Вложения для советский революционный календарь. Выходные дни в ссср

UPDATE: По всей видимости, фото могилы скорее всего является фотошопной подделкой и 30 февраля в СССР в действительности никогда не существовало. Лично мне пока не удалось найти ни одного подтверждения в виде какого-нибудь календаря или газеты за 1930 или 1931 г. Зато известны календари, свидетельствующие об обратном.

Оригинал взят у masterok в Советский революционный...

Казалось бы, зачем я вам показываю эту фотографию. А вы не замечаете на ней ничего странного? Точно точно? Ну посмотрите внимательней! Нашли? Ок, давайте под кат, будем читать подробности …

— календарь, попытка ввести который была осуществлена начиная с 1 октября 1929 года в СССР. Однако с 1 декабря 1931 года этот календарь был частично отменён. Окончательно возврат к традиционному календарю был осуществлён 26 июня 1940 года.


Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь.


Советский революционный календарь с пятидневной неделей был введен с 1 октября 1929 г. Главной его целью было уничтожить христианский семидневный недельный цикл, сделав воскресенья рабочими днями. Однако несмотря на то, что выходных дней стало больше (6 в месяц вместо 4-5), такой искуственный ритм жизни оказался нежизнеспособен, он противоречил и бытовым привычкам, и всей устоявшейся народной культуре. Поэтому революционный календарь под давлением жизни постепенно менялся в сторону традиционного, который был восстановлен в 1940 г. Происходила эта календарная реформа следующим образом.

26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929-1930 хозяйственного года (с 1 октября) приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 г., был закреплен весной 1930 г. постановлением специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны, которым был введен единый производственный табель-календарь.


В календарном году предусматривалось 360 дней, и соответственно 72 пятидневки. Каждый из 12 месяцев состоял ровно из 30 дней, в том числе февраль. Остальные 5 или 6 дней (в високосном году) были объявлены «безмесячными каникулами» и не входили ни в один месяц и ни в одну неделю, зато имели собственные имена:



Неделя в СССР в 1929-1930 гг. состояла из 5 дней, при этом они были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной день в неделю.


Пятидневка приживалась с исключительным трудом - фактически это было постоянным насилием также и над привычным биологическим ритмом жизни людей. Поэтому большевики решили слегка отступить.


Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 г. «О прерывной производственной неделе в учреждениях», с 1 декабря 1931 г. пятидневная неделя была заменена шестидневной неделей с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий день). Следы этого видны, например, в титрах фильма «Волга-Волга» («первый день шестидневки», «второй день шестидневки»…).


С 1931 г. число дней в месяце было возвращено в прежний вид. Но эти уступки не меняли главной цели календарной реформы: искоренение воскресенья. И ритм жизни они также не могли нормализовать. Поэтому с первыми признаками реабилитации русского патриотизма накануне войны Сталин решил также прекратить и борьбу с традиционной структурой исчисления времени.


Возврат к 7-дневной неделе произошел 26 июня 1940 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Однако неделя в СССР начиналась с воскресенья, лишь в более поздние годы - с понедельника.


Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 года. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно - до конца власти компартии.

Новая советская власть ставила своей целью ни много ни мало строительство нового мира. А для этого изменениям необходимо было подвергнуть все сферы общественной жизни.

Одним из новшеств стал переход на григорианский календарь. СССР таким образом наконец сблизился в летоисчислении с Европой. Раньше это мешала сделать Русская православная церковь. Теперь же религия не была главенствующим фактором социальных изменений. И молодая власть с упоением начинает порой удивительные эксперименты с исчислением времени, обозначением дней недели и месяцев. Но не все революционные изменения были приняты обществом.

В период становления советской власти календарь являлся значимым инструментом формирования социальной памяти, мобилизации широких масс населения. Распределение праздничных и рабочих дней в нём регулировало жизненный уклад всего населения. В календарях 30-х годов XX века отражена массовая советская культура.

1 октября 1929 года в СССР появился реформированный календарь. Новый порядок отсчёта даты назывался революционным. А связаны изменения были с тем, что в конце августа 1929 года в СССР ввели так называемую «непрерывку». Большевики хотели запустить непрерывное производство. Это касалось как предприятий, так и государственных учреждений. Процесс сначала был введён частично, а с весны 1930 года повсеместно.

Советский революционный календарь помимо промышленной выгоды, которую надеялись извлечь большевики, был также инструментом идеологическим. Его задачей было уничтожение христианского религиозного недельного цикла с пятницами, субботами и воскресеньями. Менялись представления о неделях и днях недели. Дни лишались традиционных названий. Их нумеровали – первый день пятидневки, второй день пятидневки и т. д. Люди работали четыре дня, а на пятый отдыхали. И так весь новый годичный цикл, состоящий из 72 пятидневок. А чтобы выходные дни у работников предприятий и учреждений не пересекались, они были поделены на группы и отличались по цветам. Рабочие дни пяти групп отмечались в календаре жёлтым, розовым, зелёным, красным и фиолетовым. Календарь на 1930 год выглядел весьма красочно.

Пятый день – выходной

«Непрерывка» была призвана усилить производительную мощь страны, сократить сроки нового строительства и реконструкции старых производств. При этом учитывались интересы пролетариата в отношении количества рабочих дней и количества рабочих часов. О жизни вне производства речи не шло.

Выходных дней, таким образом, получалось больше – один в пятидневку. Выходные были теперь не воскресными днями, а красными, розовыми, фиолетовыми и вообще пятыми. Трудно представить, как с этим нововведением справлялись рабочие. Ведь выходные дни не совпадали у членов одной семьи. И такой предложенный советскому человеку уклад трудовой жизни вряд ли пользовался популярностью. Новый табель-календарь усложнял быт, личную и общественную жизнь. В домах висело по два календаря – старый и новый, по сути рабочий табель.

Оставшиеся пять нерабочих дней не входили ни в какие месяцы и ни в какие недели. Эти национальные праздничные дни – День Ленина – 22 января, Дни труда – на самом деле главные дни отдыха в Советском Союзе – 1 и 2 мая, Индустриальные дни – 7 и 8 ноября. В табель-календаре на 1931 год, таким образом, май начинался с 3 числа.

Стоит отметить, это был не единственный не воплотившийся в жизнь необычный проект советской власти в сфере исчисления времени. Во времена действия революционного календаря указывалось по-новому само летоисчисление – от «сотворения» социалистической революции. Причём продолжалось это вплоть до 1991 года. Рядом с привычным григорианским годом стоял год от 7 ноября 1917 года. Была введена даже соответствующая аббревиатура «с.р.».

В конце 1931 года пятидневная неделя была заменена на шестидневную с фиксированными днями отдыха, которые приходились на 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. Работать нужно было теперь пять дней, а на шестой отдыхать.

Месяца сохраняли свои старые названия, несмотря на то, что от Союза воинствующих безбожников поступали весьма неординарные предложения по их переименованию. Единственным месяцем, который сохранял своё название по их системе, должен был остаться май. Остальные месяца получили бы имена, например, Энгельса, Сталина, Коминтерна.

Кроме того, по декретам советской власти стрелки часов были переведены на час вперёд, по сравнению с астрономическим поясным временем. И даже солнце в Стране Советов находилось в зените в свой положенный час. Тоталитарный режим стремился управлять даже временем. Об этом пишет в своей книге «Время и политика. Введение в хронополитику» российский политический деятель и политолог Александр Юрьевич Сунгуров.

Возврат к традиционному календарю

К пятидневке привыкали с большим трудом. Постепенно революционный календарь был вытеснен традиционным. Семидневная неделя вернулась, но рабочая неделя всё же пока начиналась с воскресенья. Возврат к традиционной семидневной рабочей неделе случился лишь в 1940 году. Февраль и месяцы с 31 днём продолжали вносить смуту во все календари. А вскоре большие эксперименты советской власти со временем и вовсе завершились, вероятно, так и не повлияв на производительность труда. И 26 июня 1940 года был подписан указ президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю». Таким образом, советский революционный календарь просуществовал 11 лет.

1939 год, 22 года прошло с момента свержения власти временного правительства и по сути дела начала кровавой гражданской войны.

Первое, на что я обратил внимание, так это на странный календарь. Непривычный правда? Ну далеко не полезем, Вики дала вполне достоверный ответ.

Шестидневка

Табель-календарь на 1939 год. Фактически - это календарь на любой год, единственное отличие - наличие или отсутствие 29 февраля. Поэтому, с одной стороны, этот календарь можно назвать постоянным. Однако, шестидневки (то есть недели) были не сплошными, поскольку тридцать первые числа месяцев в шестидневки не входили. Интересно также, что после четвёртого дня шестидневки - 28 февраля - идёт сразу первый день шестидневки - 1 марта.
Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 года «О прерывной производственной неделе в учреждениях», с 1 декабря 1931 года пятидневная неделя была заменена шестидневной неделей (так называемой шестидневкой) с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий день). Следы этого видны, например, в титрах фильма «Волга-Волга» («первый день шестидневки», «второй день шестидневки» и так далее).
С 1 декабря 1931 года число дней в месяце также было возвращено в прежний вид.
Возврат к семидневной неделе произошёл 26 июня 1940 года в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Первоначально (в 1940-е годы) неделя в СССР начиналась с воскресенья, в более поздние годы - с понедельника."

В этом календаре кратко описаны биографии всех пламенных революционеров доживших до 1939 года без обвинения в измене, или умерших ранее своей смертью, ну или от рук убийц.
Не найдем в этом календаре биографий Каменева, Зиновьева, Блюхера, Троцкого по вполне понятным причинам. Лаврентий Палыч тоже обойден вниманием данного календаря, зато товарища Сталина там очень много

Но если история Октябрьской революции мне известна довольно неплохо, то вот факты про революционное движение некоторых стран меня удивили. И я точно помню, что в школе нам это практически не озвучивали.
Начнем с нашего лучшего врага Пин… ладно, ладно США, все таки околоисторический пост. В советской школе, в которой я учился, проскальзывала информация о немногочисленной коммунистической партии США. Ну а в календаре рассказывается, как она создавалась. Как видим и тут без двухпартийности не обошлось.



Кстати, а почему у нас нигде нет улицы им Браудера?

Но если в США борьба против эксплуататоров была явлением обычным (празднику 1 мая мы обязаны американским рабочим), то такое движение в Японии меня честно удивило, а уж Японская коммунистическая партия для меня прозвучало примерно как Коммунистическая партия Ватикана.(Представьте себе марширующих католических монахов с транспорантами с требованием к Папе римскому установить 8 ми часовой монашеский день.) Япония с ее огромным количеством трудоголиков, жесткой дисциплиной и вдруг на тебе, КПЯ. Приведу полный текст, вдруг кому интересно.



Вот показать это современным японцам то, а?

Коммунистическая партия Ирана. Один из оплотов мусульманского мира и здрасте, коммунистическая «зараза» и сюда проникла (зараза в кавычках, так что всех левых прошу не беспокоиться) И кстати, факты приведенные в данной исторической справке весьма интересны.

И тут Гайдар?!

Не смог пройти мимо Ирландского восстания. Ну не люблю я британский империализм.



А вот следующий материал скажем меня озадачил. Кавказская война всегда представлялась, как благо для народов северного Кавказа. И присоединение этих земель к Российской империи представляли как победу, но вот здесь представлена иная трактовка тех событий.

А ведь наказание для Шамиля довольно суровое, да?
Турция, как же без нее. Цели у Российской и Турецкой революций были разными, результаты то же, но во многом они схожи. Это кровавостью и иностранными интервенциями.





Ну и хочется отдельно отметить Украинские события 1918 года и провести параллели с современными реалиями.





Я понимаю, что данный материал будет в антифишках и возможен хохлосрач, но как же обидно, что часть русского народа раз за разом прыгает на одни и те же грабли (а ведь грабли и грабить слова однокоренные!)

В детстве для меня день Великой Октябрьской Социалистической революции был настоящим праздником. Помимо торжественной обстановки, демонстрации, парада это было еще и два выходных дня. Тогда было все понятно, куда идем и что строим. Сейчас же мысли другие в голову приходят, если призадуматься, в гражданской войне погибло по разным оценкам от 13 до 15 миллионов человек. А с другой стороны, зато не рабы. Исчезло деление на благородных и простолюдинов. Страна стала поголовно грамотной, выдержала еще одну, поистине великую, войну.
Я специально не стал подробно комментировать изложенный в календаре материал, хотя его агрессивная подача в мировом революционном ключе очевидна. Каждый решит для себя сам, что здесь правда, а что написано в угоду сиюминутной политической конъюктуре тех лет.
За сим откланиваюсь.
Не уставать Вам. С праздником!

Просьба внести в комитет по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) поправку о 60-часовой рабочей неделе поступила не от работодателей, а от рабочих коллективов, сообщил бизнесмен Михаил Прохоров, который возглавляет комитет, в интервью газете "Комсомольская правда ".

В большинстве случаев труд человека измеряется рабочим временем. Трудовое законодательство чаще всего использует такие единицы измерения, как рабочий день (смена) и рабочая неделя.

Дальнейшее уменьшение продолжительности рабочего времени было предусмотрено Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г.. "О повышении социальных гарантий для трудящихся". В соответствии с этим законом продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю .

Продолжительность ежедневной работы составляет 8 часов, 8 часов 12 минут или 8 часов 15 минут, а на работах с вредными условиями труда - 7 часов, 7 часов 12 минут или 7 часов 15 минут.

В апреле 2010 года российский бизнесмен Михаил Прохоров предложил изменить трудовое законодательство и ввести 60-часовую рабочую неделю вместо 40-часовой. В ноябре 2010 года бюро правления РСПП утвердило поправки к ТК, которые встретили яростное сопротивление со стороны профсоюзов. Однако позже документ должен был быть отправлен на рассмотрение российской трехсторонней комиссии с участием работодателей, профсоюзов и правительства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Говоря о реформах, которые революция принесла в Россию, упоминают и образование, и медицину, и, конечно, религию. Непременно говорится и о реформе календаря. Действительно, в январе 1918 года Россия перешла на григорианский календарь, догнав большую часть европейских стран. В этом был очевидный и ясный смысл – во-первых, юлианский календарь был неточен, во-вторых, самое передовое государство на земле не могло на 13 дней отставать от всего мира.

Однако менее известно, что этим реформы календаря не окончились. Пришлись они, однако, не на бурные годы первых лет революции, когда все традиции старого мира разрушались, а на относительно стабильный 1929 год.

В конце августа 1929 выходит постановление СНК СССР «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР ». В рамках этой идеи создается новый календарь. Год разделяется на 72 недели по пять дней в каждой. Еще пять дней остается на государственные праздники, ни в какие недели не входящие. Впервые опубликована эта система была в газете «За индустриализацию» 18 марта 1930 года в рамка постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Суть этой идеи заключалась в том, что работники предприятия или учреждения разбивались на пять групп (им присваивались цвета, всего пять), каждая из которых имела свой выходной день.

Идея, однако, приживалось с трудом. Вспомним, кстати, и «Золотого теленка» Ильфа и Петрова:

«Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и, вместо чистого воскресения, днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом».

Текст написан как раз в промежутке между 1929 и 1931 годом.

21 ноября 1931 года выходит новое постановление СНК СССР – «О непрерывной производственной неделе в учреждениях». Несмотря на название, постановление как раз разрешает «прерывную» рабочую неделю из шести дней. Пять рабочих дней теперь стали обязательны для всех, однако шестой – соответственно 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца – объявлялся выходным (в случае февраля переносилось на 1 марта). «Не влезающие» 31 числа так же стали рабочими.

Интересно, что дни этой шестидневной недели во многих календарях не имели названий – только номер.

Этот календарь работал, и работал достаточно долго – до лета 1940 года. Об этом упоминает в своих дневниках Елена Булгакова – из-за неработающего 18 числа паспортного стола у Булгакова возникают проблемы с получением документов для поездки за границу. Отсылки к нему встречаются и в «Возвращенную молодости» Зощенко:

«Во всяком случае, он регулярно бывает теперь в Детском раз в шестидневку, и счастье Лиды не поддается описанию».

Дни шестидневки возникают в титрах «Волги-Волги».

Введена эта система была и в учреждениях, и на предприятиях, исключая те, которые должны работать без выходных – общественные столовые, транспорт и т.п.

Однако она, конечно, оставалась сугубо городским явлением. В деревне никогда не было четкого графика работы, так что любые реформы трудовой недели или дня в сущности проходили там незамеченными. Большевистские нововведения никак не затронули людей, все еще живущих по религиозному календарю.

Разумеется, и пятидневная, и шестидневная неделя были во многом направлены против церкви и религиозности вообще. Они вовсе исключали воскресенья, наносили удар и по традициям мусульман и иудеев. Религиозный календарь (неважно, от Рождества Христова или от Хиджры) не мог совпадать с новым. В этом смысле календарную реформу 1929-31 годов можно рассматривать как доведения до абсолюта революционных порывов 20-х. Новая идеология к 1929 году ворвалась во все сферы традиционной жизни – имена святых заменялись именами мучеников революции или вовсе невиданными конструкциями, сомнению был подвергнут официальный брак, упразднена религия, менялись географические названия. Последним этапом таких изменений стала реформа самого времени.

В качестве незначительных элементов новой календарной системы можно рассматривать и еще два момента. Первый – отсчет дат от Октябрьской революции, чрезвычайно распространенный на календарях тех лет, но конечно совмещавшийся с традиционным счетом от начала Нашей эры.

Большевики, впрочем, не были новаторами в идее изменения календаря. Теми же идеями отчасти руководствовались и Юлий Цезарь, и Петр Великий, и уж совершенно те же мотивы были у французов во время их Великой революции. Во Франции, напомним, новый календарь продержался 13 лет, с 1793 по 1806 годы, пока его не отменил Наполеон – революционные идеи не вписывались в новую имперскую концепцию.

Не вписался в нее - уже на советской почве - и наш революционный календарь.

26 июня 1940 года, когда принимается указ президиума Верховного совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Преимущественно он посвящен вопросам трудового законодательства, но в кратком втором параграфе говорится: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели - воскресенье – днем отдыха». Так буднично и незаметно заканчивается целая эпоха советской жизни.

Почему это происходит? Конечно, сыграла свою роль и экономическая целесообразность, но думается, не только она. Меняется сама концепция политики СССР , как внутренняя, так и внешняя. Из единственной коммунистической, революционной страны в кольце врагов, Советский союз превращается по воле Сталина в великую, но обычную державу, своего рода империю. Эта империя уже участвует в мировой политике, заключает пакты с европейскими державами (и не только о мире, как в Брест-Литовске 1918, но и о взаимопомощи и союзных действиях), участвует в европейских войнах. В такой стране и календарь нужен «нормальный». Это возвращение семидневки и слова «воскресенье» в обиход – один из звоночков той новой политики, которая продолжится разрешением деятельности РПЦ и восстановлением погон в 1943 году и тостом «за здоровье русского народа», преобразованием наркоматов в министерства и многим другим. Словом, это был безусловный отход от революционной политики и эстетики к политике и эстетике Советской империи.

Константин Михайлов

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...