Факультет начальных классов мпгу. Направление подготовки: Педагогическое образование

Направление подготовки: Педагогическое образование

Профили: Начальное образование. Дошкольное образование

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Факультет: Подготовки учителей начальных классов

Направление подготовки : Педагогическое образование

Срок обучения : 5 лет

Форма обучения : очная и заочная

Квалификация: бакалавр

О ПРОГРАММЕ

На факультете подготовки учителей начальных классов ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» осуществляется подготовка бакалавров педагогического образования – специалистов с высшим образованием, готовых к работе в учреждениях дошкольного и начального общего образования – к воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. В связи с тем, что в школах города и области огромный дефицит именно воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов, студенты, получившие образование по профилям «Начальное образование. Дошкольное образование», будут востребованы на рынке труда еще долгое время, потому что в России наблюдается увеличение рождаемости детей.

Трудно переоценить значение воспитателя и первого учителя в жизни каждого ребенка. Именно эти специалисты формируют у детей первые представления о мире, о его устройстве и взаимоотношениях людей, первый учитель к тому же открывает и первые тайны научных основ изучаемых дисциплин, формирует умение учиться. Стать воспитателем дошкольного образовательного учреждения и учителем начальных классов – это значит быть готовым ежедневно отвечать на тысячи «почему», которые будут задавать их воспитанники. И, конечно же, уникальность сочетаниях этих двух профилей дает возможность специалисту с большей эффективностью решать проблемы преемственности между обучением и воспитанием детей на этих двух ступенях.


Сегодня высшее дошкольное и начальное образование востребовано и в традиционных, и в инновационных образовательных учреждениях, и, конечно же, получив его, Вы точно сделаете правильный выбор в пользу своей будущей семьи.

Мы, преподаватели факультета, совершенно искренне всегда говорим: «Мы гордимся нашими выпускниками!» Это успешные люди, специалисты, востребованные во всех сферах нашей жизни. Наши выпускники работают в высших учебных заведениях (более 10-ти человек работает в нашем университете), в образовательных учреждениях города, области, России, ближнего и дальнего зарубежья, на телевидении и радио, в системе дополнительного образования . Студенты факультета – дипломанты и призеры конкурсов различных уровней, волонтеры на олимпиаде в Сочи. Студенческая жизнь насыщена не только аудиторными занятиями, изучением теоретических циклов дисциплин, но и богата практической деятельностью в школах города и области, летних оздоровительных лагерях, в частности – во Всероссийском детском центре «Орленок» на Черном море.

Подумайте, а вдруг это именно Ваша профессия?!

Учебный план образовательной программы по профилям «Начальное образование. Дошкольное образование» включает изучение таких дисциплин, как:

История отечественной литературы;

Теория литературы и практика читательской деятельности;

Методика обучения русскому языку и литературе;

Математика;

Методика начального математического образования;

Теория и методика музыкального воспитания;

Методика преподавания изобразительного искусства;

Методика преподавания предмета «Технология»;

Методика обучения компьютерной грамотности;

Широкий спектр курсов по выбору студентов.

Требования к уровню образования абитуриента : среднее образование , среднее профессиональное образование , начальное профессиональное образование, высшее профессиональное образование.

Форма и перечень вступительных испытаний

ЕГЭ : русский язык, математика, обществознание.

Трудоустройство

Выпускники бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», профилям «Начальное образование. Дошкольное образование» могут работать учителями начальных классов в общеобразовательных учреждениях и воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях. После окончания бакалавриата выпускники могут продолжить свое обучение в магистратурах факультета:

ü направление «Педагогическое образование», магистерские программы:

§ Начальное образование,

§ Информатика в начальном образовании

§ Управление здоровьесбережением и безопасностью жизнедеятельности в образовании

ü направление «Психолого-педагогическое образование», магистерские программы:


§ Психология и педагогика начального образования;

§ Психолого-педагогическое сопровождение семейного образования

На факультете подготовки учителей начальных классов работает три кафедры, при которых функционируют аспирантуры по русскому языку; сравнительно-историческому, типологическому и сопоставительному языкознанию ; по общей педагогике; теории и методике обучения и воспитания (русский язык, уровень начального образования); теории и методике профессионального образования.

Все преподаватели факультета имеют степени кандидатов или докторов наук.


Педагогика
с греческого означает буквально «детоведение, детовождение»


Педагогика

Педагог - это специалист, осуществляющий практическую деятельность в сфере обучения и воспитания детей и подростков. Его главная задача - передать другим освоенные им знания и социально-культурный опыт, научить применять полученные знания на практике. Другими задачами педагога являются: формирование общей культуры личности каждого ученика, осуществление связи с родителями, обеспечение охраны здоровья и жизни учащихся в ходе образовательного процесса, подведение к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Повседневная деятельность педагога складывается из планирования учебного материала по определенному предмету или нескольким предметам, отслеживание выполнения учебной программы по этим предметам, выбора и использования наиболее эффективных методов и средств обучения, контроля за успеваемостью и соблюдением учебной дисциплины.

Специальности и специализации в области педагогики

Педагогика как область высшего образования весьма широка, в вузах к ней относятся несколько десятков специальностей, которые можно объединить в несколько групп. По уровням обучения специальности педагогических вузов группируются в раздел дошкольной педагогики, педагогики начального образования. Коррекционная педагогика объединяет группу специальностей, посвященных работе с детьми с отклонениями в умственном и физическом развитии. На стыке педагогики и смежных областей знания возникли специальности: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика». В области педагогики в вузах Москвы возможно и двухуровневое обучение в бакалавриате и магистратуре.

Чаще всего в качестве педагогического образования в вузах Москвы абитуриенты выбирают обучение по специальностям: «Педагогика и методики дошкольного образования» и «Педагогика и методики начального образования». Это две специальности в области педагогики, изучающие закономерности воспитания и обучения детей раннего и начального школьного возраста. Учитель начальных классов получат самую разностороннюю подготовку, так как преподает в них все предметы. Эти специальности в вузах Москвы имеют много интересных специализаций по художественному, музыкальному образованию, созданию видео и мультимедийных обучающих средств, основам гувернерского дела.

Весьма популярна у абитуриентов педагогических вузов специальность «Социальная педагогика». Задача социальной педагогики - оказание помощи детям и взрослым в разрешении проблем самореализации, формирование жизнеспособной личности в разные периоды ее жизни в обществе, в конкретных социальных ситуациях. В рамках этой специальности в вузах Москвы также есть интересные специализации:

  • Правовая защита детей
  • Социальный педагог - омбудсмен (представитель чьих-либо интересов, уполномоченный контролировать деятельность правительственных учреждений)
  • Социальный педагог - аниматор.

В педагогических вузах существует еще ряд специальностей в области педагогики, соответствующих всем описанным выше, но с дополнительной специальностью (предметом преподавания), например, «Педагогика и методики начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык».

Что изучают

Российское педагогическое образование славится своей глубиной и разносторонностью. В профессиональной области учебной программы педагогических вузов круг дисциплин складывается из трех секторов: формы и методики преподавания, разрабатываемые для каждого предмета и ребенка; собственно предмета преподавания и сектора педагогики и психологии, посвященного проблемам внимания и поведения на уроках. Современный педагог должен владеть навыками моделирования и анализа учебно-воспитательных ситуаций, быть способным к адаптации в различных сферах профессиональной деятельности, быть готовым самостоятельно проектировать и реализовывать образовательные программы разного уровня, систематически повышать свою квалификацию.

Будущие педагоги изучают в вузах Москвы большое количество дисциплин из смежных областей знания: права, медицины, социологии, методики и практики социальной работы, конфликтологии, проблем межкультурной коммуникации.

Где работает и сколько получает

Педагогическое образование не мыслимо без практики, поэтому будущие педагоги начинают заниматься профессиональной деятельностью еще с младших курсов вузов.

Педагоги дошкольного образования работают в государственных, муниципальных и частных детских садах общего профиля и с приоритетным направлением развития (физическим, интеллектуальным, художественным и др.), в детских домах, Центрах развития ребенка, в медицинских учреждениях, в органах управления дошкольного образования, в учебно-методических центрах.

Педагоги начального образования работают в образовательных учреждениях: в школах, Центрах развития и творчества детей и подростков, колледжах, лицеях, школах-интернатах, ссузах, вузах.

Социальные педагоги работают в социальных службах специализированных учреждений (социальные приюты, центры занятости, биржи и т.д.); в социальных службах отдельных предприятий, организаций и учреждений; в отделах по социальной защите населения; молодежных общественных организациях; в службах досуга и культурной анимации (подростковые клубы, дома культуры, спортивные организации, парки, игровые площадки).

Профессиональная коррекционно-педагогическая деятельность протекает в специальных образовательных учреждениях, созданных для детей с отклонениями в развитии; в системе здравоохранения и социальной защиты (поликлиники, больницы, медицинские центры, диспансеры, санатории, консультации и т.д.).

Зарплата педагога зависит от нескольких факторов. Фактор первый - разряд. Выпускник педагогического вуза получает 8-9 разряд. Через год преподавательской деятельности разряд можно повысить до 12. Максимально возможный разряд - 14, ему соответствует зарплата в 50 000 рублей. Фактор второй - количество учебных часов (уроков в году). Фактор третий - наличие дипломов, наград, званий повышает Вашу зарплату.

Еще зарплата зависит от количества внеучебной нагрузки, доплаты за классное руководство, за совмещение должностей. В среднем в государственных образовательных учреждениях педагоги в Москве получают 30 000 рублей в месяц, в частных учреждениях - больше. Зависит заработная плата и от предмета преподавания. Самая большая зарплата у преподавателей иностранных языков, например, преподаватель иностранного языка 12 разряда получает 21 000 рублей, а учитель-предметник того же разряда 11 400 рублей. Можно повысить доход путем репетиторства.

Учитель начальных классов - это благородная и интеллигентная профессия. Обычно в данной сфере добиваются успеха и задерживаются надолго по призванию. Обязательно узнайте больше о специальности, если вам кажется, что вы прирожденный учитель начальных классов. Где получить образование и необходимую квалификацию для трудоустройства в рамках данной профессии?

Учитель описание профессии

На первый взгляд кажется, что главная задача и функция любого преподавателя - обучать своих подопечных. Это верное утверждение для большинства наук и областей знаний. И все же учитель начальных классов - профессия достаточно специфическая. В рамках данной должности сотрудник общеобразовательного учреждения должен являться одновременно воспитателем, педагогом и психологом. Научить читать, писать и воспитать своих подопечных должен учитель начальных классов. Где получить образование подобающего качества, следует подумать заранее. Работа с учениками начальной школы имеет массу тонкостей. К каждому из своих подопечных учитель должен найти индивидуальный подход. Помимо изучения общеобразовательной программы педагог начальной школы занимается с детьми художественной самодеятельностью, организует культурную жизнь класса, подготавливает своих учеников к участию в общешкольных и городских конкурсах. Вы думаете, что знаете, как работать учителем начальных классов? Не стоит забывать о том, что специфика данной профессии предполагает также работу с документами и продуктивное взаимодействие с родителями учащихся.

Плюсы и минусы учительской работы

Хорошо в должности учителя себя чувствуют люди, очень сильно любящие детей и получающие удовольствие от общения с ними. Возможно, именно по этой причине в нашей стране преподавателями в начальной школе работают преимущественно женщины. Если вы только думаете о том, как стать учителем начальных классов, вам полезно будет знать и о минусах этой профессии. Работа с детьми любого возраста требует хорошей выдержки, психоэмоциональной устойчивости и безграничного терпения. Учителям приходится множество раз повторять один и тот же материал, разрешать конфликты среди учеников. Выбрав эту профессию для себя, вы обязательно столкнетесь и с многообразием детских шалостей. Если вы не любите детей или считаете себя человеком вспыльчивым, не стоит даже подавать документы в педагогический университет.

Необходимо ли высшее образование

Получить специальность «учитель начальных классов» сегодня можно в учреждениях средне-специального и высшего образования. До недавнего времени устроиться на работу в школу по диплому колледжа или техникума действительно было возможно. Однако совсем недавно были утверждены новые стандарты образования, согласно которым высшее образование для учителей необходимо. Преподаватели со средне-специальным образованием, уже работающие в общеобразовательных учреждениях, могут без отрыва от работы повысить свою квалификацию. А что делать тем, кто только мечтает об этой профессии, как стать учителем начальных классов? Образованипе, необходимое для трудоустройства, можно получить в любом педагогическом университете. После девятого класса можно поступить в лицей или колледж на выбранную специальность. Однако не стоит забывать о том, что после получения диплома о средне-специальном образовании вам также придется подать документы в вуз. Сколько же времени займет обучение? Программа средне-специальных образовательных учреждений рассчитана на 3 года для учащихся, поступивших после 9-го класса. Для студентов, обучающихся на базе 11-ти классов - на 4 года. В вузе программа бакалавриата длится 4 года, а магистратуры - 2 года.

Обучение преподавателей начальной школы

Актуальный вопрос для абитуриентов: «Какие экзамены необходимо сдать для поступления на специальность "учитель начальных классов"?» Обучение в университете или колледже возможно для тех, кто сдал после окончания 9 или 11 классов русский язык, математику, иностранный язык и профильный предмет - биологию. Стоит заметить, что в последние годы данная специальность не пользуется высокой популярностью у абитуриентов. А это значит, что теоретически имеются шансы получить образование на бюджетной основе, даже имея средние баллы ЕГЭ. На практике все зависит от популярности конкретного учебного заведения. Учитель - это профессия, в которой сделать карьеру можно, только действительно обладая высоким уровнем знаний. В частных образовательных учреждениях заработная плата преподавателей достаточно высока. Но устроиться в них на работу и задержаться на выбранной должности надолго имеют возможность только самые талантливые специалисты, превосходно разбирающиеся в детской психологии.

Личные качества, необходимые для работы

Каким должен быть идеальный учитель начальных классов? «Мой ориентир - мой первый преподаватель!» - говорят большинство абитуриентов, выбирающих эту специальность. И действительно, многие взрослые помнят всю жизнь свою учительницу из начальной школы. Настоящий учитель должен отличаться уравновешенным характером и иметь навыки общения с аудиторией. Высокий уровень культуры, способность импровизировать и гибкость мышления - это также полезные качества для преподавателя. Желательно иметь хорошую дикцию. О любви к детям и безграничном терпении уже было сказано выше, и все же именно эти качества - самые главные для преподавателя начальной школы.

Карьерные перспективы, уровень заработных плат учителей начальной школы

Сколько зарабатывает учитель начальных классов? Где получить образование, чтобы получать больше? В нашей стране уровень заработных плат работников сферы образования все еще оставляет желать лучшего. Преподаватели начальной школы ежемесячно получают 8-25 тысяч рублей. Оплата труда зависит от региона, уровня учебного заведения и занятости конкретного специалиста. Перспективы карьерного роста в рамках данной специальности несущественные. Проработав в одной школе достаточно долго, можно получить должность завуча. Многие преподаватели стремятся устроиться в частные школы и центры образования. Обычно в таких учреждениях уровень заработных плат выше и перспектив для повышения больше. Кроме того, любой учитель начальной школы может без труда устроиться работать воспитателем в детский сад.

Высшее педагогическое образование даётся по трём широким областям деятельности: социальная сфера, образование и культура, в результате чего будущие педагоги получат профессиональные знания и навыки для ведения не только обучения, но и воспитательной, просветительной и культурологической работы. Согласно требованиям ФГОС, нормативным сроком получения высшего образования - для бакалаврата - служат 4 года для очной формы обучения, и 5 - для заочной либо вечерней (очно-заочной). Разумеется, конкретные виды профессиональной подготовки варьируются в зависимости от выбора учебного заведения - причём программа подготовки рассматривается совместно и руководством ВУЗа, и объединениями работодателей, и научно-педагогическими работниками, и обучающимися.

Специальности

Педагогических специальностей существует огромное количество - что связано, в первую очередь, с наличием десятков предметов по отраслям наук (математика, физика, литература и т.д.), преподающихся в учебных заведениях. Однако не стоит думать, что педагог может быть лишь преподавателем того или иного школьного курса. В последние 10 лет очень популярной стала профессия педагога-психолога (или социального педагога). Из остальных педагогических специальностей по-прежнему на первых местах стоят преподаватели иностранных языков, информационных технологий, права, а также учителя младших классов.

Где получить

Высшее профессиональное педагогическое образование можно получить в любом из более, чем 200 российских ВУЗов этого направления, из которых 20 находятся в Москве, а в регионах по их количеству лидируют Краснодарский край (12 ВУЗов), Дагестан (11) и Тюменская область (10), в то время как Санкт-Петербург представлен лишь 7-ю университетами, институтами и академиями.

Интересным является также тот факт, что в ТОП-10 педагогических университетов РФ входят лишь 2 из нынешней и бывшей столицы - правда, занимая в этом рейтинге (составленном специалистами по более чем 6 десяткам принципиальных показателей) 1-е и 2-е места. Целиком же данный список лучших выглядит следующим образом:

  • (г. Москва);
  • (г. Санкт-Петербург);
  • (г. Томск);
  • (г. Иркутск);
  • (г. Новосибирск);
  • Воронежский государственный университет (г. Воронеж);
  • (г. Екатеринбург);
  • (г. Ярославль);
  • (г. Рязань);
  • (г. Владимир).

Кроме того, вы можете выбрать подходящее учебное заведение в разделах и .

Согласно ФГОС 3-го поколения, программы обучения по специальности «Педагогическое образование» включают в себя 6 циклов:

  • экономический;
  • социальный;
  • гуманитарный;
  • естественнонаучный;
  • математический;
  • и профессиональный,

а также физическую культуру и проведение учебной и производственной практик.

Каждый из циклов предусматривает базовую и вариативную части, а обязательными дисциплинами являются философия, история, иностранный язык, педагогическая риторика, экономика образования, педагогика, психология и безопасность жизнедеятельности.

Формы обучения

Формы обучения в педагогических вузах практикуются такие же, как и в высших учебных заведениях других специальностей - очная, вечерняя (очно-заочная) и заочная, а также, по договорённости с вузом, дистанционная. Разделяется также обучение на платной и бесплатной основах.

Второе высшее

Стремление к получению второго высшего образования в педагогике (обычно предпринимаемое по причинам как повышения своего общеобразовательного и интеллектуального уровня, так и по сугубо практичным причинам, вроде продвижения в карьере либо возможности занять более выгодную должность по соответствующему профилю) в любом случае похвально. Правда, бюджетным оно, скорее всего не будет - особенно учитывая тенденцию выбора для его получения более престижных ВУЗов, чем те, в которых получалось первое.

Факультет начальных классов МПГУ

Факультет начальных классов
Московский педагогический государственный университет
Английское название The Faculty of primary education of Moscow State Pedagogical University
Год основания 1921
Декан Л.П. Ковригина
Место расположения 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 88
Официальный
сайт
http://fnk.mpgu.edu/
E-mail [email protected]

Общие сведения

Факультет начальных классов (ФНК) - один из 18 учебных факультетов Московского педагогического государственного университета

Факультет начал свою работу в далеком 1921 году в составе педагогического факультета 2-ого МГУ. Именно этот факультет первым в мире начал готовить педагогов I ступени обучения - учителей начальных классов.

В 1934 году школьное отделение стало педагогическим факультетом МГПИ, на котором с 1957 года началась подготовка учителей начальной школы с высшим образованием. В 1985 году из педагогического факультета был выделен и создан факультет начальных классов, имеющий 3 отделения: очного, очно-заочного и заочного обучения.

С 1994 года на факультете осуществляется прием выпускников педагогических колледжей, для которых разработан соответствующий учебный план с сокращенным сроком обучения.

Направления подготовки

Сегодня факультет начальных классов готовит специалистов высокого уровня по различным направлениям подготовки, а с 2010 года факультет перешел на систему двухуровневого образования - бакалавриат и магистратура по направлениям подготовки:

Бакалавриат

  • Педагогическое образование, профиль Начальное образование (дополнительный набор для лиц имеющих СПО)
  • Начальное образование и Информатика
  • Педагогическое образование, профили (англ.)
  • Педагогическое образование, профили Начальное образование и Иностранный язык (франц.), планируется с 2012 года

На факультете имеются различные формы обучения: очная, очно-заочная и заочная, экстернат

Магистратура

  • Педагогическое образование . Магистерская программа: Дошкольное образование
  • Педагогическое образование . Магистерская программа: Поликультурное образование
  • Психолого-педагогическое образование . Магистерская программа: Психологическое консультирование в образовании

Структура факультета

На факультете действует пять кафедр:

  • педагогики начального обучения . Заведующий кафедрой - почетный профессор МПГУ, доктор педаго­­гических наук А.Е. Дмитриев;
  • русского языка и методики его преподавания в начальной школе . Заведующая кафедрой - доктор педаго­­гических наук, профессор О.В. Сосновская;
  • естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе . Заведующий кафедрой - кан­­дидат физико-математических наук, профессор А.С. Добротворский;
  • эстетического и трудового воспитания младших школьников . Заведующий кафедрой - член-корреспондент РАО, доктор педагогичес­­ких наук, профессор А.Н. Джуринский;
  • психологии младшего школьника . Заведующий кафедрой - ака­­демик РАО, доктор психологических наук, профессор, В.Д. Шадриков . При кафедре работает лаборатория «Психологии способностей».

На факультете работают высококвалифицированные преподаватели, хорошо знающие началь­­ную школу, психологические, педагогические и общеобразовательные науки: заслуженный де­­ятель науки, член-корреспондент РАО, профессор М. Р. Львов, профессора С. П. Баранов, Л. П. Катлинская, Д. И. Латышина, академик РАО В. Д. Шадриков, член-корреспондент РАО А. Н. Джуринский, и др.

При факультете имеется аспирантура и докторантура.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Факультет начальных классов МПГУ" в других словарях:

    - … Википедия

    Факультет славянской и западноевропейской филологии Московский педагогический государственный университет … Википедия

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...