Экономическая политика государства примеры. Сущность экономической политики РФ и её основные направления

  • 1. Факторы и структура общественного производства
  • Глава 5. Собственность: понятие, типы, формы
  • Глава 6. Типы экономических систем и формы общественного хозяйства
  • 1. Экономическая система и ее структура
  • 2. Типы экономических систем
  • 3. Формы общественного хозяйства
  • Раздел 2. Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства
  • Глава 7. Теория стоимости (ценности)
  • 1. Стоимость, ценность, цена товара Развитие взглядов от Аристотеля до классической школы
  • 2. Основные этапы формирования трудовой
  • 3. Трудовая теория стоимости к. Маркса
  • 4. Определение стоимости товара
  • Глава 8. Теория денег
  • 1. Возникновение денег и история их развития
  • 2. Сущность и функции денег
  • 3. Взаимосвязь количества денег с уровнем цен и объемом производства
  • Глава 9. Рынок и механизм его функционирования
  • 1. Сущность рынка. Его виды и условия возникновения
  • 2. Теоретические основы спроса и предложения
  • 3. Равновесие рынка и способы его достижения
  • Глава 10. Монополия и конкуренция
  • 1. Теории монополии
  • 2. Модели несовершенной конкуренции
  • Глава 11. Теория капитала
  • 1 Зарождение знаний о капитале
  • 2. Капитал в трактовке классической школы
  • 3. Капитал как система социально-экономических отношений в теории Маркса
  • 4. Маржинализм и развитие теории капитала
  • 5. Неоклассическая школа о капитале
  • 6. Развитие теории капитала в XX веке
  • Глава 12. Прибыль и её роль в рыночном хозяйстве
  • 1 Издержки производства, их структура и виды
  • 2. Теория прибыли
  • 3. Норма и масса прибыли, показатели рентабельности
  • 4. Условия получения «нормальной» (средней) прибыли в различных экономических школах
  • Глава 13. Предпринимательский доход и процент. Кредит и банки
  • 1. Ссудный капитал и ссудный процент. Понятие ссудного капитала и его отличие от ростовщического
  • 2. Кредит и его формы
  • 3. Кредитная система
  • 4. Функции и операции банков
  • Глава 14. Заработная плата
  • 1. Основные этапы развития теории заработной платы
  • 2. Основные формы и системы заработной платы
  • 3. Уровень оплаты труда. Номинальная и реальная заработная плата
  • Глава 15. Дивиденд. Акционерный капитал,
  • 1. Акционерный капитал и основные этапы его развития
  • 2. Теория фиктивного капитала и теория демократизации капитала
  • 3. Фондовая биржа и механизм её функционирования
  • Глава 16. Земельная рента
  • 1. Аграрные отношения и земельная рента
  • 2, Теории земельной ренты: физиократы, д. Рикардо, марксистская теория ренты, рента в теории предельной полезности
  • 3. Арендная плата, цена земли
  • 4. Теория крестьянского хозяйства а. В. Чаянова
  • 5. Современные формы аграрных отношений. Апк России (особенности развития, современные проблемы, задачи аграрной реформы)
  • Раздел 4. Процесс воспроизводства
  • Глава 17. Воспроизводство: типы, показатели, темпы и пропорции
  • 1. Понятие воспроизводства и его типы
  • 2. Этапы развития теории воспроизводства
  • 3. Модели реализации общественного продукта
  • 4. Типы расширенного воспроизводства
  • 5. Экономическая эффективность
  • Глава 18. Экономический цикл, его структура и особенности
  • 1. Экономический цикл и его фазы
  • 2. Виды экономических циклов
  • 3. Циклическое развитие экономики в современных условиях
  • Глава 19. Занятость и безработица
  • 1. Классическая теория занятости
  • 2. Марксистская теория занятости
  • 3. Кейнсианская теория занятости
  • 4. Кривая Филлипса
  • 5. Современные проблемы безработицы и рынка труда
  • Глава 20. Денежное обращение и инфляция
  • 1. Основные факторы и механизм развития инфляции
  • 2. Социально-экономические последствия
  • Раздел 5. Экономическая роль государства
  • Глава 21. Экономические функции государства и их эволюция
  • 1. Эволюция взглядов на экономическую роль государства
  • 2. Основные направления экономической политики государства
  • 3. Концепции государственного регулирования
  • 4. Государство и общественные технологии принятия решений
  • Глава 22. Экономическая политика государства
  • Глава 23. Государственная финансовая система.
  • 1. Общее понятие финансов
  • 2. Государственный бюджет: пути формирования и использования
  • 3. Бюджетный дефицит и государственный долг
  • Раздел 6. Мировое хозяйство
  • Глава 24. Международные экономические отношения. Мировое хозяйство
  • 1.Сущность мирового хозяйства, его возникновение и развитие
  • 2. Интернационализация мировой
  • 3. Эффективность международного разделения труда
  • Глава 25. Международные валютные отношения
  • 1. Мировой рынок.
  • 2. Специфика международных валютных отношений
  • 3. Основные этапы эволюции международной
  • Глава 26. Глобальные проблемы современной экономики
  • 1. Сущность и виды глобальных проблем современной экономики
  • 2. Глобальный кризис управления: усиливающийся разрыв
  • 3. Проблема предотвращения мировой термоядерной войны и
  • 4. Проблема охраны природной среды,
  • 5. Состояние экологической обстановки
  • 2. Основные направления экономической политики государства

    1) Государство устанавливает законные «правила игры», регули­рующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и по­требителями, определяет права собственности, статус предприятий и т.п.

    2} Государство организует денежное обращение, облегчающее обмен товаров и услуг.

    3) Принимает меры по защите механизма рыночной конкуренции регулирование монопольных цен, антимонопольное законодательство.

    4) Производит «общественные» и «квазиобщественные» товары и услуги («навязанные» государственные услуги).

    5) Осуществляет структурную политику и политику стимулирования экономического роста.

    6) Осуществляет контроль за уровнем инфляции и занятости, прини­мает меры по смягчению колебаний экономического цикла.

    7) Проводит социальную политику выравнивания доходов.

    Государство выполняет экономические функции, имея огромный ар­сенал средств воздействия на экономическую систему, начиная от прямого насилия и кончая финансовыми, экономическими рычагами. Разумеется, степень государственного вмешательства в экономику, набор средств, ис­пользуемых при этом, зависят от очень многих причин: периода истории, состояния экономики, социальной системы, этатистских традиций в обще­стве, политической ситуации, степени развития государственного сектора.

    Мировая практика показала, что системы и формы государственного регулирования довольно многообразны, в каждой стране имеются особен­ности. К числу наиболее важных методов государственного регулирования можно отнести административные меры, финансовую политику, денеж­ную политику, социальную политику, внешнеэкономическое регу­лирование.

    Административные меры базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрещения, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в экономически развитых странах используются в незначительных масштабах. Фиксация цен и дохо­дов или установление пределов их повышения применяются в рыночной экономике в исключительных случаях в качестве чрезвычайной меры. В качестве примера можно привести президентский исполнительный указ Никсона, устанавливающий контроль над зарплатой и ценами в 1971 г. как антиинфляционной меры. Самыми крупномасштабными административ­ными государственными акциями по регулированию экономики в послево­енной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концер­нов. Наиболее часто административные меры применяются как меры по охране окружающей среды. Среди мер прямого административного госу­дарственного регулирования можно прежде всего выделить: 1) выдачу и проверку лицензий на любой вид деятельности, сопровождающийся за­грязнением окружающей среды; 2) выдачу лицензий на размещение новых производств; 3) установление стандартов и нормативов (предельных и те кущих) на выбросы загрязняющих веществ; 4) установление соглашений между местными органами власти и предпринимателями; 5) введение санкций за нарушение нормативов, правил и законов со стороны органов управления и частных лиц, пострадавших от загрязнения.

    В Японии, например, применяемые в природоохранной практике экологические нормативы по степени жесткости подразделяются на два типа Первый - целевые и желательные стандарты и нормы. Это предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) Они определяются на основе критерия безопасности для человека и природы. Второй тип - применяемые в практике экологического контроля текущие нормативы, которые принимаются на определенный срок на ос­нове расчета необходимых затрат и предусматривают поэтапное сокраще­ние масштабов загрязнения.

    Недостаток прямого регулирования эколого-экономических от­ношений заключается в ограничении свободы выбора экономических субъектов Опыт показывает, что эффективность административных мер недостаточно высока, часто резко снижается со временем, когда утихает

    общественный интерес к тем или иным проблемам. Часто недостаточными оказываются ресурсы, выделяемые для регулирования, издержки обеспе­чения превышают финансовые возможности органов власти на местных и национальных уровнях.

    Финансовая политика представляет систему государственного регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.

    Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядят приблизительно следующим образом (%)

    Каждая страна имеет свои особенности в структуре государственно-

    го бюджета, например, США, Россия и Китай имеют большой удельный вес военных расходов, это объясняется историческими факторами. Осо­бенности государственного бюджета России - высокий удельный вес за­трат на обслуживание государственного долга (14%), а также крайне низ­кие, по сравнению с другими затратами, затраты на социально-культурные нужды социальные нужды (3%), образование (4%), здравоохранение (1,7%) в 1996 финансовом году.

    Расходы государственного бюджета осуществляют функции по­литического, социального и экономического регулирования. Затраты на социальные услуги выполняют функции выравнивания доходов, смягчения социальной напряженности. Расходы на вооружение, финансирование внешней политики, административно-управленческие расходы направлены на укрепление внутри- и внешнеполитической стабильности в стране От­метим, что деление расходов по признаку выполнения политической, со­циальной или экономической функции государственного регулирований весьма условно, так как любая статья государственных расходов способст­вует выполнению каждой из этих функций.

    Структура расходов государственного бюджета оказывает регу­лирующее воздействие на размеры совокупного спроса, а также на отрас­левую и региональную структуру экономики, на национальную конкурен­тоспособность на мировом рынке. Особенно активную роль в регулирова­нии совокупного спроса играют государственные закупки, а также транс­фертные платежи населению и предприятиям. В США и Великобритании государство как потребитель обеспечивает до 20% ВНП. С целью сглажи­вания экономического цикла государство увеличивает объем государст­венных закупок и трансфертных платежей в период кризиса и депрессии и сокращает их в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

    Налоги - второй важнейший инструмент финансовой политики. А. Смит в свое время сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе: 1) Под­данные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно под покровительством и защитой государства. 2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). 3) Каж­дый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как пла­тельщику должно быть удобнее всего оплатить его. 4) Каждый налог дол­жен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казна­чейству государства.

    Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для воспри­ятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойно­го, тройного обложения. На основе этих принципов налогообложения к на­стоящему времени сложились две концепции налогообложения.

    Согласно первой концепции налогообложения, физические и юриди­ческие лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, согласно второй - они уплачивают налоги в прямой зависимости от размера непосредственно полученного дохода.

    Налоговая политика правительства строится в соответствии с соци­ально-экономическими потребностями государства, в зависимости от тре­бований, целей, которые ставит перед собой правительство, при этом ис­пользуются обе концепции налогообложения.

    Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: прогрессивный, пропорциональный и регрессивный. Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от ве­личины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого зара­ботка).Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких. На таких принципах строится подоходный налог.Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов более низкий. Примерами косвен­ных налогов являются акцизные сборы, налоги с продажи, налог на добавленную стоимость. С прямыми налогами на доходы и наследство связано пропорциональное и прогрессивное налогообложение.

    Налоговая система выполняет в основном три функции: 1) обеспече­ние финансирования государственных расходов (фискальная функция); 2) социальная функция (перераспределение доходов); 3) государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

    Различные виды налогообложения (прогрессивное, пропорциональ­ное, регрессивное) вызывают различные социальные последствия. Налоги на прибыль корпораций и на личные доходы физических лиц, которые рас­считываются по прогрессивной шкале, более всего соответствуют принци­пу социальной справедливости. Самые несправедливые - косвенные нало­ги, которые перекладываются на потребителей в одинаковой степени вне зависимости от того, насколько высоки их доходы.

    В целях смягчения социального неравенства государство пред­ставляет отдельным группам населения различные налоговые льготы. Ча­ще всего эти льготы носят и социальный и регулирующий характер. На­пример, льготы фермерам, скидки с личных доходов и прибылей, направ­ляемых на жилищное строительство, стимулируют спрос, способствуют росту занятости; некоторые льготы при всей своей явной социальной на­правленности - такие, как налоговые льготы многодетным семьям, студен­там и лицам, повышающим свою квалификацию, также способствуют расширению совокупного спроса.

    Регулирующая функция налогов связана с установлением и измене­нием системы налогообложения, определением налоговых ставок, их дифференциацией; предоставлением налоговых льгот предпринимателям. Понижение налогов в целом ведет к усилению стимулов в экономи­ческой деятельности, увеличению совокупного спроса, повышению уровня занятости. Эти меры используются в период низкой конъюнктуры, напро­тив, повышение налогов используется для борьбы с «перегревом» эконо­мики.

    Государство, кроме общего, часто применяет селективное налоговое стимулирование, выборочно снижая налоговые ставки и даже отменяя на­логи для предприятий, следующих целям государственной экономи­ческой политики. Широко распространены скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на НИОКР, создание рабочих мест, охрану окружающей среды.

    Результатом налоговой политики в развитых странах, направленной на стимулирование капиталовложений, стало то, что преобладающий фор­мой обеспечения инвестиционных потребностей является самофинан­сирование (более 50%). Одним из самых эффективных направлений по­добной политики можно назвать ускоренное амортизационное списа­ние основного капитала

    Финансовая политика, направленная на стимулирование подъема в кономике, обычно приводит к дефициту государственного бюджета, что создает дополнительные осложнения в экономической ситуации. Наиболее распространенные методы финансирования дефицита государствен­ного бюджета - внешние и внутренние займы, эмиссия денег и использо­вание бюджетного излишка предшествующих лет. Эмиссия приводит к не­контролируемой инфляции, подрываются стимулы для долгосрочных ин­вестиций, раскручивается спираль «цены - заработная плата», воспроиз­водится бюджетный дефицит. Внутренние займы, ведущие к ростувнут­реннего долга, имеют также негативные последствия: усиливается нерав­номерность в получении доходов, возникает эффект «вытеснения» частных инвестиций, т.к. чрезмерный государственный долг ведет к росту процент­ной ставки, бремя внутреннего долга перекладывается на следующее поко­ление.

    Большие размеры внешнего долга представляют существенную про­блему. Если платежи по нему составляют значительную часть от внешне­экономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать но­вые займы становится трудно Их предоставляют неохотно и под более вы­сокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых странах, в том числе в России, обязательства выплаты по займам превы­шают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны, подрывает ее независимость.

    Проблемы дефицита государственного бюджета отражаются в суще­ствующих концепциях бюджетной политики.

    Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть еже­годно сбалансирован. Однако недостатком подобного подхода к бюджет­ной политике является то, что такое состояние бюджета снижает эффек­тивность финансовой политики, имеющей антициклическую, стабилизиро­ванную направленность В период низкой конъюнктуры экономики нало­говые поступления автоматически снижаются. Стремясь сбалансировать бюджет, государство повышает ставки налогов, либо уменьшает государ­ственные расходы, что еще больше сокращает совокупный спрос, усугуб­ляя тем самым экономическую ситуацию.

    Вторая концепция предполагает сбалансирование государственного бюджета в ходе экономического цикла за счет использования положитель­ного сальдо для покрытия дефицита, возникшего в период спада. Недоста­ток этой концепции заключается в том, что спады и подъемы в экономиче­ском цикле неодинаковы по продолжительности и глубине, поэтому дефи­цит не всегда может быть полностью покрыт положительным сальдо, что оставляет проблему циклического спада открытой.

    Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов Главной целью государственной финансовой политики в этом случае является достижение макроэкономической стабильности, сба­лансированность бюджета при этом является второстепенной проблемой. Действительно, ряд европейских стран живет не один год с уровнем дефи­цита в 4-5% к ВНП В 1993 году дефицит бюджета составил в Германии 8%, во Франции 4,5%. Однако считается, что приближение дефицита бюджета к 10% ВНП и 33% к сумме расходов полагают опасным, поскольку это двигает экономику к гиперинфляции. Страна, придерживающаяся данной концепции, должна иметь поэтому наличие четкой программы фи­нансовых мероприятий в рамках ее денежного потенциала: осуществлять постоянный контроль за развитием бюджетного дефицита; выделять бюд­жетные средства лишь на меры, приносящие значительный эффект.

    Денежная политика прежде всего связана с регулированием кре­дитно-денежного обращения, которое осуществляет центральный банк страны. Это - регулирование денежной эмиссии; «операции на открытом рынке»; изменение минимальной (обязательной) резервной нормы; изме­нение учетной ставки процента.

    Операции на открытых рынках. Продажа (покупка) ЦБ государ­ственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку Этот метод денежной политики применяется в кратко­срочном периоде и обладает большой гибкостью. Насколько действенным может быть этот метод, покажет один пример. В США в 1988 г. федераль­ные резервные банки имели на 233 млрд. долл. государственных облига­ций, продажа которых могла бы понизить резервы коммерческих банков с 40 млрд. долл. до нуля.

    Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Об эффективности подобного мето­да даёт представление величина денежного мультипликатораm=I/R, где т - обозначает максимальное количество новых кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормыR. Это средство регулирования денеж­ной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

    Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, пред­ставленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С пони­жением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кре­диты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку Повышение учетной ставки является также приемом борьбы с инфляцией В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешевых» и «дорогих» денег.

    Полшпика дешевых денег проводится в период низкой конъюнкту­ры. Центральный банк увеличивает предложение денег путем покупки го­сударственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учетной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

    Политика дорогих денег проводится Центробанком прежде всего как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается мини­мальная резервная норма, увеличивается учетная ставка.

    Наряду с перечисленными методами государственного регулирова­ния, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют спе­циальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отне­сти меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экс­портных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, из­менение величины пошлины во внешней торговле.

    Кроме мер по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в страну, применяется также селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы ка­питала. Государство регулирует процессы миграции рабочей силы, а также участвует в международных экономических организациях типа МВФ, МБРР и других интеграционных межгосударственных объединениях типа Европейского сообщества, ЕОУС, АСЕАН. Кроме специальных государст­венных мер, направленных на регулирование внешней торговли, денежная и финансовая политика также оказывает влияние на величину чистого экс­порта (размер сальдо внешнеторгового баланса). В частности, политика «дешевых денег», приводящая к уменьшению процентной ставки, своим следствием, как правило, имеет обесценение национальной валюты, что способствует внешнеэкономической экспансии.

    Чтобы добиваться нужных результатов, работа проводится в следующих направлениях:

    • накопление средств и формирование государственного бюджета;
    • контроль над финансами, их распределение по отраслям;
    • регулирование цен и принятие мер по предотвращению гиперинфляции;
    • обеспечение максимального дохода путем воздействия на темпы производства;
    • осуществление инвестиций в оптимальных масштабах;
    • поддержание внешнеторгового баланса;
    • регулирование занятости населения, максимально эффективное использование трудовых ресурсов;
    • установление заработной платы в разных сферах деятельности, ее своевременная индексация;
    • предоставление кредитов для развития предпринимательства;
    • установление налогов и их взыскание;
    • определение прожиточного минимума как по регионам, так и в среднем по стране.

    Субъекты политики в экономической сфере

    Государство

    Оно, выступая в роли главного субъекта проводимой политики, имеет полномочия власти. На законодательном уровне обсуждаются направления политики, разрабатываются соответствующие нормативные акты и принимаются указы.

    Правительство

    Этот исполнительный орган следит за реализацией принятых мер воздействия на экономическую ситуацию. Правительство дает указания структурам, осуществляющим власть в регионах, и выполняет необходимый контроль.

    Бизнес-структуры

    Примерами являются холдинги и коммерческие банки. Кроме того, значимую роль в экономической политике государства играют транснациональные корпорации. Так называют влиятельные компании, чьи производственные подразделения ведут свою деятельность в разных странах. Транснациональные корпорации в целом обеспечивают около половины мирового производства. Крупнейшие из них имеют больший бюджет, чем некоторые страны.

    Влиятельные личности

    Авторитетные ученые, политики и другие люди оказывают влияние на разработку экономической политики. Они могут предлагать различные прогрессивные идеи, которые оглашаются с помощью телевидения и прочих средств информации.

    Методы воплощения в жизнь экономической политики

    Выбранная линия действий реализуется при помощи:
    • Административные меры. Их применение обозначено в Конституции РФ. Главным назначением таких мер является поддержание устойчивости в сфере экономики. Особое внимание уделяется праву собственности, возможности выбора, в частности имеющего отношение к экономической сфере. На одни действия вводятся запреты, другие — разрешены, третьи должны выполняться в принудительном порядке. За нарушение тех или иных норм предусмотрена ответственность.
    • Экономические меры. Они связаны с деятельностью специальных структур, регулирующих рыночные отношения с помощью определенных рычагов. Здесь затрагиваются спрос и предложение, распределение капитала, всевозможные социальные и структурные аспекты. Экономические меры, в частности, включают бюджетную и финансовую политику, а также планирование и прогнозирование.
    В целом экономическая политика определяется состоянием экономики государства в настоящий момент.

    Экономическая политика содержит нормативный и позитив компоненты; первый, отвечающий на вопрос -- как должно быть? -- предлагает правовые нормативы, обязательные для исполнения (налоги, бюджет и др.); второй, склоняющий нас к размышлениям над тем, что происходит? -- побуждает к косвенным методам воздействия (процентная ставка, валютный курс и др.). Соотношение между этими компонентами экономической политики может быть различным.

    Взаимодействие универсального и национального в экономической политике заставляет вспомнить о гносеологическом сочетании, порой весьма противоречивым, между формами и содержанием.

    Экономическая политика -- это роль государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.

    Экономическая политика -- это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.

    Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум). Спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

    В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.

    Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

    Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

    Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся. В условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.

    В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.

    Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

    Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

    Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).

    Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

    Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

    В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

    Среди основных направлений экономической политики целесообразно выделить следующие направления, которые сегодня актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:

    • -- конъюнктурная политика;
    • -- политика экономического роста;
    • -- структурная политика;
    • -- региональная политика;
    • -- политика занятости;
    • -- антиинфляционная политика;
    • -- инвестиционная политика;
    • -- социальная политика.

    Все эти направления пересекаются, а подчас и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

    Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса.

    Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

    Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.

    Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере. Совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

    В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.

    Для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.

    Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.

    По оценкам экономистов, представленный прогноз выглядит оптимистично, и для этого есть некоторые предпосылки. Прошлый год, успешный по многим параметрам экономического самочувствия страны, и I квартал 2009г. продемонстрировали ускорение экономики. То, что российская экономика уйдет от роста, основанного на экспорте нефти и газа, и будет строиться на обрабатывающей промышленности и технологиях, можно только приветствовать, считают специалисты.

    В прогнозе социально-экономического развития страны на 2010-2013гг. зафиксированы следующие параметры. Прогноз по инфляции на 2010г. составлял 7-8%, на 2011г. - 6-7%, на 2012г. - 5,5-6,5%, на 2013г. - 5-6%. Прогноз по ВВП составляет: на 2014г. - 6,5%, на 2015г. - 6,1%, на 2016 г. - 6%, на 2017г. - 6,2%. При этом глава МЭРТ Герман Греф полагает, что Россия может выйти и на более высокие темпы роста ВВП, чем заложенные в трехлетний прогноз. Это может произойти, если инвестиционная активность предприятий будет выше и цена на нефть превысит официальные ожидания.

    Экономисты отмечают, что, повышая прогноз роста экономики, чиновники делают ставку на сильный внутренний инвестиционный и потребительский спрос. По их оценкам, предполагаемые темпы роста экономики в целом выглядят очень правдоподобно: экономика имеет еще громадный резерв для роста, связанный с возможностью повышения её эффективности (снижения энергоемкости, повышения производительности труда и т.п.) и 6% в год представляется нормальным темпом роста для нее.

    Высокий потребительский спрос будет способен обеспечить рост в перерабатывающих секторах промышленности. Явно обозначившийся приход иностранных производителей, локализующих те или иные производства, не только вносит вклад в прогнозируемый рост, но и может оказать дополнительное позитивное влияние на экономику. Явных внутрироссийских или внешних угроз для роста, за исключением обвала мировых цен на сырьевые товары, пока не просматривается, однако эта угроза с каждым годом становится менее значимой из-за все той же диверсификации экономики. В то же время, в прогнозе есть несколько моментов, вызывающих вопросы: перспективы нефтяного и нефтеперерабатывающего сектора выглядят недооцененными, а перспективы не сырьевого экспорта - переоцененными. Многие аналитики также положительно оценивают прогноз социально-экономического развития, подготовленный МЭРТ. И предполагают, что на фоне возможного дефицита рабочей силы одним из приоритетов для правительства должна стать миграционная политика. Высокие темпы роста зарплат и пенсий приведут к дальнейшему росту располагаемых доходов населения, в связи с чем увеличение потребления будет по-прежнему оставаться одним из ключевых факторов роста российской экономики.

    Однако, без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне.

    Истоки формирования экономической политики

    Рыночная экономика, которая стала основным способом ведения народного хозяйства, в течение последних нескольких столетий претерпела ряд существенных изменений. Основой для рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров, что было обусловлено переходом на крупное машинное производство . Развитие машинного способа позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции наряду с повышением доходов населения привели к резкому расширению рыночного оборота .

    Экономические процессы, происходившие в XVIII и XIX веках создали качественно новую ситуацию в обществе, создав основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства.

    Решающим уроком для всей рыночной системы явился мировой экономический кризис -1933 годов . Итогом этого урока стал вывод о том, что роль государственного участия необходимо поднять на новый качественный уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений (рынок и государство). В условиях динамичного развития рынка государственные меры должны были выйти за рамки невмешательства, нейтрального поведения государства в роли «ночного сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название «экономическая политика» .

    Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны ещё в конце XIX века. Примером может служить Германия , опередившая в этом отношении многие страны. По инициативе Отто фон Бисмарка было приняты законы, на основе которых возникла новая сфера - социальное страхование . В 1883 году в частности, законом было введено страхование по болезни, в 1884 году - страхование от несчастных случаев и, наконец, в 1889 году - страхование по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию .

    Первые попытки реализации экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В этих условиях как относительно самостоятельные направления рассматривались таможенная, аграрная, промышленная и социальная формы политики. Позднее, в начале XX века на смену такому разрозненному подходу пришел вариант комплексного, взаимосвязанного подхода. Экономическая политика приобрела более комплексный общеэкономический характер.

    Существенным образом на формирование общеэкономической политики повлияли две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Вмешательство государства в экономические процессы стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позже международный характер .

    Содержание и направления экономической политики

    На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

    1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики;
    2. Поддержание эффективного размера занятости ;
    3. Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией ;
    4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

    Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики .

    Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются:

    • Инвестиционная политика;
    • Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;
    • Другие разновидности направлений экономической политики.

    Субъекты экономической политики

    Субъектами экономической политики могут выступать :

    • Государство , включая региональные и местные институциональные образования;
    • Негосударственные союзы и объединения.

    Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений экономической политики. Отвечает за её реализацию исполнительная власть - правительство . Правительство, в свою очередь, ставит задачи и передаёт права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти.

    К негосударственным союзам и объединениям относят институты, имеющие так называемый «общественно-правовой статус». Эти близкие к государству структуры также являются субъектами экономической политики. Им могут передаваться определённые задачи управления, которые изъяты из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в Германии относятся региональные управления по страхованию , Фонд выравнивания бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии таковыми являются: агентство по поддержке общественного транспорта , учреждения по противопожарной безопасности .

    К негосударственным субъектам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоёв общества и групп населения. Это могут быть профессиональные союзы , союзы предпринимателей , религиозные и культурные организации. Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния (давления) на власть. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества . В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей.

    Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определённые группы и институты общества . К ним следует отнести: политические партии и организации , средства массовой информации , влиятельные личности (учёные , политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы , её структурой.

    В целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно сорганизовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики .

    Инструменты реализации экономической политики

    Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

    Классификация методов экономической политики

    Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы :

    1. Меры прямого воздействия . Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.
    2. Меры косвенного воздействия . Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создаёт условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

    Существует ещё одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно-институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы .

    Административные меры

    Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности , защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.

    Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.

    Экономические меры

    К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения . Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос , совокупное предложение , степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

    К экономическим мерам относят:

    • финансовую политику , в том числе бюджетную , фискальную политику;
    • денежно-кредитную (монетарную) политику;
    • экономическое программирование и планирование ;

    Институциональные меры

    Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных . При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».

    Различными вариантами распространения институциональных форм являются :

    • структура органов исполнительной государственной власти , непосредственная задача которых - практическая реализация целей правительства;
    • формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики , то есть государственной собственности ;
    • разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов;
    • поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;
    • правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов ;
    • участие в различных формах экономической интеграции , организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (Большая семёрка , большая восьмёрка , большая двадцатка , АТЭС и другие).

    Применение методов реализации экономической политики

    Применительно к различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.

    В рамках Фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта , которая поступает в совместное пользование всех слоёв населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП . К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

    Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счёт государственного бюджета , местных бюджетов , так и за счет частных инвестиций , которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

    В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым -на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объёмы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние роль на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

    Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума . Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование , медицина , культура , оказание помощи многодетным семьям , регулирование отношений в области занятости.

    Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом , систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .

    Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

    1. Установление максимальной продолжительности рабочей недели;
    2. Установление минимальной величины заработной платы ;
    3. Установление порядка взносов на нужды социального страхования;
    4. Государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

    Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса , обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

    Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры ».

    Примечания

    1. Государственная экономическая политика (рус.) . Словарь экономических терминов. Архивировано
    2. Экономическая политика (рус.) . Высшая школа экономики. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012. Проверено 3 января 2012.
    3. Государство и экономическая политика // ISBN 5-691-00945-1
    4. Экономическая политика: истоки формирования // Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д.Камаева. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с. - ISBN 5-691-00945-1
    5. Афонцев С.А. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: "ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" ИЛИ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК? (рус.) // Лебедева М.М. Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия: Сборник статей. - М, 2000.
    6. Субъекты (исполнители) экономической политики // Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д.Камаева. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с. - ISBN 5-691-00945-1
    7. Инструменты экономической политики государства // Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В.Д.Камаева. - 8-е издание, переработанное и дополненное.. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с. - ISBN 5-691-00945-1

    Вопрос 1. Сущность макроэкономического регулирования

    Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы. Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

    Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие.

    В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

    Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

    Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

    Вопрос 2. Теории регулирования

    Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.

    Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.

    Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности: ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами.

    Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию. Логика неоклассистов подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

    Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф. Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил его тезис о том, что путем государственных расходов можно повернуть ход развития экономики в нужном направлении. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет; создается обширная зона государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широко используются бюджетно-финансовые и кредитно-финансовые регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

    Но с середины 70-х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных деятелей. Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики.

    Сторонники теории “экономики предложения” считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства.

    Вопрос 3. Необходимость в государственном регулировании экономики и типы такого регулирования

    Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.При этом последователи А.Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

    К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив. Важнейшая причина фиаско рынка - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

    Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

    Различают следующие типы государственного регулирования:

      полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

      различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;

      крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Главным образом присущ США.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...