских орд хана Батыя. Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович покинул стольный Владимир и ушел собирать полки на Волгу. Сюда же к нему пришли его племянники Василько, Всеволод и Владимир Константиновичи. 4 марта 1238 года на реке Сити русские войска потерпели сокрушительное поражение. Сам Юрий Всеволодович пал в битве, князя же Василька татары "яша руками" (то есть захватили в плен) и "с многою нужею" (то есть с притеснениями) повели в свои станы, к Шеренскому лесу. (Этот лес находился между Кашиным и Калязином; впоследствии здесь, на речке Шеринке, был основан Шеринский монастырь.) Встав станом, татары, по летописи, "нудиша и (его. - А. К.) много… обычаю поганьскому быти в их воли и воевати с ними". Князь с негодованием отверг эти предложения и, напротив, начал обличать нечестивцев. Летопись приводит его молитву к Богу и отповедь, обращенную к татарам: "О глухое царьство оскверньное! Никакоже мене не отведете хрестьяньское веры, аще и велми в велице беде есмь…" Окаянные "без милости" убили князя-мученика и бросили его тело тут же в лесу.

    Летопись рассказывает, что некая жена поповича увидела брошенное тело и рассказала об этом мужу. Они взяли тело князя Василька, завернули его в саван и схоронили в укромном месте. Когда об этом стало известно епископу Кириллу Ростовскому и вдове князя, княгине Марии Михайловне, тело мученика было принесено в Ростов, где его встречало множество народа, проливавшего горькие слезы, ибо князя искренне любили все - и богатые, и убогие. Князь был погребен в ростовском Успенском соборе, рядом со своей матерью, княгиней-инокиней Агафьей.

    В летописи сохранился некролог князя Василька Константиновича, в котором имеется описание его внешности и нрава: "Бе же Василко лицем красен (красив. - А. К.), очима светел и грозен, хоробр паче меры на ловех (охотах. - А. К.), сердцем легок, до бояр ласков; никто же бо от бояр, кто ему служил, и хлеб его ел, и чашю пил, и дары имал, тот никакоже у иного князя можаше быти за любовь его; излише же слугы свои любляше; мужьство же и ум в нем живяше, правда же и истина с ним ходяста, бе бо всему хытр и гораздо умея; и поседе в доброденьствии на отни столе и дедни…"

    Князь Василько Константинович причтен Церковью к лику святых. Его память празднуется 4 марта, а также 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, и в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых.

    Список литературы

    Летописи: Лаврентьевская, Радзивиловская, Новгородская Первая, Никоновская, Московский летописный свод конца XV в. (под указанными в статье годами).

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

    При-над-ле-жал к слав-но-му в рус-ской ис-то-рии ро-ду суз-даль-ских Мо-но-ма-ши-чей. Его пра-дед - Юрий Дол-го-ру-кий, дед - ве-ли-кий князь Все-во-лод III Боль-шое Гнез-до († 1212 г.), брат свя-то-го Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го (па-мять 4/17 июля), на-след-ник и про-дол-жа-тель его де-ла. По-сле смер-ти от-ца Ва-силь-ку не бы-ло еще и де-ся-ти лет, и на-став-ни-ком мо-ло-до-го Ро-стов-ско-го кня-зя был дя-дя - ве-ли-кий князь Вла-ди-мир-ский, свя-той Юрий (па-мять 4/17 фев-ра-ля).

    В 1223 г. впер-вые в юж-ных сте-пях по-яви-лись та-та-ры, «на-род неве-до-мый», вы-шед-ший из глу-би-ны Азии. Ска-за-лось и ве-ко-вое раз-де-ле-ние удель-ных вла-сти-те-лей, неспо-соб-ных к друж-ным сов-мест-ным дей-стви-ям в мас-шта-бах боль-шой вой-ны. Над Русью сгу-ща-лись ту-чи, и в 1237 г. та-тар-ский смерч об-ру-шил-ся на Русь. В де-каб-ре под уда-ра-ми Ба-тыя па-ла Ря-зань. Вра-ги устре-ми-лись к Москве, взя-ли и со-жгли ее. 3 фев-ра-ля 1238 г. та-тар-ская ар-мия по-до-шла к Вла-ди-ми-ру, - го-род пал, со-бор был со-жжен.

    Свя-той Юрий и его вер-ный спо-движ-ник свя-той Ва-силь-ко бы-ли пре-ис-пол-не-ны ре-ши-мо-сти бить-ся «за пра-во-слав-ную ве-ру хри-сти-ан-скую» с «без-бож-ны-ми по-га-ны-ми та-та-ра-ми». 4 мар-та 1238 г. про-изо-шла ре-ша-ю-щая бит-ва на ре-ке Си-ти. Та-та-рам уда-лось неожи-дан-ным ма-нев-ром окру-жить рус-скую ар-мию. На-ча-лась се-ча. Ма-ло кто из рус-ских во-и-нов ушел жи-вым из это-го страш-но-го боя, но до-ро-гой це-ной за-пла-ти-ли и вра-ги за по-бе-ду. Свя-той Юрий был из-руб-лен в от-ча-ян-ной схват-ке, Ва-силь-ка, из-ра-нен-но-го, при-вез-ли в став-ку Ба-тыя. Несмот-ря на льсти-вые обе-ща-ния сла-вы и угро-зы ужа-са-ми му-че-ний, бла-го-вер-ный князь от-ка-зал-ся по-сту-пить на служ-бу к Ба-тыю и при-нять его ве-ру. Та-та-ры «мно-го му-чив-ше его, смер-ти пре-да-ша, по-вер-го-ша его в ле-су Шерн-ском». Так, с мо-лит-вой за пра-во-слав-ную Цер-ковь и свя-тую Русь стра-да-лец пре-дал дух свой Бо-гу.

    Цер-ковь чтит свя-тых Ва-силь-ка и Юрия как стра-сто-терп-цев-по-движ-ни-ков, ге-ро-и-че-ских за-щит-ни-ков Рус-ской зем-ли. Их свя-той при-мер вдох-нов-лял рус-ских во-и-нов в борь-бе с нена-вист-ны-ми за-хват-чи-ка-ми.

    Полное житие благоверного князя Василия (Василько) Ростовского

    Свя-той бла-го-вер-ный князь Ва-си-лий (Ва-силь-ко) Ро-стов-ский при-над-ле-жал к слав-но-му в рус-ской ис-то-рии ро-ду суз-даль-ских Мо-но-ма-ши-чей. Его пра-дед - Юрий Дол-го-ру-кий, дед - ве-ли-кий князь Все-во-лод III Боль-шое Гнез-до († 1212), брат свя-то-го Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го († 1174, па-мять 4 июля), на-след-ник и про-дол-жа-тель его де-ла. Из Вла-ди-ми-ра-на-Клязь-ме, став-ше-го сто-ли-цей древ-не-го Ро-сто-во-Суз-даль-ско-го кня-же-ства, Все-во-лод са-мо-власт-но вер-шил де-ла всей ве-ли-кой Ру-си. "Сло-во о пол-ку Иго-ре-ве" го-во-рит о нем, что он мо-жет "Вол-гу вес-ла-ми рас-плес-кать, а Дон ше-ло-ма-ми вы-чер-пать".

    Свя-той Ва-силь-ко - стар-ший из птен-цов "Боль-шо-го гнез-да". Стар-ший внук Все-во-ло-да от его стар-ше-го сы-на Кон-стан-ти-на, Ва-силь-ко (Ва-си-лий) ро-дил-ся 7 де-каб-ря 1208 го-да в Ро-сто-ве, где кня-жил отец. Там про-шло его дет-ство, а в 1216 го-ду, ко-гда Кон-стан-тин Все-во-ло-до-вич стал ве-ли-ким кня-зем Вла-ди-мир-ским, Ро-стов был вы-де-лен Ва-силь-ку (ему бы-ло во-семь лет) как удел для са-мо-сто-я-тель-но-го кня-же-ния.

    Во-ин-ская доб-лесть, свя-щен-ный долг слу-же-ния Ро-дине, спра-вед-ли-вость и по-слу-ша-ние стар-шим - тра-ди-ци-он-ные чер-ты рус-ско-го кня-зя, за-щит-ни-ка зем-ли, бы-ли при-су-щи Ва-силь-ку. По-сле смер-ти от-ца (ве-ли-кий князь Кон-стан-тин умер 2 фев-ра-ля 1218 го-да, Ва-силь-ку не бы-ло еще де-ся-ти лет) на-став-ни-ком мо-ло-до-го Ро-стов-ско-го кня-зя был дя-дя - ве-ли-кий князь Вла-ди-мир-ский, свя-той Юрий († 1238, па-мять 4 фев-ра-ля). Два-дцать лет пра-вил князь Юрий Вла-ди-мир-ской зем-лей, и все эти го-ды Ва-силь-ко был его бли-жай-шим дру-гом и со-рат-ни-ком. Ле-то-пис-цы от-ме-ча-ют цве-ту-щую кра-со-ту Ва-силь-ка, его свет-лый и ве-ли-че-ствен-ный взор, от-важ-ность на зве-ри-ной лов-ле, бла-го-де-тель-ность, ум, глу-бо-кую книж-ность, кро-тость и доб-ро-ду-шие в об-ра-ще-нии с бо-яра-ми: "Ибо кто слу-жил ему, кто ел хлеб его и пил с ним ча-шу, тот уже не мог быть слу-гою ино-го кня-зя". В 1219 го-ду Ва-силь-ко участ-во-вал в по-хо-де вла-ди-ми-ро-суз-даль-ских войск на Волж-скую Бол-га-рию, в 1221 го-ду - в по-хо-де к устью Оки, где свя-тым Юри-ем был за-ло-жен в тот год Ниж-ний Нов-го-род.

    В 1223 го-ду впер-вые в юж-ных сте-пях по-яви-лись та-та-ры, "на-род неве-до-мый", вы-шед-ший из глу-би-ны Азии. Пер-вой их жерт-вой ста-ли со-юз-ные с Русью по-лов-цы. Рус-ские кня-зья сов-мест-но с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми, мно-гие из ко-то-рых при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние, ре-ши-ли дать от-пор степ-ным хищ-ни-кам рань-ше, чем они дой-дут до Рус-ской Зем-ли. Свя-той Ва-силь-ко воз-гла-вил вспо-мо-га-тель-ный от-ряд, по-слан-ный ве-ли-ким кня-зем Юри-ем для уча-стия в об-ще-рус-ском степ-ном по-хо-де. Враг ока-зал-ся силь-нее, чем ду-ма-ли. Ска-за-лось и ве-ко-вое раз-де-ле-ние удель-ных вла-сти-те-лей, неспо-соб-ных к друж-ным сов-мест-ным дей-стви-ям в мас-шта-бах боль-шой вой-ны.

    От-ряд Ва-силь-ка не по-спел к ре-ша-ю-щей бит-ве, у Чер-ни-го-ва при-шла к нему пе-чаль-ная весть о раз-гро-ме рус-ско-го вой-ска на ре-ке Кал-ке 16 июня 1223 го-да. Это бы-ло дур-ное пред-зна-ме-но-ва-ние: с во-сто-ка на-дви-га-лась гро-за. Ва-силь-ко со сво-ей дру-жи-ной вер-нул-ся в Ро-стов.

    В 1227 го-ду (по дру-гим дан-ным, 1228) Ва-силь-ко Кон-стан-ти-но-вич же-нил-ся, взяв в же-ны Ма-рию - дочь свя-то-го Ми-ха-и-ла Чер-ни-гов-ско-го († 1246, па-мять 20 сен-тяб-ря). На сест-ре кня-зя Ми-ха-и-ла уже ра-нее был же-нат дя-дя Ва-силь-ка - свя-той Юрий. В 1231 го-ду у Ва-силь-ка ро-дил-ся стар-ший сын Бо-рис.

    Над Русью сгу-ща-лись ту-чи. 3 мая 1230 г., пи-сал ле-то-пи-сец, "тряс-лась зем-ля в са-мую обед-ню", бы-ли тем ле-том на Ру-си го-лод и мор. В 1232 го-ду та-та-ры зи-мо-ва-ли, ед-ва не дой-дя до сто-ли-цы Волж-ской Бол-га-рии. Жизнь шла сво-им че-ре-дом, князь Юрий в 1236 го-ду же-нил сво-их сы-но-вей Вла-ди-ми-ра и Мсти-сла-ва, Ва-силь-ко гу-лял на их свадь-бах. А всем им оста-ва-лось жить чуть бо-лее го-да - та-та-ры уже взя-ли Бол-гар-скую зем-лю.

    В 1237 го-ду та-тар-ский смерч об-ру-шил-ся на Русь. В де-каб-ре под уда-ра-ми Ба-тыя па-ла Ря-зань. Князь Юрий не ре-шил-ся бро-сить свои вой-ска ей на по-мощь, пред-сто-я-ла труд-ная обо-ро-на Вла-ди-мир-ской зем-ли. Та-та-ры пред-ла-га-ли ему мир, и свя-той князь го-тов был к пе-ре-го-во-рам. Но усло-вия ми-ра - дань и вас-саль-ная за-ви-си-мость от ха-на - бы-ли непри-ем-ле-мы. "Слав-ная брань, - ре-шил князь, - луч-ше по-стыд-но-го ми-ра". Пер-вый бой с та-та-ра-ми был при-нят у Ко-лом-ны, ко-ман-до-вал дру-жи-ной Все-во-лод Юрье-вич, но был раз-бит. Вра-ги устре-ми-лись к Москве, взя-ли и со-жгли ее. Дру-гой сын Юрия, Вла-ди-мир, воз-глав-ляв-ший обо-ро-ну Моск-вы, по-пал в плен.

    Свя-той Юрий и его вер-ный спо-движ-ник свя-той Ва-силь-ко бы-ли пре-ис-пол-не-ны ре-ши-мо-сти бить-ся "за пра-во-слав-ную ве-ру хри-сти-ан-скую" с "без-бож-ны-ми по-га-ны-ми та-та-ра-ми". Ор-га-ни-зо-вав обо-ро-ну и оста-вив во Вла-ди-ми-ре сы-но-вей, Все-во-ло-да и Мсти-сла-ва, князь Юрий ото-шел за Вол-гу со-би-рать но-вые вой-ска вза-мен уни-что-жен-ных Ба-ты-ем.

    С ним бы-ли пле-мян-ни-ки - свя-той Ва-силь-ко Ро-стов-ский со сво-ей дру-жи-ной, его бра-тья - Все-во-лод и Вла-ди-мир Кон-стан-ти-но-ви-чи. Ве-ли-кий князь ждал под-хо-да бра-тьев - Яро-сла-ва и Свя-то-сла-ва с их вой-ском.

    В мя-со-пуст-ную суб-бо-ту 3 фев-ра-ля 1238 го-да, быст-ро и бес-пре-пят-ствен-но прой-дя по зим-ним до-ро-гам, та-тар-ская ар-мия по-до-шла к Вла-ди-ми-ру. Несмот-ря на ге-ро-и-че-скую обо-ро-ну, судь-ба го-ро-да бы-ла пред-ре-ше-на. Епи-скоп Мит-ро-фан для ду-хов-но-го укреп-ле-ния по-стриг в Ан-гель-ский об-раз всех оста-вав-ших-ся в го-ро-де кня-зей и кня-гинь. 7 фев-ра-ля го-род пал. По-след-ним опло-том вла-ди-мир-цев стал Успен-ский со-бор, хра-нив-ший глав-ную свя-ты-ню Рус-ской зем-ли - чу-до-твор-ную Вла-ди-мир-скую ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри. Та-та-ры об-ло-жи-ли со-бор дро-ва-ми и хво-ро-стом и пре-вра-ти-ли в огром-ный пы-ла-ю-щий ко-стер. В огне и в ды-му, вме-сте с ты-ся-ча-ми без-за-щит-ных жен-щин и де-тей, по-гиб-ли епи-скоп Мит-ро-фан и вся се-мья свя-то-го кня-зя Юрия: су-пру-га Ага-фия, дочь Фе-о-до-ра, невест-ки Ма-рия и Хри-сти-на, внук-мла-де-нец Ди-мит-рий. Сы-но-вья Все-во-лод, Мсти-слав и пле-нен-ный ра-нее Вла-ди-мир бы-ли под-верг-ну-ты ис-тя-за-ни-ям и за-ре-за-ны "пред оча-ми ха-на". (В неко-то-рых ста-рин-ных ме-ся-це-сло-вах все они за-пи-са-ны как свя-тые).

    Свя-той Юрий сто-ял с вой-ска-ми под Яро-слав-лем. Узнав о ги-бе-ли сто-ли-цы и о смер-ти близ-ких, князь, по сло-вам ле-то-пи-си, "возо-пи гла-сом ве-ли-ким со сле-за-ми, пла-ча по пра-во-вер-ной ве-ре хри-сти-ан-ской и Церк-ви". "Луч-ше бы мне уме-реть, неже-ли жить на све-те, - го-во-рил он, - че-го ра-ди остал-ся я один". Свя-той Ва-силь-ко, по-до-спев-ший с ро-стов-ской дру-жи-ной, укреп-лял его на рат-ный по-двиг.

    4 мар-та 1238 го-да про-изо-шла ре-ша-ю-щая бит-ва на ре-ке Си-ти. Та-та-рам уда-лось неожи-дан-ным ма-нев-ром окру-жить рус-скую ар-мию. На-ча-лась се-ча. Ма-ло кто из рус-ских во-и-нов ушел жи-вым из это-го страш-но-го боя, но до-ро-гой це-ной за-пла-ти-ли вра-ги за по-бе-ду. Свя-той Юрий был из-руб-лен в от-ча-ян-ной схват-ке. Ва-силь-ка, из-ра-нен-но-го, при-ве-ли в став-ку Ба-тыя.

    Та-та-ры при-нуж-да-ли его "сле-до-вать обы-чаю но-гай-ско-му, быть в их во-ле и во-е-вать за них". С гне-вом от-верг свя-той князь мысль об из-мене Ро-дине и пра-во-сла-вию. "Ни-как не от-ве-де-те ме-ня от хри-сти-ан-ской ве-ры", - го-во-рил свя-той князь, вспо-ми-ная древ-них хри-сти-ан ис-по-вед-ни-ков. "И мно-го му-чив-ше его, смер-ти пре-да-ша, по-вер-го-ша его в ле-су Шерн-ском". Так пре-дал ду-шу Бо-гу свя-той князь Ва-силь-ко Ро-стов-ский, упо-до-бив-шись в кон-чине сво-ей свя-то-му стра-сто-терп-цу Бо-ри-су, пер-во-му из кня-зей Ро-стов-ских, ко-то-ро-му он под-ра-жал в жиз-ни. Как и свя-то-му Бо-ри-су, Ва-силь-ку не бы-ло еще трид-ца-ти лет.

    Епи-скоп Ро-стов-ский Ки-рилл, при-дя на по-ле сра-же-ния, пре-дал по-гре-бе-нию по-гиб-ших пра-во-слав-ных во-и-нов, отыс-кал те-ло свя-то-го кня-зя Юрия (толь-ко от-руб-лен-ной его го-ло-вы не су-ме-ли сыс-кать в гру-дах по-вер-жен-ных тел), пе-ре-нес чест-ные остан-ки в Ро-стов - в Успен-ский со-бор. Те-ло свя-то-го Ва-силь-ка бы-ло най-де-но в Шерн-ском ле-су сы-ном свя-щен-ни-ка и при-ве-зе-но в Ро-стов. Там су-пру-га кня-зя, де-ти, епи-скоп Ки-рилл и весь на-род ро-стов-ский встре-ти-ли с горь-ким пла-чем те-ло лю-би-мо-го кня-зя и по-греб-ли его под сво-да-ми со-бор-ной церк-ви.

    Опи-сы-вая по-гре-бе-ние кня-зя Ва-силь-ка, ле-то-пи-сец так ха-рак-те-ри-зо-вал его: "Ры-да-ло на-ро-да мно-же-ство пра-во-слав-но-го, зря-ще от-хо-дя-щим от-ца и кор-ми-те-ля си-рым, пе-чаль-ным уте-ше-ние ве-ли-ко, омра-чен-ным - звез-ду све-то-нос-ную за-шед-шую. На весь бо цер-ков-ный чин от-верз ему Бог очи сер-деч-ные, и всем лю-дям цер-ков-ным, и ни-щим, и пе-чаль-ным яко воз-люб-лен-ный был отец... Кро-вью му-че-ни-че-ской омыл пре-гре-ше-ния свои с бра-тья-ми".

    Знак осо-бой Бо-жи-ей ми-ло-сти на-род ви-дел в том, что кня-зья-со-рат-ни-ки по-хо-ро-не-ны бы-ли ря-дом в ро-стов-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре: "Се бо и чуд-но бысть, ибо и по смер-ти со-во-ку-пи Бог те-ле-са их". (Поз-же мо-щи свя-то-го кня-зя Юрия бы-ли пе-ре-не-се-ны в вос-ста-нов-лен-ный Вла-ди-мир-ский Успен-ский со-бор.)

    Цер-ковь чтит свя-тых Ва-силь-ка и Юрия как стра-сто-терп-цев-по-движ-ни-ков, ге-ро-и-че-ских за-щит-ни-ков Рус-ской Зем-ли. Их свя-той при-мер вдох-нов-лял рус-ских во-и-нов в борь-бе с нена-вист-ны-ми за-хват-чи-ка-ми. Наи-бо-лее по-дроб-ный рас-сказ о жиз-ни и по-дви-гах свя-тых кня-зей Ва-силь-ка и Юрия со-хра-ни-ла Лав-рен-тьев-ская ле-то-пись, пи-сан-ная ино-ком Лав-рен-ти-ем по бла-го-сло-ве-нию свя-ти-те-ля , ар-хи-епи-ско-па Суз-даль-ско-го, в 1377 го-ду - за три го-да до Ку-ли-ков-ской бит-вы.

      Князь Ростовский, сын Владимирского великого князя Константина Всеволодовича. Родился в 1209 году. В 1218 году князь Константин Всеволодович, урядив перед смертью своих детей, дал Василию Ростов и поручил его (и брата его Всеволода) своему брату … Биографический словарь

      Сын великого князя владимирского К. Всеволодовича, первый удельный князь ростовский; род. 1209 г. в Ростове. В своем колонизационном движении на восток русские князья неминуемо приходили в столкновение с инородческими финскими племенами, с… … Большая биографическая энциклопедия

      Сын вел. кн. Владимирского К. Всеволодовича, первый уд. князь Ростовский; род. 1209 г. в Ростове. В своем колонизационном движении на Восток русские князья неминуемо приходили в столкновение с инородческими финскими племенами, с которыми… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Василько Константинович 3 й удельный князь Ростовский 1218 1238 Предшественник: Юрий Всеволодович … Википедия

      ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ - [Василько] (7.12.1208, Ростов после 4.03.1238, Шернский лес на р. Шерне, левом притоке Клязьмы, восточнее Москвы), мч. (пам. 4 марта, 23 мая в Соборе Ростово Ярославских святых, 23 июня в Соборе Владимирских святых, в 1 е воскресенье после 29… … Православная энциклопедия

      Василько древнерусское имя греческого происхождения, вариант имени Василий Носители по имени Василько Константинович (1209 1238) первый удельный князь ростовский Василько Романович (1203 1269) князь волынский Василько… … Википедия

      Василько - (или Василий Константинович Ростовский) – князь. Взятый в 1238 г. в плен татарами, был ими убит за то, что отказался служить хану Батыю. Память 4 марта … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Князь Василий Ростовский


    "На иконе "Собор Бежецких святых" святой благоверный князь-мученик Василий Ростовский изображен во втором ряду справа Он почитается святым Бежецкого Верха потому, что после участия в битве с татарами на реке Сить (в 40 км от Бежецка) был взят неприятелем в плен и принял мученическую кончину в Шеринском лесу недалеко от Кашина ".

    Родился 7 декабря 1208 г. (по данным Тверского Патерика – 1209 г.) в Ростове, где княжил его отец Константин Всеволодович, сын князя Всеволода Большое Гнездо.

    В 1216 г., когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было восемь лет) как удел для самостоятельного княжения.

    После смерти отца (великий князь Константин умер 2 февраля 1218 г., Васильку не было еще десяти лет) наставником молодого Ростовского князя был дядя - великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович.

    «Князь этот за свою необыкновенную красоту назван был Васильком, приноровительно к красивому цветку василек , - сообщает Тверской Патерик. - В высшей степени симпатичными и привлекательными чертами он описан в русских летописях: «Красавец лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами. Кто из бояр служил ему, кто ел хлеб его и пил из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугою другого князя; он очень был любим служившими ему. В нем мужество было соединено с умом и правдивость со знанием: он был во всем сведущ и на все способен. Очи сердца его отверсты были Богом на весь церковный чин, и он был отцем для всех духовных и бедных ».

    В 1219 г. участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Булгарию.

    В 1221 г. участвовал в походе к устью Оки, где Георгием Всеволодовичем был заложен в тот год Нижний Новгород.

    В 1223 г. возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Георгием для участия в общерусском степном походе против «безбожных поганых татар». Отряд Василька не поспел к решающей битве: у Чернигова пришла к нему весть о разгроме русского войска на реке Калке 16 июня 1223 г. Василько с дружиной вернулся в Ростов.

    В 1227 г. (по другим данным, в 1228 г.) женился, взяв в жены Марию - дочь князя Черниговского Михаила Всеволодовича. В 1231 г. у Василька родился старший сын Борис.

    4 марта 1238 г. произошла битва с татарами на реке Сити. Святой Георгий был изрублен в отчаянной схватке. Василька, израненного, привели в ставку Батыя. «Повесть временных лет» рассказывает об этом так: «Татары принуждали его «следовать обычаю ногайскому, быть в их воле и воевать за них». С гневом отверг святой князь мысль об измене Родине и Православию. «Никак не отведете меня от христианской веры», - говорил святой князь, вспоминая древних христиан исповедников. «И много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском». Так предал душу Богу святой князь Василько Ростовский, уподобившись в кончине своей святому страстотерпцу Борису, первому из князей Ростовских, которому он подражал в жизни. Как и святому Борису, Васильку не было еще тридцати лет ».

    Брошенное в лесу тело святого мученика вскоре было взято благочестивым Адрианом и скрыто в потаенном месте. Узнав о страдальческой кончине князя, епископ Кирилл и супруга Василия, княгиня Мария Михайловна, послали за телом князя. Погребли его в Ростове, в Успенском соборе.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...