Эскин авигдор. США теперь знают о том, кто на самом деле пришёл к власти на Украине Велики ли потери и разрушения

Авигдор (Виктор) Эскин - израильский политолог, публицист и правозащитник.

Дед со стороны матери был расстрелян "за украинский национализм" во время сталинского террора в 1938 г. Труды Солженицына и рассказы бабушки со стороны отца о Холокосте убедили Виктора в необходимости изучать еврейский вопрос.

В 1974 г. был арестован за расклеивание листовок в поддержку Александра Солженицына и исключен из школы.

В 1975 г. поступил в музыкальное училище имени Гнесиных по классу фортепиано. Начал преподавать иврит и вести семинар по изучению иудаизма. Подвергался преследованию за диссидентскую деятельность.

В 1979 г. переехал в Израиль. Служил в Армии обороны Израиля, принимая участие в боевых действиях в Ливане в 1982 г.

С 1983 г. совместно с депутатом кнессета от партии Ликуд Михаэлем Кляйнером руководит движением "Новые правые Израиля". Выступает против передачи захваченных в 1967 г. территорий Организации освобождения Палестины и за израильскую, а не палестинскую, идентификацию арабов Израиля.

С 1981 по 1985 гг. проводил много времени в США, преимущественно в Вашингтоне, где занимался лоббированием в пользу Израиля и в защиту советских евреев.

В 1983 г. он собрал подписи 98 сенаторов под воззванием к советским властям отменить запрет на изучение иврита в СССР.

В 1984 г. подготовил приезд в Вашингтон депутата кнессета Кляйнера, который совместно с сенатором Джесси Хелмсом объявил о создании альянса американских и израильских консерваторов.

С 1986 по 1990 гг. Эскин работал заместителем редактора религиозного еженедельника на иврите "Эрев шабат", а также был корреспондентом англоязычного американского еженедельника "The Jewish Press". Отличался бескомпромиссной позицией в вопросах права евреев на заселение территорий, занятых в 1967 г.

21 декабря 1997 г. задержан спецслужбой "ШАБАК" по обвинению в умысле бомбардировать из катапульты свиными головами мечеть Аль-Акса на Храмовой горе.

В ноябре 1999 г. Иерусалимский окружной суд полностью оправдал его. Умысел не был доказан, как и конкретные действия, а обвинение было признано несостоятельным.

1 января 2001 г. был осужден на 2,5 года тюрьмы и 1,5 года условного заключения по обвинению в недонесении о подготовке ряда экстремистских провокаций, включая возложение свиной головы на могилу Изаддина аль-Касама и поджог офиса пацифистской организации "Поколение мира". Освобожден из тюрьмы 20 февраля 2003 г.

Позиционирует себя как убежденный патриот Израиля и еврейский традиционалист, стремящийся к укреплению связей с российскими консерваторами.

Авигдор Эскин (р. 26 апреля 1960, Москва) - израильский публицист и общественный деятель. Пишет на иврите, русском и английском языках.

Биография

Авигдор (Виктор) Эскин родился 26 апреля 1960 года в Москве. Отец Эскина происходит из известного в Белоруссии раввинского рода. Дед со стороны матери был расстрелян по пятьдесят восьмой статье во время сталинского террора в 1938 году. Труды Солженицына и рассказы бабушки со стороны отца о Холокосте убедили Виктора в необходимости изучать еврейский вопрос.

В 1974 году был задержан за расклеивание листовок в поддержку Александра Солженицына и исключён из школы. В 1975 году поступил в музыкальное училище имени Гнесиных по классу фортепиано у Натальи Андреевны Мутли. Начал преподавать иврит и вести семинар по изучению иудаизма. Подвергался преследованию за диссидентскую деятельность.

В 1979 году переехал в Израиль, где поступил в иешиву в Кирьят-Арба. Служил в Армии обороны Израиля, принимая участие в боевых действиях в Ливане в 1982 году. С 1983 года совместно с депутатом кнессета от партии Ликуд Михаэлем Кляйнером руководит движением «Новые правые Израиля». Выступает против передачи захваченных в 1967 году территорий Организации освобождения Палестины и за израильскую, а не палестинскую, идентификацию арабов Израиля.

С 1981 по 1985 год проводил много времени в США, преимущественно в Вашингтоне, где занимался лоббированием в пользу Израиля и в защиту советских евреев. В 1983 году он собрал подписи 98 сенаторов под воззванием к советским властям отменить запрет на изучение иврита в СССР, а в 1984 году подготовил приезд в Вашингтон депутата кнессета Кляйнера, который совместно с сенатором Джесси Хелмсом объявил о создании альянса американских и израильских консерваторов.

С 1986 по 1990 год Эскин работал заместителем редактора религиозного еженедельника на иврите «Эрев шабат», а также был корреспондентом англоязычного американского еженедельника «The Jewish Press». Он отличался бескомпромиссной позицией в вопросах права евреев на заселение территорий, занятых в 1967 году. Многие его материалы подхватывались центральными СМИ Израиля.

В 1995 году Эскин получил российское гражданство. В 1994 году в Тель-Авиве Эскин организовал акцию в поддержку российских войск, начавших боевые действия против незаконных вооружённых бандитских формирований в Чеченской республике.

21 декабря 1997 года задержан спецслужбой «ШАБАК» по обвинению в умысле бомбардировать из катапульты свиными головами мечеть Аль-Акса на Храмовой горе. В ноябре 1999 года Иерусалимский окружной суд полностью оправдал его. Умысел не был доказан, как и конкретные действия, а обвинение было признано несостоятельным.

Будучи полностью оправданным от обвинений в осквернении мусульманских святынь, Авигдор Эскин 1 января 2001 года был осуждён на 2,5 года тюрьмы и 1,5 года условного заключения по обвинению в недонесении о подготовке ряда экстремистских провокаций, включая возложение свиной головы на могилу Изаддина аль-Касама и поджог офиса пацифистской организации «Поколение мира». Ему вменялась в вину также симпатия к убийце премьер-министра Ицхака Рабина Игалю Амиру. Освобождён из тюрьмы 20 февраля 2003 года. По словам друзей Эскина, «теперь любой человек, который осмелится сказать правду об еврейско-арабских отношениях, объявляется правым экстремистом».

Последние годы изучает Тору и каббалу у раввина Мордехая Шрики. Он автор множества публицистических статей, в которых он отстаивает позиции Израиля в свете антифашистских и мессианских идей.

Эскин позиционирует себя убеждённым патриотом Израиля и еврейским традиционалистом, стремящимся к укреплению связей с российскими консерваторами.

В политической жизни тесные отношения поддерживает с Дмитрием Рогозиным.

Эскин - частый гость в ток-шоу Владимира Соловьёва («Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым») на телеканале Россия-1 и на радио Вести ФМ («Полный контакт с Владимиром Соловьёвым»).

Источники

  1. 1 2 «Гаарец»: помощник Кахане связан с Кремлём и продвигал Януковича.
  2. Авигдор Эскин. Смерш и СС.
  3. Eskin. www.russian-globe.com. Проверено 6 октября 2015.
  4. Псалмы Авигдора Эскина
  5. Авигдор глазами друзей.
  6. Авигдор Эскин. Погромы будут
  7. 1 2 Известно, кто занимается пиаром Виктора Януковича в Израиле // ИА REX, 09.11.2010
  8. Бондаренко В. «Задело!» // Завтра, 9 октября 2014.
  9. Розовский И. Авигдор Эскин «жжот не по-деццки». Эхо Москвы, 28 апреля 2014
  10. Авигдор Эскин // Вести ФМ
  11. Израильский политолог потерпел фиаско на передаче Владимира Соловьёва // Islam News, 10 октября 2014
  12. Авигдор Эскин. Моё вступление в Гозманово
  13. Авигдор Эскин - гость «Международной пилорамы» на НТВ

Авигдор Эскин родился 26 апреля 1960 года в Москве. В 1974 году был арестован за расклеивание листовок в поддержку Александра Солженицына. В 1975 году поступил в музыкальное училище имени Гнесиных по классу фортепиано. Начал преподавать иврит и вести семинар по изучению иудаизма. Подвергался преследованию за диссидентскую деятельность.

В 1979 году переехал в Израиль, где поступил в иешиву. Служил в Армии обороны Израиля, принимая участие в боевых действиях в Ливане в 1982 году. С 1983 года совместно с депутатом Кнессета от партии Ликуд Михаелем Кляйнером руководит движением «Новые правые Израиля». Выступает против передачи захваченных в 1967 территорий палестинцам.

С 1981 года по 1985 проводил много времени в США, преимущественно в Вашингтоне, где занимался лоббированием в пользу Израиля и в защиту советских евреев. В 1983 году он подписал 98 сенаторов под воззванием к советским властям прекратить запрещение на изучение языка иврит в СССР. А в 1984 году он подготовил приезд в Вашингтон депутата Кнессета Кляйнера, который объявил совместно с сенатором Джессе Хелмсом о создании альянса между американскими и израильскими консерваторами.

С 1986 по 1990 Эскин работал заместителем редактора ивритского религиозного еженедельника «Эрев шабат», а также был корреспондентом англоязычного американского еженедельника «The Jewish Press». Он отличался бескомпромиссной позицией в вопросах права евреев на заселение территорий, занятых в 1967 году. Многие его материалы подхватывались центральными СМИ Израиля.

21 декабря 1997 года задержан спецслужбой «ШАБАК» по обвинению в умысле бомбардировать из катапульты свиными головами мечеть Аль-Акса на Храмовой горе. В ноябре 1999 года Иерусалимский окружной суд полностью оправдал его. Умысел не был никак доказан, как и конкретные действия. Однако 14 января 2001 осуждён на 2,5 года тюрьмы и 1,5 года условного заключения по обвинению в соучастии и подстрекательстве к ряду экстремистских акций, включая возложение свиной головы на могилу палестинского террориста Азаддина эль-Касама и поджог офиса пропалестинской пацифистской организации «Поколение мира». Также ему вменялась в вину симпатия к убийце премьер-министра Ицхака Рабина Игалю Амиру. Освободился из тюрьмы 20 февраля 2003 года. Согласно друзьям Эскина: «теперь любой человек, который осмелится сказать правду об еврейско-арабских отношениях, объявляется правым экстремистом»..

Последние годы изучает Тору и каббалу у раввина Мордехая Шрики. Он также автор множества публицистических статей, в которых он отстаивает позиции Израиля в свете мессианской идеи.

Начиная с 1990 года Эскин часто бывает в России, где пользуется авторитетом в консервативных и умеренных еврейских кругах. Он позиционируется как убеждённый патриот Израиля и еврейский традиционалист, стремящийся к укреплению связей с российскими консерваторами.

Который сделал очень важное программное (в рамках антихристианского каббалистического проекта "машиах" ) заявление, суть которого я отразил в названии данного поста:

Очень жаль, что присутствовавший на той передаче уважаемый протоиерей Димитрий Смирнов не заметил откровенно антихристианского, апокалиптического подтекста этого заявления.

Хорошо, что есть другие пастыри, которые всё прекрасно поняли. Сегодня на "Русской народной линии" появился относительно годный материал:

Неужели именно Россия построит Третий храм?


Иерей Алексий Мороз о заявлении Авигдора Эскина, что наша страна призвана выполнить миссию, возложенную, согласно пророчествам, на антихриста …

В эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» выступил известный еврейский публицист Авигдор Эскин, который, в частности, заявил: «В свое время величайшей державой была держава императора Кира. Это была величайшая евразийская держава. Кир вошел в историю словами пророка Исаии, что важнее всего остального, что он сделал, - «Сице глаголет Господь помазанному Моему Киру...» (Ис. 45, 1-3.). Исаия отметил его как человека, который помог восстановить Второй Храм. Кир умел создать для всех народов своей империи благоприятные условия для их духовного развития и был сам человеком духовным, который шел вперед. С его именем связан Второй Храм. Конечно, то, что я сейчас скажу, прозвучит, может быть, слишком самонадеянно и преждевременно, но я надеюсь на то, что сбудутся слова тех провидцев каббалы, которые видели в наше время, согласно законам мироздания и его духовным тонким слоям, о том, что появится великая держава, подобная великой державе Кира, которая поможет восстановить Третий Храм, избавиться от главного зла, которое будет в это время, названного великим смешением или либеральной кастью. Провидцы говорили о том, что именно либерализм вслед за другими формами зла станет главным тормозом мессианской идеи избавления человечества и появится сила евразийская, которая сможет препятствовать этому и позволит возрождению всего человечества и построению Третьего Храма. Если бы я мог, я бы сказал именно эти слова вашему Президенту Путину».

Высказывания Авигдора Эскина были встречены бурными аплодисментами публики, находящейся в студии.

На сайте «Русской народной линии» есть специальная страничка «Третий храм», посвященная проблеме, поднятой известным еврейским деятелем.

Об эсхатологическом значении построения Третьего храма рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный православный богослов, кандидат педагогических наук, председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз.

Сейчас в мире все больше и больше происходит манипуляция сознанием людей. Идет разрушение культурного ядра нашего современника и снятие психологической защиты. Человека приучают, что грех – это норма, однополые «браки» и содомия – норма. Снимается различение лжи и правды.

Либеральные СМИ и существующие западные институты по манипуляции сознанием формируют из человека гедониста, потребителя, который бы жил по страстям и считал бы, что это норма. К сожалению, эти действия простерлись и на Россию и уже дают свои плоды. Люди уже потеряли способность адекватно воспринимать слова и события и как-то их анализировать. Существует закон психологии: когда включаются эмоции, то способность критически мыслить у человека исчезает. Он готов воспринимать всё, что идет на эмоциональной волне, особенно, если это соответствует его желаниям. Именно такой эффект мы могли наблюдать после выступления Авигдора Эскина.

С одной стороны он, казалось бы, говорит патриотичные слова. А мы сейчас видим некоторый патриотическим подъем в России, связанный с присоединением Крыма, с некоторыми практическими делами нашего Президента, которые вызывают одобрение большинства нашего народа. И вот Эскин тоже говорит хорошие слова о Путине, а у него сейчас очень высокий рейтинг в стране, добрые слова о России, и под действием этих высказываний люди начинают открываться, а когда он говорит о мессианском предназначении России, то тут уже начинают эмоции действовать, и люди не понимают, что на самом деле под этим патриотическим соусом им проталкивают.

Эскин говорит о пророчестве. Да, есть такое пророчество о Третьем храме, и оно гласит о том, что там и будет короноваться антихрист: «восстановит также и он антихрист каменный храм в Иерусалиме» (Ипполит Римский). Антихрист возглавит мировое правительство и заставит всех людей себе поклониться и принять жизнь греховную, он будет мастер иллюзий. Мы знаем, что время антихриста продлится 3,5 года и это будет страшное время. И вот предварятся эти времена восстановлением храма иудейского. Именно об этом сказал Эскин. И когда он заявляет, что Россия должна восстановить этот храм, что в этом её мессианская роль, это подмена понятий. По его словам Россия должна помочь воцариться антихристу! Но это ложь! И ложь не понимается людьми слушающими её. Это наглядный пример манипуляции сознанием, когда включены патриотические чувства людей, и они не поняли суть высказанного в речи господина Эскина.

Есть и второй момент, который заключается в том, что большинство людей просто не знает, о чем речь. Они слышали какие-то пророчества о грядущем величии России, слышали о Третьем храме, но по существу не знают и не понимают, о чем говорится в пророчествах. Только небольшая часть людей осознала, в чем суть сказанного выступающим.

И третий важный момент. Идет работа над психологией масс. Когда работают с большой группой людей, то учитывается, что включаются определенные инстинкты, и психика работает по совершенно иным законам. А психология массы такова, что все чувства усиливаются, а все логические формы резко ослабляются. Толпа часто не в состоянии отличить правды от лжи. Этот фактор тоже был использован Эскиным. Я не могу даже предположить, что такой образованный человек, как Авигдор Эскин, не знает православного трактования пророчества о Третьем храме. И то, что он провозгласил об ожидании «мессии», пришествию которого должна способствовать Россия, вызывает, мягко говоря, недоумение.

Антихрист, согласно пророчествам, будет выходцем их еврейского народа, и короновать его будет папа Римский. Разложение католичества мы сегодня уже наблюдаем. Я думаю, что это было сознательное использование методов манипуляции сознанием присутствовавших людей. Кроме того, эту передачу по телевидению смотрели миллионы людей, таким образом, в их головы вкладывается мысль, что именно то, что говорит «патриотичный» выступающий, есть правда. Когда средний обыватель слышит какую-то идею, которой все аплодируют, то он с этим солидарен, потому что он хочет быть с большинством людей. Это очень мощное воздействие. Когда идея воспринимается миллионами, то она начинает действовать в подсознании и в следующий раз уже принимается как руководство к действию. И если действительно подготавливаемое восстановление Третьего храма свершится на наших глазах, то вполне вероятно, что многие примут это на «ура».

Такая ложная идея может полностью исказить духовную жизнь человека. Трезвые слова, которые будут показывать всё это безумие, до людей будут доходить уже с трудом. Это всё продуманные, очень опасные действия.

Мы всегда должны помнить, что Россия будет единственной страной, которая до конца времен будет противостоять антихристу. Она будет оплотом православного христианства, явит собой невиданную силу духа.

Со своей стороны я бы хотел отметить, что о.Алексий несколько преувеличивает духовный статус современной России, забывая про известное , т.е. антихриста. Поэтому ценность данной его статьи только в том, что он верно заметил тление смыслов в речи Эскина.

России же, и Путину, на деле, вероятно, уготовано место одного из десяти "отступнических рогов" - слуг антихриста, а голосование 11 стран в ГА ООН против резолюции по Украине служит эдаким намёком на апокалиптических противников Вавилона: 10 рогов + антихрист .

12:49 — REGNUM

В воскресенье, 16 апреля, в Иерусалиме похоронили хасидского наставника Мендла Дайча, зверски избитого полгода назад в Житомире на антисемитской почве. Все попытки израильских врачей спасти его не дали результатов. Он оставил после себя жену и одиннадцать сирот.

Откровенная кампания разжигания ненависти на Украине достигла такой отметки, что даже напуганные властью и бандеровскими штурмовиками еврейские организации Украины начали поднимать голос. Это наряду с постоянным ростом количества репатриирующихся в Израиль.

В день прибытия Госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву в газете «Нью-Йорк Таймс» была размещена статья главы Еврейского комитета Украины Эдуарда Долинского под названием «Чего опасаются евреи Украины». Впервые в американской прессе появился материал с такой концентрацией разоблачений происходящего на Украине в наши дни. Долинский приводит слова президента Израиля Ривлина об участии ОУН-УПА (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в преступлениях Второй мировой войны и также — заявление главы польской правящей партии Качиньского, что Украина «с Бандерой в Европу не войдет».

Эдуард Долинский перечисляет последние случаи выплеска ненависти со стороны украинских националистов и точно указывает на череду государственных и муниципальных решений, возводящих на пьедестал героев худших из извергов человеческой истории. По сути, он признает то, о чем мы писали постоянно: современная Украина взяла за основу бытия преступную идеологию . За три года конфликта на Украине ни одна американская газета не раскрыла сущности происходящего в такой полноте.

В ходе президентской кампании на Украине в 2010 году десять членов палаты представителей и Сената США направили возмущенные письма послу Украины в США и тогдашнему президенту Ющенко в связи с героизацией Шухевича и Бандеры на государственном уровне. Однако ни одна крупная газета в США не поведала об этом своим читателям. Это произошло вследствие работы еврейской лоббистской группы в США. Но этих усилий оказалось маловато для сущностных изменений в американском сознании. Украина попросту малоизвестна и малоинтересна сама по себе. О ней вспомнили те, кто увидел шанс в лелеянии там «противовеса» политике сдерживания продвижения НАТО на восток нынешнего правительства России.

Три с половиной года назад 62 из 120 депутатов израильского Кнессета направили письмо в Европарламент в связи с деятельностью крайних националистов на Украине, раздувавших антисемитизм и русофобию. Важнейший документ, но он был предан умолчанию, как и письма протеста американских законодателей. Получается, что статья Эдуарда Долинского — это первый случай широкой огласки в самой влиятельной газете США героизации нацизма на Украине, и как следствия — разжигания ненависти на национальной почве.

В отличие от многих других антифашистов, Долинский не выступает в поддержку присоединения Крыма к России. Его никак нельзя заподозрить в «пророссийской позиции». Когда даже такой человек, как он, начинает бить во все колокола в связи с реабилитацией и глорификацией нацистских преступников на Украине, никто не усомнится в том, что эту страну настигла страшная хворь.

Характерно, что многие пропагандисты упорно игнорируют позицию Израиля в этих вопросах. А в нынешнем году там, помимо шествий «Бессмертного полка», состоится чествование Великой Победы и по еврейскому традиционному календарю — 26 ияра. Специальные службы пройдут в синагогах ряда столиц Европы.

Всякий, кто пытался обсуждать в течение последних лет проблемы Украины с американцами, наталкивался из раза в раз на их незнание и непонимание истинной причины конфликта. И это ведь не территориальный спор и не раздор на экономической почве. Сила горечи и негодования по отношению к киевской власти берет разгон именно от неприятия провозглашения преступной идеологии гитлеровских коллаборационистов государственной идеологией Украины сегодня. Все перечисляемые Долинским факты — это не бесчинства маргиналов, а политика государства. Ибо не националисты-радикалы, а сама Верховная рада Украины приняла в 2015 году закон, который признает ОУН-УПА (организация запрещена в РФ) «борцами за украинскую государственность» и говорит, что те, кто «публично выражает неуважительное отношение» к этим группам, будут подвергнуты наказанию.

С момента публикации этой статьи мы вправе сказать американцам: не говорите, что вы не знали‼!

Мало кто из политиков и государственных служащих США не начинает день с прочтения газеты «Нью-Йорк Таймс». Все они могли вчера прочитать о том, что сущностью конфликта на Украине являются вовсе не те причины, как им казалось ранее. Неужели они и после ознакомления с вопиющими фактами продолжат закрывать глаза на бандеровский реваншизм?

Особо хотелось бы узнать реакцию на статью Джареда Кушнера и его супруги Иванки. Как известно, дедушка и бабушка Джареда были партизанами в Белоруссии в ходе Второй мировой войны. Его родственников убивали бандеровские каратели. Хочется надеяться, что Джаред и Иванка с детства читают каждый день «Нью-Йорк Таймс». Хочется также спросить их обоих, что они думают о возрождении на Украине той идеологии ненависти, против которой воевали предки Джареда? И почему бы им не поговорить об этом при случае с президентом США Трампом?

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...