Жанровая разновидность произведения. Эпические жанры литературы

Основные жанры литературы - это группы произведений, идентичных формально и по стилю изложения. Еще во времена Аристотеля произошло разделение литературы на жанры, свидетельство этому - "Поэтика" греческого философа, трактат о литературной эволюции, написанный за триста лет до Рождества Христова.

в литературе?

Литература берет свое начало с библейских времен, люди писали и читали всегда. содержащие хоть какой-то текст, - это уже литература, ибо написанное есть мысли человека, отображение его желаний и чаяний. Докладные, челобитные, церковные тексты писались во множестве, и таким образом появился первый литературный жанр - берестяной. С развитием письменности возник жанр летописи. Чаще всего написанное носило уже некоторые литературные признаки, изящные обороты речи, образные аллегории.

Следующим жанром литературы стали былины, эпические сказания о богатырях и других героях исторических сюжетов. Отдельным можно считать религиозную литературу, описание библейских событий, жития высшего духовенства.

Появление книгопечатания в 16 веке положило начало бурному развитию литературы. На протяжении всего 17 века формировались стили и жанры.

Литература 18 века

На вопрос о том, что такое жанры в можно ответить однозначно, что литература того времени условно делится на три основных направления: драму, повествование и поэтические вирши. Драматические произведения нередко принимали форму трагедии, когда герои сюжета погибали, а борьба между добром и злом становилась все более смертельной. Увы, конъюнктура литературного рынка диктовала свои условия уже тогда. Жанр спокойного повествования тоже находил своего читателя. Романы, повести и рассказы считались "средним звеном", тогда как трагедии, поэмы и оды относились к "высокому" жанру литературы, а сатирические произведения, басни и комедии - к "низкому".

Вирши - это примитивная форма поэзии, которая была в ходу на балах, светских раутах и других мероприятиях высшей столичной знати. Стихи в жанре виршей имели признаки силлогистики, стих делился на ритмические отрезки. Механический слог, убийственый для настоящей поэзии, долгое время диктовал моду.

Литература19-20 веков

Литература 19 века и первой половины 20-го отличается несколькими жанрами, наиболее востребованными в золотой пушкинско-гоголевский век, а затем - в серебряный век Александра Блока и Сергея Есенина. Драма, эпос и лирика - вот что такое жанры в литературе прошлого и позапрошлого столетий.

Лирика обязательно должна была иметь эмоциональную окраску, быть осмысленной и целеустремленной. Ее категориями были ода и элегия, причем ода - с восторженным удивлением, воспеванием и возведением в ранг героев.

Лирическая элегия строилась по принципу печальной тональности стиха, грусти, как результата переживаний героя, независимо от того, что явилось причиной - или дисгармония мироздания.

Что такое жанры в литературе современной?

Жанров в современной литературе достаточно много, среди них можно выделить наиболее популярные, востребованные широкой читательской аудиторией:

  • Трагедия - разновидность литературного жанра драмы, отличающаяся крайним эмоциональным напряжением, с обязательной гибелью героев.
  • Комедия - еще одна разновидность жанра драмы, противоположная трагедии, с веселым сюжетом и счастливым концом.
  • Жанр сказки - литературное направление для детей, их творческого развития. В жанре много литературных шедевров.
  • Эпопея - литературный жанр исторического толка, описывает отдельные события прошлых времен в стиле героизма, отличается большим количеством персонажей.
  • Жанр роман - это обширное повествование, с несколькими сюжетными линиями, подробно описывающее жизнь каждого персонажа в отдельности и всех вместе, отличается склонностью к анализу происходящих событий.
  • Повесть - жанр средней формы, пишется по одной схеме с романом, но в более сжатом контексте. В повести обычно выделяется один персонаж как главный, остальные описываются в "привязке" к нему.
  • Рассказ - жанр повествования малой формы, краткое изложение одного события. Сюжет его не может иметь продолжения, представляет квинтэссенцию мысли автора, всегда имеет законченную форму.
  • Новелла - жанр, аналогичный рассказу, отличие только в остроте сюжета. Новелла отличается неожиданным, непредсказуемым финалом. Этот жанр хорошо подходит триллерам.
  • Жанр очерка - тот же рассказ, но в нехудожественной манере изложения. В очерке не бывает цветистых оборотов речи, высокопарных фраз и патетики.
  • Сатира как литературный жанр встречается нечасто, ее обличительная направленность не способствует популярности, хотя сатирические пьесы в театральной постановке принимаются хорошо.
  • Жанр детектива - самое востребованное литературное направление последнего времени. Миллионы книг в мягких обложках популярных авторов, таких как Александра Маринина, Дарья Донцова, Полина Дашкова и еще десятков других, стали настольными для многих российских читателей.

Заключение

Многообразны, каждый содержит потенциал дальнейшего творческого развития, который обязательно будет использован современными писателями и поэтами.

Античных жанров, сложившаяся до этого поворота, была затем энергично переосмыслена под его воздействием.

Примечания

Список литературных жанров

  • По форме
    • Короткий рассказ
  • по содержанию

Ссылки

  • Сысоева О. А. Жанровый подход к изучению литературы в рамках дополнительного образования (на примере романа Саши Соколова «Школа для дураков»)
  • Теоретическая поэтика: понятия и определения.Хрестоматия для студентов филологических факультетов. Автор-составитель Н. Д. Тамарченко

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Литературный жанр" в других словарях:

    РОМАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см.… … Энциклопедический словарь

    Элегия (έλεγεία) лирическое стихотворение грустного, задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь в слово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна: его производят от предполагаемого припева έ λέγε … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В настоящее время, самая популярная и самая богатая содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе современную жизнь со всем разнообразием волнующих ее вопросов. Чтобы достигнуть такого универсального значения, роману нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Плач один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Стилистика плача использована, в частности, в некоторых текстах Библии … Википедия

    - (поэтический) определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману, шутовской комедии … Литературная энциклопедия

    Жанр - ЖАНР (поэтический) определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману,… … Словарь литературных терминов

    - (ист. и спец. применяется в кинематографе) законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы… … Википедия

    ЖАНР - литературный (от франц. genre — род, вид), исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т. д.); в теоретическом понятии о Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений… … Литературный энциклопедический словарь

Список пока не полный, так как в него вошли лишь вопросы из билетов для общеобразовательной школы или базовый уровень (и не вошли, соответственно, - углубленное изучение или профильный уровень и национальная школа).

"Житие Бориса и Глеба" конец XI – нач. XII в.

"Слово о полку Игореве" конец XII в.

В. Шекспир – (1564 – 1616)

"Ромео и Джульетта" 1592

Ж-Б. Мольер – (1622 – 1673)

"Мещанин во дворянстве" 1670

М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)

Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)

"Недоросль" 1782

А.Н. Радищев – (1749 – 1802)

Г.Р. Державин – (1743 – 1816)

Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)

"Бедная Лиза" 1792

Дж. Г. Байрон – (1788 – 1824)

И.А. Крылов – (1769 – 1844)

"Волк на псарне" 1812

В.А. Жуковский – (1783 – 1852)

"Светлана" 1812

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

"Горе от ума" 1824

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

"Повести Белкина" 1829-1830

"Выстрел" 1829

"Станционный смотритель" 1829

"Дубровский" 1833

"Медный всадник" 1833

"Евгений Онегин" 1823-1838

"Капитанская дочка" 1836

А.В. Кольцов – (1808 – 1842)

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837

"Бородино" 1837

"Мцыри" 1839

"Герой нашего времени" 1840

"Прощай, немытая Россия" 1841

"Родина" 1841

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

"Вечера на хуторе близ Диканьки" 1829-1832

"Ревизор" 1836

"Шинель" 1839

"Тарас Бульба" 1833-1842

"Мертвые души" 1842

И.С. Никитин – (1824 – 1861)

Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

"Есть в осени первоначальной…" 1857

И.А. Гончаров – (1812 – 1891)

"Обломов" 1859

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

"Бежин луг" 1851

"Ася" 1857

"Отцы и дети" 1862

"Щи" 1878

Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

"Железная дорога" 1864

"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76

Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

"Преступление и наказание" 1866

"Мальчик у Христа на елке" 1876

А.Н. Островский – (1823 – 1886)

"Свои люди – сочтемся!" 1849

"Гроза" 1860

А.А. Фет – (1820 – 1892)

М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

"Дикий помещик" 1869

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1869

"Премудрый пескарь" 1883

"Медведь на воеводстве" 1884

Н.С. Лесков – (1831 – 1895)

"Левша" 1881

Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

"Война и мир" 1867-1869

"После бала" 1903

А.П. Чехов – (1860 – 1904)

"Смерть чиновника" 1883

"Ионыч" 1898

"Вишневый сад" 1903

М. Горький – (1868 – 1936)

"Макар Чудра" 1892

"Челкаш" 1894

"Старуха Изергиль" 1895

"На дне" 1902

А.А. Блок – (1880 – 1921)

"Стихи о прекрасной даме" 1904

"Россия" 1908

цикл "Родина" 1907-1916

"Двенадцать" 1918

С.А. Есенин – (1895 – 1925)

"Не жалею, не зову, не плачу…" 1921

В.В. Маяковский (1893 – 1930)

"Хорошее отношение к лошадям" 1918

А.С. Грин – (1880 – 1932)

А.И.Куприн – (1870 – 1938)

И.А. Бунин – (1879 – 1953)

О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)

М.А. Булгаков – (1891 – 1940)

"Белая Гвардия" 1922-1924

"Собачье сердце" 1925

"Мастер и Маргарита" 1928-1940

М.И. Цветаева – (1892 – 1941)

А.П. Платонов – (1899 – 1951)

Б.Л. Пастернак – (1890-1960)

"Доктор Живаго" 1955

А.А. Ахматова – (1889 – 1966)

"Реквием" 1935-40

К.Г. Паустовский – (1892 – 1968)

"Телеграмма" 1946

М.А. Шолохов – (1905 – 1984)

"Тихий Дон" 1927-28

"Поднятая целина" т1-1932, т2-1959)

"Судьба человека" 1956

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

"Василий Теркин" 1941-1945

В.М. Шукшин – (1929 – 1974)

В.П. Астафьев – (1924 – 2001)

А.И. Солженицын – (род. 1918)

"Матренин двор" 1961

В.Г. Распутин – (род. 1937)

Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни).

Творчество одного из поэтов серебряного века.

Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Великая Отечественная война в русской прозе. (На примере одного произведения.)

Подвиг человека на войне. (По одному из произведений о Великой Отечественной войне.)

Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.)

Военная тема в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Ваш любимый поэт в русской литературе XX века. Чтение наизусть его стихотворения.

Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного стихотворения.

Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

Ваши любимые стихотворения современных поэтов. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного стихотворения.

Человек и природа в русской прозе XX века. (На примере одного произведения.)

Человек и природа в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Человек и природа в русской поэзии XX века. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый литературный герой.

Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка.

Одно из произведений современной литературы: впечатления и оценка.

Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка.

Ваш ровесник в современной литературе. (По одному или нескольким произведениям.)

Ваше любимое произведение современной литературы.

Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).

Основные темы и идеи современной публицистики. (На примере одного-двух произведений.)

Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Со времён Аристотеля , давшего в своей «Поэтике» первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закреплённую систему, а задачей автора является всего лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам избранного жанра. Такое понимание жанра - как предлежащей автору готовой структуры - привело к появлению целого ряда нормативных поэтик, содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия ; вершиной такого типа сочинений является трактат Буало «Поэтическое искусство» (). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, - однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции, как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.

    В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализироваться, другие, напротив, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. И если, к примеру, взлёт баллады на рубеже XVIII-XIX веков , связанный в России с именем Жуковского , оказался довольно кратковременным (хотя в русской поэзии и дал затем неожиданный новый всплеск в первой половине XX века - например, у Багрицкого и Николая Тихонова , - а затем и в начале XXI века у Марии Степановой , Фёдора Сваровского и Андрея Родионова ), то гегемония романа - жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, - затянулась в европейских литературах по меньшей мере на столетие. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределённой жанровой природы: пьесы, о которых затруднительно сказать, комедия это или трагедия , стихотворения, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение ясных жанровых идентификаций проявилось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от обрывающегося на полуслове романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» до «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя , где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок поэма вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что из достаточно привычной колеи плутовского романа его то и дело будут выбивать лирическими (а порой - и эпическими) отступлениями.

    В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново ощутила острую нужду в чётких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяющих легко в нём сориентироваться. Разумеется, прежние жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лёг весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа . На исходе XIX века и в первой половине XX-го оформляются детектив и полицейский роман , научная фантастика и дамский («розовый») роман. Неудивительно, что актуальная литература, нацеленная на художественный поиск, стремилась как можно дальше отклониться от массовой и потому уходила от жанровой определённости вполне сознательно. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой предзаданности подчас приводило к новому жанрообразованию: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, что у основных произведений этого литературного течения, представленного такими самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот , явственно наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в размышлениях М. М. Бахтина) не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, здесь и сейчас ставящимися данным кругом авторов, и могут быть определены как «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания» . Специальное изучение таких новых жанров остаётся делом завтрашнего дня.

    Типология литературных жанров

    Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям. Ниже приведены некоторые из этих критериев и приведены примеры жанров.

    Иерархия жанров в классицизме

    Классицизм , например, также устанавливает и строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И. , Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Тамарченко Н. Д.. - М. : Академия, 2011. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-6936-4 .
    • Жанр как инструмент прочтения / Козлов В. И.. - Ростов-на-Дону : Инновационные гуманитарные проекты, 2012. - 234 с. - ISBN 978-5-4376-0073-3 .
    • Лозинская Е. В. Жанр // Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / Цурганова Е. А.. - ИНИОН РАН : Intrada, 2004. - С. 145-148. - 560 с. - ISBN 5-87604-064-9 .
    • Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Исследования и разборы / Липовецкий М. Н, Ермоленко С. И.. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет , 2010. - 904 с. - ISBN 978-5-9042-0504-1 .
    • Смирнов И. П. Олитературенное время. (Гипо) теория литературных жанров. - М. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии , 2008. - 264 с. - ISBN 978-5-88812-256-3 .
    • Тамарченко Н. Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А. Н. . - ИНИОН РАН : Интелвак, 2001. - С. 263-265. - 1596 с. - ISBN 5-93264-026-Х.
    • Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. - М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. - 144 с. - ISBN 5-7333-0435-9 .
    • Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. - М. : Лабиринт, 1997. - 450 с. - ISBN 5-8760-4108-4 .
    • Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр?. - М. : Едиториал УРСС , 2010. - ISBN 9785354013241 .
    • Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). - М. : Издательство МГУ , 1982.
    • Черняк В. Д. , Черняк М. А. . Жанры массовой литературы, Формульность массовой литературы // Массовая литература в понятиях и терминах. - Наука, Флинта, 2015. - С. 50, 173-174. - 193 с. -

    Литература это один из основных видов искусства - искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

    Термин литература

    Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

    Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

    Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

    Синкретический характер ранних литературных памятников (см. ) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. - образует своего рода фундамент мировой литературы.

    История литературы

    Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле - как письменная форма искусства слова - формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом - не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» - литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.

    Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».

    В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка , который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

    Форма литературы

    Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону - определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.

    Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

    Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

    Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.

    С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).

    Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции - общения, созидания и познания - равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности - переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

    Место литературы

    Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она - наиболее идеологическое из всех искусств.

    Литературные, образы

    Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении , уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).

    Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.

    Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.

    Совокупность литературных произведений , созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу ; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

    Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей - характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

    Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, - идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.

    Литературное произведение

    Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

    Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» - реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

    Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз , которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

    Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. ).

    В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

    Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

    Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

    Слово литература произошло от латинского litteratura - написанное и от littera, что в переводе означает - буква.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...