Рисуем точками

Выбрать лучше животное с контрастным выражением света-теней.

Найдите изображение в интернет. К примеру, подойдет вот такой тукан. С натуры рисовать намного сложнее, но можно попробовать. Теперь приготовьте рабочее место. Старайтесь сделать так, чтоб Вам ничего не мешало, не раздражало. Художнику ничего не должно мешать. В конце концов, включите свою любимую музыку, послушайте Битлов или Оффспринг! Расслабьтесь и включите фантазию. А теперь посмотрите на выбранное животное и нарисуйте его в воображении. Заварите себе чай или вкусный кофе.
Приступайте к работе.

2 шаг

Рисуйте легкими линиями, не давите на карандаш.

Простым карандашом наметьте очертания птицы. Соблюдайте пропорции. Лучше сразу наметить ярко выраженные детали (глаза, отдельные перья, насыщенные тени и блики), чтобы рисунок получился контрастным и интересным. Хлебните чаю и сверьте свой рисунок на этом этапе с оригиналом. А теперь подправьте его.

3 шаг

Начинайте рисовать линиями.

Берите в реки перо, макайте его в тушь и начинайте ставить точки… Сначала наметьте очертания, начинайте заполнять форму, стараясь не терять ее.

4 шаг

Выделяйте красивые элементы, даже если на самом деле их еле видно. Картинка графическая, Вы вправе менять изображение так, как Вам хочется

Там, где область совсем светлая – оставляйте блики, а там, где тень – ставьте точки ближе друг к другу. Все очень просто! Старайтесь класть точки по форме,(например, если перо дуговидной формы – ставьте точки дугой). Если Вы устали – лучше отдохнуть немного, если не хотите испортить работу. Приступайте к рисунку только в хорошем расположении духа=) Отдохнули – продолжайте рисовать.

5 шаг

Ну вот, рисунок почти готов. Можно зарисовать фон. Добавьте листочки, веточки… И теперь у Вас есть собственный арт! Теперь можно хвастаться перед друзьями и близкими, украсьте Ваши стены своим рисунком. И не важно, что он не профессиональный – главное, это чтоб Вам самим Ваше творчество приносило удовольствие.

Пойте, танцуйте, пишите, рисуйте, играйте на инструменте, и не важно, хорошо у вас это получается или нет - так вы развиваете свою душу. (Курт Воннегут)

Введение в тему (для начинающих)

1. Для того, чтобы работать контурами, совершенно не обязательно уметь хорошо рисовать. Ведь все могут изобразить примитивные фигурки - листочки, цветочки, зверюшек для ребенка. Этих навыков вполне достаточно!

2. Любой сложный узор состоит из набора простых элементов. Нужно просто уметь выделять эти части.

3. Многие рисуют на попавшихся под руку бумажках, когда общаются по телефону, или просто за долгими разговорами. Вспомните это состояние - голова занята одним, а рука - другим. Это как раз то, что нам нужно!

4. Начинать рисование лучше на простых и ненужных вещах, для этого лучше всего подходят бутылки. На них можно смело экспериментировать, не боясь испортить. Не стоит сразу браться за хорошие и ценные предметы - выкинуть потом жаль, испортить страшно. Отсюда и напряжение, скованность. Рука дрожит и ничего не получается.

КОНТУРЫ

Я в работе использую незапекаемые контуры для стекла и керамики PEBEO, IDEA и Таир.

PEBEO - очень хорошие носики, тонкие. Минус - быстро засыхают внутри носика и нужно прочищать. Для этого использую тонкую иглу для швейных машинок, ее удобно держать в руке и не сгибается. Простыми иглами можно поранить руки.

Цвета - все металлики. Точки этими контурами получаются аккуратные, одинакового размера. Контуры густые, не растекаются, быстро сохнут, имеют очень характерный блеск.

IDEA - носики толстоваты, иногда кончик не очень хорошо сделан, приходится подравнивать. Кончик имеет 2 стороны - одна ставит точки плоские и широкие, а другая - маленькие и остренькие. Это можно использовать в работе. Если попадаются хорошие наконечники, я их сохраняю и переставляю на новые тюбики взамен плохих.

Цвета разнообразные металлики и серый простой.

Таир - использую только цветные контуры. Носик хороший, но контур жидковат и точки получаются крупнее. Хорошие цвета - синий, фиолетовый, фиолетовый перламутровый, белый, желтый. Плохие - красный, желтый и зеленый перламутровые. Сильно текут, пузырятся, неудачные цвета.

Глиттеры - бывают для создания жемчужин, для витражей и т.д. Хороши в использовании как вспомогательный материал. Большое количество разнообразных цветов. Можно использовать для росписи, применяя металлический носик-насадку.

Подготовка поверхности

Лучшим фоном для росписи, как мне кажется, является черный. Однако неплохо смотрятся темные фиолетовый, синий, бордовый, коричневый, болотный. Очень легкая и ажурная роспись получается на прозрачном фоне, но узоры должны быть мелкими.

Стекло - нужно обезжирить, покрыть грунтом или краской нужного цвета и покрыть 2 слоями лака. Если кому нравится роспись на прозрачном фоне - просто обезжирить.

Дерево - зашкурить неровности, покрыть черным грунтом и 2 слоями лака.

Металл, пластик - грунтовка подходящая для этих материалов, краска или черный грунт, 2 слоя лака.

Кожа, винил и т.д. - для росписи часто используют записные книжки, альбомы, обложки и прочее. Я стараюсь покупать для этих целей вещи с обложками темного цвета, без тиснения и рисунков. Их остается только в 2 слоя покрыть лаком. Если нужно расписать цветные обложки - опять грунт и лак.

Покрытие лаком предметов имеет два назначения. Во-первых, из под контуров виден красивый яркий и блестящий фон. Во-вторых, мы используем контуры для стекла и керамики, и лак создает имитацию стеклянной поверхности, на которой контуры прекрасно держатся.

РОСПИСЬ

Как я уже говорила, любой сложный узор состоит из набора простых элементов. Ничего нового в этой области мы не придумаем, так что воспользуется готовыми.

Узоров существует очень большое количество, но я, в основном, использую вот такие:

Соломка, Бороздка, Прямоугольный меандр, Меандр

Спиральный завиток, Шеврон-1, Шеврон-2, Подвески

Зигзаг, Волнообразный-1, Волнообразный-2

Бусы, Катушки, Бусы с катушкой

Чечевичка, Виноградина, Ионики

Овы, Шляпка гвоздя, Цветочная чашечка

Ромб, Шнур, Завиток Витрувия

Вот работы, выполненные с применением этих узоров

Полихромная роспись

1.Роспись с плавными переходами цветов.

Для такого вида росписи нужно подобрать контуры, не очень сильно отличающиеся между собой по оттенкам и выстроить из них цветовой ряд. В теплой гамме из контуров IDEA и PEBEO у меня получился вот такой ряд: Idea 137, Pebeo OR, OR ROI, Idea 138, 151, Pebeo VERMEIL, Idea 265, Pebeo CUIVRE, Idea 200.

В холодной - Idea 017, 003,515, Pebeo ARGENT, Idea 518, Pebeo ETAIN, IMITATION PLOMB

В этих работах я использовала прием плавных переходов цветов.

2.Роспись контрастными цветами в «африканско-австралийском" стиле.

Считается, что золото и серебро не сочетается друг с другом и использование этих цветов одновременно - моветон. Но в полихромной росписи это можно попробовать в тех случаях, когда мы работаем по мотивам этнических рисунков. Просмотрев большое количество изображений с примитивными росписями я сделала вывод, их авторы не в курсе о несочетаемости этих цветов. И у них все прекрасно получается!

Для первых работ в таком стиле подходят рисунки детей, всевозможные наскальные изображения и рисунки в этническом стиле.

Я начинаю роспись с того, что в ограничиваю свое «жизненное пространство», сделав кайму. Для этого использую уже известные нам узоры.

Потом нужно нарисовать фигурки зверей, рыб и т.д. - все, что можете изобразить. И совершенно не важно, получились они похожими на прототипы или нет, как умеете - так и рисуйте!

Оставшееся пространство между картинками заполняем произвольными линиями, точками, всем, что придет в голову

Получилась яркая и оригинальная вещь. Второй такой же Вы не встретите, да и сами повторить не сможете. Каждый раз все будет рисоваться иначе!

3. Роспись с использованием готовых рисунков

Иногда очень хочется сделать работу с понравившимся рисунком. Но, как мы уже договорились, сами рисовать мы не умеем. Поэтому открываем курсы «кройки и шитья».

1. Выбираем картинку нужного размера - это может быть распечатка, вырезка из журнала, любое другое изображение. Требование к рисунку только одно - его можно будет разрезать на отдельные составные части, как мозаику. Я взяла распечатку с графичным изображением рыбы. Аккуратно по контуру вырезаем картинку.

2. Прикладываем вырезку к декорируемой поверхности и ставим контуром редкие точки по абрису. Обязательно маркируем «поворотные» места - изгибы линий. Убираем картинку - у нас вышел намеченный пунктиром контур рыбы. Обводим контуром по «наметке» рыбку. Вот здесь нужно постараться проявить все свое умение владеть контуром - чем ровнее точки, тем аккуратнее потом будет работа.

3. Начинаем раскрой рыбки. Отрезаем от нее кусочки по линиям рисунка. Опять прикладываем, намечаем линию, обрисовываем.

Каждый раз не забывайте просушить контур (можно феном). Иначе, прикладывая картинку смажете уже нанесенные линии.

Я пробовала переносить рисунок с помощью копирки. У меня не очень хорошо получилось. Белая копирка оставляет на черном фоне следы, обязательно что-нибудь сдвинется, не состыкуется. А черная или синяя не видны на темном фоне. Малейшая неровность поверхности вызывает непреодолимые трудности (а рисовать не всегда нужно на ровной поверхности, иногда и бутылку, и вазу расписать хочется). Такой вот способ переноса картинки хоть и долог, но надежен - можно корректировать рисунок, подгоняя под поверхность, хорошо видны границы, куда наносить рисунок, нет разводов, грязи.

5. Начинаем зарисовывать нашу рыбку. Здесь можно использовать любые способы, стили, цвета - кому что нравится. Нужно только чтобы детали «выкройки» отличались друг от друга рисунком, не сливались. У меня получилась вот такая рыбка.

Все, рисунок готов. А так как я рисовала уже не первую рыбешку, у меня начала вытанцовываться вот такая шкатулочка. Она еще полностью не готова, нужно сделать фон, но это уже не контурная роспись. А рыбки на шкатулке получились забавные, все они нарисованы именно таким способом

Всем спасибо за внимание!

Этот незатейливый элемент — начало начал. Любое изображение можно разложить на маленькие точки – мазки или пиксели. И как отдельные элементы эти точки, горошины и кружочки повсеместно присутствуют вокруг нас. Орнаменты в горошек заполоняют поверхности предметов с глубокой древности, периодически врываясь в мир моды, и тому пример популярный «polka dot», который является модной классикой наряду с полосками.

Вариантов орнамента с горошинами и кружками бесчисленное множество, точки сопровождают нас всюду. Точечный узор, вероятно, был первым, которым человек украсил свою нехитрую утварь, как только вообще решил что-либо украшать. Вот, например, что я сфотографировала в московском Музее Археологии. Тут вам и «полька дот» из средневековья, и точки-горошки из неолита.


Точечный орнамент на глиняных сосудах. Фото 1: сосуд I века до н.э.; фото 3-4: фрагменты сосудов неолита V-III до н.э.; фото 4: кружка «в горошек» XVI век н.э.

Рисование точками сейчас называют «дот арт». Есть несколько разновидностей дот арта, и о них я написала в статье . Мы немного позанимаемся точкованием в этом уроке, чтобы понять, как рисовать дудлинг с горошком и кружочками и освоить интересные приемы, которые могут разнообразить ваши узоры и, несомненно, помогут развивать художественные навыки и глазомер.

В отличие от пуантилизма и точечной росписи, где весь рисунок состоит из точек, в дудлинге и зентангле точки чаще всего образуют рисунок наряду с другими элементами – линиями, завитками и т.д. Рисунки, где точки и горошины занимают все или почти все пространство, — это разновидность дотарта. Встречаются зентангл уроки с узорами только из горошка, но все же «клубки» редко состоят только из этого элемента.

Если рассуждать о том, есть ли разница между точками, горошинами и кружками, то в итоге мы придем к пониманию, что это, по сути, одно и то же. Точка нам представляется маленькой, как та, что мы ставим в конце предложения. Увеличив изображение, мы увидим крупную точку – горошек. А круг – это тоже горошек, только не заполненный цветом:)) Все просто, правда? Нарисуем на крупной точке свет и тень, и получим шарик или жемчужину, либо прозрачную каплю.


Давайте начнем с простых горошков и кружков в этой теме, а в одной из последующих тем, где изучаются спецэффекты, мы вернемся к ним и поработаем над объемами.

Самое скучное, пожалуй, но очень полезное упражнение заключается в рисовании ровных горошков на равном удалении друг от друга. Оно развивает глазомер, чувство ритма. Зентангл уроки обычно описывают пошаговое составление узора, а здесь в некоторых упражнениях я не показываю последовательность, вы решите сами, с чего начать.

Рисование горошин можно сделать следующими способами: начинаем от серединки увеличивать по спирали точку либо сначала рисуем круг нужного размера, а потом закрашиваем. Ах, да, можно просто взять толстый маркер и поставить точку… Но, вы же понимаете, насколько можно удалиться от чистого дзен арта, если у вас будет батарея маркеров разного размера?!

Итак, приступим.

Упражнение 1 «Уменьшение и увеличение точек»

  1. Нарисуйте на трех –четырех воображаемых параллельных прямых линиях по ряду уменьшающихся горошков.
  1. Теперь делаем волнистые линии из уменьшающихся точек. Можете нарисовать карандашом полупрозрачные линии, словно нити, на которые вы нанижете бусины. Можно уменьшать и увеличивать точки в разных направлениях.
  1. Рисуем кружки разного размера, не закрашивая их. Главное, располагать их на одной кривой линии и отрабатывать постепенное уменьшение и увеличение.


Упр.1. Уменьшение и увеличение точек.

Упражнение 2. «Точечные патерны»

В этом блоке можете поупражняться в различном расположении точек и кружжочков. В первом квадрате точки нарисованы близко друг к другу, кружки вообще вплотную, а зазорчики между кружками следует закрасить. Во втором квадрате точки и кружки нарисованы разреженно. Это отличные дудлинг узоры для заполнения пространства, для связки в рисунках.

Смотрим дальше, в 3 и 4 квадратах точки расположены в сетчатой структуре, здесь как раз тот самый горошек polka dot. Главное, это расположение точек с определенным расстоянием друг от друга и сохранением структуры сетки. Эти и следующее упражнение на развитие глазомера.

В 5 квадрате более сложный патерн, составленный из точек и кружков, имеющий также четкую структуру. Существует огромное количество уже придуманных точечных орнаментов за всю историю, но, лучше не смотреть заранее примеры, а попробуйте придумать свои разные варианты с точками и кружками.


упр.2. Точечные патерны.

В нижнем ряду вы видите как скоплением точек можно создавать оптические эффекты – углубления и выпуклости. Давайте отработаем создание объема в 3 упражнении.

Упражнение 3. «Трубка из точек» (Dots tube)

  1. Рисуем границы трубки точками

2-3. По обеим сторонам рисуем по направлению к центру два-три ряда крупных точек


Упр.3. Трубка из точек

  1. В оставшемся пространстве ставим мелки разреженные точечки, при этом центральная часть должна оставаться почти без точек.

5-6. Добавляем мелких и средних точек более плотно вдоль линий крупных точек, оставляя также не закрашенной центральную часть трубки.

Таким образом, получается простой объем. Центральная часть трубки выпуклая, а боковые затенены.

Упражнение 4. «Узор с точками»

Как вы поняли, мои занятия это не просто пошаговые зентангл уроки. Каждый урок будет более насыщенным. Сначала мы тренируем руку, а потом рисуем более сложные дудлинг узоры.

Этот патерн я сначала придумала, а потом назвала «НЛО» по каким-то своим ассоциациям. Он в принципе, самодостаточен, и хорошо смотрится в цвете, но может быть и композиционным элементом, как в моем финальном рисунке.


Упр.4. Узор с точками для зентангла и дудлинга

  1. Основой здесь являются точки расположенные крестом. В большом рисунке можно расположить точки сразу сеткой.
  2. Вокруг точки рисуем маленькую окружность.
  3. Рисуем большие круги вплотную к маленьким.
  4. Плотно заполняем большие круги маленькими кружками.
  5. И завершаем композицию россыпью точек по внешнему периметру, уменьшающихся от центра к периферии.

Можно варьировать с наполнением и раскрашиванием после 3го шага, что я и сделала в финальном рисунке.

Такой тангл у меня получился только из точек и кружков. Если бы основа из кружочков была однотипной, то можно было бы назвать этот рисунок монотанглом (об этом мы поговорим подробно в следующих уроках).


Мои финальные композиции показывают, как рисовать дудлинг и зентангл только с точками или в сочетании с ранее пройденными элементами – линиями. Оба рисунка у меня получились на лист А4, т.к. рисуя горошки и кружки мне сложно остановиться, увлекает.

Второй рисунок я сделала не в рамках этого урока, а намного раньше, но он отлично вписался, так как демонстрирует дудлинг узоры как раз по этой теме. Также я люблю рисовать круги и точки в цветном варианте, а о цвете, о создании красивых фактурных фонов я еще расскажу в рамках этого курса.

Буду рада, если этот урок вас вдохновит. И, как всегда, жду ваши финальные работы, которые вы можете отправить в наш клуб: в предлагаемые новости во Вконтакте и инстаграме @zeartclub по хэштегам #zenartclub #linedotru. Рада сообщить также, что теперь Zenart Club имеет свое постоянное место. Новости будут на странице Обучение.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...