Как называется конец произведения в литературе. Презентация на тему: " Что такое сюжет художественного произведения? Завязка, кульминация, развязка." — Транскрипт
Простейшая актовая структура произведения (в обыденном представлении) выглядит так:
Завязка -> Кульминация -> Развязка
Причем мы чаще всего представляем завязку и кульминацию, скажем так, точками на сюжетной линии, а развязку - скорее, отрезком. Однако в тексте каждый из трех элементов обычно представляет собой эпизод (сцену) или главу.
Зачастую говорят, что основы этой композиции были заложены еще в «Поэтике» Аристотеля. Надо заметить, Аристотель говорил исключительно о драматургическом произведении, и из всей драматургии - о трагедии. Понятно, древнегреческой - с хором, богом из машины и прочими канувшими в историю атрибутами.
Так вот, говоря о пьесе, Аристотель выделяет в ней всего навсего «начало, середину и конец». Немножко не сходится с современным пониманием «правильной» структуры, с которого мы начали пост. Как минимум, кульминация - это не середина действия.
Аристотель разделял «образующие» части трагедии и «составляющие» (eide и kata to poson). Образующие части относятся к содержанию. Их по Аристотелю шесть:
сказание (mythos);
характеры (ethe);
речь (lexis);
мысль (dianoia);
зрелище (opsis);
музыкальная часть (melos)
Первые четыре части относятся к драматургии, последние - к представлению. Аристотель считал самой важной частью «склад событий» - сказание. Ибо считал, что цель постановки - изобразить действие, а не качество: не действие нужно в трагедии, чтобы подражать характерам, а характеры показываются посредством действия. (Ох, насколько же это современная мысль!)
На составляющие части трагедия разделяется по объему. Это:
пролог (вступительный монолог или сцена, содержащие завязку);
эписодий (непосредственное развитие действия, сцены с диалогами);
эксод (финальная песня, сопровождающая торжественный уход хора);
хоровая часть
Словом, если отбросить греческий хор, у нас останется немного иная схема:
Такая трехактная схема представляется нам более правильной. Развитие, как ни крути, важнее развязки: развязка даже в большом произведении имеет право отсутствовать или сводиться к одной фразе, а развитие - этап большой и серьезный. Упуская из виду важность объемной центральной части - развития - мы рискуем создать произведение с хорошим началом, хорошим финалом и провисом в середине. Наверняка, вы таких читали множество.
(И, вообще-то, лучше стразу думать о пятичастной структуре: экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация - развязка).
Остался один вопрос - что такое «Развитие»? Развитие чего?
Коллеги, ходившие к нас на литсеминар (или, к примеру, на семинар в Партените) сразу скажут: «Развитие конфликта». Но это совсем другая история и отдельный пост.
А в завершение этой статьи хочется сказать: проблема «провисания» центральной части произведения характерна не только для фантастических романов. Сценаристы много говорят об этом: понятно, что будет в первом акте, понятно что - в третьем. А вот второй акт: самый большой, самый «рыхлый по структуре», самый проблемный. И они нашли достаточно много решений, с частью из них мы вас познакомим со временем.
Композиция - это сопоставление, соразмещение отдельных частей произведения (пьесы, сценария, спектакля). То есть композиция «отвечает» за построение произведения, принимая в этом процессе непосредственное участие.
Каждому произведению свойствен свой «порядок построения». Он определяется общепринятым, нам известным, условным делением на «основные моменты действия»: завязка (где исходное событие), кульминация (где главное событие), развязка (где происходит окончательное «разрешение» сквозного действия/сюжета).
Композиция устанавливает определенные закономерности связи между отдельными частями произведения - основными моментами действия, эпизодами, сценами и, при необходимости, внутри них. То есть, установление определенной взаимосвязи и взаимозависимости между предыдущим и последующим действиями, событиями - как и чем они влияют друг на друга - это и есть «установление закономерностей связи между отдельными частями произведения», что и должно быть основной «заботой» композиции.
В классическом варианте драматургии выделяют следующие части художественного произведения: пролог, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, эпилог.
Данный список и порядок не являются обязательными. Пролог и эпилог могут не присутствовать в повествовании, а экспозиция может расположиться в любом месте и не обязательно целой частью.
Сюжеты современных произведений часто строятся по облегченной схеме: завязка – развитие действия – кульминация – развязка или по еще более облегченной завязка – действие – кульминация (она же развязка).
Пролог - вступительная (начальная) часть литературно-художественного, произведения, которая предваряет общий смысл, фабульно-сюжетную основу или основные мотивы произведения, или же кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию.
Функция пролога - передать события, подготавливающие основное действие.Однако пролог – это не первый эпизод повествования, насильственно от нее отрезанный.
События пролога не должны дублировать события начального эпизода, но должны порождать интригу именно в сочетании с ним.
Экспозиция - изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей развертывание фабульного действия.
Функции экспозиции:
Определить место и время описываемых событий;
Представить действующих лиц;
Показать обстоятельства, которые явятся предпосылками конфликта.
Завязка - момент, с которого начинается движение сюжета. Завязка – первое столкновение конфликтующих сторон.
Событие может быть глобальным или мелким, или герой в первый момент вообще может не оценить его важность, но по любому, событие меняет жизнь героев. Герои начинают развиваться согласно идее произведения.
Кульминация - вершина сюжета, высшая точка конфликта произведения, точка его разрешения.
Развязка сюжета - исход событий, решение противоречий сюжета.
Эпилог - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.
Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит с судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении.
М.А. Чехов определял композицию спектакля как трехчленное целое. «Начало вы переживете как зерно, из которого развивается растение; конец - как созревший плод, и середину - как процесс превращения зерна в зрелое растение, начала - в конец». Он утверждал, что «в хорошо построенной пьесе (или спектакле) имеются три кульминации, в соответствии с тремя основными частями. Они находятся в том же соотношении друг с другом, как и сами эти части (завязка, развитие, развязка)». Затем каждая из трех основных частей целого может быть подразделена на любое количество более мелких со своими кульминациями, вспомогательными. Кроме того, в других напряженных моментах необходимо расставить акценты, позволяющие режиссеру не отклоняться от основной идеи и одновременно осуществить свой, собственный режиссерский замысел.
Композиция - это главное, что отличает работу одного режиссера от другого. Композиция никогда не должна быть искусственно сочиненной, этакой выдуманной микросхемой. Это - биография пространства, возникающая из актеров, из воздуха, и конкретной сцены, из взаимоотношений вокруг спектакля. Композиция - масса воплощений в реальных обстоятельствах.
Композиция спектакля «Маша и Витя против «Диких гитар»:
Экспозиция: Волшебница начинает рассказывать, «творить» сказку.
Она знакомит зрительный зал с главными героями – Машей, которая верит в сказки и Витей, который в них не верит. У ребят возникает спор, в результате которого Маша решает доказать свою правоту – сказка существует.
Завязка: Маша и Витя узнают о похищении Снегурочки.
Дед Мороз рассказывает ребятам, что Кощей украл Снегурочку и теперь Новый год никогда не наступит. Ученики младших классов решают отправиться в сказочный лес, и во что бы то ни стало, спасти внучку Деда Мороза.
Развитие сюжета: школьники, попав в сказочный лес, встречаются с нечистой силой, справится с которой, им помогает дружба и смелость.
Узнав, что ребята идут выручать Снегурочку, нечистая сила решает их разлучить и поодиночке одолеть. Главная их задача - не дать ребятам найти Царство Кощея. Однако, на помощь Маше и Вите приходят обиженные нечистью лесные жители, которых по пути выручают ученики. В благодарность за свое спасение, «положительные герои» помогают детям найти дорогу к Кощею.
Кульминация: Освобождение Снегурочки из плена.
Маша, попав в Кощеево Царство, идет с главным злодеем на сделку – обменивает «волшебный» рецепт от зубной боли (Кощей давно «мается» зубами) на Снегурочку.
Развязка: Победа над нечистой силой.
Витя, спасая Машу из лап Кощея, вступает с ним в драку, в которой одерживает победу. Баба Яга, Леший, Дикий Кот Матвей и прочая нечисть, пускается в погоню за детьми. На помощь ребятам приходит Волшебница и зрительный зал.
Эпилог: Дети возвращаются в школу, где их ждут Дед Мороз и Снегурочка.
Спектакль завершается общим весельем – пришел Новый год.
Пролог предполагает настроить детей на предстоящее содержание урока, ввести их в определенное эмоциональное состояние. Переведя на язык хорового исполнительства, можно сказать об этом так, задача пролога - привести к общему тону, т.е. задать тональность, свойства звука, сделать ауфтакт.
Драматургическая завязка дает важнейший импульс к действию, определяет ход, темп, активность всех действующих героев. В завязке урока ставятся его основные задачи, определяется материал, с которым предстоит работать и способы действий всех субъектов, осуществляется организация готовности учащихся к предстоящей деятельности или непосредственному включению в деятельность.
Далее, согласно художественной драматургии, происходят определенные события, которые заставляют совершать конкретные действия. Существует множество приемов развития действия: повторение основной мысли, контрастное сопоставление, сравнение, варьирование.
Результатом развития становится кульминация. Кульминация - высшая точка переживания. Переживания всегда связаны с эмоциями.
Действиеразвязки построено на обобщении, умозаключении, утверждении основной мысли. В развязке акцентируются основные моменты содержания, закрепляются новые способы действий, осуществляется контроль. Развязка в уроке завершает работу с предметным содержанием. Если урок был связан с раскрытием темы, то развязка означает момент завершения раскрытия темы.
Эпилог происходит после того, как все события уже свершились. Действия эпилога могут быть связаны с оцениванием, анализом самоощущений и т.п.
Таким образом, согласно закономерностям драматургического развития, содержание урока музыки разворачивается как погружение в какую-либо тему, проблему, образ, творческий процесс создания музыкального произведения.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Связано с целенаправленными действиями учителя по планированию и организации учебно- воспитательного процесса. Это отбор учебного материала, организация различных форм учебной и воспитательной работы, планирование собственных действий и действий учащихся в ходе урока музыки и во внеклассной работе.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКЕ МУЗЫКИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ.
1. Эффективность организации входа и выхода. Приветствие. Работа с журналом. Работа с дневниками учащихся. Работа с дневниками музыкальных впечатлений.
2. Организация проверки знаний, домашнего задания.
3. Эффективность использования кабинета и материальной базы урока.
4. Выполнение психолого-гигиенических требований к уроку.
4. Организацию познавательной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, ее анализировать; импровизация;
5. Осуществление различных видов практической работы учащихся на уроке: пение полевок; пение по нотам; двигательно-ритмической деятельности; элементов хореографии, пластического интонирования; слушание музыки, сюжетно-ролевые игры; импровизация, сочинение музыки; письменные работы с различными заданиями.
6. Организация самостоятельной деятельности учащихся письменное размышление о музыке, выполнение творческих заданий и.т.д.
7. Организация контроля усвоенных знаний на уроке.
8. Сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке, дифферинцированный подход.
8. Подготовка к домашней работе.
В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средств, методов при постоянной опоре на общедидактические принципы и на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического.
Похожая информация:
- B. теорией «индуцированного взаимодействия фермента и субстрата» Д. Кошланда
- C) способность человека (или подразделения) заставить другого человека (или подразделения) осуществлять действия, которые иначе не были бы выполнены