Икона божией матери спас недреманное око молитва. Икона божией матери "недремлющее око" ч.1

Небесный мир, полный различными религиозными героями, можно увидеть изображенным на старинных религиозных святынях. Их художественные образы, наглядно представленные на священных полотнах, могут иметь разное смысловое значение. Одной из таких является икона «Всевидящее око».

История иконы

Согласно некоторым литературным сведениям, предположительное место появления Божией иконы «Всевидящее око» принято считать Владимирскую область. Именно там, местными мастерами иконописцами был сотворен такой замечательный шедевр, художественные элементы которого вызывают у ценителей искусства и православных верующих отдельный восторг.

Что означают символы на иконе

Тем, кому не раз приходилось видеть икону недремлющее око, прекрасно помнят её главные отличительные черты, отчетливо представленные на данном священном полотне. Ключевые детали иконы «Всевидящее око» наполняют изображение глубоким смыслом, позволяющий людям сформировать важное представление о существовании земного мира, которое находится под влиянием всемогущего Иисуса Христа.

Центральной фигурой иконы выступает образ Христа Спасителя. Расположенный в кругу данной иконописной композиции, он излучает от себя яркий благодатный свет, пронизывающий души молящих о помощи людей.

Множественные глаза, которые представлены во внутренней части следующего, более объемного по диаметру круга, являются выражением взаимосвязи, которая прослеживается между духовной и земной реальностью. Их количественное многообразие олицетворяет простых людей, которые, несмотря на своё индивидуальное и независимой на первый взгляд существование, полностью находятся под влиянием Иисуса Христа.

Последний и, пожалуй, самый значимый круг отведен Господу Богу. Он изображен в верхней части данной окружности.

Находясь на возвышении, он представляется главным предводителем всего Царства Небесного, которое состоит из различных героев библии. Оттуда, Бог оказывает благословение всем живым и миролюбивым жителям.

Таким образом, икона Всевидящее око Божие позволяет подчеркнуть следующие важные мысли:

  • Иисус Христос следит и наблюдает за всеми живущими людьми, некоторым из которых он отдельно старается помочь, излучая на них свой благотворный свет.
  • Богоматерь является хранительницей и защитницей людей.
  • Господь Бог, главный миротворец и миросоздатель всего живого на земле. При этом его власти подчиняются все.

В чем помогает икона «Всевидящее око»

Следует сказать, что икона Божией Матери «Всевидящее око» можно встретить далеко не везде. Однако, этот образ, также как и остальные святые образы, таит в себе великую чудотворную силу.

Значение «Всевидящего око» на иконах крайне велико.

Она осуществляет важную защитную функцию, помогая людям убрать от себя негативную публику, раскрыть уникальные творческие способности, уберечься от потери зрения и полной слепоты.

Отдельным местом для иконы могут выступать любые домашние места. Самое главное, чтобы данная святыня была хорошо видна всем проживающим в доме членам семьи, и чтобы возле этого места было удобно произносить слова молитвы.

Отдельно хотелось бы добавить, что если некоторое время полностью сфокусировать свой взгляд на иконе всевидящий глаз, то можно обратить внимание на последующее вращение трех круговых сфер, которые сливаясь воедино, будут создавать впечатление вращения.

Молитва перед святыней

Молитва может осуществляться как во время церковно-православной службы совместно с остальными людьми, так и самостоятельно. Её слова звучат следующим образом:

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Причины могут быть разные: собственная болезнь, недомогание близких или их кончина. Мало ли препон подстерегает нас от рождения к могиле. И день оборачивается ночью: мы погружаемся в беспросветный мрак, над которым, кажется, никогда не встаёт солнце. Холод и отчаяние лишают сил, и мы в беспокойстве оглядываемся по сторонам в поисках сочуствия. И находим их у всесвятой и всеблагой Божией Матери. Она осушает наши слёзы и посылает лучик тепла и надежды, что разгоняет самую беспросветную, самую холодную мглу.

О, сколько православных икон Божией Матери хранятся почтительно и любовно по бескрайним просторам Руси. И в каждом пребывает частичка благодати Царицы Небесной. К Её иконам несут православные свои беды и радости, к Ней обращаются за помощью и поддержкой. Среди сонма Богородичных образов есть один, о котором практически ничего не известно - кто его написал и когда. Но трогательное, поэтическое название иконы наполняет душу особым светом и теплом: вслушайтесь - православная икона Божией Матери "Недремлющее око". Имя это радостно, как улыбка, слетевшая с горних высот.

Суровые испытания, выпавшие на долю нашей страны, не позволили сохраниться множеству документов. Они сгорели в горниле революций и войн. Вместе с этими документами безвозвратно исчезли факты, и теперь мы можем лишь догадываться, додумывать. Что нам известно о православной иконе Божией Матери "Недремлющее око"? Увы, практически ничего. Можно лишь сказать, что тот, кто писал этот образ, был приверженцем итальянской школы живописи. Зато народная память сохранила чудеса, явленные Божией Матерью ради Её иконы "Недремлющее око".

Подавляя в себе предательскую жалость, товарищ Трухин вёл хрупкую изможденную женщину для исполнения приговора. Он давно знал эту контру, но не это мешало ему. Мало ли знакомых он ставил к стенке и исполнял справедливый приговор революции. Смущало другое. Впервые он увидел Ирину Константиновну цветущей женщиной, которая сидя за праздничным столом, приветствовала его: "Христос, воскресе!". И даже сейчас, как тогда в душе окликнулось: "Воистину воскресе". Трусливо оглянувшись - не подслушал ли кто контрреволюционных мыслей, Трухин ударил женщину. Ударил, чтобы выбить из себя эти ненужные и опасные воспоминания. Женщина поскользнулась, но не упала. Она оглянулась на мучителя и тот удивился: Ирина Константиновна не кричала, не плакала не просила. Такое самообладание редко, но случалось видёшь Трухину. Но эта женщина... улыбалась, не блуждающей улыбкой сумасшедшей, а радостной улыбки встречи с родными. При этом она смотрела на купола собора, стоявшего неподалёку. Трухин оглянулся и увидел, как в безоблачном небе, на фоне куполов, проступает икона Богородицы. Ирина Константиновна перекрестилась, шепча молитву, а Трухин в злобе и панике выстрелил в образ. Икона вспыхнула нестерпимым светом.

Обезумевший от страха Трухин, бросил оружие и с жалобным криком ослепшие глаза: теперь он был беспомощнее котёнка, а о расстреле забыл и думать.

Православная икона Божией Матери "Недремлющее око" известна не так широко, как Казанский или Владимирский образы, но ежедневно сотни паломников стекаются в Спасо-Преображенский собор города Рыбинска, чтобы поклониться дивному образу, дабы попросить Царицу Небесную ради Её образа "Недремлющее око" о том, чтобы не оставила неразумных чад в опасности телесной и духовной. Сей чудотворный образ прославлен также благодатными исцелениями.

В го-ро-де Ры-бин-ске, в мо-на-стыр-ской ча-совне, устро-ен-ной неда-ле-ко от вок-за-ла Ры-бин-ско-Бо-ло-гов-ской же-лез-ной до-ро-ги, на-хо-дит-ся древ-няя чу-до-твор-ная ико-на, име-ну-е-мая «Недрем-лю-щее око». Ее по-жерт-во-ва-ла дочь зна-ме-ни-то-го про-по-вед-ни-ка, про-то-и-е-рея Ро-ди-о-на Пу-тя-ти-на, ко-то-рый пи-тал к этой иконе осо-бен-ное бла-го-го-ве-ние вслед-ствие се-мей-ных пре-да-ний. Об-раз име-ет 10 верш-ков в ши-ри-ну и один ар-шин в вы-со-ту; пи-сан он на по-лотне, на-кле-ен-ном на де-ре-вян-ную дос-ку; жи-во-пись его при-над-ле-жит к ита-льян-ско-му сти-лю. Пре-свя-тая Де-ва изо-бра-же-на в по-ло-ви-ну ро-ста; Она си-дит пе-ред сто-лом в ком-на-те с по-до-бран-ной на ле-вой сто-роне за-на-ве-сью тем-но-зе-ле-но-го цве-та. Гла-ва Ее по-кры-та бе-лым по-кры-ва-лом, из-под ко-е-го вид-не-ют-ся во-ло-сы. Пре-чи-стое ли-цо Ее и пе-чаль-ный взор опу-ще-ны до-лу и об-ра-ще-ны к ле-жа-ще-му Бо-гом-ла-ден-цу. Ле-вая ру-ка Бо-го-ма-те-ри, по-ко-я-ща-я-ся на сто-ле, под-дер-жи-ва-ет гла-ву Ее, а пра-вая спя-ще-го Бо-гом-ла-ден-ца. Гла-за Пред-веч-но-го Мла-ден-ца за-кры-ты, а гла-ва Его об-ра-ще-на в пра-вую сто-ро-ну; пра-вая ру-ка по-ко-ит-ся на пра-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри, а ле-вая на со-гну-том ко-лене Его ле-вой но-ги; сред-няя часть те-ла по-кры-та бе-лой таф-той. Вни-зу ико-ны на-хо-дит-ся сле-ду-ю-щая над-пись: «Аз сплю, а серд-це Мое бдит» (). Эта над-пись сви-де-тель-ству-ет, что на-име-но-ва-ние ико-ны «Недрем-лю-щее око» име-ет сим-во-ли-че-ское зна-че-ние: она ука-зы-ва-ет на то, что Спа-си-тель и Его Пре-чи-стая Ма-терь все-гда неусып-но пе-кут-ся о на-шем спа-се-нии.

Дру-гая ико-на с та-ким же на-зва-ни-ем на-хо-дит-ся в го-ро-де Уг-ли-че Яро-слав-ской гу-бер-нии, в Бо-го-яв-лен-ской ча-совне , устро-ен-ной под со-бор-ной мо-на-стыр-ской цер-ко-вью. Она по-жерт-во-ва-на в 1848 го-ду жи-тель-ни-цей Уг-ли-ча А. В. Ле-бе-де-вой, ко-то-рая удо-сто-ве-ри-ла, что сия ико-на очень древ-няя и с дав-них пор счи-та-ет-ся чу-до-твор-ной. Ико-на име-ет бо-лее ар-ши-на вы-ши-ны и 3/4 ар-ши-на ши-ри-ны и пи-са-на на дос-ке ита-льян-ской жи-во-пи-сью. Бо-го-ро-ди-ца изо-бра-же-на си-дя-щей в ком-на-те с ок-ном на пра-вой сто-роне. Гла-ва Ее об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну и по-кры-та до плеч по-кры-ва-лом си-не-го цве-та, из-под ко-то-ро-го вы-би-ва-ют-ся во-ло-сы. Очи Бо-го-ма-те-ри по-лу-от-кры-ты и об-ра-ще-ны к спя-ще-му Пред-веч-но-му Мла-ден-цу. Верх-нее оде-я-ние Ее го-лу-бо-го, а ниж-нее ало-го цве-та. Спя-щий Бо-гом-ла-де-нец по-ко-ит-ся на ле-вом ко-лене и ле-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри; гла-ва Его об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну; ру-ки сло-же-ны под грудь, а но-ги со-гну-ты в ко-ле-нях и опу-ще-ны вниз. Все те-ло Его оде-то в ру-баш-ку бе-ло-го цве-та и по-ло-же-но на раз-вер-ну-тую бе-лую пе-ле-ну, один край ко-то-рой под-нят пра-вой ру-кой Бо-го-ма-те-ри в уро-вень с Ее пра-вым пле-чом. Ико-на укра-ше-на по-зо-ло-чен-ной ри-зой и вен-ца-ми. Дру-гие укра-ше-ния на сей иконе — три се-реб-ря-ные изо-бра-же-ния ног и два се-реб-ря-ных кре-ста по-жерт-во-ва-ны ли-ца-ми, ис-це-лив-ши-ми-ся по-сле мо-лит-вы пе-ред сей ико-ной. Пе-ред этой ико-ной, рав-но как и пе-ред пер-вой, чи-та-ет-ся сле-ду-ю-щая мо-лит-ва Бо-го-ма-те-ри: «О, Пре-див-ная Гос-по-же, Вла-ды-чи-це Бо-го-ро-ди-це! При-и-ми нас, при-па-да-ю-щих к Тво-е-му об-ра-зу; воз-зри недрем-лю-щим оком Тво-им на ду-шев-ные яз-вы на-ши гре-хов-ные; умо-ли серд-цем бдя-ще-го о нас Сы-на Тво-е-го, Хри-ста Бо-га на-ше-го, да из-ба-вит нас с ве-рой к Нему при-бе-га-ю-щих от тяж-ко-го сна гре-хов-но-го и от всех на-вет вра-же-ских, да спа-сет ду-ши на-ша, яко Че-ло-ве-ко-лю-бец».

Изображение воспроизводится по изданию: София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. М.: Радуница, 2000.


с. 332 ¦ 122. Спас Недреманное Око, с избранными святыми

Вторая половина XVI века. Москва
Дерево, темпера. 40 × 33
Происхождение неизвестно
ГТГ, инв. 12871

Спас Эммануил возлежит на одре, находящемся в райском саду с фантастическими цветами. Одр покоится на скалистой горке с пещерой. Сверху из небесного сегмента на Христа сходят три луча света, слева Спасу предстоит Богоматерь, справа - ангел в далматике с лором, с Голгофским Крестом в руке. К одру слетает ангел с рипидой.

Этот иконографический тип известен в византийском искусстве с начала XIV века (фреска собора монастыря Протат на Афоне). Самые ранние из сохранившихся русских изображений «Спаса Недреманное Око» относятся к XVI веку. Изображение иллюстрирует текст 120-го псалма (ст. 2–7) : «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля. Господь - хранитель твой; Господь - сень твоя... Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек». Эти строки указывают на охранительную символику изображения «Спаса Недреманное Око» и объясняют, почему оно часто во фресковых росписях помещалось над входом в храм.

На полях иконы расположены полуфигуры и фигуры святых.

  1. Неизвестный святитель;
  2. Алексий человек Божий (ум. 411) - один из наиболее почитаемых святых как западной, так и восточной Церковью 1 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. 1. Стлб. 118–119;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. 1. С. 32.
  1. Преподобный Макарий Великий (ок. 301–391). По месту рождения был египтянином. Оставил после себя множество посланий и бесед, отмеченных печатью аскетизма. Мощи св. Макария покоятся в городе Амальфи (Италия) 2 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 1545–1546;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 345–346.
  1. Симеон столпник (ум. 459) 3 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 2059–2060;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 162–163.
  1. Преподобный Феодосий Печерский (ок. 1036–1074) - церковно-политический деятель, второй игумен Киево-Печерского монастыря с 1062 года, ученик преподобного Антония Печерского. Во время своего игуменства возвел многие монастырские постройки, в том числе Успенский собор. Преподобный Феодосий известен также как автор нескольких поучений 4 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 2414;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 263;
  • Словарь книжников и книжности Древней Руси XI - первой половины XIV в. / Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1987. С. 457–459;
  • Словарь исторический о русских святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., 1991. С. 249–250.
  1. Преподобный Антоний Печерский (XI в.) почитается как основоположник русского иночества. Принял пострижение на Афоне. Вернувшись в Киев, основал Киево-Печерский монастырь, ставший духовным центром Киевской Руси 5 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. I. Стлб. 190–191;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 50–51; СИРС. С. 24–26.
  1. Феодор Стратилат Гераклейский - святой воин, великомученик. Родился в городе Евхаит (Малая Азия), был римским военачальником в Гераклее. По приказу императора Ликиния за отказ отречься от Христа принял мученическую смерть в 319 году 6 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 2412;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 253–256.
  1. Никита воин (IV в.). Константинопольский священномученик, принадлежал к племени готов. Крещение принял от Готфского епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Около 372 года при язычнике Атанарихе Никита был сожжен за проповедь христианства 7 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 1641;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 20–22.
  1. Великомученица Екатерина (начало IV в.). Была дочерью правителя Александрии, тайно приобщилась к христианскому учению. По приказу императора Максимиана приговорена к мучительной казни. Мощи ее покоятся на горе Синай в Египте 8 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. I. Стлб. 848;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 182–183.
  1. Великомученица Варвара (?). Жила в III веке в городе Илиополе в Финикии. Казнена по приказу отца, знатного язычника, в 306 году. Мощи ее в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII - на Русь, в настоящее время находятся во Владимирском соборе в Киеве 9 ;
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. I. Стлб. 440;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. I. С. 80–81.
  1. Великомученица Параскева Пятница (III в.). Дочь родителей-христиан, особо чтивших пятницу - день страстей Христовых. За проповедь христианства была подвергнута мучениям и казнена. На Руси почиталась как покровительница семьи, торговли (о чем напоминает название «пятницкие ярмарки»), домашнего скота, воды 10 .
  • Полный православный Богословский энциклопедический словарь (Богословская энциклопедия). Репринтное издание. М., 1992. Т. 1–2. Т. II. Стлб. 1761;
  • Энциклопедия православной святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1–2. Т. II. С. 73–75.

Н. Бекенева с. 332
¦


Особое внимание верующих сегодня привлекают необычные разновидности церковного искусства. Достаточно редкой, уникальной по композиции является икона «Всевидящее око», которую можно приобрести как у коллекционеров, так и в интернет-магазинах. Каков смысл данного образа, о чем можно перед ним молиться?


Значение и смысл иконы Всевидящее око

Впервые глядя на данное изображение, можно даже не понять, что это - икона. «Всевидящее око Божие» - образ Господа, как видно из названия. Чтобы в него вникнуть, необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о творении мироздания согласно идее креационизма. Об этом написано в книге Бытия, если коротко - христиане придерживаются мнения, что все на свете, включая Вселенную, является результатом личного творения Бога.

Живописный язык в данном случае глубоко символичен. Сама идея взята из Псалма Давида (32, стих 18). Считается, что здесь речь идет о конкретном лице Святой Троицы - Иисусе Христе. Первые изображения такого типа относятся к концу 18 - началу 19 в.

  • Хочется исправить ошибочное мнение - это не масонский символ. Глаз в треугольнике имеет гораздо более древнее происхождение. Действительно, многие оккультные и прочие группировки используют христианские символы. Поэтому нужно быть осторожней в вопросах веры, твердо придерживаться православных традиций.
  • Ни в коем случае нельзя попадаться на уловки «магов», которые заманивают доверчивых людей при помощи церковной атрибутики. Они используют свечи, образа, символику и даже молитвы. Но обращаться к оккультным течениям, колдунам - очень большой грех. Последствия от него могут быть намного серьезней той проблемы, которую человек пытается решить.

На иконе «Всевидящее око» каждый символ имеет глубокое богословское значение. Глаз символизирует одно из качеств Бога - всеведение. Не надо думать, что Господь днем и ночью «следит» за человеком. Он просто знает, ведает все, что происходит в каждый момент времени в каждой точке Вселенной. Также не стоит воспринимать эту композицию как часть «портрета» Бога и думать, что у Него - две пары глаз. Большинство изображений - просто символы. Никому из смертных лицезреть Бога не дано.

Основой изображения является круг - он повторяется несколько раз. Круг - символ бесконечности, совершенности, самодостаточности Бога. В центре изображается Христос Эммануил. От центрального круга расходятся лучи, по количеству евангелистов. На их концах также изображаются окружности, в которые заключены различные символы.

Между вторым и первым кругом - две пары глаз, нос и губы. Между крайними окружностями - херувимы. Сами окружности имеют различные надписи. Сбоку могут изображаться святые.

  • Господь Саваоф - Творец вселенной. Изображается в виде Старца. Вероятно, именно эта часть композиции смущает часть духовенства, поскольку изображать первое Лицо Троицы в православии запрещено.
  • Эммануил - Христос в возрасте подростка. Имеет зрелое выражением лица, чтобы подчеркнуть изначальное божественное происхождение Иисуса. Правая рука в благословляющем жесте. Над головой крестообразный нимб.
  • Богородица - женщина, ставшая связью между божественной и человеческой природой Христа. Некоторые ошибочно принимают Всевидящее Око за икону Богородицы.
  • Иисус Христос - Спаситель людей и Царь мира, Судья - ему вверено вершить людские судьбы.
  • Глаза - символ Всевидящего Ока, напоминание о том, что Бог все видит и Сам творит суд.


Особенности святого образа

Важную роль в иконе занимает изображение Книги - Священного Писания, как проводника воли Божией в человеческом мире. Также написаны фигуры четырех авторов Евангелия, которое возвещает миру Благую весть. Через него более полно открывается и тайна Святой Троицы.

  • Евангелист Матфей - в виде коленопреклоненного ангела.
  • Евангелист Марк - в виде существа с четырьмя крылами.
  • Евангелист Иоанн - лев с крыльями, держащий Книгу.
  • Евангелист Лука - в виде крылатого тельца, также с Книгой.

Также есть и другие символы, которые могут отсутствовать в некоторых вариантах изображения. Образ может показаться загадочным, но упорному исследователю он будет постепенно показывать сокрытые в нем Истины. Внимание наблюдателя поначалу приковано к изображению глаз. Вся композиция вряд ли сразу сможет уложиться в голове неподготовленного зрителя, над ней следует поразмышлять.

Каждый круг имеет собственный цвет. Это придает всей иконе перспективу, наблюдатель как будто смотрит на свод высокого здания, а может и в окно, через которое видно Небеса. Образ призван успокаивать молящегося, который понимает, что Бог постоянно рядом с ним, и одиночество - это миф. В любой нужде человек может довериться Богу, переложить на Него свои заботы, единственное, мешает этому лишь закрытость души и разума.


Чем помогает икона Всевидящего Ока Божьего

От чего может защитить икона, где изображено Всевидящее око Господа? Особых рекомендаций нет - человек не может ограничивать Самого Творца. Он всесилен - способен избавить человека от любых неудач, подарить здоровье, бодрость и духовную радость. Библейский царь Давид был простым пастухом, пока Господь не возвысил его над всеми. Не стоит опасаться, перед этим образом можно молиться о любой проблеме.

Есть мнение, что образ покровительствует служителям закона. Но Господь дарит Свою защиту всем, независимо от места работы, возраста, пола или национальности. Также Он видит не только внешнюю сторону жизни, поступки и дела, но знает все, что творится в сердце человека, даже мысль не укроется, по словам святых отцов. Напоминая об этом, икона способна удерживать человека от греха. Надо следить даже за мыслями, ведь любой грех сначала начинается как помысел, который подбрасывает бес.

Грешнику икона «Всевидящее око» помогает утвердиться в вере, родителям - в воспитании детей. Перед любым ответственным решением, началом важного дела следует помолиться и провести время в размышлениях. Не стоит слишком много говорить на молитве, желательно подойти к самой сути - какие именно события человек видит желанными и почему? Не хочется ли переделать близких или окружающий мир «под себя»?

Господь - не волшебная палочка, не надо относиться и к иконам, как к инструменту, с помощью которого исполняются желания. Прежде всего Господь желает покаяния человека, ждет изменений в сердце. Только тогда личность находит Бога, когда начинает искать Его. Насильно Творец никого не заставляет поступать правильно, потому что такая свобода ничего не стоит. Если же покаяния нет, надо о нем просить, читать Евангелие, стараться понять, что нужно делать, чтобы стать лучше.

Если же молитвы полны упреков и требований, они останутся без ответа. Не потому, что Господь «не хочет» отвечать, а потому, что Он не может идти против законов мироздания, которые Сам создал. Заповеди - это не какие-то ограничители свободы, а предупреждающие знаки на пути к пропасти. Как в мире видимом правят законы физики, так они - в духовном.

Расположение икон

Изначально композиция «Всевидящее Око» не являлась иконой, а находилась на стенах, куполах храмов, в качестве росписи. Только со временем ее стали изображать на досках, ставить в домах. В храмах, построенных в 18-19 вв. такие росписи сохранились до сих пор, многих они удивляют необычным видом, поскольку в современных церквях их не встретишь.

Сегодня старинные редкие иконы можно приобрести у частных лиц, но и современные иконописцы используют этот сюжет. Некоторые священники считают его неканоническим, поэтому икону «Всевидящего ока» довольно редко можно увидеть в храмах. Но приобрести в магазине ее не возбраняется.

По поводу каноничности изображения ведутся споры, тут надо принять обдуманное решение. Не повлияет ли образ на духовное состояние, не поселит ли сомнение? Если ответ положительный, стоит воздержаться. Но если покупка сделана, куда вешать икону «Всевидящее око»? К ней применимы те же рекомендации, что и к другим образам.

Раньше каждый дом изначально имел специальный «красный угол». Он был с восточной стороны, по обеим сторонам прорубались окна, чтобы святое место хорошо освещалось. Сегодня это правило для большинства людей невыполнимо, но это не значит, что надо отказаться от святынь. Если есть возможность - расположить их вдоль восточной стены. Если нет - это не критично.

Повесить образа надо подальше от телевизора, книжных полок. Хотя вместо специально полки можно использовать книжную, но кроме икон туда ставить ничего нельзя. Поблизости не должно быть ярких отвлекающих предметов, картин, тем более разжигающих какие-либо страсти. К украшениям тоже предъявляются определенные требования - это могут быть только живые цветы или ветки вербы. Если хозяйка дома занимается рукоделием, она может вышить специальное полотенце.

На открытую полку можно ставить лампаду, возжигать ее во время молитвы, по воскресеньям. Центральное место в иконостасе должны занимать образы Спасителя (Христос Вседержитель) и Богородицы (на выбор). Они должны быть и самыми большими по размеру. По бокам уже можно разместить остальные иконы, которые выберут хозяева. Это образы святых, церковных праздников, Ангелов. Иконостас должен быть расположен таким образом, чтобы ничто не отвлекало от молитвы.

По причине неоднозначного отношения к образу, специальной молитвы иконе «Всевидящее око» не написано. Однако, если возникает желание обратиться к Творцу, можно прочитать одну из молитв Господу - «Отче наш», покаянный канон, акафист Иисусу Сладчайшему. Подойдут хвалебные и покаянные псалмы. В сугубой молитве можно попросить о том, чтобы Господь открыл очи духовные, помог в усвоении Писания, постижении его смысла.

Недопустимо использование любых икон в магических ритуалах! Духовный мир сложен и даже опасен для тех, кто ступает туда неподготовленным. Многие «подвижники» жалели о своих необдуманных шагах. Лучше придерживаться традиционных молитв, посещать храм, ходить на исповедь - тогда никакой духовный враг не будет страшен. Благослови вас Господь!

Молитвы перед иконой «Всевидящее око»

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Молитва Иисусу Христу

«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...