Стерджесс фотографии без смущения. Джок Стерджес

8 декабря в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве вновь откроется выставка фотографа Джока Стерджеса «Без смущения». В прошлом году ее со скандалом закрыли после обвинений в пропаганде педофилии.

В 2016 году экспозиция мэтра фотографии Джока Стерджеса открылась 8 сентября, но уже 25 сентября ее закрыли. Выставка вызвала огромный резонанс у общественности. На ней демонстрировались фотографии семей нудистов, с которыми Стерджес дружил и общался.

Специально для выставки было установлено возрастное ограничение «18+», несмотря на то, что для экспозиции в России специально отобрали самые целомудренные снимки. Но выставка все равно была закрыта. Причиной послужили жалобы члена Совета Федерации Елены Мизулиной и уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой, которые сочли снимки американского фотографа «педофильскими».

Во время выставки член прокремлевского движения SERB Александр Петрунько облил фотографии Джока Стерджеса мочой, которая попала тогда и на журналистов. Петрунько дали семь суток ареста за мелкое хулиганство.

В пресс-службе Центра фотографии имени братьев Люмьер заявили, что следствие длилось почти год. В итоге эксперты признали полное отсутствие признаков преступления и высокий художественный уровень работ.

Экспертиза Следственного комитета показала, что фотографии Стерджеса не направлены на стимуляцию сексуального влечения, а «относятся к категории художественных ценностей и порнографией не являются». Также в экспертизе говорится, что бурную реакцию снимки вызвали у части общества, «у которой гипертрофированный общественный темперамент пришел в опасный резонанс с невежеством».

На выставке «Без смущения 2.0» можно будет познакомиться не только с фотоработами, но и с историей закрытия экспозиции, выдержками из газет, фотографиями и видеосюжетами СМИ, а также материалами экспертизы и следствия. Выставка продлится с 8 декабря до 8 января.

Они выстроились живой цепочкой перед зданием - и никого в него не пускали, кроме представителей прессы и приехавших разбираться чиновников. Некий помощник муниципального депутата все-таки проникший в зал, попытался облить фотографии мочой, специально принесенной в бутылке. Его задержали полицейские, возможно, он будет наказан. По крайней мере, приехавший закрывать выставку член общественной палаты Антон Цветков осудил такие действия и призвал дать им юридическую оценку.
Ничего явно нарушающего российское законодательство среди экспонатов пока обнаружено не было, однако решение о закрытии приняли сами организаторы. «Раз возник такой резонанс, мы не можем быть в стороне от этого. Мы готовы по согласованию с представителями Общественной палаты России прекратить работу выставки», - цитирует Интерфакс руководителя Центра фотографии имени братьев Люмьер в Москве Эдуарда Литвинского.
Впрочем, для организаторов проблемы, вполне вероятно, только начались. Член Совета Федерации Елена Мизулина грозит им уголовным преследованием. «Организаторы выставки, по моему мнению, перешли недопустимую грань. Эта выставка - публичная демонстрация материалов с детской порнографией, что запрещено российским законодательством: статья Уголовного кодекса РФ 242.1. В связи с этим необходимо проверить, кто дал разрешение на проведение подобной выставки. Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства», - заявила она.
Солидарна с ней и детский омбудсмен Анна Кузнецова. По ее словам, работы художника, которые ранее были признаны Роскомнадзором «детской порнографией», никакого отношения к культурной жизни столицы не имеют, а организаторами выставки должна заняться прокуратура.
Выставка американского фотографа Джока Стерджеса, на которой представлены снимки с обнаженной женской натурой, открылась в Москве 8 сентября и должна была продлиться до конца октября. Среди фотомоделей есть и несовершеннолетние девочки 12-13 лет.
«Я очень опечален закрытием выставки, потому что Москва выглядит как город XXI века. Дух захватывает! Москва так изменилась за последние 40 лет! Я повстречал интереснейших людей, с настолько широким кругозором, что был поражен после беседы с ними», - прокомментировал ситуацию фотограф, которому, по крайней мере в России, ничего не грозит.
Джок Стерджес знаменит своими снимками с нудистских пляжей Северной Каролины, Ирландии и Франции. Герои его фотографий дали согласие на съемку и демонстрацию снимков. Фотограф не раз оказывался в центре скандалов из-за того, что снимает обнаженными несовершеннолетних. В 1990 году Стерджесом занималось ФБР. Против него выдвинули обвинения в производстве детской порнографии. Однако представленные доказательства суд счел несостоятельными.
Что касается буквы закона, он, возможно, действительно ее не нарушает. К детской порнографии в России и большинстве других стран относят изображения детей, совершающих действия сексуального характера или любую информацию с описанием таких действий. Таких снимков у Стерджеса вроде бы и нет.
Однако многие из них действительно за гранью общепринятых моральных норм и производят шокирующее впечатление. Куратор московской фотовыставки (на которой, справедливости ради, упомянутых шокирующих фотографий представлено не было) Наталья Григорьева утверждает, что все претензии надуманные, Стерджес, как она утверждает, - большое имя в мире фотографии. И знаменит «не потому, что у него есть обнаженная натура, а потому, что он умеет выстраивать композицию и заниматься светом».
Что ж, споры о пределах допустимости в искусстве вечны. Кто-то и в античных скульптурах или классической живописи видит только клубничку или порнографию. Но Джок Стерджес в одном из своих интервью фактически сам признал, что главное в его фотографиях как раз обнаженная натура. По его словам, трудно добиться известности, занимаясь художественной фотографией. У него же это получилось, вот только он не может понять - благодаря художественным достоинствам или возникающим вокруг его снимков скандалам. Но сомневаться тут вряд ли приходится - дело, скорее всего, именно в скандалах, так как ничего новаторского с точки зрения «композиции и света» специалисты в его работах не находят.
Зато в сексуальной объективации он преуспел. Напомним, объективация - это восприятие человека как товара или объекта для использования, без учета его личности или способности испытывать чувства. Товар этот прекрасно конвертируется в известность, пусть и скандальную, и приличный доход. Объективация женщин - дело совершенно обычное для современного капиталистического общества. Но когда она распространяется на детей, это порой вызывает возмущение и общественную реакцию. Правда, весьма ограниченную и потому малодейственную.
Собственно говоря, российское телевидение с многочисленными пошлыми ток- и поп-шоу, бессчетные детские конкурсы красоты и разного рода кастинги и показы мод (конкурс «Юная мисс Россия» проводится и в возрастной категории 3-6 лет) куда опаснее для нравственного здоровья общества, для духовного развития детей, чем полуторамесячная фотовыставка Джока Стерджеса. Не будь скандала, о ней широкая общественность и не узнала бы (зато сейчас его фотографии, причем куда более фривольные, чем на выставке, буквально заполонили Рунет). Но что-то ни «Офицеров России», ни активистов «Центра профилактики нарушений» не слышно. И никакого смущения по этому поводу омбудсмены, члены Совфеда и Общественной палаты, кажется, не испытывают.


В Москве впервые состоялась персональная выставка признанного мастера эротической фотографии мирового уровня. Джок Стёрджес лично, честно и без всякого смущения рассказал всем пришедшим на творческий вечер о своём жизненном пути, опыте в творчестве, о своих моделях и своей семье. Провокационное творчество Стёрджеса и обилие на его снимках обнажённой натуры вызывает довольно разную и далеко не всегда позитивную реакцию общественности во всех странах. Часть его работ повсеместно запрещена к публикации. Но чтобы понять и оценить суть его скандальной гениальности, нужно знать одну историю...


Джок родился в Нью-Йорке в 1947 году и с малых лет интересовался фотографией, которая определила его жизненный путь. В юности, будучи призванным в армейские ряды, Джок стал главным фотографом на военной базе в Японии. После демобилизации в 1970 году, он поступил в колледж в Вермонте, где изучал практическую психологию. Но его дипломная работы была посвящена психологии восприятия в фотографии. По окончании учёбы Джок стал преподавать фотографию и работать фотографом в индустрии моды.

Год он совместно работал с известным мастером фотопечати Ричардом Бенсоном, в чьей лаборатории ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других знаменитых фотографов, у которых было чему поучиться. В 1978 году Джок перебрался в Калифорнию, где получал множество заказов для рекламы, портретной съемки и от модных журналов.





Его работа всегда была сезонной. Зима - время обильных заказов, приносящих внушительных доход. А лето он проводил со своей семьёй и занимался любимым делом - фотографировал на пляжах Калифорнии, Франции или Ирландии колонии нудистов. Стерджес никогда не скрывал своего пристрастия к запечатлению обнажённого тела любых возрастных категорий: дети, подростки, беременных женщины, их семьи, мужья, родители, люди почтенного возраста… Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и до поздней зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек: «Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».


Джок всегда снимал своих моделей в натуральной обстановке, абсолютно естественной и гармоничной для них самих. Он никогда никого не просил и не заставлял позировать. Все его модели - это семьи из нудистских общин в их обычной среде обитания, в привычных для них условиях. Они не раздевались для фотосъемки, они были обнажёнными до его прихода и даже не думали одеваться после того как он делал последний кадр. Нагота для них вполне естественна. И Джок просто отражал их жизненный выбор, стараясь передать не только красоту тела в разное время жизни, но и силу характеров всех своих моделей.

Стэрджес не просто приходит на пляж, чтобы сделать серию фотографий, он живет жизнью этих людей, среди этих людей, постоянно общается с ними, помогает им решать бытовые вопросы. Он уверен, что только в случае добрых и длительных доверительных отношений, у него есть шанс получить удачный снимок. И да, сам мастер и его семья тоже принадлежат к сообществу нудистов. Согласитесь, нечестно было бы снимать жизнь и быт обнажённых людей, если сам искренне не разделяешь их убеждений. Некоторых из своих моделей Стерджес начинал фотографировать еще в период нахождения в материнской утробе и делал фотографии-хроники на протяжении тридцати пяти и более лет.




Все его модели и их родители знали о проводящейся фотосъёмке и участвовали в ней исключительно с добровольного согласия. Права на все кадры с обнажённой натурой принадлежат не фотографу, а самим моделям. Всех их Джок знает лично и много лет они дружат семьями. Но в разные периоды жизни люди могут по-разному относиться к публикации своих обнаженных тел. Поэтому каждый раз, собираясь использовать те или иные кадры в своих выставках или публикациях, Джок заново получает согласие на публикацию конкретных кадров у всех моделей. Сколько бы времени ни прошло с момента съёмок и сколько бы хлопот это не приносило, Джок Стерджес связывается со своими моделями для получения разрешения на показ снимков общественности. Деликатность, честность и абсолютная красота его фотографий не позволяют считать их слишком откровенными , в его кадрах нет ни одного элемента порочности или намёка на сексуальность, несмотря на изобилие обнажённой натуры.


Но многие люди просто не готовы воспринимать такое искренне творчество. Консервативная общественность США в 1990 году за снимки детей, девушек- и юношей-подростков устроила облаву на самого фотографа и его работы. Полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели арест работ и фотографической техники Стерджеса. Были конфискованы компьютер, фотоаппараты, все плёнки, негативы и печатные снимки. Но за него вступилась художественное сообщество США и Европы, вынудив признать действия ФБР и полиции незаконными. А суд Сан-Франциско так и не выдвинул Джоку Стёрджесу никаких обвинений. Инцидент был исчерпан, но вот скандал - нет. И именно благодаря этому скандалу о его творчестве узнали другие страны, заинтересовавшись ставшими уже шедеврами работами, которые стали широким достоянием общественности после многочисленных выставок по всему миру и выпусков более десяти его персональных фотоальбомов.


Во второй половине 1990-х годов против фотографа выступили протестантские общины США. Их активисты требовали уничтожения фотоальбомов Джока Стёрджеса. В конце 1990-х суд штата Алабама запретил фотографии Стёрджеса и Гамильтона как «фотографии лиц моложе 17 лет, совершающих неприличные действия». «Довольно странная формулировка», - прокомментировал решение суда Стэрджес, - «Люди на моих работах, фактически не совершают вообще никаких действий. Они - нудисты. Нагота здесь ничего не значит. Люди обнажены, потому что они нудисты и в теплое время года они просто не носят одежды, совершенно свободные от чувства смущения».

Судебные страсти вокруг фотографа уже давно поутихли и он спокойно работает, несмотря на возраст и популярность. В свои 60 с лишним лет он и не думает уходить на заслуженный отдых, а до сих пор успешно преподаёт, устраивает выставки, издаёт книги и много фотографирует. Джок Стерджес выполняет коммерческие и частные заказы зимой, а летом продолжает снимать на пляжях своих единомышленников по натуральному образу жизни. "Однако современный нудизм сильно изменился. И теперь меня сильно смущает, что современные взрослые женщины стали удалять естественную растительность в зоне бикине, что делает их тела похожими на юных девочек и выявляет на фото слишком интимные и лишние анатомические подробности. Это уже совсем не похоже на искусство" , говорит автор. "Ведь одни из самых важных моментов в моей работе - это честность, естественноть и отсутствие смущения".

На этой неделе Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий. Белом зале в экспозиции находится около 40 отпечатков фотографий от самых ранних работ 1970-х годов до современных дней. Все они сняты на крупноформатную карданную камеру 20х25 см с ипользованием монохромной печати на специальной бумаге. Камера Джока весит более 20 кг. Испробовав все современные новинки оборудования для фотографии, для съемок обнаженной натуры Стерджес предпочитает до сих пор придерживаться собственной технологии, которая передаёт всю суть и эмоции момента, позволяя зрителю не отвлекаться на лишние детали снимка, а наслаждаться качеством его целомудренных фото-историй. Вчера, 8 сентября, в рамках творческой встречи с Джоком Стерджес ом вниманию слушателей было представлено множество работ, не вошедших в экспозицию.


Джок Стерджес отличный мастер своего дела, приятный в общении, крайне этичный и чистоплотный человек. Я лично не одобряю и не понимаю нудизма как явления. У меня не укладывается в голове как взрослые люди могут позволить своим детям-подросткам находиться рядом с собой в таком виде... Но я не ханжа и не сужу людей. Это явление есть. И люди сами делают такой выбор. Они не пропагандирую свой образ жизни и не выставляют себя напоказ в обществе. Просто живут в дикой природе подальше от людей своими колониями. В Джоке меня восхитило, что он смог превратить свою жизнь в искусство. Его фотки и правда крайне целомудренны и безупречны по композиции и деталям кадра. Это на самом деле очень красиво. Но смотреть на них нужно именно на качественных отпечатках на бумаге с его огромной пленочной камеры. Там везде такие "говорящие" глаза... В инете на "пере-фотках" этот эффект совершенно теряется. Пока я писала эту статью, столкнулась со странностью - в сети полно его фото детей, но почти совсем нет взрослых, которых у него на самом деле большинство. На выставке работ с детьми совсем мало, в основном представлены именно взрослые люди. Эротикой эти фото назвать можно с большим трудом. Цель эротических фото - это постановочные кадры в чрезмерно откровенных позах с чувственными выражениями лиц, имеющие своей целью возбудить зрителя. А на всех фото Джока просто обычные персонажи, со своими жизненными настроениями. К сожалению, многие люди не умеют смотреть, видеть, слышать и понимать окружающий мир и самих себя. Им неведома разница между порнографией, эротикой и просто обнаженным телом. Наш мир слишком испорчен. Надеюсь мои размышления помогли вашему внутреннему миру стать немного богаче. Вот такой у меня выдался необычный опыт соприкосновения с творчеством)



Выставка открыта с 12:00 до 22:00 и продлится до 30 октября. Цена билета от 200 до 430 руб.

Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий - Джока Стёрджеса.

Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.

Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. Изображение женской натуры в периоды полового созревания и до него привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США в 1990х гг. Сначала полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники, несколькими годами позже активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. Позже все обвинения с автора были сняты.

Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура - снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей - девочек и девушек из нудистских общин - в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», - говорит автор.

Начав работу сериями в 1970ые годы, сейчас автор фотографирует уже третье поколение своих моделей. «У меня есть серии фотографий, отражающие 30- и 35-летние периоды жизни». Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и детства до подросткового периода и зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек:

«Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».

Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. После окончания учебы Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других именитых фотографов.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.

Центр фотографии имени братьев Люмьер показал около 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Выставка представит творчество автора от ранних работ 1970-ых годов до современных съемок.

Jock Sturges. Ad"ele_ Montalivet, France, 1999




Jock Sturges. Sin"ead_ Clifden, County Galway, Ireland, 1995

24 сентября детский омбудсмен Анна Кузнецова и сенатор Елена Мизулина потребовали от правоохранительных органов проверить выставку "Без смущения" на предмет детской порнографии. Пояснения организаторов о том, что все обнажённые модели на выставке - совершеннолетние женщины, никак не помогли.

После этого выставку забаррикадировали неизвестные бандиты, назвавшиеся членами общественной организации "Офицеры России". Полиция никак не отреагировала на незаконные действия преступников.

Выставка в результате была закрыта.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...