Источники географической информации. Конспект урока по Географии на тему "Введение

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
© Баласс, 2012 Наша Земля 1-й урок географии в 5-м классе Раздел IИсточники географической информации www.school2100.ru  О чём мы узнаем со страниц учебника «Наша Земля»? Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветутЛандыши в траве зелёной,И стрекозы только тутВ речку смотрят удивлённо.Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету.Я. Аким www.school2100.ru Источник информации – это система, компоненты которой обеспечивают размещение, доступность и целостность информации в соответствии с её назначением. Географическая карта, печатное издание, теле- или радиопередача, письменное или устное сообщение конкретного лица, компьютерный файл, адрес в Интернете и др. www.school2100.ru Вспомните, что изображают на:а) плане;б) карте.2. Что обозначают цвета на карте полушарий? ПЛАН (от лат. planum – плоскость) – чертёж, изображающий в условных знаках на плоскости часть земной поверхности. КАРТА – изображение земной поверхности условными знаками на плоскости в уменьшенном виде. Голубым цветом на карте обозначена вода (моря, реки, озёра), жёлтым и коричневым – суша. Зелёным и жёлтым цветом – равнины, коричневым – горы. www.school2100.ru Считается, что на карте земного шара уже не осталось «белых пятен» – неизвестных морей и земель.  Кто занимался открытием новых земель? Согласны ли вы с этим утверждением? Какой вопрос у вас возникает? Зачем нужна география? www.school2100.ru Зачем нужна география?  Что в переводе на русский язык означает слово «география»?  Когда возникла эта наука?  Каких великих географов вы знаете?  В чём их заслуга перед наукой? www.school2100.ru Почему нужно изучать географию?  Сформулируйте тему урока.  Какие у вас будут гипотезы? Зачем нужна география? www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Кого можно считать географами? Для ответа используйте алгоритм на стр. 5 Лейф Эрикссон Счастливый Скандинавский мореплаватель и правитель Гренландии. Сын викинга Эрика Рыжего, первооткрывателя Гренландии. Перед своим походом в Америку Лейф совершил торговую экспедицию в Норвегию. По возвращении Лейф встретил в Гренландии норвежца по имени Бьярни Херьюльфссон, который рассказывал, что видел на западе далеко в море очертания земли. Лейф заинтересовался этим рассказом и решил исследовать новые земли. Примерно в 1000 году Лейф Эрикссон с командой из 35 человек отплыл на запад на корабле. Ими были открыты три региона американского побережья. Там же было основано и несколько поселений. По рассказам Лейфа и его людей были составлены первые карты Винланда. www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Сэр Фрэнсис Дрейк Английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал. Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (1577–1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота. В 12 лет стал юнгой на торговом корабле (барке). Он так полюбился владельцу судна, своему дальнему родственнику, что он после смерти завещал корабль Дрейку, и тот в 18 лет стал полноправным капитаном. В 1567 г. отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию, командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника. В 1577 г. Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель. На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Пройдя Магелланов пролив, Дрейк был отброшен штормом к югу от Огненной Земли, тем самым выяснив, что она не является частью Южного континента. Пролив к югу от Огненной Земли позже был назван его именем. www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Афана́сий Ники́тин Русский путешественник, писатель, купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря». Родился в семье крестьянина Никиты. Совершил путешествие по Персии, Индии и Турции; составил описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. В своей книге Никитин описывает и красоту южной природы, и богатство землевладельцев и вельмож, и пышность их дворцов, и бедность сельского населения, и нравы, и облик жителей Индии. www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Семён Ива́нович Дежнёв Выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, а также торговец пушниной, первый из известных европейских мореплавателей, в 1648 г. – на 80 лет раньше, чем Витус Беринг, – прошёл Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки. www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Продолжите: география – это наука о … Что характерно для науки? Сформулируйте задачи науки географии. цель, предмет изучения, методы «География» – в дословном переводе «землеописание» описание территории; объяснение происходящих на ней процессов; географический прогноз www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Используя рисунок, определите структуру географии.  Что изучает современная география?  Почему она всё активнее изучает различные сферы деятельности человека? www.school2100.ru Почему нужно изучать географию?  Определите объект изучения науки географии. земная поверхность со всем её природным и общественным наполнением www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Какими методами её можно изучать?  Выберите один из методов и оцените его роль в развитии современной географии. www.school2100.ru Почему нужно изучать географию? Что можно считать источником географической информации? Какое значение имеет эта информация для человека?  Как ответите на вопрос урока? www.school2100.ru  Кто впервые открыл Америку? Правильно ли его называть географом? Почему физическая и социальная географии так называются? Может ли человек, вооружённый географическими знаниями и умениями, благотворно влиять на будущее планеты? www.school2100.ru §1, задание 4, с. 12 Задание на дом:

Источники географических знаний

Источниками информации служат учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы.

Насыщенные информацией географические журналы и газеты.

Многие нового, полезного и интересного можно узнать из радио- и телепередач: прогнозы погоды, сообщения о стихийных явлениях, природные диковинки, культуру населения разных стран и т.п.

Сейчас для получения необходимых географических знаний пользуются услугами Интернета — всемирной компьютерной сети. С ее помощью можно с считанные минуты обмениваться географической информацией — картографической, текстовой, видео, звуковой.

Чтобы получить географические сведения и знания пользуются различными методами исследований.

Древнейшим является описательный метод исследования. Он заключается в описании объекта (где расположен, как менялся со временем, как влияет на другие объекты и др.). Описание выполняется на основе наблюдений за явлениями и процессами.

Этот метод и сейчас является одним из основных. Древним является и экспедиционный метод. Слово "Экспедиция" означает "поход". Экспедиция — это командировке группы людей для исследования определенных объектов или явлений. Материал, собранный в экспедициях, образует основу географии.

Опираясь на него, наука развивается.

Исторический метод позволяет выяснить, как возникли и развивались во времени объекты и явления. Литературный метод заключается в изучении литературы — всего, что уже написано с данной теме. Картографический метод исследования состоит в определении местонахождения объектов и нанесение их на карту.

Умело читая географические карты, исследователь может получить много необходимой информации. К новым методам относятся аэрокосмический — Изучение поверхности Земли по снимкам с самолетов и космических аппаратов. С помощью метода моделирования, Используя компьютерную технику, предусматривают изменения в окружающей среде.

Глобус.

Первичные источники знаний

Первичные источники общественно-географических знаний связаны с общественно-географическими полевыми исследованиями, когда объекты изучаются прямо на местности благодаря непосредственному знакомству с ними, благодаря наблюдениям, инструментальным измерениям, а также опросу, анкетированию подобное.

Это обычно исследования отдельных хозяйств и предприятий (сельскохозяйственных, промышленных, строительных, рекреационных и др.), а также населенных пунктов и мест сосредоточения производства и инфраструктуры (совокупности сооружений и служб, обеспечивающих функционирование отраслей производства и условий жизнедеятельности общества).

Первичным источником общественно-географических знаний может также полевое специальное (тематическое) картографирование исследуемой территории — фактического использования земель, расселения населения, уровней техногенной нагрузки на территорию, ее экологического состояния и т.

д. Для нужд такого картографирования как основу обычно используют топографические карты или же планы землепользования или земельно-хозяйственного устройства административно-территориальных единиц, отдельных хозяйств, городов.

Первичные источники обычно обеспечивают общественно-географические знания о собственном государстве, ведь не так часто исследователям предоставляется возможность осуществить необходимые полевые исследования за рубежом.

Поэтому основными источниками общественно-географических знаний о мире являются вторичные источники. Вторичные источники общественно-географических знаний — это такие, что добытые и определенным образом упорядочены другими исследователями. Классическим примером являются различные литературные источники — историческая, географическая, природоохранная литература.

Сейчас благодаря Интернету существует возможность не выходя из дома «посещать» крупнейшие библиотеки мира.

Среди таких учреждений — библиотека Конгресса СЕЛА, Немецкая национальная экономическая библиотека, Российская национальная библиотека, Национальная библиотека Украины им. В.И.

Вернадского подобное.

Для приобретения знаний в области социальной и экономической географии очень важны различные источники, содержащие упорядоченную статистическую информацию. В Украине такими источниками являются органы государственного управления — областные и районные государственные администрации, а также государственные управленческие структуры — экологической безопасности и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологической службы, водного хозяйства, лесного хозяйства, железнодорожного и водного транспорта, электро- и газоснабжения и др..

Важные географические данные нередко содержатся также в местных органах власти. Так же полезными часто оказываются отдельные предприятия, хозяйства, учреждения с их оперативно-учетной и отчетно-статистической информацией.

Полезны также научно-исследовательские и проектные учреждения и организации, накапливающие фондовой информацию и научные?

проектные разработки по своему профилю. Интересную общественно-географическую информацию могут иметь и общественные организации и движения — этнокультурные, конфессиональные, политические (партийные), профессиональные и т.

Относительно информации о разных государства, регионы или вообще о мире, тс она есть на сайтах Организации Объединенных Наций, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной туристической организации и других известных международных организаций.

Картографический метод является традиционным методом исследований, а создание карт — это один из их конечных результатов.

Географические карты содержат информацию о различных явлениях и процессах, границах их распространения. Огромное количество тематических карт (навигационные, почвенные, климатические, синоптические, геологические, гидрологические и т.д.) содержат сведения, необходимые не только людям разных профессий: геологам и штурманам, военным и агрономам, строителям и архитекторам. Без хорошей подробной карты невозможен поход по незнакомым (и особенно малонаселенным) местам. Карты используются при планировании и проведении полевых исследований.

Они же являются основой для составления новых карт, имеющих иное информационное содержание.

Однако не все географические данные можно отобразить на карте.

Важнейшим источником информации о природе и природных ресурсах различных территорий служат географические описания в виде научных и научно-популярных изданий, журнальные статьи, научные отчеты об экспедиционных и иных исследованиях, энциклопедии, словари, статистические сборники и др.

Но кто сказал, что знания об окружающем мире мы получаем только из научных изданий?

Богатейшим источником информации, в том числе и географической, являются фотоальбомы, документальные и художественные фильмы, прогнозы погоды, а также материалы периодической печати о землетрясениях, засухах, наводнениях, открытиях, путешествиях, событиях политической и экономической жизни.

Даже почтовые марки способны многое рассказать о природе и хозяйстве различных стран.

И конечно, современные исследования невозможны без широкого применения информационных технологий. Компьютерные системы, предназначенные для сбора, хранения, обработки и распространения данных, привязанных к системе географических координат, называются географическими информационными системами (ГИС).

Это обширная база данных, которая в цифровой форме накапливает разнообразную информацию, касающуюся какой-либо территории, и может оперативно дополняться, обновляться, обрабатываться и быть в каком угодно виде, чаще всего в виде карт.

Структуру ГИС можно представить в виде системы информационных слоев. Первый слой — это картографическая основа: координатная сетка, контуры местности.

Последующие слои отражают административное деление территории, структуру дорожной сети, характер рельефа, гидрографию, населенные пункты, тип почв, растительности, сельскохозяйственных угодий, возрастной состав населения и т.д.

В сущности, ГИС — это электронный атлас. Но не только. Слои в составе ГИС могут выводиться и рассматриваться отдельно, как страницы обычного атласа, но и совмещаться в самых разных комбинациях, сопоставляться между собой, а анализ данных позволяет создать производные слои. То есть на основе имеющегося объема информации возникает новая информация.


Россия —
государство, расположенное на двух континентах, в восточной Европе и северной Азии. Крупнейшее государство мира — 17 125 422 кв/км или 1/9 площади всей суши Земли, что вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады.

Россия граничит с 19 странами (самый большой показатель в мире), из них по суше со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва — на северо-западе, Польша, Белоруссия, Украина — на западе, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан — на юге, Китай, Монголия, Северная Корея — на юго-востоке; и по морю с Турцией — на юго-западе, с Японией и США — на востоке.

Кроме этого, Калининградская область, анклав России на побережье Балтийского моря, граничит с Польшей и Литвой с восточной стороны.
России принадлежат также острова Новая Земля, Северная Земля, Вайгач, архипелаг Земля Франца-Иосифа, Новосибирские острова, остров Врангеля в акватории Северного Ледовитого океана на севере, Курильские острова (часть которых до сих пор оспаривается Японией) и остров Сахалин в акватории Тихого океана на востоке.

На востоке Россия омывается Японским, Охотским и Беринговым морями и Беринговым проливом; на севере — морем Лаптевых и Белым, Баренцевым, Карским, Чукотским и Восточно-Сибирским морями; на западе — Балтийским морем и Финским заливом; на юге — Чёрным, Азовским и Каспийским морями.

После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как республика федеративного устройства и принята в Совет Безопасности ООН и ряд других международных организаций.

Независимость Российской Федерации была объявлена 24 августа 1991 года. Глава государства — Президент (выбирается 1 раз в 6 лет), исполнительная власть принадлежит правительству во главе с Премьер-министром (назначается Парламентом по представлению Президентом).
Государственная Дума и Совет Федерации образуют двухпалатный Парламент.
Нижняя Палата Государственная Дума — 450 депутатов, выборы проходят 1 раз в 5 лет.
Верхняя Палата Совет Федерации — 170 сенаторов назначаются региональными парламентами.
В состав Российской Федерации входят 22 республики, одна автономная область (Еврейская), 4 автономных округа, 9 краёв и 46 областей.

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют прямое федеральное подчинение и являются городами федерального значения. Всего на 2015 год в РФ насчитывается 85 субъектов.

С точки зрения демографической ситуации в Российской Федерации, самым значительным событием в марте 2014 года стало фактическое воссоединение Крымского полуострова с территорией российского государства.

Столица России — Москва.

Крупнейший город России с населением 12 197 596 человек.
Сердце России — Московский Кремль.
Всего на территории России насчитывается 15 городов-миллионников, крупнейших городов с населением свыше 1 миллиона человек. Это Москва, Санкт-Петербург (больше 5 млн.

человек); Новосибирск, Екатеринбург (больше 1,5 млн. человек); Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж.

Всего Россия охватывает 11 часовых поясов с разницей от +2 до +12 часов по отношению к Гринвичу.

Население — 146 293 111 человек (на 2014 год).

Большая часть жителей России (около 80%) проживает в европейской части (Центральный, Южный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Приволжский, Уральский федеральные округа). Остальные 20% — в азиатской части России (Сибирский, Дальневосточный округа). Большинство населения проживает в городах — 75%.
В России проживают представители более 200 национальностей. Самая крупная этническая группа — русские — составляет 80% населения страны.

Татары — 4%, украинцы — 3%, чуваши, башкиры, белорусы, мордвы, чеченцы, армяне, аварцы и другие национальности — 1% и менее.
Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах. Русский язык является родным примерно для 130 миллионов граждан (92% населения России). Он же является государственным языком Российской Федерации. Также, распространены украинский, татарский, армянский и другие языки.
В России живут христиане (главным образом православные), мусульмане, буддисты (в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве — Сибири), иудеи, язычники и представители других религиозных конфессий.

Доля граждан России, являющихся православными христианами, составляет 70% всех жителей страны. Число мусульман составляет 15% населения.

Убеждённые атеисты составляют 6% населения.
Государственная валюта — российский рубль (~60 RUB = 1 USD).

Россия обладает крупнейшими в мире запасами минеральных и энергетических ресурсов, большими запасами разнообразных полезных ископаемых, наиболее важные из которых — нефть, газ, уголь, золото и другие стратегические ископаемые. Россия занимает первое место в мире по площади лесов, которые занимают 45% территории страны, обладает примерно 1/5 мировых запасов древесины.

Также, в России находится наибольшее число озёр, содержащих около четверти мировых запасов незамороженной пресной воды.
Несмотря на обширность территории , в сельском хозяйстве используется относительно небольшая часть земель — пахотные земли занимают всего 8% территории страны. Значительная часть территории приходится на зону вечной мерзлоты.

Около 3/4 территории страны составляют равнины.

На западе простирается Восточно-Европейская равнина — одна из крупнейших равнин мира, на которой расположена почти вся европейская часть России. На юге страны расположены северные склоны Кавказских гор, где находится самая высокая точка страны и Европы — гора Эльбрус (5.642 метра). На востоке равнина ограничена невысокими старыми Уральскими горами высотой до 2.000 метров.

А к востоку от Урала лежит Западно-Сибирская равнина с обширными заболоченными пространствами, окаймленная с юго-востока Алтайскими горами высотой до 4.500 метров. Ближе к побережью Тихого океана на востоке находится регион горных хребтов и плоскогорий Северо-Восточной Азии. Так, восточная часть страны, за исключением долин крупных рек, является горной местностью.

На полуострове Камчатка находится 120 вулканов, 23 из которых — действующие. Самый высокий из них — Ключевская сопка высотой 4.750 метров. Крупнейшие реки страны — Волга, Северная Двина, Дон, Иртыш, Обь, Ангара, Енисей, Лена, Амур. Крупнейшие озёра: Байкал (на юго-востоке) — самое глубокое и самое большое в мире по объёму, Ладожское, Онежское озёра (на северо-востоке).

Большая часть страны располагается в пределах умеренного климатического пояса.

Крайние районы севера и северные острова принадлежат к арктическому поясу, а некоторые южные районы близки к субтропикам. Климат почти на всей территории страны континентальный, что особенно проявляется в большой амплитуде сезонных температур и немногочисленности осадков.

На большей части территории зима продолжительная. Особенно сильные морозы наблюдаются в Восточной Якутии (-45..-50 градусов). В европейской части России температура зимой достигает от 0 до -10 градусов. Летом средние температуры составляют +15..+25 градусов. В тёплую половину года — с мая по октябрь — выпадает и основная масса осадков.
Различие климатических зон характеризует многообразие природных зон.

В арктических пустынях Крайнего Севера произрастают мхи, полярные маки, лютики; в тундре к этим видам добавляются карликовая берёза, ива, ольха. Для тайги типичны ель, пихта, кедр, лиственница. Южнее и западнее начинается зона широколиственных лесов из дуба, клёна, липы, граба.

Также, на территории страны можно найти много редких пород: монгольский дуб, маньчжурский клён, ильм, орех. В лесостепной и степной части страны — дубовые леса, разнотравье, злаки.

В черноморских субтропиках преобладают леса из пушистого дуба, можжевельники, самшит, чёрная ольха. На побережье — эвкалипт, пальма.
Богата и многообразна фауна страны. В арктической и тундровой зонах: песец, северный олень, полярный заяц, тюлени, моржи, белый медведь. В тайге обитают медведь, рысь, изюбрь, росомаха, лось, соболь, горностай, бурундук, белка; гнездятся глухарь, рябчик, тетерев, дятел, кедровка. Кроме этого, для тайги характерно наличие огромного количества комаров.

В лиственных лесах водятся дикий кабан, олень, норка, многочисленные птицы, ящерицы. В лесах Дальнего Востока — редкие уссурийские тигры, медведи, олени. Среди животных степной зоны преобладают мелкие грызуны, много сайгаков, барсуков, лисиц, крупных степных птиц (дрофа, журавль, стрепет).

В пустыне встречаются джейраны, шакалы, барханный кот, многочисленные грызуны. Много пресмыкающихся, черепах. В Кавказском регионе обитают горный козёл, кавказский олень, дикобраз, барс, гиена, медведь, а также, большое количество рептилий.

Реферат: Введение. Источники географической информации

Студент должен знать :

Ø главные вехи становления экономической географии в России;

Ø предмет изучения и главные вопросы экономической и социальной географии;

Ø основные источники географических знаний и методы географических исследований;

Ø анализировать интернет-ресурсы и другие средства массовой информации с целью получения актуальных сведений о населении и хозяйстве стран и регионов мира;

иметь представление :

Ø о роли и месте географии в древе наук о Земле;

Ø о структуре учебного предмета;

Ø о геоинформационных системах.

Понятие Экономической и социальной географии мира.

География как наука. Предмет изучения дисциплины. Главные вопросы географии. Крупные ученые экономико-географы. Место географии в системе наук о Земле. Структура курса. Традиционные и новые методы географических исследований. Основные источники географической информации. Использование географической информации в жизни людей. Геоинформационные системы.

Тема 1.

Политическая карта мира (ПКМ)

Студент должен знать :

Ø главные исторические этапы формирования политической карты мира;

Ø типологию стран по уровню социально-экономического развития, по площади, по численности населения;

Ø формы правления и административно-территориального устройства государств мира;

уметь :

Ø приводить примеры интеграционных блоков различной направленности (экономических, военных, геополитических и др.);

Ø определять экономико-географическое и политико-географическое положение стран мира (см.

Приложение I);

иметь представление :

Ø о районах региональных конфликтов;

Ø об основных направлениях международных экономических связей;

Ø об экономико- и политико-географическом положении России на современной политической карте мира;

Ø о суверенных государствах и несамоуправляемых территориях.

Этапы формирования ПКМ.

Изменения на ПКМ в новейший период. Основные методы классификации государств мира (по численности населения, площади, уровню социально-экономического развития и т.д.).

Главные блоки международной интеграции стран мира (ЕС, ОПЕК, «большая семёрка», АТЭС, СНГ, ЕвразЭС, ЛААИ и проч.).

Формы правления и административно-территориального устройства. Суверенные государства и несамоуправляемые территории.

Политико-географическое положение стран. Геополитические интересы. Региональные конфликты.

Ответы на билеты ГИА по географии

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод .

Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический .

Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования .

Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.

Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений .

Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития.

Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Методы географических исследований и основные источники географической информации википедия
Поиск по сайту.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ТЕМА 1. География как наука. Источники географической информации География - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основные объекты изучения географических наук - геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы). Экономическая география изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства предметы и орудия труда). По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются: география природных ресурсов и природопользования; география населения; география хозяйства: география управления и инфраструктуры; коммерческая география; гуманитарная география: социально-политическая география. Методы экономической географии: 1) общенаучные применяются в науках, имеющих родственный объект или предмет: математические методы: конструктивные расчеты; экономико-математические модели; оптимизационные модели; прогностические методы; статистические методы: технико-экономические расчеты; графо-аналитический метод; экономикостатистический анализ; корреляционный метод; 2) специфические методы выработанные и применяемые непосредственно в географии: экономическое районирование, энерго-производственные циклы, территориально-производственные комплексы. Под географической информацией понимается совокупность пространственно-координированных данных и (или) знаний о геосистемах или их элементах, о существующих между ними отношениях и взаимосвязи. Виды источников информации: текстовые изложения; различные документы; статистические данные; картографические материалы и другие графические изображения; аэрофото- и космические снимки. Основные источники географической информации: Визуальные наблюдения; Рассказы очевидцев; Географические карты и атласы; Справочники, учебники; Научно-популярная и энциклопедическая литература; Специальные компьютерные программы, Интернет; Художественные произведения, статьи журналов и газет; Телевидение, радио и другие источники. 1

2 ТЕМА 2. Современная политическая карта мира. Классификация и типология стран Политическая карта мира (ПКМ) это географическая карта, на которой изображены страны мира, территории стран, границы и их столицы. На ПКМ > 230 стран. Суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах (учебник, с. 9). 1. Делимитация определение границ на карте. 2. Демаркация определение и обозначение границ на местности специальными пограничными знаками. Колония это зависимая территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима (островные государства в Тихом океане). Спорные территории: Гибралтар, Фолклендские острова, Западная Сахара, Курильские острова, Нагорный Карабах. Непризнанные или частично признанные государства территории, которые самостоятельно провозгласили свой суверенитет без согласия ООН. Примеры: Республика Северного Кипра, Косово, Тайвань. Этапы формирования ПКМ 1. Древний (до 5 в. н.э.) возникновение и распад первых государств: Древняя Греция, Древний Рим, Карфаген, Древний Египет. 2. Средневековый (5 16 вв.) возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии: Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия. Великие географические открытия. Крупнейшие метрополии Испания и Португалия. 3. Новый (16 19 вв.) зарождение и утверждение капитализма в мире: Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Колониальные захваты территорий в Америке, Азии, Африке. 4. Новейший (1-я половина 20 в.) изменения, связанные в I и II мировыми войнами. Распад колониальной системы, образование социалистических государств. Распад Австро-Венгрии, Российской империи, раздел Османской империи. 5. Современный (2-я половина 20 в. по н.в.) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии и Африке, крушение социалистической системы, изменения на карте Европы и Азии. Объединение Германии (ГДР+ФРГ). Распад СССР (1991 г.), Югославии, Чехословакии. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) г. 57 суверенных государств, 2000 г Классификация стран ПО ПЛОЩАДИ ТЕРРИТОРИИ: 1. Страны-гиганты (S > 3 млн. км.²): Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. 2. Средние страны: Белоруссия, Республика Корея, Кения. 3. Страны-карлики: Ватикан, Сан-Марино, Маврикий, Барбадос. ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: 1. Страны-гиганты (N > 100 млн.чел.): Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика и Филиппины (учебник, с. 388, табл. 14). 2. Средние страны: Тунис, Польша, Латвия, Аргентина, Азербайджан, Австралия, Новая Зеландия. 3. Небольшие страны и микрогосударства: Ватикан, Андорра, Науру. 2

3 ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ (ПРИМЕРЫ СТРАН УКАЖИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО): 1. Внутриконтинентальные (сухопутные, не имеют выхода к морю): 2. Приморские(имеют выход к морю). 3. Островные: 4. Полуостровные: 5. Страны-архипелаги: Типология стран Критерии: ВВП валовой внутренний продукт (Выпишите определение из учебника, с. 11). ИЧР/ ИРЧП индекс человеческого развития/ индекс развития человеческого потенциала (Выпишите определение из учебника, с. 11). Подгруппы стран: Выпишите из учебника подгруппы стран каждого типа, с Социалистические гос-ва: Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. ДЗ: Учебник, с. 9 14, изучение конспекта лекции, задания в тетради, СР 1, 20 стран и столиц Европы. Просмотр видеоурока 3

4 ТЕМА 3. Государственное устройство стран мира. Влияние международных отношений на политическую карту. «Горячие точки» планеты Формы правления Выпишите из учебника, с определения понятий «республика», «монархия», «теократическая монархия» Заполните таблицы Формы правления Республики Монархии Парламентские Президентские Конституционные Абсолютные Формы административно-территориального устройства Унитарные Федеративные Международная политика 1. Международный терроризм (группировки Аль-Каида, Хезболла, Хамас и др.). 2. Региональные и локальные конфликты (военная операция НАТО в Югославии в 1999 году, в Афганистане в 2001 году, в Ираке в 2003 году, в Ливии в 2011 году, проблемы в Секторе Газа, в непризнанном Курдистане). 3. Борьба за нераспространение ядерного оружия. Ядерные державы: Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. «Полулегально» или потенциально ядерным оружием обладают Индия, Пакистан, Израиль, КНДР. ДЗ: учебник, с, изучение конспекта лекции, задания в тетради, СР 2. 4

5 ТЕМА 4. Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика Воспроизводство населения совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, в результате которого происходит естественное движение населения и смена поколений. Естественное движение населения изменения в соотношении родившихся и умерших. Естественный прирост населения соотношение рождаемости и смертности за определенный период (за год). ЕП = Р - С Среднемировой ЕП=1,2% в год Депопуляция уменьшение численности населения вследствие суженного воспроизводства, естественная убыль населения. Лидеры по численности населения п/п Страны мира с самой большой численностью населения Млн чел. в 2008 г. 1 Китай 1,338 2 Индия 1,148 3 США Индонезия Бразилия Пакистан Бангладеш Нигерия Россия Япония Мексика 110 Выполните следующие задания 1. Выпишите страны с высокими показателями ЕП, свыше 2% в год (не менее 7, атлас, с. 8) 2. Выпишите страны с наименьшими показателями ЕП, менее 1 % в год (не менее 7, атлас, с. 8) 3. Заполните таблицу «Типы воспроизводства населения» Сравниваемые черты Уровень рождаемости Уровень смертности Естественный прирост (ЕП) Доля детей Доля пожилых людей Подгруппы стран внутри типа (с примерами) по ЕП Направление демографической политики I тип воспроизводства ДЗ: учебник, с, изучение конспекта лекции, задания в тетради, СР 3. II тип воспроизводства 5

6 ТЕМА 5. Состав и структура населения планеты. Расселение и миграции Половой состав: соотношение мужчин и женщин в населении В мире мужчин - 50,4%, женщин - 49,6% Пользуясь картами атласа, с. 10, выполните следующие задания. 1. Выписать 5 стран с численным преобладанием мужского населения. 2. Выписать 5 стран с численным преобладанием женского населения. 3. Выписать 5 стран с примерно равным соотношением мужчин и женщин. Возрастной состав: дети (0-14 лет), взрослые (15-59 лет), пожилые (старше 60 лет) 4. Выписать 5 стран с высокой долей детей. 5. Выписать 5 стран с высокой долей пожилых людей. Этнолингвистический состав населения Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная. Е+Н=мулаты Е+М=метисы Н+М=самбо Пользуясь картами атласа (с. 9-12), учебником (68-69), заполните таблицы Однонациональные Двунациональные Многонациональные Крупнейшие языковые семьи Языковые семьи Крупнейшие народы Индоевропейская Американцы Русские Бразильцы Мексиканцы Пенджабцы Бихарцы Государственные языки Государственный(ые) язык(и) Страны Мировые Религиозный состав Религии Христианство 1) православие 2) католичество 3) протестантизм Ислам (мусульманство) Буддизм 1) 2) 3) Страны Национальные 6


Современная политическая карта мира. Классификация и типология стран Политическая карта мира Политическая карта мира (ПКМ) это географическая карта, на которой изображены страны мира, территории стран,

Тема 1. Современная политическая карта мира Страны мира территория суши в определённых границах Государство политическая организация общества в стране Современная политическая карта мира: 1. Географическая

Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты Формы правления Республика Монархия Президентская Конституционная Парламентская Абсолютная (теократическая) Смешанная Учебник, с. 17-18: республика,

Современная политическая карта мира ЕРМУЛКИНА М.Н. учитель географии МОУ СОШ 23 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Этапы формирования политической карты мира 2. Деление стран: по уровню социально экономического развития по

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. 10 КЛАСС Цели: Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные изменения.

Гаджиева Елена Михайловна Лицей 8 «Олимпия» Многообразие стран современного мира Вводная лекция (с компьютерной поддержкой) Выбор типа лекции зависит от цели, содержания материала, степени подготовленности

2. География населения ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ раздел социально-экономической географии, исследующий закономерности размещения населения по территории в различных социальных, экономических и природных условиях

Материалы по теме: Население мира. Численность. Воспроизводство. География М3 профильный уровень 10 класс. Учитель Щекота Л.В. Население. Численность. Воспроизводство Население. Половозрастной состав Изменение

Задания А8 по географии 1. В какой из перечисленных стран доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре 1) Бразилия 2) Алжир 3) Бангладеш 4) Норвегия Норвегия страна северной Европы,которая имеет наименьшую

ГЕОГРАФИЯ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.8 ББК 74.26 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред. от

Численность населения мира Типы воспроизводства Демография наука о населении О закономерностях воспроизводства населения, О его численности и естественном приросте, О возрастном и половом составе и т.д.

Задания на сайт. 11класс.Профиль. Модуль 1. Политическая карта мира. Тема Знать Уметь География как наука. Методы географии Политическая карта мира Предмет изученияи задачи современной географии. Предмет

Тема урока «Многообразие стран современного мира.» Цели урока: Образовательные познакомить учащихся с группировкой и типологией стран: экономически развитые, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса по географии "Политическая карта мира" разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции профильного обучения,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ КИБЕРНЕТИКИ, ИНФОРМАТИКИ

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 10 класса по географии Часть 1 При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов 1 под номером выполняемого

Материалы на сайт География 10 класс (профиль). Модуль 1. География как наука. Методы географии. Политическая карта мира. Итоговый тест Тема Знать Уметь География как наука. Методы географии Политическая

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича

ГЕОГРАФИЯ Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 1 Предмет и объект изучения Географии. Понятие о Географической оболочке 2 Политическая карта мира. Количество стран в мире.территория

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 11 Б, В, Д КЛАССОВ Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы среднего общего образования по географии (базовый уровень) и материалов федерального

1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате обучения учащиеся должны Знать/понимать - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

Задания на сайт. 11класс.Профиль. Модуль 1. Политическая карта мира. Тема Знать Уметь География как наука. Методы географии Предмет изучения и задачи современной географии. Предмет изучения экономической

Вариант 1. 1. Расставьте страны в порядке уменьшения их площади: Австралия, Германия, Канада, Сингапур 2. К азиатским странам относятся: А) Нигерия, Саудовская Аравия, Узбекистан Б) Вьетнам, Иран, Пакистан

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

Тема: Региональные модели демографического баланса и приоритеты демографической политики 1 Лекция 4, 5 Структура темы 2 Региональные факторы динамики численности и демографического развития регионов мира.

Государственный строй стран мира Задачи урока: Познакомиться с формами государственного правления и административно-территориального устройства Государственный строй стран мира Государственный строй характеризуется

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по географии Единый государственный экзамен по ГЕОГРАФИИ Кодификатор элементов

Смертность населения и ее география. Продолжительность жизни населения. 12 Структура лекции: Смертность и продолжительность жизни населения. Факторы, основные виды, показатели и причины смертности населения

География 10 Демонстрационный материал 2017 Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения экзамена по экономической и социальной географии мира 10 класс Предлагаемая работа содержит материалы

Приложение к образовательной программе среднего общего образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «География» Базовый уровень 10-11 класс среднего общего образования Составитель:

Методическое сопровождение к итоговой контрольной работе по географии за курс 10 класса Назначение данной контрольной работы состоит в оценке уровня общеобразовательной подготовки учащихся 10 класса. Данная

НАСЕЛЕНИЕ МИРА Таблица 1 2010 2015 2011-2015 млн. чел. доля, % млн. чел. доля, % Среднегодовые темпы прироста, % 1 2 3 4 5 6 МИР 6 923,7 100,00 7 346,6 100,00 1,19 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 1 002,8 14,48 1 028,0

Тема 3: Население мира. Вариант 1 1.Самые высокие показатели смертности зарегистрированы в: A) Австралии B) Азии C) Латинской Америке D) Океании E) Африке 2. Пребывание значительной части народа вне страны

НАСЕЛЕНИЕ МИРА Таблица 1 2010 2014 2011-2014 млн. чел. доля, % млн. чел. доля, % Среднегодовые темпы прироста, % 1 2 3 4 5 6 ВЕСЬ МИР 6 884,3 100,00 7 207,7 100,00 1,15 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 1 002,9 14,57 1

ГЕОГРАФИЯ 10 класс профильный уровень Население (продолжение). Модуль 4 Содержание Знать/понимать Уметь Религиозный состав населения мира Расселение населения. Миграции населения Городское и сельское население

Контрольная работа по географии по теме: «социальная экономическая география мира» 1 вариант Государственный строй стран мира 1. Главный объект политической карты мира это 2. Расставьте следующие страны

Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/в.п. Максаковский. 16-е изд., испр М.: Просвещение, ОАО «Моск. учеб.», 2008. Содержание курса Тема 1.Современная политическая

Раздел III. Население Мира Численность и воспроизводство населения Численность населения Земли увеличилась почти с 2,5 млрд человек в 1950 г. до 6,7 млрд в 2008 г. В 60 80-е годы ХХ в. темпы прироста населения

Население мира Новик Алексей Николаевич к.г.н., доцент 1 План Часть 1. Демография. Численность населения Земли. Часть 2. Половой и возрастной состав населения. Возрастно-половая пирамида Часть 3. Этнический

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бекасовская средняя общеобразовательная школа Наро-Фоминского района Московской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС (базовый уровень)

База вопросов по географии 11 класс 1. Главной причиной быстрого увеличения численности населения Земли является: 1)резкое увеличение рождаемости; 2)снижение смертности. 2. В большинстве стран мира рождаемость:

Содержание Предисловие... 4 Тема «География населения мира»... 5 Практическая работа 1. Рост численности населения регионов мира в ХХ веке... 5 Практическая работа 2. Типы воспроизводства населения по

СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

Практическая работа 1. Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК). п\п Страна Нефть, млрд. т Газ, трлн. м3 Уголь, млрд. т Р З Д Р З Д Р З Д 1 Россия 6,7 0,3 4,8 0,5 202 0,1 2 США 3,8

Задания А24 по географии, практика, Задания А24 по географии 1. Какая из перечисленных стран является членом ОПЕК? 1) Аргентина 2) Бразилия 3) Венесуэла 4) Мексика ОПЕК международная организация нефтедобывающих

Примерные вопросы для экзамена (1 часть) 1. Зарубежная Европа. Размеры территории и численность населения. Особенности ПГП и ЭГП. Политическая карта. Количественные и качественные сдвиги на политической

1 Требования к уровню подготовки учащихся На базовом уровне на изучение предмета отводиться 68 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит

Задания А9 по географии, практика, Задания А9 по географии 1. В какой из перечисленных стран доля городского населения в общей численности населения наибольшая? 1) Бельгия 2) Турция 3) Индонезия 4) Египет

9. Ìåæäóíàðîäíûå ñîïîñòàâëåíèÿ S&T 2008 rus_gl 9.p65 299 15.05.2008, 10:46 9. Ìåæäóíàðîäíûå ñîïîñòàâëåíèÿ 300 9.1. ÂÍÓÒÐÅÍÍÈÅ ÇÀÒÐÀÒÛ ÍÀ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈß È ÐÀÇÐÀÁÎÒÊÈ (ìèëëèîíû äîëëàðîâ ÑØÀ; â ðàñ åòå ïî ïàðèòåòó

Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Буретская средняя общеобразовательная школа», Боханского района, Иркутской области Рассмотрено на заседании НМС

Задача 6 варианта 0 Имеются данные о деятельности крупнейших компаний США в 1996 г. п/п Чистый доход, млрд. долл. Оборот капитала, Использованн ый капитал, Численность служащих, Рыночня капитлизация США,

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 8» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ проспект

Тематический план по географии 7 класс Всего 68 ч, 2 час в неделю Наименование разделов, тем Кол. часов Тема 1 «Введение» 3 ч 2 В том числе на работы практические контрольные примеч ание Тема 2 «Население

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

ЧАСТЬ 1 I вариант А1. Укажите название страны, расположенной в сейсмической зоне. 1)Япония 3)Австралия 2)Вьетнам 4)Танзания А2. Какое из перечисленных государств расположено в Африке? 1)Парагвай 3)Камерун

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации класса по географии Часть При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов под номером выполняемого Вами

УТВЕРЖДЕНО Приложение 1 к Приказу 57/15 от «22» июля 2015 г. и.о. Председателя Правления НКО АО «ЛИДЕР» К. В. Соловьев Тарифный справочник на переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ О. А. Петрусюк География для профессий и специальностей социально-экономического профиля Дидактические материалы Рекомендовано Федеральным государственным

Раньше, во времена моей школьной юности, я думал, что географическими источниками являются только учебник, карта и учитель географии. Но, с развитием технологий и стремлением оставить Землю без «белых пятен», человек создал множество быстрых и легких способов изучать планету. Многие источники информации имеют свойство устаревать, и людям необходимо заботиться об их обновлении.

Основные географические источники

География, как наука единая для всего человечества, предполагает и стандартный набор источников:

  • Карта - древнейший источник геоинформации.
  • Опытные исследования - практическое изучения планеты человеком путем путешествий и экспедиций.
  • Геоинформатика - использование высоких технологий (снимки со спутника, создание компьютерных моделей).
  • Музеи и хранилища - способ сохранения и пополнения полученной геоинформации и объектов.

Тенденция развития компьютерных технологий предполагает постепенный отход от карт на материальных (бумажных) носителях из-за их свойства постоянного устаревания. Например, карту бассейна реки Амазонки можно смело выбрасывать по истечении 50 лет - настолько быстро она меняет рельеф территорий, по которым протекает.


Роль географических источников

Основная их роль состоит в сохранении и приумножении географических знаний, а также информировании о них человека. Наука не может обходится без накопления источников, которые позволят людям использовать приобретенные знания как в экономическом плане (строительство, добыча полезных ископаемых), так и для личных нужд (организация путешествий). Как ни странно, мы используем источники геоинформации практически ежедневно. Самым простым примером можно назвать навигатор GPS.


Именно он помогает нам найти в крупном городе улицу и построить путь следования к ней. Другим часто используемым источником будут космические спутники погоды. Если раньше, чтобы узнать погоду, мы смотрели на термометр за окном, то теперь получаем эту информацию из сети Интернет, куда она попадает с погодных спутников, естественно, после её обработки в Гидрометцентре.

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, смертности и населения, сальдо , ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании , в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является .

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать .

Различают следующие источники географической информации.
1. Географические информационные системы (ГИС). ГИС — это созданные с помощью ЭВМ «архивы» географических знаний о территориальной организации и взаимодействие общества и природы. В состав ГИС входят:

ЭВМ;
программное обеспечение;
пространственная информация в виде картографических данных о природных компонентов, хозяйство, угодья, дороги и т.п..
Функционирования ГИС осуществляется в следующей последовательности:
сбор и автоматизированную обработку географической информации;
пространственная привязка географической информации и ее представление в виде электронной карты на экране дисплея;
перевод этой карты в случае необходимости в бумажную форму (например, создание атласов).
Важной составляющей ГИС являются аэрокосмическая информация, данные аэровизуальных наблюдений, наземных датчиков и т.п..
В Институте географии НАНУ идет разработка многоцелевой Национальной ГИС Украины, целью которой является создание географо-кибернетической модели страны.
2. Географические исследования:
полевые исследования;
путешествия;
краеведческие экскурсии
занятия туризмом, альпинизмом.
Полевые исследования бывают экспедиционными и стационарными. В экспедиционных относятся изучение отдельных природных компонентов, отраслей хозяйства и т.д.. Природные и хозяйственные комплексы познаются в процессе комплексных географических исследований (природно-географических, ландшафтоведческой, экономико-географических и т.д.). Экспедиционные исследования разделяют на три периода:
подготовительный;
полевой экспедиционный;
камеральный (обработки собранных материалов, написания отчета, составление карт).

Во время экспедиционных исследований используются аэрокосмические снимки земной поверхности. Их дешифрируются, т.е. распознают отражены на них объекты по их форме, цвету, тону изображения.
Искусственные спутники обеспечивают возможность исследования динамики и периодичности природных процессов, уникальных явлений и объектов (извержений вулканов, пожаров, схода снежных лавин, оползней, разломов земной коры, загрязнение атмосферы и т.д.).
В 1995 г. запущен первый украинский спутник «Сич-1», оснащенный приборами для дистанционного исследования Земли, инвентаризации и оценки земель, поисков полезных ископаемых, метеорологического прогнозирования, контроля состояния окружающей среды. В Украине функционируют Центр аэрокосмических исследований Земли, Центр радиофизического зондирования Земли, Морской гидрофизический институт.

Сейчас получается географическая информация о природных и техногенных процессах, изменения природной среды, геохимические аномалии, города и пригородные территории, загрязнение атмосферы, подтопления, состояние растительного покрова, участки радиоактивного загрязнения, выбросы очистных сооружений.
Стационарные географические исследования проводятся регулярно на протяжении многих лет на специально оборудованных географических стационарах. На них детально изучаются изменения природных комплексов во времени. Стационарные географические исследования проводятся на базах Института географии НАН Украины, Киевского, Львовского, Одесского, Харьковского и Таврического университетов.

Украина является членом Всемирной службы погоды, Всемирной метеорологической организации. Гидрометеорологические условия являются важными экономическими и социальными факторами: от них зависят социальное и экономическое состояние государства, экологическая ситуация, агропромышленных комплекс, энергетика, транспорт, коммунальное хозяйство, военная безопасность.
3. Источниками географической информации является краеведческие исследования и описания родного края, городов и других населенных пунктов. К ним также относятся описания путешествий, туристических и альпинистских маршрутов, экскурсий.

4. Важными источниками географической информации являются карты и атласы. Картографические изображения воспроизводят размеры и свойства географических объектов с помощью географических средств и знаков (линий, фигур), а также цветового тона. Комбинации географических знаков и фона являются средствами картографического моделирования, создания картографических образов (геозображень). Для понимания отображенных на карте природных и хозяйственных объектов, компонентов природных условий, процессов, а также закономерностей их распространения к картам прилагаются легенды. Текст легенды, географические названия, термины и понятия позволяют «читать» карту, пользоваться ею.
Карты являются важнейшими составляющими информационных структурных блоков географических атласов. Исключительное значение приобретают национальные атласы. По Указу Президента Украины от 01.08.2000 г. «О национальный атлас Украины» создается атлас, в котором будет отражена пространственная характеристика природных условий и ресурсов, населения, хозяйства, экологических условий, науки и культуры Украины.

Географическую информацию производят:
Институт географии;
Институт геологических наук;
Институт ботаники;
Институт зоологии;
Совет по изучению производительных сил Украины;
региональные естественнонаучные и общественно-экономические подразделения Национальной академии наук Украины.

Разнообразную географическую информацию хранят Национальный природный музей Украины, областные, районные, городские краеведческие музеи.
6. Разнообразная географические информация имеется в учебниках, пособиях, статистических справочниках, словарях, энциклопедиях, научных журналах, периодических изданиях. Географической информацией наполнены средства массовой информации: газеты, передачи радио и телевидения. Создаются географические научно-популярные, документальные, учебные фильмы. Географическую информацию можно найти в художественной литературе, произведениях живописи, ландшафтной архитектуре и т.д.. Большие возможности для получения и использования актуальной географической информации предоставляет Интернет.

Источниковедение.

Классификация источников.

Законодательные акты и нормативные документы.

Документы бывают российского (федерального) и регионального уровня. Эти документы позволяют нам раскрывать какие проблемы были более выражены того или иного времени, и как эти проблемы регулировались на каком-либо уровне.

Нормативные документы помогаю вывить политику государства, а так же способы ее реализации на местах.

Нормативный акт - это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения.

При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты - это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е.

Методы географических исследований и основные источники географической информации

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Делопроизводственная документация различных органов и учреждений.

Документы бывают разного характера распоряжения, взыскания, организационно — учредительные, информационные (отчеты, переписка и т.п.). Могут быть как государственных органов, так и частных.

Делопроизводственные документы - самый многочисленный вид исторических источников. В широком смысле к ним относится весь комплекс документации, образующейся в результате деятельности любого органа управления, независимо от масштаба и формы собственности объектов управления.

Статистические материалы.

Статистика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.

Существует три вида группировки статистики:

Аналитическая группировка - позволяет выявить связь между группировками.

Типологическая группировка - разделение исследуемой совокупности на однородные группы.

Структурная группировка - в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, по определенному признаку.

Группировки бывают первичными и вторичными. Первичные группировки получаются в ходе статистических наблюдений. А вторичные осуществляются на основании первичной.

Статистические методы - методы анализа статистических данных. Выделяют методы прикладной статистики, которые могут применяться во всех областях научных исследований и любых отраслях народного хозяйства, и другие статистические методы, применимость которых ограничена той или иной сферой. Имеются в виду такие методы, как статистический приемочный контроль, статистическое регулирование технологических процессов, надёжность и испытания, планирование экспериментов.

Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью.

Выделяют три вида научной и прикладной деятельности в области статистических методов анализа данных (по степени специфичности методов, сопряженной с погруженностью в конкретные проблемы):

а) разработка и исследование методов общего назначения, без учёта специфики области применения;

б) разработка и исследование статистических моделей реальных явлений и процессов в соответствии с потребностями той или иной области деятельности;

в) использование статистических методов и моделей для статистического анализа конкретных данных в решении прикладных задач, например, с целью проведения выборочных обследований.

Прикладная статистика - это наука о том, как обрабатывать данные произвольной природы. Математической основой прикладной статистики и статистических методов анализа является теория вероятностей и математическая статистика.

Государственная статистика – это деятельность, осуществляемая органом государственной статистики и его службами. Эта деятельность направлена на осуществление функций по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны.

Предоставление статистической информации – главная задача органов государственной статистики и продукция их деятельности. Как любая продукция, она имеет стоимость. Особенно дорогой является та информация, получение которой выходит за пределы программы работы государственной статистики.

Структура органов государственной статистики соответствует административно-территориальному делению страны. В двух городах – Москве и Санкт-Петербурге - имеются местные комитеты по статистике, то же – в автономных республиках. В краях и областях также работают комитеты статистики. Низовым звеном являются районные инспектуры государственной статистики, которые имеются в административных районах краев и областей, крупных городов.

Основные функции всех статистических органов состоят в сборе, обработке, анализе и представлении и данных в удобном пользователю виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центробанком РФ и его конторами на местах, Минфином РФ и его местными органами, Госкомимуществом РФ и его службами. Комитетом по труду и занятости РФ ит.д.

Периодическая печать.

Заметки корреспонденции в местных и центральных газетах.

Периодическая печать — вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, функциями которых являются организация (структурирование) общественного мнения, осуществление идеологического воздействия государства, информационное обслуживание экономической деятельности в сфере частного предпринимательства, установление обратной связи в системе управления.

Периодическая печать делится на три разновидности: газеты, журналы, повременные издания научных обществ.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...