Срок повышения квалификации работников. Что такое квалификация работника? Виды повышения квалификации

Дополнительное профессиональное обучение сегодня, во время прогрессивных технологий, очень важно. Необходимость в обучении может возникнуть по двум причинам: по инициативе работодателя или по желанию самого человека.

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации по объему знаний, по сроку обучения организованы по следующим видам:

  1. Краткосрочное тематическое обучение, длящееся не менее 72 часов. Это обучение проводится по месту основной работы, затрагиваются вопросы конкретного производства, и заканчивается сдачей экзамена, зачета.
  2. Тематические или проблемные семинары, продолжительностью 72 - 100 часов. Обучение проходит по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим проблемам уже на отраслевом, региональном уровне, в объединении и так далее.
  3. Длительное обучение, свыше 100 часов, в образовательных учреждениях с углубленным изучением проблем по профилю профессиональной деятельности.

Дополнительные профессиональные программы требуют самоорганизованности, желания повышения профессионализма. Образовательные программы рассчитаны на то, как повысить квалификацию, как совместить особые пожелания и потребности заказчика.

Формы повышения квалификации

Повышения квалификации работников проводится по следующим формам:

  • с отрывом от работы, производства,
  • без отрыва от работы, производства,
  • с частичным отрывом от производства, работы,
  • индивидуальная форма обучения.

Независимо от видов повышения квалификации, согласно ст.187 Трудового кодекса РФ, за работником сохраняется на время учебы его рабочее место и средний заработок. Сотрудник, обучающийся в другой местности, получает командировочные в размерах, которые положены для служебных командировок. Кроме этого, по ст.187 ТК РФ, в командировке выплачивается средний заработок.

Если повышение квалификации происходит без отрыва или же с частичным отрывом от производства, то заработная плата начисляется по фактически отработанному времени или за произведенную продукцию. Если происходит совмещение работы и учебы, то продолжительность не должна превышать ежедневной нормы рабочего времени.

Курсы повышения квалификации

Если необходимо поправить знания в сфере своей деятельности, работы, то поступать в вузы нет необходимости. Достаточно просто пройти курсы по требуемой тематике. Эти курсы могут быть при крупных институтах, университетах.

В программу обучения обычно входят эксклюзивные, авторские программы проведения этих курсов. Курсы состоят из лекций, практикумов, индивидуальных консультаций. Время обучения на курсах длится 72 часа. По окончании курсов обучающиеся получают сертификат и информационный комплект по специальности.

Дистанционное повышение квалификации

Дистанционное обучение очень удобно для тех, кто хочет учиться, но мало свободного времени. Это обучение позволяет повышать квалификацию, независимо от места жительства, в удобные часы, сроки. В процессе обучения:

  • материалы для этого обучения представлены в электронном виде,
  • срок обучения не лимитирован как при очном обучении,
  • обеспечивается индивидуальное обучение и контроль,
  • дистанционный преподаватель может проводить видеообучение, отвечать на вопросы по Интернету, может отвечать на вопросы по электронной почте.

Где повысить квалификацию

Повышение квалификации, в зависимости от вида переобучения, может проходить:

  1. в самой организации,
  2. в учебных образовательных учреждениях: институты повышения квалификации или усовершенствования (региональные, отраслевые),
  3. центры, курсы, школы повышения квалификации,
  4. у специалистов с квалификацией (ст.21 п.3 Закона РФ от 10.07.92 за №3266-1 «Об образовании).

Все обучающие учреждения должны иметь лицензию на образовательную деятельность. Лицензия не требуется в следующих случаях:

  • при проведении разовых семинаров, лекций, стажировок, где не выдается документ о повышении квалификации,
  • при индивидуальном обучении у специалиста с соответствующей квалификации.

Внутри организации проводится так называемый «неформальный тренинг», когда новый член коллектива в паре с опытным сотрудником выполняет ту же работу. Или когда новичок проводит какое-то время в каждом отделе, чтобы иметь представление о работе коллектива, организации. Также новые члены организации могут повышать свой профессиональный уровень самообразованием, читая для этого определенную литературу.

Что является повышением квалификации? Совершенствование профессиональных умений и навыков. Существует множество разнообразных методик обучения, нацеленных на различную аудиторию, преследующих разные цели.

По правилам, повышение квалификации рекомендуется не реже, чем раз в пять лет. Инициатором может выступить как работодатель, так и само физическое лицо. Обучение по этим программам является повышением квалификации. Существует несколько видов обучения.

  • Краткосрочные курсы (меньше 72 часов), которые посвящаются конкретному типу работ, они могут проводиться по месту работы, что является повышением квалификации без отрыва от основной работы. Такие курсы важны для работающих специалистов и лиц, расширяющих свои профессиональные возможности в смежных специальностях.
  • Семинары, посвящённые определённой теме (от 72 до 100 часов) по технологическим и научным разработкам, что является повышением квалификации по сокращенной программе. Посещение бизнес-тренингов позволяют развивать навыки общения, убеждения, управления коллективом, что является повышением квалификации. К подобному типу относятся так же периодические семинары для бухгалтеров, педагогов, работников отдела кадров, медиков. В работе людей этих профессий постоянные изменения. Издаются новые законодательные акты, разрабатываются новые методики в образовании и медицине.
  • Длительные курсы (свыше 100 часов) которые представляют собой учёбу в специализированных учебных заведениях, что является повышением квалификации по полной программе обучения. Такие курсы полезны для людей, которым необходимо освоить новую специальность, получить второе смежное образование. Как правило, обучение по таким программам заканчивается выдачей соответствующего диплома о переобучении и повышении уровня. Часто, по результатам обучения, повышают разряд или категорию.

Молодые специалисты, окончившие высшие учебные заведения, зачастую, сталкиваются с проблемами в трудоустройстве из-за отсутствия каких-либо конкретных знаний.

Например, получив специальность «дизайнер интерьеров», сложно сразу включиться в работу дизайнером по проектированию мебели не зная конструктивных особенностей и технологических требований к изготовлению мебели, а также не освоив специализированных компьютерных программ.

Для этого сотрудник может пойти на соответствующие специализированные курсы, что является повышением квалификации. После окончания курсов возможна стажировка.

В последнее время широкой популярностью пользуются курсы дистанционного обучения. При обучении на курсах по повышению квалификации, с отрывом от производства, за сотрудниками не только сохраняются рабочие места, но и выплачивается заработная плата в соответствии с трудовым законодательством. Обучение специалистов производится на основании заключённых договоров с предприятиями любой формы собственности, кадровыми агентствами и бюро занятости.
За последнее время обучение в различных учебных центрах Челябинска становится все более популярным среди молодых специалистов, что является повышением квалификации и позволяет найти более интересную и перспективную работу.

Всего организаций, занимающихся обучением на курсах повышения квалификации в Челябинске около 100. В них можно освоить технические профессии и усовершенствовать управленческие навыки.
В учебные планы обычно входит теоретическая часть, обязательно подкреплённая печатными материалами и стажировка. Применение полученных знаний на практике, позволяет закрепить изученный материал, что непременно приведёт к росту профессиональных и организаторских навыков занимаемой должности.

Цена на курсах повышения квалификации в Челябинске, варьируется от 2000 рублей до 50000 рублей. Стоимость зависит от учебного заведения и курсов.
При подборе учебного центра необходимо обратить внимание на график обучения и подобрать наиболее подходящий вариант, чтобы впоследствии не пропускать занятия. Также не маловажной является информация о рейтинге учебной организации. Можно поинтересоваться на форумах, почитав отзывы о курсах и тренингах.
Обычно комплектуют группы из 20-25 человек. Возможны индивидуальные курсы. Например, для обучения специализированным компьютерным программам лучше предпочесть такие.
После окончания занятий студент получает удостоверение о прохождении краткосрочного курса повышения квалификации. Обучение на данных курсах является повышением квалификации и значительно повысит конкурентоспособность при трудоустройстве, увеличит возможность карьерного роста. Сведения о результатах обучения сотрудников направляются в отделы кадров предприятий. На основании этих данных работнику присваивается более высокая категория, разряд и больший оклад, в соответствии с тарифной сеткой.

Курсы повышения квалификации в Челябинске выбирают те, кто не привык стоять на месте, кто открыт новым знаниям, новому опыту и не боится трудностей и готов на собственном опыте узнать, что является повышением квалификации.

Вот только некоторые учебные заведения которые помогут совершенствовать профессиональные навыки.
Челябинский Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования.
Учебный центр «Весна» – подготовка парикмахеров-универсалов.
Образовательный центр «Интер-Проф» - проводит обучения по более70 рабочих специальностей.
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Челябинского Государственного Университета – более 75 курсов и семинаров.

В данной статье мы постараемся ответить на следующие распространенные вопросы: "Что такое квалификация?", "Кому она присваивается?", "Можно ли повысить уровень квалификации и каким образом?"

Наверняка каждый взрослый человек имеет представление о том, что такое квалификация. Данный термин неотрывно связан с понятием "деятельность". Любая работа, независимо от ее характера и уровня сложности, требует наличия у работника определенной подготовки, а также элементарных знаний и умений для того, чтобы качественно ее выполнять. Из вышеизложенного можно сделать определенный вывод о том, что такое квалификация. Это уровень подготовленности работника к возлагаемым на него обязанностям.
Квалификация присваивается после курса обучения и последующей проверки знаний. По окончании учебы выдается соответствующий документ - свидетельство или диплом. Распространенный вопрос: "Что такое и чем она отличается от специальности?" Ответ прост: специальность - это сфера деятельности, а квалификация - это уровень подготовленности (инженер, бакалавр).

Квалификация работника определяется таким показателем, как квалификационный разряд. Он присваивается аттестационной комиссией с учетом уровня сложности, условий и ответственности рабочего процесса. В нашей стране для определения квалификации принята шестиразрядная сетка, в некоторых случаях применяется восьмиразрядная. Для инженеров, экономистов, работников бюджетной сферы применяется присвоение соответствующей категории. От тарифа работника зависит его оклад, он формируется путем умножения тарифного коэффициента на ставку первого разряда.

Специалисты, уже имеющие высшее или образование, имеют возможность повысить уровень своей квалификации с целью расширения и обновления своих теоретических и практических навыков, вместе с тем повысив и уровень своих доходов. Существуют следующие виды повышения квалификации:

1. Краткосрочное повышение - до 72 часов. Проводится при инициативе работодателя, область - тематические вопросы в конкретном производстве. Лекции проводят высококвалифицированные штатные сотрудники компании. После сдачи экзамена выдается документ о прохождении кратковременного курса повышения квалификации.

2. Тематические семинары и тренинги - от 72 до 100 часов. Проводятся для адаптации

работников к новым условиям производственного процесса или при внедрении новых технологий. Данный вид повышения квалификации проводится в виде тренингов, семинаров по проблемным вопросам.

3. Длительное - от 100 до 500 часов. Проводится для сотрудников, имеющих но испытывающих дефицит практических навыков. По окончании выдается соответствующее свидетельство. По закону подобные мероприятия должны проводиться минимум один раз в 5 лет, однако на практике периодичность подобных курсов устанавливается произвольно, по желанию работодателя. Форма обучения может быть различной: без отрыва от производства, с отрывом, с частичным совмещением. Как правило, выбирается наиболее оптимальный вариант. В некоторых случаях курсы проводятся в другом городе. В этом случае за работником гарантированно сохраняется рабочее место, а также средняя заработная плата.

учебная деятельность, направленная на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которой является повышение эффективности труда.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

вид дополнит. проф. образования, обновление и углубление полученных ранее проф. знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образоват.потребностей, связанных с проф. деятельностью.

В Рос. Федерации становление системы П.к. относится к сер. 20-х гг. В 1925 в Москве созданы первые Курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва адм и хоз руководителей Уч заведения П.к. вскоре стали действовать во мн отраслях х-ва, в их числе были 11 промакадемий (ев 3 тыс чел), Высшие экон.курсы и ф-ты особого назначения при вузах. Регулярное П.к. постепенно распространялось на многочисл. категории работников, в т.ч. врачей, учителей и др. В СССР с кон. 60-х гг. П.к. охватывало руководящих работников и специалистов промети, стр-ва, транспорта, связи и торговли В системе П.к. кадров создавались отраслевые и межотраслевые ин-ты, ф-ты и курсы На П.к. направлялись лица со средним, ср. спец. и высшим образованием. Срок обучения с отрывом от работы, как правило, 1-2 мес, без отрыва от работы - 3-6 мес, в зависимости от должностной категории С 1977 руководящие работники и специалисты нар. х-ва были обязаны проходить П.к. не реже одного раза в 6 лет. В кон. 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 ИПК и ин-тов усовершенствования, 188 их филиалов, в 560 ф-тов при вузах, ев 600 курсов при мин-вах, ведомствах, орг-циях и учреждениях В качестве перспективы рассматривалась задача создания единой гос. системы П.к. Ежегодно в системе П.к. обучалось ок 3 млн чел, в уч процессе было занято ев 60 тыс преподавателей, среди них 70% - специалисты с учеными степенями и званиями. Однако в условиях экстенсивного развития произ-ва, адм -командной экономики, номенклатурного подхода к подбору и расстановке кадров деятельность системы П.к. была излишне формализована и не всегда эффективна.

Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности П.к. как удовлетворения образоват.потребностей Совр. система П.к. представляет собой совокупность уч заведений (подразделений) разл. органи-зац -правовых форм, а также органов управления ими, и - и учреждений и информац. служб, реализующих дополнительные проф. образоват.программы.

Организац. -метод руководство и координацию деятельности уч заведений системы дополнит проф. образования осуществляет гос. к-т Рос. Федерации по высшему образованию Создан (1992) Координац совет по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов.

В 1994 в системе дополнит проф. образования действовали 7 академий, 190 ИПК, межотраслевых региональных центров, высших школ управления, 108 ин-тов усовершенствования учителей и врачей, 297 ф-тов при вузах, более 140 разл. курсов и школ В уч заведениях занято ев 2 тыс штатных преподавателей (в т.ч. дера наук, профессора - 3%, доценты - 67%) и ев 27 тыс преподавателей на условиях почасовой оплаты труда.

Осн. направлениями П.к. в отраслях экономики стали вопросы предпринимательства, менеджмента, бизнеса, приватизации, внешнеэкон.деятельности.

В уч. процессе широко используются новые пед.и информац. технологии, проблемные лекции, деловые игры, разбор практич.ситуаций. Большое внимание уделяется экон, правовой, экологич.подготовке (к-рая связана с конкретными производств задачами), изучению достижений науки и техники, актуального опыта.

Ежегодно в системе П.к. обучается ок 2 млн руководителей и специалистов.

Подготовка и П.к. рабочих осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также в у ч заведениях проф. -тех образования и на разл. курсах.

В заруб. странах П.к. специалистов проводится, как правило, на базе вузов, в у ч подразделениях и на курсах, организуемых отд. фирмами. Определенную роль в организации П.к. специалистов играют также проф. ассоциации и т.п.

В Рос. Федерации сложилась многоуровневая система П.к. учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием Основополагающие принципы этой системы сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием, непрерывность П.к. на протяжении всего периода пед.деятельности, согласованность и преемственность функционирования разл. звеньев системы П.к., опережающий характер П.к. с учетом перспектив развития образоват.системы, достижений пед.науки и актуального пед.опыта.

Учителя, руководители школ и работники органов нар. образования проходят курсы П.к. при ИПК, ИУУ, пед.вузах, науч. -исследоват.учреждениях РАО Этими же учреждениями проводятся разл. тематич, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы П.к. позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности учителей, оперативно оказывать им необходимую помощь, в т.ч. и в устранении недостатков в работе, выявившихся, напр. в ходе аттестации. Содержание П.к. на курсах дифференцируется с учетом пед.стажа, уровня подготовки учителей, типа образоват.учреждений, в к-ром они заняты Педагоги самостоятельно решают вопрос. о выборе тех или иных форм П.к. Продолжительность курсов в зависимости от их целевой установки может варьироваться.

Уч. -тематич планы и программы могут охватывать широкий круг вопросов психолого-пед.наук и методики преподавания отд. уч предметов Используются разл. формы и методы лекции, семинары, практикумы, посещение лучших школ, конференции по обмену опытом и т и Большое внимание уделяется активным методам занятий, проблемно-методологич. лекциям, в ходе к-рых рассматриваются разл. подходы к решению той или иной пед. задачи, демонстрируются результаты науч. исследований, методы их достижения. Одновременно слушателям даются задания для самостоят. проработки. В практику курсовой подготовки вошли методы игрового моделирования, анализ пед. и управленч. ситуаций, организац.-деятельностные и ролевые игры и т. п. Эффективность курсов анализируется в ходе зачетов и защиты рефератов.

П. к. носит целостный и непрерывный характер. Курсовая подготовка неразрывно связана с коллективной метод. работой и самообразованием учителей в межкурсовой период. Непрерывность П. к. может обеспечиваться выполнением докурсовых и послекурсо-вых заданий, к-рые позволяют учителям активно связывать изучение теоретич. проблем с практич. деятельностью, а учреждениям - организаторам П. к. ориентировать самообразование педагогов.

В межкурсовой период осн. формой П. к. учителей является методическая работа. Самообразование - естеств. потребность учителя, обусловленная самой спецификой пед. труда, и призванная обеспечить непрерывность проф. совершенствования. ИПК, ИУУ могут разрабатывать ориентировочные программы самообразования для учителей разл. специальностей. ИУУ и др. учреждения метод. службы направляют самообразование учителей через докурсовые и послекурсовые задания, рекомендации. В помощь самообразованию учителей проводятся групповые и индивидуальные консультации, обзоры новых книг и журнальных публикаций, составляются реко-мендат. указатели лит-ры. Педагоги получают возможность изучить актуальный опыт педагогический, участвовать в опытно-эксперим. работе, привести анализ собств. пед. деятельности.

Непосредств. организация П. к. пед. работников возложена на ИПК и институты усовершенствования учителей.

Лит.: Паначин Ф. Г., Пед. образование в СССР, М., 1975; Худоминский П. В., Развитие системы повышения квалификации пед. кадров сов. общеобразоват. школы, М., 1986. П. В. Худоминский.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...