7 days die где найти рецепты. Добыча основных ресурсов

Расскажу вам, друзья, в этом посте, где игра 7 Days To Die хранит свои сохранения (сейвы), а так же расскажу как я их искал, может после обновлений поможет найти новое место сохранений если оно изменится. Да, грешен, каюсь, подсел на игруху 7 Days To Die. На момент написания статьи версия игры alpha 11.3 (b8) Steam версия.

Внимание! Информация об изменении места сохранения игры 7 Days To Die, публикуется в конце этой статьи.

Это нечестно и несправедливо!!!

Согласитесь что играя в игру, которая сохраняется только при выходе, да еще и такой тематики, очень хочется иметь "страховочку" на всякий случай. А случаи могут быть совершенно разные и неожиданные.

Принимая во внимание что это пока что альфа версия, причиной гибели персонажа в игре могут совершенно разные ситуации, например такая распространенная как сломанная на совершенно ровной поверхности нога 🙁 . Нога сломалась, шины с собой не оказалось, а на след напали ходячие. Вот погибнешь, а потом пили за собранным лутом на край земли.

Этакая несправедливость выходит, логичной компенсацией которой могла бы быть возможность откатиться к моменту "до".

Как я искал? ... охх, как же я искал...

вообще быстро нашел)))

Запустил я total commander и в папке

\Program files\Steam\steamapps\common\7 Days To Die\

запустил поиск всех файлов которые были изменены в тот день когда я последний раз запускал игру.

В результате поиск выдал мне только один файлик: output_log.txt в папке \Program files\Steam\steamapps\common\7 Days To Die\7DaysToDie_Data\

Открыл я его в текстовом редакторе и на примерно на строке 274 нашел вот такую запись:

GamePref.SaveGameFolder = C:\Users\* Ваш USER *\Documents/7 Days To Die/Saves

Перейдя в эту папку обнаружил единственную папочку Random Gen в которой и хранятся наши заветные сейвы, аккуратно расфасованные по папочкам с названиями наших записей.

Понятное дело, что после релиза этот метод я заброшу использовать, но пока что только так.

Для версии 7 Days To Die 12.0 по 12.4 сохранения находятся тут:

c:\Users\*Ваш USER*\AppData\Roaming\7DaysToDie\


Полезное видео, особенно для тех, кто еще только осваивается в игре. Знатоки могут проверить себя - все ли тонкости вами известны?

Оцениваем видео, а другими полезными секретами делимся в комментариях.
На видео версия Alpha 6.1.

Текстовая версия:

В сегодняшнем ролике вы узнаете, как новичку выжить в суровом постапокалиптическом мире .

Как только вы появляетесь в игре, то вам же желательно не пропускать ни одного ящика или рюкзака, чтобы то не было, на первом этапе берём всё, будто вы жаден, как депутат. Хех. Эта игра настолько сурова, что лут лежит в таких местах, что и уму не постижимо, проверяйте пеньки с чёрной дырой, обычно там оружие.

Ясно, что вы и 30 минут игры не протяните без медикаментов и еды , так что перед тем, как начать носится по карте и убивать зомби, вам стоит обшарить дома в поисках еды, питья и лекарств!

Давайте поговорим о ресурсах
Допустим, вам нужно добыть много дерева и по-быстрому - не вопрос, раскапываем 2 блока земли под деревом, и оно посыпется прямо вам в руки, и будьте осторожны, когда дерево начнёт падать, отойдите на безопасное расстояние! После собираем всё в свой инвертарь.

Насчёт оружия
Оружие в игре разнообразное, а также имеет свойство ломаться. Допустим, вы нашли два дробовика, и оба они не идеально целые, в таком случае, чтобы сделать один полностью целый - просто в крафте ставим их рядом и получаем один. Таким образом места в вашем рюкзаке становится больше. Далее, чтобы перезаряжать оружие, когда это понадобится, ставим само оружие на панель быстрого доступа и возле патроны к нему.

О непонятных вещах и мусоре
Если взять кости и совместить их в крафте, то получится неплохое острое орудие. Весь непонятный и ненужный метал также ставим в крафт и он превращается в металические фрагменты для дальнейшего крафта.

Нашли паутину ? Так не стоит её выбрасывать, лепите её в дверном проёме, а зомби, когда попытаются пройти к вам, очень сильно замедлятся из-за этой самой паутины.

Пустая банка , для чего же? Всё элементарно и просто. Нужно найти водоём, спустится к нему, взять банку и щелчком по мышке набрать в неё воду. Из этой банки теперь можно пить, когда понадобится.

Не забывайте пить, есть и лечится. Ваш индикатор находится слева внизу, он даст вам знать, что требуется. Следите за ним это важно.

Итак, вы уже давно бегаете и нарываетесь на стаю собак , не стоит тратить зря патроны и шуметь, берите оружие ближнего боя и бегайте вокруг неё, нанося удары, иначе вы с ней не справитесь.


И... наконец-то, ночь
Хотя это не лучшее время в игре, но всё же придётся выживать. Лучше не бегать где попало, а найти себе ночлег в каком-то доме, мой совет - чердак. Полезайте наверх и уже с чердака ломайте лестницу, чтобы зомби не смогли к вам залезть, это самый лучший вариант.

А теперь давайте посекретничаем

  1. Расскажу вам об одной изюминке, такой как фрагменты ткани. Они редкие в находке, важно знать или догадаться, что сломав занавески в домах, мы получим именно эти фрагменты ткани. Из ткани делают факела, кровати, спальники, и т. д. Тоже самое и с металлическими фрагментами, ломаем все железные предметы (мусорные баки, почтовые ящики, машины) и выпадет вам метал.
  2. Ещё важаный момент, если вы присмотрели себе местечко или построили, чтобы в нем появляться делаем спальный мешок или находим его в местах разбитого лагеря. Ставим спальник на вашем месте, и всё готово, SPAWN обеспечен. Об этом нам говорит значок палатки на мине-карте.
  3. Ещё тонкость про машину: если вы выпустите в неё обойму, то она загорится и чрез мгновенье, ну... почти взорвётся.
  4. Советую самое ценное хранить всё в рюкзаке, дабы уберечь нужные вещи, так как они при смерти из панели быстрого доступа исчезнут, а всё, что в рюкзаке - остаётся.
  5. Во время бега, чтобы не останавливаться и продолжать бежать, можно прямо на ходу пить воду. Так можно пробежать очень, ОЧЕНЬ большие дистанции.
  6. Ловушка для зомби, очень просто и элементарно. Допустим, у вас имеется место жительства. Берём и выкапываем 4-5 боков вниз и 3 в ширину по периметру вашего дома, и зомби будут падать вниз и не смогут к вам пробраться. Ещё можно на самый низ кинуть колья, чтобы не отстреливать всю нечисть, пусть помирает сама.
Другими полезными советами по игре

Тематика выживания человечества в зомби-апокалипсисе стала очень популярной в современных играх. Сегодня мы представляем вашему вниманию игру 7 Days to Die - гайд для новичков, который позволит вам продержаться дольше, чем одни сутки. Ведь мир игры таит в себе множество опасностей, о которых даже не подозревает неопытный выживший.

Начало

Итак, вы голый и замерзший появляетесь на стартовой точке игры 7 Days to Die. Гайд по выживанию, который вы можете встретить в официальных источниках, рекомендует сразу же отправляться в города, чтобы найти нужные и ценные материалы. Однако такая тактика очень опасна и приводит к гибели персонажа в первые 15 минут игры. Что же надо делать?

  • Заройтесь как можно глубже. Сделайте себе нору, желательно глубиной примерно 20 блоков, чтобы вас не услышали зомби. Для этого вам потребуется кирка, которую можно найти в брошенных машинах. Либо воспользуйтесь чужой, если сервер не новый. Кстати, не забывайте об игровом этикете - если входите в чужое жилище, напишите в чат. Не берите чужого, если вас приютили - ресурсов много и их хватит всем.
  • Закройте хотя бы одну сторону места ночлега стеной. Это позволит избежать атак со спины.
  • Чем больше освещения, тем лучше. Врагов нужно видеть издалека.
  • Если вы не успели обустроить какое-нибудь логово, то можете воспользоваться крышей или чердаком дома. Но не забудьте оставить пути отступления и заблокировать основную лестницу.

В целом первый день в 7 Days to Die гайд поможет прожить без проблем. Главное - найти первое место ночлега и примерно определиться, где в будущем у вас будет база.

Ресурсы

Одна из основных проблем, над которыми задумывается начинающий игрок, - какой лут ему собирать в 7 Days to Die. Гайд даст ответ и на этот вопрос. На самом деле в игре нужно всё. Если у вас рюкзак забит целиком и полностью - делайте схроны, из которых потом можно будет всё перетащить на базу, но ни в коем случае не выбрасывайте. В первую же ночь вам понадобится следующее:

  • Дерево. Понадобится для инструментов, факелов и лестниц. Проще всего добывается, если ствол состоит из одного блока. Срубите его - и растение само развалится на куски.
  • Земля. При добыче можно получить глину, которую используют следующим образом: выставляете блок на землю и снова его разбиваете. Повторите эту процедуру много раз. Каждый раз будет шанс, что вам выпадет глина.
  • Камень. Его вам понадобится очень много. Но усердствовать не стоит. Для начала хватит и 60 блоков - для стены и печи.
  • Тряпки. Понадобятся для факелов. Создайте брезент (amwig) из травы, а затем положите на землю. После этого просто разбейте его, и вам выпадет несколько тряпочек.
  • Продуктов питания много не понадобится: штук пять-шесть. Главное - не ускоряйтесь и не тратьте силы.
  • Оружие - дубина или арбалет. Если повезет, то вы сможете найти огнестрельное оружие.

Постарайтесь разобрать на железо все, что возможно. Оно вам пригодится.

День

Вы пересидели в норе ночь в 7 Days to Die. Гайд подходит к концу, поскольку главные принципы уже освоены. О чем еще стоит упомянуть?

  • Когда начнется новый день, то выбирайтесь на поверхность и уничтожьте всех зомби в округе.
  • Займитесь поиском овощей и организуйте огород.
  • Постройте базу. На ПВП-серверах лучше обойтись скрытой норой. На безопасных ПВЕ-серверах отлично подойдет башенка, освещенная со всех сторон.

Теперь вы знаете, как пережить первые сутки в игре 7 Days to Die. Остальное - дело техники. Копите ресурсы, отстраивайтесь и старайтесь выжить как можно дольше.

Изменения Alpha 16
Биомы претерпели некоторые изменения

Гравийные "дороги" (пятна гравия на карте) будут указывать на наличие под ними руды
- Камень в верхнем слое почвы равнинных биомов был заменен на гравий
- В сгоревшем биоме можно найти участки удобренной почвы, готовой для посева растений
- Можно получить уголь разрушая обугленные остовы домов и сгоревшие деревья
- Нитрат калия на поверхности в снежном биоме был заменен на горючий сланец и уголь
- Нитрат калия, горючий сланец и уголь теперь можно найти на поверхности в сгоревшем биоме
- Добавлены засохшие деревья в равнинный биом

Как добывать и искать ресурсы

Руду можно добыть разными способами:

  • из валунов на поверхности
  • из залежей (небольших кучек) на поверохности
  • под землей
Если первые два способа не требуют особых объяснений, то с поиском ресурсов под землей у игроков возникают затруднения.
Во всех биомах есть железная руда и небольшой шанс найти другие руды. Если в а15 спавн руды зависел от пятен глины, то в а16 проще всего искать руду под землей по пятнами гравия:
Первое изображение показывает красные круги на карте - это пятна гравия. Второе изображение показывает как гравий выглядит на поверхности.
При выкапывании 1 кубика гравия вам попадется песок, камень и 1 единичка руды, которая находится под пятном. Это значительно облегчает поиски руды, теперь не надо рыть землю как крот в надежде найти заветную жилу, а достаточно побегать по поверхности и взять пробы в разных места.
Иными словами - копаем один кубик гравия, если попадается что-то кроме камня и песка, значит прям под этим кубиком в глубине (обычно на глубине от -40 и ниже) есть залежи какой-то руды.

Камни на поверхности

При добыче ресурсов из валунов падает 0-30 угля,нитрата калия,свинца.

Глина и песок / Сlay(Lumps of Clay) and Crushed sand

Глина (clay) обозначается на карте коричневыми пятнами. Берем в руки лопату и копаем.
Lumps of Clay и Clay - это почти одно и то же. Просто одно это добытая из земли глина, другое - обожженная в кузнице та же глина.


Песок (crushed sand) проще всего добыть у водоемов или в пустыне. Берега и дно всех водоемов это песок, в пустыне же вы будете добывать песок вместе с камнем.

Железная руда / Iron ore

Металлические залежи (iron ore) можно найти в любом биоме в больших количествах.

Свинец / Lead

Свинец (lead) - светло-синие вкрапления.


Нитрат калия / Nitrate

На карте есть пещеры со сталактитами и сталагмитами, из которых добывается нитрат.


Нитратные руды чаще всего встречаются ближе к отметке -57 м.


Уголь (coal)

Можно разбивать кучки тлеющих бревен, обугленные остовы домов и сгоревшие деревья.



Сланец / Oil shale

Сланец (oil shale) можно добыть в пустыне и в зимнем биоме. Сланец всегда лежит рядом с вкраплениями металла.


Латунь / Brass

Латунь (brass) в отличии от других ресурсов нельзя добыть, ее можно получить только из скрапа или переплавки вещей, эти вещи можно найти везде - ящики, зомби, машины и тд. Переплавка в печке даст больше ресурсов, чем переработка (scrap).


Драгоценные металлы

Всегда есть небольшой шанс найти драгоценные металлы - золото, серебро , которые потом можно продать торговцу. Обычно это 2-5 штуки, появляются рандомно.

Добыча в Alpha15
Добыча ресурсов в а15 зависела от биома, т.е. шанс найти определенную руду в определенном биоме был гораздо выше, чем в а16.

Как вы и сами хорошо понимаете, ни одна уважающая себя survival-игра не может обойтись без необходимости искать еду. А то и питье. В 7 Days to Die и за тем, и за другим нужно охотиться чуть ли не все время (хотя, безусловно, можно запасать это дело впрок и, пока не кончится, заниматься другими делами, каковых тоже хватает).

Приготовление пищи -- это одно из направлений крафтинга: у нас есть сырье, у нас есть инструменты, мы объединяем одно с другим и через некоторое время получаем конечный продукт, который и употребляем. Такой крафтинг может быть разным по сложности.

Сначала разберемся, зачем вообще надо есть и пить.


Ваше состояние описывается аж четырьмя индикаторами и еда с питьем может повлиять на любой, а то и на несколько сразу. Индикаторы видны на любом из скриншотов в левом нижнем углу, так что специальную картинку ставить ни к чему.

Красный -- здоровье. Тут все, как обычно: если он дойдет до нуля, то ага. И в отличие от многих новомодных игр, здоровье само собой здесь не регенерирует. Синий -- stamina, лучше это перевести, как "сила". Роль у нее интересная: она напрямую влияет на силу вашего удара вне зависимости от того, по чему вы бьете: то ли рубите дерево, то ли лупите очередного зомбака по башке дубиной. При работе в лесу или шахте есть смысл время от времени сделать паузу и выпить воды. Это силу восстанавливает. Зеленый индикатор с вилкой -- это сытость. Опять же, все просто: дойдет до нуля -- начнете терять здоровье. Ну и голубой -- это, как бы получше сказать, напоенность (hydration). К сожалению, что-то мне не приходит в голову слово, означающее понятие, строго противоположное понятию "жажда".

Сразу скажем о еде, которую готовить не надо вообще.

Это черника и кактусовые фрукты (срубил кактус в пустыне и получил один такой). Вот их можно з0хавать сразу, лишь подняв с земли -- и не поиметь от этого никаких негативных последствий. Правда, и дают они очень немного в плане насыщения. Чернику более выгодно употребить, как компонент при готовке черничного пирога -- им наешься куда лучше. Есть и еще кое-какой хавчик который можно употреблять as is, но о нем мы скажем чуть позже.

Продолжая тему готовой еды, скажем и о консервах. Всевозможные консервы (вплоть до кошачьего корма) довольно часто попадаются в разных заброшенных местах. Испорченными они вроде как не бывают -- можно слопать с ходу и не пострадать. Кроме того, иногда их сбрасывают с воздуха. Да, есть в игре и такая фича: иногда пролетает самолет (насколько часто -- можно установить в настройках) и кидает контейнеры на парашютах. В таких контейнерах можно найти очень разные вещи, но почти всегда там обнаружится и несколько консервных банок.

После того, как вы подкрепились консервами, в инвентаре у вас образуется пустая консервная банка. Ее можно будет пустить в переплавку. У консервов есть и еще одно важное качество, о нем мы тоже поговорим потом.

Ну и, наконец, совсем уж экзотика: скажем, если вы прикончите гигантского шершня, из него может выпасть банка меда. Стеклянная.

Есть вещи, которые почти не надо готовить. Скажем, сок юкки, добываемый все в том же пустынном биоме. Нужен цветок юкки и пустая банка; первое выжимается во второе -- и порядок, можно пить. Некоторые даже утверждают, что этот сок в пустыне заменяет воду. Это не так. Юккой действительно можно напиться, она отлично восстанавливает силу и даже чуть-чуть сытость. Однако для массы видов крафтинга нужна именно питьевая вода и заменить ее невозможно ничем. А потому для начала скажем о воде.

Источников воды довольно много: река, озера, а в снежном биоме -- и снег.

В биоме же сожженного леса есть и вовсе замечательный источник. Дома сгорели, везде шляются зомби, но канализация продолжает работать, как часы. Американское качество. Алле-ап! -- набираем воду из уцелевшего унитаза:

Все источники, как один, дают так называемую "мутную воду". Если такую выпить, то почти наверняка подхватишь дизентерию -- на первой стадии начинается бескомпромиссный понос: теряешь силу. Это еще можно вылечить чаем из золотарника (goldenrod flower). На второй стадии начинается уже кровавый понос -- быстро теряешь силу, а попутно и здоровье (то есть, от такого можно уже и помереть). Это чаем уже не вылечишь, нужны антибиотики. К большому огорчению поклонников игры, сам понос не отображается никак и дополнительных эффектов не дает. На разных форумах предлагались идеи: понос должен давать запах, на который сбегаются зомби. Это тут же находило возражение: наоборот, пусть лучше разбегаются. И так далее. Сами знаете, фонтанировать шутками и гениальными идеями на тему говна можно практически бесконечно.

Короче, чтобы из мутной воды сделать питьевую, ее надо прокипятить. Я не буду рассказывать об этом в деталях, поскольку кипячение ничем не отличается от любой другой готовки пищи, до которой мы еще дойдем. А выпив воды, вы получаете в свой инвентарь пустую стеклянную банку. Ее можно будет использовать неограниченное количество раз.

Но самая главная еда в игре -- это, конечно же, МЯСО! Веганы и защитники дикой природы могут пойти целоваться с зомбями взасос. А все остальные берут оружие и идут на охоту, благо мясо можно добыть только там. Хотя нет, иногда оно попадается и в развалинах, но так редко, что это можно не считать.

Было бы хорошо пристегнуть сюда соответствующий скриншот, но тут, к сожалению, ситуация, как у пса Шарика -- сначала полдня бегаешь за зайцем, чтоб его сфотографировать, а потом еще полдня -- чтоб фотографию отдать. С ходу найти оленя, свина или кролика, каковые и являются источниками сырого мяса в игре, чисто чтобы сделать скриншот -- это довольно сложно. Возможно, когда они попадутся по ходу дела, скриншот я сделаю и дополню им эту запись.

Охотиться несложно -- в основном, благодаря тупости ИИ животных. Олень, получив арбалетный болт, отбегает на приличное расстояние, но после этого останавливается, не реагируя на все последующие болты, прилетающие ему в жопу -- пока не упадет замертво. Тут нужно быстро к нему подбежать (все убитые в 7 Days to Die имеют неприятное свойство слишком быстро исчезать; это, пожалуй, один из самых серьезных недосмотров разработчиков) и собрать все, что на нем есть. Кроме костей, каковые в игре практически не нужны.

Употребление сырого мяса и яиц тут же вызывает пищевое отравление -- мгновенное падение силы, здоровья и напоенности, а потом еще и дополнительную утечку здоровья за счет дебаффа пищевого отравления. Если у вас со здоровьем и до этого был не фонтан, то дело может очень неважно кончиться. Но вот сытость вырастет, ибо брюхо вы себе все же набили. Что, впрочем, в качестве утешения очень так себе.

Но есть в игре кулинарные пути и для веганов с защитниками. Я, разумеется, говорю о фарминге. Здесь это слово означает совершенно не то, что в других играх. А вот что:

Это картошка. А на переднем плане -- кофейные кустики. Чтобы их посадить, нужны семена (в ограниченном количестве их можно найти не так уж и редко). Потом нужно найти плодородную почву (песок не подойдет) и взрыхлить ее мотыгой (мотыгу нужно найти или сделать). Ну, а потом сажаешь. В старых версиях игры все это надо было еще и поливать, но теперь от такого отказались -- и на мой взгляд, к лучшему.

Кустики полностью вырастают где-то за сутки, при условии, что на них нормально падает солнечный свет (под землей расти не будут). Потом можно собирать урожай. Каждый картофельный куст дает три клубня, каждый из которых можно разделить на четыре части и вновь их посадить. С такой прогрессией вы быстро оказываетесь заваленными картошкой. С остальными культурами ситуация похожая. Вообще же, выращивать можно чернику, кукурузу, картошку и кофе. В последних версиях можно высадить и семена кое-каких деревьев, организовав лес своего имени. Я, правда, так не делаю. И кукурузу тоже не выращиваю, но тут причина простая: в самом центре карты, на которой у меня сейчас и идет игра, стоит ферма с чудовищным, невообразимым по размерам кукурузным полем. Хоть весь там нагрузись кукурузой -- ее особо не уменьшится.

Итак, все ингредиенты у нас есть -- пора и приготовить что-нибудь пожрать.

Настоящая жратва готовится на костре. Костер выкладывается из камней; в игре вам его тоже придется соорудить в первый же день. Дальше требуются три составляющие: топливо, утварь, ну и те самые ингредиенты.

В качестве топлива можно использовать практически все, что горит. Хоть птичьи перья (правда, гореть они будут очень недолго). Тут важно не кинуть в костер то, что можно использовать лучшим образом. Когда я топил костер книгами, то еще не знал, что книги дают бумагу, а бумага -- важный компонент для изготовления взрывчатки и патронов к дробовику.

Утварь определяет, что у тебя, собственно, получится. Это может быть палка (работает, как что-то среднее между шампуром и вертелом), решетка-гриль (вообще, работает, скорее, как сковородка; мне трудно представить, как на решетке жарить яичницу), кастрюля (ну тут все ясно) и мензурка (нужна для изготовления алкоголя и антибиотиков; антибиотики делаются из заплесневевшего хлеба).

Ну, а в целом все выглядит вот так:

Еды можно наготовить сразу много. Со временем она не портится.

Каждое блюдо может повлиять сразу на несколько параметров. К примеру, тушеная оленина (одна из лучших съедобных вещей в игре) разом восстанавливает и здоровье, и сытость и напоенность. И хорошо восстанавливает. А вот печеная оленина, восстанавливая сытость, напротив, усиливает жажду. Так что ее желательно чем-нибудь запивать.

Ну и последнее. Запахи. Очень многие блюда сильно пахнут -- и на этот запах собираются зомби. Причем если блюдо уложить не в рюкзак, а в слот быстрого доступа (на пояс, то есть), то запах будет расходиться дальше. Сырое мясо, кукуруза и картошка тоже пахнут. Есть смысл определиться сразу, на кого вы идете охотиться -- то ли на зверушек, то ли на ходячих упокойников. Во втором случае особое значение приобретают консервы (о чем я и намеревался сказать) и, как ни странно, яичница с беконом (вещь весьма сытная и при этом почему-то вообще ничем не пахнет).

Самое необычное во всем этом -- хотя в моем описании добыча пропитания и может выглядеть, как на редкость нудная рутина, на самом же деле это довольно интересное занятие, весьма оживляющее игру, даже если на горизонте нет вообще ни одного зомбака. Вот такой парадокс.

Как-то так. Вообще про крафтинг рассказать?

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...