Город как центр средневековой культуры. Город как центр средневековой культуры Социальная культура средневековья, отношения

В этот период быстро развивается городская литература, для которой были характерны реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев населения, а также появление сатирических произведений.

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые, как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы, выступали на городских площадях, ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах, и пользовалась большой популярностью в народе.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим о развитии городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр (1079-1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, пользовавшихся у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила. Накладываясь на специфику национальных культур, это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся концом света.

С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными узкими окнами. Такой стиль получил название романского. В романском стиле построены собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия).

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая фигуры и перспективу.

К XII в. относится появление нового архитектурного стиля - готики, ставшей после романского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики явился своеобразным отражением протекавших в Средневековой Европе экономических и политических процессов (усложнения структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные войны). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, Сен-Шапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).

Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовавших декоративные «веерные» узоры. Шедевр готического стиля - Вестминстерское аббатство в Лондоне.

В архитектуре Германии переход к готике был более медленным. Собор в Любеке положил начало кирпичной готике, широко распространившейся затем в странах Северной Европы.

С развитием готической архитектуры меняется и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становится гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. Итак, XIII-XIV вв. - непосредственные предшественники культуры Возрождения

34. Средневековая городская культура. С XI в. центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города. Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко проявились в развитии городской литературы, которая с самого своего возникновения создавалась на народных наречиях в противоположность господствовавшей церковной латиноязычной литературе. Излюбленными ее жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио во Франции, шванки в Германии). Они отличались сатирическим духом, грубоватым юмором, яркой образностью. В них высмеивались алчность духовенства, бесплодие схоластической премудрости, кичливость и невежество феодалов и многие другие реалии средневековой жизни, противоречившие трезвому, практическому взгляду на мир, формировавшемуся у горожан.

Фаблио, шванки выдвигали новый тип героя - неунывающего, плутоватого, смышленого, всегда находящего выход из любой трудной ситуации благодаря природному уму и способностям. Так, в широко известном сборнике шванков «Поп Амис», оставившем глубокий след в немецкой литературе, герой чувствует себя в мире городской жизни, в самых невероятных обстоятельствах уверенно и легко. Он всеми своими проделками, находчивостью утверждает, что жизнь принадлежит горожанам ничуть не меньше, чем другим сословиям, и что место горожан в мире прочно и надежно. Городская литература бичевала пороки и нравы, откликалась на злобу дня, была в высшей степени «современной». Мудрость народа облекалась в ней в форму метких пословиц и поговорок. Церковь преследовала поэтов из городских низов, в творчестве которых она усматривала прямую угрозу. Например, сочинения парижанина Рютбефа в конце XIII в. были осуждены папой на сожжение.

Наряду с новеллами, фаблио и шванками складывался городской сатирический эпос. Его основой были сказки, зародившиеся еще в раннем средневековье. Одним из самых любимых у горожан был «Роман о Лисе», сформировавшийся во Франции, но переведенный на немецкий, английский, итальянский и другие языки. Находчивый и дерзкий Лис Ренар, в образе которого выведен зажиточный, умный и предприимчивый горожанин, неизменно побеждает тупого и кровожадного Волка Изенгрина, сильного и глупого Медведя Брена - в них легко угадывались рыцарь и крупный феодал. Он также обводил вокруг пальца Льва Нобля (короля) и постоянно насмехался над глупостью Осла Бодуэна (священника). Но подчас Ренар строил козни против кур, зайцев, улиток, начинал преследовать слабых и униженных. И тогда простой народ разрушал его умыслы. На сюжеты «Романа о Лисе» создавались даже скульптурные изображения в соборах в Отене, Бурже и др.

К XIII в. относится зарождение городского театрального искусства. Литургические действа, церковные мистерии были известны значительно раньше. Характерно, что под влиянием новых веяний, связанных с развитием городов, они становятся более яркими, карнавальными. В них проникают светские элементы. Городские «игры», т. е. театральные действа, с самого начала носят светский характер, их сюжеты заимствованы из жизни, а выразительные средства - из фольклора, творчества бродячих актеров - жонглеров, бывших одновременно танцорами, певцами, музыкантами, акробатами, фокусниками. Одной из наиболее любимых городских «игр» в XIII в. была «Игра о Робене и Марион», бесхитростная история юных пастушка и пастушки, чья любовь побеждала козни коварного и грубого рыцаря. Театрализованные «игры» разыгрывались прямо на городских площадях, в них принимали участие присутствующие горожане. Эти «игры» были выражением народной культуры средневековья.

Носителями духа протеста и свободомыслия были бродячие школяры и студенты - ваганты. В среде вагантов сильны были оппозиционные настроения против церкви и существующих порядков, характерные и для городских низов в целом. Ваганты создали своеобразную поэзию на латинском языке. Остроумные, бичующие пороки общества и прославляющие радость жизни стихи и песни вагантов знала и распевала вся Европа от Толедо до Праги, от Палермо до Лондона. В этих песнях особенно доставалось церкви и ее служителям.

«Последним вагантом» иногда называют французского поэта XV в. Франсуа Вийона, хотя он писал не на латинском, а на своем родном языке. Как и ваганты прежних времен, он был бродягой, бедняком, обреченным на вечные скитания, преследования со стороны церкви и правосудия. Поэзия Вийона отмечена терпким вкусом жизни и лиризмом, насыщена трагическими противоречиями и драматизмом. Она глубоко человечна. Стихи Вийона вобрали в себя страдания обездоленных простых людей и их оптимизм, бунтарские настроения того времени.

Однако городская культура не была однозначной. Начиная с XIII в. в ней все сильнее начинают звучать дидактические (назидательные, поучающие) и аллегорические мотивы. Это проявляется и в судьбе театральных жанров, в которых с XIV в. все большее значение приобретает язык намеков, символов и иносказаний. Происходит некоторое «окостенение» образного строя театральных представлений, в которых усиливаются религиозные мотивы.

Аллегоризм делается непреложным условием и для «высокой» литературы. Это особенно ярко видно на одном из интереснейших сочинений того времени «Роман о Розе», писавшемся последовательно двумя авторами, Гильомом де Лорисом и Жаном де Меном. Герой этой философско-аллегорической поэмы - юный поэт устремлен к идеалу, воплощенному в символическом образе Розы. «Роман о Розе» пронизан идеями свободомыслия, воспевает Природу и Разум, в нем критикуется сословная структура феодального общества.


Похожая информация.


Термин «средневековье» возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник «светлый образ» средневековья, о

Введение………………………………………………………………………3

2. Городская культура…………………………………………………………4

Заключение…………………………………………………….………………..8
Список литературы……………………………………………….……………9

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа по культурологи

На тему: «Городская культура средневековья».

Проверил:доцент,к.ф.н. Ф.Н. Поносов

Выполнила: И.В. Лукасевич

Специальность: ЭКУ

гр. 50, шифр 10050133

Ижевск 2011

Введение………………………………………………………… ……………3

1. Зарождение “городской культуры”………………………………………..4

2. Городская культура………………………………………………………… 4

3. Роль средневекового города в развитие культуры………………………..6

Заключение…………………………………………………… .………………..8

Список литературы……………………………………………….… …………9

Введение:

Термин «средневековье» возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник «светлый образ» средневековья, обе эти оценки средневековья создавали крайне односторонние образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры. Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в. Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:

Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х - XI веков);

Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV века;

Позднее Средневековье, XIV и XV века.

1.Зарождение “городской культуры”.

В этот период быстро развивается так называемая “городская литература” , для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII века). Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством “жонглеров” , которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе. Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из-под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии. Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

2.Городская культура

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества – горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения – ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности. Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования. Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко отразила городская литература. Хотя на раннем этапе развития городской культуры спрос на клерикальную литературу – жития святых, рассказы о чудесах и т.д. – был все еще велик, изменились сами эти произведения: возрос психологизм, усилились художественные элементы. В городской вольнолюбивой, антицерковной литературе формируется самостоятельный пласт, пародирующий основные моменты церковного культа и вероучения (как на латинском, так и на народных языках). Сохранились многочисленные пародийные литургии (например, «Литургия пьяниц»), пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны. В пародийной литературе на народных языках главное место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы средневековья – животные, плутовские, дурацкие. Так, в XIII в. многочисленные рассказы о животных – хитроватом лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и простоватом льве Нобле, в поведении которых легко угадывались человеческие черты, свели вместе и переложили на стихи. Так появилась обширная эпическая поэма «Роман о Лисе». Одним из популярнейших жанров французской городской средневековой литературы XII – XIV вв. были фаблио (от французского – фабльо – побасенка). Фаблио – это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы. Анонимными авторами этого жанра городской литературы были горожане и странствующие певцы и музыканты. Героем этих коротких рассказов чаще всего выступал простолюдин. Фаблио тесно связаны с народной культурой (народные обороты речи, обилие фольклорных мотивов, комичность и быстрота действия). Фаблио развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. Нередко сюжетом фаблио были любовные истории. Фаблио отразили жизнелюбие горожан, их веру в торжество справедливости. Тематически к фаблио примыкает шванк (от немецкого – шутка) – жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Возникший в XIII в., шванк был очень любим немецкими бюргерами не только в средневековье, но и в эпоху Ренессанса. Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже – новелла раннего Возрождения. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре.

Городская литература XIV – XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились субъектом духовной жизни. В городской поэзии появились немецкие поэты – певцы из ремесленно-цеховой среды – мейстерзингеры (буквально – мастер-певец). Они усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен миннезингеров, на смену которым они пришли. Поэзии мейстерзингеров не были полностью чужды и религиозно-дидактические мотивы, хотя в основном творчество их носило светский характер. Наиболее известными мейстерзингерами были Г.Сакс, Х.Фольц, Г.Фогель и др. В этот же период появляется новый жанр городской литературы – прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.

3.Роль средневекового города в развитие культуры.

"Отделение ремесла от земледелия и возникновение городов имели для развития средневековой культуры огромное значение. Зарождение ранней городской культуры средневекового общества явилось важным переломным моментом в истории общества, ибо именно она нарушила многовековую монополию католической церкви в области интеллектуального образования. Защитники светской культуры группировались вокруг городских школ, которые были отделены от церкви. Эти школы отличались от церковных и программой, и контингентом. Светские городские школы были принципиально новым явлением в интеллектуальной жизни средневекового общества. Светская шкода была частной и существовала за счет платы, взимаемой с учащихся. Особенно много таких школ возникло в Северной Франции, ставшей с начала XII в. одним из центров интеллектуального образования. Эти школы возглавлялись людьми, утверждавшими приоритет разума, преклонявшимися перед античной философией и неустанно прославлявшими светское зиание. Наиболее известными школами были парижские школы Гильома Коншского и Петра Абеляра. Объективным следствием развития городов стало также создание университетов. Первым университетом на Западе считался Болонский, возникший на основе Боловской частной школы, в которой преподавал знаток римского права Ирнерий, известный своими лекциями по всей Европе. Подобные университеты к началу XIII в. открылись в Палермо, Салерно, Париже, Монпелье, Оксфорде и др. Типичным средневековым университетом был Парижский, получивший первую королевскую хартию с узакониванием его прав еще в 1200 г. и являвшийся средоточием учащихся из самых различных стран Европы.

Международный язык науки -- латинский -- определял интернациональный характеруниверситетов. Членами университета были учащиеся, преподаватели, книгопродавцы, переписчики, аптекари и даже трактирщики. В Парижском университете было четыре факультета: «младший», так называемый артистический, на котором изучались «семь свободных искусств», т. е. тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки), и три «старших» -- медицинский, юридический и богословский, на которые принимали студентов по окончании «артистического.» факультета. Можно было закончить университет бакалавром или магистром. Но обучение было сложным, и лишь одна треть учащихся заканчивала бакалавриат и одна шестнадцатая -- магистрат. Студенты (от лат. глагола «студере» -- усердно заниматься) объединялись в организации («землячества, «провинции» и «науки»), во главе их стоял прокуратор, а все вместе выбирали ректора. В городе делала быстрые успехи светская литература, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах уже в XII-- XIII веках начали появляться сатирические произведения в форме так называемого фаблио (у французов) или швенков (у немцев), в которых содержались остроумные нападки на феодалов. Много сатирических моментов, направленных против феодалов, содержали и итальянские повести-новеллы. Общеевропейскую известность получил сложившийся во Франции окончательно в XIII веке «Роман о Лисе», в котором феодалы представлены в образе голодного и жадного Волка, постоянно обманываемого пронырливым Лисом. В городе зародился и средневековый театр, сначала в виде мистерий, т. е. драматических сцен на различные библейские сюжеты. Потом в них постепенно включался светский бытовой материал, часто также получавший комически-сатирический характер в форме фарса. Горожане, подобно рыцарям, но только в другом роде, имели свои любимые массовые развлечения. Одним из них были карнавалы, уличные шествия с музыкой и в масках, устраивавшиеся в конце зимы в промежуток между праздником Рождества и началом Великого поста. В городах Италии уже в конце XIII -- начале XIV века зародилась новая культура Возрождения.

Заключение:

Характерным явлением средневековой европейской цивилизации начиная с XI в. были города. Вопрос о соотношении феодализма и городов является дискуссионным. Города постепенно разрушили натуральный характер феодального хозяйства, способствовали освобождению крестьян от крепостной зависимости, содействовали возникновению новой психологии и идеологии.

В то же время, жизнь средневекового города была основана на свойственных средневековому обществу принципах. Города были расположены на землях феодалов, поэтому первоначально население городов находилось в феодальной зависимости от сеньоров, хотя она и была слабее, чем зависимость крестьян.

Средневековый город имел в своей основе и такой принцип как корпоративность. Горожане были организованы в цеха и гильдии, внутри которых действовали уравнительные тенденции. Сам город также представлял собою корпорацию. Особенно явно это проявилось после освобождения от власти феодалов, когда города получили самоуправление и городское право.

Но именно благодаря тому, что средневековый город представлял собой корпорацию, после освобождения он приобрел некоторые черты, роднившие его с городом античности. Население состояло из полноправных бюргеров и не являющихся членами корпораций: нищих, поденщиков, приезжих.

Превращение ряда средневековых городов в города-государства (как это было в античной цивилизации) также показывает оппозициозность городов феодальному строю. По мере развития товарно-денежных отношений на города стала опираться центральная государственная власть. Поэтому города способствовали преодолению феодальной раздробленности - характерной черты феодализма. В конечном итоге перестройка средневековой цивилизации произошла именно благодаря городам.

Картина мира средневекового европейца уникальна. Она содержит такие свойственные древневосточному человеку черты, как одновременное сосуществование прошлого, настоящего и будущего, реальность и предметность потустороннего мира, ориентация на загробную жизнь и на потустороннюю божественную справедливость.

Список литературы:

1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства”. М., 1990 г. – 260с.

2.Драч Г.В. «Культурология в вопросах и ответах»,– Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с

3. Розин В.М. Культурология. – М.: Инфра-М., 1999. – 448 с.

Федеральное агентство по образованию

Пензенская государственная технологическая академия

Контрольная работа по дисциплине

«Культурология» на тему:

«Культура средневекового города»

Выполнила студентка

группы 06ПЭ1з

Сагарева Марина Евгеньевна

Проверила КИН,

доцент кафедры

« Философии» Кольчугина С.В.

440034 г. Пенза, ул. Металлистов 1-18

Тел. 32-49-67

Пенза 2006 год


Введение №1.

Общество – это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. На их основе люди вступают в общественные отношения. Система общественных отношений представляет собой единство:

Все они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

В основе развития человека и общества находится труд.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Есть такие понятия как «культура труда» и «труд-это культура». Другими словами «труд и культура» стоят в центре развития общества. А теперь скажем что же такое культура.

Культура (от латинского – означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Уровень, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура). В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.

В своей работе я остановлюсь на культуре «Руси» в эпоху средневековья (9-15 вв.) в центре которой стоял город. Культура «Руси», как и культура других народов, впитала в себя и общечеловеческое, и своё особенное, многовековое, временное. Здесь воедино слились Киевская Русь (9-12вв.), и формирование и возвышение Московского государства (13-15вв.). Здесь мы видим и мировую цивилизацию и самобытность. Но в центре стояла, стоит, и будет стоять самобытность «Руси» и «России».

Введение №2.

Тема: «Факторы самобытности русской истории»

Точек зрения на проблему самобытности русской истории в целом и культуры в частности очень много.

1. К. Маркс – начал изучать «Русь» с книг А. Бакунина (об анархизме).

2. В.И.Ленин – «Русского мужика пока сорок раз не обругаешь, тридцать раз не изматеришь, не одну вещь толком не сделает. Но если начнет делать – не остановишь».

3. И.П. Павлов – «Мозг русского человека устроен так, что он верит только слову, а на остальное ему наплевать». Эта цитата актуальна и на сегодняшний день.

4. Ф.И.Тютчев – «Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить».

4. И.А.Ильин – «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар до великой войны двадцатого века».

5. В.О.Ключевский – «История России это история страны, которая колонизируется».

Их ещё множество, но их можно свести в три основных:

· Первая – однолинейность мировой истории.

· Вторая – многолинейность исторического развития (Россия – славянская цивилизация).

· Третья – пытается примирить первые две.

Итак, представители трёх подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Но все они указывают на некоторые мощные факторы, под влиянием которых история России значительно отличается от истории западных обществ. Есть четыре фактора:

1. Природно-климатический фактор . Из множества элементов укажем только на один. У нас сельхозработы занимали всего 125-130 рабочих дней в году (с середины апреля до середины сентября). На Западе в ряде стран сельхозработы прерывались в декабре-январе. В Южных странах сельхозработы велись круглый год.

2. Геополитический фактор . Геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:

· Обширная и слабозаселённая территория;

· Не защищённая естественными преградами граница;

· Оторванность на протяжении длительного времени от морей и морской торговли;

· Речная сеть – единственное благо;

· Промежуточное положение между Европой и Азией.

3. Религиозный фактор.

Все выше перечисленные факторы сформировали:

· Тело России

· Темперамент

· Привычки

· Запад шел через Рим – «католизм», Россия – через Византию – «православие». А в целом это христианство, которое воспитало душу.

В Европе – спасение человека в активной экономической силе, в гражданском обществе.

В России - политический путь спасения: царь, Генсек и КПСС, президент и Единая Россия.

4. Фактор социальной организации.

Специфические элементы социальной организации в России:

· Община, артель, товарищество и т.д.;

· Государство, общество, личность не разделены, а взаимопроникаемы, целостны, соборные.

Если соединить общее и частность , то следует сказать, что крещение Руси, как считают многие историки и культурологи, стало началом истории русской культуры. До этого было язычество с его множеством божеств, что естественно препятствовало усилению Киевской Руси. И Киевский князь Владимир 1 (его жена Анна сестра византийского императора) принял православие и в 988 году крестил киевлян в Днепре.

Следует отметить историческое значение принятия «Русью» православия:

· Православие – духовная основа русской культуры;

· Формирование христианской морали русского народа;

· Появление монастырей – центра образования и культуры;

· Появление русской иконописи;

· Рассвет церковной архитектуры;

· Возникновение летописания и распространение религиозной литературы.

Но Киевская Русь была раздробленной. К концу 13в. были десятки удельных княжеств, которые враждовали друг с другом. Наиболее ожесточенная борьба была между князьями Твери и Москвы. Объединение завершилось при Иване 3 (1462-1505 гг.). Центром стала Москва. «Москва – третий Рим» - союз власти и церкви.

1. Введение № 1

2. Введение № 2 на тему: «Факторы самобытности русской истории»

3. Основная часть «Культура средневекового города»

4. Заключение

5. Список литературы


Культура средневекового города.

В любом государстве, в любом столетие если был город, то была и деревня. Они были тесно связаны экономически, политически, социально и духовно.

Прежде чем говорить о культуре средневекового города мы кратко скажем, что такое город и что такое деревня.

Город, населённый пункт, достигнувший определённой людности (критерий которой различен, обычно не менее 2-5 тысяч жителей) и воплощающий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции.

Деревня, населённый пункт, охватывающий, прежде всего природно-географические особенности, а отсюда и особенности производства и культуры.

Итак, культура средневекового города.

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремёсла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества и феодализма, как и других европейских народов, складывается эпос (эпос-от греческого «слово», «предание». Это сказка, историческая былина, песня, народные предания и т.д.). Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах.

К 9-10 вв. относится появление сюжетов, таких былин как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Особенно плодотворным оказался конец 10 века – эпохи Владимира Святославовича. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь - обобщенным образом Руси. Героями этих былин стали Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославовича по матери Добрыня, бывший наместником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

Не позднее конца 9, начала 10 вв. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине 9 столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в Западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года. С принятием христианства на Руси это станет бытованием в качестве языка церковной службы и в качестве литературного языка, понятного всему населению.

Появление на Руси литературы на славянском языке с одной стороны привело к усложнению общественной жизни развитием феодальных отношений и становлением государственной структуры, с другой, способствовали распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного содержания. Они обнаружены в десятках древнерусских городах, в основном они происходят из Новгорода. Наиболее ранние из грамот датируются 11 веком.

В конце 11-начале 12вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы, является «Слово о Законе и Благодати». Оно было написано в середине 11 века митрополитом Илларионом, первым русским по происхождению главой русской церкви, возведённой Ярославом Мудрым в 1051 году без санкции константинопольского патриарха. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в семью Христианских народов.

Этим автор видит заслугу князя Владимира и его сына Ярослава, продолжившего дело распространения новой веры. При этом дохристианское прошлое Руси не выглядит «темными веками». Напротив, он подчёркивает, что Владимир, его отец князь Святослав 1 Игоревич (945-972г.г.), и дед его князь Игорь (912-945г.г.) «не в худой и неведомой земле владычествовали, а в Русской, которая ведома и слышима во всех четырёх концах земли».

Во второй половине 11-начале 12вв. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе, «Житие» игумена Феодосия Киево-Печерского монастыря, написанное монахом этого же монастыря Нестором. В начале 12 в. в Киево-Печерском монастыре создаётся выдающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет». Его автор – монах Нестор. В «Повести…» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как две части: славянской и всемирной. Нестор использовал ряд переводных византийских источников (в наибольшей степени «Хроники Георгия Амартола»). Из отечественных источников он использовал «начальный свод» - устные легенды об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других.

«Повесть…» начинается с рассказа о расселении славян по Европе и их взаимоотношении с другими народами. Также повествуется о возникновении государства Руси, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в «Повести…» события второй половины 11-начала 12вв.

В одну из рукописей, сохранивших текст «Повести временных лет» - Лаврентьевский список, были включены произведения, принадлежащие руке Владимира Мономаха. Среди них «Поучение», которое состоит из двух частей: собственно «Поучение детям» и, перечня «путей» - походов

и поездок, которые Мономах совершал в течение всей своей жизни. Рядом помещено послание Владимира Олегу Святославовичу, написанное в разгар усобиц 90-х годов 11 века, после гибели в бою с Олегом сына Мономаха Изяслава. Произведение Владимира Мономаха является не только ценным историческим источником, но и ярким литературным памятником, дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества.

В начале 12 века продолжилось развитие этического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца 11-начала 12вв. В них в изменённом виде встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан – Тугарин Змеевич; Шарукан – Шарк Великан; Кудреван; Сутра – Скурла). К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алёше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом его героя явился приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятиниг).

Для русской духовной культуры середины 11-13 вв. характерно становление«полицентризма» - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в 11-начале 12вв. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то

последующий период летописания ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: в Киеве, Чернигове, Переславле, Владимире - на-Клязьме, Галиче, Новгороде, Смоленске, Полоцке. Но эти летописи не велись на региональном уровне, а освещали историю и культуру всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец 13в.); Северо-Восточной Руси – Лаврентьевская летопись и летопись Переславля-Суздальского (13в.).

В конце 12в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам мировой средневековой литературы – «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году в Новгород. Его войско было разбито, а сам Игорь пленён. «Слово о полку Игореве» дошло до нас в рукописном виде, созданном в 1188 году. Но основной текст был написан в 1185 году, вскоре после бегства Игоря из плена. Основная идея «Слова…» - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности.

«Слово…» - это яркий памятник истории и культуры Руси. Но характерно и то, что «Слову…» до сих пор не удалось найти прямых жанровых аналогий.

Не менее велики образы «плача Ярославны» на городской стене в Путивле. Путивль – город на реке Сейм, притоке Десны. Во второй половине 12 века Путивль был стольным городом одной из линий черниговского княжеского дома. Город Путивль и сейчас там, но только в Сумской области. В нём до сих пор действует множество храмов и стоит памятник жене Игоря – Ярославне.

В 11-13 вв. развивается каменное строительство храмов, княжеских дворцов. Появляется церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины 11-столетия – соборы св. Софии в Новгороде и Спасский собор в Чернигове; Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице под Новгородом; Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.

Каких-либо серьёзных достижений в области материальной и духовной культуры 13века после татаро-монгольского нашествия не сохранилось. Со второй половины 13 в. до нас дошло незначительное количество летописей. Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других мест. Однако в это время продолжает развиваться народное творчество. В монастырях не прекращалась работа по восстановлению утраченного литературного наследия.

С начала 14 века наметился новый подъём культуры на Руси, который продолжался в 14-15 вв. Практически во всех крупных городах (Москва, Новгород, Ростов, Тверь, Псков и др.) расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища. В монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось всё больше. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличие высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. Наряду с ними появились и новые легенды, например, «Сказание о граде Китеже» - городе ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, но не сдавшимся врагам. В 14 веке дорогой пергамент стал заменяться бумагой. В обиход входит более беглое и свободное письмо – полуустав.

С 14 века летописи вновь становятся всё более подробными и по содержанию и по культурной направленности. Они ведутся почти во всех крупных городах, но постепенно центром летописания становится Москва. В1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в Московском пожаре 1812 года. В 1442году появился первый русский хронограф, составленный Пахомием Лагофетом. В нём рассматривалась и всемирная и русская история.

Одним из самых распространённых жанров были исторические повести, «хождения» (путешествия). Выдающимся памятником русской культуры 15 века было «хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

Широкое распространение получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть об Александре Невском.

Подъём русской культуры в 14-15 вв. нашел яркое выражение в архитектурном творчестве этого периода. В Новгороде в 14 веке были построены Ковалевская и Волотовская церкви, имеющие фресковую роспись. В это время, с помощью итальянских мастеров, были возведены стены Кремля, за которыми построены дворцы великого князя и митрополита; здание государственных учреждений и монастыри. Был сооружен главный собор Кремля – Успенский. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Возведены Благовещенский и Архангельский соборы, построена Грановитая палата. Москва и Московский Кремль стали своеобразным символом сложившегося государства.

Русская живопись 14-15 вв. тоже поднялась. Феофан Грек расписывал Московские и Новгородский церкви.

Подъём русской культуры отражал развитие великорусской народности.


Заключение.

Войнами дыбились эти года,

стрелами черными в небе летели.

Споры и ссоры. А им то когда

Будет конец? Как они надоели!

В.В. Родионов.

Итак, Киевская Русь (9-12 вв.) – общество военной демократии, страна торговли и городов. В сущности это ранее средневековое общество, в котором свободные личности являлись преобладающей социальной категорией.

Однако с середины 12 века здесь усилились центробежные силы, что привело к феодальной раздробленности Руси, которая в начале 13 века была порабощена Золотой Ордой.

Во второй половине 13-14вв. московские князья начали процесс собирания земель и укрепление своей власти. Этот процесс завершился на рубеже 15-16 вв. образованием мощного единого российского государства, которое было признано во всём мире.

В течение 9-15вв. начиная с Киева и до Москвы шло развитие культуры.

Центром её развития были Москва, Киев, Новгород, Псков и другие. В них концентрировалась вся духовная культура. Русская культура встала в один ряд с Византийской, Европейской и другими мировыми культурами.

Не могу не сказать немного о Византии. Византия (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство 4-15вв., образованное при распаде Римской империи и её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица – Константинополь.

Исходя из всего выше сказанного, культура средневековья актуальна и в наше время. Образы выдающихся личностей того времени были и остаются героями художественных и анимационных фильмов, художественной литературы и т.д. и т.п.

«Слово о полку Игореве» в историческом и художественном смысле станет величайшим произведением не только древней, но и новой (19-21вв.) литературы. Поэты не только переводили «Слово…», но и использовали его образ в своих произведениях:

· А.С. Пушкин – в «Руслане и Людмиле»;

· К. Рылеев – в стихотворении «Боян», «Владимир Святой», «Рогнеда».

«Слово…» вошло в русскую музыку: опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Картины В.Г. Шварца «Боян», В.Г. Перова «Плач Ярославны».

«Слово…» было издано во многих странах мира: Америке, Италии, Индии, Японии, Германии, Франции и т.д. Оно было переведено практически на все языки. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.

Дословный перевод Д.С. Лихачёва на русский язык:

«Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльцах на воинов моего милого? Разве мало было тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, моё веселье ковылью ты развеял?»

лишь хронологию важных событий,

или в сраженьях великих витать,

или в сомненьях догадок, наитий,

летопись русскую переписать,

если из тьмы докопать современность,

строго, к тому же, блюсти постепенность-

Рюрика с Игорем не миновать.

Русло истории не изменить.

Трудно найти первобытные акты.

Чтобы не выпустить логики нить,

не упустить интересные факты,

Рюрика с Игорем не обойти-

летопись русскую снова прочти…

В.В. Родионов.


Список литературы:

1. Гущин А.С. «Памятники художественного ремесла Древней Руси», том 1-2, Москва-Ленинград, 1936.

2. История культуры Древней Руси, том 1-2, Москва-Ленинград, 1951.

3. История русского искусства, том 1, Москва-Ленинград, 1941.

4. История русской литературы, том 1, Москва, 1953.

5. История СССР, том 1-2, Москва, 1966.

6. Лихачёв Д.С. «Культура русского народа 10-17 вв.», Москва-Ленинград, 1961.

7. Мануйлов И.М., Сагарев Л.П., Соловьёв В.Ю. «Основы культорологии» Пенза, 1996.

8. Маслова И.И. «История России», Пенза, 2000.

9. Маслова И.И. «Культура Древней Руси», Пенза, 1999.

10. Родионов В.В. «Сказание о России книга 1 Сумрак», Пенза, 2000.

11. «Слово о полку Игореве», Москва, 1984.

12. Соловьёв В.Ю., Дорошин Б.А. «История Отечества», Пенза, 1998.

13. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца 15 века», Москва, 1960.

Реферат Выполнил: Локтионов А.В.

Министерство образования Российской Федерации

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра культурологии

Самара 2000

Введение

История западноевропейской культуры уходит своими корнями в глубокую древность. Именно на территории Европы обнаруженны наиболее ранние следы Homo Sapiens в пещере Кро – Маньон. Памятники первобытной культуры каменного и бронзового веков обнаружены на всей Европе. Но отсюда не следует, что современная европейская цивилизация является прямой наследницей древней цивилизации. Ее генезис и развитие вполне самостоятельны, богаты и интересны, а ее история указывает не только на влияние, испытываемое со стороны древних культур, но и сильное воздействие на культуры древней цивилизации. Европейская цивилизация базируется на культурах народов, населяющих Европу, которых античные авторы называют “варварскими”. История этих народов была подчас столь же древней, как и история древних римлян, а их самобытная культура находилась уже на достаточно высоком уровне развития к тому моменту, когда произошло соприкосновение с античной цивилизацией.

Откуда же тогда взялся миф о одиноких племенах, разрушивших великую цивилизацию, но переродившихся под ее благотворном воздействии. Причин появления этого мифа было несколько.

Во-первых, самые ранние письменности свидетельствовали о европейсих племенах, пренадлежащим античным авторам, достаточно презрительно относившемся к “другим” народам. Для них “варварами” были все, с кем они боролись, кого пытались поработить и чья культура не соответствовала сложившейся системой ценностей.

Во-вторых, европейские племена на разном уровне культурного развития и обладали различным культурным опытом.

В-третьих, нельзя забывать, что эпоха Возрождения, заложившая фундамент культа античности, начался в Италии. Именно стараниями итальянских гуманистов и был создан миф об античных корнях европейской культуры. Затем из Италии он проник и в другие страны, породившие немало исторических заблуждений. На самом же деле, в одно и то же время, параллельно с древнеримской цивилизацией на территории Европы существовали народе, находившиеся на разных этапах культурного развития.

Исследователи-этнологи увидели, что у каждого народа, у каждого племени, самого, казалось бы, “примитивного”, есть свои собственные представления о том, как возник человек, как возник мир, иными словами, своя мифологоия, свои сказания и предания. Есть опеделённая “картина мира”, определённый способ восприятия пространства и времени, труда и семьи, соотношения мира природного, “естественного” мира и “сверхъестественного”. И всё это включактся этнологами в понятие “культура”.

Роль церкви в основе христианского учения.

Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, в воскресение мёртвых, в Божественную Троицу. Понятие Божественной троици трактовали как Бог – един во всех трех мирах: Бог-отец, сотворитель мира, Бог-сын, Иисус христос,- искушитель грехов и Бог-Дух Святой- были обсалютно со равны и со вечны друг другу. Христианство учило, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может без помощи церкви получить спасение. На Востоке, в Византии, христианская церковь существенно зависила от сильной императорской власти. Она играла важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив,заняла особое положение. Римские Епископы с 4 в. именовавшиеся панами, присвоили себе важные политические функции. Сторонники еретического учения несторианства отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что Иисус Христос и Дева Мария были смертными людьми. Папство, возникшее в 8 в., всегда активно сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, ясновидцы, предсказатели будущего, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой…

Огромную роль играло монашество: монахи брали на себя обязательства “ухода из мира”, безбрачия, отказа от имущества. Уже к 6 в. монастыри превратились в сильные и нередко в очень боготые центры. В средневековой Европе было официально одобренное церковью учение об историческом процессе. Абсолютное её начало – сотворение мира, описанное в ветхозаветной книге Бытия. Кульминация исторического процесса, поворотный пункт в истории рода человеческого – жизнь и крестная смерть Иисуса Христа. Человеческий род согласно этому учению движется к завершению своего существования, к последнему дню. Когда завершится человеческая история, ведомо только Господу, но она завершиться в виде второго пришествия Христа и Страшного Суда, после которого души всех людей, когда – либо живших, будут или осуждены на геенную огненную и вечное проклятие, или оправданы и войдут в лоно Авраамово, в рай. Таким образом, человеческая история имеет начало, кульминацию и завершение.

Такое понимание церковью всемирно-исторического процесса было првой оформленной философией истории в европейской традиции, ибо философия истории в античности преимущественно сводилась к ностальгии по первоначальным временам, по Золотому веку, которому на смену в конце концов пришел век железный, то есть предполагалась деградаци рода человеческого. Были так же представления о движении человеческой истории по кругу. Но вполне оформленная философия истории возникает только в русле христианского учения.

Основы этой философии истории были заложены предшественником средневековых мыслителей, великим философом, время жизни которого пришлось на крах античности. Это Блаженный Августин и его замечательное произведение “О граде Божием”. Августин говорит, что существует два “града”, два “царства”: царство земное, погрязшее в грехе и несовершенное, царство зла и упадка, в котором ничего доброго не происходит, и царство Божие, кторое находится по ту сторону земной истории, за пределами царства земного. Но в нашем мире представителями этого иного царства являются Божьи избранники, истинно верующие люди, каждыи из которых несет в себе частицу царства Божия. В них-залог продолжения человеческой истории, но не в материальном смысле, а в смысле духовном, в смысле веры.

Блаженный Августин создал свой трактат и свою философию истории в начале 5 в. В последующие века философия истории христианского типа восторжествовала в сознании образованной части верующих. Однако на ряду с этим учением о конце всемирной истории в отдалённом будущем, которое связано со вторым пришествием Христа, в массах людей всегда были чаяния, что их тяжёлое положение в этом мире изменится раньше благодоря чудесному вмешательству высших сил, и это царство Божие, о котором учит церковь, нужно торопить, нужно приблизить, нужно надеяться на то, что уже при жизни нынешнего поколения произойдут перемены, появятся носители нового начала и покончат с царством несправедливости и установят тысячелетнее царство на земле.

В XIII – XIV в.в. в Западной Европе возникает ряд еретических движений, которые предрекают скорый приход царства Божия. Подобные учения обычно формулировались образованными людьми. Одним из них был итальянский монах Иоахим Флорский,предсказавший, что к 1260г. царство Сатаны закончится, мир завершится, наступит царство Святого Духа.

Церковь настаивала на том, что никто,кроме Господа,не знает сроков завершения человеческой истории. Поэтому учения, подобные тому,которое сформулировал Иоахим Флорский,церковью,конечно,осуждались. Но они находили поддержку в массах людей, недовольных своим экономическим и политическим положением,надеявшихся,что действительно такое чудесное избавление скоро наступит. Люди думали,что все земные связи, семейные, государственные, политические- ничто по сравнению со спасением души.

Нужно отказаться от земных привязанностей, покаяться, снять с себя весь тот груз материальной,земной жизни,который отягощает человеческую душу,превращает ее в пленницу тела и мира,нужно от всех этих уз отказаться и готовиться ко Скорому второму пришествию Христа.

2. Социальная культура средневековья, отношения.

Социальная культура средневековья выступает прежде всего как строго определенное взаимодействие социальных групп,основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал- собственной

культуры,варварских, народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи- права,науки,исскусства,христианства.Эти традиции усваивались во время завоевания Рима,варварами,.Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов,готтов,саксов,ютов и других племен Европы.

Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западно-европейской средневековой культуры.

Средневековая культура формировалась на основе натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья,неразвитости товарно-денежных отношений.

В дальнейшем основой культуры все более становится и городская среда,бюргерство,ремесленное цеховое производство,торговля,денежное хозяйство.

Отношения сеньора и вассала строятся на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Эти отношения образуют общество. С образованием централизованных государств оформляются сословия, составляющие структуру средневекового общества- духовенство,дворянство и остальные жители,позднее названные “третьим сословием”-народом. Духовенство заботится о душе человека, дворянство занимается государственными делами, народ-трудится.

Сущность культуры любой эпохи прежде всего выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

Зарождение городской литературы

Очень быстро города Западной Европы превращаются в центры культурной жизни. В $XI$ веке появляются первые произведения городской литературы. Именно ей принадлежит роль главного выразителя городской культуры. Она основывалась на национальном наречии, что делало её понятнее, чем церковная литература на латинском языке. Она же способствовала превращению народных наречий в национальные языки. Городская литература, основанная на народном творчестве, явилась одним из проявлений антицерковной вольницы.

Замечание 1

В $XII-XIII$ веках огромная масса религиозных людей превращается из пассивного созерцателя в активного субъекта духовной жизни. Для народа богословские споры не имели особого значения, более значимыми являлись реальные события. Народная религиозность проявляется в повышении спроса на «массовую» литературу, которой в то время считались жития святых и рассказы о чудесах и видениях. В этих произведениях усиливается художественный вымысел. Самой народной книгой была признана «Золотая легенда», автором которой являлся епископ Генуи Иаков Ворагинский. К её сюжетам европейцы возвращались до $XX$ века.

Очень популярны были такие жанры, как басни, стихотворные новеллы и шутки (в Германии их называли шванками, во Франции - фаблио). Основная их направленность – острая сатира существующих порядков. Шванки и фаблио высмеивали невежество феодалов, жадность духовенства, ненужность схоластической премудрости, всё то, что противоречило практическому взгляду городского жителя.

Литературный герой горожан

Критикуя реальную жизнь, фаблио и шванки выдвинули новый тип героя. Это смышлёный и неунывающий, хитроватый и догадливый человек, который может найти выход из любой жизненной ситуации. Таким является герой сборника шванков «Поп Амис». Он чувствует себя свободно и уверенно в шумной городской жизни и даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Герой шванков проявляет находчивость и своими поступками доказывает, что горожане занимают в жизни достойное и прочное место.

Городска литература высмеивала современные пороки и нравы, живо реагируя на происходящие события. Народная мудрость проявлялась в коротких, но метких пословицах и поговорках. Католическая церковь видела в творчестве городских низов прямую угрозу своему существованию, поэтому преследовала поэтов и писателей. К примеру, произведения одного из парижан Рютбефа были приговорены папой в XIII веке к сожжению.

Протест против феодальных порядков

Особый протест против насаждения феодальных порядков и засилья церкви проявляли ваганты (бродящие студенты и школяры). В своих произведениях они стремились к свободомыслию, что стало отличительной чертой городских низов. Ваганты создавали своеобразную поэзию на латинском языке. Их остроумные стихи и песни распевали по всей Европе: от Лондона до Палермо, от Праги до Толедо.

В это же время складывается городской эпос сатиры. Основой сатирических произведений выступали народные сказки. Самым любимым стал «Роман о Лисе». Он впервые появился во Франции, но вскоре распространился по Германии, Англии и Италии. Написанный на национальном языке роман характеризовал деятельность предприимчивого горожанина, которого в сочинении изображал Лис Ренар. Лис сражается и побеждает напыщенного рыцаря в образе Волка Изенгрина и глуповатого феодала в образе Медведя Брена. Лису не составляет труда обмануть короля (Льва Нобля) и выставить на посмешище глупого священника (Осла Бодуэна). В романе Лиса преследует неудачи, если он решает обмануть кур, зайце или улиток (простой народ). По сюжетам романа о Лисе в крупных соборах создавались скульптурные изображения.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...