Бар кохба и восстание бар кохбы. Ход военных действий

В Музее Эрец-Исраэль, который теперь называется просто МУЗА, открылась интереснейшая выставка "Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм". Она посвящена знаменитому Бар-Кохбе, предводителю последнего большого еврейского восстания против римлян, о котором, казалось бы, что можно сказать нового, ан нет, все не так просто. Оказывается, Бар-Кохба, можно сказать, оставил огромное культурное наследие, которое замечательно представлено на выставке.

У нас, взрослых русскоязычных израильтян есть одна общая проблема: мы не учились в израильских школах. И тот багаж знаний о собственной еврейской и израильской истории, который получает средний выпускник, мы получаем с помощью самообразования. Эта выставка просто находка для нас, я считаю. Я открыла для себя столько нового, что и израильская школа не даст.
Сразу надо сказать, что выставка не посвящена восстанию, а посвящена личности Бар-Кохбы.

Итак, Бар-Кохба, "сын звезды", руководитель знаменитого еврейского восстания, названного его именем. Человек, обладавший необыкновенной харизмой, иначе за ним бы не пошли народные массы, мессия, по мнению его сторонников и "сын лжи", Бар-Козива, или Бар-Косба (по-арамейски) по мнению его противников. Он освободил Иерусалим от римлян и чеканил монеты, дошедшие до нас, его поддерживал знаменитый рабби Акива. Он был нелюбим Талмудом, но любим РАМБАМом...


Часть выставки, посвященная времени Бар-Кохбы 2 веку нашей эры.
От реального Шимона Бар-Кохбы до нас дошло очень мало материальных свидетельств.
Монеты да письма, им подписанные.

Монеты, отчеканенные во время правления Бар-Кохбы.


Письмо с приказом Бар-Кохбы.


На выставке можно посмотреть документальный фильм об археологических раскопках, которые возглавлял Игаэль Ядин , где были найдены письма Бар-Кохбы.

Нет сомнения, что это был реальный человек. Ему не повезло, ему не достался такой выдающийся историк, как Иосиф Флавий и сведения о Бар-Кохбе скудны.

Создатели выставки постарались собрать предметы, воссоздающие время Бар-Кохбы. И раз цель выставки рассказать о самом Бар-Кохбе, а не о восстании, то здесь представлены предметы быта.


На переднем плане кожаная женская сандалия, сшитая с помощью кожаных шнуров, без единого гвоздя. Отсутствие гвоздей объясняется нежеланием привлекать внимание к ходящему в таких сандалиях, чтобы ходить очень тихо.
Сзади плетеная сумка из листьев и волокон пальмы, такие сумки на Ближнем Востоке распространены до сих пор. Они были использованы для хранения стеклянных и металлических изделий.
Оба предмета найдены в пещере Посланий (מערת האיגרות) , на ручье Хевер в районе Мертвого моря. Это одна из пещер, в которых прятались евреи после поражения восстания Бар-Кохбы.


Шерстяной платок, с разноцветными полосами, возможно использовался для заворачивания свитка Торы. Полосы окрашены с помощью красителей, изготовленных из растений. Красный цвет из марены красильной (Rubia tinctorum), синий из вайды красильной (Isatis tinctoria) и желтый цвет из резеды жёлтенькой (Reseda luteola).
Найден в той же пещере.


Косточки маслин из той же самой пещеры. Сохранились благодаря необычной сухости тех мест.


Нож или сечка из той же пещеры.


Стеклянная посуда, которой пользовались современники Бар-Кохбы, а может и он сам. Из разных пещер.


Расческа для борьбы со вшами. Там сторона, где зубцы находятся друг от друга на большем расстоянии, предназначена для обычного причесывания, а где на меньшем, предназначена для вычесывания вшей. Очень похожую можно купить в израильских магазинах. О такой расческе я уже рассказывала .


Карта Эрец-Исраэль времен Бар-Кохбы.

Почему же Талмуд плохо отзывался о Бар-Кохбе? Потому, что восстание потерпело поражение и было подавлено римлянами с особой жестокостью. Погибло в боях 580 тысяч человек, было продано в рабство огромное количество евреев, в Иудее почти не осталось жителей, Иерусалим был разрушен, государство Иудея перестало существовать и император Адриан приказал называть это место Палестиной... Может быть не будь восстания, евреи смогли бы сохраниться в рамках автономии? Но сейчас понятно, что существование народа в рамках автономии часто приводит к его исчезновению, а уж для евреев, склонных к ассимиляции, риск очень велик.

Или восстание Бар-Кохбы было примером героизма и национального подъема евреев, боровшихся против захватчиков? И евреи ушедшие тогда в Галут и 2 тысячи лет сохранявшие свою национальную идентификацию, по своей воле или по принуждению, смогли возродить государство именно благодаря поражению того восстания?

Возрождение Бар-Кохбы

Долгие годы еврейская традиция не любила вспоминать о Бар-Кохбе. Поэтому несколько неожиданным было появление его образа в литературном произведении в 1840 году. В немецком еврейском журнале раввин Шмуэль Меир напечатал произведение под названием "Бар-Кохба, король-мессия". В целом эта вещь имела реалистический характер, кроме сюжета, когда Бар-Кохба борется со львом, побеждает его и скачет на нем.


"Бар-Кохба, король-мессия", раввин Шмуэль Меир 1840г.


В 1858 году в Вильно писатель и переводчик Кальман Шульман перевел этот роман на иврит и выпустил под названием "Гибель Бейтара, чудесная история о героизме Бар-Кохбы и разрушении Бейтара, от рук Адриана, римского императора."

И понеслась Эта книга была переведена на множество языков (идиш, английский, ладино, арабский) и стала основой для многочисленных литературных произведений в прозе, в стихах, а также для пьес.

Образ героя Бар-Кохбы оказался необыкновенно востребованным, еще до того, как он стал одним из общепринятых образов сионизма.


Перевод на ладино, 1894г.


"Бар-Кохба", история с продолжением для детей. Автор Биньямин Левнер, Вильно, 1905г.


Партитура оперы "Бар-Кохба", автор Абрахам Гольдфаден, Нью-Йорк, 1917г.


Артист Ицик Гольденберг в спектакле "Бар-Кохба" Абрахама Гольдфадена, Бухарест, Румыния, 1914г.

Решительным шагом Бар-Кохба вошел не только в литературную и театральную еврейскую жизнь. Образ героя понравился и студентам. В начале 20 века в университетах Центральной Европы появились общества студентов-евреев. Они интересовались еврейской историей и культурой, организовывались лекции дискуссии на актуальные еврейские темы, включая сионизм. Самой активной такой организацией было общество "Бар-Кохба" в Праге. В ней состоял Хуго Бергман, в будущем первый ректор Еврейского университета в Иерусалиме.


Студенческое общество "Бар-Кохба", Вена, Австрия 1903г.


Приглашение на мероприятие студентов Галиции "Бар-Кохба", автор Яков Штарк, Бецалель, 1910г.

Помимо студенческих объединений был еще и еврейский спорт под эгидой "Бар-Кохбы".


Три гимнастки общества "Бар-Кохба", Берлин, Германия, 1900г.


Гимнастическое общество "Бар-Кохба", Берлин, Германия, начало 20в.


Плакат к 10летию общества "Бар-Кохба", Берлин, Германия, 1910г.


Врач Эммануэль Симон, спортивный врач, в прошлом чемпион Берлина и Баварии в беге 400 и 800 метров, принес с собой новый стиль спортивного воспитания в Израиле, один из основателей Института Вингейта.


Открытка Макаби-Бар-Кохба поощряющая занятия спортом. Берлин, Германия, 1920-1930гг.


Костюмированный бал общества "Бар-Кохба", Берлин, Германия, 1929г.

Молодежное движение "Бар-Кохба"


Спектакль поставленным детьми, участниками движения "Бар-Кохба", Влодава, Польша, 1920г.


Воспитанники движения "Бар-Кохба" в Вирушев, Галиция, 1932г.

Театральная жизнь Бар-Кохбы, можно смело сказать, была также богата и разнообразна.


Афиша спектакля "Бар-Кохба", исторической оперетты в четырех действиях, с прологом, автор Абрахам Гольдфаден, Тель-Авив, 1928г.


Афиша спектакля "Бар-Кохба", драматическая поэма на идиш, в трех отделениях. Автор Шмуэль Галкин, Рига, Латвия 1940г.


Афиша спектакля "Бар-Кохба", драматическая поэма на идиш, в трех отделениях. Автор Шмуэль Галкин, Варшава, Польша, 60е годы прошлого года.


Сцена из спектакля "Бар-Кохба", идишского театра, которая демонстрировалась в Польше и Литве в 1938г.


Афиша спектакля "Бар-Кохба" в театре Огель, 1945г., Тель-Авив.


Сцена из спектакля "Бар-Кохба" в театре Огель, 1945г., Тель-Авив.


Афиша спектакля "Бар-Кохба" в Театре оперетты на идиш, Тель-Авив, 60е годы 20 века.


А это уже вполне реальный человек, имя которого Бар-Кохба. Между Первой и Второй мировыми войнами в "Бар-Кохба" было принятым именем для детей еврейского ишува. Это старший сын Авраама Криници, основателя Рамат-Гана. На фотографии ефрейтор Бар-Кохба Криници, середина 20х годов 20 века.


Израильская марка "Бар-Кохба" из серии "С праздником", автор Ашер Кальдерон, 1964г.


"Ковер Банк Апоалим", автор Идо Михаэли, 2013г. На ковре в шуточном виде собраны знаменитые образы, которые мы видим на банкнотах, монетах, марках, плакатах, археологических артефактах. В самом нижнем ряду есть и изображение "Бар-Кохбы" с марки на предыдущей фотографии.

Вот оно покрупнее.


Античным героем представлял себе Бар-Кохбу скульптор Генрих (Ханох) Глиценштейн, Рим, Италия, 1905г.


А так покрупнее. Правда, красавец? :)


Менора у Кнессета, фрагмент, изображающий Бар-Кохбу, автор Бенно Елкан.


Во время раскопок в пещерах ручья Хевер были обнаружены кости участников восстания Бар-Кохбы, которые были торжественно перезахоронены.


Торжественная воинская церемония перезахоронения останков участнтков восстания Бар-Кохбы недалеко от ручья Хевер, 1982г. При участии Президента Израиля Ицхака Навона, Главного ашкеназийского раввина Шломо Горена и Главного сефардского раввина Овадия Йосефа.

Эта выставка задумывалась ее создателями как пост-сионистское развенчание сионистского мифа о Бар-Кохбе...
А в результате, Бар-Кохба победил и пост-сионистов, а у создателей выставки профессионализм победил концепцию. Во всяком случае такое было у меня чувство, когда я уходила с этой интереснейшей выставки.


И закончить я хочу кадром из фильма, который показывают при входе на выставку, где мальчик говорит о Бар-Кохбе, что он был хорошим, а все остальные - плохими.
Мифы для того и существуют, чтобы отличать плохое от хорошего...

Выставка «Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм» продлится до 20 июня 2016 года.
Страница выставки на сайте музея

Имеет характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шим‘он бар (бен) Косва (или Косева). Имя Бар-Кохба (по-арамейски `сын звезды`), полученное им, вероятно, уже во время восстания, отражает мессианские чаяния народа, являясь интерпретацией слов Библии о звезде от Иакова (Чис. 24:17).

Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски `сын лжи`), данным ему, очевидно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания. Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар-Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэль (`князь Израиля`).

О восстании Бар-Кохбы, о том, как оно вспыхнуло и проходило и о его исходе имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения, частью довольно позднего происхождения. Основным источником служат не достаточно подробные заметки греческого историка Диона Кассия (родился, видимо, в 155 г. - умер где-то после 229 г.) в главах 12–14 книги 69 его «Римской истории», написанной в промежутке между 194 г. и 216 г. Найденные в середине 20 в. документы, составленные самим Бар-Кохбой, имеют в большинстве случаев экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях или о политическом или военном значении восстания.

Оно вспыхнуло, вероятнее всего, в 132 г. Ему предшествовали декрет римского императора Адриана , проведшего 129–132 гг. в Палестине и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 г.). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э.

Кассий приводит краткое описание хода восстания. Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана. Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Адриан был вынужден срочно вызвать одного из своих самых способных военачальников, Юлия Севера, который прибыл в Иудею из Британии. Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров; в этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем». Кассий пишет, что восстание, очень тщательно подготовленное, «охватило всю Иудею» (под этим названием он, очевидно, подразумевает большую часть Эрец-Исраэль, включая Галилею и Голан) и его поддержали «евреи всего мира» и даже неевреи и «казалось, что весь мир пришел в неистовство». По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война, по-видимому, продолжалась три с половиной года. Повстанцы захватили Иерусалим, о чем свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: «[такой-то год] от освобождения Иерусалима», а также, в некоторой степени, документы, найденные в пещерах Иудейской пустыни . Так, дата одного из этих документов - «третий год от освобождения Иерусалима». Из такой датировки можно заключить, что для восставших Иерусалим не только олицетворял стремление евреев к свободе, но и служил политическим символом консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей.

Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость Бетар в Иудейских горах. Документы, найденные в Иудейской пустыне, говорят, что и после падения Бетара отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мертвого моря . В талмудической литературе и мидрашах Бетар считается крепостью, в которой повстанцы нашли последнее пристанище, а ее падение и поражение Бар-Кохбы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания. Бетар был, по-видимому, выбран восставшими в качестве их главной цитадели из-за выгодного стратегического положения. Крепость стояла на хребте горы, возвышавшейся над долиной Сорек и господствовавшей над важной дорогой Иерусалим - Бет-Гуврин . Усиленная осада Бетара римлянами началась, очевидно, после того, как они захватили Иерусалим. Но даже и во время этой осады защитники Бетара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне. Очевидно, Бетар имеется в виду в одном из найденных в Иудейской пустыне документов, в котором говорится: «Возле колодца Бен Косвы, главы Израиля, в лагере...» Евсевий сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, то есть в 134 г. н. э. (приблизительно спустя два года после начала восстания), и что причиной падения крепости были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар, но затем некий самаритянин заявил Бар-Кохбе, что вступил в сговор с его дядей, известным законоучителем, таннаем Эл‘азаром из Моди‘ина, находившимся в Бетаре среди участников восстания, и целью сговора является сдача города римлянам. Разгневанный Бар-Кохба убил Эл‘азара, и «сразу же Бетар был захвачен, и Бен-Козива нашел свою смерть». Из этого рассказа можно сделать вывод, что к концу осады между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой, очевидно, появились существенные разногласия. Не вызывает сомнений, что захват Бетара потребовал от римлян больших усилий и завершился лишь благодаря стечению благоприятных для них обстоятельств, одним из которых могли быть и указанные разногласия.

Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго храма . Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.

Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило. Первые документы были найдены в 1952 г. в Вади-Мурабба‘ат, в 18 км южнее Кумрана . Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины военачальнику Иех ошуа бен Галголе. Археологическая экспедиция 1960–61 гг. обнаружила южнее Эйн-Геди скелеты, остатки ткани, одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом восстания Бар-Кохбы (их хорошая сохранность объясняется сухим климатом пустыни). Письма и документы (они найдены в пещере и написаны на иврите, арамейском и греческом языках) позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. (О содержании этих документов, их языке, литературных формах и историческом значении см. Мёртвого моря свитки .)

В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы (но, очевидно, не им самим) говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между вторым и четвертым годом освобождения Израиля (132–134). Все они начинаются почти одинаковой формулой: «[От] Шим‘она бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) - мир». В одном из писем к военачальнику Иех ошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа. В другом письме к Иех ошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы. В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шим‘ону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в Ткоа , граничащем с Иудейской пустыней.

Стиль Бар-Кохбы очень суров, в письмах часто содержатся угрозы за невыполнение его приказов. В письме на иврите Ионатану и Масбелу из Эйн-Геди Бар-Кохба приказывает следить за погрузкой корабля, стоящего на якоре в этом порту. К начальникам тыла армии и живущему в полупустынных районах населению, которые вызвали гнев Бар-Кохбы тем, что в нарушение его приказа не поставили провиант, он обращается с такими словами: «Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших». В письме на арамейском языке Бар-Кохба приказывает Иех уде бен Менашше из Кирьят-Аравая поставить ему «четыре вида» (арба‘а миним ) плодов и растений, употребляемых во время религиозных обрядов в праздник Суккот , и напоминает ему, очевидно, о сборе десятины. Подобные высказывания дают основание для вывода, что, несмотря на войну и опасности, люди Бар-Кохбы строго соблюдали такие заповеди иудаизма, как святость субботы, приношения кох енам и левитам, исполнение праздничных обрядов.

Судя по упоминаемым в этих документах названиям населенных пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, они нашли там свою смерть.

В еврейской литературе гонения, связанные с восстанием Бар-Кохбы и последовавшие за ним, нашли отражение в сказаниях о десяти мудрецах-законоучителях во главе с рабби Акивой , преданных римлянами мученической смерти.

КЕЭ, том: 1.
Кол.: 291–296.
Издано: 1976.


Участие в войнах: Участие в антиримском восстании.
Участие в сражениях: Бетер.

(Simon bar Kokhba) Предводитель иудеев в восстании против римлян при императоре Адриане (131-135)

В течение 115—118 гг. иудеи трижды пытались безуспешно свергнуть ненавистное им римское иго. Наконец, в 130 г., сразу же после отъезда императора Адриана из Сирии, тайно подготовленное восстание началось снова, и во главе его стал Бар-Кохба .

Он присвоил себе это прозвище (Бар-Кохба , что значит: сын звезды), так как древнее пророчество Моисея о восходящей из колена Иакова звезде должно было, по его убеждению, исполниться на нем. Впоследствии это прозвище было заменено другим — Бар-Казиба (сын лжи).

Сначала Бар-Кохба боролся с большим успехом против римлян, которые вынуждены были оставить Иерусалим. Он был даже объявлен царем и стал чеканить собственную монету.

Война перешла за переделы самой Палестины. Пятьдесят городов и множество деревень признали власть восставших, в рядах которых сражался и знаменитый раби Акива со своими учениками. Но когда явился полководец Адриана Юлий Север , Иерусалим пал.

Тогда Бар-Кохба удалился в крепость Бетер.

В августе 135 г. осажденные были голодом принуждены к сдаче, при которой Бар-Кохба погиб от рук восставших.

Почти шестьсот тысяч иудеев погибли в этой битве. Многие, в том числе и Акива , были казнены, и жестокие кары последовали за этой последней попыткой иудеев возвратить себе политическую независимость.

СИМОН БАР-КОЗИВА (БАР-КОХБА)

(? - 135 до н.э.)

Предводитель восставшего против римлян иудейского народа.

Причиной массового восстания иудеев против римского владычества стала политика императора Адриана. Он вознамерился восстановить разрушенный Иерусалим не как священный центр Иудеи, а в виде типичного римского провинциального города с цирком и языческими храмами. Император ко всему прочему запретил обрезание и утвердил новые законы, которые крайне затрудняли местному населению совершение своих религиозных обрядов.

Все это привело к вооруженному возмущению иудейского народа против римлян. Восстание началось сразу после того, как император Адриан покинул Палестину. Во главе повстанцев встал Симон Бар-Козива - этого молодого человека считали мессией, и в народе ему дали новое имя Бар-Кохба, что в переводе означало "Сын Звезды".

Однако на открытые схватки с римскими войсками восставшие сразу не решились. Отряды повстанцев-иудеев начали партизанскую войну, укрываясь в хорошо знакомых им горных ущельях, где имелось много пещер, служивших надежными укрытиями. В ходе частых и внезапных нападений иудеев римские легионеры несли потери, а восставшие вооружались захваченным у них оружием, которого им так не хватало. Преследование нападавших успеха не приносило: повстанцы, прекрасно зная тропы в горах, легко уходили от пеших и конных неприятелей. Более того, устраивая на этих тропах засады, иудеи обычно одерживали верх в скоротечных рукопашных схватках с преследователями.

Партизанская война в палестинских горах закончилась тем, что римские легионы сочли за благо оставить Иудею и до поры до времени уйти в соседнюю Сирию. Предводитель восставших Бар-Кохба со своими отрядами вступил в священный город Иерусалим и там был объявлен правителем государства. Его славили как иудейского героя, победителя римлян.

Император Адриан решил подавить восстание в этой азиатской провинции Древнего Рима силой оружия. В 134 году до н.э. в Иудею был направлен с большой армией полководец Юлий Септимий Север (будущий император). Он действовал сперва успешно, но когда война с равнины переместилась в горы, легионеры снова стали нести серьезные потери.

Тогда на помощь Северу из Италии прибыл во главе двух легионов сам император Адриан. После этого дела у римлян пошли гораздо успешнее. Они стали овладевать одной за другой иудейскими крепостями, в которых укрывались основные силы повстанцев. Когда легионеры Юлия Септимия Севера взяли приступом Иерусалим, император убыл и Вечный город, предоставив своему полководцу завершение "замирения" Иудеи.

Север осадил крепость Бетар, которая стала последним прибежищем Бар-Кохбы и его сподвижников. Сильная горная крепость пала только после длительной осады: неприятелю удалось перекрыть доступ осажденным иудеям к источнику воды. После этого положение их стало безвыходным. Бетар римляне взяли ожесточенным штурмом, в ходе которого пали почти все защитники крепости.

В ходе войны против восставшей Иудеи оказались полностью разрушенными десятки местных городов и селений. Победители запретили иудеям селиться в священном для них Иерусалиме. Он был разрушен до основания и превращен в римскую колонию Элия Капитолина. Она была названа так в честь императора Публия Элия Адриана. Победители отправили военнопленных в Италию, где они стали рабами.

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Симон Маг и Валентин Вся история становления христианского богословия проходила в напряженной борьбе с ересями, которые стали возникать сразу же после Вознесения Иисуса (о первых еретиках речь идет уже в посланиях апостолов). Так, на ранних этапах своей истории

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

СИМОН БАР-КОХБА (ум. 135 н.э.) Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Числ. 24:17 Симон Бар-Кохба, или Симон Сын Звезды, возглавил последнее восстание евреев против

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

16. Симон Хасмоней После плена Ионатана, брат его Симон стал во главе иудейского войска (143 г.). Симон употреблял все усилия, чтобы спасти жизнь своего брата, находившегося в заточении у Трифона, но это ему не удалось.Трифон сначала обещал отпустить пленника, если иудеи

Из книги Еретики и заговорщики. 1470–1505 гг. автора Зарезин Максим Игоревич

И ты… Симон В сложившихся условиях многое зависело от позиции митрополита Симона. Если бы он занял сторону Ивана III, или хотя бы сохранил нейтралитет, то вопрос, скорее всего, решился бы в пользу сторонников секуляризации. Но однажды потакнув великому князю в

Из книги Альбигойская драма и судьбы Франции автора Мадоль Жак

Из книги Пираты под знаменем ислама. Морской разбой на Средиземном море в XVI - начале XIX века автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

Симон Дансекер Симон Дансекер, известный также как Симон-раис, был одним из самых известных ренегатов XVII века. Большинство исследователей варварийского морского разбоя считают, что именно он приобщил варварийских пиратов к использованию парусных судов вместо

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Визенталь, Симон (Wiesenthal), основатель Центра документации (архива) в Вене, целью которого был розыск избежавших наказания после окончания 2-й мировой войны нацистов. Родился в 1908 в Польше, по специальности архитектор. Визенталь был узником многих концентрационных лагерей.

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Симон Петлюра На тлі української революції й боротьби за Державність зарисовується постать Петлюри (1879-1926) найвиразніше й найбільш окреслено зпоміж усіх діячів того бурхливого часу. Ще як студент московського університету належав Петлюра до Революційної Української

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

3.12. СНОВА Л. СЕН-СИМОН В работах Т. Годскина и Р. Джонса излагаются определенные концепции общественного развития. Но эти концепции не являются философско-историческими. Они не дают картины всемирной истории. И во многом это связано с тем, что ни Т. Годскин, ни Р. Джонс не

Из книги Аналітична історія України автора Боргардт Олександр

5. Симон Петлюра Збереглася розлегла іконографія Симона Петлюри. Він був невисокий, рухливий; мав високого лоба, сірі очі, прямий ніс, енерґійно стиснутий рот, завжди готовий до посмішки, лице видовжене, русявий. Обличчя прямодухої людини, чесної перед собою та іншими. Ні в

Из книги Симон Петлюра. «Я родился в Полтаве и я верю в украинскую государственность...» автора Андреев Александр Радьевич

Симон Петлюра А в Полтаві дощ іде, А в Києві слизько. Утікайте комуністи, Бо Петлюра близько. Народная песня. Симон Васильевич Петлюра родился 10 мая 1879 года в сердце Украины – в пригороде Полтавы, в казацкой семье, которая переехала из села в город и была приписана к

Из книги Хранители Грааля автора Майорова Елена Ивановна

СИМОН ДЕ МОНФОР У папы Иннокентия III и французского короля бывали разногласия. Решительный понтифик в делах нравственности ни для кого не делал исключения. Когда Филипп Август отказался от венчанной супруги Ингеборги Датской и незаконно женился на Агнессе Меранской,

Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

Симон Петлюра Политика грабежа Украины в интересах иностранных государств всегда была отличительной чертой украинского национализма. И политика Директории, руководимой Симоном (Семеном) Петлюрой, в этом вопросе мало чем отличалась от политики свергнутого ими гетмана.

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

Личность Бар-Кохбы

О вожде восстания Бар-Кохбе сохранились лишь скудные и отрывочные сведения (часть из них, например в Талмуде и Мидраше , имеет характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шимон бар (бен) Косва (или Косева).

Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 г.). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э.

Ход военных действий

Кассий приводит краткое описание хода восстания.

Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана . Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Восставших поддерживал также знаменитый рабби Акива со своими учениками.

Во время репрессий, последовавших за падением Бейтара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям. Были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов.

Последствия восстания

Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров. Многие, среди которых был рабби Акива , были казнены

Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.

В этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем».

Археологические исследования по следам восстания

Археологическая экспедиция под руководством Игаля Ядина, Пещера посланий.

Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило.

Первые документы были найдены в 1952 г. в Вади-Мураббаат, в 18 км южнее Кумрана . Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины военачальнику Иехошуа бен Галголе.

Археологическая экспедиция 1960–61 гг. обнаружила южнее Эйн-Геди скелеты, остатки ткани, одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом восстания Бар-Кохбы (их хорошая сохранность объясняется сухим климатом пустыни).

Документы периода восстания

Письма и документы (они найдены в пещере и написаны на иврите , арамейском и греческом языках) позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. О содержании этих документов, их языке, литературных формах и историческом значении см. Свитки Мертвого моря .

В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы (но, очевидно, не им самим) говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между вторым и четвертым годом освобождения Израиля (132–134).

Все они начинаются почти одинаковой формулой: «[От] Шимона бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) - мир». В одном из писем к военачальнику Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах , которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа.

В другом письме к Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы. В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шимону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди , о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...