Звукоподражательные слова(звукоподражания). Междометия и звукоподражательные слова Синтаксическая роль звукоподражательных слов

1. Категориальное значение модальных слов. 2. Разряды модальных слов по значению. 3. Происхождение модальных слов. 4. Синтаксические функции модальных слов. 5. Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов в системе частей речи современного русского языка.

Модальные слова как особый лексико-грамматический разряд слов впервые выделил В. В. Виноградов.

Модальные слова - это лексико-грамматический разряд (класс) слов, с помощью которых говорящий может оценить собственное высказывание с точки зрения его отношения к реальной действительности. Высказывание при этом может рассматриваться как факт реальный (см. раздел «Глагол»: категория наклонения) - Я иду , или как факт ирреальный: Я пошел бы (сослагательное наклонение); Иди! (Повелительное наклонение).

Модальные слова выражают субъективно-объективное отношение говорящего к высказываемой им мысли о явлениях действительности.

По значению выделяются две группы модальных слов:

1) модальные слова, выражающие либо различную оценку высказывания, либо уверенность говорящего в действительности: безусловно, конечно, несомненно и др.;

2) модальные слова, выражающие значение возможности, предположения, вероятности, неуверенности в реальности сообщаемого: возможно, вероятно, видимо, может быть…

П р о и с х о ж д е н и е м о д а л ь н ы х с л о в

Модальные слова, встречающиеся в современном русском языке, имеют живую словообразовательную связь с другими лексико-грамматическими разрядами слов. Например: правда, право (< имен сущ.); признаться, знать, видать (< неопред. ф. глагола); само собой (< мест.) и т. д.

Модальные слова грамматически не связаны с другими словами в предложении и членами предложения не являются. Обычно они в составе предложения выполняют функцию вводных слов.

В современной лингвистике вопрос о границах и составе модальных слов до сих пор остается нерешенным. Так, например, большинство лингвистов не включает в состав модальных слов:

а) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к действительности (к счастью и др.);

б) вводные слова со значением ограничения, уточнения, пояснения (в частности, собственно говоря и под.);

в) вводные слова, которые выражают порядок изложения мыслей (во-первых, во-вторых… ).

Далеко не все лингвисты включают модальные слова в систему частей речи (например, авторы «Русской грамматики» (1980) рассматривают модальные слова в разделе «Синтаксис» при характеристике модальности предложения).

Междометия и звукоподражательные слова

1. Междометие как часть речи. 2. Происхождение междометий. 3. Звукоподражательные слова.

Междометие - часть речи, включающая неизменяемые слова, которые служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их.

В отличие от знаменательных слов, междометия не обладают номинативной функцией, не являются членами предложения. От служебных слов они отличаются тем, что не выражают отношений между словами в предложении (как предлоги), не служат для их связи (как союзы), не вносят в слово или предложение добавочных смысловых оттенков (как частицы).

Междометия могут выражать волеизъявления (запрет, приказ, оклик и т. д.: Стоп! Марш! Ау! ), различные чувства (радость, печаль, удивление и др.: Ах! Ох! Ого! ).

По происхождению междометия могут быть первообразными, т. е. не соотноситься с другими частями речи (ой, ай, угу и под.) и производными (соотноситься с частями речи: Матушки! Здравствуйте! ).

К междометиям близки звукоподражательные слова , которые не выражают волеизъявлений, чувств, а являются лишь воспроизведением различных звуков, издаваемых живыми существами, предметами и т. д.: ку-ку, тик-так и под.

Междометия и звукоподражательные слова могут переходить в разряд знаменательных слов и выполнять те же функции, что и знаменательные слова. Например: Далече грянуло ура (А. С. Пушкин) - функция подлежащего.

Дидактический материал

I . В приведенных ниже предложениях найдите междометия. Принадлежностью какого стиля они являются? Укажите, какие чувства и побуждения они выражают в этих предложениях. Найдите случаи, когда междометия используются в значении других частей речи. Принимают ли они в этих случаях конкретное лексическое значение и какое? Все междометия разделите на непроизводные и производные; к каким частям речи восходят последние?

1. Ба! да вот пожаловал кстати дорогой наш постоялец (Д. Фонвизин). 2. Увы! нам тот же дан удел (В. Жуковский). 3. И все адъютант – хи да хи. Попов – хи да хи (В. Маяковский). 4. Что народу легло – ай-ай! (Д. Фурманов). 5. И се – равнину оглашая, далече грянуло ура (А. С. Пушкин). 6. – Смирно! – прокричал фельдфебель, прикладывая руку к козырьку (А. Грин). 7. – Черт побери! – заревел поэт (А. Грин). 8. – Батюшки! – изумился тонкий (А. П. Чехов). 9. – Братцы, – удивился Степка, – Васька пескаря живьем ест! Тьфу! (А. П. Чехов). 10. Ах, тошно мне и в родной стороне (К. Рылеев). 11. О первый ландыш! Из-под снега ты просишь солнечных лучей (А. Фет). 12. И покатилось, и долго еще под самыми под синеющими горами стояло – «а - а - а - а!» (А. Серафимович). 13. – Ей-богу! Честное комсомольское (Ф. Абрамов). 14. – Эй, приворачивай! Машина сломалась (Ф. Абрамов). 15. – Гм! – сказал председатель (И. и П.). 16. – Ай - яй - яй, – посочувствовал Остап (И. и П.).

II. Прочитайте главу XXII (часть П) романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Объясните, почему в словарном запасе Эллочки Щукиной было столько междометий (или фраз, близких к междометиям). Укажите их стилистическую функцию и способы использования в романе.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

1. Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.).

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой:

«жуткая встреча»).

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения).

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка», – при игре в карты «Я его срезала, как ребенка», – как видно, в разговоре с ответственным съемщиком).

10. Кр-р-расота!

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов).

12.Поедем на извозчике. (Говорится мужу).

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола).

14. У вас вся спина белая. (Шутка).

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зину ля).

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность).

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

III. Подберите по пять примеров: а) императивных (повелительных) междометий, выражающих волеизъявления: приказ, побуждение, запрет, зов, оклик, приветствие, прощание; б) эмоциональных междометий, выражающих чувства: радости, печали, удивления, сожаления, страха, гнева, возмущения, презрения, отвращения. С каждым из этих междометий составьте предложения с указанием их стилистических особенностей.

Вопросы для повторения

В чем отличия междометий: а) от знаменательных частей речи; б) от служебных частей речи?

Тема. Междометия и звукоподражательные слова.

Урок 155

Тема. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Урок 154

Цели: показать, какие знаки препинания используются при междометиях; дать представление об особенностях написания междометий.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, определите цель высказывания, определите части речи.

Что выражается с помощью междометия?

Ах да (не)ужели вы (не)зна...те чтосс.одня оружейник Просперо и ᴦ...мнаст Тибул повели народ что(бы) взять штурмом Дворец Трех Толстяков (Ю. Олеша.)

Комментарий. Ах, да неужели вы не знаете, что сегодня оружейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом Дворец Трех Толстяков?

Особое внимание нужно уделить служебным частям речи и междометию. Междометие выражает тревогу, нетерпение, удивление.

1. Рассказать о междометии как особой части речи.

2. Упражнение 416: проверка по цепочке.

В это время двое учеников выполняют на доске морфологический и синтаксический разбор.

Комментарий. Междометия употреблены в значениях:

Существительного-дополнения (1-е предложение);

Глагола-сказуемого (2-е предложение);

Однородных существительных-подлежащих (3-е предложение);

Существительного-обстоятельства (4-е предложение).

В последних двух предложениях междометия выступают самостоятельно, не являются членами предложений.

III. Изучение темы ʼʼДефис в междометиях. Знаки

препинания при междометияхʼʼ. Слово учителя

Правила правописания междометий и знаков препинания при них довольно просты:

1) Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис: Ой-ой-ой! Тьфу-тьфу-тьфу! Ах-ах!

2) Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком: Эх, дубинушка, ухнем!

Как обычно, в случае если вы правильно определите часть речи и ее роль в предложении, то трудностей в постановке знаков препинания не будет.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 417: комментированное письмо.

2. Упражнение 418: выразительное чтение, объяснение орфограмм и пунктограмм, записывание двух-трех предложений с междометиями; морфологический разбор слова - на доске и в тетрадях.

Домашнее задание 1- § 71.

2. Упражнение 420 (подготовить исполнение диалогов по ролям).

Цели: формировать умение отличать производные междометия от самостоятельных частей речи; развивать навыки диалогической речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, определите интонацию высказывания, определите Ахкакпр...ятно оч...mum...ся у теплой печ...ки после лыжной прогулки (по)зимн...му лесу.

Комментарий. Восклицательная интонация предложения создается при помощи смысловой частицы как, а междометие ах поддерживает восклицательную интонацию, выражает чувства радости, [ удовольствия.

Ах, как приятно очутиться у теплой печки после лыжной прогулки по зимнему лесу!

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о дефисном написании междометий и о знаках препинания при них.

2. Упражнение 420: исполнение составленных учениками диалогов с включением междометий (по ролям).

III. Понятие о производных междометиях

1. Беседа по вопросам.

Что такое производные слова?

Слова каких частей речи бывают производными?

Приведите примеры производных наречий, союзов.

2. Сопоставительный анализ предложений.

1) При виде предводителя пиратов ужас охватил меня. Ужас! Сегодня, оказывается, контрольная!

2) Слова батюшки привели меня в смущение. Батюшки! Да как же тебя угораздило?!

3) ʼʼКошмар на улице Вязовʼʼ - фильм ужасов. Как ты себя ведешь?! Кошмар!

Комментарий. Очевидно, что совпадающие слова во вторых предложениях каждой пары произошли из существительных. Это и есть производные междометия.

3. Жаргонные междометия.

Приведите примеры разговорных междометий современных школьников, объясните, какие чувства, настроения они выражают. (Круто! Bay! Отстой! и т. п.)

Подобные междометия, как и вообще молодежный жаргон, употребляются исключительно в разговорной речи и не должны выходить за рамки общения сверстников. Заметим, что непроизводное междометие Bay! заимствовано из английского языка и соответствует русским аналогам: Вот это да! Здорово! Ого! Влияние английского языка объективно усиливается, особенно в последние годы. Заимствование этого междометия говорит о влиянии даже на способы выражения чувств и настроений молодежи.

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 419: выразительное чтение, письменное выполнение.

Фонетический и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.

Домашнее задание

2. Упражнение 421.

Цели: показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, анализ предложений.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

части речи, укажите их роль в предложении.

К...манда стояла (на)смертъ но увы пропустила мяч... в самом конце ма...ча.

(Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в самом конце матча.)

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 421: чтение вариантов текста с добавлением междометий.

В это время фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный и морфологический разбор трое учеников выполняют на доске.

III. Анализ предложений

Сопоставим предложения и определим роль и значение омонимичных слов.

1)0 тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! (К.Д. Бальмонт.)

О чем ты воешь, ветер ночной? (Ф.И. Тютчев.)

О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А.А. Григорьев.)

Комментарий. В первом предложении О - усилительная частица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О - предлоᴦ. В третьем - междометие.

2) Далече грянуло ура.

Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А.С. Пушкин.) Комментарий. В первом предложении междометие ура употребляется в значении существительного-подлежащего. Во втором - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет.

3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос!

Ого-го! Отзовитесь!

Комментарий. В первом предложении междометие ого*го употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.

Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов предложения, хотя по сути они не являются членами предложения.

IV. Звукоподражательные слова

1. Задание: привести примеры звукоподражательных слов. (Мяу, гав-гав, му-му, хрю-хрю, чик-чирик, дзинь, бац, чмок и т. д.)

2. Беседа.

Интересно, что звукоподражания неодинаковы в разных языках. Вы, наверное, знаете, что ʼʼпо-английскиʼʼ кошка, к примеру, говорит мью-мью, а собака - бау-вау.

Как вы думаете, от чего зависит разница в звукоподражании в разных языках? (От фонетических особенностей каждого языка.)

Какие чувства, настроения выражают звукоподражания? (Сами по себе они не выражают ни чувств, ни настроений, а лишь пытаются передать различные звуки. Чувства и настроения может создать лишь интонация, с которой звукоподражания произносятся.)

Иногда звукоподражательные слова относят к междометиям, однако они составляют особую группу. Попробуем это доказать.

3. Анализ текста.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки

препинания, сделайте синтаксический разбор, определите

части речи, укажите их роль в предложении.

Кчему (бы) (не, ни) готовил свое подр...зделœениеБлохин, такого соперн...ка (не, ни) он, (не, ни) его игроки явно (не, ни) ож...дали. Да и кто ож..дал(то)? Вот (уж) воист...ну (не, ни)истовые пр...тив-ники лиш... мельканье в глазах да ʼʼвжик-вжикʼʼ в ушах.

Междометия и звукоподражательные слова не относятся к служебным частям речи, так как не выполняют свойственных последним функций, о которых говорилось выше.

I. Междометия

Междометиями называются неизменяемые слова, которые служат для выражения различных чувств, эмоций, волеизъявлений и т. п.: ах, ох, вот еще, мама и т. п. Они именно выражают , а не называют по имени (ср., например, слова категории состояния: больно, радостно, горько, весело, жаль т. п.) определенные чувства, эмоции и т. д., то есть, как и служебные слова, не обладают номинативной функцией.

Междометия употребляются как своеобразные эквиваленты предложений (например, междометие Ну! может быть эквивалентно высказыванию Продолжайте (говорить, делать, работать) и т. п.) или примыкают к предложению, но не связываются грамматически с членами предложения и сами не являются ими (Ну , расскажите что-нибудь ).

В то же время междометия, являющиеся средством выражения аффектов, необходимо отличать от непроизвольных звукопорождений (криков и т. п.), представляющих собой чисто рефлекторные реакции на различного рода ощущения и не относящихся к языку как к средству общения. Так, крик от боли, страха и т. п. может вырваться у человека независимо от присутствия других людей, то есть он в этом случае вообще не будет направлен на общение. Междометия же – это, хотя и особые, но все же единицы языка. Однако их конкретные значения в определенной ситуации часто зависят от некоторых дополнительных факторов, и прежде всего – интонации. Так, междометие а , произнесенное с разной интонацией, может, например, обозначать:

1) Догадку: А , вот в чем дело!

2) Угрозу: А ! Вот я вас!

3) Отклик: Катя! – А !

4) Переспрос: А ? Вы что-то сказали?

5) Радость: А-а-а ! Очень рад!

В свою очередь разные междометия при одинаковой интонации могут выражать практически одно и то же. Например, выражение восхищения междометиями: ах!, ох!, ух!, аи! и т. п.

В связи со сказанным становится понятно, что деление междометий на группы по значению достаточно условно и осуществляется на основе важнейших (наиболее употребительных) значений того или иного междометия.

Обычно выделяют две основные группы междометий по значению: эмоциональные междометия и императивные (повелительно-побудительные) междометия.

1) Эмоциональные междометия.

А) Междометия, выражающие разные варианты положительной оценки: ах!, браво!, ура! и т. п.

Б) Междометия, выражающие оттенки отрицательной оценки: вот еще!, брр!, фу! и т. д.

В) Междометия, выражающие удивление, испуг, недоумение и т. п.: ба!, батюшки!, ну и ну ! и др.

2) Императивные междометия.

А) Междометия, выражающие приказ, побуждение к действию: айда!, брысь!, вон!, тсс! и др.

Б) Междометия, выражающие призыв откликнуться, привлекающие внимание: ау!, алло!, эй!, караул! и др.

По структуре междометия подразделяются на первообразные (непроизводные) и непервообразные (производные).

1) Первообразные (непроизводные) междометия: а!, о!. ой!, ура!, ха!, оп!, ага и др.

2) Непервообразные (производные) междометия, соотносящиеся с разными частями речи: господи, беда, страх, мамочка (с существительными), вишь, подумаешь, пожалуйста (с глаголами), вон, однако, то-то (с частицами).

В составе производных междометий достаточно много различных словосочетаний: слава богу, вот тебе на, скажите на милость и др.

Относительно небольшую группу составляют междометия, возникшие в результате переосмысления иностранных слов: амба, баста, пас, виват и др.

Особое место в структуре языка занимают слова типа бух, бац, стук, щелк, хлоп, толк и т. п., которые называют либо глагольными междометиями, либо междометными глаголами. Второе наименование представляется более подходящими, так как употребляются эти слова всегда в качестве сказуемого, морфологическими признаками которого являются глагольные категории прошедшего времени и совершенного вида: [мартышка] тихохонько медведя толк ногой (И. А. Крылов). Предложения со сказуемыми, выраженными междометными глаголами, отличаются яркой экспрессивностью.

В русском языке без междометий было бы крайне сложно выражать разнообразные чувства и эмоции, поскольку эта часть речи придает языку богатую окраску. Особое место занимают звукоподражательные междометия, имитирующие звуки природы или предметов. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Что такое междометия и звукоподражательные слова?

Междометие – это особая неизменяемая часть речи, служащая для выражения различных эмоций и чувств, при этом не называя их. Например: Ох! Эх! Эй! Ау! и т. д.

Звукоподражательные слова – это слова, с помощью которых максимально точно передаются звуки, издаваемые разными животными или предметами.

Почему междометия и звукоподражательные слова стоят обособленно?

Междометия нельзя отнести ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Эти слова не играют никакой роли в структуре предложения. Обычно после междометия ставится восклицательный знак.

Например: Ого! Такой красоты я в жизни не видел!

Если междометие входит в состав предложения, оно так же, как обращение, выделяется одной или двумя запятыми.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

После междометия О , как правило, запятая не ставится.

Если слово ну имеет значение усиления, после него тоже не ставится запятая: Ну как не порадеть родному человечку!

Если же междометие ну используется для того, чтобы выразить продолжение или неуверенность, оно будет выделяться запятой: Ну, и решили они перейти реку вброд.

Чем различаются междометия от звукоподражательных слова?

В отличие от междометий, звукоподражательные слова лишены какого-то эмоционального смысла. Они просто передают звуки природы: собачий лай, блеяние овец, гул ветра, мычание коровы, музыку флейты, храп, свист и т. д.

Например: гав-гав, ме-ме-ме, у-у-у, му-му, фью-фью, динь-динь-динь и т. д.

Таблица Разряды междометий по значению

В зависимости от происхождения междометия также делятся на два разряда – производные и непроизводные . Первые произошли от знаменательных частей речи. Вторые состоят из одного или нескольких повторяющихся слогов, нескольких согласных и не ассоциируются ни с какими значимыми словами.

Правописание междометий и звукоподражаний

Непроизводные междометия пишутся так же, как произносятся. Сложные междометия и звукоподражания пишутся через дефис, например: ого-го, трынь-трава, ай-ай-ай, ку-ку, кис-кис-кис и т. д.

Производные междометия пишутся так же, как те слова, от которых они образовались.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 32.

Их разряды, грамматические особенности, а также другие их функции изучим подробнее в данной статье.

Междометия

Эту часть речи, согласно школьной программе, изучают в шестом или седьмом классе. Хотя стакиваются с ней гораздо чаще. Еще в самом детстве, когда ребенок не умеет разговаривать, его первыми звуками являются именно они. Междометиями в нашем языке принято называть особую группу речи, которая помогает выражать Лингвисты относят их к особой категории. С точки зрения морфологии они являются частью речи. Однако стоят обособленно от самостоятельных и служебных слов. По функциональности они не несут в себе никакую смысловую нагрузку. То есть значений эти слова не имеют, лишь косвенные. Потом их нельзя назвать самостоятельными.

Что касается служебных, которые помогают соединяться словам в предложении и тексте, то и они не передали междометиям своих функций. Эти слова никому не «служат» и ничего не обозначают. Что же это тогда? Это самые обычные эмоции, когда нам не хватает слов выразить их более оформленно. Скажем: «Ах!», и все поймут, что нас что-либо удивило. Услышим: «Тсс!», и сразу же замолчим, поскольку данное слово обозначает прекращение разговоров или каких-либо действий. Предложения с междометиями являются более эмоциональными и гораздо глубже передают то, что сказать словами не всегда получится.

Сравним: «Ох, больно!» и «Мне больно». Оба эти предложения передают одинаковый смысл. Однако первое передает сиюминутное ощущение человека, второе же может означать и длительное чувство боли. Будет достаточно только охнуть, и нас поймут те, кто находится рядом.

Происхождение

Термины «Звукоподражательные слова» и «Междометия» появились очень давно, еще в начале семнадцатого века. Лингвист Смотрицкий ввел их в обиход в 1619-м году. Тогда он именовал их "междуметия", то есть сказанное между слов. По сути, таковыми они и являются.

Некоторые образовались, что называется, стихийно, от наших выкриков. Например, такие, как «А», «О», «Фу», «Ах», не имеют особой истории происхождения. Это наша невольная реакция на какой-либо раздражитель.

Всем известное слово «Баю-бай» берет свои корни от древнерусского слова говорить (баять). Таким образом, укладывая малыша, родители как бы приговаривают, чтобы он уснул.

Знакомое слово «алло», которые мы произносим, отвечая на звонок, пришло к нам из Англии. Его прямое значение - hello, что переводе «Здравствуйте». Поднимая трубку, мы даем знать, что слышим собеседника, одновременно приветствуя его.

Современный сленг с каждым годом создает все новые звукоподражательные слова и междометия. Появились формы «Упс», «Круто», «Бла-бла». Все они являются родственными нашим привычным «Ах», «Ого», «Да-да».

То есть с течением времени одни междометия исчезают, а на смену приходят другие, более актуальные на сегодняшний день.

Словообразование

Как и любая часть речи, междометия имеют свои особые способы образования. Различают следующие:

  • С помощью аффиксов. От слова «А» образуется более ласковое «Аиньки».
  • Переход из одной ч.р. в другую: «Батюшки! » (от им.сущ.), «Обалдеть!» (от глагола), «Круто!» (от наречия).
  • Сращение: «Вот тебе и на», «И не говори».
  • Сложение: «Кис-кис».

Разнообразие способов словообразования доказывает, что данная часть речи не так проста, как кажется на первый взгляд.

Структура

Классифицируют несколько видов междометий в зависимости от того, из скольких частей они состоят. Первая группа - простые. В их структуре всего одно слово и один корень. Примеры: «Ой», «Увы», «Эх».

Следующий вид называют сложными. Такое наименование они получили благодаря тому, что они складываются из нескольких корней. Например: «ах-ах-ах», «да-да-да», «батюшки-светы», «ого-го».

Последней по структуре группой являются составные междометия. Они образованы из нескольких простых слов: «увы и ах», «вот тебе и раз». Как правило, эта группа происходит от имен существительных, к которым прибавляются междометия.

Виды

Принято подразделять их на несколько типов.

  1. Побудительные. Они, заменяя полнозначные слова, сигнализируют о том, что пора действовать: "Давай быстрее!", "Эй, подскажи, как здесь проехать!", "Тсс, говорите тише - спит ребенок".
  2. Эмоциональные. Такие слова невольно вырываются у человека, когда он удивлен или напуган: «Ах, как это мило!» «Ой, какая же сильная гроза!».
  3. Этикетные. Далеко не все знают, что привычные для нас слова «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо» относятся к классу междометий. Они не имеют самостоятельного значения, передавая лишь нашу вежливую интонацию. Например: "Пожалуйста, отпустите меня погулять. Спасибо вам огромное за помощь! Привет, друзья!"

Без слов этой группы вряд ли воспитанный человек может представить свою жизнь. Они помогают не только украсить нашу речь, но и придают ей некий шарм.

Пунктуация

Как же на письме обособляется эта часть речи? Предложения с междометиями, как правило, имеют запятые.

Например: «Эх, как быстро пролетел отпуск!» После эмоционального слова ставится запятая, поскольку оно стоит в начале предложения. Подобные примеры: «Ого, как вас много здесь!», «Фу, как это некрасиво с вашей стороны».

Особое место занимает междометие «о». Употребляясь вместе с другими словами, оно не отделяется запятыми: «О воздух, как ты чист!», «О нет, вынужден в этом деле вам отказать».

В предложении «Ну как же решиться и позвонить?!» слово «ну» не обособляется, поскольку имеет значение усиления. В случае, когда оно обозначает продолжительность действия, то его необходимо выделить запятой: «Ну, не знаю, сколько это будет продолжаться».

Междометие «какой», которое употребляется как высшая степень чего-либо, не обособляется: «Какой прекрасный вечер!», «Какой ты неряха!».

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий

Особой категорией представлены слова, которые имитируют какие-либо звуки. Они, в отличие от междометий, никакой эмоциональности в себе не несут. Их основная функция - передать похожий звук. Например, тиканье часов передается на письме словом «Тик-так». Когда мы услышим пролетающего мимо жука, то воспроизведем его полет как «Жжж». И таких примеров масса.

Кроме того, эта часть речи активно участвует в образовании различных слов: гав - гавкать, хрю - хрюкать, хи-хи - хихикать.

Самое главное их отличие от междометий - разная роль в языке. На первый взгляд, они очень схожи. Однако путать и не стоит, поскольку звукоподражательные слова не передают чувств и эмоций человека. Они лишь повторяют звучание.

Разряды

Звукоподражательные слова в русском языке разделяются на несколько подвидов:

  • Голоса животных (в том числе птиц): кукареку (петух), мяу (котенок), у-у (сова), пи-пи (мышка).
  • Природные звуки: ба-бах (гром), бум (что-то упало), пшш (шипение воды).
  • Имитация музыкальных инструментов: динь-дон (звенит колокол), трень (игра на гитаре).
  • Издаваемые людьми звуки: хрум (есть морковку), топ-топ (кто-то идет), цок (на каблуках).

Это самые распространенные разряды этой части речи. Звукоподражательные слова и междометия составляют особую группу в русском языке, не относясь ни к самостоятельным, ни к служебным.

Синтаксическая роль

Очень любопытно, что в редких случаях такие маленькие словечки могут являться различными членами предложения. Междометия и звукоподражательные слова, примеры которых были многократно приведены нами выше, бывают:

  • Определениями. Например: "Ай да праздник!" В этом случае междометие «Ай да» отвечает на вопрос «Какой?», заменяя слово «Замечательный».
  • Дополнением: И вдруг вдалеке мы услышали тихое «Ау!».
  • Сказуемым: И дверь внезапно - «Хлоп!»
  • Подлежащим: И тут раздалось громкое «Ура».

Роль междометий и звукоподражательных слов в речи

Без этих, казалось бы, простейших словечек наш язык бы очень обеднел. Ведь большинство из них образовано импульсивно, вне зависимости от нашего желания. Позвать на помощь, вскрикнуть от страха, удивиться поступку - все это междометия, звукоподражательные слова. при первых мы рассмотрели ранее. А вот звуки, издаваемые кем или чем-либо, никак на письме не выделяются. При необходимости лишь ставятся кавычки в предложениях, где есть прямая речь.

Речь с помощью этой категории становится гораздо эмоциональнее. Трудно сдержать радость, когда произошло что-то, чего мы ждали давно. Например: «Ого! Наконец-то, это случилось!». Или же в тяжелый момент, когда человек непроизвольно вздыхает: «Эх, ничего хорошего не вышло».

А как же передать звуки, которые издаются животными? Только с помощью специальных слов. Без них это сделать практически невозможно. Такие слова стараются передать похожие звуки, такие как мычание коровы или хрюканье поросенка.

Упражнения

Для того чтобы закрепить пройденный материал, ребята выполняют специальные задания, повторяя звукоподражательные слова. Упражнения на них и на междометия обычно несложные.

  1. Например, необходимо определить разряд определенной группы: «Ах!», «Ой!», «Батюшки!». По всем признакам это эмоциональные междометия, простые по структуре.
  2. Найти звукоподражательные слова в предложениях.

«Шлеп- шлеп» - слышалось за окном. «Чик-чирик» - так воробьи привлекают внимание. Приближаясь к перрону, поезд пропел: «Ту-ту».

  1. Определить, какие звуки могут издавать скрипка, собака, капли дождя, гром, зевающий человек, падение на пол предмета, дрожание от холода.
  2. Отличить, междометия или подражательные слова употреблены в предложениях:

Здравствуйте, товарищи мои.

- «Бах!» - раздалось в тишине.

Ну давай, поторопись уже!

- «Цып-цып!» Так мы пытались подозвать маленьких птичек.

Батюшки-светы! Какой «Ба-бах» сказал нам гром!

Упражнение на предложения с звукоподражательными словами, а также междометиями могут быть очень многообразны. Но в большинстве своем никакой сложности среди учащихся они обычно не вызывают.

Морфологический разбор

Как и любая часть речи, две эти маленькие подгруппы имеют свой алгоритм разбора. При этом абсолютно идентичный.

  • Определяем часть речи.
  • Обозначаем морфологические призники:

Структура

Разряд по предаваемому значению

Неизменяемость

  • Роль в предложении.

Приведем пример анализа. «Вот тебе и на! Не ждали дождя, а он как полил!»

  1. Вот тебе и на - междометие.
  2. Составное по структуре (несколько слов).
  3. Эмоциональное, передает удивление.
  4. Неизменяемое (не может ни склоняться, ни спрягаться)
  5. Не играет никакой синтаксической роли в предложении, поскольку не заменяет самостоятельную часть речи.

Следующий пример: И тут - «Вжик-вжик!» - пролетел мимо нас мяч.

  1. Звукоподражательное слово (передает полет мяча).
  2. Сложное, состоит из двух повторяющихся основ.
  3. Разряд - звук неживой природы.
  4. Неизменяемость.
  5. В предложении будет обстоятельством (отвечает на вопрос «как»).

Еще один пример: Какой ты у меня невнимательный!

  1. Междометие
  2. Простое, из одного слова.
  3. Эмоциональное, передает возмущение.
  4. Неизменяемость.
  5. Обстоятельство (заменяет слова «очень» или «весьма»).

Вывод

Правописание звукоподражательных слов и таких похожих на них междометий обычно не вызывает трудностей. Все они передают эмоции или звуки именно так, как мы их слышим. Необходимо помнить, что повторяющиеся основы, как, например, гав-гав, всегда будут писаться через дефис.

Стихийность в их образовании делает их неотъемлемой частью нашей жизни. Малыши, не умеющие разговаривать, кричат своим мамам лишь определенные звуки. Родители по ним ориентируются, чего хочет их ребенок. Став взрослыми, мы по-прежнему продолжаем пользоваться этими частями речи. Никто не может нас заставить отказаться от выражения собственных эмоций. А звуки природы? Изобразить их нам каждому под силу, а вот написать на бумаге не всегда легко. Для этого и существуют звукоподражательные слова. Они легко повторяют то, что мы слышим, только на письме.

Без таких, казалось бы, незначительных частей речи нам попросту не обойтись. Ежедневно сталкиваясь с ними в устной речи, нам приходится в некоторых использовать их и в письменной.

Не стоит путать их со служебными частями речи, например, с частицами. Порой они очень похожи между собой. Стоит поминить одно непреложное правило: эти слова передают эмоции, чувства и звуки. Никакие другие группы речи этого делать не могут. Как говорится, для каждого - своя необходимая роль.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...