Церковь иконы божией матери знамение в дубровицах. Церковь знамения в дубровицах


Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах вобрала в себя элементы итальянской, немецкой, шведской, французской и русской архитектуры. Обилие архитектурных деталей и резьбы - витиеватых колонн, завитков, виноградных кистей, цветов, листьев, а также скульптуры ангелов и святых - делают храм уникальным образчиком церковного зодчества. Вместо традиционного купола церковь венчает золотая корона.

Храм возводился из известняка по заказу Бориса Алексеевича Голицына, воспитателя Петра Великого, в течение полутора десятков лет. Строительство религиозного сооружения было завершено в 1703 году, а год спустя его освятили. Он является частью архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных, Потёмкиных и Дмитриевых-Мамоновых. Высота церкви составляет 42 метра; она включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.





Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах действующая - и в ней проводятся службы. Её можно посетить ежедневно, с 9:00 до 17:00; в дни, когда есть вечерняя служба, храм открыт до 20:00.

Расположение

Поселок Дубровицы расположен в 7 километрах к западу от Подольска и в 24 километрах к югу от МКАД. Добраться до церкви Знамения из Москвы можно по Симферопольскому шоссе через Подольск. От площади Ленина повернуть направо на улицу Кирова, затем - снова направо, на Октябрьский проспект, далее по указателям до поселка.

Пригородные электропоезда отходят с Курского вокзала Москвы до станции Подольск каждые 15 минут. Время в пути - меньше часа. Далее добраться до поселка Дубровицы можно на рейсовом автобусе №65, который отправляется от железнодорожной станции; поездка займет не более 20 минут. Расписание движения автобуса можно найти на сайте www.mostransavto.ru .

Автобусное сообщение соединяет Москву с Дубровицами; маршрут №417 отправляется с понедельника по субботу от станции метро "Южная". Время в пути - около часа, в зависимости от ситуации на дорогах. Автобусы из Москвы отходят в 8:00, 8:40, 11:10, 12:00, 14:50, 15:20, 18:26 и 19:08; из Дубровиц - в 6:45, 7:25, 9:55, 10:45, 13:35, 14:05, 17:11 и 17:53. Также на автобусе можно доехать до Подольска; маршруты №406, №407 и №417 также отправляются от метро "Южная", поездка займет порядка 50 минут. Необходимо выйти на остановке "Площадь Ленина" и пересесть на автобус, следующий до Дубровиц.

Как добраться

Церковь Знамения находится на вершине холма в поселке Дубровицы, на западной окраине города Подольска, к югу от .

Не каждый житель нашей страны знает, сколько удивительных памятников истории и архитектуры находятся в небольших городках и селениях. Если вы когда-нибудь окажитесь недалеко от села Дубровицы, то обязательно посетите бывшую усадьбу князей Голицыных. Это место входит в список культурных памятников России и представляет собой большой архитектурный ансамбль, обновлявшийся и пополнявшийся в разные годы и столетия. Наибольшую культурную ценность представляет церковь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение". Это сооружение настолько отличается от русских традиций зодчества, что привлекает к себе внимание уже с первого взгляда. Не менее интересна и история этого памятника, пережившего за несколько столетий своего существования разные периоды, оставившие неизгладимый след на внешнем облике храма. Сегодня, как вы догадались, наша статья посвящена Знаменской церкви в Дубровицах.

Местоположение храма

Адреса Знаменская церковь в Дубровицах как такового не имеет, но она является частью архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, поэтому отыскать ее не составит никакого труда. Она расположена приблизительно в тридцати шести километрах от Москвы совсем рядом с Подольском.

Туристы, которые ездили сюда самостоятельно, утверждают, что дорога не занимает много времени. К тому же увиденная красота храма может компенсировать любой даже самый сложный путь до усадьбы.

Маршрут до поселка Дубровицы

Если вы интересуетесь тем, как доехать до Знаменской церкви в Дубровицах, то мы подскажем вам самый простой и краткий маршрут из Москвы. Обычно туристы садятся на электричку, отправляющуюся с Курского вокзала. Ехать необходимо до станции Подольск, прямо отсюда отправляется автобус под номером шестьдесят пять до села. Выйдя на остановке, вы буквально упретесь взглядом в Знаменскую церковь. В Дубровицах ее видно практически отовсюду, ведь стоит храм на некотором возвышении.

Если вы отправитесь из Москвы на собственном автомобиле, то выбирайте Варшавское шоссе. Добравшись до Подольска, двигайтесь по улице Ленина, а затем Кирова. Там вы увидите указатель направления на Дубровицы. Из города ехать до храма не дольше десяти минут.

Местные жители говорят, что необходимо выбирать дорогу на Обнинск, где нужно свернуть только единожды, на спортивном комплексе "Нептун". Дальше путь пролегает прямо, поэтому заблудиться путешественникам будет негде.

Общее описание храма

Знаменская церковь Пресвятой Богородицы в селе Дубровицы расположена на утесе, нависающем над двумя реками, - Десной и Пахрой. Именно в этом месте обе реки сливаются, образуя просто неповторимый рельеф.

Каждый, кто хотя бы один раз увидел данное творение зодчих семнадцатого века, уже никогда не забудет этого величественного зрелища. Храм будто парит над всеми остальными строениями усадьбы, он напоминает ажурное белое облако, ярко выделяющееся на фоне синего неба.

Интересно, что Знаменская церковь в Дубровицах совсем не похожа на иные религиозные сооружения того периода. Она выполнена в стиле барокко из белого камня и полностью украшена резьбой и барельефами. Ее фасад изобилует сценами из Библии и скульптурными композициями, которые ранее никогда не использовались в России для украшения православных храмов. Современные специалисты до сих пор не могут уверенно сказать, какие именно мастера приложили руку к созданию этого истинного чуда зодчества. Некоторые утверждают, что на строительстве церкви работали итальянские мастера, а вот другие историки уверены, что здесь сильны идеи немецких архитекторов. Уж больно похожи церковные фасады на архитектурные шедевры Германии семнадцатого-восемнадцатого веков.

Сама Знаменская церковь в Дубровицах воплощает собой полет мысли, она будто стремится ввысь, поднимаясь над всем земным и суетным. На ее фасадах и колоннах в причудливом узоре переплелись ветви каменных растений, животные и фигуры святых. Также можно разглядеть и ангелов, венчающих церковные ярусы. Особенно необычно смотрится ажурная золоченая корона, покрывающая храм вместо купола. Подобная архитектура является единственной в своем роде, поэтому эта церковь внесена в список Всемирного фонда памятников. Сейчас уникальное сооружение находится в плачевном состоянии и нуждается в масштабных реконструкционных работах. Из-за недостатка финансирования они ведутся очень медленно, а необыкновенные скульптурные композиции и барельефы тем временем разрушаются. Если не принять серьезных мер по спасению храма, то уже наши с вами потомки не сумеют оценить красоту этого старинного строения.

Знаменская церковь в Дубровицах: история строительства

Специалисты относят эту церковь к самым загадочным сооружениям семнадцатого века. Доподлинно о ее строительстве не известно ничего, все отрывочные сведения получены из кратких записей, слухов и домыслов. Такая тайна не окружала ни один храм в нашей стране, поэтому с каждым годом растет интерес к его истории.

Считается, что задумал возвести новый храм в своей усадьбе Б. А. Голицын, который являлся любимцем и наставником Петра I. Он обладал финансовыми возможностями для того, чтобы создать шедевр архитектуры того времени. В помощь были призваны иноземные мастера и русские зодчие. Известно, что Голицын общался со многими итальянскими архитекторами, жившими и творившими в России. Однако кто из них стал автором столь уникального проекта, неизвестно до сих пор.

Изначально на месте будущей церкви стоял небольшой храм в честь пророка Илии. Чтобы освободить площадку под будущее строительство, это сооружение из дерева аккуратно перенесли в ближайшее село, где оно благополучно стояло многие годы.

Историки утверждают, что первый камень церкви был заложен в двадцатых числах июля 1690 года. Буквально сразу после этого знаменательного события князь был обвинен в государственных преступлениях и сослан своим венценосным воспитанником в имение. Строительство на время приостановилось, но современники знали горячий и отходчивый нрав Петра I. Поэтому уже через несколько месяцев Голицын был возвращен в Первопрестольную и одарен титулом боярина. Этому событию он и решил посвятить новую церковь, посоветовавшись с царем.

Иногда в письменных источниках якобы находят упоминания о том, что Петр I часто бывал в имении своего учителя и даже самолично принимал участие в строительстве храма. Однако официально историки данный факт не подтверждают. Знаменская церковь была возведена в рекордные для такого грандиозного сооружения сроки - за девять лет. Но еще четыре года она простояла без дела. Свидетели тех событий упоминали в своих воспоминаниях, что храм был настолько необычен, что ни один священник не решался его освятить. И лишь в 1703 году церковь превратилась в действующий приход, освященная иконой Божией Матери "Знамение". В этом действе принимал участие и сам Петр I, прибывший в имение, чтобы придать значимости событию.

Чудотворная икона

Внутреннее убранство церкви

Внутри храм настолько же уникален, как и снаружи. Он полностью украшен горельефами, выполненными по каркасной технологии из битого кирпича и известняка. Местные мастера наносили смесь на каркас, а потом инструментами отсекали все лишнее, создавая объемное изображение. Все они созданы по мотивам библейских сюжетов.

Нельзя не обратить внимания и на горельеф с распятием Христа, эта композиция является центральной и вокруг нее ранее располагались тексты на латыни. Позже они были заменены на русские тексты, сейчас надписи в ходе реставрационных работ возвращаются к изначальному варианту.

В одной из частей храма располагаются двухъярусные хоры, которые полностью покрыты резьбой и выкрашены в глубокий синий цвет. Изнутри стены церкви имеют красивый нежно-голубой оттенок.

Верующие утверждают, что фотографировать в храме не рекомендуется, поэтому стоит своими глазами взглянуть на эту невероятную красоту, напоминающую западные архитектурные шедевры.

Вместо заключения

Довольно сложно описать словами всю красоту и уникальность Знаменской церкви. Поэтому обязательно стоит приехать сюда и открыть сердце для этого невероятного ощущения, которое возникает при одном взгляде на это сооружение талантливых мастеров семнадцатого века.

Несмотря на то что практически в каждом городе и селе у нас имеется своя церковь, а зачастую и не одна, увидеть уникальный шедевр в стиле барокко в России не просто. Если хотите, то поезжайте в усадьбу Дубровицы Московской области, недалеко от , где расположена Знаменская церковь.

Храм вписан в старинный усадебный комплекс и построен в честь новгородской иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда-то усадьба принадлежала родам Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Вконтакте

История

История не сохранила для потомков имен создателей этого шедевра — архитектор неизвестен, мастера, работавшие над храмом, тоже. Известно только то, что были среди них и русские и иноземцы.

Известно, что начало строительства положено 22 июня 1690 года Борисом Голицыным. Он же является и основателем усадьбы в Дубровицах.

Также есть сведения о том, что на этом месте стояла деревянная церковь, возведенная здесь примерно в 1622 году. После того как началось строительство каменного здания, деревянное сооружение перенесли в соседнее село Лемешево.

Князь являлся воспитателем будущего императора Петра Первого, но, по неизвестной причине, в 1689 году подвергся опале и удалился в свое подмосковное имение. Он сразу начал строительные работы и даже, по одной из версий, выписал для строительства храма итальянских мастеров. Существует версия и о том, что сооружение начали возводить после того, как император Петр простил Бориса Алексеевича и возвел его в боярское достоинство. Это своеобразный символ возвышения рода.

Были приглашены не только знатные духовные лица и государственные деятели, но и сам император. Возможно именно из-за того, что князь Борис Алексеевич желал присутствия императора на освящении, его так долго и переносили, известно ведь, что до 1704 года Петр Первый почти не посещал Москву и Подмосковье.

Есть и ещё одна версия столь длительного не освящения. Князь Борис Алексеевич очень долго не мог получить разрешения у патриарха Адриана, который не решался освящать столь необычное сооружение, выполненное на европейский манер иностранными мастерами. Здание, уже построенное, не раз корректировали, что-то дорабатывали, а какие-то элементы декора убирали. Выстроена Дубровицкая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в стиле, который получил название «Голицынское барокко» — его отличие от русского барокко состояло в в том, что Голицыны при постройке отказались от традиционного силуэта русского храма, выстроив церковь на западный манер, и увенчав вместо канонического купола золоченой короной. Скульптурные изображения апостолов и святых евангелистов, которые украшают церковь снаружи тоже традиционными для русской церковной архитектуры не были. Выпуклые изображения — горельефы — украшают церковь и внутри. Примечательно, что постройка имеет черты готики — было выстроено трое готических ворот (сохранились лишь одни) и стена в готическом стиле, которая охватывала усадьбу вместе с церковью. Но если готическая церковь в Европе была призвана показывать человеку его ничтожество, то Знаменская церковь, одухотворенная традициями православия, напротив, напоминает о близости Бога и величии бессмертной человеческой души.

В середине девятнадцатого века здание отреставрировали и по-новому освятили. Чуть позже здесь открыли церковно-приходская школу и небольшую богадельню.

После 1917 и до 1927 здесь работал музей, а потом все экспонаты были увезены в другие выставочные центры. Примерно в это время объявили запрет на официальные церковные службы. В 1929 г. состоялось закрытие, разрушили колокольню (уничтожили и маленькую часовню св. Натальи и Адриана).

Важно знать: храм — действующий, относится к Подольскому благочинному округу Московской епархии.

Простоял закрытым до 1989, пока местная православная община не начала работу по возвращению здания верующим. Через несколько месяцев разрешение от властей было получено, хотя первая служба прошла на улице.

До 2000 г. шли восстановительные и реставрационные работы. После их завершения сюда были привезены иконы, сохранившиеся в институте животноводства.

Строительство

Как уже было сказано выше, строительство началось в 1690, на высоком берегу, в месте слияния рек Десны и Пахры. Место выбрали очень живописное.

Строили усадьбу итальянские мастера (хотя есть сведения и о русских зодчих, которых князь Голицын нанял для строительства). Именно поэтому у неё столь необычный для того времени вид, отличающийся от русского зодчества.

Постройку возводили из белого местного камня. Основание сооружения – крест, концы которого закруглены. Здание поставлено на высокий фундамент. Это дало возможность обнести здание по кругу парапетом. Он украшен резьбой и каменными лепными узорами. Также по кругу идут многоарочные лестничные пролеты.

Обратите внимание : высота здания от фундамента до купола – 42 метра.

В 1848-1850 годах постройку реставрировали. На этом настоял тогдашний владелец усадьбы в Дубровицах Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Он привлек к работе очень известного в те времена зодчего, академика Федора Рихтера (Матвей Александрович – герой войны 1812 г., им был сформирован полк, в котором состояли такие известные люди как Жуковский, Вяземский и другие; хотя жизнь его закончилась печально, в сумасшедшем доме).

Академик Рихтер работал над реставрацией здания именно тогда, когда хозяин имения проходил очередной курс принудительного «лечения», но зодчий хорошо знал свое дело и не нуждался в наставлениях (он долгое время работал на строительстве Исаакиевского собора под руководством О. Манферрана).

Архитектурные особенности

Ещё одно отличие сооружения от других подобных сооружений того времени – наличие каменной скульптуры. Две из них находятся по бокам главного входа.

Это скульптура Григория Богослова и скульптура Иоанна Богослова. Третья скульптура расположилась над входом. В камне вырезана фигура Василия Великого.

Кроме этих скульптур храм украшают фигуры четырех евангелистов, восьми апостолов и множество фигурок ангелов.

Интересный факт : этот русский храм венчает не шлем, не шатер, не маковка, а корона.

Впечатляет внутреннее убранство, где очень много скульптуры и скульптурных композиций. Все они отображают тот или иной сюжет из Библии.

Самыми знаковыми являются:

  • «Распятие»;
  • «Страсти Господни».

Каждую скульптурную группу дополнял барельеф с надписью на латыни. Но при реставрационных работах середины XIX века латынь заменили старославянскими церковными текстами (на этом настоял тогдашний патриарх Филарет). Но надписи на латыни не пропали, их сумели восстановить реставраторы, работавшие в 2004 г.

Адрес и другая полезная информация

Объект находится в поселке Дубровицы Подольского района (добраться можно по МКАД, ехать всего шестнадцать километров или на пригородном автобусе, который ходит из Подольска до имения по расписанию).

Она действующая, службы проходят по расписанию (есть официальный сайт Знаменской церкви , на котором выложена вся актуальная информация о часах работы и возможности его посещения). Открыта с девяти утра до пяти вечера.

Престольный праздник — 10 декабря. Именно в этот день проходит торжественное богослужение (можно посмотреть на все реликвии, хранящиеся в храме).

В Знаменской церкви до сих пор сохранились хоры в виде мостиков. Известно доподлинно, что именно здесь стоял император Петр при освящении храма.

Современные специалисты пришли к выводу, что часть иконостаса изготовляли мастера Оружейной палаты Московского кремля, но не вполне самостоятельно, а в компании иностранцев, о чем свидетельствует европейская каллиграфия на иконах.

На территории усадьбы есть смотровая площадка в виде кургана, построенная ещё при Борисе Алексеевиче Голицыне. На ней вплоть до 1930 года служили панихиды по погибшим в войну 1812 года.

Есть ещё один интересный факт из истории имения и церкви. Род Голицыных лишился этого прекрасного места после того, как князь Сергей Голицын проиграл его в карты, да не просто какому-то офицеру, а всесильному Григорию Потемкину. Потемкин же показал его императрице Екатерине II, которая решила купить имение, но не для себя, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова.

Так имению ушло от Голицыных и стало частью владений другой, не менее славной семьи. Кстати, Александр Матвеевич единственный из всех екатерининских фаворитов, кто не вмешивался в политические дела. Ему было достаточно просто состоять в литературном кружке при императрице (наверное, именно поэтому на него и сыпались всяческие милости; он не только получал звания, награды и имения, но и стал графом Священной Римской империи – высший титул в государстве).

Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов

Александр Мамонов полностью перестроил усадьбу в Дубровицах, разбил прекрасный липовый парк. Известно, что сама усадьба, красивый дворец и церковь пострадали во время войны 1812 года. В Дубровицах стоял отряд Мюрата, который грабил и мародерствовал.

В 1864 году имение снова перешло в руки представителей рода Голицыных. Сергей Михайлович Голицын основал здесь большой музей на основе богатейшей коллекции своего отца. После этого имение стало культурным центром Подмосковья.

Возьмите на заметку : в Москве тоже есть церковь «Знамение», расположенная у метро Рижская. Выстроенный в XVIII веке храм никогда не закрывался и продолжает действовать.

Церковь Знамения – это самый необычный шедевр церковного зодчества начала XVIII веков. Это один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Смотрите познавательное видео об этой церкви:


Посёлок Дубровицы знаменит тем, что там сохранилась старинная усадьба, самым интересным объектом которой является церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Хотя Дубровицы находятся не очень далеко от Москвы, но добираться туда общественным транспортом оказалось не быстро. А ведь хочется отснять всё с вечерней подсветкой и успеть вернуться домой - именно поэтому летом, когда поздно темнеет, я не поехал.

Конец сентября - начало золотой осени. Жёлтые краски здорово оживляют пейзаж, однако погода становится непредсказуемой и это заставляет понервничать во время выездов в выходные дни. Погода обещала быть хорошей и я решил таки съездить в Дубровицы.

1.

Информация из Википедии:

Храм Знамения Богородицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы, Подольского района, Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.


Приход храма относится к Московской епархии Русской православной церкви, входит в состав Подольского благочиннического округа.

Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Время постройки храма — с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.


В конце XVII века, при князе Борисе Алексеевиче Голицыне, бывшем воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение.


Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Б. А. Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.


Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого.


На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I.


В конце 1840-х под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего, 27 августа 1850 года он был вновь освящён митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным.


При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания.»

В начале XX века при храме действовала 3-летняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.


В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении Наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.


В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес положительное решение по ходатайству о регистрации общины и передаче храма общине; однако, формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайский Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

2.

3.

4.

5.

6.

Один из обломов в этот раз: я расставил штатив и ждал, когда солнце спрячется за горизонт, как раз за зданием церкви. Облака были обалденные и я ждал красивого заката, но буквально за 15 минут до предполагаемого заката небо затянула туча и заката я так и не увидел:(
Сумерки получились тоже никакие.
В церкви шла служба и внутри включили свет. Со светом в окнах стало поинтереснее.

7.

Второй облом - подсветку так и не включили, хотя вокруг полным-полно фонарей. И классический вид со смотровой площадки стал совершенно не интересный. Включился только один фонарь, поэтому пришлось бегать искать ракурсы, чтобы использовать его свет.

8.

9.

Ну и третий облом в эту поездку с этим кадром (ниже). Я только поставил штатив, как в церкви выключили свет и окна погасли. Эх...

10.

Хорошо, что начавшийся было дождь быстро закончился, т.к. нам ещё 20 минут идти пешком до автобусной остановки - хоть здесь повезло.

Не далеко от города Подольска, в месте слияния двух рек Пахра и Десна в усадьбе Дубровицы есть весьма необычный и не типичный для православной России православный храм. Его необычность в первую очередь заключается в нетрадиционном внешнем виде: храм представляет собой в основании равносторонний крест с высокой башней посредине, украшенной причудливой резьбой по камню. Вместо купола золотая царская корона. Снаружи храм украшен многочисленными скульптурами из камня, что также не характерно для русского православия.

Храм стоит на высоком холме и виден издалека, полное его название - Храм Знамения Богородицы в честь иконы Божией Матери «Знамение».

История и назначение храма Знамения Богородицы в Дубровицах до сих пор вызывает множество вопросов и споров и доподлинно не изучена. Так, например, по непонятным причинам не сохранились имена зодчих и тех, кто храм строил.

Храм Знамения Богородицы


Храм Знамения Богородицы в Дубровицах



На территории усадьбы

Усадьба Дубровицы, на территории которой был возведен столь необычный храм, имела много хозяев. Первым её владельцем в 1627 г. стал боярин Морозов. Затем усадьбу унаследовала его дочь Ксения, ставшая в последствии женой князя Голицына Ивана Андреевича. После её смерти усадьба перешла к её мужу Ивану Андреевичу Голицыну, а после досталась его сыну Ивану Ивановичу, который из-за долгов продал усадьбу Борису Долгорукову. Через четыре года усадьбу выкупила вдова князя И.И. Голицына и через год продала его своему родственнику Борису Голицыну. Это тот самый Борис Голицын, который был наставником, советником и воспитателем Петра I. Именно Борис Голицын в 1690 г. и начал строительство храма, которое завершилось в 1699 г.

Храм строился в стиле барокко и украшен необычными для того времени скульптурами и резьбой. Для строительства использовались белые камни из окрестных мест. Своей колокольни у храма нет, её заменяет небольшая наземная звонница, которая установлена напротив главного входа в храм.




Несмотря на то, что в 1699 г. строительство храма было завершено, его освещение произошло лишь в 1704 г. Стоит отметить, что закладка первого камня храма и его освещение происходила при участии и в присутствии Петра I.

Позже некоторое время усадьба вместе с храмом принадлежала Гришке Потемкину. Екатерина II, возвращаясь из Крымского похода в 1787 г. сделала короткую остановку в имении Потемкина. Необычный храм настолько её поразил, что она решила прибрать его к своим рукам. Правда, не себе лично в пользование, а для своего нового фаворита, Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова. В дальнейшем усадьба переходит по наследству к его сыну Матвею, который с 1817 года поселяется здесь надолго.

В усадьбе Дубровицы берет начало история тайной организации «Ордена русских рыцарей», основателем которой стал Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Возможно, в связи с этим и появились страсти и легенды вокруг этого необычного храма. Например, многих удивляет, почему в основании храм напоминает крест Тамплиеров, почему среди многочисленных фигур, украшающих храм, можно увидеть птицу Феникс, символизирующую возрождение магистра Ордена тамплиеров Жака Моле и, наконец, почему и для кого в самом храме появились надписи на латыни? Кто-то даже утверждает, что в храме спрятана шпага самого Жака Моле.

Итак, попробуем развенчать некоторые мифы и легенды храма Знамения Богородицы в Дубровицах.

Самая распространенная загадка, которая будоражит умы историков и обывателей, почему царь Петр I смог одобрить строительство такого необычного по форме храма, к тому же украшенного не совсем православными для того времени скульптурами и символами. Несмотря на благосклонность Петра I к Борису Голицыну, тогдашний патриарх тамошних мест Адриан почему-то наотрез отказался освещать столь непривычный русскому человеку храм. Лишь после его смерти храм осветил новый митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Есть предположение, что патриарх Адриан усмотрел, что храм Знамения Богородицы был задуман не как православный, а как католический, посему и отказался совершать обряд.




Всему этому есть некоторые объяснения. Дело в том, что Борис Алексеевич Голицын был весьма образованным человеком и приверженцем западной культуры. Он был частым гостем в Немецкой слободе и имел там много друзей. Мы прекрасно помним, что тяга ко всему немецкому появилась и у юного царя не без помощи его наставника Бориса Голицыны. Не исключено, что постройка собора такой необычный формы была навеяна его тягой и любовью ко всему западному и немецкому, в том числе и католическому стилю барокко. Голицын свободно говорил по-латыни и в его доме частым гостем были католические священники и духовенство. Миссионер Франциск Эмилиани, часто бывавший у Голицыных в гостях, писал, что Борис Алексеевич всегда отмечал особую красоту католического богослужения, пленявшего души многих московитов. Приверженцем всего немецкого был и Петр I, возможно, поэтому и он отнесся к строительству такого необычного храма весьма лояльно. А храм действительно напоминает католическую церковь.








Есть и ещё одна легенда, которую рассказывают служители храма. Когда юный Петр I приехал в гости к Голицыну в усадьбу Дубровицы, он был очарован красотой здешних мест и, стоя на холме, воскликнул: "Две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом, под острым углом, образуя нос корабля. Этому бы кораблю, да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтоб и немцы ахнули. Чтобы столь красивой и в мире бы другой не было...". Вот Голицын и воплотил в жизнь мечту юного царя, построил некий гибрид католического и православного храма.

С первого взгляда странными и необычные выглядят фрукты, диковинные цветы и виноградные гроздья в орнаменте храма. Но и здесь тоже всё понятно. Дело в том, что Христос Лоза Истинная, Христос Виноградная Лоза - одно из символических именований Христа, основанное на словах Евангелия «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (Ин. 15, 5). Так что ничего удивительного в наличие виноградных гроздей на стенах храма тоже нет.

Высота храма 42,3 метра. Цоколь и парапет по кругу украшают каменная резьба и каменная скульптура, до того времени нигде ранее в Подмосковье да и вообще в русских православных храмах не применявшаяся.

Что касается надписей на латыни, то изначально они были сделаны на латинском языке, но во время реставрации в XIX веке по настоянию митрополита Московского Филарета их заменили на славянские цитаты из Евангелия. Позже, в 2004 г. латинские четверостишия были восстановлены.

Перевод этих стихов:

Hora nona Jesus quum omnia consummavit,

Forte clamans spiritum Patri commendavit.

Latus ejus lancea miles perforavit,

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...