Химия — бакалавриат (04.03.01). Специальность химия Специальность фундаментальная и прикладная химия

Самый простой вариант трудоустройства для человека с химической специальностью – преподавание и научная деятельность. Простой он потому, что чаще всего не требует дополнительных навыков, переобучения и смены рода деятельности. Специалист продолжает заниматься исследованиями, разработкой новых материалов и технологий, развивает науку, либо передаёт полученные знания следующему поколению студентов. Правда, для преподавательской деятельности может потребоваться педагогическое образование или хотя бы курсы. Решение о найме руководство учебного заведения принимает на основе внутренних правил и устава.

После окончания Казанского государственного университета я поступил в аспирантуру Института органической и физической химии имени А. Е. Арбузова, защитился в 2015 году. Наша кандидатская степень аналогична западной постдокторантуре, с ней уже можно уехать работать за границу. Можно строить карьеру по старинке, например, расти от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией. Развиваться по новому – это выигрывать гранты, в том числе международные, патентовать технологии, создать собственное производство. Повышать квалификацию лучше в зарубежных вузах: поступить в аспирантуру или ещё во время учёбы использовать немецкую службу академических обменов DAAD, собирать полезные контакты. Потом те, у кого есть интерес и перспективы, открывают свою лабораторию или бизнес, уходят менеджерами в другие компании.

Лаборатория

Недалека от академической химия и работа в лаборатории. Дополнительного обучения и новых навыков тут тоже не потребуется: лаборант химического анализа в основном исследует состав и химические свойства различных веществ. Он может быть занят в сфере экологии или контроля качества, фармацевтике или даже криминалистике.

Профессия фармацевта формально требует получения диплома о соответствующем образовании, но значительную часть времени он занимается именно химическими исследованиями, ставит опыты и оценивает результаты влияния произведённых веществ на организм. А при работе в экспертно-криминалистической или судебно-химической лаборатории химику предстоит заниматься таким же анализом веществ, просто с другой целью – результаты его работы используют иначе.

Промышленное производство

Какой бы профиль ни был у промышленного предприятия, почти на каждом необходим отдел контроля качества, где оценивают химический состав выпускаемой продукции и её соответствие требованиям и нормам. Чтобы не открывать собственную лабораторию, эту часть производства нередко отдают на аутсорс. Но есть направления, где без профильных специалистов просто не обойтись: это химическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная, стекольная промышленность, производство пластмасс и синтетических тканей, нефтегазопереработка и многие другие. следят за соблюдением технологических процессов, контролируют качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Промышленная сфера идеальна для начинающих химиков, которым необходим опыт. На многих предприятиях есть крупные лаборатории, развита система наставничества. Первые доступные должности – лаборант, оператор и аппаратчик. При желании дослужиться можно и до руководящих позиций инженера-технолога и заведующего лабораторией.

Другой неоспоримый плюс в том, что только на производстве можно найти вакансии для специалистов со средним профессиональным образованием.

Дмитрий Горбачёв

Предприниматель

Я попал на малое керамическое предприятие без профильного химического образования, лишь сейчас учусь в аспирантуре Томского политехнического университета. Работал руководителем, но кризис 2008 года заставили глубоко вникать в технологию, читать книги, журналы, посещать конференции – получать прикладные знания по химии. О карьере можно говорить, когда есть избыток возможностей в работе. Например, можно самостоятельно изучать новые техпроцессы, внедрять их на предприятии и после 3-5 таких циклов перейти на новый виток карьеры или поменять статус в компании. Продолжая научно-исследовательскую деятельность, сотрудник может посещать конференции, семинары, публиковаться и писать диссертацию за пределами предприятия. Это будет качественный скачок, возможно, даже с переходом в другую компанию. Но ничто не мешает совмещать одно с другим: основную работу технологом в большой компании с консалтингом и работой по совместительству в малой компании. Главное, чтобы они не пересекались на рынках сбыта. Такой вариант даёт деньги и опыт.

Аграрная сфера

Если бездушным пластмассам вы предпочитаете ботанику, то стоит поискать должность агрохимика. Это всё, что связано с плодородием почв и мелиорацией, удобрениями и повышением урожайности растений. В ходе лабораторных исследований определяется содержание микроэлементов, белков, жиров, углеводов, витаминов и аминокислот, минеральный состав почвы, наличие органики, солей и микроорганизмов, и, соответственно, необходимый состав удобрений.

На основе методик химического анализа почвы и растений, методов лабораторного и полевого опыта, меченых атомов, спектроскопии и хроматографии агрохимики ищут идеальный состав удобрений, которые бы благотворно сказывались на росте и развитии полезных культур, способствовали восстановлению плодородного слоя почвы и при этом благоприятно отражались на экологии.

Эта ниша необычайно востребована, и высококвалифицированный специалист легко найдёт работу, ведь экспорт удобрений в России занимает третье место по объёму после топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а доля страны на мировом рынке минеральных удобрений достигает 8,4 %. Правда, крупные компании-производители удобрений есть не в каждом регионе, поэтому может потребоваться переезд.

Производство продуктов питания

Казалось бы, как химик может стать поваром или ? Но профильное химическое образование уже не редкость в требованиях к таким вакансиям. Технологи пищевого и бродильного производств даже при поступлении в вуз сдают профильный экзамен по химии, а в их учебной программе присутствует общая, органическая, неорганическая, биологическая, физическая, пищевая, аналитическая и коллоидная химия.

Даже если процесс приготовления пищи вам совсем не близок, можно устроиться на крупные пищевые производства, где химики исследуют качество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Но даже здесь своя специфика – потребуется изучить ГОСТы, нормативы и правила выпуска продуктов питания. Бумажной работы будет много: химик экономически обосновывает изменение технологического процесса, составляет регламенты и нормативно-техническую документацию.

Огромной популярностью в последнее время пользуется , ведь собственные небольшие пивоварни есть почти при каждом крупном ресторане. Химику для такой работы потребуется пройти курсы, где расскажут о практической части: приёмке солода, его переработке и дроблении, производстве охмелённого сусла в варочном цеху, контроле процессов брожения и фильтрации пива.

А если у химика есть поварской талант, то он может освоить редкую и интересную профессию повара молекулярной кухни. В основе молекулярной кухни лежит изучение физико-химических процессов, происходящих с продуктами при готовке. Порой процесс приготовления таких блюд кажется неправильным с точки зрения классической кулинарии. Например, недостаток времени тепловой обработки компенсируется более высокой температурой. И тут нельзя однозначно сказать, кто быстрее и проще освоит эту профессию: инженер-химик научится кашеварить или повар освоит химические законы.

Парфюмерия

Многим кажется, что парфюмер – это человек с идеальным нюхом, способный определить любые ноты аромата и на интуитивном уровне чувствующий, как их смешивать, чтобы добиться особенного результата. Но по факту любой профессиональный парфюмер по образованию всё-таки химик. У запаха есть формула, и мастер своего дела должен её знать и уметь точно воспроизводить – только так можно добиться стабильности аромата на протяжении всего срока годности.

Опытные парфюмеры считают, что химик легко освоит эту новую для себя профессию при наличии природных данных и предрасположенностей. Карьера парфюмеров начинается на химических факультетах. Затем они устраиваются помощниками к именитым мастерам, поступают в одну из парфюмерных школ в России и за её пределами, а также в прославленные вузы, лучшие из которых, например, институт ISIPCA (Institut Supérieur International du Parfum de la Cosmétique et de l’Aromatique), базируются в Европе.

Единственное, что может всерьёз помешать химику освоить ароматную профессию – это частые простуды и головные боли.

«Умные» продажи

Кто ещё может легко продавать реагенты, колбы и пробирки, оборудование и приборы, как не вчерашний химик с базой контактов коллег – потенциальных потребителей. В качестве технически сложного товара всё чаще приглашают профильных специалистов, которые понимают принципы его использования и могут оценить все преимущества.

Справиться с этим может не каждый, ведь талант продажника никто не отменял. Но порой проще научить химика продавать, чем продавца – пользоваться специфическим оборудованием. Поэтому химик может поискать себя в продажах агропромышленных товаров и удобрений, стекла, керамики и продуктов нефтепереработки, фармацевтических препаратов и многого другого.

Научное шоу

Чаще всего химики ищут карьерные перспективы в слишком серьёзных областях. Но при наличии харизмы и творческого начала из скучных формул может получиться настоящее шоу!

Создатель такого проекта Виктор Соколов – по образованию учитель русского языка и литературы, но его привлёк формат яркого химического научного шоу, когда что-то взрывается, бурлит, шипит и дымит. Знаний в области химии и физики у него не было, поэтому к сотрудничеству он пригласил экспертов, которые и разрабатывают опыты для выступлений и телешоу.

Виктор Соколов, создатель шоу «Точка науки»

Химическое образование не очень популярно и не считается модным, зато необычайно востребовано на рынке труда. Производства расширяются и модернизируются, открываются новые направления, где химики раньше не требовались, например, молекулярная кухня или высокотехнологичные продажи. Поэтому, в зависимости от предпочтений соискателя и его желания развиваться и осваивать новые навыки, он может получить совершенно непредсказуемую профессию, зарплату, которая для него приемлема, и работу, которая доставляет удовольствие.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Описание

Специальность «Химия» подразумевает не только получение исчерпывающих знаний по физике, математике и информатике, но и глубокое изучение химических дисциплин: в частности, химических основ биологических процессов, высокомолекулярных соединений и химических технологий.Кроме этого, студенты изучают аналитическую, органическую, физическую и неорганическую химию. Большое внимание уделяется практическим занятиям, на которых студенты учатся исследовать химические процессы, управлять ими и выявлять закономерности их протекания, а также производить различные испытания, сертификационные в том числе. Практика студентов-химиков проходит и в учебных лабораториях, и на производстве.

Кем работать

Выпускники с дипломом бакалавра по специальности «Химия» могут устроиться на работу преподавателем (в школу, в институт и в колледж) или научным сотрудником (в проектные организации или в научно-исследовательский институт). Бакалавров-химиков с радостью возьмут на работу фармацевтические компании, фирмы, работающие в сфере химического производства, околомедицинской или косметической промышленности. Молодые специалисты могут следить за качеством продукции, курировать процессы синтеза веществ и проводить различные испытания. Одна из самых востребованных сегодня отраслей – нанохимия, и в этой сфере выпускники химического факультета всегда могут перспективно трудоустроиться.

Какие профессии существуют в сфере химических технологий? Об этом и не только будет рассказано в данной статье.

Специальность "химическая технология" - что это такое?

Химия объединяет большое количество самых различных специалистов. Это ученые, технологи, преподаватели, лаборанты и многие другие профессионалы. Без химии просто невозможно представить ни одного современного технологического устройства. Практически все окружающее нас оборудование так или иначе связано с этой наукой. Многие люди, в особенности школьники, абитуриенты или студенты, задаются вопросом о том, куда можно устроиться трудиться, кем работать. Химическая технология предполагает множество самых разных вариантов. Сюда относится, например, пищевая выпускающие разного рода продукцию заводы и многие другие предприятия.

На самом деле человек, выбравший своим направлением химию, совершенно точно найдет, куда устроиться работать. Та же специальность "химическая технология" включает в себя много направлений и подвидов. Об основных профессиях в этой сфере будет рассказано далее. Итак, информация для тех, кто выбрал направление "химическая технология".

Кем работать?

Зарплата и общее количество обязанностей - вот два основных критерия, интересующие абитуриентов больше всего. Что можно рассказать о представленной профессиональной сфере? Какие здесь существуют виды работ?

Специальность включает в себя два основных направления: практическое и теоретическое. Что можно рассказать о первом? Сюда относятся, как правило, работники производственных предприятий. Это аналитики (речь идет о специалистах по контролю над качеством производимой продукции) и прочие лица.

В обязанности этих профессионалов входит исследование состава сырья, выявление брака, работа с разного рода синтетическими волокнами, удобрениями и т.д. Химики-технологи могут работать на металлургических комбинатах, в нефтяной или газовой сфере, в медицинских организациях и т.д.

А чем занимаются теоретики? Они развивают науку и двигают технологии вперед. Место работы теоретиков - лаборатория, университет (факультет химической технологии) и прочие научно-исследовательские учреждения.

К вопросу о зарплате нельзя подойти с однозначных позиций. Естественно, зависит многое от того, где именно работает специалист, в каком регионе и т.д. Однако совершенно точно нельзя сказать, что специалисты в сфере химии получают мало. Вот некоторые данные о средних доходах химиков-технологов в России:

  • 41% вакансий с рабочими местами на производстве с зарплатой от 35 до 45 тыс. рублей;
  • 31% вакансий с рабочими местами (в практической сфере) с зарплатами от 45 до 80 тыс. рублей;
  • вакансии в научно-исследовательских центрах с зарплатами от 40 до 50 тыс. рублей.

При этом самыми высокооплачиваемыми считаются рабочие места в Москве и Санкт-Петербурге.

Необходимые для работы качества

Это особенная, сложная и непростая сфера. Именно поэтому нельзя не упомянуть о качествах и чертах характера, которыми должен обладать соответствующий специалист.

Стоит также отметить, что вопрос о том, какой тип личности должен иметь профессионал, несомненно, важнее, чем вопрос, где и кем работать. Химическая технология - специальность, предполагающая следующие качества работника:

  • Увлеченность. Нет ничего хуже, если работник не увлечен своей работой и трудится только за деньги. Химик-технолог, а тем более научный сотрудник, должен любить и уважать ту среду, в которой он работает.
  • Аналитический способность систематизировать и анализировать знания.
  • Высокая работоспособность. Стоит отметить, что осуществляемые работы в рассматриваемой сфере очень кропотливы и сложны (причем независимо от того, кем работать). Химическая технология - специальность не для всех. Сюда могут идти только очень трудолюбивые, спокойные и стрессоустойчивые личности.

Стоит также сказать, что работнику понадобятся хорошая память, развитая ручная моторика, отличное зрение, обоняние и многое другое.

Необходимые для работы навыки

Безусловно, отменные качества личности для работы важны. А что можно сказать о знаниях и навыках, необходимых для качественного осуществления работы?

Сюда можно отнести:

  • Общие знания всего основного курса химии (однако, если специалист трудится в узкоспециализированной среде, то нужны будут и знания по некоторым другим дисциплинам и наукам).
  • Умение грамотно, качественно и безопасно проводить опыты и исследования.
  • Способность постоянно пополнять свои знания и подтверждать их на специальных курсах повышения квалификации.

Безусловно, выше были названы лишь самые основные и обобщенные моменты. Если необходимо узнать что-то более подробно о какой-либо узкой сфере, придется обратиться к специальным должностным инструкциям и прочим документам; они же и дадут ответ на вопрос, кем работать.

Химическая технология: обучение

Вузы предоставляют самые разные варианты образования по специальностям. Так, помимо простого направления "химия", существуют еще и такие виды, как "химическая технология и биотехнология", "химическая защита", "аналитический контроль над качеством химических соединений" и многое другое.

Какие именно учебные учреждения предоставляют возможность получить образование по рассматриваемым специальностям? Можно выделить такие вузы России:

  • МГУ им. Ломоносова;
  • Российский химико-технологический факультет;
  • нефти и газа и многие другие учебные заведения.

Таким образом, выше было рассказано обо всех самых основных моментах относительно специальности "химическая технология". Кем работать, зарплата и доходы работников, обучение - все подобные тезисы были раскрыты выше.

Цель программы

Программа призвана дать необходимы навыки для успешной работы в современной научной среде сформировать общекультурные и профессиональные компетенции выпускников-магистров, необходимых для осуществления профессиональной деятельности химика в областях научно-исследовательской, научно-педагогической, производственно-технологической, организационно-управленческой, связанной с использованием химических явлений и процессов. Обязательная часть программы включает в себя фундаментальную подготовку по химии и активную научно-исследовательскую работу.

Конкурентные преимущества программы

Программа охватывает области знаний органической химии, физической химии, неорганической химии. Упор сделан на подготовку специалистов, способных решать задачи как научно-исследовательской, так и производственно-технологической деятельности. Программа обучения предполагает углубленную фундаментальную подготовку в выбранной области подготовки и активную научно-исследовательскую работу.

Основные изучаемые специальные дисциплины

В ходе обучения по программе студенты изучают следующие дисциплины:

Первый год обучения:

  • Философские проблемы химии, включая модуль "Основы применения результатов космической деятельности в интересах развития национальных экономик»
  • Иностранный язык в профессиональной деятельности магистра
    • Органическая химия
    • Неорганическая химия
    • Физическая химия

Второй год обучения:

  • Актуальные задачи современной химии
  • Блок дисциплин по выбору специализации:
    • Органическая химия
    • Неорганическая химия
    • Физическая химия

В течение всего периода обучения студенты-магистры проводят научные исследования по актуальным направлениям фармации и проходят научно-исследовательскую практику в лабораториях и контрольно-аналитических центрах. Обучение завершается защитой магистерской диссертации.

Стажировки и практики

Педагогическая и научно-исследовательские практики - реальные возможности для студентов опробовать себя в качестве преподавателей и химиков-исследователей. Выпускающими кафедрами по данной программе являются кафедра физической и коллоидной химии, кафедра органической химии, кафедра неорганической химии факультета физико-математических и естественных наук РУДН. Практические занятия и научные исследования проводятся в учебных и исследовательских лабораториях выпускающих кафедр, оснащенных современным приборным и аналитическим оборудованием. Для выполнения научных работ и исследования на факультете созданы научные центры Объединенного института химических исследований:

  • Научный центр Кристаллохимия и структурный анализ,
  • Научный центр Кластер направленного синтеза природных соединений,
  • Научный центр Органического синтеза в условиях микроволновой активации.

Студенты магистерской программы активно участвуют в работах по научным грантам. Имеются возможности международного сотрудничества и обучения за рубежом.

Карьера и трудоустройство

Выпускники магистратуры данного профиля подготовки могут работать в отделах контроля качества фармацевтических предприятий, в центрах и контрольно-аналитических лабораториях, где проводятся исследования лекарственных средств, фитопрепаратов, биологически активных веществ для выявления несоответствий стандартам качества. Сфера деятельности выпускников будет распространяться также на научно-исследовательские институты и фармацевтические фирмы, занимающиеся разработкой и внедрением новых лекарственных препаратов.

Полученные знания могут найти также применение в экологии, аграрном секторе, в области переработки и сертификации пищевых и лекарственных растений

Кроме того, химик со степенью магистра может заниматься преподаванием в школе, вузе или колледже.

Выпускники программы обладают следующими компетенциями

общенаучными, социально-личностными и специальными (профессионально-ориетированными). Выпускники программы владеют теорией и навыками практической работы в избранной области химии (в соответствии с темой магистерской диссертации); могут анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой научным руководителем теме литературу и самостоятельно составлять план исследования; способны анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения; умеют профессионально участвовать в научных дискуссиях; представляют полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций.

Кроме компетенций образовательного стандарта выпускники программы получают более специализированные знания, умения и навыки, полезные для выполнения трудовых функций: педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); специалист по контролю качества, научного работника.

Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников программы являются:

химические элементы, простые молекулы и сложные соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества и материалы на их основе), полученные в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного) или выделенные из природных объектов.

Тематики научных исследований

Научные исследования в рамках данной программы возможно по следующим примерным темам:

  • Синтез 2-алкилтиеноизоиндол-4-карбоновых кислот и их декарбоксилированных аналогов.
  • Синтез 1-этинил-1-ароилизохинолинов и изучение их реакций с ативированными алкинами.
  • Синтез и особенности восстановления ортованадатов редкоземельных элементов.
  • Получение и свойства сорбентов на основе углерода и диоксида циркония с золотом и серебром.

Инфраструктура

  • современные химические лаборатории, оснащенные всем необходимым для проведения учебного процесса, расположенные в корпусе факультета физико-математических и естественных наук;
  • компьютерные (дисплейные) классы;
  • аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием, в том числе для проведения видеоконференций;
  • доступ к беспроводной сети Интернет (Wi-Fi)
  • учебно-научный информационный библиотечный центр с доступом к электронным базам данных;
  • студенческие кафе и столовые.

Внеучебная жизнь

Студенты, обучающиеся на программе, имеют возможность принимать участие в предметных олимпиадах и конкурсах различной направленности, международных и всероссийских научно-практических конференциях, лекториях и мастер-классах ведущих мировых и российских ученых и представителей работодателей, в научно-исследовательских проектах выпускающих кафедр факультета. Организация экскурсий в профильные научно-исследовательские институты.

АННОТАЦИЯ
основной
образовательной программы

специальность 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия»

Квалификация: Химик. Преподаватель химии.

Срок обучения: 5 лет (дневная форма обучения)

Цели программы: формирование у выпускника компетенций, необходимых для эффективного и успешного выполнения профессиональной деятельности в области химической теории, химического синтеза, экологии, фармацевтической и медицинской химии, экспертизы, стандартизации и сертификации, компьютерных технологий.

Виды профессиональной деятельности выпускника по специальности «Фундаментальная и прикладная химия»:

  • Проведение научных исследований по изучению состава, строения и свойств веществ; закономерностей протекания химических процессов; по созданию и разработке новых перспективных материалов и химических технологий; решению фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии,
  • исследовательская и научно-производственная деятельность в области химического синтеза, управления химическим процессом;
  • Проведение физико-химического анализа и экспертизы различных объектов.
  • Педагогическая деятельность.
  • Организационно-управленческая деятельность.

Реализация ООП подготовки по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, которые имеют базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимаются научной и/или научно-методической деятельностью. 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют ученые степени кандидата или доктора наук. При этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора имеют 20% преподавателей.

К образовательному процессу привлечено около 20% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений г. Ростова-на-Дону: Южный научный центр РАН, Эколого-аналитический центр ЮФУ, Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» и др.

Материально-техническая база химического факультета ЮФУ обеспечивает: проведение лекций - аппаратурой для демонстрации иллюстративного материала; выполнение лабораторных работ по общим и специальным дисциплинам - химическими реактивами, лабораторной посудой и учебно-научным и научным оборудованием в соответствии с реализуемой научной тематикой лабораторий; проведение семинарских занятий - компьютерами для проведения вычислений и использования информационных систем, занятия по иностранному языку – лингафонными кабинетами.

На 4 курсе предусмотрена производственная химико-технологическая практика, которая проводится на химических предприятиях и фирмах области, в лабораториях научно-исследовательских институтов и научно-образовательных центрах (НОЦ), входящих в состав Южного федерального университета:

ФГУ «Ростовский центр стандартизации, метрологии и сертификации» , Ростов-на-Дону,

Лаборатория контроля качества лекарственных средств по ЮФО, Ростов-на-Дону,

Экспертно-криминалистический региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического Таможенного управления, Ростов-на-Дону,

Региональный лабораторный центр Ростовской геолого-разведовательной экспедиции, Ростов-на-Дону,

НКТБ «Пьезоприбор», Ростов-на-Дону,

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ростовской области,

ООО «Дрожжевой завод», Ростов-на-Дону,

Азовский НИИ Рыбного Хозяйства, г. Ростов-на-Дону

ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов», г. Новошахтинск, Ростовская область,

ОАО Ростовский виноводочный завод,

Химическая лаборатория ОАО Ростсельмаш,

ЮНЦ РАН, Ростов-на-Дону.

Выпускники по специальности 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» трудоустраиваются:

В лабораториях государственных и негосударственных научных центров, ведущих исследования в области химии и смежных областях (в биохимии, геохимии, нефтехимии, экологии, фармацевтике);

В исследовательских и аналитических лабораториях различных производств (химических, пищевых, металлургических, фармацевтических, нефтехимических, горнодобывающих и газодобывающих);

В научно-исследовательских институтах Российской академии наук; а также в учреждениях системы высшего, среднего и среднего профессионального образования.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...