Воздействие искусства на духовный мир человека. Исследовательская работа влияние искусства на жизнь человека Влияние синтетического искусства на жизнь человека

Мы заботимся о своем здоровье, питаясь правильно или посещая спортзал. Мы заботимся о внешности, ухаживая за собой и покупая красивую одежду. Но как часто мы заботимся о своем психологическом комфорте и душевной гармонии? Мы конечно читаем книги о методах достижения душевного равновесия, но применяем их крайне редко. Мы знаем о вреде стресса, но считаем его естественной составляющей нашей жизни. Так каким же образом мы можем уменьшить давление обстоятельств и обеспечить комфорт не только своему телу, но и душе?

Такие практики существуют уже не одну тысячу лет, и все они связаны с искусством. Ведь искусство и психология – две грани единой области человеческой натуры. Искусство позволяет нам через образы и слова познавать мир, открывая в себе те глубокие процессы, которые по сути руководят нашими мотивами, поступками и в конечном итоге отношением к жизни.

Бенедикт Спиноза писал об отношения между человеком и искусством: «Того, к чему способно тело, до сих пор никто еще не определил...но из одних лишь законов природы невозможно вывести причины построения архитектурных зданий, произведений живописи и тому подобного, что производит только лишь человеческое искусство. И тело человеческое не могло бы построить какой-либо храм, если бы оно не определялось и не руководствовалось душою».

Связь между человеческой психологией и его творчеством была выявлена достаточно давно, на эту тему проводились исследования и было написано множество научных работ. Одной из таких работ является книга Льва Семеновича Выготского, который еще в 1925 году попытался понять одну из самых сложных и загадочных областей человеческой деятельности - искусство. В этой книге рассматриваются механизмы становления личности, как творца, а также дается анализ различных форм воздействия искусств на человека. Другими словами - влияние искусства на человека и человека на искусство представляется уже с научной точки зрения, что дало толчок для образования новых педагогических методов воспитания детей, арт-терапии и других течений. Понимая, что творчество и искусство очень сильно влияет на психологическое состояние человека, важно знать, как использовать эту силу.

Влияние музыки

Мы воспринимаем музыку как развлечение, иногда как искусство, способ самовыражения. Но доказано, что она может оказывать терапевтическое воздействие и даже выступать действенным инструментом преодоления психологических сложностей, причем не менее успешно, чем другие практики. Это связано с тем, что музыка оказывает достаточно сложное воздействие на человека и его нервную систему, вызывая не одну, а множество реакций. Во второй половине прошлого столетия были проведены исследования, подтверждающие воздействие музыкальных композиций на гормональную регуляцию, органы дыхания, кровообращения и сердечно сосудистую систему. Многочисленные эксперименты подтвердили, что музыка напрямую влияет на самочувствие, работоспособность, может вызывать всплеск позитивных эмоций, а значит у нее имеется огромный ресурс для восстановления личности и ее психического здоровья. Были установлены следующие взаимосвязи:

1. Духовые инструменты благоприятно воздействуют на дыхание и кровообращение. Одни из самых древнейших из них - дудка, флейта, свирель - даже использовались при лечении заболеваний легких (туберкулеза, пневмонии);

2. Ударные инструменты - тарелки, барабан, бубен, колокольчики - нормализуют сердцебиение, задавая ему ритм музыки, также улучшают кровообращение, используются при проблемах с печенью. Также ударные могут избавлять от стресса и выводить из депрессии;

3. Клавишные инструменты и их звуки оказывают очищающие воздействие на организм, восстанавливают нервную систему;

4 . Струнные инструменты, такие как скрипка, гитара, арфа - успокаивают и позитивно влияют на психику, помогают качественной работе сердечно-сосудистой системы.

Есть исследования, которые также подтверждают прямое влияние конкретных звуков на физическое и психическое состояние человека:

  • шум воды и прибоя успокаивает и дает расслабление. Подсознательно эти звуки напоминают нам то время, когда мы были в утробе матери. Поэтому и многие младенцы так заворожено слушают их, прекращая плакать;
  • звуки леса (пение птиц, шум ветра) располагают ко сну, но зачастую также повышают тонус и настроение, придают бодрости и сил, обеспечивают внутреннюю гармонию;
  • другие звуки природы ускоряют мыслительные процессы, нередко стимулируют творческое вдохновение, помогают раскрыть особые таланты.

Современную музыку и ее влияние на интеллект человека более подробно разобрали ученые из университета Хэриот-Уотт в Эдинбурге во главе с профессором Адрианом Нортом, главой кафедры прикладной психологии. Они задались вопросом, какова же связь музыкальных предпочтений с интеллектом и характером слушателей. В ходе исследования ученые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира. Для определения уровня интеллекта добровольцев ученые использовали классические тесты на IQ, а также перечень вопросов по программе общеобразовательной школы. Поразительным оказалось то, что наиболее высокий интеллект продемонстрировали поклонники классической музыки и рока.
Самыми "недалекими" были признаны поклонники рэпа, хип-хопа и r"n"b - они показали самые низкие результаты IQ-тестов. Поклонники рэгги, джаза и блюза продемонстрировали завидно высокую самооценку и коммуникабельность.

Архитектура и психика человека

Все что нас окружает имеет прямое воздействие на психику и эмоции, в особенности архитектура города. Ведь при прогулке в разных районах города, или приезжая куда-либо мы склонны испытывать совершенно различные чувства. Любое место имеет свою неповторимую энергетику, которая может заряжать, вдохновлять, настраивать на работу или наоборот отнимать силы и вызывать удрученное состояние. К сожалению, в советский период никто не догадывался про взаимосвязь архитектурного изящества и психологического равновесия человека, так и появился (и пользуется популярностью до сих пор) строгий, четко геометричный стиль – функционализм. Однообразие прямоугольных форм, кварталы-близнецы, голые стены домов, сливающиеся с цветом асфальта – это все то, что с одной стороны так привычно для нашего взора и с другой чужеродно, неприродно для нас. Статистика гласит, что в районах типовой застройки, наблюдается высокий процент преступности, самоубийств и несчастных случаев. Человеку необходима визуальная красота, чтобы не впасть в депрессию.

Луис Генри Салливан – американский практик и теоретик и практик в области архитектуры говорил: «Архитектура - это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно».

Психология поэзии

В результате многочисленных исследований ученые обнаружили, что поэзия, словно мантра, завораживает своим звучанием и помогает максимально полно ощутить состояние, которое закладывал автор, как будто своими глазами увидеть события, которые он описывает и наполнится всем спектром чувств и эмоций. Именно такое воздействие стихов на человека связывают с тем, что при регулярном их чтении улучшается состояние здоровья, появляются силы и вдохновение для новых идей и достижений. В частности, наибольшее влияние поэзия оказывает на психологическое здоровье, являясь также профилактикой против психических расстройств.

Оказалось, что при чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты. Например, когда шекспировский эпитет "безумный" в адрес ветра заменяли на более простое в данном контексте слово "яростный", мозг воспринимал это прилагательное как само собой разумеющееся. Но именно необычный эпитет "безумный" заставлял нервную систему мобилизоваться, словно мозг пытался осознать, что делает здесь это слово.

Высокая поэзия, как обнаружили ученые, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Причем этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения.

Если говорить о терапевтических способностях поэзии, важную роль играет собственное сочинительство. Психологи утверждают, что выражая на бумаге свои эмоции в стихах, будь то грусть, гнев или страх, мы достигаем максимального их высвобождения. В результате они не накапливаются внутри нас и не становятся причиной разрушенных отношений с близкими людьми.

Живопись и психологическое состояние

Американскими учеными был сделан удивительный вывод – в процессе созерцания человеком картины активизируется определенный участок коры головного мозга и вырабатывается гормон дофамин, который отвечает за чувство удовлетворения и приятные ощущения. Примечательно также то, что этот же гормон вырабатывается, когда мы видим любимого, дорогого человека или же находимся в безопасном и комфортном для себя месте.

Сильным терапевтическим эффектом обладает рисование и на непрофессиональном уровне. Здесь имеет значение и цвет и материал, который применяется в процессе создания картины. Яркие цвета используются в так называемой «хромотерапии» - методикой выведения из депрессии и сложных психологических состояний. Занятия живописью развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор и формирует нравственные принципы.

Занятия искусством иногда кажутся нам бесполезными, необязательными действиями, потому что мы оцениваем их с точки зрения изменений, которые появляются в итоге во внешнем мире. Но гораздо важнее то, что происходит в это время в мире внутреннем - нашей душе.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

Автор рассуждает о необходимости искусства в нашей жизни, он акцентирует внимание на том, что «прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку». Юрий Бондарев приводит в пример произведение Моцарта «Реквием», которые невообразимым образом влияет на слушателей, «люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора». Так автор показывает, что искусство способно затронуть тонкие струны души человека, заставить его испытывать необыкновенные чувства.

Бондарев утверждает, что искусство может сильно повлиять на человека, ведь именно оно является самым прекрасным в его жизни. Искусство способно изменить человека, его внутренний мир. Это то, чему обязательно нужно учиться. Действительно, нельзя не согласиться с автором. Я считаю, что искусство может заставить нас испытывать радость и печаль, тоску и волнение, счастье и много других эмоций.

Так, в произведении И.А.Гончарова «Обломов» ярко описывается отношение главного героя к музыке. Обломов, посетив Ольгу Ильинскую, впервые услышал, как она играла на фортепиано. Автор показывает нам, как музыка может повлиять на внутренний мир человека, на его эмоции. Слушая великолепную игру, герой с трудом сдерживал слезы, он чувствовал силу и бодрость, желание жить и действовать.

Однако отношение главного героя произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» к искусству весьма негативное. Базаров не воспринимает его, как неотъемлемую часть жизни человека, он не видит его пользы и преимуществ. В этом и заключалась ограниченность его взглядов. Но жизнь человека без искусства, без «чувства прекрасного» очень скучна и однообразна, чего, к сожалению, герой так и не признал.

В заключение хочется сделать вывод, что искусство – это наиболее важная часть в жизни каждого из нас. Нужно просто впустить его в свое сердце и душу, и оно сможет покорить весь мир.

Вариант 2

Любой вид искусства для человека является высшей наградой за те усилия, которые он приложил для того, чтобы принять в нем участие - либо являясь создателем шедевра, либо просто любуясь со стороны его результатами.

Музыкальные композиции, загадочные полотна, изящные скульптуры возникли благодаря знаниям человека, природному дару или желанию достичь подобное совершенство.

В процессе создания любого шедевра искусства человек применяет свой талант, проявляя свои возможности в полную силу. Искусство развивает, не дает оставаться на одном месте, в состоянии бездействия. За счет этого люди совершенствуются. Те, кто в какой-либо степени относится к этой сфере - это люди творческие, находящиеся в постоянном поиске. Погружаясь в этот мир, они активно развиваются духовно.

Таким образом, через проявленные воображение, целеустремленность, фантазию, терпение искусство помогает в утверждении жизненной позиции, влияет на мировосприятие человека, помогает обрести себя, сформировать собственный образ мыслей.

Если речь идет о музыке, то после прослушивания именно классических произведений эмоциональное, психическое и даже физическое состояние человека улучшается. В зависимости от ритма и содержания мелодий, песен можно либо получить заряд невероятной бодрости, либо успокоиться.

Под влиянием искусства внутренний мир человека преображается. В любом из его видов - графике, театре, живописи и т. д. содержится столько глубинного смысла и страсти, которые выражаются за счет своеобразных выразительных средств, что они заставляют задуматься о себе, смысле жизни, позволяют по-новому посмотреть на мир.

Любое из произведений искусства способствует различению добра и зла, хорошего и плохого. Литературные произведения имеют огромную силу, способную действовать на человека, перенося его в другой мир. Становясь героем событий, изображенных в книгах, люди познают новую информацию, на основе которой становятся лучше, исправляют ошибки после знакомства с его персонажами, сочувствуют и радуются вместе с ними. Литература может в корне изменить мировоззрение человека.

Под влиянием живописи происходит формирование духовного мира человека. Участие в этом виде деятельности способствует самовыражению, усилению впечатлений. В скульптурах люди воплощают свои эстетические желания, а для наблюдателей со стороны они являются познавательными.

Таким образом, искусство воспитывает в человеке только лучшие черты характера, повышает интеллект, выявляя и развивая те качества, которые ранее были незаметны.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое Безнравственный поступок рассуждение

    Еще с раннего детства людей учат тому, как правильно поступать в той или иной ситуации. Учат понятию добра и зла, морали и нравственности. В разных странах и даже слоях общества эти понятия могут сильно отличаться.

  • Сочинение по произведению Олеся Куприна 11 класс

    Говоря про творчество такого замечательного писателя, как А.И. Куприн, следует отметить то, что он рассказывает в своих произведениях об искренней и настоящей любви

  • Анализ произведения Недоросль Фонвизина (комедия)

    В 1714 году в России был издан указ об обязательном образовании дворян. В случае неисполнения предписания царя недоучкам-недорослям, считавшимися несознательными, было запрещено вступать в брак

  • Сочинение Митраша и Настя сравнительная характеристика в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение

    Главными действующими лицами рассказа «Кладовая солнца» являются две сироты - брат и сестра - Настя и Митраша. Оба потеряли родителей: сначала болезнь забрала у них мать

  • Сочинение Папа в армии (как папа служил в армии)

    Защищать свою Отчизну – это главная обязанность каждого мужчины. У нашей страны самая могучая и образцовая армия. И день, и ночь, российские солдаты несут службу, охраняя наш спокойный сон.


Произведения искусства могут в корне изменить жизнь человека. Так, главный герой романа Д.Лондона «Мартин Иден» будучи простым моряком, влюбился в девушку из обеспеченной и образованной семьи – Руфь. В попытках изменить себя ради того, чтобы соответствовать возлюбленной, Мартин Иден обращается к произведениям искусства, а именно – к книгам. Он много читает, посещает библиотеки, изучает основы стихосложения и литературный язык. Впоследствии это помогает герою найти собственное предназначение в жизни, поскольку он открывает в себе писательский дар. Таким образом, под влиянием искусства полностью меняется жизнь героя данного произведения.

Порой случается, что под влиянием искусства человек излечивается от тяжелой болезни и избегает смерти.

Героиня новеллы О.Генри «Последний лист» Джонси, заболев воспалением легких, решила, что умрет так же скоро, как упадет последний лист плюща, который рос на старой кирпичной стене. Когда на растении остался единственный лист и начался сильный дождь и ветер, девушка практически потеряла надежду. Но старик Берман, художник, живший по соседству, узнав о проблеме Джонси, нарисовал красками на стене еще один лист плюща. Таким образом, глядя на такое небольшое произведение искусства, девушка поверила в собственное выздоровление и была спасена.

Часто случается и так, что люди отрицают важность искусства в жизни человека, считают, что искусство – бесполезная трата времени и ресурсов. Очевидно, эти люди ошибаются. Искусство – важнейшая, по моему мнению, часть нашей жизни. Многие писатели придерживаются такой же точки зрения, они считают, что без искусства жизнь невозможна. Так, в произведении И.С. Тургенева “Отцы и дети’ Евгений Базаров отрицает искусство, считает его ненужным прогрессивному человеку. Базаров искренне верит в то, что природа – мастерская, а о деятелях искусства он часто позволяет бросить себе подобные неодобрительные реплики: “Рафаэль гроша медного не стоит”. Его представления об искусстве не случайно вызывают активные споры в обществе, лишь редкие люди соглашаются с ним.

Не удивительно, что и фантасты двадцатого века затрагивали проблему важности искусства в жизни человека. Искусство, по их мнению, будет существовать ровно столько, сколько существует человек. Так, в романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери поднимает вопрос о ценности книг для общества. В произведении описывается мир, в котором государство уничтожает книги, существуют отдельные бригады пожарных, сжигающие книги. Участником такой бригады является и главный герой – Гай Монтэга, который на протяжении всего романа меняет свое отношение к книгам. Изначально он считает сжигание книг неплохим занятием и даже получает наслаждение, но после знакомства с Клариссой он понимает, что совершал ошибку, сжигая книги. Его мнение меняется, а к концу произведения он и вовсе будет уверен, что книги – лучший друг человека.

Впору вспомнить роман В. Гюго «Человек, который смеется». Урсус, один из героев произведения, создает собственные пьесы. Он реализует их и включает в роли его учеников. В итоге было проделано немало тяжелой работы, в результате которой они достигли известности. В романе на примере такой ситуации была показана важная роль искусства в жизни этих комедиантов. Они с помощью применения своих навыков в творческой деятельности смогли добиться успеха.

Довольно часто искусство становится не только лучшим другом, но и "лекарством" для человеческой души от проблем, которые его окружают. Например, в романе Жорж Санд "Консуелло" главной героине помогла справляться с трудностями классическая музыка. У Консуелло умерла мать, её предал и оставил одну любимый человек. Консуэлло живёт в ужасной нищете, она вынуждена ходить в старой потрепанной одежде, скудно питаться, она еле-еле сводит концы с концами. У Консуэлло есть талант – она прекрасно поёт, а обучение в музыкальном училище, наслаждение музыкой и пением помогает ей не пасть духом, вдохновляет её дальше бороться за жизнь. Пример из романа Жорж Санд иллюстрирует, какие чудеса способно творить искусство и насколько оно важно в жизни человека.

Очень редко встречаются случаи, когда искусство способно разрушить человеку жизнь. Так, например, в романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" картина стала одной из причин несчастья в жизни молодого юноши. Дориан Грей боготворил свой портрет, он являлся не только для него источником вдохновения, но и для тех, кому удавалось увидеть эту картину. В то же время Дориан ненавидел творение художника, потому что понимал, что красота его исчезнет с годами, а на портрете она останется навсегда. Портрет "услышал" просьбу Дориана, подарил ему вечную молодость, но какой ценой? В конце концов картина разрушила ему жизнь, отняла у него не только близких ему людей, но и жизнь Дориана Грея. Таким образом, искусство не всегда может оказывать благотворное влияние на человеческую душу. Мистическая история Оскара Уайльда это пример, как искусство может стать причиной развития в человеке таких качеств, как эгоизм и алчность.

Люди в своей жизни нередко совершают милосердные поступки. К примеру, в произведении Л.Н.Толстова «Война и мир» читателю показывают хороший пример сострадания к чужой беде. Во время захвата Москвы французами Наташа в первую очередь заботится не о своем благополучии, а о чужом. Она отдает свои подводы раненым солдатам, которые не способны передвигаться самостоятельно. Таким образом, мы видим, что девушка не теряет своего благородства даже во время критичных ситуаций.

Человек способен проявлять сострадание в любой момент своей жизни, в совершенно разных ситуациях. Так, например, в произведении А.И.Куприна «Чудесный доктор» совершенно посторонний для главного героя мужчина буквально спасает семью от неминуемой смерти. Доктор оказывает первую помощь погибающей девочке, оставляя деньги на еду и нужные лекарства. После того, как семье помогает неизвестный мужчина, главный герой находит работу, а девочка излечивается от заболевания. Пример из «Чудесного доктора» является наглядным примером того, как один милосердный человек может повлиять на будущее.

2012-06-16 Никита Мелихов Версия для печати

Никто не будет спорить с тем, что искусство играет познавательную, воспитательную, коммуникативную роли в формировании человека. С давних времен искусство помогало человеку осознавать и преобразовывать действительность, представляя ее в образах и тем самым связывая ее в единое целое. При этом у человека развивалось абстрактное и образное мышление - развивалась фантазия. Советский философ Э. Ильенков говорил: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» .

Нельзя не брать во внимание тот факт, что искусство с ранних лет принимает непосредственное участие в формировании сознания у ребенка (да и в течение всей жизни тоже). Музыка, литература, театр, изобразительные искусства - все они воспитывают в человеке чувственность и нравственность. Такие качества как дружба, совесть, патриотизм, любовь, справедливость и т.п. развиваются благодаря искусству. Более того, самое мышление было бы невозможно, без развития чувственного восприятия: «Способность логически мыслить, то есть оперировать понятиями, теоретическими определениями в строгом согласии с нормами логики, не стоит ровно ничего, если она не соединяется с равно развитой способностью видеть, чувственно созерцать, воспринимать окружающий мир» .

Конечно, при всем этом, искусство нередко выполняло функцию развлечения. И, казалось бы, если спокон веков искусство использовалось как для просвещения, так и для отвлечения, то и сейчас нет повода для беспокойства. Сегодня также остаются и создаются еще хорошие книги, фильмы, музыка, при ознакомлении с которыми человек приобретает возможность приобщиться ко всему наработанному человечеством опыту, тем самым развивая свои собственные способности. Только вот если брать не отдельные произведения искусства, а тенденцию развития (или деградации?) современного искусства, то она все заметнее отклоняется в сторону отречения от всех предшествующих наработок человечества, превращая искусство в индустрию развлечения и отвлечения человека о проблемы развития своих творческих способностей.

Пожалуй, каждый, хоть раз зайдя в музей современного искусства, думал о том, что, будучи ребенком, и то лучше рисовал. Известный художник Д. Поллок, брызгал и лил краску на фиброкартон, считая спонтанный творческий процесс важнее результата. Эти кляксы, стоят 140 млн. долларов, сегодня это одна из самых дорогих картин в мире. Об известном «Черном квадрате» писатель постмодернист В. Пелевин отзывался в одной из своих книг: «Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни - света в российском небе чаще всего нет. И душе не остается ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой - таков смысл полотна». Подобные беспредметные, ничего не изображающие картины даже личность автора делают бессмысленной, они говорят: «каждый увидит что-то свое».

Советский философ, посвятивший много времени изучению вопроса о влиянии искусства на человека, М. Лифшиц писал: «Основная внутренняя цель такого искусства заключается в подавлении сознательности сознания. Бегство в суеверие - это минимум. Еще лучше - бегство в немыслящий мир. Отсюда постоянные усилия разбить зеркало жизни или, по крайней мере, сделать его мутным, невидящим. Всякому изображению нужно придать черты чего-то «непохожего». Таким образом, изобразительность убывает, в итоге - нечто свободное от всяких возможных ассоциаций с действительной жизнью» .

В современном изобразительном искусстве существует множество разных направлений. Авторы некоторых направлений наделяют свои работы «глубоким» смыслом, который на самом деле является только формой, отображающей личные переживания и мимолетные чувства творца. Известный сюрреалист С. Дали писал о своей картине «Мягкие часы»: «Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена» . Такие работы не несут ничего полезного для остальных людей, потому что они являются отображением моментов самочувствия художника, которые вряд ли могут иметь значение за пределами этого исчезающего момента. «В старом искусстве было важно любовное, добросовестное изображение реального мира. Личность художника более или менее отступала на задний план перед его созданием и тем возвышалась над собственным уровнем. В новейшем искусстве дело обстоит как раз наоборот - то, что делает художник, все более сводится к чистому знаку, знамению его личности. «Все, что я нахаркаю, все это будет искусство, - сказал известный немецкий дадаист Курт Швиттерс, - ибо я художник». Одним словом, то, что сделано, вовсе не важно. Важен жест художника, его поза, его репутация, его подпись, его жреческий танец перед объективом кинематографа, его чудесные деяния, разглашаемые на весь мир» .

Прочитав книгу какого-нибудь современника, сидишь, порою, и думаешь «какие же идеи хотел донести автор?» Зато теперь даже и в книге для детей можно узнать, «как делаются дети» и какими словами лучше выражаться. С кинематографом дело обстоит так же, если не хуже. Фантастические боевики, «заумные» детективы, невероятные приключенческие романы - подобные фильмы штампуют, как на конвейере. Настоящие человеческие чувства и переживания отходят на второй план, сейчас в моде красивая форма, культивирующая вульгарное, наглое поведение, эгоистичность, отрицание каких-либо идеалов. Чего только стоят бесконечные эротические сцены, давящие только на физические человеческие потребности? И в остальных видах искусства, к сожалению, ничего качественно нового не появляется. Современные музыкальные исполнители или те же сценаристы-постановщики театральных спектаклей переделывают старые произведения на новый лад, совершенно искажая, а точнее, по возможности и вовсе элиминируя оттуда смысл. В этом зачастую и состоит весь их смысл.

Разве можно воспитать нормально развитого человека основываясь на таком искусстве? Современный человек читает вульгарную литературу, смотрит жестокие фильмы, слушает разрушающую музыку и при этом он сам становится вульгарным, жестоким и слепым. Наш современник не может нормально оценить ситуацию и найти из неё выход, ведь «чтобы мыслить об окружающем мире, этот мир нужно видеть» . Создавая работы, не отображающие ничего, кроме самочувствия художника на момент создания этой работы или же подменяя искусство красивой формой, не несущей никакого смысла вообще, творец губит возможность человечества приблизиться ближе к пониманию окружающей действительности, природы, общества, человека, да и самого себя тоже. А ведь «истина есть сходство наших представлений, или понятий, с самой вещью. Она должна быть основанием каждого произведения изящных искусств» . По этому поводу также писал В.И. Ленин: «Тут действительно, объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека, мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории etc. Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, ее «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. и т. п.»

Сейчас, пожалуй, каждого, кто решает заниматься творческой деятельностью и старается при этом не умереть с голоду, напутствуют такой фразой: «сначала заработай себе имя, а потом имя будет работать на тебя». Капитализм строго диктует свои условия: хочешь жить - продавай себя. Что же лучше всего продается? Вымышленные мифические утопии, абстрактные сюрреалистические картины, завлекающие, чарующие пейзажи, без какого-либо глубокого подтекста. Создаются такие работы, которые отупляют и уводят мысли в небытие. Почему? Никакой выгоды нет в том, чтобы рисовать несправедливость существующего мира, нет никакой выгоды в освещении проблем современного общества. Потому что такие произведения заставляли бы задуматься публику, задуматься о несовершенстве современного мира. Искусство теряет свою главную функцию - функцию отображения действительности, при этом оно выращивает ограниченного, бесчувственного и слепого потребителя. «Искусство в первую очередь должно отражать реальную жизнь людей, а не внушать, что всё хорошо. Для этого есть реклама, она требует, заставляет купить, побриться, помыться, подушиться, поехать отдыхать и так далее» .

Сегодня многие люди соглашаются с тем, что современное искусство является разложением старого и не выполняет созидающую роль в становлении личности. Эти люди стараются воспитывать себя и своих детей в духе классики, закрывая глаза на современную жизнь. Конечно, для нормального развития человека нужно осваивать богатства культуры, наработанные всеми предшествующими поколениями. Но для создания качественно нового в любой сфере, нужно выходить за пределы существующего. Следовательно, не стоит закрывать глаза, а наоборот - нужно обратить внимание на реальное положение дел и изменять ситуацию к лучшему.

Творцам следует направить свои усилия на то, чтобы открыть глаза человечеству: чтобы люди оглянулись вокруг, чтобы их сердца забились, чтобы они почувствовали существующую несправедливость и все вместе начали искать решение существующей проблемы.

2.Войцехович И. «Опыт начертания общей теории изящных искусств», М., 1823.

3.Дали С. «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим ».

4.Ильенков Э. В. «Об эстетической природе фантазии».

5.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е, т.45.

6.Лифшиц Е.М. «Искусство и современный мир», М., 1978.

XVII районная научно-практическая конференция школьников и студентов «Шаг в науку»

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

Выполнила: ученица 8Б класса

МАОУ «Гимназия №9»,

Распопова Софья

Научный руководитель:

Буравель Анна Иннокентьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №9»

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

Аннотация

Цель исследования : Доказать значимость различных видов искусства в жизни человека; показать, как искусство влияет на формирование духовной культуры личности человека

Задачи исследования: Раскрыть сущность искусства, рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе, определить основные функции искусства в обществе, их значение и роль для человека.

Предмет исследования: « Влияние искусства на жизнь человека ».

Объект исследования: . Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»; В. Вересаева «Состязание» , «Мать»,

Методы исследования: чтение литературы по данной теме, осмысление и анализ выбранных художественных произведений, сравнение и сопоставление, опрос, обобщение.

Полученные данные: доклад, презентация, данные социологического опроса.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы на занятиях по литературе, на внеклассных мероприятиях

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

План исследования

Есть ли книги, произведения искусства, благодаря которым у вас изменилось мировоззрение, отношение к людям? Этот вопрос вы слышали, наверное, не раз и можете назвать много произведений, в которых показана великая сила искусства.

Слышали ли вы «Седьмую симфонию» Д. Д. Шостаковича - один из ярчайших образцов искусства, в котором отразились события Великой Отечественной войны, а самое главное - этим произведением композитор внёс свой вклад в укрепление духа советских людей. «Знаменитая Ленинградская», - так назвала эту симфонию Анна Ахматова. Дмитрий Шостакович писал ее в доме, который едва ли не каждую минуту сотрясался от взрывов. «Моим оружием была музыка», – скажет композитор позднее. Седьмую симфонию, затаив дыхание, слушал весь блокадный Ленинград. Воодушевляющую игру Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали на весь город по громкоговорителям и радио. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда услышали эту музыку. Ведь они считали, что город мертвый. Побывавший на премьере Давид Ойстрах записал: «Слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом».

Это только один пример воздействия искусства на человека, но я уверена: никто не будет возражать, что сила воздействия искусства на человека велика. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем не сравнимую радость и удовлетворение. Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации.

Осознав это, я решила провести исследование по теме " Роль искусства в жизни человека".

Как искусство выражает чувства человека и окружающий мир? Почему говорят, «что жизнь коротка, а искусство – вечно»? Какой силой должно обладать искусство, чтобы оно смогло воздействовать на человека? Какую роль играет искусство в жизни человека и в моей жизни?

Эти и многие другие вопросы, на которые я решила ответить, проводя исследование, указывают на актуальность темы "Роль искусства в жизни человека".

Гипотеза: Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом.

Для успешного достижения результатов исследование было проведено по плану:

    Определение темы исследования.

    Выдвижение гипотезы.

    Постановка цели и задач исследования.

    Составление списка литературы по определенной теме.

    Чтение и анализ книг : Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»; В. Вересаева «Состязание» , «Мать», Г.Успенский «Выпрямила», Александр Грин «Победитель», В.Г. Короленко «Слепой музыкант», Глеб Мехед «Скрипач», К.Г.Паустовский «Старый повар».

    Слушание музыки: Д. Д. Шостакович «Седьмая симфония», 40-ая симфония Моцарта.

    Анализ репродукций картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)»

    Анализ и систематизация полученных результатов.

    Оформление результатов деятельности: составление доклада, оформление презентации.

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

Научная статья

Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко! А.П.

Все виды искусств

служат величайшему из искусств

искусству жить на земле.

Бертольд Брехт

Красота спасёт мир

Ф .М. Достоевский

Невозможно представить нашу жизнь без искусства и творчества. Где и когда бы ни жил , даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а и стремлением передать красоту и гармонию мира, восхищение перед совершенными творениями природы. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно всё более и более совершенствуется человеком. В о все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшить абстрактное мышление.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Искусство может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю.

Искусство многолико, и часто один его вид тесно связан с другим: так, во многих произведениях литературы мы можем узнать и о великой силе музыки, и о живописи, скульптуре, облагораживающей, дающей силы человеку. Это я и попытаюсь показать в своей работе.

Роль истинного искусства в жизни человека - вот проблема, над которой рассуждает российский писатель В. В. Вересаев во многих своих произведениях. Во все времена этот морально-этический вопрос был злободневен. Злободневен потому, что «искусство, по словам Ф. М. Достоевского, никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала».

По мнению В.Вересаева, искусство всегда завораживает, пробуждает в душе человека лучшие качества, разбивает стены и дает заряд внутренней энергии. Такое преображение человеческой души показывает он показывает в своем рассказе "Мать". Картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля наполнила радостью душу героя, который сначала был настроен скептически: " ...бесчисленные репродукции картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. " Но он начинает всматриваться. И вдруг незаметно, постепенно все вокруг как будто стало исчезать. Исчезли люди и стены. Исчез вычурный иконостас. Все больше затуманивались, словно стыдясь себя и чувствуя свою ненужность на картине, старик Сикст и кокетливая Варвара. И среди этого тумана ярко выделялись два лица - Младенца и Матери. И перед их жизнью все окружающее было бледным и мертвым…

И такая вся она была полная жизни, полная любви к жизни и земле…И все-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить от будущего. Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу будущему. И серьезное, сосредоточенное лицо ее говорило: «Настали тяжелые времена, и не видеть нам радости. Но нужно великое дело, и благо ему, что он это дело берет на себя!» И лицо ее светилось благоговением к его подвигу и величавою гордостью. А когда свершится подвиг… когда он свершится, ее сердце разорвется от материнской муки и изойдет кровью..." Поэтому, наверное, герой пришел к выводу: " Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться".

Приближение к человеческому нисколько не умалило религиозную идею “Сикстинской мадонны” Рафаэля, а лишь подчеркнуло гуманистическую глубину мысли художника. Нельзя не согласиться с точкой зрения а втора, который уверен, что истинное произведение искусства способно воздействовать на душу человека, помогая по-новому воспринимать мир , не только вызывает у него восхищение, но и заставляет быть лучше, очищает душу от скверны.

Добрая и поучительная сказка В. В.Вересаева «Состязание» посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом об истинной красоте, о той, которая не просто радует глаз, но и наполняет душу человека светом и любовью.

Т аким образом, Вересаев раскрывает тему правильного взгляда на человеческую красоту, которая не может заключаться в правильном разрезе глаз и тонкости стана, нет, читатели сами понимают, что именно Единорог изобразил истинную красоту - ведь ее разглядело в Зорьке его любящее сердце.

Вересаев показывает, что красота внешняя - это не есть красота внутренняя, без которой человек не может быть прекрасным и счастливым. И порой достаточно лишь открыть свое сердце, и внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть глубинную, настоящую красоту человека.

Писатель учит нас искать ее не глазами, а душой, и никогда не забывать об том, что ее можно увидеть лишь изнутри. В этом состоит одна из главных ценностей человеческой жизни

XXI век, как никакой другой, перевернул мир, ускорил его прогресс. Человечество вкусило плоды цивилизации, но, к сожалению, оно что-то утратило чувство прекрасного, все быстрее и быстрее устремляясь за материальными благами. И мы сегодня должны понимать, что духовные ценности человеческой цивилизации нуждаются в защите? Американский писатель Рэй Брэдбери в своих небольших по объему, но удивительно емких рассказах поднимает эту проблему. «Будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его», - хочется, чтобы эти слова писателя осознавали мои современники.

Один из сильнейших рассказов Брэдбери – « Улыбка», в котором он рассказал о влиянии на человека еще одного шедевра мирового искусства . Этот рассказ позволит нам связать воедино прошлое, настоящее и будущее и понять, что в наших руках «построить» спасительный мост над бездной, куда неудержимо устремляется человечество, - мост, сложенный из важных духовных составляющих: нравственности, традиции, любви и красоты. Без этого человечество обречено на вымирание и гибель. Рей Брэдбери в новелле рисует странную фантастическую картину, показывая людей будущего 2061 года. Люди ранним утром собрались на праздник - « праздник» оплевания и уничтожения шедевра Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)» . Сложно осознать, что такое можно назвать праздником. Люди, озлобленные, грубые уничтожают то, что создавалось умом и сердцем на протяжении столетий, то, в чем воплощены интеллект, разум, чувства, красота и мечты. А ведь « Мона Лиза» пережила времена, когда люди стояли долгими ночами в очереди, чтобы только увидеть ее улыбку. Но эти, собравшиеся на площади, не верят ни во что и влачат жалкое существование, уничтожают все следы красоты и культуры. Среди них оказывается мальчик Том, который просто хочет убедиться в том, что «она улыбается»; «она сделана из краски и холста»; «ей четыреста лет».

На первом месте у Тома - улыбка. Люди из будущего разучились улыбаться, не выражая тем самым расположение и радость. А это тоже признак культуры, но именно культура ненавидима взрослыми героями рассказа Рэя Брэдбери. У ребенка же потребность в радости и любви. В жизни ему этого не хватает. Мы наблюдаем, как Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за послед­ние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади и все смеялись, точно пьяные. А празд­ник науки месяц тому назад, когда притащи­ли в город последний ав­томобиль, потом броси­ли жребий и счастлив­чики могли по одному разу долбануть маши­ну кувалдой!.. Так неужели этот мальчик способен участвовать в варварском действии?

Вот он перед знаменитой картиной, на которую летят камни, плевки... " Том почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. Слепо

подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки и пинки вышибли его из толпы на волю. Весь в ссадинах, одежда разорвана, он смотрел, как старухи жевали куски холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья... Он глянул на свою руку. Она судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его. В руке его оказалась улыбка. Дома, когда все спали, Том "глубоко-глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста".

Мир спал, освещённый луной.

А на его ладони лежала Улыбка.

Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка...» Час спустя он все ещё видел её, даже после того как осторожно сложил её и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним – Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру".

Рассказ Брэдбери написан в середине XX века. Самое страшное в этой книге, на мой взгляд, что это будущее уж очень узнаваемо, черты того далекого государства, к сожалению, проступают в нашей жизни. Самое ужасное и удивительное то, что великий фантаст и придумщик Брэдбери ничего не выдумал. Все уже было или есть сейчас. Многие в наше время не ценят, или просто не понимают, насколько велика сила искусства.

Об этой вечной проблеме много писали в художественной литературе. Большое впечатление произвел на меня еще один роман Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В нем рассказывается о пожарном, который, вместо того чтобы сжигать книги, к чему обязывало всех пожарных правительство, остановился и задумался над окружающей его действительностью. Он понял, что уничтожение духовных ценностей ведёт сначала к моральной, а потом и к полной гибели человечества. Главный герой – Монтэг покидает город, в котором он прожил много лет, тем самым спасая себя от гибели. Мне кажется, что Рэй Брэдбери хотел показать этим, что только люди, возродившиеся духовно, достойны жить – и не просто жить, а жить для того чтобы «ощущать себя неотъемлемой частью всеобщего мирового порядка, как основы подлинно цивилизованного существования».

Своим творчеством Брэдбери протестовал против бездуховности «общества потребления», в котором бешеными темпами развивается техника и практически такими же темпами подавляется человеческая индивидуальность и духовность. Брэдбери не просто констатирует факт надвигающейся гибели цивилизации, он пытается рассказать, как это можно предотвратить.

Писатель-фантаст Айзек Азимов пишет о Брэдбери: «Чтобы оправдать свой взгляд на будущее, Брэдбери разбирает потенциальные угрозы, подстерегающие нас, и показывает, к каким серьезным последствиям они могут привести. Однако писатель не говорит: что это неминуемо должно случиться. Он говорит другое: вот что может произойти, если мы не примем мер; давайте же, если мы хотим избежать беды, возьмемся за дело сегодня, потому что завтра уже может быть поздно».

О том, что искусство «выпрямляет души» повествует Александр Грин в рассказе «Победитель». Скульптор Геннисон, увидев работу своего соперника, ощутил «чувство падения и восторга». Преклоняясь перед талантом Ледана, он разбил свою скульптуру. Разбил потому, что работу соперника посчитал подлинным произведением искусства.

В превосходном очерке «Выпрямила» Глеб Успенский глубоко и незабываемо показывает общечеловеческий смысл и значение прекрасного. Автор очерка вместе с героем, сельским учителем Тяпушкиным, задается вопросом: отчего так действует на многих людей знаменитая статуя древнегреческого скульптора Венера Милосская? Чем она так поражает человека? Почему оказывает на него столь сильное влияние, часто на всю жизнь, и при этом влияние самого положительного свойства? Задумавшись над тайной воздействия древнегреческой скульптуры, герой очерка (а вместе с ним и сам автор) вспоминает, как подействовала на него Венера Милосская в то время, когда он был в Лувре. Его приставили наблюдать, приглядывать за детьми и отвечать на их вопросы, на которые сами родители не могли найти достойного ответа. Но совершенно случайно Тяпушкин один забрел в Лувр. Глеб Успенский показывает его полную дремучесть и отупение от увиденных экспонатов. Тяпушкин устал, шумело в голове, и ровным счетом ему ни до чего не было дела. И вдруг радость хлынула в душу – он увидел Он был как сдувшийся воздушный шарик, как смятая перчат ка. Как и отчего, Тяпушкин не понимал, он воспрянул, ожил, выпрямил спину, расправил плечи и застыл, глядя на извечную гармонию, которой было полно все существо Венеры. Глеб Успенский рассказывает о чудесном мгновенном преображения унылого существа в Человека. Не раз и не два приходил потом Тяпушкин в Лувр, чтобы понять, что именно с ним происходит. Почему так наполняется он спокойствием и свежестью? Но таинство так и осталось непостижимым. Только сам он на время стал другим человеком, умеющим в большом и малом видеть красоту, сострадать и быть милосердным. Об этом повествует рассказ «Выпрямила».

По глубокому убеждению Г. Успенского, прекрасное и в жизни, и в искусстве служит высоким целям: помогает человеку лучше построить свою жизнь и жизнь других людей. Таким образом, прекрасное оказывается полезным для человека и человечества в самом непосредственном и в самом высоком смысле этого слова.

« Я желал бы всеми силами души моей, чтобы музыка моя приносила людям подпору и утешение», - сказал однажды великий композитор П. И.Чайковский.

Словно выполняя это желание композитора, многие писатели показывают роль музыки в жизни человека. Они убеждают, что м узыкой можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию. Не все и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь приходит музыка, которой доступно то, что не доступно даже поэзии.

Так, через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.

А герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов, человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

В рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар» речь идёт о музыке, способной влиять на жизнь человека, изменять её, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. В центре рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость .

Слепому герою этого рассказа, умирающему старому повару музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. «Быстрый звон рассыпался по сторожке», «клавесин пел полным голосом», «клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов», «старый пес вылез из будки», «яблони распустились за одну ночь», «ночь из черной сделалась синей». Смерть отступила на время: зиму сменила весна, к клавесину вернулось его былое звучание, ожил старый пес, а его слепой хозяин смог снова увидеть тот день, когда он впервые встретился со своею женой.

Что же прогнало смерть, что вернуло старику утраченное счастье? Почему ему удалось увидеть то, чего он так желал?

Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.

Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, в воображении, разбуженном музыкой, он снова смог увидеть свою жену Марту; он знает, что о его дочери есть кому позаботиться.

Итак, и скусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

Формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

Формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

Развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко!» - сказал писатель А.П.

Материал данной работы можно использовать на уроках литературы, МХК, искусства, музыки и на внеклассных мероприятиях.

1. Список используемой литературы:

    Александр Грин «Победитель» Сборник рассказов, Москва, Вентана-Граф, 1948г.

    В. Вересаева «Состязание» Детская литература» Москва, Вентана-Граф, 1974г.

    В. Вересаева «Мать» Детская литература» Москва, Вентана-Граф,1965г.

    Г. Короленко «Слепой музыкант» сборник рассказов «Терра»- «Терра»,1991г.

    Г.Успенский «Выпрямила» Властелин колец. Москва, Вентана-Граф, 1963г.

    Глеб Мехед «Скрипач» Сборник рассказов, Москва, «Мнемозина» 1984г.

    К.Г.Паустовский «Старый повар». .:АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 1975г.

    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» АСТ, Астрель, Полиграфиздат 1965г.

    Р. Брэдбери «Улыбка» Сборник рассказов, Москва, «Мнемозина» 1954г.

Используемые интернет- ресурсы

1. Отечественная и зарубежная литература

2. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit. 1 september.ru

3. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеоб го портала

4. http://litera.edu.ru

5. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библией

6. http://www.bibliogid.ru

7. Kidsbook: библиотека детской литературы

8. http://kidsbook.narod.ru

9. Виртуальный музей литературных героев

10. http://www.likt590.ru/project/museum/

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...