Какая команда сохраняет вещи. Команды оператора в Minecraft

С помощью специальных команд, в Майнкрафт можно делать все что угодно — у нас есть полный список этих команд.

Вы сможете добавлять себе любые предметы, изменять погодные условия или просто делать себя неуязвимым. Некоторые из команд будут работать только в одиночной игре или только в мультиплеере, поэтому внимательно читайте их описание перед вводом.

Команды вводятся в чат, поэтому для того чтобы начать, нажмите — T или / и потом пишите.

Нажмите, чтобы перейти:

Команды для одиночной игры в Minecraft:

Команды для админа в Minecraft:

Если вы являетесь администратором сервера, то эти команды будут вам очень полезны. С ними вы сможете выполнить большую часть действий, необходимых для нормального существования вашего сервера.

clear <цель> [номер объекта] [дополнительные данные] — Очищает инвентарь указанного игрока ото всех предметов или конкретных ID.

debug — Запускает режим отладки или останавливает его.

defaultgamemode — Дает возможность поменять режим по умолчанию для новых игроков на сервере.

difficulty <0|1|2|3> — Изменяет сложность игры, 0 — мирно, 1 — легко, 2 — нормально, 3 — сложно.

enchant <цель> [уровень] — Зачаровывает предмет в руках, на указанный в команде уровень.

gamemode [цель] — Меняет режим игры для указанного игрока. Выживание (survival, s или 0), Творчество (creative, c или 1), Приключение (adventrure, a или 2). Чтобы команда сработала, игрок должен быть в сети.

gamerule <правило> [значение] — Дает возможность изменить несколько базовых правил. Значение долно быть true или false.

Правила:

  • doFireTick — при false прекращает распространение огня.
  • doMobLoot — при false с мобов не выпадает дроп.
  • doMobSpawning — при false запрещает спавн мобов.
  • doTileDrops — при false из разрушаемых блоков не выпадают предметы.
  • keepInventory — при true после смерти игрок не теряет содержимое инвентаря.
  • mobGriefing — при false мобы не могут уничтожать блоки (взрывы криперов не портят ландшафт).
  • commandBlockOutput — при false командный блок не выводит ничего в чат при выполнении команд.

give <цель> <номер объекта> [количество] [дополнительная информация] — Выдает игроку предмет, указанному по .

help [страница | команда] ? [страница | команда] — Выводит список всех доступных консольных команд.

publish — Открывает доступ к миру по локальной сети.

say <сообщение> — Показывает всем игрокам сообщение розовым цветом.

spawnpoint [цель] [x] [y] [z] — Позволяет установить точку спауна для игрока в указанных координатах. Если координаты не были указаны, точкой спауна окажется ваша текущая позиция.

time set <число|day|night> — Позволяет изменить время суток. Время можно указать в числовом значении, где 0 это рассвет, 6000 полдень, 12000 закат и 18000 полночь.

time add <число> — Добавляет указанное количество времени к текущему.

toggledownfall — Дает возможность включить или отключить осадки.

tp <цель1> <цель2>, tp <цель> — Дает возможность осуществить телепортацию указанного по имени игрока к другому или по введенным координатам.

weather <время> — Позволяет изменить погоду на определенное время, указанное в секундах.

xp <количество> <цель> — Дает определенному игроку указанное количество опыта, от 0 до 5000. Если после числа ввести L, будет добавлено указанное количество уровней. Кроме того, уровни можно понижать, например, -10L уменьшит уровень игрока на 10.

ban <игрок> [причина] — Позволяет заблокировать доступ игрока на сервер по нику.

ban-ip Позволяет заблокировать доступ игрока на сервер по ip адресу.

pardon <никнейм> — Позволяет разблокировать указанному игроку доступ к серверу.

pardon-ip Удаляет указанный IP-адрес из черного списка.

banlist — Позволяет увидеть список из всех заблокированных на сервере игроков.

op <цель> — Дает указанному игроку привилегии оператора.

deop <цель> — Отбирает у игрока привилегии оператора.

kick <цель> [причина] — Кикает указанного игрока с сервера.

list — Выводит список всех игроков онлайн.

save-all — Принудительно сохранит все изменения изменения на сервере.

save-on — Позволяет серверу производить автоматические сохранения.

save-off — Запрещает серверу производить автоматическое сохранение.

stop — Завершает работу сервера.

whitelist list — Выводит список игроков в whitelist’е.

whitelist <никнейм> — Добавляет или удаляет игрока в белый список.

whitelist — Включает или выключает использование белого списка на сервере.

whitelist reload — Перезагружает whitelist, то бишь обновляет его в соответствии с файлом white-list.txt (может использоваться, когда white-list.txt модифицируется вручную).

Команды привата территории в Minecraft

Эти команды понадобятся вам, если вы собираетесь заприватить территорию или выполнить другие, связанные с этим действия.

/region claim <имя региона> — Сохраняет выделенную область как регион с указанным именем.

//hpos1 — Устанавливает первую точку в соответствии с вашими текущими координатами.

//hpos2 — Устанавливает вторую точку в соответствии с вашими текущими координатами.

/region addowner <регион> <ник1> <ник2> — Добавляет указанных игроков во владельцы региона. Владельцы обладают теми же возможностями, что и создатель региона.

/region addmember <регион> <ник1> <ник2> — Добавляет указанных игроков в участники региона. Участники имеют ограниченные возможности.

/region removeowner <регион> <ник1> <ник2> — Удалить указанных игроков из владельцев региона.

/region removemember <регион> <ник1> <ник2> Удалить указанных игроков из участников региона.

//expand <длина> <направление> — Расширяет регион в заданном направлении. Например: //expand 5 up — расширит выделение на 5 кубов вверх. Допустимые направления: up, down, me.

//contract <длина> <направление> — Уменьшит регион в заданном направлении. Например: //contract 5 up — уменьшит выделение на 5 кубов снизу вверх. Допустимые направления: up, down, me.

/region flag <регион> <флаг> <значение> — Региону можно установить флаг если вы обладаете достаточным доступом.

Возможные флаги:

  • pvp — допустимо ли PvP в регионе
  • use — допустимо ли использование механизмов, дверей
  • chest-access — допустимо ли использование сундуков
  • l ava-flow — допустимо ли растекание лавы
  • water-flow — допустимо ли растекание воды
  • lighter — допустимо ли использование зажигалки

Значения:

  • allow — включен
  • deny — отключено
  • none — такой же флаг как и не в приватной зоне

Команды для плагина WorldEdit

Данные команды понадобятся вам, если на сервере установлен плагин WorldEdit и у вас есть разрешение на использование его команд. На среднестатистическом сервере, для большинства игроков — эти команды будут недоступны.

//pos1 — Устанавливает в качестве первой точки координат блок на котором вы стоите.

//pos2 — Устанавливает в качестве второй точки координат блок на котором вы стоите.

//hpos1 — Устанавливает в качестве первой точки координат блок на который вы смотрите.

//hpos2 — Устанавливает в качестве второй точки координат блок на который вы смотрите.

//wand — Дает вам деревянный топор, кликнув этим топором левой кнопкой мыши по блоку, вы установите первую точку, правой кнопкой — вторую.

//replace — заменяет все выбранные блоки на указанные в выделенном регионе. Например: //replace dirt glass — заменит всю землю на стекло в выбранной области.

//overlay — Покрыть регион указанным блоком. Например: //overlay grass — покроет регион травой.

//set — Заполнить пустую область указанным блоком. Например: //set 0 — Удалит все блоки в регионе (заполнит воздухом).

//move — Сдвинуть блоки в регионе на <количество>, в <направлении> и заменить оставшиеся блоки на .

//walls — Создает стены из <материал> в выбранном регионе.

//sel — Снимает текущее выделение.

//sphere — Создает сферу из , c радиусом . Raised может быть yes или no, если yes, то центр сферы сместится вверх на его радиус.

//hsphere — Создает пустую сферу с указанными параметрами.

//cyl — Создает цилиндр из , с радиусом и высотой .

//hcyl — Создает пустой цилиндр с указанными параметрами.

//forestgen — Создает лес площадью x блоков, с типом и плотностью , плотность бывает от 0 до 100.

//undo — Отменяет указанное количество ваших действий.

//redo — Восстанавливает указанное количество отмененных вами действий.

//sel — Позволяет выбрать форму выделяемого региона. cuboid — выделяет параллелепипед. extend — то же, что и cuboid, но при установке второй точки вы расширяете регион, не теряя выделение с уже выделенного. poly — выделяет только в плоскости. cyl — цилиндр. sphere — сферу. ellipsoid — эллипсоид (капсула).

//desel — Снимает выделение.

//contract — Уменьшить на указанное количество регион в выбранном направлении (north, east, south, west, up, down), если указано число — то и в противоположном направлении.

//expand — Увеличит регион на указанное количество блоков в указанном направлении (north, east, south, west, up, down), если указано число reverse-amount — то и в противоположном направлении.

//inset [-hv] — Сужает выбранный регион в каждом направлении.

//outset [-hv] — Расширяет выбранный регион в каждом направлении.

//size — Показывает количество блоков в выделенном регионе.

//regen — Заново генерирует выбранный регион.

//copy — Копирует содержимое региона.

//cut — Вырезает содержимое региона.

//paste — Вставляет содержимое скопированного региона.

//rotate — Поворачивает содержимое скопированного региона на указанное количество градусов .

//flip — Отразит регион в буфере в направлении dir, либо по направлению Вашего взгляда.

//pumpkins — Создает тыквенное поле с указанным размером .

//hpyramid — Создает пустую пирамиду из блока , с размером .

//pyramid Создает пирамиду из блока , с размером .

//drain — Убрать воду на указанном от вас расстоянии .

//fixwater — Исправляет уровень воды на указанном от вас расстоянии .

//fixlava — Исправляет уровень лавы на указанном от вас расстоянии .

//snow — Покрывает участок снегом на указанном от вас расстоянии .

//thaw Убирает снег на указанном от вас расстоянии .

//butcher [-a] — Убивает всех враждебных мобов на указанном от вас расстоянии . Использование [-a] убьет и дружественных мобов.

// — Дает вам супер кирку для быстрого разрушения блоков.

Как известно любому игроку, вселенная наполнена многочисленными видами различных монстров, иначе названных мобами, наткнувшись на которых даже в поздних стадиях игры можно быть убитым. Поэтому иногда команда в Майнкрафт чтобы не выпадали вещи при смерти бывает очень полезна. Более того, есть и другие способы умереть: банальное падение в лаву может привести к неминуемой гибели. Герой может быть задавлен блоками во время работы в шахте или упасть с большой высоты...



Эти случаи не такие уж редкие, и от них никак нельзя застраховаться. Можно надеяться лишь на свою удачу и внимательность. Среди продвинутых геймеров давно стала популярной команда для защиты вещей от выпадения при смерти. Им она нужна как нельзя больше, ведь алмазные вещи, добытые сложным и долгим путем, совсем не хочется потерять из-за глупого невезения.


Давайте разберем, как воспользоваться этой командой, и узнаем другие полезные вещи, которые следует осветить. Начнем с понятия "точка спауна" - иначе говоря, место, на котором вы появляетесь в начале игры или после смерти. Оно обладает конкретными координатами и может быть указано отдельной командой.

Очень часто случается, что по умолчанию в начале игры персонаж появляется в не очень подходящем или вовсе опасном для жизни месте, населенном различными мобами, способными убить игрока сразу после его появления. Можно и вовсе быть окруженным лавой, которую трудно будет обойти. Именно затем и нужна команда сохранения инвентаря – никто и ни при каких обстоятельствах не выбьет из вас ваши "сокровища", сколько бы раз вы не умерли.



Если вы убедились в пользе данной команды, стоит приступить к ее вводу. Выполняется это довольно просто, особенно, если вы уже вводили прежде какие-либо коды в игре Minecraft. При входе на любую карту или сервер требуется включить режим ввода и указать следующую команду:


gamerule keepInventory true


Обратите внимание, что перед ней должен быть указан символ "/". Если все было сделано правильно, при следующей смерти все вещи в вашем инвентаре останутся на своих местах!


Надеемся информация в статье была вам полезна! При желании вы можете оценить с статью или оставить комментарий. Спасибо за внимание!

Видео

Мы ждём Ваши комментарии, смело пишите!

Каждый игрок должен знать основные команды Minecraft без которых просто невозможно обойтись в процессе игры. С ними нужно обязательно ознакомиться перед началом игры, иначе у вас может возникнуть ряд сложностей.

Команды для Minecraft, которые позволяют взаимодействовать с игровым чатом

  • /g - данная команда позволяет отправлять сообщения в глобальный чат, и ваше сообщение будет видно всему игровому миру.
  • /m [сообщение] – с помощью этой команды Minecraft вы сможете отправить сообщение конкретному игроку.
  • ~bind [\] – эта команда позволяет запрограммировать какую-либо клавишу. В дальнейшем, при ее нажатии, сообщение или команда будут отправляться автоматически. Если поставить после сообщения [\], то сообщение можно будет редактировать.

Minecraft команды, относящиеся к точке сохранения в игре

  • /sethome – назначает точку дома (место возрождение или сохранения).
  • /home – эта команда для Minecraft позволит вам телепортироваться на точку сохранения.

Команды для постройки дома в Minecraft

Кроме основных команд, есть еще команды для дома в Minecraft , которые потребуется вам, во время создания своей жилой зоны. Для того, чтобы получить хоум зону, необходимо набрать специальную команду:
  • /settle - узнать максимально возможный размер зоны;
  • /settle 35 - установка дома (вместо 35 может быть другое число);
  • /removezone а затем / settle - перенос дома. Сначала пишите removezone , а потом в месте, на котором нужно поставить дом, пишите settle ;
  • /enterhome nick - добавляем друга к себе в дом (вместо nick пишем никнейм друга);
  • /leavehome nick - удалить друга из дома (вместо nick пишем никнейм друга);
  • /guests - показывает кто ходил по вашей зоне, пока вы были оффлайн;
  • /peoples - список тех, кто прописан в вашем доме;
  • /explosion - разрешение или запрет использовать взрывчатку на территории дома.
Внимание!
В зависимости от вашего сервера , набор команд для управления домом может отличаться. Более подробную информацию о командах, связанных с домом Minecraft вы сможете узнать, набрав /help .

Прочие команды игры Minecraft, которые стоит знать

  • /cprivate – поместить предмет под частный приват.
  • /cinfo – узнать информацию о привате предмета.
  • /cremove – команда позволяет снять приват с любого вашего предмета.
  • //wand – команда для получения деревянного топора, чтобы выделить две крайние точки диагонали региона.
  • //hpos1 – первая точка выделяемого региона.
  • //hpos2 – вторая точка выделяемого региона.
  • //sel – убирает выделение региона.
  • //expand vert – с помощью команды можно расширить регион до максимальных значений.
  • /region claim - тот регион, который вы выделили, можно зарегистрировать.
  • /region remove - удаление своего региона.
  • /region addmember - этой командой вы сможете добавлять игроков в свой регион.
  • /region removemember - а так игроки из региона удаляются.
  • /region flag pvp deny – эта команда ставит запрет на PvP в пределах вашего района.
  • /region flag pvp allow – команда на разрешение PvP.
  • /myreg – отображение ваших регионов.

    В игре Майнкрафт приходится постепенно собирать или добывать инвентарь. И очень жалко становится когда герой или аккаунт погибает. Так как тогда все вещи(инвентарь) погибают. Чтобы избежать потери инвентаря нужно в чате игры ввести следуюющую команду:

    И тогда даже после смерти вещи будут целыми.

    В популярной нынче игре В Майнкрафт,могут с игроком произойти не очень приятные события, и это может быть даже смерть.

    А это ведет за собой такие события,что играющий потеряет все свои вещи,которые были накоплены во время жизни в процессе игры.

    Суть игры такова,что возможность собирать свои вещи может появиться только при условии,что будет найдено место смерти, а это сделать не та просто,как может показаться на первый взгляд.

    В Майнкрафте для этой цели сеть команда,которая поможет вам в решении проблем и ее вы можете использовать в разных ситуациях.И есть возможность данную команду комбинировать с другими командами и благодаря этому решить свои проблемы успешно. в Майнкрафте эту команду с другими, можно добиться нужного эффекта.

    И если вам нужно,чтобы вещи не пропадали,то следует ввести и написать такую команду- gamerule keepInventory true.

    Как выше написали, смерть заставляет искать вещи.Можно заранее подумать об этом и чтобы избежать ненужной потери времени, прописать в командной строке /gamerule keepInventory true. Данная команда отключает функцию выпадения вещей.

    Еще желательны чит-коды.

    /gamerule keepInventory TRUE - эта команда позволяет при смерти не терять вещи.

    Например: Вы ходите по пещере в Minecraft, добавываете как обычно свои заветные алмазы и тут сзади подкрадывается крипер, он взорвался и ваши предметы не упали, они остались у вас и вы возрождаетесь с ними, благодаря этой великолепной команде.

    Но так интереса меньше, нет такого азарта как был раньше, так что я рекомендую не использовать эту команду.

    В Майнкрафте, как в реальной жизни, случаются неприятные события, например, смерть вдали от дома. Это событие ведет к тому, что игрок теряет вещи , накопленные непосильным трудом за всю жизнь. Ведь для того, чтобы снова собрать вещи, выпадающие после смерти, нужно сначала найти место смерти, а это бывает очень нелегко.

    Поэтому вопрос, как сделать, чтобы не выпадали вещи , очень актуальна.

    В Майнкрафте есть очень полезная команда /gamerule, которую можно использовать почти во всех случаях жизни. Эта команда устанавливает определенные правила, которые действуют во время игры. Комбинируя в Майнкрафте эту команду с другими, можно добиться нужного эффекта.

    Например, команда в Майнкрафте, чтобы вещи не выпадали, выглядит так: /gamerule keepInventory true.

    Отключение этой команды в Майнкрафте производится другой командой: /gamerule keepInventory false.

    В некоторых локациях игры, как например в локации Край очень многих различных ловушек / монстров и поэтому часто встает вопрос сохранений своих вещей инвентаря. Для такого случая предусмотрена команда, которая имеет вид:

    /gamerule keepInventory true .

    Позволяющая игроку после смерти не утрачивать свои вещи.

    Да, такая команда, действительно имеется, если е знать, то можно сохранить все вещи, даже после смерти.

    /gamerule keepInventory TRUE - вот эта команда. Е проверял мой сосед, работает. В этой игре немаловажно сохранить вещи, ведь инвентарь не так уж и просто наполнить заново.

    Введите команду /gamerule keepInventory TRUE после этого в случаи смерти вещи должны сохранится в инвентаре.

    В Майнкрафте для того, чтобы собрать необходимый интвентарь, нужно потратить немало времени и усилий. И оттого бывает вдвойне обидно, когда герой в игре погибает и все его вещи пропадают вместе с ним.

    Для того, чтобы решить эту проблему, существует следующая команда:

    После ее ввода игрок возрождается со всем инвентарем, без потерь.

    НО! Чтобы это средство сработало, нужно, чтобы были включены читы. Включить их можно такой последовательностью действий: нажать Esc --> далее Открыть для сети --> далее Использование читов --> далее выбрать Вкл. --> и потом Открыть мир для сети (это работает в одиночной игре).

    В игре майнкрафт, наприме, если прыгнуть в лаву, то можно умереть, при этом вещи теряются, то есть выпадают, чтобы они не терялись после смерти нужно в строке чата вписать вот эту команду:

    /gamerule keepInventory true

    Для ее отмены вот эту команду:

    /gamerule keepInventory false

    На представленном видео это показано наглядно:

    Есть такая компьютерная игра, разработанная программистом Маркусом Перссоном из Швеции, называется она Майнкрафт (от англ. mine шахта, добывать и англ. craft ремесло). Основной принцип игры сводится к графике песочницы, благодаря которой игрок может строить. Наверное как и во многих других играх подобного рода все кто ими увлекается сталкивался с проблемой, что после поражения (смерти) все найденные предметы, вещи терялись/выпадали. Для одиночной игры (только на одном компьютере) есть решение данной проблемы команда /gamerule keepInventory true

    И обязательно надо включить читы. Эсли читы по-умолчанию не включены то надо нажать Esc>Открыть для сети>Использование читов>Вкл>Открыть мир для сети.

    Есть множество видео в интернете как наглядно это сделать, например вот.

    Не для кого не секрет, что в любой игре можно погибнуть. Но в игре Майнкрафт вместе с жизней сгорают и нажитый трудом инвентарь. Чтобы лишний раз не рисковать достаточно ввести вот эту команду:/gamerule keepInventory TRUE и не смотря на гибель Вашего Героя, а шансов умереть у него очень много вещи останутся в игре до возрождения.

  • Основной составляющий элемент
    • text : Строка, представляющая из себя текст, который будет непостредственно отображаться. Обратите внимание, что селекторы не будут переведены в имена игроков; вместо этого используйте selector . «\n» используется для перехода на новую строку.
    • translate : Идентификатор перевода текста, который будет переведён на используемый игроком язык. Идентификаторы находятся в языковых файлах игры или пакета ресурсов. Если идентификатор отсутствует в файле перевода, будет отображён текст, записанный в этом идентификаторе. Игнорируется, если уже есть text .
    • with : Список текстовых компонентов, используемый translate .
      • Номер элемента в списке соответствует номеру аргумента %s в строке перевода. То есть первый элемент списка соответствует %1$s в строке перевода. Например: /tellraw @a {"translate":"<%2$s> %1$s","with":[{"translate":"Желаю видеть %s!","with":[{"text":"мёд","color":"gold"}]},"Медведь"]} выдаст в чат «<Медведь> Желаю видеть мёд . ».
    • score : Счет игрока в задаче. Отобразит пустую строку, если игрок ещё не отслеживается в данной задаче. Игнорируется, если уже есть text или translate .
      • name : Имя игрока, чей счёт будет отображен. Могут быть использованы селекторы. Если указано "*", то у игрока, для которого отображают текст, будет отображён его собственный счёт. Например, /tellraw @a {"score":{"name":"*","objective":"obj"}} покажет каждому игроку свой собственный счёт в задаче «obj».
      • objective : Название задачи, счёт в которой будет отображён.
      • value : Необязательно. При использовании отобразит указанное значение независимо от того, какое оно на самом деле.
    • selector : Строка, содержащая селектор (@p , @a , @r , @e или @s) и, если нужно, условия для него. В отличие от text , selector будет переведён в имя существа. Если селектор обнаружил более одной сущности, он будет отображён как Имя1 and Имя2 или Имя1, Имя2, Имя3 and Имя4 . Нажатие ЛКМ по имени игрока, выведенное командой /tellraw , введёт в чат /msg имя_игрока . Нажатие ⇧ Shift + ЛКМ по имени игрока введёт его в строку чата. Нажатие ⇧ Shift + ЛКМ по имени сущности введет её UUID в строку чата. Игнорируется, если уже есть text , translate или score .
    • keybind : Строка, отображающая клавишу, необходимую для выполнения определённого действия. Например, key.inventory будет отображать «E », пока игрок не сменит клавишу открытия инвентаря.
    • extra : Список дополнительных элементов.
      • Список элементов того же формата, что и начальный JSON-объект. Обратите внимание, что все свойства этого объекта наследуются дочерними элементами. То есть дочерние элементы сохранят те же форматирование и события, пока их не перезапишут.
    • color : Цвет отображаемого текста. Возможные значения: «black», «dark_blue», «dark_green», «dark_aqua», «dark_red», «dark_purple», «gold», «gray», «dark_gray», «blue», «green», «aqua», «red», «light_purple», «yellow», «white» и «reset» (сбрасывает цвет элементов-предков). Технически, «bold», «underline», «italic», «strikethrough», и «obfuscated» также возможны, но лучше использовать теги, приведенные ниже.
    • bold : Делает текст полужирным. Значение по умолчанию: «false».
    • italic : Делает текст курсивным. Значение по умолчанию: «false».
    • underlined : Делает текст подчёркнутым. Значение по умолчанию: «false».
    • strikethrough : Делает текст зачёркнутым. Значение по умолчанию: «false».
    • obfuscated : Заставляет символы в тексте постоянно изменяться. Значение по умолчанию: «false».
    • insertion : Когда игрок нажимает на текст при помощи ⇧ Shift + ЛКМ, строка этого элемента будет вставлена в чат. Это не повлияет на написанный ранее текст.
    • clickEvent : Совершает какое-либо действие, когда игрок нажимает на текст.
      • action : Действие, которое выполняется при нажатии.
        • open_url: Открывает value как ссылку в браузере игрока.
        • open_file: Открывает value как файл на компьютере. Используется только в сообщениях, создаваемых игрой (например, при создании скриншота).
        • run_command: Выполняет value так, будто бы игрок сам ввёл его в чате. Это также может быть команда, но она не сработает, если у игрока недостаточно прав для её исполнения.
        • change_page: Перенаправляет на страницу, указанную в value , если она существует. Может быть использовано только в завершённых книгах.
        • suggest_command: Вставляет value в чат игрока; при этом весь написанный ранее текст исчезает.
      • value : URL-адрес, текст или номер страницы книги, используемый action . Учтите, что перед командами должна быть косая черта (/).
    • hoverEvent : Показывает всплывающую подсказку при наведении курсора на текст.
      • action : Тип всплывающей подсказки.
        • show_text Показывает текст в JSON-формате.
        • show_item: Показывает всплывающую подсказку предмета, который также может содержать NBT-теги.
        • show_entity: Показывает имя сущности и, если возможно, её тип и UUID.
      • value : Возможные значения этого аргумента зависят от выбранного действия.
        • show_text : Может быть либо просто строкой, либо JSON-объектом с таким же форматированием как и основной.
        • show_item : Строка с NBT-данными предмета.
        • show_entity : Строка с составным элементом (compound) с ключами «type», «name» и «id» (должен быть UUID, но на самом деле принимает любую строку).
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...