Кфар-саба. На деревню к дедушке - провинциальная кфар-саба и непонятный магдиэль Что такое функциональные cookie-файлы

Кфар-Саба - это не просто типичный, а даже, можно сказать, усредненный израильский город. Ну, пожалуй, все же не самый средний, а ближе к благополучному полюсу.

Здесь нет ни моря, как в Хайфе, ни неба, как в Иерусалиме. Вернее, и то и другое, конечно, есть - небо над Кфар-Сабой такое же ярко-синее и радостное, как и над всей страной, а море совсем близко, в получасе езды.

Много лет назад, когда я только-только приехала в Израиль, наша новая знакомая взяла нас с собой в поездку из Иерусалима к морю, в циммеры в Хоф Доре. Мы еще ничего не успели увидеть в стране, смотрели на все распахнутыми глазами и находились в измененном состоянии сознания. Иерусалим нас, конечно же, потряс, а впереди было Средиземное море. И то, и другое - было счастьем. Уехать из Иерусалима хотя бы на несколько дней можно было, конечно же, только ради моря.

Я с нетерпением ждала встречи с морем, но наша водительница решила заглянуть по дороге к своим друзьям. Друзья жили в Кфар-Сабе.

Поначалу я подумала, что эта вынужденная остановка будет в тягость, но вдруг - она сама по себе стала праздником. Праздником Кфар-Сабы. Праздником не небесного, не приморского, а самого среднего в прямом и переносном смысле слова, самого типичного, самого настоящего Израиля.

Кфар-Саба - это благополучный город в центре страны.

Это не Тель-Авив, т.е. не "вторая столица" и не "город без перерыва"; и это не Герцлия - символ богатства и благополучия. Кфар-Саба тоже благополучна. Но она не символ. Здесь живут, а не символизируют.

Кфар-Саба выросла из одного из поселков, в которых первые еврейские поселенцы Эрец-Исраэль в начале прошлого века осушали болота, а затем налаживали нелегкий быт. Подобных городов, ставших осуществленной мечтой первопроходцев, в Израиле много. Но Кфар-Саба оказалась среди тех, кому дополнительно повезло: она стала воистину благополучным и красивым городом.

Тогда, почти тридцать лет назад, я сидела у окна кфар-сабской квартиры, принадлежащей знакомым нашей знакомой, то есть не имевшей ко мне лично никакого отношения, и в очередной раз за последние несколько дней, прошедших после приезда в Израиль, переживала счастье оттого, что я дома. Я была здесь дома точно так же, как и в Иерусалиме, где мы поселились. Давно и заранее любимая мною страна воплотилась в пейзаже, открывавшемся с этого балкона, который не был таким уж прекрасным и престижным: окна выходили на центральную улицу. Но за окнами этими лежало воплощение того, что я любила, что воспринимала, как безусловную и настоящую Родину.

В квартире жила семья репатриантов с 15-летним стажем пребывания в стране. Переполненные книжные полки органично вписывались в "мой" Израиль. А разговоры хозяев с нашей подругой о политике впервые ввели нас в ту типично израильскую атмосферу, в которой отныне нам предстояло существовать.

Возможно, именно из-за отсутствия избытка "моря и неба" этот город отличается спокойным благополучием. Видно, что в нем живут счастливо и неторопливо.

В любом приличном израильском городе должно быть где-то выставлено прямо на улицу напоминание о том, что было здесь сто лет назад. В Кфар-Сабе, видимо, таким напоминанием является покрашенный в яркие краски паровоз на рельсах, стоящий прямо посреди сквера, по которому карабкаются дети.

В любом приличном израильском городе должен быть хотя бы один огромный торговый центр. В Кфар-Сабе главный "каньон" и прилегающая к нему площадь очень красивы, ухожены и современны.

Старые районы Кфар-Сабы укутаны листвой высоких деревьев и превращены практически полностью в парки. Новые районы - прозрачны и прекрасны.

И при всем этом, благополучная, богатая и ухоженная Кфар-Саба разделяет судьбу всей страны. Да, она находится далеко от северных и южных границ, откуда иногда прилетают ракеты. Город лежит вдали от границ, но зато почти вплотную к так называемой "зеленой черте". Поэтому его жители очень зависимы от тех, кто любит проводить всевозможные политические эксперименты.

Именно они, те, кто живет в красивой осуществленной мечте первопроходцев, в городе, название которого переводится как "деревня дедушки" - то есть, можно сказать, в некоем абстрактном раю, в который просил себя забрать несчастный мальчик из рассказа Чехова, - именно они, эти счастливчики, эти образцовые, архетипические израильтяне, - более всех прочих зависят от того, будет ли целостной Земля Израиля.

Кфар-Сава (второе название Кфар-Саба) – живописный город в Центральном районе . Дословно название означает «дедушкина деревня». Более точное расположение города: южная часть долины Шарон, приблизительно в 10 км к северу от и 15 км от .

История города

Задолго до появления иудейского города здесь находился греческий город, как упоминается историком и военачальником Иосифом Флавием. Уже в нынешнее время найдены руины римских строений, всего в 2 км от центра города. Евреи приобрели эти земли на деньги барона Ротшильда 1892 году. Первое время они использовались в сельскохозяйственных целях. Здесь разбили виноградники, масленичные, цитрусовые и миндальные плантации.

Жилье первых поселенцев не отличалось роскошью или особым комфортом. Это были глинобитные бараки. Лишь только в 1913 году были возведены первые 12 домов, благодаря чему численность населения возросла до 3000 человек. Статус города Кфар-Сафа получил 1962 году.

Городская современность

Большая часть плантаций сохранилась, поэтому город очень похож на сад, хотя здесь имеется и развитая промышленная зона. Восточная окраина является густонаселенным жилым районом. Город идеально подходит для жизни, но и провести спокойный отпуск здесь также получится.

Именно в Кфар-Сава находится один из лучших медицинских центров Израиля – Меир на улице Черниховски. Сюда приезжают на лечение онкологических заболеваний, болезней опорно-двигательной и нервной системы. Кфар-Сава знаменит и тем, что здесь базируется футбольный клуб «Хапоэль» , выступающий в национальной израильской лиге. За домашними матчами можно понаблюдать на стадионе «Левита».

Отсутствие особых достопримечательностей и мест для активного времяпрепровождения заменяет ухоженность города, зеленые сады и чистота. Прогуляться по улицам города в любое время можно благодаря полиции и патрульным службами, которые следят за порядком. В город стремятся перебраться молодые семье с детьми, потому что уровень образования здесь очень высок. Открыты несколько школ для детей всех возрастов.


Наличие зеленых скверов и улиц, засаженных цветами, является хорошей мотивацией к занятию спортом. Взяв пример с местного населения, можно заняться не только бегом, но и освоить катание на роликах, велосипедах.

Главное преимущество Кфар-Сава заключается в том, что проточная вода – родниковая. Несмотря на наличие промышленных предприятий, воздух в городе чистый. Если захочется увидеть море, то на доступном расстоянии находятся такие курорты и города, как , Тель-Авив.

На шоппинг можно отправить в один из торговых центров города – Oshiland Mall или Kanion Arim Mall . Спастись от жары поможет просмотр интересного фильма в кинотеатре. Первый работает даже в шабат, то есть в субботу. В торговых центрах есть несколько интересных ресторанов на тот случай, если посетители проголодаются. Расположен Oshiland Mall по адресу – 4 Atir Yeda.

Нехватку исторических памятников с лихвой окупают культурные мероприятия. Различные концерты проходят во Дворце культуры, но имеется в Кфаре-Саве и маленький археологический музей. К истории города жители относятся с уважением, поэтому собрали архив фотографий довоенных лет, а также все, что удалось сохранить от прошлого.

Климат здесь умеренный, влажность воздуха оптимальная для дыхания. В Кфар-Саву часто приезжают в июле-августе, когда в море собираются «жалящие» медузы. Вместо купания туристы весело проводят свой досуг в культурных центрах и на спортивных площадках.


Отели в Кфар-Саве

Город Кфар-Сава готов предложить на выбор туристов один из нескольких комфортабельных отелей, к числу которых относятся такие:



Где поесть?

В Кфар-Саве путешественники смогут перекусить в одном из кафе или ресторанчиков, где представлены блюда израильской и международной кухни. Среди самых известных из них можно назвать Benny"s Cask Ale Pub и Teva Haochel .

Как добраться?

Благодаря развитой транспортной сети до Кфар-Сава можно добраться из ближайших городов, в числе которых значится и Герцлия. Отправиться в любую точку можно как с двух железнодорожных вокзалов, так и трех автобусных станций.

Сделаем небольшую передышку от марокканских приключений, и вернемся ненадолго в Израиль. Признаюсь - после Рабата, Танжера и Шефшауэна рассказывать о городах вроде Кфар-Сабы крайне тяжело и тоскливо. Но я давно не писал об израильских городах, а долги скапливаются, и их тоже надо выполнять. Поэтому - добро пожаловать на деревню к дедушке.




Если кто не понял, Кфар-Саба на иврите одословно значает "деревня дедушки". Основана была сначала как дочерняя колония Петах-Тиквы в 1892 году. Цель была устроить на землях миндальные плантации и сельскохозяйственный рай, но фокус неудался, поскольку они находились в месте "заброшенном, необитаемом и удаленном от всякой жизни" (от себя добавлю, что и в наши дни город выглядит примерно также). В 1896 году зесли перекупил Ротшильд, потом они перешли во владение Еврейского колонизационного общества (ЕКО), члены которого пытались вырашивать на них жасмин для приготовления духов - тоже безуспешно. В 1903 году ЕКО продали земли крестьянам из Петах-Тиквы и городчанам из Иерусалима, и тогда же здесь и было основано еврейское поселение Кфар-Саба.

Что хорошо - туристу в Кфар-Сабе относительно легко. Есть так называемая "Дорога первопроходцев", состоящая из десяти достопримечательностей, причем едва ли не все они находятся на одной улице. Этим город очень напоминает нелюбимый мной Зихрон Яаков - , и Риеку - , да простит меня замечательный хорватский город с великой историей (в начале XX века знаменитый поэт Габриэле д’Аннунцио основал здесь свободное государство Фиуме) за такое сравнение.

Первая точка на нашем пути - Археологический музей (он же и предоставил карту свыше). Должен сказать, что удивило меня это неслабо, так как ни о каком музее в Кфар-Сабе я слыхать не слыхивал, а тут, немного покопавшись в интернете, обнаружил, что в музее есть даже "двор мозаик, что резко усилило мое рвение. Однако найти вход в это замечательное место я так и не смог (впоследствии я узнал, что музей открыт по четвергам - внимание - с 16:30 до 18:00. Оказывается такие фокусы не только в Москве делают - ). Пришлось ограничиться прогулкой по приятной пешеходной аллее и кофе в кафе Бликер Стрит (горячий привет всем любителям Саймона и Гарфункеля).

Подходим к достопримечательности номер два - "Дворец" или "Бейт-Сара".

В этом доме, построенном в 1928 году в эклектическом стиле включающем элементы баухауз, проживали Цион и Сара Ааронович (Аарони). Супруги убежали из России после "Великой Октябрьской революции", и поселились в Тель-Авиве. Когда в тридцатых годах Эрец-Исраэль постигла "цитрусовая лихорадка" Цион и Сара переехали в Кфар-Сабу, купили много-много гектаров земли, и начали выращивать апельсины.

Дом действительно красив. Лестница тоже очень радует, хотя как мне показалось, она скопирована с арабских особняков в Иерусалиме -

Как видим, в наши дни здание принадлежит организации ВИЦО - Международная организация женщин-сионисток (мужчин они всех убили).

И современное здание Яд ле-Баним

К достопримечательности номер три - саду цитрусов или цитрусовой аллее. Пожалуй прикольно, хотя и вся аллея сад занимает примерно двадцать квадратных метров...

С достопримечательностью номер четыре тоже пришлось немало повозиться

Кафе Фидлер открылось в 1932 году, и в те времена было главным местом отдыха всех жителей города. Здесь проходили вечера танцев, балы, культурные мероприятия, церемонии - в общем вся жизнь поселка. Однако самого кафе уже давно не существует. Теперь это обычное здание на перекрестке, какой-то магазин.

Достопримечательность номер пять - это просто улица Герцль)

На ней же расположена достопримечательность номер шесть - избушка сапожника

Примечательно, что сам сапожник до сих пор жив! Когда ему исполнилось 95 лет, семья Охман обратилась в муниципалитет Кфар-Сабы с просьбой сохранить избушку. Их просьба была удовлетворена (это удивляет - я был уверен, что избушку снесут, а на ее месте построят очередной уродливый небоскреб. Все-таки самый центр города. Очевидно недвижимость в Кфар-Сабе - это еще не Холон или Ришон).

За домом сапожника - центральная синагога

Вполне красивая, кстати

Ну а сразу за ней, главное здание Кфар-Сабы и достопримечательность номер семь на Дороге первопроходцев.

Как мы видим, это одновременно и Хан и здание мэрии.

Впервый Хан построили в 1905-1906 годах, и с тех пор его три раза разрушали. Здание было огромным для тех времен (30x10 метров), и состояло из шести комнат. Три служили конюшнями, две были жилые и еще одна комната-ресторан. Рядом с ханом был выкопан первый колодец поселения и посажены эвкалиптовые деревья - самим Ицхаком Шейнфайном, одним из основателем Кфар-Сабы.

Некоторые деревья дожили до наших времен и сегодня им примерно по сто лет

"Дом первопроходцев" служил школой, госпиталем во время Первой мировой войны, почтой, местным советом, и, со времен муниципалитетом.

Затем я зашел в книжный магазин, где обнаружил редкий двухтомник Сэлинджера. Меня правда в нем почему-то заперли, поэтому на этом месте я сломался и до Бейт-Нордштейн уже не дошел. Правда по дороге к машине обнаружил любопытную синагогу, почему-то выполненную в стиле греческих и римских храмов.

Эта синагога вдохновила меня на поездку в соседний Ход ха-Шарон для подкрепления впечатлений - в Кфар-Сабе их явно недостаточно.

В Ход ха-Шарон ровно две достопримечательности, и обе находятся в районе Магдиэль - одна из четырех мошавот, составляющих современный город.

Первая - это центральная синагога. Магдиэль был основан в 1924 году, и пять лет спустя жителки поселка решили построить синагогу. Тогда синагоги строили немного иначе, поскольку никогда не знали, когда придется спасаться от арабов (впрочем и в наши дни немного изменилось) - бетонные стены с прорезями для ружей, вход на севере со стороны Кфар-Сабы, самой безопасной стороны на тот момент. Ну и крыша, которая более напоминает армейский сторожевой пост)

В наши дни синагога расположена в центре большо эллиптического сада с фонтаном, который так и называется - "Сад Магдиэль".

В другую сторону от синагоги отходит прямая дорога в Кфар-Сабу

Строительство синагоги закончилось в 1944 году, и по форме она до сих пор напоминает крепость. Типичный для того времени интернациональный стиль, с небольшим фронтоном на входе и пятью "окнами-градусниками" на входной дверью. Внутри тоже красиво.

Вторая достопримечательность Магдиэля находится прямо напротив синагоги - избушка первопроходцев.

В июле 1924 года, после основания Магдиэля, избушку на горке построили Хаим и Миндель Колтон, репатрианты из Польши. Они купили избушку у британской армии в разобранном виде, и ввезли в Эрец-Исраэль на ослах.

Почти год эта избушка была единственный жилым зданием в Магдиэле - все остальные основатели жили в Кфар-Сабе. Впоследствии в избушке была гостиница, рабочий ресторан, лавочка и кафе. Из-за преслежовавших его финансовых трудностей Колтон был в итоге вынужден продать избу, и переехать в Петах-Тикву. Сооружение переходило из рук в руки, пока в пятидесятых годах не было покинуто и заброшено.

Цриф ха-Ришоним отреставрировали в 2003 году, и в 2005 открыли в нем Музей первопроходцев.

Я немного прогулялся по Магдиэлю в надежде обнаружить еще чего любопытного, но без особого успеха. Нашел только вот этот "дом крестьянина" (Бейт ха-Икар) и еще одну красивую синагогу. Немного удивило, что в Ход ха-Шароне, считающимся светским городом и едва ли не последним убежищем лево-либеральной элиты, количество синагог на квадратный метр чуть ли не превышает Бней-Брак.

В общем вот такая прогулка. В следующий раз мы отправимся в Петах-Тикву. Или в Нетанию

The White City (Hebrew: העיר הלבנה, Ha-Ir ha-Levana) refers to a collection of over 4,000 buildings built in a unique form of the Bauhaus or International Style in Tel Aviv from the 1930s by German Jewish architects who immigrated to the British Mandate of Palestine after the rise of the Nazis. Tel Aviv has the largest number of buildings in the Bauhaus/International Style of any city in the world. Preservation, documentation, and exhibitions have brought attention to Tel Aviv"s collection of 1930s architecture. In 2003, the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) proclaimed Tel Aviv"s White City a World Cultural Heritage site, as "an outstanding example of new town planning and architecture in the early 20th century." The citation recognized the unique adaptation of modern international architectural trends to the cultural, climatic, and local traditions of the city. Bauhaus Center Tel Aviv organizes regular architectural tours of the city.

  • Neve Tzedek

    Neve Tzedek (Hebrew: נווה צדק, lit. Abode of Justice) is a neighborhood located in southwestern Tel Aviv, Israel. It was the first Jewish neighborhood to be built outside the old city of the ancient port of Jaffa. Originally a Mizrahi Jewish and Yemenite Jewish neighbourhood, for years, the neighborhood prospered as Tel Aviv, the first modern Hebrew city, grew up around it. Years of neglect and disrepair followed, but since the early 1980s, Neve Tzedek has become one of Tel Aviv"s latest fashionable and expensive districts, with a village-like atmosphere. Literally, Neve Tzedek means Abode of Justice, but it is also one of the names for God (Jeremiah 50:7).

  • Tel Aviv Museum of Art

    The Tel Aviv Museum of Art (Hebrew: מוזיאון תל אביב לאמנות Muze"on Tel Aviv Lamanut) is an art museum in Tel Aviv, Israel. It was established in 1932 in a building that was the home of Tel Aviv"s first mayor, Meir Dizengoff. The Helena Rubinstein Pavilion for Contemporary Art opened in 1959. The museum moved to its current location on King Saul Avenue in 1971. Another wing was added in 1999 and the Lola Beer Ebner Sculpture Garden was established. The museum also contains "The Joseph and Rebecca Meyerhoff Art Education Center", opened since 1988.

  • Rothschild Boulevard

    Rothschild Boulevard (Hebrew: שדרות רוטשילד, Sderot Rotshild) is one of the principal streets in the center of Tel Aviv, Israel, beginning in Neve Tzedek at its southwestern edge and running north to Habima Theatre. It is one of the most expensive streets in the city, being one of the city"s main tourist attractions. It features a wide, tree-lined central strip with pedestrian and bike lanes.

  • Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.
    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...