Дом Свешникова: Сносить нельзя помиловать? Исполком: «Собственникам были направлены письма о необходимости принятия мер по восстановлению объекта».

Вологодский Кремль начал возводиться в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город. Царь хотел сделать из Вологды личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а Кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Это была Резиденция вологодских Архиереев. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года. Вологодский Кремль ранее был Резиденцией вологодских Архиереев. В комплекс памятников Вологодского Кремля входят: Экономский корпус Здание Казенного приказа, или Экономский корпус - первое каменное сооружение в Архиерейском доме, относящееся к концу 1650-х годов. В нижнем, подклетном этаже здания прежде находились ледники и погреба, в верхнем, основном этаже - два больших разделенных сенями помещения, занятые казенной приказной и казначейской кельями. В мезонине здания хранились архиерейская казна, драгоценности и важные документы. Палаты предназначались не только для служебных целей, в них устраивались и торжественные приемы. Большая толщина стен нижнего этажа здания Казенного приказа (до 1, 75 м) вызывает предположение о более раннем возникновении этой части памятника (возможно, в начале XVII века). В целом же архитектура Казенного приказа отличается простотой и строгостью; в ней нет еще того пышного узорочья, которое процветает в эти годы в Москве и появится на Севере лишь позднее. Воздвиженская (надвратная) церковь (1687 - 1692) Надвратная Воздвиженская церковь была выстроена в конце XVII века вместо шатрового верха над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору. Это достаточно скромное по своей архитектуре здание имеет традиционную композицию объемов. Сравнительно небольшой четверик, увенчанный одной главой, возвышается над прямоугольным алтарем и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII века. Надвратная Воздвиженская церковь сохранилась до настоящего времени, но ее прежний облик был несколько искажен купольным покрытием и вычурной главой, относящимися к XVIII веку. Консисторский корпус (XVIII в.) Здесь между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене было выстроено каменное одноэтажное здание, расположившееся между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах при вологодском епископе Иосифе Золотом над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, - здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория. С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В летний период здесь устраиваются театральные и музыкальные фестивали: «Голоса истории» и «Лето в Кремле». Симоновский корпус Симоновский корпус с церковью Рождества Христова. Второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем…

За оставшийся без присмотра и едва не сгоревший архитектурный памятник власти хотят призвать к ответу владельцев квартир, выселенных еще после пожара 2010 года

Дом Свешникова на Кави Наджми, который за последние 7 лет пережил два пожара, не будет снесен ради лакомого кусочка земли в центре города, заверила «Реальное время» заместитель министра культуры РТ Светлана Персова. Вся ответственность за несохранность объекта культурного наследия Казани ляжет на его собственников, которыми, к слову сказать, являются физические лица. Они же должны будут обеспечить его сохранность на время подготовки всей необходимой документации для дальнейшей реконструкции здания. Подробности - в нашем материале.

Ответственность разделят между собственниками

Как стало известно «Реальному времени», проверка Министерства культуры Татарстана по факту пожара 7 ноября в Доме Свешникова еще не завершена, но на данный момент установлено, что возгорание произошло в пристрое здания.

Пожар произошел в пристрое, который только частично относится к памятнику. Большая часть пристроя к памятнику не относится. То есть горел не сам памятник, а примыкающее к нему здание. Но мы все равно сейчас восстанавливаем степень ущерба и на чьей территории произошел пожар, - рассказала заместитель министра культуры РТ Светлана Персова.

Причина пожара пока не сообщается - после экспертизы соответствующую информацию должны предоставить из МЧС по РТ.

Ситуацию осложняет тот факт, что у здания существуют несколько собственников, каждый из которых владеет несколькими помещениями. Все собственники - физические лица. Их имена редакции не сообщили, но это могут быть как прежние жильцы, так и люди, выкупившие у них помещения.

В любом случае бремя содержания и ответственности за сохранность памятника у нас по закону несет собственник, поэтому здесь целиком и полностью ответственность собственника. Собственник в любом случае будет привлечен к административной ответственности, и дальше будем их всех побуждать к тому, чтобы они проводили необходимые работы в соответствии с законодательством, - комментирует заместитель министра культуры Татарстана.

«Собственник в любом случае будет привлечен к административной ответственности, и дальше будем их всех побуждать к тому, чтобы они проводили необходимые работы в соответствии с законодательством», - комментирует Светлана Персова. Фото Тимура Рахматуллина

Персова поясняет, что договор об охранном обязательстве с этими собственниками заключен не был, поскольку по закону они и так обязаны позаботиться о сохранении объекта культурного наследия. По результатам проверки собственники могут быть привлечены и к административной ответственности за то, что не проводили никаких работ с домом Свешникова еще после пожара 2010 года.

Как люди, перенесшие пожар, могли сделать что-то со зданием, чтобы спасти его от разрушения, - непонятно. Неизвестна и судьба жильцов, равно как и то, почему в отношении их не применялись, например, те же процедуры выкупа, что и в случае с Мергасовским домом .

Исполком: «Собственникам были направлены письма о необходимости принятия мер по восстановлению объекта»

«Реальное время» также обратилось за комментарием в мэрию города, чтобы подробнее узнать о том, что происходило с объектом культурного наследия за последние годы. Оттуда пришел весьма лаконичный ответ.

«В ответ на Ваш запрос сообщаем, что все помещения в здании по ул. К. Наджми,10 принадлежат частным лицам. По итогам обхода объектов с участием Президента РТ в 2016 году собственникам были направлены письма о необходимости принятия мер по восстановлению объекта».

С призрачной судьбой, но без сноса

Тем временем Светлана Персова развеивает весьма не беспочвенные опасения по поводу дальнейшей судьбы здания первой половины XIX века. Достаточно вспомнить заново отстроенные гостиницу «Казань» на Баумана, номера «Булгар», десятки утраченных памятников, чтобы понять, что бывает с подобными историческими объектами.

Снести его [Дом Свешникова] невозможно, потому что снос будет равняться уничтожению, - комментирует Светлана Персова.

По словам Персовой, разработка проектов реконструкции здания также входит в обязанности собственников. Фото Олега Тихонова

По ее словам, пока проектов по реконструкции здания нет, поскольку их разработка также входит в обязанности собственников. Сейчас Министерство культуры будет добиваться от них, чтобы они выполнили в первую очередь противоаварийные мероприятия, чтобы начала разрабатываться полноценная проектная документация и здание было законсервировано как минимум на период производства проектных работ.

Дальше уже проектом определяется и очередность, и необходимый объем работ, и приспособление, поскольку от собственников никаких предложений по приспособлению на сегодняшний момент пока не поступало, - комментирует судьбу Дома Свешникова Персова.

«Я думаю тут будет все хорошо, поскольку Министерство культуры держит этот вопрос на контроле»

Архитектор Сергей Саначин, не менее озабоченный судьбой здания, накануне на градостроительном совете также обратился с вопросами к заместителю министра культуры РТ Светлане Персовой, которая рассказала ему, что здание состоит у них на учете и никто это место не займет.

Я думаю тут будет все хорошо, поскольку Министерство культуры держит этот вопрос на контроле, - подытожил Саначин.

Обсуждая с корреспондентом «Реального времени» судьбу постройки, архитектор отметил, что в некоторых странах законодательно прописаны определенные сроки и если в центре города за это время не происходит освоение, то государство или муниципалитет имеет право преимущества выкупа. Эксперт предлагает идти по такому пути и в случае с заброшенными культурными объектами спасать их с помощью федерального закона, где можно прописать соответствующую схему.


«Я думаю тут будет все хорошо, поскольку Министерство культуры держит этот вопрос на контроле», - считает Сергей Саначин. Фото Максима Платонова

Напомним, что ранее помощник президента РТ Олеся Балтусова рассказала , что здание на Баумана, 32 было изъято из-за ненадлежащего содержания. Аналогичный вопрос прорабатывается и по ряду других зданий.

Будет ли такая схема задействована и с домом Свешникова, учитывая отсутствие интереса к объекту самих собственников, неизвестно. Возможность передать по суду здание в собственность государства, по словам Светланы Персовой, пока не обсуждалась.

«Реальное время» продолжает следить за ситуацией.

Мария Горожанинова, Дмитрий Семягин

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Датировка: XIX век

Вид: памятник архитектуры.

Статус: объект культурного наследия регионального значения.

Документ о постановке на государственную охрану:

Решение Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры» № 586 от 19.11.1987

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, г. Кириллов, ул. Гостинодворская, д. 12

Краткое описание. В начале ХХ века двухэтажный каменный дом принадлежал купцу Василию Алексеевичу Свешникову, занимавшемуся в городе бакалейной торговлей.

Состояние:

неудовлетворительное

Современное использование: Здание пустует.

ИСТОРИЯ

В начале ХХ века владельцем здания был Василий Алексеевич Свешников. На первом этаже размещался «бакалейно-колониальный» магазин, где можно было приобрести колониальные товары – пряности, сахар, кофе; рядом – каменная кладовая. Дом оценивался губернским земством в 8556 рублей.

В семье Е. К. и В. А. Свешниковых было трое детей: дочери Наталья (1877–1935 гг.) и Евдокия (1878–1951 гг.) и сын Александр (1879–1934 гг.).
Последнему магазины принадлежали в 1910 году. Александр Васильевич Свешников был женат на купеческой дочери Марии Анисимовне Поздыниной из Белозерска.

На плане города 1936 года отмечено, что в доме располагался райком партии. С 1960-х годов до лета 2017 года в нем находилось отделение Сбербанка России.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Двухэтажное каменное здание с подвалом представляет собой хороший пример позднего классицизма с тщатель­ной проработкой деталей и развитым декором. Расположенное в центре города на пересечении Гостинодворской улицы и улицы Преображенского, оно выделяется размерами и прорисовкой фасадов среди застройки Кириллова.

В плане дом имеет прямоугольную форму, вытянутую по продоль­ной оси. Его тяжелый статичный объем завершен невысокой стропильной крышей на четыре ската.

В декоре фасадов использованы позднеклассицистические мотивы. Главный и боковые фасады имеют соответственно семь и пять осей и симметричны относительно центральной. Средние части северного и запад­ного фасадов отмечены ризалитами. Плоскости этих фасадов расшиты ли­нейным рустом, за исключением второго этажа в ризалитах. Оконные проемы в 1-м этаже имеют арочную перемычку, в их основании проходит горизон­тальная тяга. Этажи разделяются карнизом из полочки и полувала.

Окна второго этажа имеют прямоугольную форму и в боковых частях северного и западного фасадов лишены всякого декора. Три окна второго этажа в северном фасаде в ризалите декорированы полуциркульными обрамлениями с замковыми камнями фрагментами руста. На главном фасаде три окна ризалита имеют аналогичный декор, а два идентичны окнам в боковых частях фасадов. Под окнами с арочными обрамлениями находятся филенки, в которых помещалась лепнина, состоящая из двух фрагментов. Ее следы отчетливо видны.

Фриз образован горизонтальными членениями и круглыми медальонами, чередующимися с плоскими прямоугольниками.

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

Здание сохранило свой объем и декор без значительных переделок и утрат. Реставрационные работы не проводились.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Глызина Л.И. Кирилловское купечество и Кирилло-Белозерский монастырь // Кириллов: краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 1998. С. 120–131.

Глызина Л.И. Кирилловские купцы второй половины XIX – начала XX века // Кириллов: краеведческий альманах. Вып. 4. Вологда, 2001. С. 142–157.

Паспорт памятника истории и культуры г. Кириллов: Дом купца Свешникова // Архив АУК ВО «Вологдареставрация», отдел учета (составитель: Н.Д. Троскина).

Материалы для оценки городских недвижимых имуществ Новгородской губернии. Т. 5. Новгород, 1902.

Владимирские купцы Свешниковы

На рубеже XVIII и XIX вв. во Владимире действовало до полутора десятков кирпичных заведений, разных по размерам. Наиболее значительным из них был завод купца А. Свешникова. Кирпичные заводы работали 6-7 месяцев в году, с мая по сентябрь.

Особняк Г.Т. Мещерягина ( , д. 2) построен был в 1792 г. История строительства этой городской усадьбы началась в 1783 г., когда небольшую территорию рядом с Золотыми воротами отвели под застройку Григорию Тарасовичу Мещерягину управляющему имением графа А.Р. Воронцова в селе Андреевском. Воронцовский управляющий был человеком богатым и решил застроить это место «первым номером». К тому же Г.Т. Мещерягин был влиятельным владимирцем и без труда добился присоединения соседских территорий. В результате решение о землеотводе было таким: «Ему в пятнадцатисаженную меру отходит от купцов Алексея Луковникова девять сажен, Андрея Свешникова два аршина, на которой земле состояло деревянное строение, у Луковникова - квасница, лавка да назади изба, а у Свешникова из дворового места».

Улица Спасская, д. 1


Дом купца А. Свешникова. Улица Большая Московская, д. 8

Дом №8 построен был в кон. XVIII в. владимирским купцом Андреем Свешниковым, получавшим доход «от постоялого двора». Затем дом купили купцы Морозовы, а в 1864 г. домом владел купец 2-й гильдии Василий Васильевич Елагин, который сдавал подвальный этажи одну комнату первого этажа под мастерскую, а остальные помещения этого этажа использовались под магазин готового платья. Сам владелец занимал весь верхний этаж. Доход он имел «от портного мастерства».
Впоследствии дом куплен был купцом Петровским, который содержал здесь кондитерский магазин с весьма изысканным ассортиментом: сахар, чай, кофе, конфеты, кондитерские изделия, сигареты.
В документах середины XVIII века купец Свешников в 1754 г. имел землю «… на большой улице, идучи от Золотых ворот на левой стороне». В 1787 году владимирская духовная консистория - специальное учреждение при архиерее по управлению епархией - с тревогой сообщала во владимирское наместничество, что владимирский купец Андрей Свешников намеревается построить каменный дом на церковной земле. В 1787 г. владимирский архитектор Николай фон Берк писал, что им отмерена Свешникову земля, «идучи к Золотым воротам от торгового моста на правой стороне для построения по 2-му номеру каменного дома... мерою первая линия, идучи от мещанина Матвея Будылинского по большой Златовратской улице, семь сажен один аршин четырнадцать вершков, 2-я линия в поворот направо... тридцать одна сажень, 3-я линия... тридцать одна сажень, итого составляет двести семьдесят три квадратные сажени и три квадратных аршина...», на том самом месте, где сейчас располагается здание кинотеатра. В декабре 1788 года, купец Андрей Свешников сообщал, что каменный дом на отведенной земле им построен, и просил выдать на него «владенный указ». Такие документы выдавались каждому застройщику.
Сохранились старые фотографии, на которых изображен на этом месте каменный двухэтажный дом, построенный по образцовому проекту купцом Андреем Свешниковым, имевшим доход от постоялого двора и торговли разным товаром.

В 1817 году дом приобрел купец 1-й гильдии Петр Ильин, который славился в то время своим богатством, нажитым поставкой провианта в армию (см. ).
В 1790 году городской голова с словесными и добросовестными судьями и с строителями купцами Алферовым, Григорием и Яковом Петровскими, Спиридоном Сомовым и Семеном Лазаревым лавкам произвели расценку и по жеребью признали владельцев их. Из реестра лавок видно, что в тогдашнем гостином дворе было устроено 51 №, из которых, начиная с первого заворота против дома Лазарева, с наугольной от площади первой лавки, 12 лавок определены для овощного, железного и питейного ряда (№№ 1 - взято 350 р. - отдана Андрею Свешникову; 2 - 350 руб. - Ивану Моторину; 3 - 450 руб. - Андрею Свешникову; 50 и 51 - 600 руб. - Андрею Свешникову).

(1765-1818) в 1803 году он продал свою книжную лавку в Гостином дворе братьям Свешниковым, но не потому, что разорился, а потому, что много времени отнимала у него издательская деятельность.

12-го сентября 1879 г. Правление открыло свои действия. Правление завода было благодарно местному специалисту «свечного дела», И. В. Свешникову , за многие его полезные указания и сообщения.

За 1893 год узнаем о следующих пожертвованиях: «…Для экипировки : 1. М.Ф. Морозова для платьев сестер - 80 аршин черного кастору, 125 аршин лекотону и 1 пуд ваты. 2. Купец Н.Д. Свешников - кожи для 18 пар башмаков…»
9 апреля 1895 г. в покоях владыки Сергия состоялось собрание учредителей . На нем архиерей прочел упоминавшийся выше рескрипт великого князя Сергея Александровича, рассказал об уже созданных отделах ИППО в других губерниях. В дальнейшем собравшиеся приступили к выборам должностных лиц отдела. Председателем его был единогласно избран владыка Сергий. Такого рода выбор не представлял ничего необычного, руководителями других отделов также являлись епархиальные архиереи. Товарищем председателя (т. е. его заместителем) стал епископ Муромский Тихон, а казначеем – статский советник Иван Степанович Крутиков, кандидатом к нему на случай выбытия был выбран купец Николай Дмитриевич Свешников. Членами совета отдела были выбраны Н. П. Урусов, А. А. Шилов, Н. А. Пышкин, В. Н. Муравкин, А. Ф. Петровский, И. К. Павлов.
1912 г. «Посадочное заведение Николая Дмитриевича Свешникова (

На сайт уже неоднократно поднимался вопрос о сохранении единственного оставшегося на улице Ленина (бывшей Никольской) деревянного строения Морозовской эпохи – дома бывшего дома директора правления товарищества мануфактур «Викула Морозов с сыновьями» Степана Никифоровича Свешникова, расположенного напротив современного здания Администрации:

Напомним, что дом Свешникова является прекрасно сохранившимся образцом городской усадьбы конца XIX века. Он примечателен прежде всего красивым резным декором главного фасада, выполненным в стиле традиционного русского деревянного зодчества и даёт представление об особенностях городской застройки Орехово-Зуева рубежа ХIХ–ХХ веков. О необходимости сберечь дом Свешникова неоднократно говорили орехово-зуевские краеведы В.С. Лизунов, Г.Д. Красуленков, В.Н. Алексеев. В начале 2012 года инициативной группой было направлено письмо в Министерство культуры Московской области с просьбой не допустить сноса дома Свешникова, на которое был дан положительный ответ бывшего министра культуры Московской области Г.К. Ратниковой.


К сожалению, ситуация осложняется тем, что в здании с 30-х годов ХХ века размещается туберкулёзный диспансер. В связи с выводом этого учреждения за пределы города Администрацией городского округа Орехово-Зуево принято решение о ликвидации здания. В 2013 году представители инициативной группы «Морозовцы», поставившей своей целью защиту сохранившихся в Орехово-Зуево архитектурных памятников Морозовской эпохи – Любовь Малютина, Сергей Жарков, Клим Булавкин – неоднократно обращались к руководству города и в Министерство культуры Московской области с просьбой сберечь уникальное строение от сноса и сохранить его для будущих поколений.

Ясно, что, учитывая настроения горожан, обеспокоенных проблемой туберкулёза, вопрос о спасении дома Свешникова от сноса многим кажется бессмысленной затеей. Однако прежде чем уничтожать культурно-исторический объект, стоит всё-таки ещё раз как следует взвесить все доводы «за» и «против». Собирая материалы по истории этого дома, я обнаружил весьма любопытные сведения, которые заставляют по-новому оценить его значимость для истории и культуры Орехово-Зуева.


В музее МГОГИ хранится необычный экспонат – машинописный литературно-художественный альманах 1957 года издания, где под редакцией профессора Авраамия Алексеевича Кайева собраны произведения преподавателей и студентов Орехово-зуевского педагогического института того времени. Тираж этого альманаха – всего 4 экземпляра. Среди прочих материалов там есть воспоминания некоего К.И. Малышева, записанные студентом А. Шавриным, под заголовком «Из истории революционного движения в г. Орехово-Зуево». Речь там идёт о работе одного из первых революционных кружков, возникших в городе, члены которого вели пропаганду социал-демократических идей среди рабочих морозовских фабрик. В частности, К.И. Малышев вспоминает: «...К середине 1905 года у кружка скопилось много нелегальной литературы, начиная от «Искры» и прокламаций и кончая солидными изданиями. Библиотекарем был А.Л. Балкин. Балкин хранил литературу у своей тётки, которая жила в том доме, где теперь помещается тубдиспансер. Она была экономкой у Саввы. В этом доме Савва останавливался, когда приезжал в Орехово, большей частью же он жил в Москве (деталь: и тётка, и Савва очень любили чай и знали в нём толк). И вот, если кружку нужна была литература, то Балкин шёл в баню и под этим предлогом заходил к тётке за бельём, захватывая на обратном пути литературу. Никто и не подозревал, что в доме Морозова, в сундуке, под бельём хранится нелегальная литература. Место хранения литературы Балкин держал в тайне ото всех членов кружка и лишь впоследствии сообщил об этом Малышеву и Ануфриеву...» (С. 92)


Таким образом, из данного текста мы узнаём, что сам С.Т. Морозов в последние годы жизни, приезжая в Орехово, нередко останавливался именно в доме Свешникова. В связи с этим уместно вспомнить, что в среде орехово-зуевских литераторов вплоть до 50-х годов ХХ века бытовало мнение, что именно в доме Свешникова гостил А.М. Горький, приезжая в Орехово к Савве Морозову. Об этом, в частности, ещё в молодости слышал наш известный писатель, руководитель «Основы» В.А. Бахревский от старшего наставника многих орехово-зуевских поэтов А.А. Кайева. Учитывая факт, что Савва, приезжая в Орехово, предпочитал гостить именно в доме Свешникова, весьма вероятно, что и Горького он принимал там же. Примечательно и то, что уже после революции, в 1925 – 1926 годах на веранде этого дома проходили первые заседания созданного тогда в Орехово-Зуеве литературного объединения «Основа».

Дом Свешникова – это действительно культурное достояние нашего города, и было бы большой ошибкой бездумно уничтожить его, как были уничтожены 30 казарма, трактир Конфеева и многие другие памятники городской истории. Конечно, тот факт, что в доме Свешникова размещался туберкулёзный диспансер, сильно осложняет проблему сохранения и дальнейшего использования здания. Однако в наши дни существует Институт Спецреставрации, имеются современные технологии, позволяющие сделать строение безопасным, и консультации с руководством данной организации уже ведутся. Это непросто, но, если мы действительно любим свой город, его историю и культуру, разве не стоит попытаться спасти памятник от разрушения?

Фото Татьяны Алексеевой

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...