Тема любви в произведениях Бунина и Куприна (Школьные сочинения). Тема любви в произведениях Куприна и Бунина (Школьные сочинения) Сообщение мотивы в творчестве куприна и бунина

Тема любви – вечная тема. Она никогда не потеряет своей актуальности. О любви сложено множество стихов, песен, поэм и рассказов. И каждый автор по-своему определяет что для него есть любовь.

И как удостовериться в том, что это действительно настоящая любовь. Ярким примером служат такие произведения как: “Мастер и Маргарита” Булгакова, в котором возлюбленные проходят все трудности жизни, и в итоге остаются вместе; “Призрак Оперы” Леру, где опять же главные герои Кристина и Рауль после продолжительных “сражений” сбегают вместе “на край света”, правда, одно сердце все же осталось разбитым…
Можно перечислять до бесконечности все произведения о любви, но все же среди всего этого множества выделяются произведения двух русских классиков: Ивана Алексеевича Бунина и Александра Ивановича Куприна. Эти великие прозаики жили в конце 19 – начале 20 века. Но и по сей день, читая их произведения, нельзя не заметить их актуальности.

Особенный интерес эти личности вызывают тем, что их представления о любви были настолько похожи, что смело можно назвать их одинаковыми.

/> В рассказе “Гранатовый браслет” между Верой и Аносовым завязывается разговор, в котором Куприн, от имени своего героя, пытается объяснить, что же такое любовь: “А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. … Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!

Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Даже не читая его рассказов, только из этих строк мы понимаем, что не увидим в его произведениях ни страстных речей, ни счастливых влюбленных держащих друг друга за ручку и “уходящих в закат”. Автор желал показать настоящую любовь, не придуманную, а из нашей с вами жизни.
По этому же принципу были написаны и другие рассказы авторов. Например, “Чистый понедельник” Бунина. В рассказе мы сразу же замечаем отсутствие имен главных героев, и этим автор хочет показать то, что каждый может оказаться на их месте и этим еще раз подчеркивается жизненность произведения. И вроде бы ничего не “предвещало беды”, но влюбленные в итоге расстаются.

И в этом нет особой трагичности, а наоборот, будто так и должна выглядеть настоящая и искренняя любовь.
Стремление авторов к реализму привело к одному выводу – настоящая любовь существует, но если она взаимна – она не продолжительна, а если неразделенная – жить ей суждено куда дольше…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. К. Г. Паустовский писал: “У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”. Произведения А. И. КупринА и И. А. БунинА как раз и охватывают самые разные аспекты любви. У некоторых из их персонажей это великое чувство вызывает ощущение полета души, другие же чувствуют себя печальными […]...
  2. Все мы знаем множество поэтов и писателей, но хорошо ли мы понимаем, что каждый хотел нам передать. В русской литературе оставили большое сокровище многие поэты и писатели. Это шедевры не только национальной, но и мировой литературы. Разнообразием тем и проблем отличаются их произведения, и, несмотря на то, что созданы они в 19 веке, актуальными остаются […]...
  3. Тема любви – вечная тема не только в литературе, но и в искусстве вообще. Каждый художник привносит в нее что-то свое: свое понимание этого чувства, отношение к нему. Писатели Серебряного века по-своему трактовали любовные отношения. Можно сказать, что у них выработалась своя философия любви. Бунин и Куприн – одни из самых выдающихся писателей того времени, […]...
  4. О любви можно говорить долго и нудно, можно до хрипоты спорить и убеждать своего оппонента в том, что твоя точка зрения “правильнее”, а можно и вовсе ничего не говорить. Вот только факт остается фактом – у каждой сформировавшейся личности свое представление о настоящей любви. Перечислять их не вижу смысла – как говорится, сколько людей, столько […]...
  5. Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не любил. Не любил мать или от- ца, женщину или мужчину, своего ребенка или друга. Любовь способна воскрешать, делать людей более добрыми, душевными и гуманными. Без любви не было бы жизни, ибо сама жизнь есть любовь. Именно это все поглощающее чувство вдохновляло […]...
  6. Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Очень поэтично раскрывают эту тему в своих произведениях замечательные писатели Александр Иванович Куприн и Иван Алексеевич Бунин. Их творчество отличают глубокая человечность чувств, тонкий психологизм в раскрытии характеров, искренний тон […]...
  7. Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина. Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты. Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о […]...
  8. Ты чужая, но любишь, Любишь только меня, Ты меня не забудешь До последнего дня. И. А. Бунин Я не могу и не хочу сравнивать этих писателей, просто потому, что они пишут о разном: разные ситуации, разные люди (ну что общего между Беликовым, Желтковым и Арсеньевым?). Поэтому я всячески буду избегать сравнения, вопреки, быть может, здравому […]...
  9. Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина – судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых – где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих – оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером. Вторая мировая […]...
  10. У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание К. Паустовский Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место занимает “Гранатовый браслет”. Паустовский называл его “одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви”. Один из главных героев, бедный застенчивый чиновник Желтков, полюбил княгиню Веру […]...
  11. Во все времена поэты и писатели обращались к теме любви, потому что именно умение любить является основным достоинством человечества. Но все же, я думаю, никто так не умел говорить об этом чудесном чувстве, как Куприн и Бунин. Читая произведения этих писателей, чаще всего приходишь к мысли о том, насколько любовь сложна и многогранна. Я думаю, […]...
  12. Но ежели для истинной любви Страдание всегда необходимо, То, видно, уж таков закон судьбы. Научимся сносить его с терпеньем… В. Шекспир Л. Н. Толстой говорил, что сколько сердец, столько и родов любви. Это очень верно. Я прочитала много книг о любви, прежде всего русскую классику (особенно понравились мне повести и рассказы Тургенева), и поняла, что […]...
  13. И. А. Бунин в своем творчестве уделял теме любви и любовных взаимоотношений весьма значительное место. Однако его не интересовало описание прочных, долговечных отношений: любовь в его произведениях всегда коротка и трагична. Ярким примером такого взгляда на чувства может служить его рассказ “Солнечный удар”. Чувство, внезапно возникшее между случайными попутчиками на пароходе, оказывается в глазах писателя […]...
  14. О любви писали многие писатели, почти все. И каждое произведение показывало его личное мировоззрение, подчеркивало своеобразие и неповторимость. Так получилось и с КупринЫм, и БунинЫм – знаменитыми русскими писателями. Каждый из нх показывал свой взгляд на любовь. У КупринА любовь наиболее красивая и благородная. Это мы видим по повести “Гранатовый браслет”. В”Гранатовом браслете” дар большой […]...
  15. В Библии читаем, что Бог есть любовь. И с этим нельзя не согласиться: любовь – основа всего земного, не случайно влюбленные обращали свои взоры к звездному небу. Любовь и Красота – движущие силы Вселенной. Данте был прав, когда утверждал, что “любовь движет солнцем и прочими звездами”. Люди искусства, чье творчество всегда связано с любовью, дают […]...
  16. По рассказу И. А. Бунина “Чистый понедельник” Иван Алексеевич Бунин – величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ “На край света”. По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин – лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской […]...
  17. В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме. У […]...
  18. Русская литература отличалась необыкновенной целомудренностью. Любовь в представлении русского человека и русского писателя – чувство в первую очередь духовное. Бунин в “Солнечном ударе” принципиально переосмысливает эту традицию. Для него чувство внезапно возникающее между случайными попутчиками на пароходе, оказывается столь же бесценным, как и любовь. Причем именно любовь и есть это пьянящее, самозабвенное, внезапно возникающее чувство, […]...
  19. Тема любви всегда волновала Бунина, и наиболее известные свои произведения он посвятил ей: роман “Жизнь Арсеньева”, рассказы “Легкое дыхание”, “Митина любовь”, “Солнечный удар” и другие. Но в конце своей жизни он опять обращается к ней, создавая цикл рассказов “Темные аллеи”, по-новому осмысливая любовь, страсть, жизнь и смерть. В этих рассказах любовь чаще всего разделенная (Бунин […]...
  20. Проза И. А. Бунина считается синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало (“Антоновские яблоки”). Зачастую лирика заменяет сюжетную основу, и в результате появляется рассказ-портрет (“Лирник Родион”). Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”). Бунин – фаталист, иррационалист, […]...
  21. 1. Портрет и характер царя Соломона. 2. Изображение Суламифи при первой встрече с царем. 3. Самоотверженная любовь Суламифи к Соломону, 4. Любовь побеждает смерть. 5. Художественное своеобразие и смысл произведения. Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит. А. И. Куприн Действие повести А. И. Куприна происходит в далекой античной эпохе, еще […]...
  22. Тема любви в рассказе И Бунина “Чистый понедельник” Рассказ “Чистый понедельник” был написан в мае 1944 года, когда писатель был уже в преклонном возрасте и находился в эмиграции. Рассказ вошел в цикл “Темные аллеи”, всецело посвященный любви. Таким образом, главная тема рассказа “Чистый понедельник” тоже любовь, многогранная, загадочная и таинственная. В рассказе задействованы только два […]...
  23. “Олеся”. Противопоставление уродующей человека цивилизации и естественной жизни на лоне природы. Внучка “лесной колдуньи” – прелестная дикарка. Стадии развития любовного чувства героя: легкая и сладкая грусть, период томлений, первое объяснение в любви, наконец, “волшебная, чарующая сказка”. Любовь как естественное и гармоничное состояние человека. Поэтическое изображение природы. Богатство внутреннего мира героини. Причины ее трагической судьбы (дикие […]...
  24. Тема любви в русской литературе. (По циклу рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи”) Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти! Д. С. Мережковский Каждый писатель в своем творчестве затрагивает “вечные” вопросы бытия, по-своему осмысливая эти проблемы. Тема любви стала интерпретироваться по-новому писателями в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, когда люди жили в ожидании чего-то […]...
  25. Прекрасно все в любви – несет ли нам Страдания она или бальзам. Страданья ради истинной любви Блаженством, о влюбленный, назови. Саади. Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человек большой и сложной судьбы. Он много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Истинная любовь для Бунина есть вечная красота […]...
  26. Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь. Память!.. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и неясности погружаю я корни и стебли моего прошлого… Отдались, неотвратимый час, когда иссякнет эта влага, оскудеет и иссохнет сердце… И. Бунин “Роза Иерихона” Главное свойство личности И. Бунина и его художественного дара нельзя, пожалуй, […]...
  27. Положи меня, как печать, на сердце твоем, как перстень на руке твоей, потому что крепка, как смерть, любовь, и жестока, как ад, ревность: стрелы ее – стрелы огненные А. И. Куприн. Суламифь. В эпиграф сочинения мною вынесена цитата, вложенная А. И. Куприным в уста мудрейшего из правителей, царя Соломона. Этой фразой можно описать любовь в […]...
  28. Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского “Евгения Онегина”, после “Анны Карениной” Льва […]...
  29. 1. Тема любви в творчестве Бунина. 2. Художественная концепция цикла. 3. Любовная драма. “Темные аллеи” считаю, может быть, самой лучшей моей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства. И. А. Бунин В цикл “Темные аллеи”И. А. Бунина, который вышел в Нью-Йорке в 1943 году, входило одиннадцать рассказов. Полностью сборник был опубликован в 1946 […]...
  30. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру три повести: “гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. Протестуя против пошлости и цинизма, продажи чувств, зоологических проявлений инстинктов, писатель создает индивидуальные по красоте и силе примеры идеальной любви. Рассказ “Гранатовый браслет” имеет вполне реальную основу. Однако талант Куприна конкретный жизненный факт превратил в историю, о которой веками мечтают […]...
  31. Июн Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века. В литературу он вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и духовного кризиса русского общества. Ощущение перелома жизни, гибели старой дворянской культуры во многом определило основное содержание произведений писателя. Первые прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. […]...
  32. У любви каждого человека есть свой свет, своя печаль, свое счастье, свое благоухание. Любимые герои А. И. Куприна стремятся к любви и красоте, но обрести прекрасное в жизни, где царят пошлость и духовное рабство, они не могут. Многие из них не находят счастья или гибнут в столкновении с враждебным миром, но всем своим существованием, всеми […]...
  33. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало (“Антоновские яблоки”). Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет (“Лирник Родион”). Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”). Бунин – фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны […]...
  34. В творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема – тема любви. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Чтобы любовь не выдохлась, необходимо расстаться и навсегда, что происходит во всех рассказах Бунина. Все его герои живут в ожидании любви, ищут ее и чаще […]...
  35. Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. И. Бунин Любовь всесильна, нет на земле ни горя – выше кары ее, ни счастья – выше наслаждения служить ей. В. Шекспир Бывает, что любовь пройдет сама, Ни сердца не затронув, ни ума, То не любовь, а юности забава, Нет у любви бесследно сгинуть права: […]...
  36. Смысл любви в произведениях А. И. КупринА В творчестве писателя Александра Ивановича КупринА тема любви нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Тема любви позволила писателю утвердить свои гуманистические идеалы: нравственно- эстетическую ценность земного бытия, способность и устремленность человека к высоким и самоотверженным чувствам, а с другой стороны – обнаружение противоречий эпохи. Любовь в […]...
  37. Начну с “Гранатового браслета”. Куприн, как известно, создал это произведение по мотивам истории, рассказанной ему когда-то. Эта история связана с семьей князя Дмитрия Любимова. Все действия этой истории накладываются на сюжет рассказа “Гранатовый браслет”, кроме развязки, которую Куприн просто придумал, дабы приукрасить и довести рассказ до своего логического завершения. Я считаю, у Куприна это получилось […]...
  38. А. И. Куприна, большого мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, посвятившего этой вечной и прекрасной теме три повести – “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, “зоологических” проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры чистой […]...
  39. В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад общественных связей – ведущая тема многих произведений писателя, и раскрывается она всегда по элегически грустно. Его творческая манера объединяет в себе и суровую выразительность гравюры, и яркий колорит живописи. Бунин тонко заметил связь человека с […]...
Тема любви в произведениях Куприна и Бунина

Тема любви в творчестве Бунина и Куприна, двух русских писателей, относящихся к первой половине 20 века, является общей в их произведениях. Героев их рассказов и повестей характеризуют необыкновенная искренность и сила чувства. Оно подчиняет себе все мысли человека. Однако тема любви в творчестве Бунина и Куприна раскрывается практически всегда трагично. Главные герои неизменно обречены на страдания. Для того чтобы сохранить свое чувство, им следует навсегда расстаться. Такой финал мы наблюдаем во всех рассказах Ивана Алексеевича. Тема трагической любви в раскрыта очень подробно.

Любовь в произведениях Бунина

Герои его произведений живут в ожидании любви. Они стремятся найти ее и нередко гибнут, обожженные ею. Это чувство в его произведениях самоотверженно, бескорыстно. Оно не требует награды. Про такую любовь можно сказать: "Сильна, как смерть". Для нее будет радостью, а не несчастьем пойти на мучение.

У Бунина любовь не живет долго - в браке, в семье, в буднях. Это ослепительная короткая вспышка, озарившая до самой глубины сердца и души влюбленных. Неизбежен трагический финал, гибель, небытие, самоубийство.

Иван Алексеевич создал целый цикл рассказов посвященный описанию различных оттенков этого чувства. В нем, наверное, не найти ни одного произведения со счастливым финалом. Описанное автором чувство, так или иначе, кратковременно и заканчивается если не трагично, то по крайней мере драматично. Один из самых известных рассказов этого цикла - "Солнечный удар".

В нем героиня уходит в монастырь, а герой мучается от тоски по ней. Он всей своей душой любил эту девушку. Однако, несмотря ни на что, чувство его к ней остается светлым пятном в его жизни, хотя и с примесью чего-то загадочного, непонятного, горького.

Любовь героев произведений "Олеся" и "Гранатовый браслет"

Тема любви - основная тема в творчестве Куприна. Александр Иванович создал множество произведений, посвященных этому чувству. В повести "Олеся" Александра Ивановича Куприна героиня полюбила "доброго, но только слабого" человека. Тема трагической любви в творчестве Куприна раскрывается и в другом его произведении - "Гранатовом браслете".

Автор рассказывает историю некоего бедного служащего Желткова, описывая его чувства к состоятельной замужней княгине Вере Николаевне. Для него единственным выходом является самоубийство. Перед тем как совершить его, он произносит, словно молитву, слова: "Да святится имя твое". В произведениях Куприна герои могут показаться несчастными. Однако это верно лишь отчасти. Они счастливы уже тем, что в их жизни однажды была любовь, а ведь это самое прекрасное чувство. Таким образом, тема трагической любви в творчестве Куприна имеет жизнеутверждающий оттенок. Олеся из одноименной повести сожалеет лишь о том, что у нее не осталось ребенка от любимого. Желтков умирает, произнося благословение любимой женщине. Это романтичные и красивые истории любви, которые так редко встречаются в реальной жизни...

Героями произведений Куприна являются мечтательные личности, наделенные пылким воображением. Однако они в то же время немногословны и непрактичны. В полной мере эти черты раскрываются после того, как они проходят испытание любовью.

Так, например, Желтков не говорил о любви к Вере, обрекая себя тем самым на муки и страдания. Однако он не мог скрывать свое чувство, поэтому писал ей письма. Желтков из повести "Гранатовый браслет" испытывал безответное, жертвенное чувство, полностью овладевшее им. Казалось бы, это мелкий чиновник, ничем не примечательный человек. Однако он обладал поистине огромным даром - умел любить. Он подчинил все свое существо, всю свою душу этому чувству. Когда муж попросил его больше не беспокоить ее своими письмами, Желтков решил уйти из жизни. Он просто не мыслил существование без княгини.

Описание природы, противопоставление любви и быта

У Куприна очень важную роль играет описание природы. Она является фоном, на котором происходят события. В частности, любовь, вспыхнувшая между Иваном Тимофеевичем и Олесей, представлена на фоне весеннего леса. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна характеризуется тем, что в произведениях этих авторов высокое чувство бессильно перед амбициями, расчетом и жестокостью жизни. После столкновения с обыденностью оно исчезает. Вместо него остается лишь чувство пресыщения.

Любовь проходит мимо

В произведениях этих авторов быт и любовь, обыденность и это высокое чувство не могут совмещаться. Однако бывает и так, что люди, не замечая своего счастья, проходят мимо него. И с этой стороны раскрывается тема К примеру, героиня "Гранатового браслета" княгиня Вера поздно замечает чувство к ней Желткова, однако в конце произведения она узнает, что значит всепоглощающая, бескорыстная любовь. На короткое мгновение она осветила ее жизнь.

Несовершенство человека и жизнеутверждающие моменты

В самом человеке, вероятно, есть то, что мешает всем нам замечать добро и красоту. Это эгоизм, который нередко выражается в желании быть счастливым любой ценой, даже если другой человек будет страдать от этого. В произведениях Куприна и Бунина мы находим все эти размышления. Однако, несмотря на драматизм, присутствующий в них, в рассказах и повестях можно увидеть и что-то жизнеутверждающее. Высокое чувство помогает персонажам Куприна и Бунина выйти за круг пошлости и обыденности, окружающей их. И неважно, что лишь на мгновение, что ценой этого мгновения нередко является целая жизнь.

В заключение

Итак, мы ответили на вопрос о том, как раскрывается тема В заключение отметим, что рассказы и повести этих авторов учат нас умению разглядеть настоящее чувство, суметь не упустить его и не скрывать, поскольку однажды может быть слишком поздно. И Бунин, и Куприн считают, что любовь дается человеку для того, чтобы озарить его жизнь, чтобы открыть его глаза.

Можно заметить, что и тот и другой автор в произведениях, посвященных этому чувству, чаще всего прибегают к приему контраста. Они противопоставляют в своих рассказах и повестях двух любящих. Это разные люди как в моральном плане, так и в духовном. Кроме того, у них нередко бывает большая разница и в социальном положении.

Любовь в рассуждениях имеет безграничный смысл. Многие выражают ее по- своему. Мастерство перевоплощения будоражит разум. Каковы переходы и выражения чувств Куприна и Бунина в своих произведениях. Красота слова, завораживающая разом пропитывает строки таких известных произведениях, как «Гранатовый браслет » и «Темные аллеи».

Оба поэта любовь характеризуют как чувство жертвенное, легкое, улетучивающееся, парящее и ранимое «от слова злого языка и порочности речей». Главные герои произведений переживают чувства своих творцов, они являются воплощением одинокой и безудержной любви, неистовая сила притяжения и отторжения, беспрекословные решения, безумие и в то же время легкость. Что же такое любовь по пониманию Куприна и Бунина? И какова их роль?

Многие поэты 18-19 веков Золотой Руси, что Пушкин, М.В. Лермонтов и другие поэты того времени строили похожий смысл воплощения белой птицы любви, надежды и безветренности.

Напоминание данной «касты поэтов» не случайно. Так как на протяжении многих лет величайшие поэты Российской поэзии и лирики пытались построить определенный алгоритм проявления любви в своих произведениях, как бы грубо это не прозвучало. Куприн и Бунин не боялись проявления безудержной любви и выставление её на публику, без всяких ограничений читатель принимает это чувство и переживает его вместе с поэтом и с героями произведений. Тема любви в творчестве Бунина и Куприна имеет 3 аспекта в своем стиле:

  1. Образцово-имортный
  2. Теоретически-фактурный
  3. Аллегорическо-матофорный;

Каждый из этих аспектов связывает одно схожее - все они имеют единую цель в своем роде, они связывают неповторимое чувство любви в произведении чувством жертвенности, привязанности, теплоты проникновения. Но есть и различия между стилями проявления любви и ее проходимости через читателя. Чтобы это понять, давайте вспомним произведение Куприна «Гранатовый браслет» где героиня понимает, что чувство любви она пропустила. И любовь Куприна жесткая, от которой герой страдает, отдает себя в жертву, но остается до конца верным своему чувству, никогда не сдает позиции и пытается анализировать аспект своей страсти, объект всегда возвышен к сердцу, стратегическая позиция курьерности и артропии в аллегорическом описании.

У Бунина поверхностная тема любви раскрывается особо таким же образом, как и у Куприна, но внутренний смысл раскрыт не аналогичным способом, как у героев «Купринских историй». Ветреная чувственность и неограниченность прослеживается почти в каждом произведении. Но «Темные аллеи» - это некое исключение тематики проявления любви.

Кажется, поэт пытается показать и светлую и темную сторону проявления «любовных потех». Где-то тематика любви читателя трогает за душу, а где-то и за тело. Для Бунина и Куприна было важным то, чтобы их герои и читатели чувствовали терзание жертвенной любви не только душой, но и телом. Чтобы все это чувство казалось аналогичным в нашем времени. Поэтому проявление любви в произведениях обоих авторов является и по сей день актуальной темой.

«Любовь такая же, как и раньше: жертвенная, прозаичная, трагичная, настоящая пропитана тревогой и переживаниями, душераздирающей магией тела и души. А лживая счастливым концом», - так сказал русский публицист 19 века Арсентий Гудельман Баншторден. Именно тема любви Куприна и Бунина в прозаике и лирике помогла человеку обрести понимание того времени, чувствовать героя насквозь, чувства, раздирающие и тело и душу.

«Равноправие чувств аллегорической любви и нежной их заботы, чувств ненадежности, тревоги и детской впечатлительности, потере, разлуке и вновь восстановления», - это и есть любовь выражения Куприна и Бунина. «Percurte adre as ad aspra» - прохождение любви подобно свету - истина произведений этих величайших русских писателей-лириков.

О любви можно говорить долго и нудно, можно до хрипоты спорить и убеждать своего оппонента в том, что твоя точка зрения «правильнее», а можно и вовсе ничего не говорить. Вот только факт остается фактом – у каждой сформировавшейся личности свое представление о настоящей любви. Перечислять их не вижу смысла – как говорится, сколько людей, столько и мнений. Но оказывается, это не совсем так.

В конце 19 – начале 20 века жили в нашей стране два великих прозаика – Иван Алексеевич Бунин и Александр Иванович Куприн. Особенный интерес эти личности вызывают довольно простым фактом – их представления о любви были настолько похожими, что я не побоюсь назвать их одинаковыми. Причем одинаковыми настолько, что мысли одного писателя, можно выразить словами другого, и наоборот.

Возьмем, к примеру, замечательные строки из «Гранатового браслета» Куприна (они, как нельзя лучше, отражают сущность понимания этого чувства автором) – помните, где генерал Аносов спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Он даже не спрашивает, а скорее рассуждает, но Вера все поняла – «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Прошла тихо и намеренно незаметно. Вера Николаевна даже не попыталась ухватиться за нее. Почему? Ответ довольно прост – всему виной ментальность нашего народа. Когда Желтков начал писать своей возлюбленной письма, у Веры уже был жених. Потом жених стал мужем, но письма продолжались. И у Веры, как у любой «верной жены», просто сработала защитная реакция – игнорировать. Она даже не попыталась встретиться с этим человеком, выслушать его и может быть даже понять. Вера просто игнорировала его, а когда она наконец-то все поняла, было уже слишком поздно…

В «Темных аллеях» Бунина ситуация схожа. На протяжении всей своей жизни Надежда любила только одного человека – петербуржского офицера Николая Алексеевича. Она не просто любила его, она отдала ему всю себя: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот… Поздно теперь укорять». Но для офицера Надежда была лишь приятным воспоминанием из прошлого. А все почему? Да потому что из крепостных она была. Что бы сказала общественность, женись Николай Алексеевич на ней? Лишь это его и волновало. Даже уезжая с ее постоялого двора, он задумался: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?" Свою позицию Бунин выражает в одном предложении: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

Как видите, стремление к реализму привело этих авторов к одному выводу – настоящая любовь существует, но если она взаимна – она не продолжительна, если она неразделенная – жить ей суждено куда больше…

Самые подходящие примеры о любви по направлению «Он и она» Вы можете найти в книгах И.А. Бунина и А.И. Куприна (это даже рифмуется, так что легко запомнить). Основное достоинство этого выбора — то, что все произведения невелики по объему, а значит, их легко прочитать здесь и сейчас, чтобы привести качественные аргументы и получить наивысший балл. Для самых занятых Многомудрый Литрекон оставляет ссылки на краткие содержания. Начнем!

  1. В рассказе И.А. Бунина « » главный герой пострадал от любви к женщине, которая предпочла ему духовное саморазвитие в стенах монастыря. Он долго ухаживал за ней, дарил дорогие подарки и водил в самые фешенебельные места, но она оставалась холодной и отдаленной. В то же время она явно отдавала ему предпочтение и не отказывала, когда он вновь и вновь заезжал за ней. Это таинственное поведение только разжигало страсть героя, который был уверен в достижимости своей цели. Однажды он даже получил желаемое сближение, но потом получил письмо, из которого узнал, что возлюбленная уехала на продолжительный срок. Ожидание закончилось полным разочарованием в любви: девушка ушла в монастырь. Даже спустя несколько лет он не мог забыть ее и избавиться от боли. Их случайная встреча лишь напомнила ему о том, как он страдал.
  2. В рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание » описывается пример фальши в любви. Молоденькая девушка играла чувствами казачьего офицера, фанатично влюбленного в нее. Оля не могла обойтись без внимания кавалеров, в нем она черпала жизненные силы и уверенность в себе. Случайная связь со взрослым мужчиной рано развратила ее, и теперь героиня была психологически травмирована. Порочность, чувство вины и отвращения к мужчинам извратили ее понимание любви. Поэтому она обманула офицера, пообещав ему согласие на брак, а затем призналась ему в обмане и цинично наблюдала за его реакцией. Герой не простил издевательства над собой и застрелил девушку. Фальшивые чувства могут принести кратковременный душевный подъем, но затем неизменно ведут к трагедии.
  3. В рассказе И.А. Бунина « » женщина и мужчина встречаются спустя двадцать лет после бурного романа. Когда-то крестьянку и барина связывали крепкие чувства, но пришило время жениться, и, конечно, дворянин выбрал невесту из своего круга, забыв о любовнице. Но Надежда не смогла забыть Николая и оставить мысли о нем в прошлом. Она так и не вышла замуж, потому что всегда любила того, кто ее предал. Героиня так и не смогла простить своего мучителя, ведь по его милости она лишилась счастья супружества и материнства. «Все проходит, да не все забывается» — заключает она. Но и он не смог построить счастья на чужом горе: жена предала его, а сын оказался «подлецом».
  4. В рассказе И.А. Бунина «Холодная осень » описывается трагическая история любви. Героиня была помолвлена со своим женихом, но тут началась война, и он отправился на фронт добровольцем. В последний вечер он выразил надежду, что она не сразу его забудет, если его не станет. Она заплакала и испугалась от одной мысли, что это произойдет… Его убили через месяц после отъезда. Героиня вскоре тоже пережила потрясение и не одно: после революции она осталась круглой сиротой и жила тем, что продавала оставшиеся вещи. Так она встретилась с пожилым военным и вышла за него замуж, но никогда не могла забыть о своем женихе и о том прощальной вечере. Даже спустя тридцать лет скитаний, лишений и утрат она пришла к выводу, что в ее жизни не было ничего, кроме того холодного осеннего дня, когда они увиделись в последний раз. Этот пример доказывает, что любовь на всю жизнь — не миф, а реальность.
  5. В рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар » главный герой встретил прекрасную женщину на пароходе. У нее была семья, он тоже рассчитывал лишь на забавное знакомство, чтобы убить скуку. Но в разговоре между ними промелькнула икра страсти. Он убедил ее сойти с парохода и остановиться в гостинице. Они провели ночь вдвоем, но утром она попросила его поплыть на другом пароходе, а сама уехала. Героиня дала понять, что это произошло в первый и последний раз, и она вовсе не из тех, кто повторяет подобные ошибки. Свое страстное чувство она сравнила с солнечным ударом, который неминуемо должен пройти. Но едва она уехала, как он понял, что потерял свою любовь. Весь день он ходил по городу и не мог избавиться от воспоминания о ней. Он хотел броситься ее искать, но как найти? Ни имени, ни фамилии он не знал. Эта любовь с первого взгляда, с первого жеста осталась самым ярким воспоминанием в жизни обоих героев.
  6. В повести А.И. Куприна « » главная героиня изначально знала, что отношения с Иваном не принесут ей счастья. Она умела гадать и получала довольно точные прогнозы на будущее. Судьба открыла ей позор, который придется перенести, если она сблизится с избранником. Олеся долго колебалась и хотела миновать печальные последствия, но в итоге решила принять их, ведь чувства к Ивану того стоили. Любовь подарила ей незабываемое счастье, за которое она расплатилась, когда пошла в церковь и стала жертвой разъяренной толпы. Но даже тогда девушка благодарила судьбу за встречу с возлюбленным. Будучи избитой и опозоренной, лишаясь дома, Олеся не упрекала Ивана и не жаловалась на страдания. Ради наивысшего счастья взаимной любви стоит пойти на риск и даже на муки.
  7. В повести А.И. Куприна « » любовь привела героя не к счастью, а к смерти. Он был сильно влюблен в замужнюю женщину и мечтал о взаимности. Ромашов отдавал себе отчет, что разрушает брак, поэтому пытался сдерживать себя и не ходить к Николаевым. Но тепло этого дома и обаяние Шурочки манили его снова и снова. Сама женщина не спешила развеять иллюзии «друга» и воспользовалась его расположением. Она уговорила его пойти на дуэль с ее мужем, но стрелять понарошку, чтобы эта история поспособствовала его продвижению по службе. Но супруг Шурочки даже не собирался претворяться. Он убил соперника, а его жена получила то, что хотела — муж проявил себя и теперь претендовал на перевод в другое место. Она никого не любила, а хотела лишь переехать из глуши в большой город и обустроить свою жизнь более богато. Так, любовь погубила Ромашова, не дав ему ничего взамен, но отобрав жизнь.
  8. В рассказе А.И. Куприна « » изображен пример идеальной любви. Супруги Алмазовы любят и поддерживают друг друга, поэтому Николай, не имеющий выдающихся способностей, все-таки поступает в Академию. Этот путь был единственной возможностью для небогатых офицеров приобрести выгодные должности, поэтому герои так дорожили ею. Однажды Николай пришел в скверном расположении духа и пожаловался на то, что провалил экзамен. Поставив кляксу на чертеж, он нарисовал из нее куст, которого не было в изображенном месте. Преподаватель знал это и не зачел работу. Тогда Вера решила действовать незамедлительно: она заложила свои драгоценности и оплатила услугу садовника, который посадил кусты. Идея жены оказалась спасением для мужа: чертеж прошел проверку, и Алмазов не потерял своего места. Именно такие отношения, основанные на заботе, поддержке и готовности пожертвовать собой, можно назвать настоящей любовью.
  9. В повести А.И. Куприна « » главный герой продемонстрировал всю силу любви. Он был влюблен в княгиню, но она не отвечала ему взаимностью, ведь была замужем. Он полюбил ее еще тогда, когда она не создала семью, но они были из разных миров, и он, простой телеграфист, не мог посвататься к княгине — дворянке из знатного рода. Но Желтков нашел иное выражение для своей любви — он писал письма Вере, где изливал свою душу. Героиня равнодушно внимала его посланиям и ничего не скрывала от супруга. Но однажды вместе с письмом пришел драгоценный подарок — гранатовый браслет. Брат княгини пришел в ярость от нарушения приличий и вместе с мужем сестры потребовал у Георгия прекращения односторонней переписки. Поняв свою никчемность и даже вредность в жизни Веры, Желтков покончил с собой. Но сама Вера поняла, какую любовь она упустила. Ради нее он пожертвовал всем, даже жизнью, но ничего не потребовал взаимен и не бросил ни одного упрека. Это и есть настоящая любовь.
  10. 10.В рассказе А.И. Куприна «На разъезде » описывается судьбоносная встреча двух молодых людей, которые с первого слова понимали друг друга. Шахов продал небольшое имение и теперь ехал в Египет, а его попутчиками были супруги Яворские. Муж был желчным и злым человеком средних лет, а жена годилась ему в дочери. Юная Любовь Ивановна была сиротой на попечении у тетки, и та выдала ее замуж по своему усмотрению. Мольбы и слезы не помогли Любе избежать брака, и вот теперь она четыре года жила в положении наложницы. Муж всячески помыкал ею и язвительно упрекал в каждой оплошности. Желая пресечь разговор молодых людей, он грубо окрикнул ее. Тогда Шахов вышел на платформу, едва сдерживая ярость. Он хотел помочь этой девушке, ведь впервые в жизни встретил ту, кого можно назвать «второй половинкой». Они были близки и солидарны во всем, чего бы не обсуждали. Любовь выбежала к нему на платформу, и тогда он предложил ей бежать. Она согласилась и осталась с ним, а поезд с мужем ушел в направлении юга. Этот пример доказывает, что любовь обитает не в брачном свидетельстве, а в сердце человека, поэтому необходимо прислушиваться к себе и не придавать значения формальностям, если сердце говорит: «Да!».
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...