Занимательный космос для детей. Игра »Что возьмем с собою в космос»

12 апреля – День космонавтики! Многие из нас любят этот праздник! Что и как рассказать ? Как интересно провести этот день с пользой для развития ребенка? Подготовку можно начинать уже сейчас.

Для родителей это возможность не только больше пообщаться с малышом, поведать ему интересные рассказы о космосе, почитать , разгадать загадки, но и прекрасная возможность ненадолго вернуться в счастливое детство! Возможность посмотреть на окружающий мир глазами своего ребенка!

Детям о космосе. Знакомимся с солнечной системой

Начать знакомство лучше с Солнца. Это самая важная звезда в нашей солнечной системе, жизнь нашей планеты зависит от нее. Малышу трудно представить себе размеры Солнца, звезд, солнечной системы, планет и Земли тоже. Старайтесь объяснить все сложное на простых вещах, используя подручные средства. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна. Если у вас есть глобус – замечательно, это облегчает задачу! Вместе с ребенком вы можете провести опыт с глобусом или с подручными предметами, рассматривая вопросы смены дня и ночи, почему луну мы иногда видим полной, а иногда — только полумесяц. Расскажите, что мы видим только освещенную сторону Луны, а вторая сторона находится в тени. Поговорите о размере космических объектов. Почему мы видим звезды маленькими? Продемонстрируйте на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас, удобно это сделать на улице, взять с собой тот же мячик и использовать его в роли звезды или планеты. По этой причине мы видим звезды маленькими точечками, а ведь они огромные, просто находятся очень далеко от нас! Расскажите, что звезды излучают свет, а планеты отражают. Для этого удобно использовать фосфорицирующие предметы, наклейки или светоотражающую ленту. Царским подарком для ребенка будет, конечно, телескоп. Они бывают разного размера и продаются по разным ценам. Ребенок будет в восторге! Это ведь приблизит его к звездам!

Сравнить размеры Солнца и Земли можно, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснить на конкретных простых примерах без неопределенности. В заключение вы можете посмотреть интересные видеоматериалы. Например, видео, в котором показаны размеры небесных тел в сравнении. Оно есть в статье, в которой описан наш .

Постарайтесь ответить на все вопросы, которые возникнут у ребенка. Если вы чего-то не знаете, не отмахивайтесь, не уходите от ответа! Лучше вместе с ребенком поищите ответ в энциклопедии или в интернете. Ваш авторитет точно не пострадает, а наоборот, Вы покажете, что чего-то не знать – нормально, плохо – не стремиться знать больше.

Также предлагаем вам вместе с нами смастерить интересные .

Детям о космосе. Рассказы о космосе в играх

Здесь собраны тематические карточки, которые не только помогут ребенку узнать о космосе, звездах, планетах, но и развить , внимание, логическое и много других важных качеств и навыков. Карточки предназначены для детей 2-8 лет. Все эти карточки вы можете скачать одной сжатой папкой, нажав кнопочку ниже. После этого вам необходимо распаковать архив на свой компьютер и распечатать картинки.

Как играем?

Для малышей можно просто показывать картинки с планетами, перечисляя из названия, потом предложить выбирать планеты из двух, трех вариантов.

Если вы распечатаете два экземпляра карточек. Один из них нужно разрезать, а второй оставить целым. Предложите крохе разложить разрезанные картинки на такие же, находящиеся на одном листе, при этом говорите названия планет, чтобы малыш повторял и запоминал. А если разрезать оба комплекта картинок, то можно их перевернуть и находить одинаковые.

Эти карточки можно использовать для составления рассказа о планетах Солнечной системы, космических телах, космонавтах. Такое занятие прекрасно развивает , воображение, мышление, логику. А можно поиграть с такими карточками так, как и с предыдущими.

А эти карточки помогут в развитии внимательности и наблюдательности. В каждой строке необходимо найти лишнее.

Для развития логики отлично подойдут следующие карточки. Нужно продлить логический ряд.

Игра, которая хорошо помогает развить мелкую моторику пальцев, координацию движений и поможет подготовить руку к письму. Необходимо помочь ракетам добраться до планет, соединить их по пунктирной линии.

Небольшой космический пазл. Картинку нужно разрезать на несколько частей. Для детей постарше, частей может быть больше. Предложите малышу сложить картинку!

Соединяем одинаковые планеты, развиваем внимание.

Учимся работать ножницами. Нужно разрезать по пунктирной линии.

Сортируем планеты и летающие суда.

А теперь сортируем планеты по размеру. Отдельно маленькие, средние и большие.

А теперь раскрашиваем нашу планету по цветам! Очень творческое задание!

Вот такие тематические игры помогут рассказать . Вы также можете скачать много других интересных раскрасок на космическую тематику.

Стихи о космосе для детей

Мы по глобусу шагаем,
Пальцы дружно поднимаем.
Перепрыгнули лесок,
На гору забрались,
Оказались в океане –
Вместе покупались.
Пошагали в Антарктиду,
Холодно, замерзли.
Сели все мы на ракету –
В улетели (поднимаем ручку вверх).

Рассказываем стишок про планеты:

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
О. Ахметова

Космос
Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз
Солнце — дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвется с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.
Братья по разуму. где вы?
Где дожидаетесь нас?
Может в созвездии Девы,
Может в созвездьи Пегас?
Н. Цветкова

Земля – песчинка в Океане
Среди бесчисленных миров.
И мы не только лишь земляне,
Коль слышим межпланетный зов.
И если крылья для полёта
Сумел расправить и взлететь –
Нет совершенней звездолёта
Магнит земной преодолеть.
Нумен

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
А. Хайт

К Венере
Сокрыв свой лик за белоснежной паранджой,
За солнцем следуя Прекрасной Дамой в свите,
Ты вновь и вновь свершаешь путь по круговой,
Всевышним заданной космической орбите…
Ты с давних пор притягиваешь взоры,
Являясь эталоном Красоты!
И меркнут звёзд брильянтовых узоры,
Когда сверкнёшь с небесной высоты.

В. Астеров
У космонавтов праздник!
Денёк особый к нам пришёл —
У космонавтов праздник!
Об этом знает хорошо
Тихоня и проказник!
И все твердят, кому не лень,
Всегда одно и тоже:
Раз я родился в этот день,
Стать космонавтом должен!
Нет, астронавтом не хочу.
Скорее – астрономом.
Я все планеты изучу,
Не выходя из дома.
Но, может, всё-таки врачом? —
Проблем в семье не будет,
Всегда подставлю я плечо
Родным и близким людям.
А путешественником стать
Мечтают все мальчишки-
Чтоб страны, земли открывать,
Писать об этом книжки.
У космонавтов юбилей
И мне сегодня десять…
А что душе моей милей,
Ещё есть время взвесить!
Н. Родвилина

Моя звезда
Смеркалось, и на небе темном
Звезда зажглась.Весь млечный путь
Я вижу, словно на ладони,
Мечтаю к той звезде прильнуть.
Вот, если б лунная дорожка
Нам сократила длинный путь,
Я б успокоилась немножко,
Что встречусь с ней когда-нибудь.
И в лунном свете отражаясь,
Она горит в моем окне,
Со мною словно соглашаясь,
Смеясь, подмигивает мне.
И.Счастнева

Сатурн
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Р. Алдонина

Юный космонавт
В детстве многие мечтали
В звёздный космос полететь.
Чтоб из этой звёздной дали
Нашу землю осмотреть.
Повидать её просторы,
Реки, горы и поля,
Глянуть в умные приборы,
Доказать – живу не зря.
Полетать по звёздной черни,
Осмотреть леса, моря.
Не наврал ли нам Коперник,
Что вращается земля?
Космонавты, вон, летают,
Возвращаются назад.
Все «героя» получают,
Ходят звёздами блестят.
А, вот, я не понимаю,
Почему я не герой.
Так же, как они летаю,
Я, ведь, парень боевой.Круглый год, весной, зимою
В космосе летаю я.
А космический корабль мой
Называется — ЗЕМЛЯ!
В. Крякин

Луноход
Прилунился лунолёт.
В лунолёте — луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!
Валентин Берестов

Загадки о космосе для детей

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)
Что нельзя сделать в космосе?
(Упасть, повеситься)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…
(Комета)
Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.
(Комета)
Состоит из точек свет,
Полна горница планет.
(Космос)
Там все знаки зодиака-
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном.
(Космос)
Пространство,
Где нельзя повеситься.
(Космос)
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне - дна.
(Космос)
На каком пути ни один человек не бывал?
(Млечный путь)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)
Цепочка загадок о космосе для детей.
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна)
До Луны не может
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …(НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (гуманоид)
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость… (света)
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - … (кометам)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная … (дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный … (звездолет)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные … (галактики)
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …
(Гагарин)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
(Ракете)
Стремительно мчится
Учёная жар-птица.
Тело - броня,
Хвост - из огня.
Команду с Земли
Услышит вдали
И чётко приказ
Исполнит тотчас.
Как смерч, налетит
И цель поразит.
Жар-птицы повадки
Развить без оглядки.
(Ракета)
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …
(Телескоп)
Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе …
(Звездочет)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - …
(Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический …
(Метеорит)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный …
(спутник)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …
(Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)

Друзья! Если вам понравились наши материалы, поделитесь с друзьями и не забудьте подписаться на обновления нашего , чтобы получать все наши новости прямо на свой электронный адрес!

Такой далекий и бесконечно притягательный космос! Не каждый взрослый до конца понимает всю полноту этого понятия, что уж говорить о детях. Давайте попытаемся рассказать про космос детям максимально понятно и интересно. Если у нас это получится, возможно, ребенок не просто заинтересуется астрономией на некоторое время, а по-настоящему ее полюбит и сможет в будущем совершить какое-нибудь грандиозное научное открытие. Рассказывая малышу о космосе, представьте, как он став взрослым, будет с улыбкой на лице вспоминать ваш рассказ. Что же рассказать своему ребенку о космосе и главное как?

Космос манил и манит взгляды и мысли человека всех времен и народов. Ведь там столько тайн, столько необъяснимых и удивительных открытий и возможностей. Да и мы — человечество планеты Земля — хоть и малая, но все же частица космоса — этого безграничного и манящего пространства.

Просто о главном

Что рассказать о космосе? В первую очередь, научитесь наблюдать! Если посмотреть на небо в разное время суток, мы увидим солнце, луну и звезды. Что же это такое? Все это космические объекты. Огромная вселенная состоит из миллиардов космических объектов. Наша планета Земля тоже космический объект, она входит в состав солнечной системы.

Солнечная система

Система имеет такое название, потому что центром ее является Солнце, вокруг которого движутся 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран. Путь, по которому они двигаются вокруг Солнца, называется орбитой.

Планета Земля

Единственная планета, на которой на данный момент есть жизнь – это наша с вами Земля. Основное отличие Земли от других планет — наличие воды — источника жизни и атмосферы, благодаря которой на Земле есть воздух, которым мы дышим.

Другие планеты солнечной системы

Остальные планеты не менее интересные и манящие. Самая крупная планета — могучий Юпитер. А Сатурн знаменит своими гигантскими кольцами, видимые нами с Земли. Марс — первая планета, привлекшая пристальное внимание человека еще в Древнем Египте. Из-за своего огненно-красного цвета, Марс ассоциировался у древних людей с богом войны. Планета Венера — единственная, которая обладает «женским» именем. Его она получила благодаря своей яркости. В древности ее считали самой яркой планетой.

Желаю вам космических открытий в жизни!

С уважением,

Интерес к космосу у нашей дочки возник в 3 года. Олеся заинтересовалась звездами, сияющими на небе и стала задавать вопросы про звезды, луну, солнце. Передо мной возник вопрос: «Как интересно рассказать ребенку о космосе? »

Дома у нас есть детский столик, на котором нарисованы планеты Солнечной системы.

Солнечная система на детском столике

Но на одном рисунке далеко не уедешь, нужно было искать дополнительную информацию о космосе.

В очередной раз, мне на помощь пришла книга из серии «Малышам о звездах и планетах». Эта книга очень понравилась дочке.

Олеся была в восторге от созвездий и знаков Зодиака. В середине книги находилась звездная карта, на которую нужно было наклеивать Знаки Зодиака — дочка быстро справилась с заданием, расспросив про знаки зодиаков всех родственников. Потом она удивляла бабушек-дедушек своими астрологическими познаниями.

Школа семи гномов 4 5

Еще нам очень понравилась книжка о космических путешествиях .

Дома у нас есть детский столик, на котором нарисованы планеты Солнечной системы

А еще у нас есть звездный глобус, на котором вместо привычных стран, нарисованы созвездия.

Глобус звездного неба

Изучив знаки Зодиака, Олеся с огромным удовольствием искала эти знаки на глобусе. А когда мы ездили отдыхать на море, то созвездия отыскивали на небе.

Дочка подросла и интерес к Космосу у нее увеличился. На сайте «Две ладошки» я увидела предложение космической коробки для детей. Не раздумывая, я заказала эту коробочку, поскольку у нас уже была коробка от «Двух ладошек» по теме « » и она нам очень понравилась.

Космическая коробочка помогла нам лучше узнать далекий и прекрасный космос.

В этой коробочке были:

  • набор для создания космической аппликации
  • шариковый пластилин
  • дидактические карточки
  • карта солнечной системы
  • книга «Необыкновенные приключения Пети в космосе»
  • сборная ракета
  • заготовки для шаров из ниток
  • набор для эксперимента «Воздушный шарик — ракета»

О космосе детям через творческие поделки

Аппликацию на космическую тему

Первым делом, Олеся сделала аппликацию звездного неба из самоклеющихся наклеек. Дочке аппликация понравилась, но на бумаге (небе) оставалось много пустого места и Олеся добавила космической пыли (из шарикового пластилина).

Космическая аппликация

Аппликация «Космос»

Когда аппликация была готова, мы начали делать свою Солнечную Систему из шарикового пластилина. С таким пластилином мы работали впервые и он нам очень понравился — мягкий такой и совсем не липнет к рукам. Единственный минус этого пластилина в том, что он самостоятельно не держит форму, нужно использовать дополнительный материал (бумажные салфетки, зубочистки и пр.).

Планеты и инопланетяне из шарикового пластилина

Планеты мы делали так.

Из бумажных салфеток скатали шарики и облепили их шариковым пластилином. Сначала Олеся сделала однотонные планеты, но это ей показалось скучным и она добавила на планеты яркости зернышками шарикового пластилина.

Раз появились планеты, то нужны и инопланетяне, которых мы быстренько слепили из шарикового пластилина. Первоначально мы лепили инопланетян похожими на человечков, но пластилин не удержал форму и человечки у нас округлились и стали настоящими инопланетянами.

Для инопланетян понадобилась летающая тарелка и космические ракеты, которые тут же были слеплены.

Вечером мы поигрались поделками, а утром с удовольствием обнаружили, что поделки затвердели и стали красивыми легкими игрушками.

Сделали мы с Олесей и планету из ниток. Правда, в основном, делать пришлось мне, так как Олеся боялась испачкаться клеем.

Но когда планета была готова, Олеся с гордостью демонстрировала ее папе «Папа, посмотри какую красивую планету я сделала».

Пиктограмма «Ракета»

Эта игрушка Олесе очень понравилась. Дочка сама сделала ракету и сама запустила ее.

Оказалось, что наша ракета отлично летает и удачно приземляется, примеркуривается и приуранивается 🙂

Космический эксперимент: воздушный шарик — ракета

В космической коробочке от «Двух ладошек» был описан интересный эксперимент «Как представить запуск ракеты?».

Для эксперимента нужны простейшие вещи:

Ход эксперимента «Шарик — ракета».

1. Нитку нужно привязать где-нибудь повыше — мы зацепили за багет.

2. Второй конец нитки пропускаем через трубочку.

3. Надуваем шарик и закручиваем его не завязывая.

4. Прикрепляем шарик скотчем к трубочке.

5. Передаем шарик главному естествоиспытателю.

6. Когда ребенок отпускает шарик, то шарик летит вверх, как настоящая ракета. Это очень интересное зрелище.

Мы так запускали наш шарик-ракету на все знакомые и вновь открытые Олесей планеты.

Объяснение движения шарика вверх ребенку: «Шарик летит вверх по веревке за счет выталкивания воздуха. По такому же принципу ракета взлетает с Земли».

Для подростков ответ на вопрос «Почему взлетает ракета» будет другим — смотрите ответ Я. Перельмана .

Советы для удачного запуска шарика — ракеты:

1. Надувайте шарик, как можно сильнее.

2. Прикрепляйте шарик скотчем, направив хвостик шарика на себя (на фото размещение шарика неправильно).

3. Подготовьте, как можно больше шариков, чтобы эксперимент можно было повторять вновь и вновь.

А здесь Вы можете посмотреть небольшое видео нашего космического эксперимента с запуском шарика — ракеты:

Натрудившись над созданием планет, космических тел и устав от запусков ракет, пришла пора отдохнуть и «пошевелить» мозгами, отгадывая загадки.

Загадки о планетах

Не все загадки были отгаданы с первого раза, но зато они дали пищу для новых вопросов и ответов на космическую тему.

О космосе детям по дидактическим карточкам

Дидактические карточки стали нашим следующим шагом в познании космоса.

Олеся внимательно рассматривала картинки и читала названия, а я потом рассказывала Олесе более подробно о космических картинках. В своих рассказах я использовала информацию с дидактических карточек.

Мне понравилось в дидактических карточках этой серии то, что помимо сухой информации, на каждой карточке были стихи и (или) загадки по теме. Так информация усваивается ребенком (да и взрослым) гораздо лучше.

Дидактические карточки о космосе

О космосе детям по карте солнечной системы

Еще в наборе была карта солнечной системы. Эта карта сразу же заняла свое почетное место на стене комнаты, рядом с плакатами «Веселый счет» и «Говорящая азбука».

В звездной карте от «Двух ладошек» была одна неточность — там изобразили только 8 планет солнечной системы.

Солнечная система

Поскольку у нас есть еще одна карта солнечной системы из книги «Малышам о звездах и планетах», я предложила Олесе найти основное отличие между картами.

Сначала Олеся рассматривала цвет планет, потом сравнивала размеры. И, в конце концов, заметила, что на одной карте вокруг Солнца вращаются 8 планет, а на другой — 9.

Начался поиск пропавшей планеты. Олеся уже умеет читать, она внимательно читала названия планет на карте от Школы Семи Гномов и искала планеты с тем же названием на карте от «Двух ладошек». В конце-концов, пропавшая планета была найдена — это был Плутон.

Непорядок мы устранили, вырезав кружочек из цветной бумаги и приклеив его на карту звездного неба.

О космосе детям по книгам

Помимо книги «Малышам о звездах и планетах», о которой я говорила выше, мы читали с Олесей книгу «Необыкновенные приключения Пети в космосе».

В этой книге очень много картинок и совсем мало текста. Но основные космические темы охвачены:

  • есть фото и краткая информация о «прародителях» космических кораблей — Константине Циолковском и Сергее Королеве
  • упоминаются знаменитые собачки Белка и Стрелка, которые первыми слетали в космос
  • первые космонавты: Юрий Гагарин и Алексей Леонов (первый вышел в открытый космос)
  • фото и краткое описание ракеты, космической станции, спутниов
  • немного рассказывается о луне, звездах и созвездиях, кометах и астероидах
  • кратенько рассказывается о нескольких планетах
  • две странички посвящены Солнцу

Книжку мы полистали, но слушать ее Олеся не захотела. Зато с удовольствием послышала мои рассказы на космические темы.

Очень понравилась дочке тема невесомости — дочка подпрыгивала и старалась как можно дольше продержаться в воздухе, но сильное земное притяжение все-таки тянуло ее ножки к полу 🙂

О космосе детям в планетарии

В нашем городе недавно открылся планетарий и мы, конечно-же туда сходили.

О космосе детям в планетарии

В планетарии есть разные сеансы для детей разного возраста.

Для детей от 4 лет в нашем планетарии было 2 программы: «Секрет картонной ракеты» и «Зачарованный риф».

Планетарий сделан в форме шара, внутри очень удобные полулежачие кресла. Мы прилегли на кресла, мысленно пристегнули ремни и отправились исследовать космос.

Было очень интересно. Благодаря современным цифровым технологиям, создавался 3-D- эффект без всяких очков. И, периодически, казалось, что мы действительно летим в открытом космосе, а мимо нас проносятся планеты и звезды.

После всех наших занятий и разговоров о космосе , Олеся сказала: «Когда я вырасту — буду космонавтом».

Физическую подготовку мы уже начали — почти каждый день ходим в парк, где дочка кувыркается в огромном воздушном шаре, плавающем на воде.

Юлия Мазнина

Космическая тема начинает интересовать многих детей уже в возрасте 3-х лет. Рано? Думаю, что нет. Люди, еще древние, впервые задумались о том, что находится за пределами того, что мы можем достать рукой, и куда мы можем добраться своими ногами, когда распрямились и подняли взгляд вверх — к Солнцу, Луне и звездам. Шутка, но ведь даже волк воет на Луну. Понимание нашего места во Вселенной необходимо для гармоничного развития ребенка также как и знание того, откуда берется товар на полках магазина, чтобы потом не увидеть недоумение в глазах ребенка, который вдруг узнал, что чеснок в земле растет, а не на дереве, ведь в магазине он продается таким чистым. Поэтому рассказывать о космосе детям можно и нужно. Но как сделать так, чтобы это было малышу интересно малышу сейчас, и чтобы ему эта тема была интересна в будущем? Поделимся с вами идеями, которые легли в основу проекта Клуба Увлеченных Мам . Оно, и правда, получилось большим и насыщенным, но обо всем по порядку.

Как рассказывать о космосе?

  1. всевозможные игры: подвижные, сюжетно-ролевые, настольные;
  2. красочные картинки с небольшими мамиными пояснениями;
  3. наглядные эксперименты.

С картинками все понятно — их в сети Интернет пруд пруди. И видео есть, и даже онлайн-трансляции с Международной космической станции и не только с нее. Но картинки на экране монитора и просмотренное видео, это не прожитая, не пропущенная ребенком информация. Скорее всего, по истечении какого-то времени она просто улетучится из головы. А сделанная поделка останется, и останутся эмоции и воспоминания о том, как они с мамой играли.

В космос можно играть? Очень даже можно!

И можно ставить космические эксперименты, не выходя из своей квартиры? Можно! Все то большое космическое пространство, которое нас окружает, с его сложными и до конца еще не выясненными законами мы стараемся нет не объяснить, а показать малышам через наблюдение, ощущение, движение. Поэтому проект и получился «научно-познавательным».

А теоретические пояснения, которые даны в сценариях, даны не для детей, а для взрослых, чтобы они

  1. более осознанно играли;
  2. могли ответить на вопросы малыша, которые, поверьте, обязательно будут.

Если вы отлично ориентируетесь в теме космоса, теорию можно пропускать и просто играть, ориентируясь на прилагаемый к каждому сценарию «Маршрут путешествия».

А закрепить полученные за время игры знания и немного посмеяться, можно, отвечая на вопросы космической викторины, которые также прилагаются к каждому сценарию.

Конечно, вы можете облечь проект или какие-то его части в сказку. Если вы не успели и не захотели что-то проиграть, но рассказать малышу об этом все-таки хочется, можно придумать небольшую сказку или историю из жизни одного мальчика. которого зовут так же, как и вашего малыша. Мы так делаем с младшим сыном: ему недавно исполнилось 4 года, интерес к космосу у него периодически возникает, но надолго не задерживается. Поэтому обычно я ему сначала рассказываю сказку о космических приключениях мальчика Пети (есть у нас кукла с таким именем), а потом мы играем в приключения это самого мальчика Пети.

Оживить можно не только Всезнайку, с которым малыш путешествует по космосу, но и те объекты и предметы, которые он там встречает. Солнце и планеты Солнечной системы, астероиды и кометы, созвездия и галактики могут рассказывать сами о себе, а луноход, марсоход, космический зонд могут передавать сообщения в реальном времени.


Большое путешествие в космос: День 10. Ледяные гиганты: Уран, Нептун. Карликовые планеты. Пояс Койпера

Поэтому, приложив немного фантазии, и вы обязательно найдете способ, как рассказать малышу о космосе так, чтобы ему было захватывающе интересно.

С чего начать и о чем рассказывать

Знакомство со Вселенной

Четырехлетний малыш уже наверняка не раз слышал слова космос и Вселенная. Поэтому мы предлагаем начать с объяснения, что такое Вселенная, и составления космического адреса нашей планеты в этой самой Вселенной.


Земля как планета Солнечной системы

После того, как познакомились со Вселенной в целом, стоит обратить внимание на ту планету, где мы с вами живем.

Начать можно с рассказа о том, что раньше люди представляли Землю, совсем не так, как мы сейчас.

Потом можно внимательнее посмотреть на нашу планету из космоса:

  • выяснить, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца,
  • и узнать, что из этого следует;
  • выяснить, что особенного у полярных областей;
  • и наконец, разобраться, а действительно ли Земля круглая.

А потом заглянуть и внутрь Земли, чтобы не осталось тайн и загадок. Или почти не осталось…

Как люди покоряли космос

После того, как малыш так много узнал о той планете, на которой живет он сам, живут его мама, папа, друзья и вообще все люди, закономерно рассказать малышу о том, как люди покоряли космос:

  • рассказать о том, кто придумал ракету, которая может улететь в космос,
  • кто построил первую такую ракету,
  • и почему она может летать там, где не могут летать самолеты, вертолеты, воздушные шары и дирижабли;
  • рассказать, почему ракету называют ракетоносителем, и что она «носит»;

  • рассказать о том, что такое спутник,
  • и по какой траектории он движется;
  • рассказать, кто побывал в космосе до человека,
  • о том, как прошел первый полет человека в околоземном пространстве,
  • и когда состоялся первый выход в открытый космос,
  • рассказать о том, зачем построили МКС,
  • и чем на ней космонавты сейчас занимаются.

Вы можете просто рассказать малышу об этом или проиграть с ним каждую веху в освоении космоса, так как сделали это участники первого онлайн-потока :

Играем в космонавтов

Конечно же, малышу захочется почувствовать себя настоящим космонавтом. Постройте космодром и соберите ракету.

Организуйте тренировки будущих космонавтов, а затем примите в космонавты самых лучших с произнесением клятвы и прослушиванием гимна космонавтов, придумайте позывной и не забудьте соблюсти все традиции перед полетом.

А еще малыш-космонавт может провести целый день на международной космической станции.

Полет на Луну

Когда малыш станет уже опытным космонавтом, можно расширять горизонты и отправляться дальше — покорять Луну. Сначала запустить луноход, а потом и самим на нее слетать, чтобы оставить там следы, которые будут там и через миллионы лет, полюбоваться на кратеры, собрать пробы лунного грунта, покататься на лунном автомобиле и найти флаги прошлых экспедиций.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Знакомимся с Солнцем поближе

Луну освоили? Самое время познакомиться поближе с Солнцем — единственной звездой нашей планетной системы:

  • разобраться, почему оно светит,
  • почему на нем возникают солнечные пятна, вспышки и протуберанцы;
  • узнать, что такое солнечный ветер,
  • и какое отношение солнце имеет к полярным сияниям;
  • выяснить, потухнет ли оно когда-нибудь.

Путешествия по планетам Солнечной системы

И, конечно же, нужно побывать на планетах Солнечной системы, чтобы поискать там жизнь и убедиться, что таких благоприятных условий для жизни, как на Земле нет больше ни на одной планете Солнечной системы: где-то невыносимая жара, а где-то леденящий холод, одна планета вращается слишком быстро, другая — слишком медленно, поверхность одной — высушенная солнцем и ветрами пустыня, поверхность другой — кипящая жидкость, закрытая толстым слоем не пригодной для дыхания атмосферы. Все планеты нашей Солнечной системы разные, и все — очень интересные.


Исследуем Марс
Изучаем Венеру
Исследуем газовые гиганты: Юпитер и Сатурн
Изучаем ледяные гиганты: Уран и Нептун

Астероиды, кометы и улетающие к границам Солнечной системы космические зонды

Путешествуя к Юпитеру, вы обязательно придется преодолеть пояс астероидов. Ученые до сих пор точно не знают, как он образовался: осколки ли это каменной планеты Фаэтон, которая когда-то вращалась вокруг Солнца между Марсом и Юпитером, или остатки того вещества, из которого когда-то сформировался Юпитер и другие планеты Солнечной системы.

А еще вам может повезти, и вы встретите комету, движущуюся к Солнцу и все более распушающую свой хвост. А если последуете за ней, двигаясь от Солнца, то можете попасть туда, где она родилась, — в облако Оорта (сферу из твердых и ледяных тел разного размера, окружающую нашу Солнечную систему).

А вы знали, что в ядрах комет не раз находили органические молекулы? Поэтому астрономы порой говорят, что кометы разносят жизнь по Вселенной. И хотя в пределах Солнечной системы, кроме как на планете Земля, жизни ученые пока не нашли, они предполагают, что где-то в глубинах космоса она может быть. Почему бы не отправить туда послание подобно пластинкам на борту космических аппаратов «Вояджер» и «Пионер», которые покинули Солнечную систему и движутся в межзвездном пространстве один в направлении созвездия Жирафа, а другой — в направлении созвездия Щит. Вечные космические странники, отправленные с Земли. Кто знает, увидит ли кто-то эти послания…

За границами Солнечной системы: скопления звезд и созвездия, галактики, туманности, черные дыры и один очень интересный способ путешествия сквозь пространство и время

Вдоволь попутешествовав по просторам Солнечной системы, конечно же, захочется отправиться дальше, чтобы

  • посмотреть, как устроена наша галактика Млечный путь, и какие еще бывают галактики;
  • узнать, почему мы видим звездное небо так как видим, и сколько звезд на небе;
  • разобраться, зачем звезды объединяют в созвездия, почему их так назвали и что такое зодиак;
  • полюбоваться на скопления звезд и туманности;
  • увидеть, как рождается сверхновая звезда, узнать, какие виды звезд бывают, сколько они живут и как умирают;
  • понять, как образуются черные дыры, и испугаться при мысли о том, что в центре галактики может быть черная дыра;
  • самим догадаться, как масса искривляет пространство, и как можно быстро путешествовать через пространство и время.

Увлекательно, правда?

И, конечно же, путешествовать по странам ли или по безбрежным просторам космоса лучше в компании, поэтому мы вновь приглашаем Вас на онлайн курс «Большое космическое путешествие» с обратной связью ведущих и, конечно же, конкурсом среди участниц! Мы стартуем 10 апреля. Осталось совсем немного времени! Спешите успеть!

Какими источниками пользоваться, рассказывая о космосе

Медиа-ресурсы

У космических путешествий с малышом есть одна особенность: по большей части вы не сможете увидеть то, о чем рассказываете. Конечно, в телескоп вы сможете рассмотреть Луну и даже найти на ней те самые горы, озера, моря, заливы, кратеры, которые красивыми именами обозначены на лунной карте, в определенное время вам может посчастливиться увидеть на небосклоне Венеру, Марс или даже Юпитер с Сатурном, если у вас мощный телескоп местоположение подходящее. Эксперименты, игры и творческие работы дадут представление о том, как выглядят космические объекты, как они устроены, что с ними происходит в глубинах космоса. Но глазу-то все равно хочется настоящих картинок или живых фотографий.

В сети Интернет сейчас огромное количество информации, посвященной космосу: начиная от развивающих мультфильмов для детей и заканчивая фотографиями туманностей и далеких галактик, сделанных космическим телескопом Хаббл, и онлайн-трансляциями с Международной космической станции.

Печатные материалы

В сети Интернет вы также найдете множество раскрасок и печатных материалов на космическую тему. Они позволят разнообразить ваши космические будни с малышом, и заодно потренируют руку малыша, разовьют математические навыки, логику и мышление.

Путешествуя в сети в Интернет в поисках печатных материалов не забывайте и о иноязычных ресурсах. Ключевые слова для поиска на англоязычных сайтах: «space printables».

Музыка

И конечно же путешествовать лучше с музыкой. Именно детских космических музыкальных произведений немного, то так как космос — это тема для любого возраста, и многие взрослые композиции детям очень нравятся. Скачать подборку ссылок на музыкальные произведения на космическую тему можно .

Книги

Даже в наш век цифровых технологий, яркие картинки с экрана ноутбука или планшета, не могут заменить настоящей книги, которую можно читать сидя у мамы на коленях или листать одному, разглядывая картинки. Игры, эксперименты, творческие работы и книги отлично дополнят друг друга. Книг на космическую тему сейчас тоже очень много. Они рассчитаны на самый разный возраст: для малышей, для дошкольников, для младших школьников, для подростков. Есть космические сказки (Е. Левитан), есть энциклопедии, есть художественные книги для детей постарше. Какие-то книги переводные, какие-то написаны нашими авторами. В одной книге больше про одно, зато совсем нет информации про другое.

Среди такого изобилия книг на космическую тему очень трудно советовать что-то конкретное. При выборе книг о космосе, особенно энциклопедий, мы советуем вам ее пролистать и обратить внимание на то, вся ли нужная информация в ней есть. Особенно это касается переводных книг, так как в них зачастую почти совсем нет информации о том, как осваивали космос в СССР. Но согласитесь, в нашей с вами бывшей стране сделано было очень даже не мало.

Вместо заключения

И еще пара слов о проекте «Большое космическое путешествие». Ваши дети задают вам вопросы о космосе? Вы сразу можете на них ответить? Я — нет. Конечно же, можно взять энциклопедию о космосе и прочитать ответ в ней. С старшим сыном, у которого зрительный и слуховой каналы восприятия ведущие, это срабатывало. А вот с младшим сыном-кинестетиком это уже не работает. Пока я достану книгу с полки, он уже переключится на что-то другое. Поэтому я или сразу рисую то, о чем он спрашивает, на бумаге, или беру его за руку и веду делать пару экспериментов из «Большого космического путешествия». Как показал прошедший год, на очень многие вопросы детей там можно найти не только ответ, но и эксперимент, наблюдение и творческую работу в придачу.

А какие вопросы о космосе дети задают вам? Поделитесь в комментариях! А мы расскажем, как с помощью можно на них ответить!

Первый космонавт — Юрий Алексеевич Гагарин

Космические полёты в настоящее время стали практически обыденным делом.

Мы всё время слышим о полётах в космос, и, порой, мало задумываемся о том, какие колоссальные усилия прилагаются для осуществления различного рода космических задумок.

«Неисчерпаемые ресурсы космоса и факторы космических полётов – безграничное пространство, невесомость, вакуум и вместе с тем наличие самых разнообразных физических условий, огромные запасы энергии и вещества, наличие полного спектра химических элементов и многих веществ, многообразие проявлений поля и, наконец, предполагаемое наличие в глубинах космоса разумных существ» — космос может дать многое.

А началась космическая эра не так давно.

«Он сказал: «Поехали!»
Он взмахнул рукой.
Словно вдоль по Питерской,
Питерской,
Пронёсся над Землёй…»

«Поехали!» - фраза, сказанная первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным во время старта первого пилотируемого космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года. Она стала культовой, своеобразным символом новой, космической эры развития человечества.

Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина, Героя Советского Союза, первого человека в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство (выдержки из книги «Дорога в космос»):

«…Приближалось время старта. Вот-вот нас должны были отправить на космодром Байконур, расположенный на восток от Аральского моря в широкой, как океан, казахской степи. И все же я томился нетерпением, редко, когда ожидание было так тягостно. Я знал, что корабль, на котором предстояло лететь, получил название «Восток». Видимо, нарекли его так, потому что на востоке восходит солнце и дневной свет теснит ночную тьму, двигаясь с востока.

На космодром летело несколько космонавтов. Все могло случиться. Достаточно было соринке попасть в глаз первому кандидату для полета в космос, или температуре у него повыситься на полградуса, или пульсу увеличиться на пять ударов - и его надо было заменить другим, подготовленным человеком. Уезжающие товарищи были так же готовы к полету, как я. Старт должен был состояться точно в назначенный день и час, минута в минуту. Вместе с нами на космодром ехали несколько специалистов и врач.

На космодроме нас ждали. Там мы встретили многих знакомых специалистов и Главного Конструктора. Прибыл на космодром и Теоретик Космонавтики - так мы между собой называли видного советского ученого, под руководством которого составлялись сложнейшие расчеты космических рейсов. Он все время находился вместе с Главным Конструктором. Я знал, что для этих людей никогда не наступит покой. Они всегда будут искать новое, всегда дерзать. Только творческое содружество этих двух корифеев советской науки, больших коллективов ученых и инженеров, объединенных их единой смелой мыслью, могло породить космический корабль, определить ему надежный путь вокруг планеты с возвращением на Землю.

Зашел Главный Конструктор. Как всегда, внимательный, добрый. Ничего не спрашивая, сказал:
- Через пять лет можно будет по профсоюзной путевке летать в космос.
Мы расхохотались. Наше самочувствие понравилось ему, и он, мельком взглянув на ручные часы, быстро ушел. Я не уловил в нем и тени тревоги. Он был уверен во мне так же, как был уверен в себе.

Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле. Вот убрали железные фермы, и наступила тишина. Я доложил:
- «Земля», я - «Космонавт». Проверку связи закончил. Исходное положение тумблеров на пульте управления заданное. Глобус на месте разделения. Давление в кабине - единица, влажность - 65 процентов, температура - 19 градусов, давление в отсеке - 1,2, давление в системах ориентации нормальное. Самочувствие хорошее. К старту готов.

Многоступенчатая космическая ракета - сооружение настолько сложное, что его трудно сравнить с чем-либо известным людям, а ведь все познается путем сравнений. После выгорания топлива отработавшая свое ступень ракеты становится ненужной и, чтобы не быть обузой, автоматически отделяется и сбрасывается прочь, а оставшаяся часть ракеты продолжает наращивать скорость полета. Я никогда не видел ученых и инженеров, нашедших легкое и портативное топливо для двигателей советской ракеты. Но мне, взбирающемуся на ней все выше и выше к заданной орбите, хотелось в эту минуту сказать им спасибо и крепко пожать руки. Сложные двигатели работали сверхотлично, с точностью кремлевских курантов.

«Восток» мчался над просторами Родины, и я испытывал к ней горячую сыновнюю любовь. Да и как не любить свою Родину нам, ее детям, если народы всего мира с надеждой обращают к ней свои взоры.

Красота-то какая! - снова, не удержавшись, воскликнул я и тут же осекся: моя задача - передавать деловую информацию, а не любоваться красотами природы. Тем более, что «Земля» тут же попросила передать очередное сообщение.

В кабину долетала музыка Родины, я слышал, как родные голоса пели одну из моих любимых песен - «Амурские волны». Вспомнилось, что американцы писали: «Никто не в состоянии точно предсказать, каково будет влияние космического пространства на человека. Известно только одно - человек в космосе будет ощущать скуку и одиночество». Нет, я не ощущал скуки и не был одинок. Разрезая космос, я работал, жил жизнью своей страны. Радио, как пуповина, связывало меня с Землей. Я принимал команды, передавал сообщения о работе всех систем корабля, в каждом слове с Земли чувствовал поддержку народа, правительства, партии.

Я сверился с графиком полета. Время выдерживалось точно. «Восток» шел со скоростью, близкой к 28000 километров в час. Такую скорость трудно представить на Земле. Я не чувствовал во время полета ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время поел и пил воду из специальной системы водоснабжения. Ел я пищу, приготовленную по рецептам, разработанным Академией медицинских наук. Кушал так же, как в земных условиях; только одна беда - нельзя было широко открывать рот. И хотя было известно, что за поведением моего организма наблюдают с Земли, я нет-нет да и прислушивался к собственному сердцу. В условиях невесомости пульс и дыхание были нормальными, самочувствие прекрасное, мышление и работоспособность сохранялись полностью.

Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите, - возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета?

В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - «Восток» постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле». Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось, и дальнейший спуск протекал нормально. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления. От избытка счастья я громко запел любимую песню:
Родина слышит,
Родина знает…
Высота полета все время уменьшалась. Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке.
Десять тысяч метров… Девять тысяч… Восемь… Семь…
Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали…
В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном под зябь поле колхоза «Ленинский путь» юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Случилось, как в хорошем романе,- мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете.

Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели.
- Свои, товарищи, свои, - ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем.
Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой.
- Неужели из космоса? - не совсем уверенно спросила женщина.
- Представьте себе, да, - сказал я.
- Юрий Гагарин! Юрий Гагарин! - закричали подбежавшие с полевого стана механизаторы.

В эти волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч со знакомыми и незнакомыми друзьями. Все были для меня близкими и родными. Особенно трогательным было свидание с Космонавтом Два, который вместе с другими товарищами прилетел на реактивном самолете с космодрома в район приземления. Мы горячо обнялись и долго от избытка чувств дружески тузили друг друга кулаками.
- Доволен? - спросил он меня.
- Очень, - ответил я, - ты будешь так же доволен в следующий раз…»

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...